Карта клиента психолога образец. Примерная форма индивидуальной карточки клиента

Время на чтение: 2 мин

Метафорические карты – это психологические картинки, на которых изображены люди, события и абстракции, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Работа с метафорическими ассоциативными картами относится к проективным методикам, поскольку помогает раскрыть индивидуальные психические содержания клиента через перенос на карты. На одинаковых картинках один человек, мыслящий позитивно, находящийся в хорошем настроении, может увидеть праздник, радость, восторг, счастье и другие положительные содержания, другой же, имея внутренние проблемы, перенесет их на карты и увидит какое-то напряжение, сопротивление, войну, тревогу. Человек проецирует свое подсознательное на картинку, не осознавая это – именно эта неосознанность и в реальности не позволяет решить его проблему.

Метафорические ассоциативные карты хороши тем, что являются переводчиком бессознательного на уровень . Бессознательное оперирует образами и картинками, сознание же мыслит единицами речи – словами, фразами. Бессознательные процессы являются приэтом самой большой частью психического айсберга, на сознание остается лишь малая часть, которая уже не решает, а лишь объясняет бессознательные импульсы.

В , как правило, прячутся родовые, детские травмы, которые создают запреты у человека на определенные действия. Человек может желать чего-то, однако бессознательное, следуя своей цели сохранить жизнь и психическое равновесие, не пускает его, поскольку здесь произошла определенная травма. С опасностью мог столкнуться даже другой человек, что может сохраниться в подсознательном и будет препятствовать повторению негативного, возможно, опыта. С помощью же картинок можно извлечь то, что препятствует достижению целей.

Метафорические карты – руководство для психолога

Как работают метафорические ассоциативные карты? Человек описывает картинку, которую он вытащил по своему запросу, барьер незаметно снимается. Он говорит не о себе, а потому расслабляется, работа с метафорическими ассоциативными картами высвобождает болезненные блокированные переживания, которые обычным способом поднять человек не сможет. Через карты боль можно обнаружить, вытащить и проработать вплоть до полного исцеления.

Клиенты любят взаимодействие с метафорическими картинками, поскольку большую часть времени им нужно расслабляться и играть, даже это благотворно воздействует на эмоциональное состояние. Если не всегда клиент серьезно воспринимает работу с проективными карточками – при профессиональной работе психолога может быть проведена колоссальная работа с глубинными внутренними изменениями, которые клиент не сможет в себе не отметить.

Существует много различных конфигураций, методов выкладки карт и наборов. Например, колоду «Персона» используют, работая с личностными аспектами и в расстановках. При консультации с ней психолог просит клиента найти лицо, которое соответствует текущему состоянию, затем желаемому, проблемному или такому, какому никто клиента не видел. Клиент раскладывает и рассказывает о картах, затем психолог предлагает их переместить, если есть такое желание. Существует и детский вариант колоды – «Персонита».

Карты «Ох» содержат не только картинки, но и рамки для них со словами. Сначала выкладывается рамка, а на нее – картинка, и психолог задает клиенту вопрос, что же они означают. Клиент пытается понять данную метафору. Однако строгих правил здесь нет, если картинка со словом для нее никак не связываются и не резонируют, материал не пошел – можно заменить картинку.

Существуют наборы карточек для работы специально с травматическими переживаниями, для поиска ресурсов, даже чистые наборы, когда можно самостоятельно нарисовать желаемое. У многих наборов карт есть и цифровой вариант, который позволяет консультировать удаленно, сохраняя весь процесс в презентацию. Ее можно передать клиенту, он сможет продолжать с ней взаимодействовать, закрепляя результаты работы.

Метафорические ассоциативные карты позволяют даже провести самостоятельную сессию, причем использовать карты можно очень творчески, отходя от инструкций. Раскладывая и трактуя карты, человек с опытом начинает осознавать свое нынешнее внутреннее состояние, переживания, и установки.

Значение метафорических карт

Закон метафорических карт – сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует. Со временем направление развилось в целый класс проективных техник, которые легко обходят сопротивление клиента, решают проблему вербализации проблемы.

Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих , расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, например, по технике шести карт, когда нужно описать каждое изображение в привязке к выложенному к нему слову, клиент обычно к шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Поскольку методика проективная, работа с метафорическими картами имеет большой плюс – не происходит ретравматизации. Человек всегда рассказывает о карте как о неком предмете, который находится снаружи, ему не нужно погружаться в свои переживания. Не стоит путать метафорические карты с гаданием, картами Таро и другими эзотерическими методиками.

Метафорические карты сами ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самого человека, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил. Для устранения ассоциации с картами Таро некоторые психологи даже начали называть метафорические карты проективными карточками.

Метафорические карты также редко используются для психодиагностики по причине соответствия закону, что метафорическая карта сама не несет никакого значения, кроме того, какое в ней видит клиент.

Как работать с метафорическими картами?

В процессе работы психолог как ведущий задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая затем и свои психические содержания, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.

Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, черные волосы для клиента проассоциировались с тяжелым характером, тогда психолог предлагает ему выбрать из следующей колоды «Персона» еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.

Если этого клиенту не хватило – он может выбрать другие картинки в открытую. Например, для уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.

Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Психолог просит клиента посмотреть, что на ней изменилось. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается – некрасивые волосы становятся вполне привлекательными, колючий взгляд добреет. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.

Часто на сессиях картинка меняется буквально на глазах. Если выражение лица клиент видел напряженным, глаза печально закрытыми, то после взаимодействия с картой, добавления сил и ресурсов, других состояний – клиент видит спокойствие, даже какую-то радость, расслабление, происходят сразу изменения в лучшую сторону. Как только он начинает работать с картами – он будто дает команду подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.

Техники работы с метафорическими картами

Метафорические карты – хороший рабочий инструмент, который в легкой непринужденной форме выявляет глубинные содержания человека, о каких он не смог бы даже сходу рассказать.

Техник использования метафорических карт множество, более того, можно свободно изобретать новые, использовать одновременно несколько колод. Например, если человек выложил карту нынешнего состояния, а с ней карту идеального, можно предложить ему найти карту и переходного состояния, которое позволит добиться желаемого. Можно задавать вопросы и доставать карты наугад, можно рассматривать карты, просто объясняя то, что на них видишь. В каждой метафорической колоде обычно порядка 90 карт, потому сюжетных линий можно разложить довольно много. Имея большой опыт работы с разными наборами карт, психолог может подобрать для каждого клиента и его проблемы максимально подходящую колоду.

В классической консультационной работе психолог обычно задает клиенту наводящие вопросы к каждой карте, при этом вопросы должны быть обязательно открытыми и не наталкивать клиента на содержание, какое в карту мог вложить сам психолог. Например, если на карте изображена гора или вулкан, психолог лишь спрашивает, что за гора, что за вулкан, где они находятся, что происходит там. Выслушивая содержания клиента, в конце психолог узнает у клиента, может быть, у него есть еще что-либо об этом.

Существуют и техники, преимущественно опирающиеся на игру. Например, в технике «Препятствия и возможности» психолог выступает ведущим и просит игроков выбрать по 5 карт вслепую, даже не задавая перед этим никаких вопросов, не формулируя запросы. Игра ассоциативная, потому здесь нет выигрыша, кроме, конечно, психологической выгоды от полученных выводов. Психолог просит первого игрока посмотреть карты, не показывая их другим, и выбрать одну, на какой изображено препятствие, трудность. Например, он выбирает и выкладывает карточку с домиком, сообщая, что он разваливается. Задача второго игрока найти среди своих карточек и выложить ту, что изображает возможность для решения проблемы. Первый игрок, предъявивший проблему, слушает и принимает предложенное решение. Если оно оказалось, как он посчитал, неподходящим или недостаточным – сообщает об этом, второй игрок снова предлагает карту возможности. После принятого решения игроки меняются местами.

После игры психолог предлагает игрокам проанализировать, пересекается ли игра с жизнью, обнаружили ли участники какие-то личностные проблемы, а также решения для них. Объяснение перед другими участниками, потому не обязательно ему быть подробным, достаточно понять ситуацию для себя, немного озвучив. Однако часто еще до этого участники понимают, чем обусловлен их выбор карт.

Следующая техника называется «Место и время моей мечты». Клиенту предложено выбрать из перевернутых рубашкой вверх карт одну, перед этим также можно не формулировать запрос. Посмотрев на нее, он должен подумать, какая это страна, какое время, наше ли, прошлое. Чем ему может быть нужно пребывание в этом времени. Клиент может вообразить себя в нем, будто войти в мир, изображенный на карточке, и походить в нем, посмотреть, даже мысленно взять подарок себе или близкому. Психолог задает снова наводящие вопросы, спрашивает, что полезного клиент нашел для себя в этом времени, какой ресурс смог пополнить.

Техника «Выход из тупика» подходит для поиска выхода из сложных ситуаций и анализа повторяющихся проблем, которые клиент никак не может решить. Для определения текущей ситуации тупика перед клиентом раскладываются открытыми несколько карт, предлагается выбрать одну, какая максимально точно описывает текущее состояние дел. Выбирать следует чувствами, ту карточку, какая привлекает внимание больше всех. Выбрав, психолог уточняет, что клиента цепляет на этой карточке, куда все время тянется взгляд. Обратив свое внимание на эту деталь, клиент должен пронаблюдать, какие эмоции у него появляются. Возможно, на карте он найдет также то, что ему не нравится, вызывает отторжение, нежелание смотреть на этот элемент карты. Далее психолог просит рассказать о ситуации, изображенной на карточке, и герое ее сюжета.

Следующий расклад в этой технике – изображения различных дверей как путей выхода из ситуации. Клиенту нужно отобрать одну и описать, что за дверь, может ли она помочь выйти из тупиковой ситуации, сложно ли в нее пройти или легко, открыта она или закрыта для него. Затем, возможно, клиент сможет представить, что находится за дверью, описав свои ощущения. Если для клиента эта дверь не является выходом, то психолог уточняет, куда она может вести.

Затем следует расклад карт по вопросу, что мешает выйти из тупиковой ситуации. Здесь клиент может выбрать уже до трех карт, тех, что описывают страхи и блоки. Психолог уточняет, что сам клиент подразумевает в каждой выбранной карте, что, возможно, пугает клиента или препятствует поиску выхода, просит рассказать историю каждой карточки, об изображенных на ней персонажах, чтобы максимально раскрыть то, что блокирует клиента, не дает ему выйти из сложной ситуации. Часто на картах обнаруживаются и вторичные выгоды клиента, психолог просит его задуматься, какую выгоду он получает оттого, что остается в этом тупике, от чего страх, возможно, защищает его, что еще более страшное может произойти в жизни, если он решится все же на перемены. Осознавая свои страхи, блоки и вторичные выгоды, клиент может двигаться дальше и имеет шанс преодолеть тупик.

Последний расклад – ресурсный. Снова перед клиентом несколько карточек с тем, что может помочь выйти из тупика, совершить перемены. Психолог просит его выбрать те, что являются для клиента поддержкой и ресурсом, на какие он может опираться, а выбрав, описать каждую. Клиент рассказывает, что наиболее интересно, позитивно для него на карточке, что привлекает внимание, вызывает прилив энергии, дает силы. Психолог предлагает рассмотреть, какие из изображенных ресурсов у клиента уже есть, а какие можно привлечь, подумать, каким образом ресурс можно использовать, что можно сделать уже в ближайшее время. Чем более подробно клиент отвечает на вопросы, описывая карту – тем более содержательный он извлечет результат, более интересные открытия получит о своем тупике, о том, почему в нем находится, зачем тупик ему нужен. Это может стать точкой, из которой клиент даже сможет перевернуть свое мировоззрение.

С помощью ассоциативных метафорических карточек можно поработать и с Тенью. Психолог тогда просит клиента создать мысленное намерение, а затем из колоды карточек с лицами выбрать себя, каким клиент сейчас себя видит и принимает, потом – свою противоположность. Пол и возраст изображенного на карточке человека значения не имеет, важны лишь его эмоции. Если клиент затрудняется выбрать только одну карточку на каждую из ипостасей – он может выбрать две или даже несколько.

Описывая первую ипостась, клиент рассказывает, что он видит на карточке, какие чувства и эмоции на ней присутствуют. Если изображенный на ней человек, по словам клиента, смотрит на кого-то – психолог просит выбрать из колоды того, на кого он смотрит, что можно сделать в закрытую, а затем описать. Далее психолог переводит клиента к описанию карты противоположности. После чего спрашивает, правильно ли карты расположены перед ним на столе, или клиенту хочется изменить их позиции. Чаще всего клиент отодвигает карту противоположности, символизирующую его Тень.

Психолог просит клиента проанализировать взаимодействие карт-антиподов, спрашивая, видит ли одна карта другую. Если да, то, как изображенные на них личности относятся друг к другу, нужна ли карта противоположности главной карте, может ли главная карта за что-то поблагодарить свою противоположность, что негативного привносит карта противоположности в жизнь главной карты, если ее хочется отодвинуть.

Если карты не видят друг друга, то, что необходимо изменить в раскладе, чтобы они увиделись. Когда клиент изменяет положение карточек, психолог узнает, что изменилось у главной карты. Когда клиент говорит о негативных качествах антипода, психолог выслушивает, затем предлагает трансформировать эти качества, заменив их позитивными синонимами, и подытоживает, проговаривая, какое положительное зерно было найдено, как главная карта может интегрировать эти качества, как изменится после этого, может ли поблагодарить свою противоположность и какие чувства после благодарности испытывает.

После проведенной работы будет отличным, если клиент от имени главной карты проговорит благодарность карте-антиподу за переданный ресурс. Возможно, после того клиент снова захочет поменять расположение карточек на столе или даже заменить какую-то карточку на другую из колоды.

Данная техника позволяет проработать теневые качества личности, в результате клиент может интегрировать, принять свою теневую сторону. Психолог спрашивает, что клиент ощущает в связи с проведенной работой, как изменились его ощущения после примирения со своей ранее вытесненной частью.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

ФОТО Getty Images

Метафорические или ассоциативные карты представляют собой набор картинок величиной с игральную карту или открытку с реалистичными изображениями (это может быть фотография дома, дороги или реки) или абстрактными образами. Карты - профессиональный психологический инструмент, в основе использования которого лежит работа с визуальной метафорой.

При виде той или иной картинки у каждого человека возникает свой комплекс ассоциаций, воспоминаний и фантазий, которые психолог затем интерпретирует.

Psychologies:

Метафорические карты помогают выяснить, в чем истинная причина беспокойства человека, обратившегося к психологу?

Татьяна Ушакова:

Карты - это не средство диагностики, но способ наблюдения. Я приведу такую метафору: представьте, что в комнату входит мальчик, в руках у которого розовый мяч. Он начинает с ним играть, кидает его нам, пинает ногой, потом обнимает и плачет. Глядя на его действия, мы можем сделать некие выводы о состоянии ребенка. Но в основе выводов все же наши наблюдения, а мячик - лишь инструмент.

«Что вы можете сделать со своей травмой? Только ее выговорить». Зигмунд Фрейд

Метафорические карты сродни этому розовому мячику - они помогают нам наблюдать за клиентом и вступать с ним в контакт. А клиенту помогают взаимодействовать с самим собой, разным частям его личности - контактировать друг с другом.

Мы видим, как условный мальчик обращается с мячом, видим его отношение к предмету. А как обращаются с картами? Как они помогают психотерапевту понять что-то про клиента?

Т. У.:

Вот пример. Вчера ко мне обратилась женщина по поводу сложной ситуации в семье - у нее разладились отношения с ребенком, с мамой, со всеми сразу. Я предложила ей типичное упражнение: выбрать из колоды портреты людей, которые напоминают ей членов ее семьи. Не внешне напоминают, а по сути. Она выбирала долго, вдумчиво, потом по моей просьбе разложила эти портреты на столе так, чтобы расстояние между картами соответствовало степени душевной близости ее родных.

И вдруг в процессе она обнаружила, что себя-то, свой портрет и не выбрала. «А где вы-то?» - спрашиваю. «А про себя я забыла». И сама вдруг это осознала: «Так это действительно про мою жизнь. Я склонна заботиться обо всех, но никто не заботится обо мне. И сама я о себе не думаю». И вот ее собственные выводы - это самое ценное для меня.

Цель работы с метафорическими картами - не столько мне, специалисту, понять ситуацию клиента, сколько помочь клиенту увидеть свою ситуацию - семейную, жизненную - самому, как будто сверху (в психологии это называется диссоциацией) и сделать свои заключения. Выбирая карты, проговаривая то, что у него происходит в жизни, человек уже начинает успокаиваться. Еще Фрейд говорил: «Что вы можете сделать со своей травмой? Только ее выговорить». Клиенты часто признаются: пока я рассказывал, я сам все про это понял. Вообще, мне кажется, что осознанность - одно из наивысших благ, которые доступны человеку.

В решении каких проблем карты помогают лучше всего?

Т. У.:

Дело-то не в картах, в них секрета нет. Секрет в том, что умеет специалист и какой подход использует. Карты хорошо сочетаются с разными направлениями работы. Ими могут успешно пользоваться психодраматисты, арт-терапевты, нарративные консультанты.

Когда человек смотрит на карты и рассказывает, почему он их выбрал и расположил именно так, в процессе рассказа сам часто находит ответ

Экзистенциальные психологи тоже их используют. Например, помогая человеку с эмоциональным выгоранием вернуть смысл работать дальше, психолог может предложить такое упражнение. Просит клиента выбрать карту, которая характеризует его положение на работе, его роль в рабочем процессе сейчас. Затем - выбрать карту, которая показывает его прежнего, в самом начале работы. Потом психолог предлагает клиенту оценить разницу и подумать: какой он видит свою дальнейшую карьеру?

Когда человек смотрит на карты (а у 90% из нас преобладает именно визуальное восприятие) и рассказывает, почему он их выбрал и расположил именно так, то в процессе рассказа сам часто находит ответ. А дальше мы можем выкладывать его дальнейшие шаги из карт, и клиент понимает, что нужно сделать, чтобы мечта стала реальной, достижимой целью.

А если у человека нет мечты и вообще представления о своем будущем?

Т. У.:

Карты помогают его увидеть. Однажды я работала с мальчиком Сережей 12 лет, который успешно перенес химиотерапию, и проблема при его выписке из больницы заключалась не столько в его физическом состоянии, сколько в психическом. Он очень изменился внешне: симпатичный золотоволосый мальчик превратился в лысого, полного, с одутловатым лунообразным лицом человека. Сережа боялся выходить из больницы во внешний мир, и надо было как-то преодолеть его страх по поводу возвращения к обычной жизни.

Из специальных карт-конструкторов мы начали составлять его портреты - каким он видит себя в прошлом, до болезни, как выглядит сейчас и каким представляет себя в будущем. Составляя автопортрет до болезни, он хохотал, что-то придумывал. Портрет нынешний вызвал у него тяжелые чувства, а третий портрет оказался крайне неопределенным - он вообще не видел себя в будущем. Потом, при помощи других карт, мы составляли план, что он будет делать в первый день после выхода из больницы. Сережа и тут не смог сформулировать, чего он хочет. И я предложила вытащить карту вслепую - результат, как всегда, оказался очень неожиданным. У него включилось чувство юмора, и мы разложили день за днем целую неделю его жизни после больницы. Он хохотал от души.

Карты бесполезны при работе с детьми младшего дошкольного возраста

А потом мы вернулись к его портрету из будущего, и он смог его составить. Портрет получился живой, оптимистичный, симпатичный. Если вначале Сережа принимал себя только в прошлом, то теперь признался, что в будущем себе тоже нравится. Он вышел из больницы с чувством уверенности в себе. Всю неделю провел в точном соответствии с нашим планом, и ему было комфортно. Что здесь произошло? Жизнь пугала его своей неопределенностью. И когда Сережа увидел, какими событиями будет наполнен каждый день, ему стало хорошо и спокойно. Карты помогли сделать будущее определенным и привлекательным.

Под разные задачи и цели подходят разные карты?

Т. У.:

Вообще, любые метафорические карты подходят для решения любых задач. Но логично, когда речь идет о продвижении, использовать карты с изображением дорог, путей. В этих картах нет ничего иррационального, магического. В их основе заложен традиционный механизм проекции. Он запускаются при встрече человека с любым объектом. Но в момент размышлений о движении по жизни, например, карты с изображением дорог, развилок, путей быстрее помогут запустить этот процесс.

Терапевт и его клиент могут по-разному интерпретировать одну и ту же карту. Это мешает работе?

Т. У.:

Конечно, у меня и у клиента при взгляде на карту срабатывают разные проекции, и в этом главное коварство метафорических карт. Именно поэтому работе с ними надо учиться. Очень важно, чтобы психолог понимал: его личные проекции не имеют никакого отношения к проекциям клиента. Кто-то видит на картинке мимишный девчачий букет, а кто-то - похоронный венок. И если психологу непонятен смысл, которым наделяет карту клиент, если его это как-то раздражает, задевает, это точно не проблема клиента, а психологу пора на личную терапию. Поэтому иногда психологу лучше даже не смотреть на карту, чтобы не дарить клиенту свои проекции и не сбивать его с толку. Неверное толкование может завести вашу работу совсем не туда, куда надо.

В каких случаях карты использовать нельзя?

Т. У.:

Я не использую их в работе с клиентами, имеющими психические расстройства, пограничные состояния, эпилепсию. В этом случае задача специалиста - вернуть их в реальность, поставить на землю, и метафоры здесь будут вредны. Карты бесполезны при работе с детьми младшего дошкольного возраста - у них конкретное мышление, они видят в изображении на карте только то, что там нарисовано. Образное, ассоциативное мышление развивается ближе к начальной школе, да и то не у всех. И среди взрослых клиентов встречаются те, у кого плохо развито образное мышление, кто не воспринимает зрительные образы.

Об эксперте:

Татьяна Ушакова - клинический психолог, заведующая отделением психолого-педагогической помощи населению социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в Сергиевом Посаде. Ее опыт работы с метафорическими картами - более 10 лет.

Узнать больше

Подробнее узнать о работе с метафорическими картами можно на мастер-классах и круглых столах Третьей ежегодной конференции «Метафорические карты в работе психолога» . Она адресована специалистам с базовым психологическим образованием.

Методические рекомендации

по составлению и ведению психологической карты

Часть 1. Что такое психологическая карта и принципы ее построения

Психологическая карта или психологическое дело – это совокупность документов (характеристики, заполненных бланков методик, заключений, протоколов встреч и т.д.) персонального учета клиента (пациента), которые содержат наиболее полные сведения о структуре личности, эмоциональном состоянии человека и результатах коррекционной, консультативной и другой психологической работы психолога с ним.

В зависимости от организации, в которой ведется личное дело или психологическая карта на клиента, можно выделить следующие виды направленностей, в которых работает психолог:

    Социальная направленность – в данном случает упор делается на трудную жизненную ситуацию. Социальная сфера в России чрезвычайно хорошо развита, но отличается многообразием запросов (например, работа с пожилыми людьми, работа с детьми-сиротами, работа с семьями, находящимися в социально опасном положении и так далее), отсюда и отсутствие общей стандартизации ведения дел психолога и в тоже время большой простор для инноваций в данной области. Отличительная особенность – это помощь людям в адаптации, так что упор делается на стабилизацию и улучшение социального положения, далее подробно будет описана суть ведения дел в социальной сфере.

    Педагогическая направленность – речь идет про образовательные организации, в которых психологи играют не ведущую роль, упор, в основном, делается на помощь в решении педагогических задач (успеваемость и дисциплина) и адаптацию к школе. Редко ведется работа по запросу.

    Профессиональная (организационная) направленность – заключается в диагностических мероприятиях при приеме на работу, подборе персонала и помощи в решении организационных вопросов (как распределить людей в помещении для более продуктивной работы и прочие запросы).

    Медицинская направленность – ограничивается кабинетом психолога или медицинским учреждением, в отличие от социальной сферы, медицина не настаивает на том, чтобы психолог совершал выходы в семью. Здесь ведется диагностика, обучение, развитие и коррекция, как словом, так и нейропсихологическими методами. Большой плюс в том, что зачастую люди замотивированы, если не брать в расчет наркологические клиники или психоневрологические диспенсеры.

    Консультативная и психотерапевтическая направленность – имеется в виду, как консультативные Центры, так и личная практика психологов и психотерапевтов. Стандартизации вообще нет в последнем случае, так как вести ее или нет – решает специалист. Если дело касается Центра – дела, наоборот, строго стандартизированы в зависимости от целей и задач организации.

    Правовая направленность – строго стандартизированные дела и четкая система работы – неоспоримый плюс работы в такой системе, потому что есть четкая структура работы. Еще один плюс – это компьютеризированные методики как по работе с кадровым составом, так и с людьми в правовой ситуации.

Объективность изучения психических явлений . Этот принцип означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения. В силу этого данный принцип требует, чтобы любые психические явления рассматривались в единстве с теми внешними причинами и внутренними условиями, в которых они возникают и проявляются. Построение психологических исследований в соответствии с принципом объективности означает практическую реализацию одного из основных принципов психологии – принципа детерминизма – причинной обусловленности психических явлений.

Принцип объективности требует также изучения человека в процессе его деятельности, так как о психических особенностях человека можно судить только по его реальным поступкам. Исходя из этого принципа необходимо изучать психические явления как в наиболее типичных, так и нетипичных для данного человека условиях. Только в таком случае можно всесторонне охарактеризовать человека и не упустить ничего существенного. Всестороннему анализу должны быть подвергнуты все полученные факты, в том числе противоречащие друг другу. Противоречивые факты должны привлечь особенно пристальное внимание, их ни в коем случае нельзя просто отбросить, а обязательно следует либо найти им объяснение, либо провести дополнительное изучение.

Аналитико-синтетическое изучение личности . В психическом облике каждого человека есть что-то общее, характерное для всех людей данной эпохи. Одновременно с этим люди, живущие в государствах с различными социальными системами, имеют специфические черты, отражающие общественные отношения, существующие в данном обществе. Так, мы специально говорим об особом облике советского человека, сложившемся в условиях развитого социализма. В то же время каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность. Существование в личности каждого человека общего, особенного и индивидуального делает необходимым руководствоваться аналитико-синтети-ческим принципом при построении исследований.

Изучение психических явлений в их развитии – важный принцип построения психологических исследований. Объективный мир находится в постоянном движении и изменении, и поэтому отражение его не может быть застывшим, неподвижным. Постоянное изменение психики как отражения изменяющейся действительности требует изучения психических явлений в их развитии. Если непрерывно изменяются, развиваются психические явления, то это обязательно должно быть предусмотрено и при построении любого исследования, направленного на их всестороннее изучение.

Часть 2. Содержание психологической карты

В данной части кратко описана общая структура психологической карты. В каждом абзаце даны уточнения.

В первую очередь, в самом начале должен быть титульный лист , на котором кратко написана следующая информация: ФИО клиента, дата его рождения (в некоторых случая и место, в плоть до паспортных данных и номера СНИЛСа), состав семьи, иногда требуется вписать дату обращения или поступления (как в социальных учреждениях, например), как зовут родителей (если ребенок) или ближайших родственников, контактные данные, иногда вписывается и жалобы с запросом. Например, при работе с детьми у которых есть соматические заболевания и даже инвалидность – следует указать это на титульном листе, так как нельзя полагаться на личную память. В сиротских учреждениях обязательно нужно указывать дату поступления и номер группы, куда помещен воспитанник, место его учебы, статус и информацию по побегам, вредным привычкам и склонности к противоправным деяниям (последние три пункта зашифровать в цвете ил буквенном варианте, чтобы не было недопонимания со стороны коллег и детей, которые могут нечаянно увидеть личное дело), а вот личную информацию (как попал, жизненный путь, возможно и паспортные данные, хобби и так далее) на титульную страницу выносить не слишком корректно – лучше указать ее на следующей странице или в социально-психолого-педагогической характеристике. Точно также и при работе с семьями – можно указать состав семьи, занятость, но не доход, вид квартиры и так далее.

Далее в зависимости от личных предпочтений или учреждения, в котором работает психолог следует либо ксерокопии документов (характеристики из школ, садов, Центров, от других специалистов и т.д., выписки из медицинской карты, заключение ПМПК и ЦМПК, индивидуальные планы развития или планы по защите прав ребенка), либо, собственно, характеристики , которые делает психолог.

После идет « План психологической работы » с датами и тематикой занятий, где после каждого занятия психолог ставит свою роспись и отметку о выполнении. Это является обязательным почти для всех учреждений, так как это единственное доказательство, что работа велась. К сожалению, простым словам никто не верит, поэтому к ведению журнала учета психологической работы добавляется и план работы с клиентом (пациентом, учеником, получателем услуг и так далее).

Протоколы или записи встреч психолога с клиентом особенно нужны, если ведется консультирование или так называемые «профилактические беседы». В первом случае – это очень хорошая «шпаргалка», как для человека, работающего с психологом, так и для самого специалиста, плюс - это еще одно доказательство, что психолог работает, а не просто разговаривает. Во втором случае протокол – это обязательный документ встречи, этакий результат, где внизу всегда написано краткое решение, которое клиент будет выполнят. Гарантом выполнения служит подпись как психолога, так и его пациента. Вообще, в обоих случая нужны эти две подписи.

Результаты методик, заключения и продукты деятельности клиента – обязательный материал. Во-первых, так же, как и в протоколах встреч – это напоминание того, что было в «предыдущей серии», только с эмоциональным откликом клиента. Во-вторых, все это показывает прогресс или регресс, направление, куда следует идти, и тупики, из которых нужно срочно искать выход. В-третьих, опять же это все является доказательством того, что опять же психолог работает. Протоколы диагностических обследований. Они имеют чёткую структуру (дата и время проведения обследования, где оно проводилось и кем, название методики, цель, стимульный материал, ход исследования и ее результаты). Протокол отличается от заключения более четкой структурой и чаще используется в образовательной и правовой сфере.

Отдельным пунктом можно вынести «домашние задания» и рекомендации , которые дает психолог своему подопечному или его родителю. Касательно «домашних заданий». Клиент получает непосредственную помощь психотерапевта всего лишь 1-2 часа в неделю, а остальные 166-167 часов в неделю остаётся сам с собой. И в это время его проблемы по-прежнему оказывают на него влияние. Домашние задания помогают клиенту быть «психологом самому себе». Если клиент добросовестно подходит к выполнению домашних заданий - он ускоряет процесс коррекции, быстрее добивается желаемых изменений. В этом деле главное - процесс, а не результат. Результата может и не быть (то есть упражнение может не получиться) - и это всё равно замечательно! Потому что, ещё раз, главное - это стараться делать хоть что-то. Рекомендации важны и при подборе персонала (куда лучше отправить человека трудиться – в общий офис, или на разъездную работу, в детское учреждение или на работу в пансионат к ветеранам труда). Также рекомендации важны и при устройстве ребенка в школу для определения класса или программы обучения. В социальной и правовой сфере, как маяк – какие действия предпринять, чтобы появился позитивный сдвиг. В медицинской сфере – как помощь к какому специалисту обратиться и также указание вектора развития и коррекции. Частично рекомендации можно давать и в психологическом заключении, только в более кратком и уменьшенном объеме.

Часть 3. Особенности ведения психологической карты

В первую очередь, следует уделить внимание правилам ведения:

    Аккуратность и грамотность,

    Понятность изложения материала,

    Структурированность,

    Чистота и опрятность.

Перед тем, как описать частные случаи документооборота. Нужно дать обобщенную схему того, как нужно вести психологическую карту.

Первое, в начале заводится общая канва и как говорят некоторые аналитики «рыба». Перед самым началом работы не только с клиентом, но и в принципе в учреждении, психолог составляет пример личного дела, распечатывает бланки методик и диагностических обследований, титульные листы и так далее.

Далее психолог знакомится с личном делом, медицинской картой или другими документами, которые есть в наличие относительно клиента. Хотя, есть сторонники, что сначала нужно познакомиться с клиентом, а потом с документами. Информацию, полученную из этой документации, психолог вписывает в титульный лист и на основании запроса подготавливает модель обследования (бланки и протоколы).

После диагностики составляется индивидуальный план психологической работы с клиентом. Иногда в него включаются групповые занятия (например, в условиях Центра содействия семейному воспитанию или при работе с зависимыми людьми, или при работе реабилитационного Центра). Как уже писалось выше, такой план представляет собой таблицу, которая разделена на несколько столбцов. Первый – дата, второй – название и структуру занятия (может заполняться вручную и включать межведомственное взаимодействие), третий – роспись и отметка о выполнении. Иногда план составляется до первичной диагностики и включает в себя диагностику, количество и тематику встреч, комплексные занятия, групповые занятия, междисциплинарное взаимодействие, но лучше исходить из запроса, ознакомления с документацией и первичной диагностики и только после этого составлять план работы с клиентом.

После первичной встречи, диагностики и составления плана можно составить предварительное заключение, если требуется, то проводится дополнительная диагностика.

Отдельно складываются описания (протоколы) каждой встречи, которые лучше после написания нужно подписать. Протокол занятия или встречи – это внутренняя документация психолога, она не подлежит копированию и передаче на руки клиенту, если это только не описание сессии (иногда это нужно в рамках психотерапии и клиенты даже делают аудиозаписи встреч).

Каждый лист, написанный психологом, нужно нумеровать, чтобы не было потерянной информации. Личные психологические дела нужно хранить в закрытом шкафу или сейфе (как это делается в правовой системе), чтобы никто из клиентов не мог посмотреть их.

Далее разберем частные случаи. В работе практического психолога есть специальная документация – особый вид документации, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения: коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.

Из выше перечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида свободные для доступа лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель – ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного человека (той или иной группы).

Выписка считается внешним видом документации и оформляется как по запросу частных лиц, так и по официальному запросу государственных учреждений. Основным текстом выписки является адаптированный вариант той части психологического заключения, где отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы, а также общие и специальные рекомендации. Следует отметить, что в случае официального запроса на данном документе должны быть две подписи: лица, проводившего диагностическое обследование и административного лица учреждения. При конкретизированном запросе в выписке должны быть определены цель и средства психологического обследования, а в итоге подтверждение либо опровержение по факту запроса. В случае выписок из психологических карт к оформлению документа сохраняются с той лишь разницей, что они производятся исключительно по официальным запросам и предоставляются лицам, компетентным в области психологии и юридически ответственным за данные документы.

Психологическая характеристика отражает иной аспект психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет человека либо возрастной группы в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных психологических особенностях развития, т.е. об особенностях его познавательной сферы, психофизиологических нюансах, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и о многом другом. Психологическое заключение является основной рабочей документацией психолога.

Встречается несколько вариантов психологического заключения.

Вариант 1. Структурированное по парциальным параметрам психического развития. В таких психологических заключениях чаще всего присутствуют отдельные показатели координации моторики, навыков идентификационного письма, обучаемости, мотивационно-потребностной и интеллектуальной зрелости. Данный вид психологического заключения может использоваться при частичных психологических обследованиях.

Вариант 2. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития, а также оценку его образования. Недостатком данного вида структурирования является отсутствие единого аналитического пространства (психологического). В некоторых случаях используется при оценке отклонения психического развития.

Психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о процессе психического развития применительно к определенному возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику (новообразования), количественную и качественную динамику развития. Опираясь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны быть отражены показатели познавательной, личностно-эмоциональной и коммуникативной сферы, а также психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционных, развивающих и обучающих воздействий либо работу по определённым программа.

Приложение 1. Макет психологического заключения

1. Общие характеристики психического развития на основе особенностей психофизического, психофизиологического характера, адаптационного и двигательного комплексов.

2. Познавательное развитие на основе характеристик познавательных процессов и речевой функции.

3. Личностно-эмоциональное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно-потребностной, эмоциональной, ценностной сфер.

4. Коммуникативное развитие на основе характеристик средств и позиций общения.

5. Профессиональная компетентность на основе характеристик актуализации и содержания продуктивных и процессуальных видов профессиональной деятельности.

7. Особенности психического развития.

8. Проблемные аспекты.

9. Психологический прогноз развития.

Приложение 2. Примерный состав психологичной карты ( бланки )

НАЗВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Психологическая карта

____

_____________________________________________________

Ф.И.О. ребенка

_____________________________________

дата рождения

______________________________________________________

Ф.И.О. родителей (законных представителей)

Прибыл (поступил): _____________________________________

Дата зачисления, № приказа о зачислении: __________________

Группа (класс, номер офиса и т.д.): ________________________

Выбыл: ________________________________________________

Дата выбытия, № приказа об отчислении: __________________

Склонность к побегам (по цвету – красный – сбегал, желтый – склонен, зеленый – норма)

Склонность к асоциальному поведению (черный – были попытки)

Вредные привычки (зависимости) – (курение – оранжевый, алкоголь – синий, наркотики – коричневый)

Другое

Протокол психодиагностического обследования

Ф.И.О. (испытуемого): ______________________________________________

Ф.И.О. (психолога): _________________________________________________

Дата проведения: ______________________

Место проведения: __________________________________________________

Запрос (от кого исходит, причина обращения, заявленная проблема):________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель обследования (исследование познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и пр.), обоснование выбора методов, методик психодиагностического обследования: _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Методы исследования, методики, психодиагностический материал: _________

__________________________________________________________________

Описание хода исследования: ________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА

ФИО ребенка: _________________________________________________

Дата заполнения: ______________________

Заполнил: родитель, психолог, педагог _________________________________

И особенности речевого поведения

Не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику

Как псевдоглухота

Не выполняет просьбу хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную

И особенности зрительного контакта

Избегает смотреть в лицо собеседнику.

Дурашливость

Реакция на замечание

Реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении

В физических действиях и мимике

Дурачится, передразнивает в движениях

нерешительность

В социальных отношениях с другими

Избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.

Проявляется в речи

Использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает ответ

В физических действиях

Боится прыгнуть с возвышения

Реакция на новизну

В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем привычной

Стархи

Конкретные

Страх пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра

Реакция на новизну

Боится входить в новое помещение

Социальные

Страх новых людей в новой ситуации, страх публичного выступления, страх остаться одному

тревога

В мимике

Блуждающий, отстраненный взгляд

В речи

В речи

В движениях

В движениях

Во взаимоотношениях с другими

Спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому

скованность

В движениях

Двигательно скован

В речи

Запинается в речи

Реакция на новизну

Реакция на новизну

заторможенность

В познавательной деятельности

На знает чем заняться

В зрительном восприятии

Бездеятельно смотрит по сторонам

В речи

Говорит слишком тихо

Время реакции

Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает

Эгоцентричность

Как отношение к себе

Во взаимоотношениях

Считает, что все игрушки, все конфеты для него

В речи

Часто использует местоимение «Я»

Избегание умственных усилий

В условиях свободной деятельности

Не смотрит мультики

На организованных занятиях

Быстро устает от доступного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу)

Дефицит внимания

Сосредоточенность

Смотрит по сторонам на занятии

В содержание и помощи ребенку

Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия

В речи

Условия выполнения задания и пр.

Двигательная расторможенность

Особенности планирования действий

Поспешно планирует собственные действия

Избыточный темп и количество действий

Темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше сигнала

Длительность сдерживания гиперактивности

Встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят

Длительность овладения состоянием

Быстро возбуждается и медленно успокаивается

Речевая расторможенность

Громкость речи

Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса

Темп речи

Темп речи убыстрен, речь взахлеб

В социальных отношениях

Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого

Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции

Непонимание сложных словесных инструкций

Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания

Застреваемость

В движениях

Рисует многократно повторяющиеся элементы

Во взаимоотношениях

Навязчив при общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и туже просьбу

В речи

Повторяет многократно одну и ту же фразу

На чувствах и эмоциях

Застревает на обиде

Трудности переключения

С трудом переключается и пр.

Работоспособность (умственная)

Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку, устает на первой части организованного занятия

Работоспособность (физическая)

Быстро устает на прогулке, устает от физической нагрузки, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, требуется варьирования сложности задания, не требующего умственных усилий, работоспособность колеблется в течение дня, чередование повышенной и пониженной работоспособности

Психологическая характеристика №______

на (воспитанника, осужденного, клиента, пациента и т.д.)

______

Используемые методы психологического обследования: _________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образование: ______________________________________________________

На момент психологического обследования у ___________________ отмечаются следующие индивидуальные и психологические особенности.

Индивидуальные особенности личности (особенности воспитания, значимые

биографические факторы): с кем проживает, кто воспитывает, с кем дружит, кто является значимой фигурой, есть ли в семье люди с зависимостями, доход и т.д.

Особенности взаимоотношений с родственниками: _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности высших психических функций (память, внимание, интеллект, речь, мышление, воображение, воля): __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности личностной сферы (саморегуляция, темперамент, самооценка, правосознание): ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Эмоционально-волевые качества: _____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стиль взаимодействия: ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Адаптация: ________________________________________________________

__________________________________________________________________

В стрессе: _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Отношение (к работе, к социальным требованиям, к учебе, к сложившейся ситуации): _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Планы и цели на будущее: ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сведений об имеющихся отклонениях в психике и анамнез: ________________

__________________________________________________________________

Уровень психологического благополучия: ______________________________

Вредные привычки: _________________________________________________

Заключение: _______________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолог ______________/________________

«___»______________20___ г. Ф.И.О. Психолога / роспись

ПРОТОКОЛ

Индивидуальной (воспитательной, профилактической) беседы

От «__» ______ 20____г.

Ф.И.О.собеседника__________________________________________________

Дата рождения _______________

Цель беседы_______________________________________________________

__________________________________________________________________

Содержание беседы_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Беседу проводили:

    ________________________________________________________

    ________________________________________________________

Подпись собеседника______________

Протокол индивидуальной консультации

Ф.И.О. клиента:___________________________________

Возраст:_____________

Цель: _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ход встречи:

Ход беседы

Анализ деятельности консультанта (примечание)

Подготовительный этап.

Настроечный этап.

Диагностический этап.

Контрольный этап.

Выводы: __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата:_________________________

Психолог: _______________________/__________________

Сегодня я расскажу про документацию психолога.

Так исторически сложилось, что у психолога нет как таковой документации и на этом пост можно заканчивать. Так произошло потому что:

В нашей стране нет нормативных актов о работе психологов (исключение составляет разве что образование, где есть масса нормативных документов и разнообразные силовые ведомства типа таможни, МЧС). В принципе в Москве есть закон о психологической работе, разработанный в Московской службе психологической помощи, но он, как мне кажется, был создан для галочки. В остальном все опирается на адекватность должностных инструкций в том месте, где вы работаете.

Нет единого паспорта психолога, или иного документа, заставляющего вас работать именно в определенных методиках. Тут все опирается на книги, например, работая в соц. защите, покупаете книгу некоего психолога, специалиста в вашей области и ориентируетесь и ссылаетесь на нее.

Прейдя на любую психологическую должность (опять-таки за исключением вышеперечисленных организаций) вам придется, скорее всего, с нуля писать всю будущую работу. Как правило, после увольнения психолог забираете все наработки с собой, не потому что боится, что их своруют, но скорее понимает, что передать опыт - дело длительное и трудное.

Совершенно разнообразное понимание вопроса результата работы психолога. В некоторых местах психологи отчитываются за первичные приемы, а где-то и за достижение запроса клиента. А если речь идет про детей или семей все становится еще сложнее.

Тем не менее, я приведу краткий список документов, которые мне кажутся обязательными или желательными. Но помните, что вопрос состоит не в том, чтобы вести как можно больше бумаг, а найти некий подходящий именно вам вариант (золотую середину). Документацию я разбил по категориям. Начнем с самого вкусненького:

Консультативная работа (очная):

1) Заявление о консультации на ваше имя или директора - спорный пункт, и я им не пользуюсь. Тем не менее, начинающим психологам он может помочь, т. к. если в будущем с клиентом будут трудности, можно всегда "поднять" заявление. Его легче сделать на компьютере и давать людям вписывать свои данные и ставить подпись. Кстати никогда не забывайте что консультации психолога, всегда, проводятся на заявительной основе, т. е. принудительно общаться с психологом нельзя. Также в заявлении не стоит писать запрос, а вместо него можно просто в пункте - причина обращения - написать категорию (например, человек в трудной жизненной ситуации).

В случае работы со сложными клиентами (депрессии, суициды и т. д.) не забудьте взять телефон ближайших родственников или организаций опекающих клиента.

2) Первичный опросник - самые важные и необходимые вопросы, которые связаны с деятельностью вашей организации. Например, в образовании важным будет успеваемость ребенка, а в соц. защите категория обратившегося. Вообще вместо того чтобы вспоминать что же я там еще не спросил, просто сделайте опросник, который вы будете проводить на первой консультации. В него можно также включить опросник на депрессию или что-то в этом роде.

3) Журнал консультаций - тут все просто. Я веду журнал по 2м отделениям, в которых я консультирую. В других отделениях я не веду журнал по причине того, что мне лень. В журнале в структурированной форме показаны все консультации за отчетный период, с информацией о клиенте, причинах обращения и формах работы. Так как я не беру заявлений, я просто прошу на первой консультации поставить автограф клиента мне в журнал. Это удобнее.

Кстати, как и заявление, и журнал так и опросник, стоит хранить в доступном для ваших коллег или начальстве месте, чтобы на основании этих бумаг они могли бы составить отчет во время вашего отсутствия. Эти 3 пункта относятся к элементарной "отчетной" документации психолога. Следующие пункты относятся напрямую к вам, как специалисту.

Также не забывайте, что сейчас есть закон о неразглашении личных данных. С которым вас должны ознакомить при приеме на работу. И если вследствие того, что вы храните записи с консультаций у себя на столе в раскрытом виде, кто-то использует полученные данные, то претензии будут к вам. Вследствие чего помните – вы работаете с людьми, которые разглашают данные вам, а вы можете разглашать полученные данные исключительно коллегам на супервизии по своей воле и суду (если вас прижмут). Больше никто и нигде не должен знать, кто и зачем к вам ходит. Желательно спрашивать клиентов о том, будут ли они За, если вы расскажите их случай на супервизии в целях улучшения работы. Если не помните, когда может быть нарушен принцип конфиденциальности, прочитайте про это в учебниках.

4) Ваши записи с консультаций. Раньше я их вел в виде 2х столбцов - вербальное и невербальное. Сейчас я просто записываю важные моменты. И если на первых консультациях я много пишу, то начиная где-то с четвертой, я больше работаю, чем записываю. В записях желательно указывать каждый раз: запрос, время начала консультации, дату, состояния человека на момент прихода и ухода. Все остальное, что вы пишите по большей части связано с направлением, в котором вы работаете. Также не забывайте про домашние задания.

Все записи с консультаций стоит хранить в сейфе! У психолога должен быть сейф!

Обратите внимание на то, что если с вами что-то случится (смерть, потеря дееспособности, увольнение) все ваши записи должны быть переданы вашему коллеге психологу. В связи, с чем стоит написать заявление, в котором указывалось, куда стоит передать ваши записи на случай вашей смерти или болезни. Это можно отнести к категории - романтика в психологии.

Кстати аудиозаписи я веду постоянно. Именно эти записи являются наилучшей гарантией вашего душевного спокойствия и на их основе лучше всего делать анализ вашей работы. И кстати именно их стоит передавать в первую очередь коллегам в случае вашей смерти.


В. Психологическое заключение по индивидуальному/ групповому обследованию (протокол, заключение)

Протокол психодиагностического обследования

2. Возраст испытуемого.

3. Дата проведения.

5. Цель обследования (исследование познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и пр.), обоснование выбора методов, методик психодиагностического обследования.

6. Методы исследования, методики, психодиагностический материал.

7. Описание хода исследования.

8. Заключение по результатам психодиагностического исследования.

С. Заключение по результатам психодиагностического исследования ребенка/взрослого/группы

· Цель исследования, обоснование выбора методов, методик для обследования.

· Интерпретация данных (обобщенные данные исследования, рекомендации к дальнейшему обследованию). Выводы.

Приложение 10.

Отчет о психологической консультации

2. Возраст, пол.

3. Для взрослых: профессия, место работы, семейное положение.

4. Для ребенка: образовательное учреждение, состав семьи.

5. Дата обращения, жалобы клиента при обращении.

6. Ситуация обращения (обратился самостоятельно, направлен кем и по какому поводу, пришел в сопровождении и пр.).

7. Консультативный запрос.

8. Анамнез (основные сведения о семье, особенностях развития, проблемах адаптации, стрессовых ситуациях, фрагменты личной истории).

9. Информация о проблеме. Когда возникла проблема, изменения в каких сферах жизни она за собой привлекла, как прежде справлялся с этой проблемой, обращался ли за профессиональной помощью, что явилось непосредственной причиной обращения.

10. Психический статус на момент обследования.

11. Данные дополнительного обследования.

12. Заключение по психологической проблеме (оценка психологических трудностей на основе жалоб, психологического анамнеза, психического статуса, дополнительных методов диагностики).

13. Консультативный контракт (совместное соглашение психолога-консультанта и клиента о проблеме и способах ее решения).

14. Описание хода консультирования.

Приложение 11.

План конспект коррекционно - развивающего занятия составляется на основе тем, предусмотренных в программе работы психолога.