Профессии человек художественный образ примеры. Характеристика профессий типа «человек художественный образ» и требования к индивидуальным особенностям специалиста

Тема: «Профессии типа «человек - художественный образ»

Цели:

познакомить с понятиями: «художественный образ», «буриме», «интервью»;

расширить знания учащихся в области профессий, которые можно отнести к виду «человек - художественные образы»;

способствовать развитию речи, мышления, внимания; развитию творческого воображения, фантазии, наблюдательности; развитию познавательной активности через творчество учащихся;

способствовать воспитанию любви к окружающей жизни; аккуратности, любви к прекрасному.

Оборудование: ИКТ, изображения смайликов, мячик, листы бумаги

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

Девиз нашего урока: «Землю красит солнце, а человека - труд». (запись на доске)

Как вы понимаете эту пословицу?

II . Мотивация учебной деятельности.

Ребята, вы знаете кто такие А. Пушкин, К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, П.Бажов?

А кто такие поэты и писатели?

Назовите любимое произведение ?

С произведениями каких художников вы знакомы? Бывали ли вы на выставках?

Что вы знаете о профессиях режиссер, актер, гример?

Чем привлекают эти профессии?

III . С ообщение темы

Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня у нас занятие -конкурс. Тему урока вы сможете узнать, прочитав анаграмму.

Проссиифе пати «векчело- жествендохуный разоб»

Профессии типа «человек - художественный образ»

Что вы знаете об этом типе профессий?

Чтобы писать стихи, полотна, музыку действительно, нужно вдохновение и хорошее настроение. Тогда и произведения получатся веселыми, будут приносить радость людям. А что бы наш урок прошел весело, интересно, предлагаю на это настроиться.

Глубоко вдохните и выдохните. Закройте глаза. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» - вы откроете глаза и улыбнетесь друг другу. 1-2-3-4-5. Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь мне.

IV . Актуализация опорных знаний

Чем отличаются стихи от других произведений?

Почему стихи пишут в столбик? Что такое интервью? Художественный образ?

Что такое рифма и анаграмма?

Ответы на эти вопросы мы получим в ходе конкурсной программы.

V . Конкурсная программа

Конкурс «Интервью».

Сегодня я к нам в гости пригласила удивительного человека. Это бывший режиссер Новозыбковского народного театра Кочетов Андрей Борисович. Каждый из вас видел по телевизору, как берут интервью.

Вам дается 2 минуты, на то, что бы придумать вопросы для интервью. Ребята, задавшие самые интересные вопросы, помогающие раскрыть значение и роль его профессии, получат смайлики.

Конкурс «Фотография».

Дети делятся на две группы. Одна группа будет импровизировать, другая - отгадывать. Актёры из первой группы должны загадать что-либо: животное, профессию, явление природы, героев любимых сказок и т.д.

Загадав, дети начинают двигаться, изображая те действия, которые присущи загаданным ими персонажам, а другая группа участников наблюдает и анализирует. В какой-то момент ведущий командует: «фото!» и все актёры из первой группы замирают, в том положении, в котором они находились на момент команды. Участников оценивает Андрей Борисович.

Конкурс «Художник-декоратор»

Ребята разбиваются произвольно на 4 группы.

Кто такой художник- декоратор?

Задание: из предложенных элементов оформить сцену к спектаклю. Дорисуйте недостающие элементы(«Колобок», «Красная Шапочка», «Буратино», «Курочка-ряба»).

Физкультминутка

Устали?

Для здоровья, не для шутки,

Проведем физкультминутку.

Конкурс «Поэтический»

- Что нам необходимо, что бы стихи получились красивыми?

( рифма - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Звуковой повтор в конце ритмической единицы)

Назовите литературных героев, которые писали стихи.

Кому из литературных героев принадлежат следующие строки:

Мишка очень любит мёд!
Почему? Кто поймёт?
В самом деле, почему
Мёд так нравится ему? Винни-Пух)

А вот эти строчки кто написал?

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка. (Незнайка).

Кто написал роман-сказку о Незнайке? (Б. Заходер)

Какие стихи этого поэта вы помните? А стихи Незнайки?

Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

Кто учил Незнайку сочинять стихи?

А какие стихи Цветика вы помните?

Огромный шар, надутый паром,

Поднялся в воздух он недаром.

Наш коротышка хоть не птица,

Летать он все-таки годится.

И все доступно уж, эхма!

Теперь для нашего ума!

Прежде, чем написать стихотворение нужно потренироваться подбирать рифмы. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»

Каждый тут у нас талант

- И певец, и... (музыкант).

Хватит кукситься, скучать,

начинаем... (танцевать).

Если танцы надоели,

покачайтесь на... (качелях).

И качаться надоело?

Принимаемся за... (дело).

Лучше уж за стол присесть

и мороженое... (съесть).

Все наелись, детвора?

Поиграть тогда... (пора)!

Молодцы, у вас неплохо получается. Усложним задание.

Тренинг «Найди общий конец»

К каждому блоку приведенных букв надо найти общую часть для окончания слова.

В- , гл- , дл- , м- , карт- , ос- , ряб- . (-ина).

Какие слова получились ?

Замор- , б- , пар- , д- , к- , карт- , п- , т- . (-очка).

Б- , г- , л- , м- , п- , ч- , ш- . (-айка).

Са- , ха- , буш- , серве- . (-лат).

И с этим заданием вы успешно справились.

Тренировочное задание «Игра в рифму».

Я буду говорить слово и одновременно бросать вам мяч. Кто поймает мяч, должен будет сказать мне рифму к этому слову. (День, дом, шина, кот, печка, гармошка, букашка, корзина, баран, воробей, грачи).

«Буриме».

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Буриме».

"Буриме" (в переводе с французского) означает стихотворение, обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом. Эта литературная игра возникла во Франции в ХУП в. Как же в нее играют?

Допустим, стихотворцу задают рифму "лето - конфета".

Ассоциативный куст.

Что вам вспоминается при слове «лето»?

А при слове «конфета»?

Кто уже придумал стихотворение?

Анализ литературных приемов в стихотворении.

Допустим получились такие стихотворения:

Вот и растаяло звонкое лето,

Как будто сладкая конфета!

Или такое:

Где ты, где ты, наше лето?

Вкус твой мятный, как конфета…

Или: Ты - праздник, ты - песня, ты - сказка, о, лето!..

Ты - самая вкусная в мире конфета!

Что сделало лето? Так может быть?

Какие приемы использованы в двух следующих стихотворениях?

Сочинение стихотворений . Работа в группах.

Для дальнейшей работы мы разобьемся на группы. Придумайте группами свои буриме. Я думаю, что одна голова хорошо, а несколько - лучше. Продолжаем зарабатывать смайлики. Самые активные ребята, набравшие больше всех баллов за конкурсы получат небольшие сувениры от Андрея Борисовича.

Предлагаю такие варианты рифмы: «школьный - вольный», «привет - лазарет», «в лесу - принесу», «роса - небеса»; «раскраски-сказки»; «мотылёк - ветерок»; «у реки - глубоки»; «ворчуны - шалуны», «одна - у окна», «пес - принес», «бегу - помогу».

Каждая группа выбирает сама рифму с которой будет работать. Если получится быстро справиться с заданием, делаем тоже самое с другой рифмой. Не забудьте составит ассоциативный куст. Он вам поможет в стихосложении.

*Предлагаю придумать буриме на 4 сроки.

(Слайд18) Варианты рифм: природа-погода,
года-народа;. лень - пень, глубоко- широко; волос- голос трава-мурава; небеса - чудеса дом - углом; птица - водица сад - водопад; цапли-капли небес--лес.

VI . Подведение итогов

Вручение сувениров

Андрей Борисович:

Дома попробуйте самостоятельно написать свои стихотворения-буриме, оформите их на листах А4 с иллюстрациями

Чему вы научились сегодня на уроке?

Захотелось ли вам самим сочинять стихи?

Сейчас проверим насколько успешным был наш сегодняшнее занятие. У вас на столе лежат наклейки.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите наклейки к смайлику с «улыбка».

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше - прикрепите наклейки к смайлику «сомнение».

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес - наклейки к смайлику «грусть».

В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно пpeобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого-то содержания. Космос - это то, где людям приходится жить, и, следовательно, надо подумать об интерьере космического корабля. Земля - то, на что надо мысленно взгля-нуть с большой высоты, из космоса, чтобы лучше упорядочить проектируемый населенный пункт. Природные условия (напри-мер, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т.п.) - это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа для представителей профессий этого типа - источник не только впечатлений, но и, например, красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материа-лов, время и микробы превращают холсты в прах).

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостно-сти, например, такого рода: художественные стили, гармония цве-тового решения (картины, архитектурного проекта, оформляе-мой витрины, театральной декорации), чувства подаренной лю-дям красоты, пульс дня, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформле-ние театрального представления, фразировка (музыкального ма-териала), симфоническое звучание, отклонения от темпа и пр.

Цивилизация, культура, история человечества мыслятся здесь как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) - об-разцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; кони Клодта на мосту через Фонтанку; лаковые миниатюры мастеров Палеха, славящиеся во всем мире, и т.п. Международные отно-шения как таковые не акцентированы: мир людей стран, наро-дов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишен-ный придуманных людьми политических, государственных гра-ниц: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния и первобытного человека, и мастеров Италии, России или Гол-ландии и т.д.

Условия существования и развития человека - это система рас-селения людей, жилые кварталы, парадные площади города, про-странство для отдыха в проектируемом жилом помещении, про-странство для рукоделия, плодородные места, которые важно принимать во внимание при проектировании селений, деревень. Деятельность людей, человечества в целом составляет некий фон, главное же - то, что надо обеспечить, преодолевая суще-ствующие недостатки: нормы современного быта, обслуживания, обеспечения жителей села всем тем, что есть в городе (не перено-ся в деревню огульно все, включая, скажем, нелепую идею мно-гоэтажной застройки).

Типичные примеры профессиональных «гештальтов»: эскиз, идея, зримый образ, форма; покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине); воспринимаемая среда города; цепочки знач-ков, надписи; экспозиция, авторский текст; темп, динамика, ритм, особенности певческого голоса данного человека; характер создаваемого образа, характер персонажа, логика поведения ге-роя пьесы и т.п.

Представители профессий этого типа умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализи-ровать это воплощение. Это может быть, например, гравировка на стальном валу тканепечатной машины, выполненная по ри-сунку художника. Это могут быть восстановленные (отреставриро-ванные) детали изображения на холсте старинного мастера, ис-чезнувшие к нашему времени (забота о целостности образа здесь не снимается, хотя речь идет о деталях). Это может быть тысяча первое исполнение первого фортепьянного концерта П.И. Чай-ковского или роли Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. Это мо-жет быть первое и единственное в своем роде скульптурное выра-жение идеи торжества труда, знания.

Для того чтобы задачи обозначенного выше рода могли быть решены, требуется тонкая, кропотливая работа и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно-двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незри-мые, но подчас сложные, разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует кра-соту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внима-тельно относится к природному ландшафту, учитывает его. Актер анализирует и принимает во внимание настроение, реакцию зри-тельного зала. И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности работников в обсуж-даемой области.

Профессионал опирается на народный опыт, культурное на-следие. Но все это ему нужно как свой, обретенный немалыми усилиями багаж очень разнообразных знаний - как научных, так и чисто практических. Это и всестороннее знание предметной об-ласти (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.Часто требуются мелкие, точные, хорошо координированные, иногда - быстрые и сложные координированные движения.

Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качеств звуков. Актер, для того чтобы не про-сто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие - нет, мысленно представляет себе такую сложную систему, как личность изображаемого героя. Подобного рода сложные системные «блоки», профессиональные «гештальты» памяти есть в любом труде; в этом всякий раз надо разбираться конкретно.

Как правило, требуется нестандартный ум, способность не-предвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения. Требуется развитое эстетическое чувство, чувство красивого. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредствен-но чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать ком-позиционные принципы в своей области (изобразительное искус-ство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство).

Важен художественный такт - уважительное отношение к со-стоявшемуся произведению искусства. Нельзя Бетховена испол-нять как фокстрот (технически это, конечно, достижимо, но не-допустимо - «можно, но нельзя» по соображениям художествен-ного такта). Нельзя подмалевывать на свой вкус утраченные места из картины старого мастера (надо либо глубоко проникнуться ду-хом и стилем соответствующей эпохи и конкретного мастера, либо просто плавно затонировать утрату). Лучших представителей про-фессий рассматриваемого типа характеризует ясное и неотвязное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Работник этой сферы дол-жен заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значи-мым целям. Настойчивость, самодисциплина - важные признаки профессионала этой сферы.

Часто говорят о самовыражении художника. Однако самовыра-жение свойственно любому мало-мальски активному человече-скому существу: едва почувствовав свои органы речи, младенец начинает «скулить», «лепетать», а затем и высказываться, создавая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток - во взаимоотношениях с окружающими и т.д. Так что не следует полагать, что самовыра-жение - непременный признак художественного склада психики. Зачастую идею самовыражения используют для того, чтобы при-крыть неспособность саморегуляции, владения собой, а на этой основе противопоставить себя другим - отличиться. Каждому с определенного возраста (примерно с дошкольного) свойственна потребность отличиться от других. Она обостряется в подростко-вом возрасте, а затем несколько умеривается в результате пони-мания того, что каждый человек в своем роде значителен.

Однако отличиться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисцип-лины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые представляют собой лишь разнузданную истерическую демонстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать, некоей необычной персоне.

Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувство подаренной лю-дям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждому своему действию. Перечитайте повесть Н.В. Гоголя «Пор-трет» - там впечатляюще выражены очень значительные идеи о всяком художественном труде.

Особенности творческости (креативности) представителей об-суждаемого типа профессий состоят в том, что они - новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится здесь неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.

Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава - это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказы-ваться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важ-ны. Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед чело-веком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совер-шенстве овладел навыками, приемами кропотливого труда. Скажем, музыкант-исполнитель может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения мно-гочисленными упражнениями, т.е. когда ему не надо думать, по-падет ли его палец в сложном пассаже на нужную клавишу или позицию на грифе инструмента. Особенности саморегуляции представителей этого типа про-фессий заключаются в том, что надо уметь подчинять авторские амбиции общим целям. Например, художник-конструктор промышленной продукции трудится в составе группы разработчиков. В нее входят специали-сты разных профилей: и экономисты, и инженеры-конструкто-ры, и, возможно, физиологи, психологи. Ясно, что позиция кап-ризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним согла-шались, здесь просто бессмысленна. При всей творческости нуж-на исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь хо-рошо, сделай как сможешь, но в срок и т. п.). Усидчивость, терпе-ние, способность к многократным переделкам сделанного - важ-ные качества творческого работника.

К трудностям профессий этого типа нередко относятся дли-тельные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-мышечному аппарату, не-малые нервные нагрузки.

Список профессий, относимых к данному типу:

  • Актёр
  • Артист цирка
  • Архитектор
  • Балетмейстер
  • Балерина
  • Брейдер
  • Визажист
  • Гитарист
  • Диджей
  • Дизайнер
  • Дирижёр
  • Журналист
  • Звукорежиссёр
  • Златокузнец
  • Иллюстратор
  • Имиджмейкер
  • Кинодраматург
  • Киномеханик
  • Кинооператор
  • Кинорежиссер
  • Композитор

Искусство воплощает красоту, гармонию, оно не подвластно логике и разуму, все, что прекрасно - можем спокойно назвать «искусством». Среди множества профессий особое значение имеет взаимодействие человек - художественный образ. Сегодня мы постараемся раскрыть эту тему.

Тонкости профессии «человек - художественный образ».

Работа в сфере искусства зарождалась еще в глубокой древности. Она дорого ценится и сегодня. Лучшими свидетельствами этому стали памятники, скульптуры, изобразительная деятельность в период палеолита. На современном этапе выделяют следующие профессии направления «человек - художественный образ»:
- дизайнер, архитектор, скульптор,
- певец, композитор, дирижер, вокалист,
- писатель, драматург, поэт,
- художник,
- актер, режиссер, оператор,
- фотограф,
- модельер, визажист, парикмахер и др.
Устраиваясь на работу «человек - художественный образ», учтите, что ваш главный принцип - это достижение совершенства, гармонии, красоты. Работа в искусство всегда требует наличия свежих идей. Вы должны быть их генератором. В искусстве чувство меры - это все. Между искусством и вульгарностью грань очень тонкая. Если решили посвятить себя этому направлению, вам понадобится вдохновение, идеи и трудолюбие. Человеку искусства необходимо постоянно развиваться, быть ознакомленным с новыми, актуальными тенденциями. Вам нужно идти в ногу со временем. Ваша работа должна полностью удовлетворять эстетические требования. Начинающему, без опыта работы, следует многому научиться и быть максимально старательным.

Человек искусства. Преимущества профессии.

Человек, творящий в искусстве, должен обладать определенными задатками и способностями. Очень часто это проявляется еще в детстве, но есть исключения. Человек искусства - креативный, он - генератор потрясающих идей. Вы должны быть настойчивы, иметь силу воли и стремиться к совершенству. Итак, чтобы преуспеть в профессии «человек - художественный образ» вам понадобится:
- умение тонко ощущать прекрасное,
- яркое воображение,
- развитое образное мышление,
- трудолюбие, терпение,
- желание творить.
Главными преимуществами работы в искусство является признание, популярность. Если человек талантлив и трудолюбив, тогда он будет востребованным и получать высокое материальное вознаграждение. Вы имеете возможность реализовать свой творческий потенциал. Просмотрите актуальные вакансии, высылайте резюме и готовьтесь к собеседованию.

Когда мы говорим о профессии как общности, то речь ведем не об организации, а о мысленно представляемой группе сходных по направленности и опыту людей. К этой общности как бы «приписаны» не только ныне здравствующие «делатели», но и знаменитые работники прошлого, внесшие заметный, известный вклад в то или иное дело. Это, скорее социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует, а не собственно организация.

Основные психологические вопросы в связи с пониманием профессии как общности касаются, во-первых, тех, кто уже включен в эту общность. Это начинающие, развивающиеся, инволюционирующие «сходящие с лыжни» профессионалы. Во-вторых, эти вопросы касаются тех, кто предполагает или намерен включиться в данную общность (мечтающие о выборе профессии, озабоченные вопросом выбора ее, находящиеся в ситуации выбора оптанты).

Было бы опрометчивым думать, что профессия как общность складывается чисто стихийно за счет свободного и неуправляемо притока заинтересованных людей.

Фактор стихийности в указанном выше смысле, правда, имеет место. Но обязательно находятся разумные люди и группы, которые начинают понимать важность некоторой кадровой политики. Они реализуют ту или иную стратегию в этом деле, борются с «засорением» профессиональной общности неподходящими людьми, налаживают более или менее строгий кадровый отбор, привлекают дееспособные силы из смежных областей и пр. Это особенно важно, когда по каким-то причинам профессия становится престижной, привлекательной для многих, в том числе и явно нежелательных по деловым признакам людей.

Разумеется, в реальной деятельности людей эти системы могут в определенных зонах взаимопроникать, образуя некие предметные миксты (смешения). Например, художник-реставратор должен разбираться не только в художественных стилях старых мастеров, но и в растворителях, клеях, текстильных волокнах (холсты это изделия ткачей), шпатлевках и пр. Соответственно всем этим нужно и интересоваться

Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек - общение .

Специфика профессии «человек - художественный образ»

Чтобы говорить о профессиональном типе «человек - художественный образ», выделим основные черты, присущие профессионалам данной профессии психологические характеристики.

О представителях профессий типа «человек - художественный образ»:

В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого - то содержания. Природные условия (например, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т. п.) это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа для представителей профессий этого типа источник не только впечатлений, но и, например, красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материалов, время и микробы превращают холсты в прах).

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостности, например, такого рода: художественные стили, гармония цветового решения (картины, архитектурного проекта, оформляемой витрины, театральной декорации), чувство подаренной людям красоты, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформление театрального представления, и пр.

Цивилизация, культура, история человечества мыслятся здесь как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) образцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; офорты Гойи, поразившие его современников; удивительные по своей красоте и силе духа фрески Микеланджело, славящиеся во всем мире, и т. п. Международные отношения как таковые не акцентированы: мир людей, стран, народов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишенный придуманных людьми политических, государственных, временных границ: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния античности, и достижения современных художников, и шедевры древнерусской иконописи; загадочные храмы Египта и готические сооружения средних веков.

Типичные примеры профессиональных единиц анализа сознания и психики этого типа: эскиз, идея, зримый образ, форма; покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине); цепочки значков, надписи; экспозиция, авторский текст; темп, динамика, ритм, характер создаваемого образа, и т. п.

Представители профессий типа «человек - художественный образ» умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализировать это воплощение. Это может быть, например, батик (роспись по шелку) выполненный по эскизу художника. Это могут быть восстановленные (отреставрированные) детали изображения на холсте старинного мастера, исчезнувшие к нашему времени.

Для того чтобы задачи обозначенного выше рода могли быть решены, требуется тонкая, кропотливая работа и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно - двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незримые, но подчас сложные, разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует красоту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внимательно относится к природному ландшафту, учитывает его. И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности работников в обсуждаемой области.

Профессионал опирается на народный опыт, культурное наследие. Но все это ему нужно как свой, обретенный немалыми усилиями багаж очень разнообразных знаний как научных, так и чисто практических. Это и всестороннее знание предметной области (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.

Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качества звуков. Актер, для того, чтобы не просто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие нет, мысленно представляет себе такую сложную систему, как личность изображаемого героя.

Как правило, требуется нестандартный ум, способность непредвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения.

Требуется развитое эстетическое чувство. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредственно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать композиционные принципы в своей области (изобразительное искусство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство).

Важен художественный такт уважительное отношение к состоявшемуся произведению искусства. Лучших представителей профессий рассматриваемого типа характеризует ясное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Работник этой сферы должен заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значимым целям. Настойчивость, самодисциплина важные признаки профессионала этой сферы.

Часто говорят о самовыражении художника. Однако самовыражение свойственно любому активному человеческому существу: едва почувствовав свои органы речи, младенец начинает «гулить», «лепетать», а затем и высказываться, создавая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток во взаимоотношениях с окружающими и т.д. Так что не следует полагать, что самовыражение непременный признак художественного склада психики.

Отличиться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисциплины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые представляют собой лишь разнузданную истерическую демонстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать некоей необычной персоне.

Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувство подаренной людям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждому своему действию.

Особенности творческости (креативности) представителей обсуждаемого типа профессий состоят в том, что они новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится здесь неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.

Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказываться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важны. Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед человеком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совершенстве овладел навыками, приемами кропотливого труда.

Скажем, художник - живописец может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения многочисленными упражнениями, т. е. когда ему не надо думать, как «работает» материал

Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий заключаются в том, что надо уметь подчинять авторские амбиции общим целям.

Например, художник - конструктор промышленной продукции трудится в составе группы разработчиков. В нее входят специалисты разных профилей: и экономисты, и инженеры - конструкторы, и, возможно, физиологи, психологи. Ясно, что позиция капризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним соглашались, здесь просто бессмысленна. При всей творческости нужна исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь хорошо, сделай, как сможешь, но в срок и т. п.). Усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного важные качества творческого работника.

К трудностям профессий этого типа нередко относятся длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-мышечному аппарату. Немалые нервные нагрузки.

Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и по многу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д. Шедевр художника может оставлять впечатление легкости, небольшого количества приложенных усилий, но за этим зачастую стоит огромный труд, знания, мастерство владения материалом, осваиваемое годами.

Тип «человек-художественный образ» объединяет профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу.

Общие психологические требования профессии этого типа к человеку:

  • — Художественные способности, развитые эстетические чувства.
  • — Развитое зрительное восприятие, наблюдательность зрительная память.
  • — Наглядно-образное мышление, творческое воображение.
  • — Знание законов эмоционального воздействия на людей.
  • — Аналитическое нестандартное мышление

ДИЗАЙНЕР

С давних времен человеку было свойственно стремление сделать свою жизнь более комфортной, а окружающие его предметы более функциональными и красивыми. И это естественно, так как без постоянных преобразований и улучшений окружающего нас мира жизнь была бы скучной и однообразной, серой и унылой.

С начала ХХ века многие задачи и функции, связанные с формированием и модернизацией окружающих нас предметов, сконцентрировались в такой сфере деятельности человека, как дизайн. Сам термин произошел от английского “design”, что в переводе означает процесс проектирования, задумывания, конструирования. Именно все эти направления сочетает в себе сфера дизайна. Хотя очень часто принято подразумевать под работой дизайнера лишь улучшение внешних характеристик того или иного предмета или пространства, на самом деле дизайн включает в себя и многие другие этапы создания или модернизации предметной среды. Появление дизайна как отдельной сферы деятельности человека было своеобразной реакцией на стихийное формирование окружающего нас предметного мира. А с возникновением дизайна этот процесс стал менее спонтанным, но подчиненным законам композиции и сочетания цветов.

Профессии относятся к формату «артистический».

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:

Близкие по содержанию профессии:

  • — архитектор
  • — стилист
  • — декоратор
  • — модельер

Профессиональный дизайнер сегодня — это специалист с высшим образованием по данной профессии, владеющий знаниями инженера-конструктора, основами психологии, знающий законы сочетания различных материалов, а также цены на эти материалы и многое другое… Современный дизайнер, как правило, специализируется на определенном направлении — дизайн интерьера, промыш-

ленный дизайн, архитектурный дизайн, ландшафтный дизайн, автодизайн и так далее….

В середине ХХ века в нашей стране дизайнерские разработки выполнялись централизовано в специализированных научно-исследовательских и художественно-конструкторских бюро, а широкого распространения эта профессия не имела (обучение по специальности «Дизайнер» велось до 90-х годов прошлого века лишь в нескольких вузах на всю страну). Сегодня обучение по данной специальности осуществляют несколько десятков российских вузов. В их числе и челябинские Филиал БИЭПП и Русско-Британский институт управления РБИУ (который первым среди вузов нашей области открыл самый большой спектр дизайнерских специальностей).

В завершение обзора данной профессии можно отметить, что присутствие дизайнерской мысли во многих сферах деятельности человека стало сегодня неотъемлемой составляющей реальности, а профессия дизайнера обретает все

более прикладной характер.

А. Мартин

СКОРО! обзор таких профессий, как АКТЕР, АВТОДИЗАЙНЕР, ИМИДЖМЕЙКЕР, МОДЕЛЬЕР, МУЗЫКАНТ, КЛИПМЕЙКЕР, ПИСАТЕЛЬ, РЕЖИССЕР, ФОТОГРАФ ….

В российскую Госдуму внесен зако-нопроект, который должен обязать высшие учебные учреждения начислять дополнительные 11 баллов к ЕГЭ абитуриентам с золотой школьной медалью.

Инициаторы документа предлагают ус-тановить минимальную добавку в 11 бал-лов, а вот максимальную планку “допол-нительного бонуса” не устанавливать.

Уральский аграрный университет получил аккредитацию на обучение экономистов и управленцев.

Эксперты Рособрнадзора по итогам экспертизы аккредитовали экономические и управленческие образовательные про-граммы УрГАУ.

Речь идет о таких специальностях, как «Экономика», «Экономика и управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» по всем уровням и формам высшего образования: бакалавриат, магистратура, очное, очно-заочное и заочное обучение.

Эксперты Рособрнадзора проверили на соответствие ФГОС содержание обра-зовательных программ, квалификацию руководящих и научно-педагогических ра-ботников, материально-техническую базу и многое другое.

Для выпускников школ следующего сезона Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки установила мини-мальные баллы единого госэкзамена. Таким образом, в 2020 году выпускник российской школы сможет получить аттестат только набрав установленное количество баллов или выше. Минимальный балл ЕГЭ гарантирует только получение аттес-тата.

В конце июля абитуриентская кампания выходит на финишную прямую, а 29 июля вузы страны должны разместить на своих сайтах и информационных досках первые приказы о зачислении (это касается льготников).

В то же время для остальных поступа-ющих уже доступны так называемые рейтинговые списки. Абитуриентов, подавших заявления, в этих «проходных» списках располагают не в алфавитном порядке, а по мере убывания набранных балов ЕГЭ.

При этом иногда вузы не разделяют абитуриентов на тех, кто подал копии документов, и тех, кто сразу принес оригиналы. Тогда сравнивать свои баллы с другими становится затруднительно.

Время окончательно определиться и принести оригинал в вуз, у абитуриентов есть до 1 августа. Уже 3 августа появятся приказы о зачислении на бюджетные места «первого потока».

А приказы о зачислении поступивших во «второй волне» и поступивших на ком-мерческой основе должны быть опуб-ликованы 8 августа.

Изобретение уральских студентов вошло в десятку лучших по точному земледелию.

Уникальный беспилотный летательный аппарат студенты Уральского аграрного университета презентуют на Всероссий-ском дне поля в Ленинградской области.

Новая разработка позволит снизить затраты на средства защиты растений и ГСМ и значительно повысить экономи-ческую эффективность сельскохозяйст-венного производства. Кроме того, авторы изобретения планируют доработать устройство для возможности проведения экспресс-анализа почвы в целях создания геоинформационного пространства полевых площадей и перевести беспи-лотник на биотопливо, которое заменит дорогостоящее дизельное топливо. На эту разработку молодые ученые УрГАУ уже получили патент.

Свой дистанционно-цифровой комплекс по обработке почвы и растений студенты уральского вуза представляют в рамках конкурса «Мечты и реальности цифрового АПК». Цифровизация аграрной отрасли станет одним из важных тематических векторов деловой программы выставки.

Выставка «Всероссийский день поля», организатором которой выступает Министерство сельского хозяйства РФ, пройдет с 10 по 12 июля на производ-ственном полигоне Санкт-Петербургского государственного аграрного университета (г. Пушкин).

Всероссийский день поля – это уникаль-ный выставочный проект, представляю-щий важнейшие достижения отечествен-ного АПК, а также профессиональный научно-деловой форум. Главное его отличие — это демонстрация передовых технологий возделывания, новейших средств производства и сельскохо-зяйственной техники в естественных условиях, на специально подготовленных полях.

Тема ограничения наличия телефонов в учебное время у обучающихся российских школ становилась предметом дискуссий за последние годы не раз. Среди причин возможного ограничения участников школь-ного обучения в пользовании «гаджетами» в учебное время — телефоны отвлекают внимание владельца, в ряде случаев могут создавать помехи окружающим, в определенных случаях демонстрируют материальное неравенство, могут явля-ться своеобразными «шпаргалками» и др…

В первые дни июля спикер Совета Фе-дерации страны Валентина Матвиенко озвучила мнение, что школьникам следует запретить носить телефоны в учебные заведения, в связи с тем, что в школах нет необходимых условий для их хранения.

Возможны варианты решения по данному вопросу (например, можно создать условия для хранения телефонов в школах, но при условии не брать их в класс).

При этом, развивая данную тему, глава Роспотребнадзора Анна Попова, обращаясь к Матвиенко, предложила создать рабочую группу по вопросу о порядке использования телефонных устройств в российских школах.

Данные опросов и изучения обществен-ного мнения свидетельствуют о том, что больше половины россиян одобряют возможные ограничительные меры, уменьшающие возможности присутствия телефонных устройств в рамках учебного процесса.

Ранее, на старте 2018-19 учебного года глава Минпросвещения РФ Ольга Васильева озвучила позицию о том, что дети должны сдавать свои телефоны перед началом занятий в школе.

Инициатива ограничения присутствия телефонов у школьников на уроках поддерживается россиянами почти всех возрастов и рассматривается как способ повысить концентрацию учеников на образовательном процессе.