Эскизы гжельской росписи. НОД по рисованию в старшей группе

Непосредственно образовательная деятельность по рисованию: «Роспись посуды» (Гжель)

Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.
Задачи:
1. Учить детей рисовать узор на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи, цвета, от бледно – голубого до тёмно – синего. Учить красиво располагать узор на форме.
2. Учить рисовать концом кисти цветок трилистника, ветки, травка, завитки. Закрашивать округлые формы сначала по краю, потом в
середине слева на право, сверху вниз слитными линиями. Учить детей разводить краску, пользуясь палитрой.
3. Воспитывать интерес к Гжельской керамики, желание передать сочность, живописность росписи.
Предназначение: данное занятие предназначается для старшей - подготовительной группы 5 -7 лет, для молодых воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей.

Предшествующая работа:
Дети знакомились через рассказ с историей возникновения этой
росписи о мастерах. Знакомство с иллюстрациями, просмотр диафильма
« Русские мастера ». Экскурсия в музей им. Полетаева на выставку
« Прикладное искусство ».
Материал:
Большой лист в форме чайника, кисти, подставки, палитра, акварель, краски.

Ход занятия:

Край фарфорового чуда,
А кругом него леса …

Синеглазая посуда -
Вазы, чайники и блюда
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса!




Вот с этого красивого, нежного стихотворения я и хочу начать экскурсию в музей. В музей, где находятся иллюстрации посуды, да не простой посуды, а Гжельской керамики.
И так. В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель.
Давным – давно жили – были там смелые да умелые, весёлые да
красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую – белую, решили лепить из неё
посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один чайник слепил, другой мастер посмотрел и не стал лепить чайник, а слепил кувшинчик, а третий блюдо. Каждый мастер стал лепить свою посуду, и не было ни одного изделия
похоже го на другое. Но не только лепниной украшали Гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её «нежно –голубое чудо». На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали какие умелые мастера живут на Руси. Сказка – рассказ рассказывается воспитателем под русскую народную мелодию
« Вдоль по Волге – матушке ».
Сегодня мы с вами побываем на выставке Гжельской керамики.
Посмотрите и скажите, пожалуйста, какие же предметы расписывали Гжельские мастера? А какие элементы росписи они использовали
украшая свои изделия? (цветы, траву, листья, завитки, ветки). А какие основные цвета используют мастера в своих изделиях?
А сейчас я хочу предложить вам стать Гжельскими мастерами.
Давайте мы все сядем за свои столы. А расписывать мы будем чайник. Посмотрите, как расписала чайник я. Какие элементы использованы в росписи чайника? А теперь я вам покажу в какой последовательности рисовать эти элементы. Начнём рисовать с цветка трилистника. Сначала рисуем большой лепесток в центре, потом два маленьких по бокам.
Закрашивать лепесток будем бледно – голубым, краску разведём в палитре (воды в палитре совсем немного, потому что краска должна высохнуть быстро). Закрашиваем лепесток по краю слева на право слитными линиями без просветов. Работаем голубой краской. А теперь пусть цветок подсыхает, а мы нарисуем концом кисти ветку, травку, завитки, по верхнему и нижнему краю. Вы это знаете, и я показывать не буду. Наш цветочек подсох и теперь мы его украсим. Украсим его тёмно – синей краской. Мы работаем такими красками как настоящие мастера. Для этого нужно взять концом кисти тёмно – синей краски и провести по краю цветка тонкой линией.
А сейчас скажите пожалуйста, с чего мы начнём рисовать наш чай –ник. А когда мы начнём украшать цветок тёмно – синей краской.
Самостоятельная работа детей выполняется под звучание русских инструментов.










Воспитатель проводит индивидуальную работу. По окончанию работы дети организуют выставку своих работ и анализируют их.
После выставки воспитатель приглашает детей на чаепитие из Гжельского сервиза.
Вот такие чайники получились у детей.

Центр одного из самых известных художественных промыслов России. Находится он в Раменском районе Московской области. "Гжельский куст" раскинулся на обширной территории и состоит из 27 деревень, жители которых занимаются изготовлением и росписью изделий из белого фаянса и фарфора. История появления гжельского художественного промысла уходит корнями в 14 век нашей эры, когда в Подмосковье было открыто Кудиновское глиняное месторождение. В верхних слоях залегала "ширевка" - простой красный материал, ниже шли пласты желтой "пушнины" - глины среднего качества, и, наконец, в самой глубине раскинулась нежнейшая "мыловка" - тонкая белая глина, незаменимый материал для производства высококачественного фаянса и фарфора.

Потребности фармацевтики

Шла белая глина на выделку посуды и другой кухонной утвари, пока не появился аптекарский царский указ, который обязывал доставлять всю добытую гжельскую глину в Москву для нужд аптечного приказа. Однако спустя некоторое время под землей обнаружилось еще несколько месторождений, и белого материала стало достаточно для всех потребностей российской столицы и ее окрестностей. Кроме аптечных сосудов и чайных сервизов мастера-умельцы занялись изготовлением художественных изделий. Так появился гжельский народный промысел, известный сегодня во всем мире.

Мировая известность

Это рисунок, сделанный ярко-синей кобальтовой краской по белоснежному фону, традиционно - нанесенные от руки несложные геометрические и растительные орнаменты. Изображения на изделиях также могут носить сюжетный характер, например женщина с ведрами или гармонист в окружении танцующих односельчан. - это, как правило, цветочные мотивы, многократно повторяющиеся на выпуклой или вогнутой поверхности изделия.

Признаком высокого мастерства художника является использование им полутонов, когда центр рисунка заполняется бледно-синими штрихами, а ближе к периферии изображение становится все ярче и ярче. Цветы гжельского рисунка - это особая форма интерпретации, они обязательно повторяют контуры реального растения. На изображении можно увидеть лепестки, пестики, тычинки, стебельки и даже усики, которыми цветок цепляется за своих соседей.

Технологии

Узоры гжельской росписи подчиняются определенной системе нанесения рисунка. Они могут чередоваться или располагаться хаотично, но в любом случае изображение выдерживается в рамках задуманного сюжета. На заводах по выпуску посуды и художественных изделий из фаянса и фарфора узоры гжельской росписи систематизируются. Существует библиотека, в которой собраны многочисленные рисунки, используемые технологами в производстве. Тематика изображений самая разнообразная: от незатейливых картинок из деревенской жизни до сказочных сюжетов с несколькими персонажами.

Современные узоры гжельской росписи сложны и многообразны. Хотя, казалось бы, одноцветные рисунки сами по себе монотонны, и это означает, что красивых сочетаний цветов ждать не приходится. Однако профессионализм художников, владеющих искусством многослойного наложения красок с тончайшими оттенками, делает чудеса. Изделия гжельских мастеров не только красивы, но еще и уникальны, ведь ручная работа предполагает всего один неповторимый экземпляр.

Разновидности

Наносить узоры гжельской росписи - это тонкое и ответственное искусство. Главной задачей мастера является равномерное распределение цвета и оттенков так, чтобы рисунок получился сбалансированным и гармоничным. Каждое изделие представляет собой условный центр композиции, от которого равномерно расходятся составляющие сюжета или элементы В отдельных случаях синие кобальтовые краски дополняются декоративными линиями золотого цвета.

Обычно такая расцветка наносится на так называемый костяной фарфор. Это особый сорт керамики белого цвета с едва уловимым кремовым оттенком, напоминающим цвет топленого молока. Костяной фарфор слегка просвечивает, и это свойство художники используют при росписи. Рисунок располагается таким образом, чтобы оставалось свободное от краски пространство. Тогда чистые светлые участки поверхности изделия начинают взаимодействовать с цветным узором.

Элементы гжельской росписи

Рисунок на бело-синих изделиях всегда стилизованный. Это может быть гротескное изображение чудесных сказочных персонажей или зимний пейзаж в сельской местности. И не потому, что на фаянсе или фарфоре нельзя нарисовать какую-либо реальную картину, а потому, что данный вид народного промысла подчиняется своим законам стилистики, по которым и различаются изделия. Русские промыслы при всем своем разнообразии достаточно строго классифицируются. Перепутать один вид народного искусства с другим практически невозможно.

Известные мастера гжели постоянно совершенствуют свое творчество, их отдельные изделия являются классикой жанра. Эти произведения искусства находятся в музеях и частных коллекциях, они бесценны. Гжельская роспись, посуда это или другие художественные изделия, всегда интересна и неповторима. Ассортимент продукции, ежедневно выпускаемой заводами и небольшими мастерскими, безграничен.

Мастер-класс "Гжельская роспись"

Обучение художественной росписи проводится регулярно в кружках, открытых повсеместно. Однако освоить рисунка невозможно без знакомства с историей этого древнего народного промысла.

На начальном этапе ученики пробуют воспроизвести несложные изображения в гжельском стиле на бумаге. Для этого подойдет обычный ватман или плотные чертежные листы. Краску для начала следует взять акварельную. Если гжельский рисунок на бумаге получился, можно переходить на оригинальную основу - керамическую заготовку. На этом этапе уже не подойдут, потребуется настоящая кобальтовая синь.

Сервизы

В 18-19 веках гжельская посуда была особенно востребована. Очень много изделий уходило за границу. Европейцы закупали фаянс и фарфор российского производства с гжельской росписью в огромных количествах. Так продолжалось до тех пор, пока русский императорский двор не стал основным заказчиком для всех заводов, производящих бело-синие сервизы.

Особым спросом у царя и его приближенных пользовался знаменитый сервиз "Гурьевский" на 150 персон для больших пиров и застолий. Затем следовали "Мономах" и "Царь-батюшка" на 12 персон каждый. Состояли сервизы из 84 предметов, начиная с огромной супницы и заканчивая блюдцами для варенья. Популярными были маленькие сервизы "Тет-а-тет" для двоих и "Эгоист", рассчитанный на одного любителя красивой столовой посуды.

Упадок

В 20-х годах прошлого столетия в гжельском производстве наметился спад. Первыми тревогу забили сами гончары, которые стали предупреждать, что если дело не исправить, то горшки и миски вскоре придется покупать за границей. К счастью, они были услышаны, заводы заработали с новой силой, а в 1933 году особо крупные предприятия взяло на свой баланс государство и таким образом фаянс, фарфор и другие изделия "Гжельского куста" вновь пошли потоком на российский рынок, а затем и за границу.

Знаменитые мастера

Гжель бывает разная, от одного изделия глаз невозможно отвести, а другое интереса не вызывает. Отчего так происходит? Главным критерием, который определяет качество гжельской керамики, является детальная проработка рисунка. Чем подробнее нарисовано изображение, тем ценнее роспись. Знатоки гжели хорошо знакомы с творчеством всех выдающихся мастеров современности. Коллекционеры покупают только их работы, музеи и выставочные комплексы также стараются заполучить эксклюзивные художественные изделия.

Среди наиболее известных мастеров - Денисов, Дунашова, Окулова, Азарова, Розанов и Царегородцева. Высокохудожественные произведения Н.И. Бессарабовой хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга и в Историческом музее в Москве. Бесчисленное количество шедевров рассредоточено по всему миру, все они находятся в частных коллекциях и галереях.

Стало хорошей традицией открывать магазины по продаже гжельских художественных изделий при заводах, выпускающих эти произведения искусства. Спрос на бело-синюю красоту по-прежнему высокий, и тенденции к его снижению нет. Гжель будет процветать до тех пор, пока под землей есть залежи белой глины, а ее запасы на сегодняшний день кажутся неисчерпаемыми.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гжельская роспись Выполнила: Дьячкова Светлана Александровна, 541 гр., ПМДО Челябинск 2010

План История промысла Технология производства керамики Словарь Отличительные особенности гжельской росписи Кроссворд Конспект занятия для детей подготовительной группе

1. История промысла. Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 годах. Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на её поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно! Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды".

В XVIII веке Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее ». До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кумганы и кувшины. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью. Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.

Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности "Гжель". Выросший при станции посёлок городского типа также называется "Гжель".

Всё гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства. Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь и сейчас располагаются богатейшие залежи глин. Своё название деревня получила от слова « жгель », т.е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров.

2.Технология производства керамики. Сейчас технологическая цепочка строится так: Формовка (литье в гипсовых формах) – Сушка – Ручной осмотр – Контроль на трещины – Обжиг (электропечь) – Живописный цех. Вот за этими «производственными» словами и скрывается тайна создания Гжельских изделий и труд множества людей: в т.ч. мастеров-технологии, скульпторов, литейщиков, художников-керамистов! Гжельская глина отличается особыми качествами: высокой пластичностью и тугоплавкостью. Она жирная, т.е. в ней мало песка. Накопанная глина проходит тщательную первичную обработку: вымораживание, отмучивание, разминание. Глина - живой материал!

3. Словарь: Фарфор – изделия тонкой керамики, непроницаемые для воды, обычно белые, звонкие, просвечивающиеся в тонком слое. Фарфоровое сырьё: каолин, пластичная глина, кварц и полевой шпат. А пропорция компонентов – это секрет! Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом. Фаянс – изделия тонкой керамики, плотные и мелкопористые. Отличается от фарфора большей пористостью и водопоглощением, поэтому все фаянсовые изделия покрывают тонким сплошным слоем глазури. Фаянсовое сырьё: 60-65% пластичных материалов (каолин, глина); 30-36% кварца; 3-5% полевого шпата. Фаянс получают трехэтапным обжигом: бисквитным (t-1250˚), глазурным (t-1100˚) и закрепляющим рисунок (t-700-900˚). Керамика – изделия из обожженной глины. Майолика – художественная керамика, т.е. покрытая непрозрачной глазурью. Квасник – кувшин с отверстием в центре. Кумган – сосуд, в котором в старину подавали напитки на праздничный стол. Кумганы – кувшины похожие на птицу с округлым туловищем, с плоским, выгнутым носиком и ручкой - хвостом.

4 . Отличительные особенности гжельской росписи. Всякую роспись Гжель, приятно рассматривать, гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписанных, и на одежде, на постельном белье, и даже в интерьере, например расписанные камины.

Чем же она отличается от другой росписи? Фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Всего одна краска – синяя на белом фоне, а картина оживает, и появляются переливы синего от темного к голубому, в зависимости от нажима кисти художника. У художника всего одна краска кобальд, которая и приобретает синий цвет. Её разводят водой, покрывают работу мазками, линиями.

Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

Многие работы гжели неповторимы и сюжет зависит именно от мастера и его мастерства, и конечно выполняются в ручную, поэтому точно такую же не найти. Но конечно есть элементы характерные, и именно их изучают в каждой школе на уроке рисования.

Гжельская роспись делится на три вида: 1. Главная - растительная роспись – это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. 2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», « жемчужинки », «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или кругов на дне тарелки.

3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.

Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели. Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба».

Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета.

«Мазок с тенями». Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

А роспись «одной кистью» получается тогда, когда василек или веточка пишутся одним набором краски на кисть – тогда первые лепестки будут темные, а остальные постепенно светлеют.

«Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Но это дело вкуса. Править нельзя!

Для того чтобы нарисовать розу, нужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски, т.е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. Чтобы постичь «Азбуку мазков» художникам требуется около ~5 л.

Последовательность росписи сказочной птицы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кросворд

1. Живопись на стенах, потолках, предметах быта. 1 2 3 4 5 6 7 8

2. Большой рынок самых разных товаров, обычно с увеселительными развлечениями, устраиваемый регулярно в одном месте и в одно время. 1 р о с п и с ь 2 3 4 5 6 7 8

3. Самый распространённый гжельский узор. 1 р о с п и с ь 2 я р м а р к а 3 4 5 6 7 8

4. Специалист, достигший совершенства в своем деле. 1 р о с п и с ь 2 я р м а р к а 3 р о з а 4 5 6 7 8

5. Как называется роспись глиняных игрушек? 1 р о с п и с ь 2 я р м а р к а 3 р о з а 4 м а с т е р 5 6 7 8

6. Основной цвет гжельской росписи. 1 р о с п и с ь 2 я р м а р к а 3 р о з а 4 м а с т е р 5 д ы м к о в с к а я 6 7 8

7. Продолжите пословицу «Есть терпенье – будет и ……….» 1 р о с п и с ь 2 я р м а р к а 3 р о з а 4 м а с т е р 5 д ы м к о в с к а я 6 с и н и й 7 8

8. Вид народной декоративной росписи (на деревянных изделиях тонкие растительные узоры – золотом черным и красным по золотистому фону) 1 р о с п и с ь 2 я р м а р к а 3 р о з а 4 м а с т е р 5 д ы м к о в с к а я 6 с и н и й 7 у м е н ь е 8

А что же такое « промысел»? Это добывание чего-либо. Мелкое ремесленное производство. Возможность зарабатывать деньги. 1 р о с п и с ь 2 я р м а р к а 3 р о з а 4 м а с т е р 5 д ы м к о в с к а я 6 с и н и й 7 у м е н ь е 8 х о х л о м с к а я


Гжельский сувенир, игрушки и посуда ценятся во всём мире, за уникальность рисунка и самобытность. С давних времён подмосковный район Гжельский Куст, занимается росписью посуды, мебели и разной утвари. Мастера, работающие в технике гжель, бережно хранят традиции промысла. Чаще всего для росписи бралась тарелка, это самая удобная посуда для новичков дошкольников. С помощью трафаретов и шаблонов можно легко перенести орнаменты на предмет. Распечать трафарет или шаблон можно с интернета.

В современном мире большой популярностью пользуются :

  • Сервизы.
  • Чайные пары.
  • Сахарницы.
  • Вазы для цветов.
  • Самовары.
  • Заварочные чайники.
  • Розетки для варенья.

Росписью под гжель традиционно используется фарфор и майолика

В изготовлении посуды мастер, работающий в гжельской технике, использует белую или красную глину — фарфор, тонкий и хрупкий или майолику, более прочный материал.

Изготовление изделий можно разделить на следующие этапы:

  1. Создание основы.
  2. Первый обжиг.
  3. Роспись.
  4. Второй заключительный обжиг.

По стилистике роспись делиться на три основные группы :

  • Орнаментальная роспись.
  • Растительная тематика.
  • Сюжетно ролевая тематика.

Гжельские мастера берут для сюжетов росписи элементы из самой природы.

Для росписи характерны: растения — листики, сказочные цветы, стебли веточки, животных, рыб и птиц.

Расписать посуду, или разделочную доску, или фигурку животного под силу начинающему мастеру. Главное, желание освоить удивительную технику росписи — гжель.

Для этого нужно:

  1. Освоить несколько приёмов.
  2. Понять отличия гжельской росписи.
  3. Научится делать сначала эскизы на бумаге.





















Рисуем в технике «гжель» поэтапно

Для работы необходимо приготовить:

  • Листы плотной бумаги.
  • Гуашь, акварель или акриловые краски для рисования на бумаги.
  • Кисти разной фактуры и толщены.
  • Воду.
  • Палитру и тряпочку.

Ход работы:

Гжель мастер — класс по рисованию простых элементов росписи : капелька, точка, штрихи и линии. Соединив их, запросто получается узнаваемый гжельский узор.

Штриховка

Этот элемент часто используют для заполнения определённых областей рисунка.

Проводим на бумаге горизонтально или под углом, параллельные тонкие синие линии. Они должны быть на небольшом расстоянии.

Затем поверх этих линий нужно провести перпендикулярно такие же прямые линии.

Точки

Кончиком кисти слегка касаемся бумаги. Если точку сделать с усилием, то получится круг и возле которого нужно нарисовать точки поменьше, то можно получить настоящий гжельский цветок .

Капелька

Если прижать кисть лёгким движением к бумаге от основы до кончика, то появится вытянутая капелька, которая используется в композиции как лепесток или листик.

Линии

  • закруглённые;
  • плавные;
  • волнообразные линии или в виде завитков. Ими хорошо оформлять края изделия ;
  • линии, заворачивающиеся, как усики растений.

Кисть, при рисовании постепенно приподнимается от бумаги. В этом случае у основания линия более толстая, к концу она значительно утончается.

Нужно обязательно потренироваться в вырисовывании этих элементов

Из полукругов нарисуйте «забор». Затем следует обязательно потренироваться в рисовании линий с загибами. Необходимо следить за тем, что бы все линии ложились равномерно .

Если соединить нарисованные элементы, то получится листик на стебле или своеобразный цветок

Осваиваем технику мазка.

Для оформления мазка нужно взять толстую кисть.

Для гжели характерен градиент - от насыщенного оттенка синего цвета к чисто белому.

Этот переход получится, если смыть немного краски с кончика , и сделать мазок по ширине кисти на бумаге. Излишки краски можно убрать, если повозить кисточкой по бумаге.

Мазок позволяет рисовать перья птицы, листья, лепестки, цветы.

Теперь стоит попробовать поиграть с мазками, поочерёдно нужно обмакнуть кисть в синюю и белую краску.

Нужно обязательно потренироваться в оформлении мазков с соответствующими оттенками. Стоит понаблюдать, как идёт распределение краски. Для этого не нужно бояться делать мазки контрастной фактуры поверх уже нарисованных линий.

Мастер класс. Искусство по изготовлению эскизов для гжельской техники

Делаем эскиз на бумаге для самого распространённого узора «Птица Гжель».

Необходимые материалы:

  • бумага для черчения А4;
  • гуашевую краску цвета ультрамарин;
  • шпатель;
  • палитра;
  • вода;
  • кисти номер один, два, три, шесть и восемь.

Алгоритм изготовления эскиза:

  1. На палитру нужно нанести немного краски, затем добавить воды и шпателем размешать массу до плотности сметаны.
  2. Для этого используем кисть № 8, которую нужно опустить в воде, хорошо отжать о края, расправить как веер и опустить в краску так, чтобы одна сторона больше была измазана.
  3. Нужно сделать мазок полукругом, кисточку при этом нужно прижать к бумаге , в конце плавно отпустить. Мизинец руки при этом действии должен находиться на бумаге. Если все правильно сделать, то мазок будет в форме серпа - это туловище.
  4. Рисуем основание крыльев и бедра птицы с помощью каплевидных и коротких мазков.
  5. Формируем хвост птицы. Для этого нужно сделать кистью как ровные, так и волнообразные движения.
  6. Для рисования перьев на крыле нужно использовать кисть № 6. Мазки для рисования перьев используются волнистые.
  7. Кистью № 3 обвести крыло тёмными деталями.
  8. Завитки, глаза и прочие мелкие элементы следует делать самой тонкой кисточкой.

Эскиз готов. Начинающему мастеру нужно обязательно перенести эскиз с бумаги на поверхность изделия.

Знакомство с гжелью детей дошкольного возраста или подготовительной группы

Сегодня программа дошкольного воспитания предусматривает ознакомительные уроки с народными художественными промыслами: хохлома , дымковская игрушка, гжель. Гжельская роспись, приобщит ребёнка к исконно русскому творчеству, поможет развить эстетический вкус, фантазию, умение составлять узор по разнообразным мотивам.

Для начала следует попробовать выполнить гжельскую роспись с помощью раскраски для детей

Раскраски - это картинки в виде шаблонов , изображающих, посуду, птиц, и животных. Работать с раскрасками Гжель интересно и познавательно для детей в любом возраста. Простые элементы помогут без труда освоить этот вид росписи. Когда ребёнок потренируется на раскраске, можно пробовать оформлять тарелочку из глины, гипса или бумаги.

Мастер класс «гжель» по росписи лошадки. Пошаговое объяснение

Нам потребуется:

  • Гипсовая фигурка лошадки.
  • Художественные акриловые краски синего и белого цвета.

Ход работы:

  1. Покрываем фигурку акриловым белым грунтом.
  2. Наносим простым карандашом рисунок.
  3. Приступаем к раскрашиванию голубым цветом.
  4. Сначала оформляем гриву, потом хвост и нижнюю часть ног.
  5. Наносим темно - синюю краску поверх карандаша.
  6. Делаем небольшие штрихи по голубому цвету.
  7. Покрываем фигурку лошадки лаком.

Не теряете времени и осваивайте класс по гжельской росписи вместе с детьми!

Алена Чуприна

Мастер -класс для воспитателей (изобразительное творчество) по теме «Гжель-синяя сказка » .

Место проведения : МДОУ д/с №10 г. Подольск.

Целевая аудитория : Воспитатели всех групп МДОУ д/с №10.

Количество участников : 11 человек.

Цели : повышение профессионального уровня педагогов .

Задачи : - знакомство воспитателей с историей промысла Гжель ;

Ознакомление с инструментами и особенностями нанесения краски при росписи Гжель ;

Повышение профессионального уровня педагогов ;

Формирование положительного эмоционального фона, психологический отдых.

Оборудование : белые альбомные листы, кисти разного диаметра и назначения (толстая круглая, средняя заостренная (для примакивания, тонкая контурная, синяя гуашь на палитре, стаканчики с водой, доска для показа образца рисования,образцы рисунков.

Гжель

Незатейливый узор из оттенков краски,

Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!

Словно детская рука на кусочках глины

Рисовала в три мазка синие картины.

Чашек круглые бока расписав в колечки,

В лепестки и облака – изразцы для печки,

Голубые кружева, кобальтовый иней,

Будто вьюга намела завитушки линий.

Налепила для игры синие фигурки,

Для забавы детворы, зайцев и свистульки.

Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.

На Руси живёт века промысел старинный.

Поколенья мастеров бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!

Ход занятия : Уважаемые коллеги, Гжель - село , название которого стало узнаваемым символом неповторимого искусства и народного мастерства . Также гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.

В селе ведется добыча глин, которые используются для производства посуды. Изначально, из гжельской глины создавали аптекарские сосуды, по указу 1663 года царя Алексея Михайловича «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».

История промысла начинается с XVIII века. Мастера Гжели делали обычную посуду, кирпич, изразцы для печей, детские игрушки. Все это пользовалось спросом в Москве (везти было недалеко и качество было очень хорошее) . Умельцы делали из глины все, что необходимо в быту хозяйке - кувшины, миски, тарелки, квасники и т. д. Расписывалось все это великолепие в стиле Майолика

Работа требовала большого терпения и мастерства - роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. Многие образцы хранятся теперь в коллекциях Эрмитажа,Государственном объединенном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее, Останкинском дворце-музее творчества крепостных, Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева и многих других.

Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров . Кувшины, кумганы (сосуды, чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался в декоративную форму. Все эти мотивы мастера выполняли с хорошим пониманием декоративного характера рисунков, смело вводили синий, желтый, зеленый цвета в коричневые контуры.

Кстати, Здесь изготовлялись и изделия промыш­ленно-хозяйственного назначения, как, например, канализационные трубы для московских улиц.

Около 1800 года в селе Володино Бронницкого уезда был открыта гончарня Петра Куликова, где впервые стали создавать фарфор. Дабы не рассекретить производство чуда чудного фарфора. Куликов работал на гончарне сам и в помощь ему были два работника. Этот заводик славен тем, что от него пошла Гжель фарфоровая , а не глиняная.

К 1812 году в истории гжельского промысла уже насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Н . Гусятников, И. Срослей, И. Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Мотивами росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. роспись сложна тем , что краска моментально впитывается в черепок и исправить ничего уже нельзя.

Из фарфора стали делать масленки, молочники,чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов.

История синей, кобальтовой гжели началась только в 40-х годах XX века. Гжельское искусство пришло в упадок и, казалось было забыто навсегда. Но, после ВОВ одна из мастериц гжельского производства представила на Всесоюзной выставке свои работы, расписанные в знакомой нам сине-белой гамме, используя серый кобальт, который при обжиге становится щемяще-синим. На заводе работы были приняты без восторга, но на выставке они получили высшее признание - премию Ильи Репина. С этого момента началась история знакомой всем Гжели - синей сказки .

(Методика рисования основных элементов была получена на Мастер -классе преподавателя Гжельского государственного университета, члена Союза художников России, члена Международного Союза художников Коршуновой Ирины Викторовны)

Для начала, нам надо научиться правильно набирать краску. Важно! Рисуем только одной стороной кисти, не переворачиваем ее. Для этого берем толстую кисть и смачиваем ее в воде, отжимаем о край стаканчика и движением «от себя» проводим рядом с краской, таким образом, на одну сторону кисти набирается краски больше,чем на другую.

Упражнение 1. Полоски.

Набрав краску, проводим полоску от себя.

Упражнение 2. Листья вверх-вниз

Набрав краску, приставляем кисть параллельно верхнему листу и с легким нажимом, закругляем мазок вверх или вниз.

Упражнение 3. Лепесток вниз.

Набрав краску, приставляем кисть параллельно верхнему листу, с легким нажимом проводим линию вниз, чуть в сторону и поднимаем кисть.

Упражнение 4. Лепестки вправо и влево.

Набрав краску, приставляем кисть перпендикулярно верхнему листу и с легким нажимом, закругляем мазок влево или вправо.

Упражнение 5. Розан

С помощью изученных элементов собираем розан.

Тонкой кистью и кистью для примакивания оформляем и дополняем рисунок.

Упражнение 6 - элементы декора Гжель и орнаменты , которые использует роспись .

В гжельской росписи используются различные орнаменты из линий, полос, цветов, точек и т. д. Давайте попробуем воспроизвести их или придумать что-то свое. Для этого мы будем использовать кисть для примакивания и тонкую кисть.

Ну, вот мы и закончили наш мастер-класс , давайте посмотрим на работы, оценим их, что получилось лучше, что хуже, какие элементы давались труднее?

Теперь очевидно, что научиться рисовать элементы гжельской росписи не так уж и трудно , важны годы и годы упорного труда, тысячи повторов для того, чтобы умение переросло в мастерство . Вы, как педагоги , сможете научить детей сине-белой росписи , прекрасной гжельской сказке . Спасибо!