Функции стандартизации. Виды стандартов Виды стандартов применяемых в российской федерации

ВВЕДЕНИЕ.

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия, в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.

Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.

Законы РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.

Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.

Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

Стандарты в РФ являются обязательными в пределах установленной сферы их действия и подразделяются на следующие категории:

государственные стандарты – ГОСТ;

отраслевые стандарты – ОСТ;

республиканские стандарты бывших союзных республик – РСТ;

стандарты предприятий – СТП.

Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями во всех отраслях народного хозяйства. Они распространяются преимущественно на объекты межотраслевого применения, нормы, параметры, требования, показатели качества продукции, термины, обозначения и др., необходимые для обеспечения единства и взаимосвязи различных областей науки и техники, производства, а также на продукцию массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого применения. Государственные стандарты утверждает Государственный комитет по стандартам.

Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей, применяющих (потребляющих) продукцию этой отрасли.

Под отраслью здесь понимается совокупность предприятий и организаций независимо от их территориального распределения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и (или) изготовляющих определенные виды продукции, закрепленной за министерством, являющимся ведущим в ее производстве.

ОСТы разрабатывают на объекты, не подлежащие государственной стандартизации, в том числе на технологическую оснастку, инструмент, типовые технологические процессы отраслевого применения, а также нормы, правила, требования, необходимые для взаимосвязи предприятий.

Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации и необходимые для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической и организационно-управленческой деятельности предприятий и организаций отрасли. Отраслевые стандарты могут ограничивать применение государственных стандартов для используемой в отрасли номенклатуры изделий, типоразмеров и т. п.

Отраслевые стандарты утверждает министерство, являющееся ведущим в производстве данного вида продукции. Отраслевые стандарты организационно-методического характера обязательны только для предприятий и организаций министерства, их утвердившего.

Республиканские стандарты обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения республики независимо от их ведомственной подчиненности и устанавливают требования к продукции, выпускаемой этими предприятиями и организациями в том случае, когда на нее отсутствуют государственные или отраслевые стандарты.

Стандарты предприятия обязательны только для предприятия (объединения), утвердившего данный стандарт. Стандарты предприятия могут распространяться на составные части разрабатываемых или изготавливаемых на предприятии изделий, внутренние нормы и правила в области управления и организации производства, управления качеством продукции; оснастку и инструмент, типовые технологические процессы, методики измерений и контроля.

2. ВИДЫ СТАНДАРТОВ.

В зависимости от назначения и содержания Государственная система стандартизации устанавливает на продукцию стандарт всех категорий следующих видов:

общих технических условий;

общих технических требований;

параметров и (или) размеров;

типов, основных параметров и (или) размеров;

конструкции и размеров;

правил приемки;

методов контроля (испытаний, анализа, измерений);

правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;

правил эксплуатации и ремонта;

типовых технологических процессов.

СТП разрабатывают на детали и сборочные единицы, технологическую оснастку и инструмент; нормы и правила в области организации производства и управления качеством продукции; технологические нормы, требования и типовые технологические процессы; поверочные схемы предприятия.

Понятие «вид стандарта» определяет содержание стандарта в зависимости от его назначения.

Стандарты общих технических условий устанавливают общие для данной группы однородной продукции эксплуатационные характеристики, правила приемки, методы контроля, требования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению, комплектность и гарантии изготовителя (поставщика).

Стандарты технических условий имеют аналогичное содержание, но относятся к конкретной продукции или нескольким ее близким типам (видам, маркам, моделям).

Стандарты общих технических требований устанавливают общие для группы однородной продукции нормы и требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальный уровень качества при проектировании и изготовлении.

Стандарты технических требований устанавливают требования к качеству, надежности, внешнему виду конкретного вида продукции в соответствии с ее основными потребительскими (эксплуатационными) характеристиками.

Стандарты параметров и (или) размеров устанавливают параметрические или размерные ряды продукции по основным потребительским (эксплуатационным) характеристикам, на базе которых следует проектировать продукцию конкретных типов, моделей, марок.

Стандарты конструкции и размеров устанавливают конструктивные исполнения и основные размеры для определенной группы изделий в целях их унификации и обеспечения взаимозаменяемости при разработке конкретных типоразмеров, моделей и т. п.

Стандарты марок устанавливают номенклатуру марок и химический состав материала (сырья).

Стандарты сортамента устанавливают геометрические формы и размеры продукции.

Стандарты методов контроля (испытаний, анализа, измерений) устанавливают порядок отбора образцов (проб), методы контроля потребительских (эксплуатационных) характеристик определенной группы продукции в целях обеспечения единства оценки показателей качества.

Стандарты типовых технологических процессов устанавливают способы и технические средства выполнения и контроля технологических операций для изготовления продукции в целях внедрения прогрессивной технологии производства и обеспечения единого уровня качества продукции.

Общетехнические и организационно-методические стандарты (на общие нормы, показатели качества, методы расчета и проектирования, классификации и кодирования, термины, единицы физических величин, общие требования к продукции, требования к безопасности труда, охране окружающей среды и т. п.) на виды не подразделяют.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ.

На основе комплексной стандартизации в РФ разработаны системы стандартов, каждая из которых охватывает определенную сферу деятельности, проводимой в общегосударственном масштабе или в определенных отраслях народного хозяйства.

Нормативно-техническую и организационно-методическую основу производства конкретных видов, типов, групп продукции составляют отраслевые системы стандартов, регламентирующие технические характеристики, требования к качеству и надежности изделий, способы и методы достижения и контроля этих требований и др. Отраслевые системы включают также комплексы стандартов на термины, определения и обозначения, применяемые в отрасли.

Единые государственные системы стандартов обеспечивают единообразие и наивысшую эффективность проведения важнейших видов работ, общих для различных отраслей народного хозяйства. К подобным системам относятся Государственная система стандартизации (ГСС), Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Единая система технологической документации (ЕСТД), Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации, Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), Государственная система стандартов безопасности труда (ГССБТ) и др.

Единая десятичная система классификации и кодирования технико-экономической информации. Огромные масштабы производства и связанное с этим увеличение потоков информации требуют оперативной ее обработки для планирования, учета и эффективного управления деятельностью предприятий и отраслей. Этой цели служит общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации на базе государственной системы вычислительных центров и единой автоматической сети связи страны.

Основополагающий стандарт - стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области.

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических документов.

Существует два подвида стандартов - организационно-методические и общетехнические.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации ; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции и другие общетехнические правила.

Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации - коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений») и пр.

Стандарт на продукцию - стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению.

На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стандартов: 1.стандарт общих технических условий; 2. стандарт технических условий . В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором - к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) - разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) - управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Имеются в виду стандарты по системам менеджмента качества.

Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.

Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают:

  • средства испытаний и вспомогательные устройства;
  • порядок подготовки к проведению испытаний;
  • порядок проведения испытаний;
  • правила обработки результатов испытаний;
  • правила оформления результатов испытаний;
  • допустимую погрешность испытаний.

Стандарты могут быть узкого назначения - проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения - проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида - стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

Стандарт на термины и определения - стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия. Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации - обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.

Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации - обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.

  • Виды стандартов, применяемых в РФ

  • В зависимости от назначения и содержания устанавливаемых требований (аспекта стандартизации), от вида конкретного объекта стандартизации в РФ разрабатываются стандарты следующих видов:

  • Основополагающие;

  • На продукцию и услуги;

  • На работы (процессы;

  • На методы контроля.

Основополагающий стандарт

  • НД имеющий широкую область применения или содержащий общие положения для определенной области .

  • В широком смысле основополагающий стандарт имеет объекты межотраслевого значения :

  • система государственной стандартизации,

  • система конструкторской документации,

  • единицы измерения,

  • термины межотраслевого значения (управления качеством, надежность, упаковка и пр.)


  • о бщие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области.

  • Например ГОСТ Р 1.0-92 "ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов".


Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают

  • научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве;

  • условные обозначения различных объектов стандартизации - коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192 "Маркировка грузов");

  • требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации (например ГОСТ Р 1.5 "Требования к построению и содержанию стандартов";


Стандарты на продукцию устанавливают

  • требования к группе однородной продукции (услуги) или конкретной продукции (услуги).

  • В стандартах на продукцию могут устанавливаться требования ко всем возможным и необходимым аспектам стандартизации этого вида, так и к тем, что наиболее актуальны для практики .


Аспекты

  • классификация;

  • основные параметры или размеры,

  • общие технические требования;

  • правила приемки;

  • маркировка, упаковка, транспортирование, хранение;

  • безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении;

  • требования к методам и средствам контроля;

  • к условиям технически эффективной и безопасной утилизации (захоронения или уничтожения).


Стандарты на услуги

  • В них устанавливаются требования к:

  • Основным показателям качества услуг;

  • Показателям уровня экономичности и времени оказания услуг;

  • Комплексности и условиям (режиму, гигиене, комфорту, культуре);

  • К условиям повторного в т.ч. бесплатного, льготного оказания услуг.


Стандарты на работы (процессы)

  • устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах ЖЦП (услуги):

  • Разработке;

  • Изготовление;

  • Хранение;

  • Транспортирование;

  • Эксплуатация;

  • Утилизация.


Стандарты на методы контроля

  • (испытаний, измерений, контроля) обеспечивают всестороннюю проверку всех обязательных требований

  • Устанавливаемые в стандартах методы должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты .


Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают:

  • Средства испытаний и вспомогательные устройства;

  • Порядок подготовки к испытаниям;

  • Порядок проведения испытаний;

  • Правила обработки результатов испытаний;

  • Допустимую погрешность испытаний.


Стандарты могут быть

  • узкого назначения - проверка одного показателя качества (проверка паропроницаемости натуральных кож),

  • широкого назначения - проверка комплекса показателей (испытание шелковых и полушелковых штучных изделий).


Административная реформа

  • В ходе реформы:

  • пересматривается и модернизируется действующее законодательство. В области технического регулирования правовой основой реформирования является Закон РФ «О техническом регулировании» ;

  • реорганизуются органы управления правительства. В соответствии с Указом № 314 проведена реорганизация Правительства РФ;

  • пересматриваются функции органов госуправления. Избыточные функции ликвидируются.


Разработка российских стандартов на базе международных СALS - стандартов

  • Н аучно-технический совет (НТС) Госстандарта принял рекомендацию "считать В нимание к СALS - технологиям и стандартам, обусловлено развитием новых направлений науки и техники:

  • Автоматизированного проектирования и управления производством;

  • Компьютеров для хранения и обработки информации;

  • Новых средств связи и др.


Международное СALS - сообщество (клуб)

  • Для того, чтобы "разговаривать на одном языке", с целью определения правил, организовано Международное СALS - сообщество (клуб).

  • Оно ищет лучшие стандарты, которые могут эффективно применяться на рынке, и организует использование реально существующих стандартов на практике.


"Международное общество инженеров логистики"

  • Россия организовала НИ центры СALS - технологий "Прикладная логистика" и вступает в международный СALS - клуб. Интенсифицируется перевод соответствующих международных стандартов и разработка на их основе национальных с использованием отечественного задела в этой области.


ФЗ «О техническом регулировании»

    • регулирует отношения, возникающие между Потребителями и Изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг);
    • устанавливает права Потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей;
    • гарантирует получение информации о товарах (работах, услугах) и об их Изготовителях (исполнителях, продавцах);
    • обеспечивает просвещение, государственную и общественную защиту интересов Потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.

Д ля обеспечения прав Потребителя

  • На безопасную продукцию государство определяет перечень обязательных требований к продукции, выполнение которых Производитель (или Продавец) обязаны подтверждать .

  • В настоящее время большинство этих обязательных требований задается стандартами, а по мере разработки технических регламентов будет закрепляться законами прямого действия. Государственные органы осуществляют надзор и контроль над соблюдением этих требований.


Каталог стандартов ИСО

  • Каталог стандартов ИСО включает свыше 5500 единиц международных стандартов: в среднем в год принимается более 500.

  • ИСО сотрудничает более чем с 500 международными организациями, в том числе со всеми специализированными агентствами ООН.


Спектр деятельности ИСО

  • ИСО охватывает широкий спектр человеческой деятельности - от размерных характеристик винтовых резьб до важнейших характеристик систем управления окружающей средой.

  • пять приоритетных направлений деятельности ИСО:

  • -качество;

  • - информационные технологии;

  • - кооперация с другими организациями в работе над международными стандартами;

  • - окружающая среда.


Проблемы качества в ИСО

  • Решением проблем качества в ИСО занимается ТК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества», организованный в 1979г. и возглавляемый Канадой.


Менеджмент качества

  • Основными «законодателями мод» в области менеджмента качества и обеспечения качества являются четыре страны (Великобритания, Канада, Франция и Нидерланды), продукция которых пользуется заслуженным признанием на мировом рынке.

  • В работе ИСО/ТК 176 активное участие, кроме отмеченных стран, принимают США, Германия, Швеция, Япония, Австралия и др.

  • Многие делегаты членов-комитетов являются сотрудниками известных промышленных фирм (таких, как IBM, ITT, «Кодак», «Филипс» и др.).


Категории и виды стандартов разрабатываются на основе и по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и проектных работ с учетом лучших отечествен­ных и зарубежных достижений в соответствующих областях науки и техники, требований международных, региональных и прогрес­сивных национальных стандартов других стран и предусматрива­ют оптимальные решения для экономического и социального раз­вития страны.

Рис. 10.1. Классификация категорий и видов стандартов

Государственные стандарты (ГОСТ Р) обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений страны, независимо от форм собственности и подчинения, граждан, занимающихся ин­дивидуально-трудовой деятельностью, министерств (ведомств), других организаций государственного управления Российской Федерации, а также органов местного управления в пределах сфе­ры их деятельности. ГОСТы Р устанавливают преимущественно на продукцию массового и крупносерийного производства, изделия, прошедшие государственную аттестацию, экспортные товары, а также на нормы, правила, требования, понятия, обозначения и другие объекты межотраслевого применения, которые необходи­мы для обеспечения оптимального качества продукции, единства и взаимосвязи различных отраслей науки, техники, производства и др. Например, объектами государственной стандартизации мо­гут быть:

Организационно-методические и общетехнические объекты, в том числе организация проведения работ по стандартизации, единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые кон­струкции изделий общего применения (подшипники, крепеж, инструмент и др.), совместимые программные и технические сред­ства информационных технологий, работы по метрологическому обеспечению, справочные данные о свойствах материалов и веществ, классификация и кодирование технико-экономической информации;

Составляющие элементы крупных народно-хозяйственных комплексов (транспорта, энергосистемы, связи, обороны, охра­ны окружающей среды и др.);

Объекты государственных научно-технических и социально-экономических целевых программ и проектов;

Продукция широкого, в том числе межотраслевого, приме­нения;

Достижения науки и техники, позволяющие Российской Федерации (или конкретным предприятиям) обеспечить конку­рентоспособность своей продукции или технологии;

Продукция, производимая в Российской Федерации для удов­летворения внутренних потребностей населения и производства, а также поставляемая в другие государства по двухсторонним обя­зательствам;

Система конструкторской (ЕСКД) и технологической (ЕСТД) документации, документации в области управления и организа­ции производства и т.д.

Разработку государственных стандартов Российской Федера­ции осуществляют, как правило, технические комитеты по стан­дартизации в соответствии с заданными планами государствен­ной стандартизации Российской Федерации, программами (пла­нами) работ технических комитетов и договорами на разработку стандартов. При разработке стандартов следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, госу­дарственными стандартами и другими нормативными документа­ми по стандартизации, а также учитывать документы междуна­родных и региональных организаций по стандартизации.

В государственные стандарты Российской Федерации включают:

Обязательные требования к качеству продукции, работ и ус­луг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и иму­щества человека, охрану окружающей среды, обязательные тре­бования техники безопасности и производственной санитарии;

Обязательные требования по совместимости и взаимозаме­няемости продукции;

Обязательные методы контроля (измерения, испытания, ана­лиза) требований к качеству продукции, работ и услуг;

Параметрические ряды и типовые конструкции изделий;

Основные потребительские (эксплуатационные) свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортиро­ванию, хранению и утилизации продукции;

Положения, обеспечивающие техническое единство при раз­работке, производстве, эксплуатации (применении) продукции и оказании услуг;

Правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, со­хранения и рационального использования всех ресурсов, терми­ны, определения и обозначения, метрологические и другие об­щетехнические правила и нормы.

Государственные стандарты содержат следующие структурные элементы: титульный лист; предисловие; содержание; введение; наименование; область применения; нормативные ссылки; опре­деления; обозначения и сокращения; требования; приложения; библиографические данные. Структурные элементы, за исключе­нием элементов "Титульный лист", "Предисловие", "Наимено­вание", "Требования", приводят в зависимости от особенностей стандартизуемого объекта. Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов - по ГОСТ Р 1.5-93.

ГОСТы Р утверждаются Госстандартом России (Госстроем России). Перед утверждением стандарта Госстандарт России или Госстрой России проводит их проверку на соответствие требова­ниям законодательства, действующим государственным стандар­там Российской Федерации, метрологическим правилам и нор­мам применяемой терминологии, правилам построения и изло­жения стандартов. При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта. Срок действия стандарта, как правило, не устанавливают. После утверждения ему присваивается индекс ГОСТ Р, номер стандарта и две последние цифры года утвержде­ния или пересмотра (например, ГОСТ Р 248-99). Государствен­ную регистрацию стандарта осуществляет Госстандарт России в установленном порядке.

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают в случаях, когда на объекты стандартизации отсутствуют государственные стандарты Российской Федерации или при необходимости установления тре­бований, превышающих требования государственных стандартов Российской Федерации (требования отраслевых стандартов не дол­жны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов). ОСТы используют все предприятия и организации дан­ной отрасли (например, станкостроительной, автотракторной и т.д.), а также другие предприятия и организации (независимо от их ведомственной принадлежности и вида собственности), разра­батывающие, изготовляющие и применяющие изделия, которые относятся к номенклатуре, закрепленной за соответствующим министерством. ОСТы устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации, тех­нологической оснастке, инструменту, специфическим для отрас­ли, а также на нормы, правила, термины и обозначения, регла­ментация которых необходима для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической деятельности предприятий и орга­низаций отрасли и для достижения оптимального уровня каче­ства продукции.

ОСТы обязательны для предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей (заказчиков), применяющих или потребляющих продукцию этой отрасли.

Отраслевые стандарты утверждаются министерством (ведом­ством), являющимся ведущим в производстве данного вида про­дукции. После утверждения им присваивается индекс ОСТ, циф­ровой код отрасли, номер стандарта и две последние цифры года утверждения или пересмотра (например, ОСТ 3.348-98).

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия, орга­низации и другие субъекты хозяйственной деятельности, когда государственный или отраслевой стандарт создавать нецелесооб­разно или необходимо дополнить или ужесточить те требования, которые установлены в существующих ГОСТах или ОСТах. Нельзя разрабатывать ТУ, требования которых ниже требований катего­рий стандартов или противоречат им.

ТУ применяют на территории Российской Федерации пред­приятия, независимо от форм собственности и подчинения, и граждане, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, в соответствии с договорными обязательствами и (или) лицензи­ями на право производства и реализации продукции или оказа­ния услуг.

В состав разделов ТУ входит вводная часть и следующие разделы:

Основные параметры и (или) размеры;

Технические требования;

Требования по безопасности;

Комплектность, правила приемки;

Методы контроля (испытаний, анализа, измерений);

Правила маркировки, транспортирования и хранения;

Указания по эксплуатации;

Гарантии изготовителя.

Проекты ТУ перед утверждением согласовываются с потреби­телями или заказчиками продукции (чтобы отразить в ТУ пожела­ния и замечания потребителей) и другими заинтересованными организациями. При этом проверяется, не противоречат ли они действующим в стране стандартам и другим ТУ.

ТУ утверждает предприятие-изготовитель (разработчик техни­ческих условий), как правило, без ограничения срока действия. Ограничение срока действия ТУ устанавливают по согласованию с предприятием-заказчиком (потребителем).

Обозначения техническим условиям присваивает предприятие-разработчик продукции в соответствии с принятым порядком обо­значения технических условий. Для вновь организуемых предприя­тий и объединений рекомендуются обозначения технических усло­вий со следующей структурой, состоящей из индекса ТУ, четырехразрядного кода класса продукции по ОКП (Общероссий­ский классификатор продукции) и разделенного тире трехразряд­ного регистрационного номера, как правило, восьмиразрядного кода предприятия по ОКПО (Общероссийский классификатор предпри­ятий и организаций), являющегося держателем подлинника тех­нических условий, и двух последних цифр года утверждения доку­мента (например: ТУ 4521-164-34267369-99, где 4521 - группа продукции по ОКП, 34267369 - код предприятия по ОКПО).

После утверждения ТУ подлежат государственной учетной регис­трации. Если ТУ утверждены предприятием, то они направляются в лаборатории государственного надзора за стандартами. Учетной реги­страции не подлежат технические условия на следующую продукцию:

Опытные образцы (опытные партии);

Сувениры и изделия народных художественных промыслов (кроме изделий из драгоценных металлов и камней);

Технологические промышленные отходы сырья, материалов, полуфабрикатов;

Составные части изделия, полуфабрикаты, вещества и мате­риалы, не предназначенные к самостоятельной поставке или из­готовляемые по прямому заказу одного предприятия;

Средства технологического оснащения, выпускаемые в виде отдельных единиц или мелких партий, эпизодически, по мере возникновения потребности в них, за исключением средств изме­рений и средств испытаний;

Продукцию единичного производства.

Сведения о ТУ публикуются в ежемесячных изданиях Госстан­дарта Российской Федерации.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатывают и утверждают предприятия и объединения, в том числе союзы, ассоциации, концерны, акционерные общества, межотраслевые, региональ­ные и другие объединения, на создаваемые и применяемые толь­ко на данном предприятии продукцию, процессы и услуги.

СТП распространяются на нормы, правила, методы, состав­ные части изделий и другие объекты, имеющие применение толь­ко на данном предприятии; на нормы в области организации и управления производством; на технологические нормы и требо­вания, типовые технологические процессы, оснастку, инструмент; услуги, оказываемые внутри предприятия; процессы организации и управления производством и т.д. СТП могут разрабатываться также с целью ограничения государственных и отраслевых стан­дартов и особенностей данного предприятия, если это не нару­шает и не снижает качественных показателей и требований, уста­новленных ГОСТами или ОСТами.

В качестве стандарта предприятия допускается применение международных, региональных и национальных стандартов дру­гих стран на основе международных соглашений (договоров) о сотрудничестве или с разрешения соответствующих региональных организаций и национальных органов, если их требования удов­летворяют потребностям народного хозяйства и отсутствуют раз­работанные на их основе государственные и отраслевые стандар­ты. Построение, изложение, оформление, содержание и обозна­чение стандартов предприятий приводятся в ГОСТ Р 1.5-93. СТП утверждает руководство предприятия (главный инженер предпри­ятия, объединения). После утверждения им присваивается индекс СТП, цифровой код предприятия, цеха, отдела, объекта стандар­тизации и две последние цифры года утверждения или пересмотра (например, СТП 0005-48-553-44-92.). СТП утверждают, как правило, без ограничения срока действия, и они не распростра­няются на поставляемую продукцию и государственной регистра­ции в органах Госстандарта России не подлежат.

Стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных обществ (СТО) разрабатывают и утверждают, как правило, на принципиально новые виды продукции, услуг или процессов, передовые методы контроля, измерений, испытаний и анализа, а также на нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Общественные объединения, занима­ющиеся этими проблемами, преследуют цель распространять через свои стандарты перспективные результаты и мировые научно-технические, фундаментальные и прикладные исследования. Эти категории стандартов учитываются и применяются субъектами хозяйственной деятельности для динамического использования полученных в различных областях знаний результатов исследова­ний и разработок, а также служат важным источником информа­ции о передовых достижениях. По решению самого предприятия или организации они принимаются на добровольной основе для использования отдельных положений при разработке ОСТов и стандартов предприятия.

СТО, как и ОСТ и СТП, не должны противоречить российс­кому законодательству, а если их содержание касается аспекта безопасности, то проекты этих стандартов должны быть согласо­ваны с органами государственного надзора.

Необходимость применения СТО субъекты хозяйственной де­ятельности определяют самостоятельно и несут за это ответствен­ность. Информацию о принятых стандартах научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений направ­ляются в органы Госстандарта России.

При разработке всех типов отечественных стандартов учитыва­ют рекомендации международных организаций по стандартизации.

Международный стандарт (ИСО) разрабатывает и выпускает международная организация по стандартизации. На основе ИСО создаются национальные стандарты, их используют также для меж­дународных экономических связей. Основная цель ИСО - содей­ствовать благоприятному развитию стандартизации в мире, чтобы облегчить международный обмен товарами и развивать взаимное сотрудничество в области интеллектуальной, научной, техничес­кой и экономической деятельности.

После утверждения международному стандарту присваивается индекс, номер стандарта и год утверждения или пересмотра (на­пример, ИСО/Р 1989).

Госстандарт России допускает следующие правила примене­ния международных стандартов:

Принятие без дополнений изменения текста международно­го стандарта в качестве государственного российского ГОСТ Р. Обозначается такой стандарт так, как это принято для отечествен­ных стандартов;

Принятие текста международного стандарта, но с дополне­ниями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого стандарта к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного.

10.2. Виды стандартов

Стандарты основополагающие;

Стандарты на продукцию, услуги;

Стандарты на процессы;

Стандарты на методы контроля, измерений, испытаний, анализа и др.

Стандарты основополагающие разрабатывают с целью содействия взаимопонимания, технического единства и взаимосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производ­ства. Этот вид стандартов устанавливает такие организационные принципы и положения, требования, правила и нормы, которые рассматриваются как общие для этих сфер и должны способствовать выполнению целей, общих как для науки, так и для производства. В целом они обеспечивают их взаимодействие при разработке, создании и эксплуатации продукта или услуг таким образом, чтобы выполнялись требования по охране окружающей среды, безопасности продукта или процесса для жизни, здоровья и имущества человека, а также ресурсосбережению и другим общетехническим нормам, предусмотренным государственными стандар­тами на продукцию.

Это говорит о том, что основополагающие стандарты должны быть в основном комплексными стандартами, объединяющими взаимосвязанные стандарты, если они имеют общую целевую направленность, устанавливают согласованные требования к взаи­мосвязанным объектам стандартизации. Эти стандарты, по суще­ству являясь объединением взаимосвязанных нормативных доку­ментов, носящих методический характер, содержат положения, направленные на то, чтобы стандарты, применяемые на разных уровнях управления, не противоречили друг другу и законодатель­ству, обеспечивали достижение общей цели и выполнение обяза­тельных требований к продукции, процессам, услугам. Примером основополагающих стандартов могут быть комплексные стандарты (ЕСКД, ЕСТД, ЕСДП, нормативные документы по организации Государственной системы стандартизации в России и др.).

Стандарты на продукцию, услуги устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной про­дукции (услугам).

Примером стандартов на продукцию, услуги могут быть:

Стандарты общих технических требований;

Стандарты параметров и (или) размеров;

Стандарты типов конструкции, размера, марки, сортамента;

Стандарты правил приемки и др.

Стандарты общих технических требований регламентируют общие для группы однородной продукции нормы и требования, обеспечивающие оптимальный уровень качества, который дол­жен быть заложен при проектировании и задан при изготовлении конкретных видов продукции, входящих в данную группу.

В зависимости от вида и назначения продукции могут устанав­ливаться требования к ее физико-механическим свойствам (проч­ности, твердости, упругости, износоустойчивости и др.); надеж­ности и долговечности; технической эстетике (окраске, удобству пользования, отделке и др.); исходным материалам, применяе­мому при изготовлении данной продукции сырью, полуфабрика­там и др.

Стандарты общих технических требований включают разделы:

Классификация, основные параметры или размеры;

Общие требования к параметрам качества и, как правило, приводят только те требования, которые являются обязательны­ми и подлежат контролю;

Требования к упаковке, маркировке, безопасности;

Требования охраны окружающей среды;

Правила приемки продукции;

Правила транспортирования и хранения;

Правила эксплуатации, ремонта и утилизации.

Стандарты параметров и (или) размеров устанавливают пара­метрические или размерные ряды продукции по основным потре­бительским (эксплуатационным) характеристикам, на базе кото­рых должна проектироваться продукция конкретных типов, мо­делей, марок, подлежащих изготовлению соответствующими отраслями. Эти стандарты должны учитывать перспективы разви­тия продукции, которая способствует научно-техническому про­грессу и повышению эффективности промышленного производ­ства. Таким стандартом является, например, ГОСТ 8032-84, регламентирующий предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел.

Стандарты типов конструкции, размера, марки, сортамента определяют конструктивные исполнения и основные размеры для определения группы изделий, унификации и обеспечения взаи­мозаменяемости при разработке конкретных типоразмеров, мо­делей и т.д. Выполнение требований стандартов конструкций и размеров дает большой технико-экономический эффект, так как сокращает затраты на проектирование, освоение и изготовление изделий. Стандарты марок устанавливают номенклатуру марок и химический состав материала (сырья), а в отдельных случаях - основные потребительские характеристики. Стандарты сортамен­та регламентируют геометрические формы и размеры продукции. Особенно широко этот вид стандартов применяется в металлур­гической промышленности.

Стандарты правил приемки регламентируют порядок прием­ки определенной группы или вида продукции для обеспечения единства требований при приемке продукции по качеству и коли­честву.

Стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения нормируют требования к потребительской маркиров­ке продукции с целью информации потребителя об основных ха­рактеристиках продукции, к упаковке с учетом технической эсте­тики и т.п.

Стандарты правил эксплуатации и ремонта устанавливают общие правила, обеспечивающие в заданных условиях работоспо­собность изделий и гарантирующие их эксплуатацию.

Стандарты на процессы устанавливают требования к конкрет­ным процессам, которые осуществляются на разных стадиях жиз­ненного цикла продукции (проектирования, производства, по­требления (эксплуатации), хранения, транспортирования, ремон­та, утилизации).

Стандарты на процессы включают следующие нормативы:

Требования к методам автоматизированного проектирования продукции, модульного конструирования;

Схемы технологического процесса изготовления продукции;

Требования к технологическим режимам и влияющим на них факторам;

Правила потребления (эксплуатации);

Общие требования к хранению, транспортированию, ремон­ту и утилизации;

Требования безопасности для жизни и здоровья людей и т.д.

Особое место занимают экологические требования. При про­ведении технологических операций стандартизации подлежат пре­дельно допустимые нормы различного рода воздействий техноло­гий на природную среду. Эти воздействия могут носить химический (выброс вредных химикатов), физический (радиационное излучение), биологический (заражение микроорганизмами) и механический (разрушение) характер, опасный в экологическом отношении.

Экологические требования включают:

Условия применения определенных материалов и сырья, по­тенциально вредных для окружающей среды;

Параметры эффективности работы очистного оборудования;

Правила аварийных выбросов и ликвидацию их последствий, предельно допустимые нормы сбросов загрязняющих веществ со сточными водами.

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анали­за) устанавливают порядок отбора проб (образцов) для испыта­ний, методы испытаний (контроля, анализа, измерения) потре­бительских (эксплуатационных) характеристик определенной груп­пы продукции с целью обеспечения единства оценки показателей качества.

Необходимо пользоваться именно стандартизованными мето­дами контроля, испытаний, измерений и анализа, так как они базируются на международном опыте и передовых достижениях. Каждый метод имеет свою специфику, связанную прежде всего с конкретным объектом контроля, но в то же время можно выде­лить и общие положения, подлежащие стандартизации:

Средства контроля и вспомогательные устройства;

Порядок подготовки и проведения контроля;

Правила обработки и оформления результатов;

Допустимая погрешность метода.

Стандарт обычно рекомендует несколько методик контроля, испытания, анализа применительно к одному показателю каче­ства продукции. Это нужно для того, чтобы одна из методик при необходимости была выбрана в качестве арбитражной. Кроме того, надо иметь в виду, что не всегда методики полностью взаимозаменяемы. Для таких случаев стандарт приводит либо четкую рекомендацию по условиям выбора того или иного метода, либо дан­ные по их отличительным характеристикам.

Методы испытаний выбираются в зависимости от вида про­дукции для обеспечения надлежащего ее качества. В стандартах предусмотрены различные виды испытаний: повседневные для контроля качества выпускаемой продукции; типовые, производимые предприятием-поставщиком при освоении производства новых изделий; периодические, проводимые для проверки соответствия выпускаемой продукции предъявляемым к ней требованиям.

Выделяют несколько видов стандартов.

Основополагающие стандарты – нормативные документы, утвержденные для определенных областей науки, техники и производства, содержащие в себе общие положения, принципы, правила и нормы для данных областей. Этот тип стандартов должен способствовать эффективному взаимодействию между различными отраслями науки, техники и производства, а также устанавливать общие нормы и принципы проведения работ в определенной области. Главная цель утверждения основополагающих стандартов – обеспечение в процессе разработки и эксплуатации продукта выполнения обязательных требований и общетехнических норм, предусмотренных Государственными стандартами, таких, как безопасность продукта для жизни и здоровья потребителя, имущества и окружающей среды.

Стандарты на продукцию (услуги) – нормативные документы, утверждающие требования либо к определенному виду продукции (услуги), либо к группам однородной продукции (услуги). Существуют две следующих разновидности данного нормативного документа:

1) стандарты общих технических условий, применяющиеся к группам однородной продукции (услуг);

2) стандарты технических условий, применяющиеся к конкретным видам продукции (услуги).

Стандарт общих технических условий включает в себя: классификацию, основные параметры (размеры), требования к качеству, упаковке, маркировке, транспортировке, правила эксплуатации и обязательные требования по безопасности жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, правила утилизации.

Стандарт технических условий содержит более конкретные требования, так как применяется уже непосредственно к конкретным видам продукции (услуги). Однако требования стандарта технических условий не должны вступать в противоречие с требованиями стандарта общих технических условий.

Стандарты на работы (процесс) – нормативные документы, утверждающие нормы и правила для различных видов работ, которые проводятся на определенных стадиях жизненного цикла продукции (разработка, изготовление, потребление, хранение, транспортировка, ремонт и утилизация).

Стандарты на методы контроля (испытания, измерения, анализа) должны обеспечивать полный контроль над выполнением обязательных требований к качеству продукции, определенному принятыми стандартами. В данном типе стандартов должны утверждаться максимально объективные методы контроля, дающие воспроизводимые и сопоставимые результаты. Основой стандартизированных методов контроля являются Международные стандарты. В стандарте обязательно должна присутствовать информация о возможной допустимой погрешности измерений.