Вывод проекта на Kickstarter: вопросы финансовой безопасности и юридического сопровождения. Что такое Kickstarter или как финансировать IT-проекты? Могут ли русские участвовать в кикстартере

» Раздел: Прочее

Недавно я заинтересовался возможностью создания проекта на kickstarter.com, если быть точнее - возможностью собрать на нём деньжат на реализацию некоторой ММО-игры. Оказалось, что создать любой проект, результат которого нельзя фактически пощупать, в разы сложнее, чем проект, результатом которого будет, например, светящаяся розетка или тумбочка в форме яблока.

Правила kickstarter.com, касающиеся всех проектов

На Кикстартере могут существовать только проекты

Иными словами, любая идея, размещаемая на Кикстартере, должна иметь чёткую конечную цель. Любой проект, который публикуется на Кикстартере, после завершения должен выражаться в каком-либо готовом продукте. Это может быть музыкальный альбом, серия фотосессий, тумбочка в форме яблока, светящаяся розетка или компьютерная игра, не важно. Важно то, что в итоге можно лицезреть результат, а при желании и использовать его.

На Кикстартере может быть опубликован только подходящий проект

Тут всё очень просто: на Кикстартере указано несколько категорий проектов, и если получается уместить Вашу идею в одну из этих категорий, то проблем не будет.
Категории следующие :

  • Изобразительное искусство (Art) Любые проекты, связанные с написанием картин, от натюрмортов до "современного искусства".
  • Комиксы (Comics) Судя по тому, что есть на Кикстартере в этой категории, это просто финансирование рисовки и издания комиксов.
  • Танцы (Dance) В большинстве своём крутые рендеренные видео с крутыми (или не очень) танцами.
  • Мода (Fashion) Шмотки "с изюминкой". Иногда "без изюминки".
  • Фильмы (Film) Проекты, связанные с кинематографом. В большинстве своём документальные фильмы.
  • Еда (Food) "Я круто готовлю "особенные" печеньки, дайте денег открыть пекарню, всем вложившимся халява при посещении!"
  • Игры (Games) Игры и игрушки. Полный разбор ниже. (любые игрушки и игры, но я разбираю именно компьютерные)
  • Музыка (Music) Сбор бабла непризнанными гениями и уличными поэтами для превращения их в меркантильных жлобов.
  • Фотография (Photography) Всякие фотосессии, фотокниги и фоторепортажи. Не "особые" фотоаппараты!
  • Издательство (Publishing) Сбор денег для издания юными дарованиями мейнкампфов их авторства.
  • Техника (Technology) Различные девайсы, от 3D очков до фонариков на карандаши. "Особые" фотоаппараты тоже тут.
  • Театр (Theater) Приглашение звёзд на странные спектакли, возможность выступить на крутой сцене итд.

Требования к проектам по дизайну и технике

Несмотря на то, что два основных правила приведены выше, некоторые проекты, которые относятся к созданию техники или дизайнов. Администрация Кикстартера не отбирает проекты, основываясь на своих вкусах, а просто проверяет, что они отвечают дополнительным правилам.

Требования к подающему заявку

На данный момент создать проект на Кикстартере может любое физическое лицо в возрасте старше 18 лет и постоянно проживающее в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии или в Нидерландах. Любые юридические лица также могут создавать свои проекты на Кикстартере, если эти проекты являются творческими. Уточнения про требования к резидентам разных стран под катом.

» раскрыть

Для любой страны из указанных вы должны обладать счётом в банке этой страны, паспортом этой страны и/или водительским удостоверением этой страны. Вы должны обладать банковской картой (кредитной или дебетовой, ниже в таблице). Вы должны обладать ПМЖ в этой стране или быть уполномоченным представителем юридического лица, которое зарегистрировано в реестре юридических лиц этой страны (для США ПМЖ в стране и номером соц. страхования или Employer Identification Number, по сути тоже свидетельство о регистрации юридического лица).

страна банковская карта реестр для юр. лица
США кредитная или дебетовая Employer Identification Number
Великобритания кредитная или дебетовая Companies House Number
Канада кредитная Business number
Австралия кредитная или дебетовая Business number
Новая Зеландия кредитная или дебетовая Company number
Нидерланды кредитная или дебетовая KvK number

Список того, что нельзя подавать как проект или делать в рамках проекта

Правила kickstarter.com про программные продукты

Показывайте свою работу

Ну тут всё очевидно. Если ты хочешь, чтобы тебе давали деньги на то, что ты делаешь, покажи, что это ты это делаешь и что это делаешь именно ты. Основатель проекта должен предоставить материалы, показывающие его работу вплоть до появления рабочего прототипа (скетчи, схемы, фотки зарисовок на доске, набросков в блокнотах, рабочих места итд). Прототип должен полностью демонстрировать текущую работоспособность продукта, а в самом проекте должны быть описаны отличия будущего готового продукта от прототипа. Кроме того, должен быть предоставлен план работ и указаны примерные сроки.
Оффтопом замечу, что из всех просмотренных мною проектов всем этим требованиям отвечала от силы половина. Большей частью отсутствует план работ, или присутствовал в виде "вот этот чувак [фотка] будет пилить нам [что-то из контента]". Прототипы никто не выкладывает, возможно, это требование к ролику, или администрация самого Кикстартера может запросить. Ну и само собой почти все просирают сроки дай боже.

Никакой симуляции продукта или реалистичного рендеринга

Всякие технические рисунки, скетчи, чертежи и прочие элементы творческого процесса круты и полностью поощряются, однако различные результаты рендеринга, симуляции, имитации и отрисовки могут быть по ошибке приняты за готовый продукт или реальные события и, следовательно, не допускаются к использованию.
Снова оффтопом замечу, что при должном подходе рендереные сцены и/или симуляцию можно просунуть, но это риск. В подавляющем большинстве случаев даже самую убогую демку можно подать так, будто она вкусная конфетка в красивейшей обёртке, без этого риска.

Ограничение по количеству наград

Не стоит ставить в одну награду сразу кучу разных вещей. Те, кто жертвует на проект, может решить, что все эти вещи уже готовы к отправке, когда это не так (нормальные люди закажут футболок с эмблемой проекта по количеству заказавших, а не заранее просто так, например). В отдельных случаях это правило может быть нарушено, если набор предметов хорошо читается (солонка и перечница, набор из кучи деталек итд.) или же у Вас есть доказательства, что всё это или заметная часть действительно готовы к отправке.

Пара дополнительных правил про поведение в сообществе

Пиарьтесь, но не спамьте!

С точки зрения администрации Кикстартера спамом является всё нижеперечисленное:

  • Отправка электронной почты или сообщений с информацией о вашем проекте незнакомым людям
  • Использование списков почтовых рассылок третьих лиц или пользователей Кикстартера
  • Вклинивание в популярные тренды на твиттере с ссылкой на проект
  • Беспорядочный постинг ссылок на проект на всяких форумах
  • Раскрутка вашего проекта на страницах других проектов

И помните, если у вас возникли сомнения "а не спам ли это?", то скорее всего "это" спам.

Будьте вежливы и внимательны

Под этим пунктом скрывается следующее:

  • Не устраивайте срачи
  • Не публикуйте непристойный, спорный или разжигающий контент
  • Не публикуйте защищённый авторским правом контент без разрешения
  • Если Вам что-то не нравится, просто пройдите мимо, незачем высказывать своё мнение направо и налево

Нарушение правил поведения может привести к блокировке аккаунта и закрытию проекта заметно быстрее, чем нарушение любых других правил. Не создавайте проблем себе и людям, и всё будет круто.

Самые важные правила

Если Вы и/или Ваша команда не отвечает этим правилам, то вся информация выше для вас окажется бесполезной

  • Вы должны достичь хоть какой-то известности ДО создания проекта на Кикстартере, чтобы получить стартовый буфер взносов для скачка в рейтинге
  • Вы или человек из вашей команды должен быть достаточно харизматичным, чтобы оказаться главным героем презентационного ролика
  • Вы или этот человек должны весьма неплохо говорить по-английски, так как большая часть аудитории Кикстартера англоговорящая
  • У вас должен быть некоторый капитал, который вы сможете досыпать к полученной сумме в последний день в случае нехватки 5-10% суммы
  • У команды должен быть чёткий план действий на ближайшие несколько месяцев после завершения кампании (кампания - не причина временно не пилить проект!)

Риски и опасности

Опасность не сделать проект

Самый большой риск - зафейлить всё и обидеть вкладчиков. Чуть менее опасный вариант - зафейлить проект и выслать-таки обещанные вкладчикам призы (хотя тоже фиговый). Результатом этого может стать КРАЙНЕ НЕПРИЯТНЫЙ судебный процесс. Под катом паста по этой теме.

» раскрыть

Возьмём, например, Hanfree iPad Accessory - проект удобной подставки для iPad. Основатели проекта Seth Quest и его партнер Juan Cespedes получили $35,004 от 440 человек имея целью собрать $15,000 (233%). Основатель проекта Seth Quest был профессиональным проектировщиком изделий, но не имел никакого опыта в основании компании и никогда не занимался производством чего-либо материального. Проект начал пробуксовывать и 28 ноября 2011 года основатель проекта официально признал, что проект провалился и пообещал вернуть деньги спонсорам в течение недели. Ни через неделю, ни позже, денег спонсоры так и не получили. К сожалению для основателя проекта, один из спонсоров (Neil Singh) оказался юристом. Его вклад был всего $70, но сложившаяся ситуация с провалившимся проектом его глубоко задела и имея цель и возможность ее осуществления он подал иск на основателя проекта. Поскольку Seth Quest не успел основать компанию для проекта Hanfree, он нес персональную ответственность по долгам проекта. Желание вернуть деньги спонсорам реализовать было просто невозможно, так как они уже были потрачены на инженеров, контракты с производителями и другие цели. Судебный процесс признал Seth Quest банкротом. Ему пришлось перебраться в Бруклин и устроиться на работу «не связанную с промышленным дизайном», ввиду опороченной репутации. Для борьбы с неврастенией и гипертонией, которые он успел заработать за время судебной тяжбы, он занялся йогой и записался в гимнастический зал.

Этот случай скорее результат глупости, чем злого умысла, в чем признался и сам основатель проекта. В то же время это был первый и показательный судебный процесс против провалившегося проекта на Kickstarter, наделавший много шума в США и заставивший сам сервис добавить дополнительные обязательный для каждого проекта раздел, оговаривающий риски проекта и снимающий с Kickstarter ответственность за подобные провалы. Так же были переписаны и дополнены руководства для оформления технических проектов и ужесточены правила отбора технических проектов перед их стартом.

Опасность перебрать с вложениями

"Съел волк кобылу, да дровнями подавился."
Если вы переберёте с вкладчиками, которые вкладываются за вознаграждение, может случиться неприятная ситуация, когда на изготовление и отсылку всех призов просто не хватает мощностей. Паста на тему в очередном кате.

Мне нравится +17 - 0

Кто может запустить проект на Кикстартере?

На данный момент запускать проекты на Кикстартере могут резиденты США, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Нидерландов, Дании, Ирландии, Норвегии, Швеции, Германии, Франции, Испании, Италии, Австрии, Бельгии, Швейцарии и Люксембурга, которые удовлетворяют следующим требованиям:

  • Вам 18 лет или больше*
  • Вы постоянный резидент страны, в которой запускаете свой проект, либо проект от собственного лица или зарегистрированного юридического лица
  • У вас есть адрес, банковский счет и документ, удостоверяющий личность в соответствие с законодательством вашей страны**
  • У вас есть банковская дебетовая или кредитная карта.

*Родители и учителя могут запускать проекты вместе с детьми младше 18 лет, только если взрослые регистрирует проект и берут за него ответственность на себя.

**Граждане EU в качестве документа, удостоверяющего личность, могут использовать паспорт любой страны еврозоны.

Список стран и условия Кикстартера могут изменяться, самая свежая информация всегда доступна на сайте .

При этом в основном проекты на Кикстартере поддерживают американцы и им ближе именно американские доллары. Поэтому, чтобы не смущать целевую аудиторию калькуляциями с пересчетом валют, лучше всего стартовать с американского аккаунта.

Какие проекты подходят для Кикстартера?

Есть множество интересных проектов, которые, к сожалению, совершенно не подходят для краудфандинга. И проблема не в оформлении, которое всегда можно исправить и не в наградах, которые можно переделать, а в самой идее проекта. Модель краудфандинга успешно себя показывает далеко не во всех темах и типах проектов. Так как же понять, подходит ли ваш проект для Кикстартера?

Если вы хотите финансировать свой проект через краудфандинг, то проект должен удовлетворять ряду условий:

  1. Результатом проекта является конечный продукт (театральное выступление, гаджет, музыкальный альбом)
  2. Награды, которые предлагает проект, можно получить только у автора проекта.
  3. Награды, которые предлагает автор проект, можно получить только за деньги.

Но главный вопрос, на который должен ответить автор, запуская свой проект: «Зачем людям поддерживать мой проект?». То есть у людей должна быть мотивация. Например, они получают что-то, что нигде больше не получить, либо они получают первыми доступ к определенной технологии, либо они получают шанс поучаствовать в процессе становления проекта от любимых разработчиков. Автор должен понимать, что он обращается к простым людям, а не к богатым инвесторам и меценатам. Если автор сам ни разу не поддерживал подобные проекты или не покупал подобные товары, то, возможно, его проект не подходит для краудфандинга. Необходимо еще перед стартом проводить исследование по поводу востребованности своего проекта и стоит четко выделять конкурентные черты. Если проект не обладает такими особенностями, то люди не будут его поддерживать. Им проще пойти в магазин и купить готовый товар.

Что нужно подготовить для Кикстартеровского проекта?

Подготовка к запуску проекта на Кикстартере у нас, как правило, занимает не менее трех месяцев. За это время нужно проделать много работы для того, чтобы успеть подготовить сообщество, оформить страничку проекта, необходимые материалы и рассчитать затраты и необходимую для сбора сумму. На разных стадиях потребуется привлечение людей с различными умениями. В одиночку с проектом на Кикстартере определенно не справится. Рассмотрим детально, почему над проектом должна работать целая команда, и какие материалы необходимо обязательно подготовить для удачного старта. О подготовке нашего последнего проекта можно прочитать .

Финансовый план

Все начинается с планирования. Можно собрать сколько угодно денег на Кикстартере и все равно остаться с долгами, если заранее все не просчитать. Поэтому подготовка должна начинаться с финансового плана.

Сюда включаем все запланированные затраты на подготовку, ведение и реализацию проекта. Необходимо рассчитать стоимость каждой из наград при определенном тираже, стоимость её доставки в США и в любую другую страну мира. Затем необходимо посчитать стоимость всех работ, на которые потребуется привлечение сторонних специалистов. Например, это может быть оплата создания лэндинговой странички или найм опытного пиарщика, или съемки качественного студийного видео. Далее стоит расписать затраты на рекламу и подготовку всех иллюстраций, рендеров, баннеров и прочего. Полученная сумма даст необходимый для сборов порог, который позволит безубыточно реализовать проект.

Обычно, эта сумма является довольно внушительной. И, если, автор располагает расходными средствами, он снижает Кикстартеровскую цель, чтобы она была более достижимой, а недостающие средства готов вложить самостоятельно. Ведь Кикстартер рассматривается не только, как средство финансирования, но и как средство для поиска большого инвестора или дистрибьютора.

Стратегия продвижения

Когда финансовый план готов, и выведена цель для сборов, пора подумать, как же её достигнуть. У Кикстартера огромная аудитория, вот только она сама в проект прийти не может, так как каждый день в каждой категории стартуют сотни новых авторов. И конкуренция за внимание аудитории идет очень жесткая.

Поэтому, чтобы внутренняя аудитория обратила внимание на проект, необходимо, чтобы он попал либо в Staff Pics (выбор редакции), либо в Popular (популярные проекты). Если первый случай — субъективная оценка работников площадки, то для попадания во вторую категорию нужно предпринимать вполне конкретные действия.

Чем больше людей вы приводите на страничку своего проекта извне, тем больше людей придет со странички самого Кикстартера. Если пресса пестрит упоминаниями о вашей новой разработке, то рост сборов проекта и высокая его посещаемость простмулирует органический траффик и привлечет людей, которые просто смотрят интересные проекты на страничке Кикстартера.

Для того, чтобы сделать настоящий информационный бум вокруг своего проекта, необходимо заранее составить список изданий, в которых вы хотели бы получить публикации. И заранее нужно найти адреса конкретных журналистов, которые пишут о проектах схожей тематики и смогут заинтересоваться вашим детищем.

Также стоит заблаговременно узнать о возможности баннерного размещения на сайтах с вашей целевой аудиторией. Ведь, если публикация в прессе дает импульсный эффект, то баннеры работают на длинном забеге в 30 кикстартеровских дней. И желательно, чтобы раз в несколько дней выходили все новые и новые публикации для поддержания интереса к проекту. А для этого нужно не переставать генерировать новые идеи и информационные поводы, которые будут интересны журналистам и их аудитории.

Видеопрезентация

Как правило, видеопрезентация, это первое, что видит человек, который каким-то образом оказался на вашей страничке. Ролик должен четко и содержательно рассказывать о проекте, о его предназначении и выгодных отличиях от конкурентов. Оптимальной длинной ролика считается 3 минуты. Это время за которое зритель не успевает уснуть, а внимательно слушает вашу презентацию.

К качеству ролика сейчас требования довольно высоки. Ролик должен быть ярким, динамичным, запоминающимся, понятным и, конечно же, хорошо снятым. Времена, когда достаточно было снять видеообращение на вебкамеры прошли. Теперь от кикстартеровского ролика ждут эмоционально-содержательную выживу из сюжета в стиле магазина на диване.

Ни в коем случае нельзя пренебрегать значением видеопрезентации. Тщательным образом нужно подготовить и сценарий, и раскадровку, и необходимое оборудование, и специалистов. Ваш успех или поражение может начаться именно с видео ролика.

Страничка на Кикстартере

После просмотра ролика бэкер отправляется изучать вашу страничку. Как и в любом другом случае нужно помнить, что никто не любит читать стену текста. Страничка должна содержать всю необходимую информацию, изложенную доступным языком и сопровождаемую фотографиями, тендерами, чертежами и иллюстрациями. При этом страничка должна создавать ощущение целостности, важно дать пользователю не только представление о проекте, но и эмоционально привязать его к нему.

Второй важно частью странички являются предоставляемые награды. Они напрямую вытекают из финансовой таблицы. Нужно четко представлять необходимый тираж и цену за базовую единицу товара. Базовые платежи (обычно это доступ к финальному продукту проекта) составляют до 80% от собираемой суммы. И все силы должны быть направлены на то, чтобы именно базовый платеж сделать наиболее привлекательным. Но стоит помнить, что просчет с любой из наград может оказаться катастрофой. Любая вещь, которую вы обещаете бекешу должна быть просчитана, как в единичном производстве, так и в логистике и упаковке. Если придуманная награда круто звучит на бумаге, но обходится слишком дорого по средствам и трудозатратам, то от неё нужно отказываться.

План по производству и логистике

Конечно же, самым простым способом разориться на успешном Кикстартеровском проекте является логистика. Если с производством все более или менее просто, и вы заранее должны найти партнера для изготовления товара, который распишет цены на единицу при различных тиражах, то логистику заранее планировать сложнее всего. Нужно делать единичные копии и тестировать различные схемы. Как будет дешевле? Контейнером из Китая в США, а оттуда рассылать специальным сервисом? Или быть может отправлять мелкими пакетами сразу с Китайского завода? А как тогда контролировать качество, если не присутствовать на производстве или сортировочном складе? На все эти вопросы нужно получить ответы заранее, ведь каждый просчет может стоить не только денег, но и бизнес-репутации, которая может быть подорвана конфликтом с недовольными бекерами.

Как преодолеть юридические преграды?

Для запуска проекта с американского счета есть несколько необходимых условий:

  1. Наличие SSN. Это аналог ИНН в России, который есть у каждого гражданина Америки
  2. Наличие верифицированного бизнеса-аккаунта Stripe

Налогообложение . В случае неудачных сборов автор не теряет ничего, а в случае успешного окончания проекта, Кикстартере сразу снимает свою комиссию в размере 5%, а банковский агрегатор с каждой транзакции меньше $10 возьмет 2.9% + $0.30 и с каждой транзакции, превышающей $10 снимет 5.0% + $0.05.

Затем, если проект запускало физическое лицо, то необходимо заплатить подоходный налог, который может достигать 20% и отличается от штата к штату.

Для минимизации налогов необходима юридическая структура, которая может привести сборы на Кикстартере и производство к нулевой прибыли и отсутствию подоходного налога.

Таким образом для запуска проекта нужен не просто американец, но американец с бухгалтерией и юридическим лицом.

  • United Kingdom: http://www.hmrc.gov.uk
  • Australia: http://www.ato.gov.au
  • New Zealand: http://www.ird.govt.nz
  • Netherlands: http://www.belastingdienst.nl/wps/wcm/connect/bldcontentnl/belastingdienst/prive/

Есть и другой вариант.

Найти партнера, который имеет опыт и возьмет на себя все юридические проволочки.

Кто может помочь запустить проект на Кикстартере?

Не всегда автор проекта может рассчитывать на наличие американского представителя в команде. А заполучить американца, который сможет взять на себя все юридические аспекты ведения проекта на Кикстартере, и того сложнее. В добавок ко всему, без опытного наставника будет очень сложно успешно провести проект на Кикстартере, так как конкуренция сейчас очень высока в связи с популяризацией сервиса. В этих случаях на помощь могут прийти специалисты по краудфандингу.

Посредник

Это человек с опытом запуска проектов на Кикстартере, который даст вам юридическое лицо из Америки для запуска проекта.

Сильные стороны

  • Краудсорсинг юридических вопросов. При подобном сотрудничестве можно полностью сосредоточится на самом проекте: оформлении страницы, информационной кампании, просчете производства и логистики. Так как все юридические вопросы и вопросы трансфера денежных средств возьмет на себя посредник.
  • Консультации. Как правило, посредник имеет собственный опыт на Кикстартере, поэтому может также провести базовые консультации.

Слабые стороны

  • Фиксированная оплата + комиссия. Независимо от результат посредник обычно берет фиксированную сумму за предоставляемые услуги. Как правило, эта сумма составляет около $1.000. Также в случае успешного завершения проекта, посредник оставит у себя 5-10% от общего сбора. Таким образом на реализацию проекта, после вычета всех комиссий, автору останется около 80% от собранной суммы.
  • Поток проектов. Так как посредник зарабатывает на комиссии, то в его интересах запускать так много проектов, как только возможно. С каждого проекта будет получена фиксированная оплата + процент со сборов успешных проектов. В такой ситуации не может идти речь об индивидуальном подходе и помощи при проведении Кикстартеровского проекта.

Консалтинговое агентство

Это агентство, которое предлагает широкий спектр услуг по помощи в оформлении проекта и запуске его на Кикстартере. За все выполняемые работы взымается фиксированная оплата.

Сильные стороны

  • Широкий спектр услуг. В агентстве есть специалисты в разных отраслях, которые могут помочь с оформлением проекта, продвижением, запуском на Кикстартере.
  • Прайс-лист. Услуги агентства имеют фиксированную стоимость, что позволяет автору спланировать бюджет для запуска проекта.

Слабые стороны

  • Цена. Как правило, работа агентства стоит дороже, чем услуги посредника-одиночки.
  • Поток проектов. Агентство также зарабатывает тем больше, чем больше проектов ведет. При этом в отличие от посредника, агентство может выделить личного менеджера для проекта, но опыт менеджера не всегда совпадает с успешным опытом агентства.

Продюсерский центр (на примере Inventalist)

Это фирма, которая готова вкладывать свои средства в проект, входить в него на долевых правах и не только запустить проект на Кикстартере, но и в международные продажи с интернет-магазином и дальнейшим маркетингом.

Сильные стороны

  • Различные варианты сотрудничества. Может выступать, как в роли консалтингового агентства, так и в роли классического продюсера или инвестора, что может сократить расходы на подготовку проекта.
  • Индивидуальный подход. Инвенталист готов вкладывать собственные средства в разработку и оформление проектов, что гарантирует непосредственную заинтересованность в успехе.
  • Помощь на всех стадия проекта. Опыт не только в проведении проектов на Кикстартере, но и в организации классических продаж и продвижения, позволяет помогать не только на стадии оформления Кикстартеровского проекта, но и при планировании производства и логистики.
  • Создается не проект, а бизнес. Так как финальной целью сотрудничества является не только успех на Кикстартере, но и организация международных продаж, сотрудничество с продюсерами центром может начинаться с подготовки проекта и затем продолжаться при создании моно интернет магазина и общении с ретэйлерами.

Слабые стороны

  • Высокие требования к проектам. Так как основной интерес продюсерского центра состоит в успешной организации международных продаж, требования к проектам очень высоки.
  • Специализация. Продюсерский центр Инвенталист специализируется на проектах категорий: игры, дизайн, арт-проекты, гаджеты, необычные вещи.

Карманов Иван

Этой весной белорусский hardware-стартап RocketBody вышел на краудфандинг-платформу Kickstarter, собрав в два раза больше заявленной суммы — $ 70 243. CEO стартапа Тимофей Липский делится подробностями подготовки кампании — сколько они платили «краудфандинг-консультанту», как высчитать сумму сборов и почему команде срочно пришлось делать коллективное фото.

— С некоторыми оговорками я считаю кампанию на этой платформе обязательным этапом практически любого hardware-стартапа. Потому что это возможность:

  • Верифицировать идеи на другом рынке
  • Получить предзаказы (сбор метрик)
  • Сделать PR проекту
  • Собрать деньги

Именно в такой последовательности. Любые предзаказы — это уже цифры, с которыми можно планировать экономику проекта и общаться с инвесторами.


CEO RocketBody

Сразу оговорюсь, что мы — продукт для Kickstarter (KS) специфический: у нас сложная технология, наш рынок перенасыщен, а целевая аудитория узкая (спортсмены). Аудитория KS не будет вчитываться в особенности вашего продукта — ей нужно очень поверхностное эмоциональное преимущество, которое вызовет импульсивную покупку. Поэтому многие очень крутые технологичные проекты собирают сотню тысяч, а куртки и рюкзаки по несколько миллионов. Бэкеры (те, кто инвестирует в проект) на KS — это определенная «каста» потребителей контента платформы, а людей не с этой платформы критически сложно привести на предзаказ. Это не плохо и не хорошо, а просто стоит учесть. Одна из наших ошибок была именно в этом: хоть мы и максимально упростили описание ключевой технологии, многие все равно не поняли. Или не захотели понять.

Всю кампанию я бы разделил на 6 этапов: выбор цели кампании, выбор подрядчика, подготовка к старту, первые дни и работа с аудиторией во время кампании. Цели может быть всего 2: привлечение денег и маркетинг. Каждая требует разного подхода. Нам нужен был маркетинг и предзаказы от спортсменов (для сбора релевантных данных), поэтому далее я буду рассказывать о подготовке с учетом этой цели.


Фото команды — сделано после того как в проекте появилось много негативных комментариев о том, что в проекте нет фотографий команды

Выбор подрядчика

Нужен кто-то, кто будет помогать вам в подготовке и ведении кампании. Мы воспользовались практически всеми видами сотрудничества:

1. Оплата по фиксированной ставке. Мы наняли консультанта за 2500 фунтов (около $ 3350) в месяц, который знал «кухню» KS и помогал с трафиком, давал фидбек по контенту, подсказывал, как лучше построить стратегии почтовых рассылок, давал контакты СМИ, рекомендовал других подрядчиков. Он помог избавиться от стресса самой кампании и от страха неизвестности. По моему мнению, он себя окупил.

2. Процент от платной рекламы по реферальным ссылкам. Агентства собирали трафик покупателей и брали за это процент. Есть 2 варианта: вы платите за трафик самостоятельно и 15% от суммы сбора по реферальной ссылке за работу агентства или покупку трафика целиком берет на себя агентство, и вы отдаете 35% от сборов по их реферальной ссылке. Мое мнение — если вам нужно продвижение и есть средства, то стоит попробовать.

3. Агентства, которые организуют кампанию «под ключ». Они берут такой же процент по реферальным ссылкам, как агентства из пункта выше, но еще претендуют на 5−15% от всего органического трафика. Вот тут нужно быть аккуратным: ведь весь ваш органический трафик будет покрыт комиссией. Этот вариант подойдет тем, кто хочет отдать все на аутсорс, но это плохая стратегия.

4. Агентства, у которых есть своя база супербэкеров (то есть постоянной аудитории KS). Как я говорил выше, KS имеет постоянную аудиторию, которая покупает практически все! От инновационной ручки и циркуля до «машины времени». Им неважно, что покупать — важно, насколько эмоциональна ваша компания. Так вот, у некоторых агентств есть несколько тысяч таких потребителей. Если ваш продукт — что-то массовое, «фановое» и простое, то вам они подойдут.

5. Платформы, организующие публикацию в СМИ за % от продаж с этой публикации. Процент вы выбираете сами, и чем он больше, тем охотнее про вас пишут. Это подходит только когда вы уверены, что самостоятельно уже прошуршали всевозможные издания.

Мой вывод: первый вариант хорош, так как вы в первую очередь получаете ментора, который помогает избежать многих подводных камней. Нам позволил бюджет и стратегия поработать с компанией за 35% от трафика, это безусловно дорогой источник, но нам было важно посмотреть, на настройку других компаний. Варианты с супербэкерами, организацией кампании под ключ и платформами для СМИ для нас были малоэффективны.

Подготовка к старту

Желательно начинать за 3−4 месяца, работа будет в нескольких направлениях:

1. Организация сборов, юридическая часть. KS ужесточил политику выхода на сбор средств, главная цель ограничений — отсечь мошенников. Кроме резидентства в определенной стране, нужно соблюсти еще ряд условий.

Рассмотрев все варианты, мы открыли юрлицо в США — это можно сделать без личного присутствия (например, сервис Stripe помогает открыть компанию тем, кто выходит на Kickstarter, но помогает далеко не всем — особенно редко компаниям из СНГ). Нам повезло.

Следом, чтобы продолжить верификацию создателя проекта на платформе, нужен номер SSN (карты соцстрахования) гражданина США. Понятно, что кому попало, тем более для KS, ни один американец номер своей страховки не даст. Нам пришлось задействовать возможный и невозможный «нетворк», чтобы найти такого человека.

Но это тоже не все. Последним шагом будет выпуск банковской карточки на члена правления и ввод данных карточки в кабинете KS. Только после этого вы можете отправить на проверку саму страницу.

2. Покупка трафика. За несколько месяцев нужно собирать лояльную аудиторию. Это необходимо, чтобы в первые дни вы сделали максимум всех сборов — что привлечет органический трафик платформы и внимание журналистов, и тем самым даст еще +20−30% сборов. Это тривиальная закупка рекламы в Facebook и Instagram, бесконечное создание креативов и аналитики. Также часть трафика оседает в ваших группах в соцсетях. Для покупки трафика мы обратились к белорусской компании, которая сработала лучше, чем профильный консультант.

3. Работа с аудиторией, которая «осела» в соцсетях. Тут состоялся наш очередной и, как я считаю, ключевой промах. Нужно запускать интерактив и любыми способами втягивать аудиторию в коммуникацию, тем самым расширяя базу лояльных потенциальных бэкеров. По статистике, 2−5% базы купит продукт в первые дни. Чтобы этот процент увеличить, нужно предложить активности, розыгрыши и т.д. Мы это не реализовали в силу незнания и ограниченности ресурсов.

4. «Упаковка» страницы проекта на KS. Самое важное — это видео, которое нам тоже успешно сделала белорусская компания. Видео смотрят все. Дальше важны красивые рендеры продукта и работающий прототип, гарантия того, что вы не мошенник (фото команды, обновления и т.д.) и еще немного видео и «гифок». Все остальное пользователь промотает и в лучшем случае перейдет в раздел FAQ. Весь ваш контент должен быть написан на хорошем английском — не пренебрегайте помощью native speakers.

Страницу перед запуском проверит сам KS. Скорее всего, он найдет недочеты и вы потратите еще 3−14 дней на исправление.

5. Работа с прессой. У нас было порядка 200 контактов журналистов — конверсия получилась 10%. Не пишите журналистам сухие обращения — они люди, которым пишут ежедневно сотни таких, как вы. Немного юмора помогут вам достучаться до нужного человека.

Нажмите, чтобы увеличить:


Скриншот письма Тимофея Липского журналисту. Предоставлен автором

Пресс-релиз должен быть прикреплен к письму и полностью готов к публикации. Скорее всего, перед стартом 99% журналистов проигнорируют ваше сообщение и подтянутся только когда вы соберете деньги, как это было у нас. Мы купили 2 статьи и получили с них приблизительно такой же отклик, как от бесплатных. Кстати, публикации в СМИ показали себя как самые дешевый канал, лид получился выгоднее, чем где-либо.

3 дня кампании

В эти дни вы скорее всего соберете половину всей суммы. Для старта у вас должна быть «заряжена» рассылка для всей вашей базы, за сутки, за 1 час и в момент старта. Вы должны максимально подключить личные связи и социальные сети, сделать еще одну рассылку по всем СМИ, в этот момент платная реклама в FB и Insta должна быть заряжена максимальным бюджетом на вашу самую выгодную аудиторию, с самыми качественными метриками.



Потом остается ждать и контролировать ТОП вашей категории на платформе. Кстати, после нескольких дней в топе мы еще получали покупки, но уже поменяли категорию на KS с wearable на product design, чтобы дольше оставаться в ТОПе. Так же мы баловались с часовыми поясами, в зависимости от времени суток проект был из NY, а позднее из CA.

Цель всей кампании нужно ставить такую, в которой вы уверены на первые 3 дня. Это высчитывается по формуле: 5% от вашей базы по среднему чеку + 30% от пользователей самой платформы + 10−20% ваши личные связи. Мы этого не сделали, но я бы сразу запустил рассылку с помощью агентств, обладающих большой базой «супербекеров». Когда за 3 дня вы сделаете цель, о вас начнут писать и дальше задача — поддерживать интерес еще на 4 недели.

«Жизнь» проекта после 3-х дней

А дальше у вас падают суммы сборов за день, вы расстраиваетесь, но это нормально. Теперь важно делать апдейты, менять страницу Кикстартера, если у ваших бэкеров есть вопросы, делать прямые трансляции на самой платформе, активно отвечать на сообщения и комментарии. Это обязательно нужно делать, чтобы бэкеры не отменяли свои предзаказы — а они будут отменять. Иногда суммы отмен будут равны сумме предзаказов за день.

Например, у нас каждую неделю были «лайвы», на некоторых я подтягивался и отжимался, чтобы доказать свою компетентность спортсмена. Пример:


Также одна из историй была связана с отсутствием команды на странице — мы это сделали специально, чтобы не раздражать американцев белорусскими именами. Отсутствие описания команды вызвало такой шквал негатива, что за следующие сутки мы и сфоткались, и написали полную историю команды, и залили мое мотивационное видео годичной давности (см.ниже). Это сработало.

Кроме прочего, важно не останавливать платную рекламу в социальных сетях, активно писать СМИ, подогревать лояльную аудитории в соцсетях каким-либо челленджем. По итогу это позволит минимум в 2 раза увеличить итог первых дней.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Выводы

1. У вас обязательно должен быть бюджет — как минимум столько, сколько вы планируете собрать за 3 дня.

2. Лучше заранее создать сообщество амбассадоров вашего продукта. Это увеличит приток людей в первые дни и сгенерирует дополнительный, бесплатный трафик.

3. Максимально упростите продукт, если это не противоречит вашей стратегии.

4. Не врите и не пренебрегайте общением с аудиторией.

5. Работайте с прессой сами. Часто будут задаваться конкретные вопросы про продукт, а лучше вас никто об этом не расскажет. Также не стоит бояться быть навязчивым.

6. Лучше наймите native speakers для проверки всего вашего контента.

7. Не ставьте большую цель — бэкерам она не важна, а для PR критически важно собрать ее в первый день-два.

Алена Ткаченко продолжает рассказывать о том, как ее компания Power WiFi запускает Ранее она писала, что полезно принять во внимание, если вы (читай «железом»).

«Как сделать видео для кикстартера?» Пожалуй, это один из самых топовых запросов, связанных с Kickstarter. Ему посвящено множество статей и большое число youtube-роликов. Объяснение очень простое - видео, это вторая после заголовка кампании вещь, которую видит ваш потенциальный покупатель, и, подчас, ваш единственный шанс рассказать ему про продукт.

Кроме того, с ростом популярности краудфандинговых платформ, требования к качеству видео существенно выросли. Если Pebble во время первой кампании могли себе позволить сделать грубый монтаж и собрать больше $10 миллионов, то сейчас с «некрасивым» видео у вас вряд ли есть шанс попасть в топ-чарты.

В общем и целом, видео, а заодно и фотографии - это очень-очень важно. И пока мы активно занимаемся post-production, расскажу про основные моменты, на которые я обратила внимание при подготовке.

Прежде всего, вам нужно не одно видео и не только видео.

Простота Кикстартера обманчива так же, как и его видимая доходность. Хотя сначала кажется, что достаточно снять один ролик и несколько фотографий продукта - этого точно будет недостаточно. Наш список включил в себя:

  • логотипы, шрифты, брендбук продукта
  • рендеры продукта
  • длинное основное видео и короткий тизер
  • видео и фото формата behind the scenes
  • фотографии команды
  • фотографии продукта - на белом фоне, вид изнутри, в жизненных ситуациях
  • гифки по тому, как используется продукт

На подготовку всего пакета лучше закладывать от месяца и более очень активной работы.

Во-вторых, разберитесь в процессе съемок заранее.

В нашем случае был составлен список из оператора, световика и режиссера, а всем процессом руководил штатный маркетолог. Признаться честно, делай я это самостоятельно, процесс бы сильно затянулся, потому что съемки в моем представлении были чем-то, когда первый человек берет камеру, второй - говорит что-то на эту камеру, а третий - написал вам заранее сценарий.

В действительности оказалось, что сценарий важно сразу рассчитать по времени. Чтобы уложиться в рекомендуемую Kickstarter длительность ролика от 1 до 3,5 минут, для съемок нужны разрешения, а оператору во время съемки сильно помогает режиссер, который способен посмотреть на всю ситуацию со стороны.

В-третьих, если только у вас не профессиональные актеры в кадре - дайте себе день на тренировку.

В нашем видео есть прямое обращение от создателя продукта (читай: меня) и много кадров с моим участием. При этом я не являюсь моделью или профессиональным актером и говорить на камеру для меня в новинку.

Если у вас или у вашей команды подобная история, обратите внимания на еще более усложняющий все фактор - говорить вам придется на английском языке и для аудитории, у которой английский - родной.

Наши сьемки шли 3 дня. В первый день было очень сложно, в остальные - уже чуть проще, что в целом приводит к убеждению, что стоит дать себе некоторое время на привыкание к камере. Полдня или день - и записывать вас будет намного проще, а результат - лучше.

Хотя есть и другие варианты. Например, сделать просто закадровую озвучку и снимать делающих что-то людей (не нужно актерской игры). Или сделать как бы «переозвучку» текста, произносимого на вашем родном языке - как в недавнем ролике Delfast .

Четвертое. Требуемая аутентичность может добавить сложности.

Если вы выходите на Kickstarter, то, скорее всего, вам интересен рынок США и Европы. И важно, чтобы вы были достаточно «своими». Как это влияет на съемки? Вам может понадобиться снять людей разных типов - похожих на европейцев или афроамериканцев. Поэтому «я позову своих друзей» - не всегда подойдет.

Если вдруг вы думаете, «этого никто не заметит», поверьте мне - заметят. Заметят, что квартира, которая на видео, не похожа на типичную американскую, что люди одеты как-то по-другому, в общем, все это считывается. Безусловно, вы будете не своим почти в любом случае, но быть совсем уж чужаком - невыгодно.

На этом всё. А больше общих советов по тому, как снимать видео, можно почитать здесь:

  1. Гид по созданию видео с советами
  2. Официальные рекомендации Kickstarter
  3. Советы и хинты по видео от Kickstarter

P.S. Да, есть еще и другой подход к созданию видео - «просто записываем» . Его великолепно использует команда OK Go. Может быть, вам подойдет именно он. Ведь в любом правиле есть свои исключения.

Сегодня такое сложное слово как «краудфандинг» может показаться абсолютно непонятным людям старшего поколения и бизнесменам старой школы, но в среде молодых, прогрессивных предпринимателей или же стартаперов и творческих личностей этот термин в последние годы прочно вошёл в обиход. Так какова же суть краудфандинга?

Суть данного процесса – в открытом сборе денежных средств на реализацию того или иного проекта. Проекты размещаются на одной из краудфандинговых платформ, после чего спонсором проекта может стать любой желающий. В этой статье рассмотрим основные вопросы финансовой безопасности и правовые аспекты вывода проекта на краудфандинговые платформы.

Kickstarter (kickstarter.com)

Можно смело назвать самой популярной платформой для краудфандинга. Отчасти эта популярность заработана тем, что Кикстартер был первопроходцем в мире краудфандинга. Творческие люди, инженеры и изобретатели со всего мира стремятся вывести свой проект именно на эту платформу. Основной принцип действия платформы – все или ничего, то есть вам выплачиваются собранные деньги только лишь в случае достижения запланированной суммы. Если же вы недобрали пару тысяч долларов, все собранные ранее средства возвращаются на счета спонсоров.

Итак, создание проекта на Кикстартере на сегодняшний момент доступно для физических лиц в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Нидерландах, Дании, Ирландии, Норвегии, Швеции, Германии, Франции, Испании, Италии, Австрии, Бельгии, Швейцарии и Люксембурге.

Физическое лицо должно соответствовать следующим требованиям:

  • быть старше 18 лет;
  • являться постоянным резидентом вышеперечисленных стран;
  • регистрировать проект на своё имя или от лица компании, которую представляет;
  • иметь адрес, банковский счёт, удостоверение личности в той стране, в которой создаётся проект (если проектсоздаётсяфизическим лицом, тоего связанный банковский счёт должен принадлежать лицу, которое прошло процедуру проверки личности и принимает участие в проекте);
  • иметь зарегистрированный и подтверждённый бизнес-аккаунтStripe (stripe.com);
  • иметь кредитную или дебетовую банковскую карту.

Как видите, в списке стран нет Украины, но это не мешает нашим соотечественникам проводить успешные кампании по сбору средств на Кикстартере. Одними из таких украинцев является команда , которая всего за 2 дня сумела собрать 100 000$ для реализации своего проекта. Чтобы повторить их успех, мало только лишь гениальной идеи и команды. Требуется ещё собрать солидный пакет документов и пройти не одну процедуру верификации. Сделать это можно следующими способами:

  1. Иметь у себя в команде надежного партнёра, который является постоянным резидентом одной из вышеперечисленных стран, имеет удостоверение личности (ID), адрес, номер социального страхования, телефон.

Имея такого партнёра, вы можете доверить ему регистрацию всех необходимых документов, а именно:

  • регистрацию юридического лица;
  • получение адреса для компании;
  • открытие счёта в банке, получение банковской карты;
  • регистрация и верификация акаунта на stripe.com.

Имейте ввиду, что этот человек должен быть хорошо осведомлён об особенностях оформления вышеперечисленных документов и открытия компании. Следует заметить, что заполучить такого человека в вашу команду, ещё и безвозмездно, будет очень сложно.

  1. Воспользоваться услугами посредника с успешным опытом запуска проекта на Кикстартере.

Посредник поможет оформить все документы и создаст компанию (либо предоставит готовую) для запуска вашего проекта. Это должно существенно разгрузить вас и позволит полностью сосредоточиться на создании проекта, презентации и маркетинге. Но стоит понимать, что посредник за свои услуги потребует надлежащую оплату. Обычно это фиксированная сумма, примерно 1000 $ + 5-20% от суммы собранных вами средств.

Чтобы обезопасить себя от мошенничества со стороны посредника, рекомендуется заключать договор, в котором чётко прописывать роль посредника, цену его услуг, а также механизм передачи собранных средств на ваши банковские счета, так как после завершения компании все собранные средства перечисляются на банковский счёт посредника.

Безусловно, всегда остается риск того, что посредник не отдаст ваши собранные миллионы, но при наличии договора у вас есть все основания обращаться в суд за защитой своих прав. Данный договор лучше всего заключать в присутствии квалифицированного юриста, который ранее изучил договор.

Следует отметить, что отношение администрации Кикстартера к использованию посредников – скорее негативное, но вам никто не запрещает включить посредника в команду проекта и снять все возможные претензии.

  1. Нанять консалтинговое агентство или юридическую фирму.

Как и в случае с посредником, консалтинговое агентство возьмёт все юридические и финансовые хлопоты на себя, только вот стоить эти услуги будут дороже, чем услуги посредника. Также за услуги агентства взимается фиксированная плата, а значит консалтинговое агентство зарабатывает независимо от того, успешен ваш проект или нет. В связи с этим лучше всего пользоваться услугами компании или агентства с именем и репутацией.

Налоги и комиссии или сколько денег достается создателю проекта?

После успешного завершения компании по сбору средств на Кикстартере приходит время создателю проекта платить комиссии и налоги. Итак, как это происходит:

  1. После окончания успешной компании Кикстартер взимает комиссию в размере 5 % от общей собранной вами суммы.
  2. С каждого пожертвования менее 10$ банк берёт комиссию примерно 2.9% + 0.30$ с каждой транзакции, а если пожертвование превышает 10$ - 5.0% + 0.05% с каждой транзакции.
  3. Если создателем проекта было физическое лицо, то следует заплатить подоходный налог, который варьируется в зависимости от страны и собранной суммы и может достигать 50%.
  4. Комиссия посредника или консалтингового агентства (если нанимались).

Как видим, налоги и комиссии могут существенно урезать сумму собранных вами средств с помощью Кикстартера, поэтому следует формировать бюджет, необходимый для реализации проекта,с учётом всех налогов и комиссий. Также с целью оптимизации налогообложения и выбора подходящей страны для вашего проекта рекомендуется обращаться к опытным в этих вопросах специалистам.

Задавайте вопросы и получайте квалифицированные консультации юристов компании LEX LIGA в комментариях!