Вопросы формирования института финансового расследования. В государственном финансовом мониторинге Финансовые расследования в организациях

Работа посвящена проблеме теории и практики финансовых расследований. Автор делает попытку систематизировать основные понятия по финансовым расследованиям, а также раскрыть сущность и содержание деятельности специалистов в этой области.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовые расследования. Лекция (Владимир Теплов) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

1. Понятие и сущность финансовых расследований

Финансовое расследование – инновационный продукт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, результат многолетней научно-исследовательской работы и практического опыта применения результатов интеллектуальной деятельности подразделениями финансовой разведки, правоохранительных, налоговых и других государственных органов.

Право на использование финансовых расследований, как результат интеллектуальной деятельности (РИД), оформлено в установленном порядке и принадлежит Российской Федерации. В 2011 году право на финансовое расследование внесено в уставный капитал Центра финансовых расследований – специализированной организации, учрежденной Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации для целей оказания услуг органам государственной и муниципальной власти, государственным корпорациям, предприятиям с участием государства, коммерческим банкам, частным компаниям, коммерческим и некоммерческим организациям, инвестиционным фондам и частным инвесторам.

Финансовое расследование явление новое в российской практике, а с точки зрения российской экономической науки понятие, абсолютно не сформированное и неустойчивое.

Термин финансовые расследования нормативно не определен ни отечественной наукой, ни законодательством. Поэтому автор, обобщив различные точки зрения (в том числе мнения специалистов Центра финансовых расследований) по его сущности и содержанию, дает свое определение финансовым расследованиям.

Финансовое расследование – совокупность научных, оперативно-розыскных, аналитических, процессуальных и экспертных методов и процедур, направленных на:

– выявление и документирование нарушений нормативно-методических и нормативно-правовых актов в ходе управленческой и финансово-хозяйственной деятельности, связанных с посягательством на недобросовестное (незаконное) распределение и использование финансовых ресурсов;

– реализацию комплекса мер в рамках гражданского, уголовного и переговорного процессов, направленных на выявление, документирование и возмещение ущерба;

– создание условий для предотвращения экономического ущерба и привлечения виновных лиц к ответственности.

Характеристика финансовых расследований содержит в себе следующие элементы:

1. Объект – финансы (денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег).

2. Предмет – финансовые нарушения (совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) субъекта финансового права, за которое финансовым законодательством установлена ответственность).

4. Субъекты – правоохранительные и контролирующие органы, частные фирмы, специализированные организации (ЦФР).

5. Цели – предотвращение проблем, связанных с посягательством на финансы и имущество хозяйствующего субъекта; недопущение кризисных ситуаций; восстановление и обеспечение защиты нарушенных прав и законных интересов заказчика в уголовном, гражданском и переговорном процессах; привлечение виновных лиц к ответственности и возмещение ущерба.

6. Задачи – выявление и фиксирование правонарушений, признаков угроз финансово-хозяйственной деятельности, установление причинно-следственной связи между угрозами, отклонениями от нормальной хозяйственной деятельности и вызвавшими их причинами, путем проведения и использования результатов необходимых финансово-экономических исследований, комплексных судебных экспертиз и других мероприятий; выявление истинных причин возникновения рисков и наступления негативных последствий; определение размера ущерба.

Необходимо различать практику финансовых расследований как деятельность субъектов расследования и теорию финансовых расследований как научное направление.

Научная направленность финансовых расследований заключается в выявлении и изучении экономического механизма совершения нарушений в финансовой сфере, разработке рекомендаций для устранения экономических причин нарушений, методики профилактики, выявления и расследования указанных нарушений; изучение законодательства на предмет ухода от ответственности за совершенные нарушения, а также рекомендаций по построению эффективной финансовой системы.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

ВЫСШАЯ ШКОЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА

(ФАКУЛЬТЕТ)

К.В. Сомик, А.Г. Хабибулин

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ

Под общей редакцией

Доктора юридических наук, профессора С.М. Шахрая

Учебное пособие

МОСКВА 2015

Введение

1.1. Понятие и сущность

1.2. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика финансовых преступлений

1.3. Методы и средства информационно-аналитического обеспечения финансовых расследований

Глава 2. Анализ угроз финансовой безопасности

2.1. Понятие и структура финансовой безопасности

2.2. Основные угрозы финансовой безопасности

2.3. Оценка состояния преступности в сфере финансовой безопасности

Глава 3. Методика информационно-аналитического обеспечения финансовых расследований

3.1. Задачи и процедуры выявления и анализа скрытых схем финансовых преступлений

3.2. Информационно-аналитическое обеспечение расследования финансовых преступлений, совершаемых с использованием оффшорных схем

3.3. Информационно-аналитическое обеспечение информационной безопасности финансовой системы

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

В настоящее время необходимым условием эффективного выявления и расследования масштабных и организованных преступлений в финансовой сфере является совершенствование информационно-аналитического обеспечения системного противодействия финансовой преступности. Информационно-аналитическое обеспечение финансовых расследований – это сложный, высокотехнологичный вид управленческой деятельности, который предусматривает сбор и компьютерную обработку больших объемов информации из различных источников, подготовку и обоснование вариантов версий и решений на всех стадиях оперативного и уголовного процесса. Особую актуальность и в то же время сложность представляют задачи формирования целостной картины и доказательной базы таких преступлений, как отмывание (легализация) преступных доходов и незаконный вывоз капитала, которые связаны с уклонением от налогообложения в особо крупных размерах, сокрытием доходов в оффшорных зонах и др. Приоритетным направлением информационно-аналитической работы является своевременное информирование органов государственной власти о проблемах финансовой безопасности, причинах и условиях, способствующих совершению финансовых преступлений, мерах предупреждения и противодействия угрозам безопасности финансовой системы Российской Федерации.



В предлагаемом учебном пособии излагаются основыдисциплины « Информационно-аналитическое обеспечение финансовых расследований», цель которой заключается в том, чтобы сформировать у студентов комплекс знаний, умений и навыков по вопросам информационной и аналитической подготовки решений с использованием современных компьютерных методов и средств на различных стадиях расследования финансовых преступлений, выявления причин и условий, способствующих их совершению.

Дисциплина является составной частью модуля, включающего дисциплины, формирующие компетенции в сфере внедрения в процесс организации и управления расследованием финансовых преступлений методов и средств системного анализа и прикладной информатики. Для изучения данной дисциплины студенты должны владеть компетенциями, формируемыми дисциплинами «основы экономического анализа», «обеспечение финансовой безопасности», «уголовное право» и «предварительное следствие». В свою очередь знания, умения и навыки, формируемые в результате изучения данной дисциплины необходимы для изучения дисциплин «методика и методология расследования экономических и финансовых преступлений», «выявление экономических преступлений» и др.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать понятие и сущность информационного обеспечения финансовых расследований; основные направления и задачи информационно-аналитического обеспечения финансовых расследований; критерии оценки результатов информационно-аналитического обеспечения; компьютерные методы, методики и информационные технологии финансовых расследований; основы обеспечения информационной безопасности финансовой системы;

Уметь решать задачи информационно-аналитического обеспечения финансовых расследований; оценивать результаты информационно-аналитического обеспечения; применять компьютерные методы, методики и информационные технологии финансовых расследований; разрабатывать и реализовывать мероприятия по обеспечению информационной безопасности финансовой системы.

Владеть способностями анализа и прогнозирования криминогенных явлений и процессов в финансовой сфере; методами и средствами сбора, обработки, анализа и защиты информации, необходимой для финансовых расследований.

Глава 1. Основы информационно-аналитического обеспечения финансовых расследований

Понятие и сущность

Необходимым условием эффективности любой сложной, целенаправленной человеческой деятельности является организация информационно-аналитического обеспечения выработки и принятия решений, необходимых для достижения поставленных целей. В современных условиях невозможно себе представить успешного врача, ученого, оперативного работника или следователя, которые бы не использовали информационно-аналитические ресурсы и технологии, требуемые для выполнения профессиональных функций.

Для того, чтобы раскрыть понятие и сущность информационно-аналитического обеспечения финансовых расследований (ИАО ФР) необходимо прежде всего определить финансовые расследования как особый вид целенаправленной правоохранительной деятельности.

Термином финансовые расследования принято обозначать сложную, информационно - емкую и интеллектуальную деятельность, которая не ограничивается только уголовно-процессуальными рамками предварительного расследования преступлений.

Необходимость выделения и определения понятия финансовых расследований связана с ростом злоупотреблений в сфере финансовой системы, а также ростом, так называемой «беловоротничковой преступности». Чем изощреннее становятся схемы и механизмы подготовки и совершения финансовых правонарушений и преступлений, тем более востребована специализация кадров в области финансовых расследований.

В западных государствах, относящихся к системе общего права, понятие финансового расследования (Financial Investigation или Forensic Accounting (судебно-бухгалтерская экспертиза)) сформировалось и укрепилось достаточно давно и прочно. В мировой практике финансовые расследования реализуют следующие основные функции:

Прединвестиционный анализ (due diligence);

Восстановление активов (assets recovery);

Документирование фактов финансовых нарушений для последующих судебных процессов (judgement enforcement, litigation services);

Установление причин банкротства (bankruptcy fraud);

Выявление случаев корпоративного мошенничества (corporate fraud investigation);

Судебно-бухгалтерская экспертиза (forensic accounting and fraud).

В нашей стране выделилось два основных направления финансовых расследований:

Выявление финансовых рисков или фактов финансовых нарушений неуголовного характера (как правило, предмет деятельности специальных служб коммерческих организаций);

Выявление и документирование признаков объективной стороны преступлений в сфере финансов (предмет деятельности правоохранительных органов).

Мы будем рассматривать, преимущественно, правоохранительный аспект финансовых расследований, который проявляется в процессе оперативно-розыскной, судебно-бухгалтерской, документально-проверочной деятельности и предварительного расследования.

Однако, в нашем понимании финансовые расследования сами по себе намного шире и более многообразны, чем предварительное следствие и др. Эти понятия не только не тождественны, но и могут сочетаться лишь в некоторой части. Если при характеристике финансового расследования использовать понятия уголовного права, то задачу финансового расследования можно определить как выявление и документирование признаков объективной стороны преступления. Но аудит также может быть источником признаков объективной стороны финансовых преступлений, которые являются предметом предварительного расследования. С другой стороны, в результате расследования и выявления причин и условий совершения финансовых преступлений также может быть инициирован аудит какой – то сферы финансово-хозяйственной деятельности. Аналогично обстоит дело в отношении финансового мониторинга. Финансовый мониторинг – это деятельность по аналитической обработке информации о финансово-хозяйственной деятельности резидентов и нерезидентов в целях выявления по установленным критериям финансовых операций и сделок, подозрительных на легализацию (отмывание) преступных доходов и финансирование терроризма.

Таким образом, финансовые расследования – процесс, включающий аудит, финансовый мониторинг, оперативно-розыскную деятельность, судебно-бухгалтерскую, документально-проверочную деятельность и предварительное расследование в рамках уголовно-процессуальной деятельности. На всех стадиях этих видов деятельности необходима информационно-аналитическая подготовка принимаемых решений. Поэтому в основу ИАО ФР положен системный принцип циклически замкнутой подготовки принимаемых решений [ 52 ].

Объектом финансовых расследований при этом, очевидно, выступают, финансовые преступления. Поэтому рассмотрим специфику данной категории преступлений, которая определяет особенности информационно-аналитического обеспечения финансовых расследований.

В определенном смысле финансовые преступления - это общественно опасные деяния, посягающие на финансово-экономические отношения, урегулированные нормами финансового (в том числе налогового, валютного) и уголовного права, по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов государства), органов местного самоуправления, иных хозяйствующих субъектов.

Б.В. Волженкин выделял следующие группы преступлений в сфере финансов:

1. Преступления, нарушающие общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности: незаконная банковская деятельность.

2. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.

3. Преступления против интересов кредиторов: незаконное получение кредита; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности; неправомерные действия при банкротстве.

4. Преступления, связанные с проявлением монополизма и недобросовестной конкуренции: незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.

5. Преступления, нарушающие установленный порядок обращения денег и ценных бумаг: злоупотребления при выпуске ценных бумаг(эмиссии); изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов.

6. Преступления против установленного порядка внешнеэкономической деятельности (таможенные преступления): уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

7. Преступления против установленного порядка обращения валютных ценностей: незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга; нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней; невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

8. Преступления против установленного порядка уплаты налогов и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды (налоговые преступления).

9. Преступления против прав и интересов потребителей: нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм.

С учетом изложенных подходов в качестве финансовых преступлений мы будем рассматривать преступления в сфере экономики, а также иные взаимосвязанные с ними преступления, которые представляют угрозу финансовой безопасности Российской Федерации. Анализ такого рода преступлений позволяет выделить следующие их характерные особенности.

1. Организованный характер финансовых преступлений.

2. Масштабность ущерба, причиняемого финансовой системе и отдельным ее звеньям.

3. Многоэпизодность и сочетание преступлений с различными квалификациями.

4. Разнесение событий преступлений по месту, времени и участникам.

5. Конспиративность и коммуфлирование преступных действий и намерений.

6. Транснациональность и трансграничность.

7. Финансовые преступления – прямая угроза национальной и экономической безопасности.

8. Финансовые преступления – основа теневой экономики, а часто - источник финансирования терроризма и экстремизма.

9. Необходимость на раннем этапе предварительного расследования организации информационно-аналитического обеспечения, использующего современные компьютерный базы данных и аналитические методики.

Более подробно уголовно-правовые, криминалистические характеристики и особенности финансовых преступлений будут рассмотрены в следующем параграфе.

Ниже представлена модель целенаправленной деятельности по выявлению и расследованию финансовых преступлений, которая является объектом ИАО ФР (рис.1).


Рис. 1. Модель целенаправленной деятельности финансовых расследований

Модель любой целенаправленной деятельности согласно представляет собой контур с отрицательной обратной связью, в котором объект деятельности находится под воздействием потоков внутренней и внешней информации (событий). В нашем случае деятельность ИАО ФР должна быть организована таким образом, чтобы в текущем режиме отслеживать состояние финансовых расследований в аспекте достижения основных целей (или отклонения от них), каковыми являются своевременность и полнота выявления и раскрытия финансовых преступлений, возмещения причиненного ущерба, устранения причин и условий, способствующих их совершению. При этом основная задача информационного работника и аналитика заключается в том, чтобы в результате информационно-аналитического мониторинга своевременно выявлять и оценивать проблемные ситуации, связанные с отклонениями состояния финансового расследования от целевых установок и вырабатывать варианты версий для принятия соответствующих решений следователем или оперативным работником.

Таким образом, в соответствии с рассмотренной моделью предметом ИАО ФР являются процессы выработки сигналов, версий и обоснование вариантов оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных решений. Поэтому ИАО ФР является составной частью организации эффективного управления финансовыми расследованиями. В дальнейшем в качестве синонима для обозначения этой деятельности мы будем использовать термин «информационно-аналитическая работа» (ИАР).

Основными задачами и функциями ИАР являются:

1. Выявление системных признаков совершения организованных форм финансовых преступлений.

2. Формирование и анализ связных информационных структур, обеспечивающих системную доказательную базу финансовых расследований.

3. Выявление проблемных ситуаций в ходе финансовых расследований и причин их возникновения. Прогнозирование их развития.

4. Разработка мер по предупреждению и устранению угроз финансовой безопасности, возмещению причиняемого ущерба.

5. Поддержание и развитие информационных ресурсов, методов и средств организации ИАО ФР.

Рис.2. Структура понятия ИАО ФР

ИАО ФР осуществляется в рамках следующих основных законодательных актов:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон «О безопасности».

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации».

аспирант кафедры экономической и информационной безопасности
в финансово-кредитной сфере Финансовой академии при Правительстве РФ

Новые экономические, правовые и политические условия внесли в нашу жизнь и новые процессы, явления, виды деятельности.

В связи с тем, что финансовое расследование — явление новое в российской практике, научный подход еще не выработан. Это тот самый случай, когда практика идет впереди научной жизни.

На самом деле для того, чтобы правильно охарактеризовать понятие, целесообразно, как представляется, прежде всего определить, что такое расследование само по себе.

Согласно словарю Ушакова расследование — это всестороннее изучение, рассмотрение чего-либо 1 . Таким образом, с семасиологической точки зрения под расследованием понимается всестороннее исследование каких-либо процессов.

Исходя из этих определений по своему характеру и возможным задачам понятие «расследование » достаточно близко термину «оперативно-розыскная деятельность».

В соответствии со ст. 3 Закона РФ № 8-ФЗ от 1998 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами ОРД являются:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Исходя из целей, которые мы преследуем, идеи, заложенные в определении оперативно-розыскной деятельности, довольно удобно использовать, чтобы сформировать понятие «расследование», в том числе финансовое. В данном случае «угроза» целесообразно представить как любое явление, обстоятельство или процесс, представляющие интерес для исследователя.

Стоит также отметить, что заложенный в определении ОРД фактор влияния «угрозу» соответствует в корпоративной практике понятию «риск». Хотя и по отношению к безопасности организаций «угроза» может быть также вполне применима.

Таким образом, для расследования в целом характерно выявление и изучение признаков какого-либо явления или процесса (фактора влияния), а также причинно-следственной связи между явлениями, с одной стороны, и причинами, приведшими к этим явлениям, — с другой 2 .

Большая советская энциклопедия под фактором подразумевает причину, движущую силу какого-либо процесса, определяющую его характер или отдельные его черты 3 . Таким образом, думается, вполне правильно все предметы расследования понимать как факторы влияния.

На практике можно встретить различные виды и формы расследования:

  • уголовное;
  • служебное;
  • журналистское;
  • налоговое;
  • и, наконец, финансовое;
  • а также другие виды.

Эти формы и виды расследования зависят от того, какие задачи ставятся и какими способами эти задачи будут реализовываться.

Финансовое расследование — явление новое в российской практике, а с точки зрения российской экономической науки — понятие абсолютно не сформированное и неустойчивое. Однако уже имеются попытки связать финансовое расследование с уже имеющимися в российской практике институтами. В большинстве случаев проводят аналогии между финансовым расследованием и предварительным следствием.

Так, в одной из работ 4 под финансовым расследованием понимается сбор, всестороннее рассмотрение, изучение существенных обстоятельств совершенного нарушения в сфере денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства в связи с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств. Как видно, основная идея заимствована из учебника «Финансы» 5 .

Попробуем выяснить, отражает ли данное определение основные задачи и функции расследования.

Для того чтобы более полно представить сферу действия института финансового расследования, целесообразно обратиться к западной практике и теории.

Стоит отметить, что в западной практике понятие «финансовое расследование» достаточно прочно укрепилось, однако нельзя сказать, что сложилась прочная система научных понятий.

Расцвет подобных услуг и видов деятельности имел место в связи с ростом экономической преступности, а также преступлений, связанных с применением ИТ (так называемой «беловоротничковой преступности» — «white collar crimes »). Стало ясно, что система разрешения подобных проблем уже больше не может справляться с таким количеством правонарушений. К этой системе могут относиться и правоохранительная деятельность, и защита корпоративных интересов в арбитражных судах, и защита интересов и прав инвесторов, в том числе от случаев корпоративного мошенничества.

Стало понятно, что такие услуги, как аудит не могут удовлетворить возникшие потребности — ведь подобные задачи просто не ставились перед аудитом. Хотя стоит отметить, что в связи с участившимися случаями банкротств мировых компаний на аудит был возложен также ряд дополнительных обязанностей 6 .

Таким образом, появилось целое направление экономической деятельности.

Однако его классификация до сих пор не является устойчивой и общеизвестной.

Например, кроме понятия финансового расследования как такового (financial investigation ) существует также понятие «forensic accounting ». Многие организации объясняют понятие «forensic accounting », используя словарь Вебстера и совмещая в его определении понятия учета (accounting ) и судебной медицины (forensic medicine ).

В результате, эту деятельность представляют как методики в сфере бухгалтерского учета, используемые в отношении и для применения системы документирования и анализа хозяйственных и финансовых операций для решения правовых вопросов.

В российской практике это понятие по форме известно как судебно-бухгалтерская экспертиза.

Здесь стоит отметить, что forensic accounting хотя и можно определить в русском языке как СБЭ, однако по целям, приемам и методологии они резко отличаются друг от друга.

Очень важно отметить, что услуги по финансовому расследованию могут принимать различные формы или являться элементом многих других услуг, предлагаемых рядом крупнейших консалтинговых компаний.

Среди таких услуг можно особо отметить:

  • прединвестиционный анализ (due diligence );
  • восстановление активов (assets recovery );
  • документирование фактов хозяйственной деятельности для последующих судебных процессов (judgement enforcement, litigation services );
  • расследование с целью установления причин банкротства (bankruptcy fraud );
  • выявление случаев корпоративного мошенничества (corporate fraud investigation );
  • а также уже упомянутую судебно-бухгалтерскую экспертизу (forensic accounting and fraud ).

В институт финансового расследования многие западные компании, специализирующие на специфических услугах, включают также услуги смежных отраслей (например, обеспечение информационной безопасности, аудит компьютерных систем и другие).

При этом стоит отметить, что в западной практике (откуда, собственно, пришло понятие «финансовое расследование») не совсем ясно, что является системообразующим понятием, а что — его элементом. Речь идет о двух понятиях — forensic accountingfinancial investigation .

Логично было бы предположить, что financial investigation является более широким понятием, включающим в себя СБЭ.

Однако в некоторых компаниях существуют группы forensic , предоставляющие свои услуги в области финансовых расследований, идентификации операций, содержащих признаки отмывании «грязных» денег, корпоративного мошенничества, а также информационного сопровождения бизнеса (так называемой экономической разведки).

Есть и другая позиция. Ряд монографий предоставляют этим двум понятиям равный статус и рассматривают их как синонимы 7 .

В случаях, когда речь о финансовом расследовании идет как об инструменте правоохранительной деятельности, некоторые эксперты понимают этот институт как сбор, контроль, дополнение, обработку и анализ финансовой или связанной с ней информации в целях и от имени правоохранительной деятельности 8 .

Таким образом, субъектами финансового расследования являются как государственные организации, так и субъекты частного сектора экономики (в первую очередь консалтинговые компании).

При этом стоит отметить, что в рамках уголовного расследования финансовое расследование также может иметь место и свою роль.

Так, в федеральных органах налоговой полиции сбором доказательств в отношении объективной стороны преступления занимались подразделения документальных проверок (ранее — подразделения оперативного документирования, налоговых проверок). После передачи функций ОНП органам внутренних дел подразделения документальных проверок сохранились и продолжают успешно функционировать.

Основной их задачей является документирование признаков правонарушений, то есть выявление признаков неправомерного поведения в связи с причинами, которые к ним могли привести (например, выявлять признаки уклонения от уплаты налогов, механизм уклонения, должностных лиц организаций, которые причастны к возможному преступлению).

В результате установления тех или иных отклонений или нарушений следует выявить причину их возникновения — явились ли они следствием стечения обстоятельств, непрофессионализма или здесь просматриваются умышленные действия по подготовке и совершению преступлений.

Очевидно, что именно определение причинно-следственной связи между угрозами (факторами) и обусловившими их причинами будет являться главной задачей (и одновременно целью) финансового расследования. Суть в том, что только после того, как в результате финансового расследования будут установлены угрозы и риски, имевшие место, причины, их обусловившие, появится возможность принять верное управленческое решение.

Возможно, основной причиной отсутствия до сих пор устойчивого понятия финансового расследования является неправильное позиционирование его как института. В основном попытки формирования понятия основываются на проведении аналогии с такими формами деятельности, как предварительное следствие и налоговая проверка.

Прежде всего, финансовое расследование не следует ограничивать выявлением обстоятельств каких-либо нарушений. Однако и не следует возлагать на этот институт функции, которые ему по природе не свойственны, например, квалификацию тех или иных действий с точки зрения уголовного права. Не следует здесь пересекаться с органами предварительного следствия. Действующее уголовно-процессуальное законодательство достаточно полно в этой связи освещает правоохранительную систему: кто может квалифицировать, какова процедура принятия подобных решений.

Расследование само по себе намного шире и более многообразно, чем предварительное следствие. Они не только не тождественны, как предполагают некоторые исследователи, но и вообще могут сочетаться лишь в некоторой части.

Высказывается также утверждение, что назначение и проведение налоговой проверки может являться основанием для начала финансового расследования 9 .

В соответствии со ст. 82 НК РФ выездная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля и назначается на основании соответствующего решения руководителя налогового органа.

Руководствуясь ст. п. 3 ст. 32 НК РФ, при выявлении в ходе налогового контроля обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в 10-дневный срок сообщить об этом в органы внутренних дел и направить материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством органы предварительного следствия обязаны в 3-дневный срок принять решение о возбуждении уголовного дела. Все мероприятия, проводимые по результатам налоговой проверки, четко прописаны в соответствующих нормативно-правовых актах.

Таким образом, налоговая проверка ни в коем случае не может рассматриваться как элемент, предшествующий стадии финансового расследования. Очевидно, что налоговая проверка, по сути, уже представляет собой стадию финансового расследования, в данном случае принимающая форму налогового расследования!

Однако в соответствии с действующим законодательством налоговая проверка может являться основанием для принятия соответствующего решения в рамках налогового контроля, а также основанием для начала уголовного расследования.

Стоит заметить, что финансовое расследование — понятие комплексное. Оно не может изменяться в зависимости от сферы применения, от поставленных в рамках него отдельных задач. В этом и состоит роль и значение науки — сформировать методологическую базу для определенной практической деятельности. И, конечно же, нельзя говорит о финансовом расследовании отдельно как о научном направлении и практической деятельности. Все это — разные проявления, формы одной сути. Теория не может существовать без практики, как и наоборот.

Если, характеризуя финансовое расследование, использовать понятия уголовного права, то задачу финансового расследования можно определить как документирование признаков объективной стороны преступления. Иными словами, задачей финансового расследования является выявление, исследование и фиксирование признаков угроз экономической деятельности, установление причинно-следственной связи между угрозами, отклонениями от нормальной хозяйственной деятельности и вызвавшими их причинами.

Своевременное выявление угроз и установление причин, способствовавших их появлению, является необходимым условием для принятия эффективных решений.

Собственно говоря, не важно, в какой связи и какой сфере деятельности эти решения должны приниматься — правоохранительная деятельность, выявление собственниками или инвесторами случаев корпоративного мошенничества

Таким образом, можно выделить три основные задачи финансового расследования:

  • обнаружение угроз или наступивших негативных факторов;
  • определение размера ущерба в связи с их наступлением;
  • выявление истинных причин угроз и рисков.

Иными словами, выявление всех признаков неблагоприятного явления. Признаками могут быть различные данные, по совокупности которых можно узнать, определить или описать предмет или явление. Эти признаки необходимо рассматривать и оценивать в совокупности с другими фактами или обстоятельствами.

Отсутствие формально признанного понятия «финансовое расследование» может привести гораздо больше, чем просто к заблуждению. От этого зависит теоретическое обоснование всей системы финансового контроля, в первую очередь государственного.

Та или иная форма, которую принимает процесс расследования, не должна оказывать влияния на цели, задачи и методы, которые применяются на практике.

Однако от формы проведения расследования напрямую зависят последствия расследования, применяемые инструменты и, конечно, субъекты, непосредственно проводящие расследование.

В этой связи основным образом финансовые расследования, как представляется, можно классифицировать по сфере интересов:

  • финансовые расследования для защиты государственных интересов;
  • финансовые расследования для защиты корпоративных интересов (в том числе инвесторов—частных лиц).

В качестве важного метода (инструмента) финансового расследования выступает формирование самой модели проведения самого расследования.

Последовательность этапов расследования (модель) можно представить следующим образом:

при этом в каждом конкретном случае модель может претерпевать определенные изменения.

Главная особенность финансового расследования заключается в том, что оно проводится в случаях, когда предполагается наступление угроз. Иными словами, расследование всегда представляет собой ретроспективный взгляд.

1 Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1939.

3 БСЭ. Т. 27. — 3-е изд. — М., 1997.

4 К вопросу о выработке научного определения финансовых расследований // Вестник Финансовой академии. — 2003. — № 1.

5 Родионова В.М. Финансы. — М.: Финансы и Статистика, 1999.

6 Закон Сарбейнза-Оксли от 2002 года стал наиболее широким по своему охвату законодательным актом о ценных бумагах. Он также затраивает ряд важных вопросов, касающихся новых правил составления финансовой отчетности и аудита. (Прим. гл. редактора).

7 George A. Manning . Financial investigation and forensic accounting.

8 Petrus C. van Duyne, Marcel Pheijffer and others. Financial Investigation of Crime: A tool of the integral law enforcement approach. — The Hague: Koninklijke Vermande, 2001, 201 p.

9 Кондратьева Е.А., Горюнов А.Р. К вопросу формирования научного определения финансового расследования // Вестник Финансовой академии. — 2003. — № 1.

Н.А. Пименов

доцент кафедры «Налоговая полиция»

ФИНАНСОВЫЕ расследования:

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ

Расследование правонарушений и преступлений в финансовой сфере сопряжено со значительными трудностями. Это связано прежде всего с тем, что наметились неблагополучные тенденции в структуре и динамике преступлений, совершаемых в финансовой сфере, повысилась общественная опасность таких деяний, дела названной категории в подавляющем случае являются многоэпизодными, с разветвленной сетью преступных связей не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом, здесь часто применяются изощренные финансовые схемы с использованием новейших электронных технологий.

Эффективность расследования правонарушений и преступлений в финансовой сфере зависит от ряда причин: от конкретных обстоятельств, от ситуации, от знаний и умений исполнителя, проводящего расследование и т.д.

В то же время немаловажное значение имеют и теоретические разработки. Непроработанность многих понятий затрудняет проведение единой политики в области борьбы с правонарушениями и преступлениями в финансовой сфере. В первую очередь, на наш взгляд, это касается такого понятия как «финансовые расследования».

Данное понятие в последнее время часто используется как в зарубежной, так и российской правоприменительной практике.

Так, полицейские подразделения, созданные для расследования финансовых преступлений и преступлений «белых воротничков», в том числе отмывания незаконных доходов, часто называют группами финансовых расследований. Термин «финансовые расследования» активно используется и применяется в лексиконе международных организаций, созданных для борьбы с отмыванием денег, таких как Рабочая группа по осуществлению финансовых мер против отмывания денег (ФАТФ), Рабочая группа стран Карибского бассейна по осуществлению финансовых мер против отмывания денег и ряде других. С российской стороны в деятельности

международных организаций в области противодействия легализации (отмыванию) доходов преступным путем принимает участие Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России).

В Белоруссии, например, вопросами налоговых и финансовых преступлений занимается Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

При Главном управлении международного сотрудничества ФСНП России (ГУМС ФСНП России) создан Координационный совет органов налоговых (финансовых) расследований стран СНГ (КСОНР).

Термин «финансовые расследования» еще не имеет принятого, точно выверенного закрепления ни в отечественной науке, ни законодательно. Размытость и нечеткость данного понятия создает неопределенность в понимании сущности и содержания термина «финансовые расследования», не позволяет эффективно его использовать в практической плоскости в связи с различным толкованием.

Как известно, предмет расследования относится к области предварительного расследования преступлений.

Расследование определяется как предварительное потому, что оно осуществляется до судебного разбирательства дела, в ходе которого, как известно, решается вопрос о виновности лица в совершении преступления и назначается наказание за совершенное деяние.

Стадия предварительного расследования следует непосредственно за стадией возбуждения уголовного дела.

Ее содержанием является деятельность органа дознания, следователя и прокурора, направленная на то, чтобы с помощью производства следственных действий по собиранию доказательств быстро и полно раскрыть преступление, всесторонне и объективно установить обстоятельства дела, изобличить виновных в совершении данного преступления, обеспечить привлечение их к уголовной ответственности и подготовить материалы уголовного дела для судебного разбирательства.

Кроме этого, по конкретному уголовному делу следует выяснить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, принять необходимые меры к их устранению, а также принять меры к возмещению причиненного преступлением ущерба.

Однако для того, чтобы суд имел возможность разрешить уголовное дело и вынести законный, обоснованный и справедливый приговор, орган расследования должен собрать достаточные доказательства, которые могут быть положены в основу приговора. Помимо этого, на предварительном следствии могут быть установлены обстоятельства, дающие основание прекратить уголовное дело.

По действующему уголовному законодательству Российской Федерации предварительное расследование проводится по подавляющему большинству уголовных дел, направляемых в суд. Лишь в случаях, точно указанных в законе, его производство не требуется, например, по делам частного обвинения - часть вторая ст. 20 УПК РФ. Расследование завершается принятием итогового процессуального решения (прекращение уголовного дела, направление уголовного дела в суд) или приостанавливается по основаниям, указанным в законе. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ст. 150 УК РФ).

Основной формой расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относит к этой сфере производство по большинству уголовных дел (ст. 150 УК РФ), а во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым суд или прокурор.

Дознание производится по уголовным делам о преступлениях, указанных в части третьей ст. 150 УК РФ. Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, начинается органом дознания и состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. К таким следственным действиям относятся: осмотр; обыск; выемка; задержание и допрос подозреваемых; освидетельствование; допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор. Эта форма дознания ограничена 10дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. По истечении этого срока дело направляется следователю.

Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о результатах.

Помимо выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей на некоторые органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в

целях выявления и раскрытия преступлений, изобличения лиц, их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельным функциям органов дознания, предусмотренных Законом об оперативно-розыскной деятельности и другими актами.

Рассмотренный выше порядок предварительного расследования закреплен нормами процессуального права и регулирует отношения, возникающие в процессе расследования преступлений уголовных дел.

В Большом юридическом словаре дана следующая формулировка понятия «расследование»: «Расследование (предварительное расследование) - стадия уголовного процесса, заключающаяся в осуществляемой под надзором прокурора деятельности органов дознания и предварительного следствия по собиранию, закреплению и исследованию доказательств, чтобы установить наличие или отсутствие события преступления, лиц, виновных в его совершении, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела».

По нашему мнению, приведенная выше трактовка «расследования» не является достаточной применительно к финансовой сфере, так как не охватывает все разнообразие финансовых нарушений и не только значительно сужает возможности правоприменительной практики, но и накладывает ограничения на субъекты расследования.

Из вышеприведенного определения следует, что термин «расследование» охватывает только те деяния, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

В то же время известно, что не все финансовые правонарушения являются преступлениями. И механистически соединять понятие «финансы» и указанную выше дефиницию «расследование» с целью образования совершенно нового понятия «финансовые расследования», по нашему мнению, было бы нелогично по ряду причин.

Для выяснения сущности искомого понятия обратимся к объекту расследования в финансовой сфере - финансам.

Финансовые отношения выражают денежные отношения, которые возникают:

° между предприятиями в процессе приобретения товарноматериальных ценностей, реализации продукции и оказания услуг;

° между предприятиями и вышестоящими организациями при создании фондов денежных средств и их распределении у этих вышестоящих организаций;

° внутри предприятия при формировании и кругообороте его фондов;

° внутри домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджета семей;

° между государством и предприятиями при уплате предприятиями обязательных платежей в бюджетную систему и финансировании расходов;

° между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

° между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении средств;

° между отдельными звеньями бюджетной системы и др.

Непосредственно деньги, обслуживающие финансовые отношения, образуют финансовые ресурсы.

В зависимости от уровня субъектов финансовых ресурсов выделяют:

Государственные финансы Финансы предприятий и организаций Финансы домохозяйств.

В зависимости от объектов финансовых ресурсов выделяют:

° децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне;

° централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне.

Как видим, с одной стороны, финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, с другой стороны, финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме в различных сферах и уровнях расширенного воспроизводства. Отсюда, собственно, и вытекает разнообразие норм права, регулирующих финансовые отношения.

Движение денег за рамками правового поля приводит к определенным нарушениям в финансовой сфере, и в этом случае мы можем говорить о финансовых правонарушениях и

преступлениях. Движение денег за рамками правового поля, характеризующееся как общественно опасное деяние, будет являться финансовым преступлением и регулироваться нормами уголовного права.

В то же время, как показывает практика, не все финансовые нарушения являются преступлениями и, соответственно, не могут сводиться только к уголовной ответственности. Значительная часть из них регулируется Налоговым кодексом; Таможенным кодексом; Бюджетным кодексом; Кодексом об административных правонарушениях; валютным законодательством и др.

В этой связи предметом расследования в финансовой сфере, по нашему мнению, являются «финансовые нарушения». Аргументы в пользу такого подхода следующие: во-первых, данный термин охватывает все многообразие форм финансовых отношений, а во-вторых, несет в себе все характерные признаки посягательства на отношения по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъектов экономических отношений.

Корреляция выявленных нарушений и степени общественной опасности (правонарушение или преступление), а также норм права, регулирующих конкретное финансовое нарушение, является прерогативой субъектов, проводящих данное расследование. К субъектам финансовых расследований в данной интерпретации следует относить не только правоохранительные органы, но и контролирующие органы - МНС, ЦБ, Минфин, Счетную палату и др. Отчасти к субъектам, проводящим финансовые расследования, можно отнести и частные фирмы в рамках Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, цель расследований в финансовой сфере не ограничивается только неотвратимостью наказания, но и преследует восстановление нарушенных финансовых интересов потерпевшей стороны.

По нашему мнению, характеристика финансовых расследований должна содержать в себе следующие элементы:

Объект - финансы.

Предмет - финансовые нарушения.

Цель - карательная: неотвратимость наказания за совершенные правонарушения и преступления; правовосстановительная: восстановление нарушенных финансовых интересов потерпевшей стороны.

Субъекты - правоохранительные и контролирующие органы, частные фирмы.

Здесь необходимо добавить, что любое расследование по своей природе является активным и требует совершения определенных действий для достижения результата. Регулирование отношений, возникающих в процессе финансовых расследований, осуществляется в рамках процессуального права.

Таким образом, на основании изложенного можно предложить следующую формулировку понятия «финансовые расследования»:

«Под финансовыми расследованиями как процессуальной деятельности следует понимать сбор, закрепление, всестороннее рассмотрение, изучение существенных, имеющих значение для дела обстоятельств совершенного нарушения, связанного с посягательством на отношения по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъектов экономических отношений».

Многогранность и неопределенность множества фактических данных исследуемого вопроса не позволяет в полной мере делать точные выводы и предлагать законченную классификацию финансовых расследований. Тем не менее мы полагаем, что известная фактография в области финансовых правонарушений и преступлений позволяет предложить подход к классификации финансовых расследований, в основе которого лежит классификация финансовых нарушений.

Так, в зависимости от сферы обращения различают:

Финансовые нарушения в сфере налогообложения Финансовые нарушения в сфере кредитного рынка Финансовые нарушения в сфере межбанковского денежного рынка

Финансовые нарушения в сфере страхового рынка Финансовые нарушения в сфере валютного рынка Финансовые нарушения в сфере обращения ценных бумаг Финансовые нарушения на рынке товаров и услуг.

В зависимости от вида операций различают нарушения в сфере расчетных, учетных, кредитных, валютных, фондовых операций.

В зависимости от стадии финансовых отношений различают:

нарушения на стадии формирования фондов денежных средств; нарушения на стадии распределения и перераспределения фондов денежных средств;

нарушения на стадии использования фондов денежных средств.

В зависимости от вида финансов различают: нарушения в сфере государственных финансов; нарушения в сфере финансов предприятий; нарушения в сфере домашних хозяйств.

Полагаем, что приведенная выше классификация органично корреспондирует с финансовыми расследованиями и является самодостаточной для ее коррекции и кооптации в классификацию финансовых расследований. Это позволяет предложить ее в качестве основы для классификации финансовых расследований.

С тем чтобы не повторяться, позволим себе привести в качестве примера фрагмент классификации финансовых расследований.

Как уже говорилось, в зависимости от сферы обращения различают финансовые расследования в сфере налогообложения; финансовые расследования в сфере кредитного рынка; финансовые расследования в сфере межбанковского денежного рынка и т.д.

В то же время, исходя из вышеизложенных аргументов, предложенная классификация финансовых расследований требует следующих дополнений.

© В зависимости от субъектов, проводящих расследование, необходимо различать:

Финансовые расследования, проводимые государственными органами в пределах своих полномочий (при нарушении интересов государства, юридических и физических лиц);

Финансовые расследования, проводимые частными

организациями в рамках существующего законодательства (при нарушении интересов только юридических и физических лиц).

© В зависимости от уровня общественной вредности необходимо различать:

Финансовые расследования нарушений, ответственность за

совершение которых предусмотрена в Налоговом кодексе; Таможенном кодексе, Бюджетном кодексе; Кодексе об административных правонарушениях; валютном

законодательстве и др.;

Финансовые расследования нарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена исключительно в Особенной части Уголовного кодекса.

Таким образом, классификация финансовых нарушений имеет системный характер и определенную завершенность, органично соединяет в себе многогранность финансовых отношений и необходимую последовательность и целостность норм процессуального права. Данное обстоятельство, как нам кажется, позволяет апробировать предложенную классификацию в практической работе при проведении финансовых расследований.

В заключение хотелось бы отметить, что исследование данной темы дает возможность глубже уяснить признаки правонарушений и преступлений, совершаемых в финансовой сфере, уяснить смысл и содержание соответствующих норм уголовного и иного права и потому требует дальнейшего дискуссионного наполнения и научной полемики.


Анализ информации – получение знаний об объектах, необходимых для проведения финансового расследования Накопление обработанных и структурированных собранных сведений, образующих аналитическую информацию Обработка информации анализ, систематизация и структурирование полученных данных с целью их последующего накопления и интеграции их с другими информационными ресурсами. Сбор данных об искомых объектах (событиях, фактах, предметах, лицах и т.п.). СТАДИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОЦЕССА


Информационный массив ЕГРЮЛ а) организационно-правовая форма, полное наименование и аббревиатура; а) организационно-правовая форма, полное наименование и аббревиатура; б) Основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) юридического лица; б) Основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) юридического лица; в) государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в ЕГРЮЛ (ГРН); в) государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в ЕГРЮЛ (ГРН); г))наименование и адрес органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица; г))наименование и адрес органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица; д) фамилия, имена и отчества руководителя и главного бухгалтера юридического лица, номера их рабочих телефонов; д) фамилия, имена и отчества руководителя и главного бухгалтера юридического лица, номера их рабочих телефонов; д) идентификационные данные учредителей юридического лица; д) идентификационные данные учредителей юридического лица; е) код общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства; е) код общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства; ж) номера банковских счетов с указанием дат их открытия и закрытия с указанием наименований банковских учреждений. ж) номера банковских счетов с указанием дат их открытия и закрытия с указанием наименований банковских учреждений.


Информационный массив ЕГРИП а) фамилия, имя, отчество зарегистрированного индивидуального предпринимателя, его дата рождения и адрес места регистрации; а) фамилия, имя, отчество зарегистрированного индивидуального предпринимателя, его дата рождения и адрес места регистрации; б) его идентификационный номер (ИНН); б) его идентификационный номер (ИНН); в) номер и дата выдачи свидетельства индивидуального предпринимателя; в) номер и дата выдачи свидетельства индивидуального предпринимателя; г) адреса нахождения торговых точек; г) адреса нахождения торговых точек; д) идентификационные данные зарегистрированных контрольно-кассовых машин и адреса мест, где они установлены; д) идентификационные данные зарегистрированных контрольно-кассовых машин и адреса мест, где они установлены; е) номера банковских счетов и наименования банковских учреждений. е) номера банковских счетов и наименования банковских учреждений.


Информационный массив «Бронирование авиабилетов» а) фамилия, имя авиапассажира; а) фамилия, имя авиапассажира; б) дата рождения; б) дата рождения; в) номер и вид документа; в) номер и вид документа; г) дата и место приобретения авиабилета; г) дата и место приобретения авиабилета; д) дата вылета, номер, рейса; д) дата вылета, номер, рейса; е) сведения о лицах, совместно приобритавшие билеты е) сведения о лицах, совместно приобритавшие билеты


Поводы и основания для проведения финансового расследования. Поводом для проведения финансового расследования служат: Поводом для проведения финансового расследования служат: а)сообщения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, получаемые ПФР в соответствии с действующим законодательствов; а)сообщения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, получаемые ПФР в соответствии с действующим законодательствов; б)запросы зарубежных ПФР, получаемые по каналам международного сотрудничества в установленном порядке; б)запросы зарубежных ПФР, получаемые по каналам международного сотрудничества в установленном порядке; в)письменные запросы правоохранительных и иных органов государственной власти; в)письменные запросы правоохранительных и иных органов государственной власти; г)письменные обращения и заявления организаций и граждан; г)письменные обращения и заявления организаций и граждан; д) справка об обнаружении фактов, содержащих возможные признаки ОД/ФТ и выявленных в результате инициативного поиска по внешним информационным ресурсам, включая СМИ, а также в ходе взаимодействия с органами государственной власти и организациями. д) справка об обнаружении фактов, содержащих возможные признаки ОД/ФТ и выявленных в результате инициативного поиска по внешним информационным ресурсам, включая СМИ, а также в ходе взаимодействия с органами государственной власти и организациями. Основанием для проведения финансового расследования служат подлежащие проверке фактические данные о возможном совершении операций и сделок с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма. Основанием для проведения финансового расследования служат подлежащие проверке фактические данные о возможном совершении операций и сделок с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма.


Этап «первичного анализа» - информационный поиск, анализ, оценка и отбор информации из базы данных об операциях и сделках для целей ее первичной проверки; - информационный поиск, анализ, оценка и отбор информации из базы данных об операциях и сделках для целей ее первичной проверки; - информационный поиск по внешним информационным ресурсам, включая СМИ и материалы взаимодействия с органами власти, на предмет инициативного обнаружения фактов, содержащих возможные признаки ПОД/ПФТ и требующие первичной проверки; - информационный поиск по внешним информационным ресурсам, включая СМИ и материалы взаимодействия с органами власти, на предмет инициативного обнаружения фактов, содержащих возможные признаки ПОД/ПФТ и требующие первичной проверки; - анализ и оценка инициативно отобранной и полученной от внешних организаций информации на предмет приоритетности ее взятия в первичную проверку; - анализ и оценка инициативно отобранной и полученной от внешних организаций информации на предмет приоритетности ее взятия в первичную проверку;


Этап «первичной проверки» Проверка информации, инициативно отобранной или полученной по каналам информационного обмена с внешними организациями, с использованием доступных внутренних и внешних информационных ресурсов (баз данных) на предмет наличия оснований для проведения углубленной проверки или принятия решения о направлении информации и материалов в правоохранительные органы без проведения углубленной проверки; Проверка информации, инициативно отобранной или полученной по каналам информационного обмена с внешними организациями, с использованием доступных внутренних и внешних информационных ресурсов (баз данных) на предмет наличия оснований для проведения углубленной проверки или принятия решения о направлении информации и материалов в правоохранительные органы без проведения углубленной проверки;


Этап «углубленного финансового расследования» Проведение углубленной проверки путем дополнительного сбора (в том числе с направлением письменных запросов в органы власти, кредитные и некредитные организации и зарубежные подразделения финансовой разведки), аналитической обработки и оценки полученной информации на предмет достаточности оснований, свидетельствующих о том, что операции, сделки связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Проведение углубленной проверки путем дополнительного сбора (в том числе с направлением письменных запросов в органы власти, кредитные и некредитные организации и зарубежные подразделения финансовой разведки), аналитической обработки и оценки полученной информации на предмет достаточности оснований, свидетельствующих о том, что операции, сделки связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.


Этап «реализации результатов финансового расследования» -направление информации и материалов в правоохранительные органы; -направление информации и материалов в правоохранительные органы; -направление информации и материалов в зарубежные ПФР в рамках международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма; -направление информации и материалов в зарубежные ПФР в рамках международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма; -информирование правоохранительных органов без раскрытия банковской тайны с указанием контрагентов выявленных финансовых операций, приблизительных сумм, периода совершения операций и их характера. Информирование без раскрытия банковской тайны осуществляется в случае выявления финансовых операций при отсутствии достаточных оснований полагать, что они связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов или финансированием терроризма. -информирование правоохранительных органов без раскрытия банковской тайны с указанием контрагентов выявленных финансовых операций, приблизительных сумм, периода совершения операций и их характера. Информирование без раскрытия банковской тайны осуществляется в случае выявления финансовых операций при отсутствии достаточных оснований полагать, что они связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов или финансированием терроризма.


Этап «сопровождения переданных материалов» осуществление информационно-аналитического сопровождения переданных информации и материалов во взаимодействии с правоохранительными органами и зарубежными ПФР, а именно: осуществление информационно-аналитического сопровождения переданных информации и материалов во взаимодействии с правоохранительными органами и зарубежными ПФР, а именно: -проведение дополнительных финансовых расследований по вновь вскрытым обстоятельствам и фигурантам; -проведение дополнительных финансовых расследований по вновь вскрытым обстоятельствам и фигурантам; - направление в правоохранительные органы информации и материалов в дополнение к ранее направленным; - направление в правоохранительные органы информации и материалов в дополнение к ранее направленным; -контроль за результатами рассмотрения правоохранительными органами переданных информации и материалов, а также принятыми по ним процессуальными решениями. -контроль за результатами рассмотрения правоохранительными органами переданных информации и материалов, а также принятыми по ним процессуальными решениями.


Виды финансовых расследований а)инициативные финансовые расследования - по материалам первичного анализа, оценки и отбора из базы данных информации об операциях и сделках, а также по материалам инициативного обнаружения признаков и фактов легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма в результате поиска по внешним информационным ресурсам; а)инициативные финансовые расследования - по материалам первичного анализа, оценки и отбора из базы данных информации об операциях и сделках, а также по материалам инициативного обнаружения признаков и фактов легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма в результате поиска по внешним информационным ресурсам; б)международные финансовые расследования - по материалам зарубежных ПФР; б)международные финансовые расследования - по материалам зарубежных ПФР; в)финансовые расследования по материалам правоохранительных и иных органов государственной власти; в)финансовые расследования по материалам правоохранительных и иных органов государственной власти; г)финансовые расследования, инициированные по результатам надзорной деятельности; г)финансовые расследования, инициированные по результатам надзорной деятельности; Проверка тех организаций, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, например нотариальных, букмекерских контор. Проверка тех организаций, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, например нотариальных, букмекерских контор. д)финансовые расследования, инициированные по результатам рассмотрения обращений и заявлений организаций и граждан. д)финансовые расследования, инициированные по результатам рассмотрения обращений и заявлений организаций и граждан.


Основные формы документирования хода и результатов проводимых в рамках финансового расследования мероприятий а)документы (справки, служебные записки, заключения, экспертно-оценочные листы, схемы, таблицы и т.д.); а)документы (справки, служебные записки, заключения, экспертно-оценочные листы, схемы, таблицы и т.д.); б)специализированные учеты (в том числе учет фигурантов, регистрационный учет дел финансовых расследований, архивный учет и т.д.); б)специализированные учеты (в том числе учет фигурантов, регистрационный учет дел финансовых расследований, архивный учет и т.д.); в)дела (материалы) финансовых расследований. в)дела (материалы) финансовых расследований.


Виды дел (материалов) финансовых расследований а)первичные материалы (ПМ) - заводятся на стадии первичной проверки; а)первичные материалы (ПМ) - заводятся на стадии первичной проверки; б)информационные подборки (ИП) - заводятся на стадии углубленного финансового расследования; б)информационные подборки (ИП) - заводятся на стадии углубленного финансового расследования; в)контрольно-наблюдательные дела (КНД) - заводятся на стадии контрольного сопровождения материалов, переданных в правоохранительные органы с раскрытием банковской тайны. в)контрольно-наблюдательные дела (КНД) - заводятся на стадии контрольного сопровождения материалов, переданных в правоохранительные органы с раскрытием банковской тайны.


Справка-заключение по материалу первичной проверки Справка-заключение по материалу первичной проверки к Вх. ___________от__________. к Вх. ___________от__________. 1.Информация о причастности фигуранта(ов) к преступной деятельности: – 1.1 Имеется фабула преступной деятельности фигурантов проверки – 1.1 Имеется фабула преступной деятельности фигурантов проверки –1.2 Имеется фабула, но сведений о предикатном преступлении недостаточно Фабула преступления отсутствует –1.2 Имеется фабула, но сведений о предикатном преступлении недостаточно Фабула преступления отсутствует 2.Результат первичной проверки: –2.1 Выявлены операции. Общее количество:___ Сумма:_________________ –2.1 Выявлены операции. Общее количество:___ Сумма:_________________ –2.2 Выявленные операции:- подтверждают информацию о предикатном преступлении- позволяют предположить наличие признаков ОД/ФТ – 2.3 Выявленные операции не выходят за рамки обычной финансово-хозяйственной деятельности 3.Материал отнести к категории значимых, по признакам: –3.1 Значительность сумм –3.2 Общественная и социально-экономическая значимость дела –3.3 Объект посягательства – бюджетные средства –3.4 Коррупция –3.5 Финансирование терроризма (экстремизма) –3.6 Другое (указать)___________________ 4.Решение по результатам первичной проверки: 4.Решение по результатам первичной проверки: –4.1 Проверку прекратить с направлением информации в правоохранительные органы без раскрытия банковской тайны (указать куда) –4.2 Материал взять в углубленное финансовое расследование –4.3 Материал передать в центральный аппарат –4.4 Оформить материал для передачи по ст. 8 ФЗ 115 _______________________ (разработчик) (разработчик) _______________________ _______________________ (руководитель) (руководитель)


Определение понятия типологии. Типология (от греч. Туpos –отпечаток, форма, образец и логия) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели и типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные логические формы, используемые типологией: типовая классификация, систематика, таксономия. Типология (от греч. Туpos –отпечаток, форма, образец и логия) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели и типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные логические формы, используемые типологией: типовая классификация, систематика, таксономия. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, а в своей теоретической развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, а в своей теоретической развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов. Логические формы, используемые типологией: Логические формы, используемые типологией: во-первых, классификация, цель которой сводится к построению иерархических систем классов и их подклассов на основе некоторых признаков, не свойственным объектам (название, число) или присущих им; во-первых, классификация, цель которой сводится к построению иерархических систем классов и их подклассов на основе некоторых признаков, не свойственным объектам (название, число) или присущих им; во-вторых, систематика, предполагающая максимально полную и расчлененную классификацию данного множества объектов с фиксированной иерархией единиц описания; во-вторых, систематика, предполагающая максимально полную и расчлененную классификацию данного множества объектов с фиксированной иерархией единиц описания; в-третьих, таксономия, в рамках которой специально исследуются и обосновываются принципы рациональной классификации и систематики. в-третьих, таксономия, в рамках которой специально исследуются и обосновываются принципы рациональной классификации и систематики.