Оквэд «услуги связи» — расшифровка. Минфин разослал письмо по вопросу налогообложения деятельности по продаже SIM-карт мобильной связи

Безграничный доступ к любой информации – это, пожалуй, главное достижение последних десятилетий. Однако насколько полезна бывает информация, настолько она и опасна в неопытных руках. Чтобы как-то регулировать потоки данных и отслеживать деятельность профильных организацией, Правительство Российской Федерации совместно с некоторыми государственными учреждениями разработало целый список направлений, которыми имеет право заниматься предприниматель. Этот список размещён в ОКВЭД-2. Услуги связи помечены буквой « J» и находятся по соседству с другими направлениями, смежными по смыслу.

Многие люди даже не представляют себе, насколько масштабен и многогранен данный раздел. Ведь первое, что приходит на ум при упоминании этого словосочетания, – это телефон, интернет, телевидение и радио. Однако этим раздел явно не ограничивается. Услуги телефонной связи в ОКВЭД-2 являют лишь сотую часть всех возможностей, включённых в данный список.

Стоит сразу сказать, что предприниматель или юридическое лицо, планирующее заниматься предоставлением услуг в данной сфере, должно обратить внимание сразу на несколько классов в данном разделе. Это классы:

  • 60 –сфера телевидения и радио;
  • 61 – телекоммуникационные услуги;
  • 62 – консультационные услуги в информационном поле и разработка специализированного программного обеспечения;
  • — информационная поддержка.

Дело в том, что, указав всего лишь один из кодов или группировку, вы можете не охватить ею всю ширину своей деятельности. И любая проверка со стороны налоговой или другого контролирующего органа быстро выявит допущенные нарушения, а затем наложит на вас штрафные санкции. Поэтому при регистрации нового субъекта предпринимательства следует максимально внимательно изучить все положения в вышеперечисленных классах и их подклассах. Только так вы сведёте к минимуму риск допущения ошибки и потребность в переоформлении важных официальных документов.

А теперь более подробно остановимся на некоторых из направлений, являющихся самыми распространёнными в деловой среде в наше время.

Ключевые сферы

В разделе телекоммуникаций можно выделить две главных группировки, которые в полной мере описывают данный вид деятельности. Это услуги проводной и беспроводной связи.

Проводная связь включает в себя услуги связи по ОКВЭД, предоставленные с использование проводного специализированного оборудования – коммутаторов, АОНов, телефонных баз и узлов, проводных линий и многого другого. Кроме того, сюда же относится и сеть Интернет, доступ к которой открывается посредством кабельного подключения через свитчи и другое профильное оборудование. Серверные, Call-центры также относятся к услугам проводной связи.

Беспроводная связь имеет отношение к мобильным операторам, средствам передвижной связи для передачи данных, голоса, контента и т.д. Другими словами, если вы планируете открыть новую мобильную сеть на одной из разрешённых частот, вам понадобятся коды из данной группировки. Беспроводной интернет посредством распространения спутникового сигнала, подготовка пакетов радиотрансляций, спутниковое ТВ – это тоже часть беспроводной связи.

Есть ещё один раздел, куда входят коды, не классифицированные по каким-либо признакам. Сюда можно отнести управление спутниковыми терминалами и системами, работу с различными специализированными базами данных, профильным вычислительным оборудованием и т.д. Согласно новой редакции ОКВЭД, интернет услуги в полном объёме включены в данный класс. Так что, если вы планируете открыть собственный бизнес по данному направлению, обратите внимание на него.

Информационные технологии и их виды

Существует и другой массивный кластер, без которого сложно представить себе современное общество. Речь идёт об информационных услугах. Сотни и тысячи компаний в каждой стране ежедневно работают на благо человека, помогая ему найти необходимые данные через всевозможные бюро и справочные, агентства и компании по предоставлению такого рода услуг. Журналисты, редакторы, корреспонденты и работники редакций – все эти люди заняты в сфере информационных технологий. Здесь же создание всевозможных специализированных ресурсов, блогов в сети Интернет, форумов по конкретным тематикам, профильных страниц и т.д. Из-за своей массовости в ОКВЭД информационные услуги получили собственный класс под номером . Именно он содержит всю необходимую информацию по регистрации нового субъекта предпринимательской деятельности в этой среде.

Современные реалии

Однако довольно редко бывает так, что предприятие работает исключительно по одному из выбранных классов, ведь в сфере распространения информации многие пути пересекаются. Поэтому при заполнении регистрационных документов нелишним будет для начала определить основной вид деятельности, а затем добавить ещё несколько дополнительных по смежному профилю. Возможно, сейчас он вам не пригодится, но со временем, когда организация начнёт развиваться и расширяться, такие меры позволят избежать ненужных визитов в ФСН для дополнения указанного списка.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Вопрос: ...Индивидуальный предприниматель применяет УСН с объектом налогообложения доходы. Он осуществляет деятельность по приему платежей операторов сотовой связи. Является ли его доходом комиссия в размере 5%? Вправе ли он использовать один кассовый аппарат при осуществлении наличных расчетов по видам деятельности, подпадающим под обложение ЕНВД, и видам деятельности, по которым он применяет УСН? (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.11.2005 n 18-12/3/85786)

Текст письма опубликован
"Московский налоговый курьер", 2006, N 8
Вопрос: Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы. Он осуществляет деятельность по приему платежей операторов сотовой связи (МТС, Мегафон, Билайн и т.д.) в Москве и Московской области. Все операции по зачислению денег на телефон производятся через электронную систему e-port. Является ли доходом индивидуального предпринимателя комиссия в размере 5%? Вправе ли индивидуальный предприниматель использовать один кассовый аппарат, пробивая полученные денежные суммы в разные отделы, при осуществлении наличных денежных расчетов по видам деятельности, подпадающим под налогообложение ЕНВД, и видам деятельности, по которым он применяет упрощенную систему налогообложения?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 21 ноября 2005 г. N 18-12/3/85786
Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, поименованных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
При этом п. 2 ст. 346.26 НК РФ не предусмотрен такой вид предпринимательской деятельности, как осуществление посреднической деятельности по приему от населения платежей и перечислению их по реквизитам операторов сотовой связи (МТС, Мегафон, Билайн и т.д.).
Таким образом, полученные от осуществления деятельности по приему платежей в Москве и (или) в каком-либо ином субъекте РФ, в том числе и в Московской области, доходы должны учитываться для целей обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, в соответствии с порядком, установленным ст. ст. 346.15 и 346.17 НК РФ.
На основании ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учитывают доходы от реализации в соответствии со ст. 249 НК РФ и внереализационные доходы согласно ст. 250 НК РФ. При этом не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
В частности, в пп. 9 п. а 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Следовательно, доходом комиссионера (агента), учитываемым для целей налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, является комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Датой получения доходов согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) в случаях продажи индивидуальным предпринимателем товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории РФ и осуществления им при этом наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в обязательном порядке применяется ККТ, включенная в государственный реестр.
Согласно Порядку регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденному Приказом Госналогслужбы России от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36, налоговые органы производят регистрацию ККТ. При этом эксплуатация ККТ осуществляется по фактическому адресу установки, указанному индивидуальным предпринимателем в заявлении и в карточке регистрации ККТ в налоговом органе.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, осуществляющий различные виды деятельности (продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг) на разных территориях или, как в данном случае, один вид деятельности, но в различных субъектах Российской Федерации (г. Москва и Московская область), при проведении наличных денежных расчетов не вправе применять один кассовый аппарат.
Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный советник
налоговой службы II ранга
С.Х.АМИНЕВ
21.11.2005

1. Чем подтвердить обоснованность расходов на сотовую связь.

2. Как оформить использование сотрудниками личных телефонов и сим-карт в служебных целях.

3. В каком порядке отражаются расходы на сотовую связь в бухгалтерском и налоговом учете.

Расходы на услуги связи – один из тех видов расходов, которые есть практически у любой организации и ИП. Причем все большую долю в этих расходах занимают услуги сотовой связи. И это неудивительно, ведь сотовая, или мобильная, связь позволяет намного оперативнее решать рабочие вопросы, а для некоторых работников использование стационарного телефона просто невозможно. Так, например, без мобильных телефонов при осуществлении трудовой деятельности не обойтись сотрудникам с разъездным характером работы, а также работа которых связана с частыми командировками. Поэтому перед работодателями встает необходимость обеспечить своих сотрудников сотовой связью, и сделать это так, чтобы учесть интересы работников и свои собственные и при этом избежать претензии налоговых органов. О том, как это сделать – читайте в статье.

Обеспечение сотрудников сотовой связью возможно в двух вариантах:

  • Корпоративная сотовая связь : договор с сотовым оператором заключает работодатель, а сотрудникам выдаются в пользование сим-карты, принадлежащие работодателю.
  • Компенсация расходов сотрудников на сотовую связь : каждый работник заключает договор с сотовым оператором от своего имени и использует личную сим-карту для служебных звонков.

Выбранный способ (или их сочетание), а также все существенные условия использования работниками сотовой связи в служебных целях, необходимо закрепить в локальном нормативном акте. Таким документом может быть, например, Положение об обеспечении сотрудников сотовой связью .

В налоговом учете расходы на услуги сотовой связи, в том числе и на выплату работникам компенсации расходов на сотовую связь, принимаются как для расчета налога на прибыль (пп. 25 п. 1 ст. 264), так и при УСН (пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). По общему правилу расходы на сотовую связь должны быть экономически обоснованы и подтверждены документально. При этом порядок документального подтверждения таких расходов напрямую зависит способа обеспечения сотрудников сотовой связью.

Корпоративная сотовая связь

Для подтверждения расходов на корпоративную сотовую связь потребуются следующие документы (Письмо Минфина от 23.06.2011 № 03-03-06/1/378):

  • договор с оператором сотовой связи;
  • счет за оказанные услуги;
  • утвержденный руководителем организации перечень должностей работников, использующих сотовую связь для выполнения трудовых обязанностей. Указанный перечень должностей может быть закреплен в отдельном приказе или прописан в Положении об обеспечении сотрудников сотовой связью.

В отдельных случаях требуются также:

  • счет-фактура – для налогоплательщиков НДС с целью принятия к вычету «входного» НДС (п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • документ, подтверждающий оплату услуг оператора сотовой связи – для организаций, применяющих УСН (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Помимо перечисленных документов налоговые инспекторы нередко запрашивают дополнительные документы, подтверждающие экономическую обоснованность расходов на услуги сотовой связи:

  • должностные инструкции сотрудников, пользующихся сотовой связью, как подтверждение того, что использование сотовой связи необходимо для выполнения ими трудовых обязанностей;
  • трудовые договоры (коллективный договор) с сотрудниками, в которых прописаны условия обеспечения сотовой связью или дается ссылка на соответствующий локальный акт (Положении об обеспечении сотрудников сотовой связью);
  • детализации счетов за услуги связи, в которых указаны телефонные номера всех абонентов, с которыми велись переговоры, как подтверждение того, что переговоры носили рабочий, а не личный характер.

Что касается детализации счетов за услуги сотовой связи, обязательность такого документа неоднозначна. Минфин в некоторых письмах указывает, что детализация обязательна (Письма Минфина России от 19.01.2009 № 03-03-07/2, от 05.06.2008 № 03-03-06/1/350, от 27.07.2006 № 03-03-04/3/15). Однако суды в большинстве случаев не рассматривают отсутствие детализации как основание для непринятия расходов на сотовую связь к налоговому учету (Постановления ФАС МО от 22.06.2010 № КА-А40/6056-10, от 29.01.2010 № КА-А40/14759-09-2, ФАС ПО от 23.05.2008 по делу № А55-10554/07). В основном суды ссылаются на то, что НК РФ не содержит требования об обязательном подтверждении расходов на связь детализированным счетом. Кроме того, детализация содержит только телефонные номера, однако, не раскрывает характер и содержание разговора (служебный или личный).

! Обратите внимание: Если Вы решили «подстраховаться» и подтверждать обоснованность расходов на услуги сотовой связи детализацией счетов, необходимо иметь в виду, что если детализация есть, она непременно станет предметом проверки налоговиков. Поэтому детализацию нужно не просто приложить к счету, а фактически проверить и отсечь все личные разговоры (то есть плату за них включать в налоговые расходы нельзя). Тот факт, что детализация проверена, целесообразно отразить, например, проставлением отметки на самом документе с указанием даты и подписи ответственного лица.

Учет телефонов и сим-карт

При «корпоративном» варианте обеспечения сотрудников сотовой связью сим-карты с «привязанными» к ним номерами телефонов принадлежат работодателю и выдаются работникам в пользование. Однако, сим-карты сами по себе, как известно, не работают: нужны телефоны (или другие устройства). И здесь, как правило, применяется один из двух вариантов:

  • телефоны закупает работодатель и выдает работникам в пользование;
  • работники используют личные телефоны. В этом случае работникам может выплачиваться , либо .

Нередко встречается и третий вариант: у организации нет собственных сотовых телефонов, а использование личных телефонов сотрудников никак не оформлено. При этом расходы на сотовую связь регулярно учитываются на основании счетов, выставленных оператором. В этом случае правомерность принятия расходов на сотовую связь, скорее всего, налоговые инспекторы поставят под сомнение. Однако у налогоплательщиков есть шансы доказать свою позицию. Во-первых, НК РФ не содержит требования об обязательном наличии телефонов для признания расходов на связь (25 п. 1 ст. 264 НК РФ). Во-вторых, суды не раз вставали на сторону налогоплательщиков, подтверждая правомерность принятия к налоговому учету расходов на сотовую связь даже при отсутствии телефонов (Постановление ФАС СЗО от 24.04.2007 по делу № А56-33529/2006; Постановление ФАС МО от 21.07.2005 № КА-А41/6715-05). И все-таки, чтобы не давать налоговикам лишний повод для претензий, имеет смысл позаботиться о документальном оформлении использования сотрудниками сотовых телефонов.

Что касается сим-карт, то стоимость их приобретения может отражаться:

  • в составе материальных расходов (пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 254, пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если плата при подключении больше, чем сумма, зачисленная на счет в качестве авансового платежа, то разница будет составлять стоимость сим-карты;
  • если вся сумма, уплаченная при подключении, зачисляется на счет, то стоимость сим-карты равна нулю, а уплаченная сумма учитывается как аванс за услуги связи.

Так как сим-карты являются собственностью работодателя и передаются сотрудникам во временное пользования, целесообразно вести забалансовый учет сим-карт с аналитикой по телефонным номерам и сотрудникам.

! Обратите внимание: Передача сим-карты (и телефона) работнику должна быть документально оформлена . С этой целью можно использовать установленный в организации порядок документального оформления движения МПЗ, либо разработать и утвердить специальные формы первичных документов, например, журнал выдачи сотрудникам телефонов и сим-карт. Документальное оформление передачи сим-карт сотрудникам служит доказательством того, что конкретный сотрудник использует конкретный телефонный номер, и в случае установления лимитов расходов на сотовую связь, это будет являться основанием для взыскания с сотрудника суммы превышения лимита.

Установление лимитов расходов на сотовую связь

В случае предоставления сотрудникам корпоративной сотовой связи у организации нет возможности выборочно оплачивать оператору стоимость услуг: оплатить придется всю сумму, указанную в счете, на которую «наговорили» сотрудники. Поэтому, чтобы не переплачивать за личные разговоры работников, чаще всего им устанавливаются лимиты расходов на сотовую связь или используется безлимитный тариф.

  • Безлимитный тариф

У безлиминтого тарифа есть весомое преимущество: не нужно контролировать сумму расходов сотрудников, поскольку плата за услуги связи фиксированная и не зависит от количества и продолжительности звонков (абонентская плата). Кроме того, как разъяснил Минфин, оплата услуг сотовой связи по безлиминтому тарифу не препятствует их учету для целей налогообложения (Письмо Минфина РФ от 23.06.2011 № 03-03-06/1/378).

Однако в некоторых случаях организациям выгоднее использовать тариф с повременной оплатой, а это, в свою очередь предполагает установление лимитов расходов на сотовую связь для сотрудников. Если такие лимиты не установить, вся выгода от использования повременного тарифа может быть перечеркнута большим количеством «лишних» звонков и, как следствие, «лишних» расходов.

  • Установление лимитов

Факт установления лимитов расходов на сотовую связь для сотрудников, а также суммы этих лимитов необходимо закрепить в отдельном приказе руководителя или в Положении об обеспечении работников сотовой связью и ознакомить с ними работников, использующих корпоративную сотовую связь.

Несмотря на то, что установление лимитов – прежде всего внутренняя мера, направленная на дисциплинирование работников, следует иметь в виду, что для проверяющих наличие лимитов означает только одно: расходы на сотовую связь, превышающие эти лимиты, являются для организации экономически необоснованными , и, соответственно, не принимаются для целей налогового учета.

Разумеется, лимиты расходов на связь, установленные работникам, должны быть максимально близки к фактическим затратам. Но даже это не гарантирует, что лимиты не будут превышены. В случае превышения работником установленного ему лимита расходов на сотовую связь возможны следующие варианты действий:

  1. Превышение лимита вызвано служебной необходимостью (например, использование сотовой связи в загранкомандировке и т.д.).

В этом случае имеет смысл произвести единоразовое повышение лимита расходов на сотовую связь для конкретного работника. Повышение лимита необходимо задокументировать, оформив соответствующим приказом руководителя (основанием может служить заявление или служебная записка работника с указанием причин перерасхода, а также детализация счета за услуги связи, подтверждающая рабочий характер звонков).

  1. Превышение лимита не связано с выполнением трудовых обязанностей (свершение личных звонков с рабочего номера и т.д.).

Тот факт, что сверхлимитные расходы на сотовую связь действительно носят личный характер, а не служебный, может подтверждаться детализацией счета. При этом сумма превышения лимита:

  • может быть внесена работником в добровольном порядке или взыскана с работника в порядке возмещения материального ущерба, нанесенного работодателю (гл. 39 ТК РФ). При таком варианте сумма превышения лимита:
    • не является доходом работника, облагаемым НДФЛ;
    • не облагается страховыми взносами;
    • учитывается в составе прочих расходов для целей налогообложения только после возмещения работником. При этом сумма возмещения, внесенная работником (или взысканная с него), будет учитываться для целей налогообложения в доходах (Письмо Минфина РФ от 13.10.2010 № 03-03-06/2/178).

! Обратите внимание: работодатель не вправе по своей инициативе производить .

  • может быть «прощена» работнику. Сумма превышения лимита, которая не возмещается работником и не взыскивается с него, то есть оплачивается за счет средств работодателя:
    • признается доходом работника в натуральной форме и подлежит обложению НДФЛ (п. 1 ст. 2010, пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ);
    • облагается страховыми взносами (п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ);
    • не учитывается в расходах для целей налогообложения (Письмо Минфина РФ от 13.10.2010 № 03-03-06/2/178).

Как говорилось в начале статьи, обеспечение работников сотовой связью может быть организовано в виде выплаты компенсации расходов на сотовую связь. Как правило, при таком варианте компенсация включает в себя и плату за использование личных сотовых телефонов сотрудников в служебных целях, и возмещение расходов за услуги связи.

Порядок оформления и налогообложения компенсации за использование личных сотовых телефонов в целом аналогичен порядку, применяемому к любому другому личному имуществу сотрудников, например, автомобилям. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статьях: и .

Для подтверждения обоснованности компенсации расходов на сотовую связь, потребуются следующие документы (Письма Минфина от 13.10.2010 № 03-03-06/2/178, Минздравсоцразвития от 06.08.2010 № 2538-19 (п. 3)):

  • утвержденный руководителем перечень должностей работников, использующих сотовую связь для выполнения трудовых обязанностей;
  • должностная инструкция работника;
  • трудовой договор или другое письменное соглашение между работодателем и работником, в котором установлен размер и порядок выплаты компенсации;
  • копия договора работника с оператором сотовой связи;
  • копия счета за услуги связи, а также детализация счета, как подтверждение «рабочего» характера звонков.

Компенсация расходов на сотовую связь обычно устанавливается:

  • в твердой сумме – в части компенсации за использование личного сотового телефона;
  • в сумме фактических расходов или в пределах установленного лимита – в части возмещения расходов на услуги сотовой связи.

Подтвержденная документально сумма компенсации расходов сотрудников на сотовую связь:

  • не облагается НДФЛ и страховыми взносами (п. 3 ст. 217 НК РФ, пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, Письмо Минфина от 20.04.2015 № 03-04-06/22274);
  • принимается для целей налогообложения прибыли и при УСН, как расходы на оплату услуг связи (пп. 25 п. 1 ст. 264, пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Бухгалтерский учет расходов на сотовую связь

Кредит

Корпоративная связь

20 (26, 44) 60 Отражена стоимость услуг оператора сотовой связи (в части, не превышающей установленный лимит)
73 60 Отражена стоимость услуг оператора сотовой связи (в части, превышающей лимит расходов, установленный для конкретного работника)
50 (50, 70) 73 Возмещена работником сверхлимитная сумма расходов на сотовую связь
91-2 73 Сверхлимитная сумма расходов на сотовую связь списана на прочие расходы (в случае невозмещения работником)

Компенсация расходов на сотовую связь

20 (26, 44) 73 Начислена компенсация сотруднику
73 50 (51) Выплачена компенсация сотруднику

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Остались вопросы – задавайте их в комментариях к статье!

Нормативная база

  1. Налоговый кодекс РФ
  2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  3. Письмо Минздравсоцразвития от 06.08.2010 № 2538-19
  4. , .

Вопрос: Организация осуществляет розничную торговлю картами экспресс-оплаты и SIM-картами мобильной связи, которые приобретает у дилера оператора сотовой связи в собственность. Салон связи, через который осуществляется розничная торговля, имеет площадь торгового зала менее 150 кв. м. Подлежит ли переводу на ЕНВД указанная деятельность?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения положений гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении предпринимательской деятельности по реализации карт экспресс-оплаты и SIM-карт мобильной связи и сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 346.26 Кодекса на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может переводиться, в частности, предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли.

Исходя из положений ст. 346.27 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

При этом необходимо учитывать, что согласно ст. 38 Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Статьей 128 ГК РФ установлено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Таким образом, предпринимательская деятельность по реализации карточек экспресс-оплаты услуг связи, приобретенных в собственность для дальнейшей реализации от своего имени, относится к розничной торговле и может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.

Соответственно, осуществляемая организацией предпринимательская деятельность по реализации карт экспресс-оплаты и SIM-карт мобильной связи, приобретенных у дилера сотовой связи в собственность, через салон связи, имеющий площадь торгового зала менее 150 кв. м, может быть отнесена к розничной торговле и переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

В то же время обращаем внимание, если карты экспресс-оплаты и SIM-карты реализуются организацией в рамках агентского договора от имени принципала (организации - оператора связи), то такая деятельность должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН