Памфлет имеет схожее значение с понятием. Значение слова «памфлет

pamphlet - брошюра, буклет) - разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.

Специфика

Это стремление показать определенную человеческую фигуру приближает памфлет в известной мере к художественной литературе, работу памфлетиста - к работе писателя, создающего «типический характер», причем в отличие от художественного обобщения Памфлет имеет в виду именно определенное, конкретное лицо, конкретные факты (то есть прежде всего устраняет элемент художественного вымысла).

Естественно, что памфлет определенного класса характеризуется теми литературно-художественными особенностями индивидуализации персонажа, которые присущи художественно-литературному стилю этого класса. Негативная направленность, которая характеризует памфлет, - его установка на отрицание, разоблачение, осмеяние, - роднит памфлет с сатирическими видами художественной литературы: памфлет ироничен , полемичен . Отсюда художественная манера памфлетиста усложняется ещё и особенностями художественно-литературной сатиры, различными видами иронии, гиперболизации и т. п.

Таким образом памфлет является видом политически насыщенной, публицистической по преимуществу (иногда философской, научной и т. п.) литературы, который в некоторых отношениях близок к художественно-литературной сатире. Вместе с тем памфлетность может иметь место и в художественной литературе, т. e. введение в художественно-литературное произведение персонажа, представляющего в той или иной мере портретную характеристику внешности, поведения и т. п. какого-либо определенного лица (например образ Кармазинова в «Бесах» Достоевского). Таким образом отношение памфлета и художественной литературы весьма многоразлично и определяется данными историческими условиями. Отсюда вопрос о памфлете является одним из частных вопросов проблемы взаимоотношения публицистики и художественной литературы, их взаимопереходов в тех или иных конкретно-исторических условиях (см. «Публицистика»).

История

Слово «Памфлет» появилось в XIV веке и первоначально означало непереплетённую брошюру без обложки. Как жанр публицистической литературы памфлет сложился в эпоху Реформации . Однако присущие памфлету как жанру черты - тенденциозность, злободневность, полемическая направленность - складываются ещё в древности в обличительных речах, т. н. диатрибах и инвективах .

Диатриба (от греч. растирание, уничтожение, распря, разговор) - жанр античной литературы, созданный философами-киниками в III в. до н. э. - беседа на философские, главным образом моральные темы, включающая уничтожающую полемику с воображаемым противником, с резкими нападками личного характера. Жанр диатрибы впоследствии лёг в основу христианской проповеди. Творчество киников, отрицавших основные устои и привычные ценности античного сообщества, имело резко выраженный сатирический уклон. Своеобразную сатиру создал киник Менипп из Годары (2-я пол. III в. до н. э.). Его философско-сатирические диалоги были обрамлены фантастическим повествованием (полёт на небо, нисхождение в преисподнюю), что позволяло остроумно и едко высмеивать различные философские школы и человеческие слабости. Произведения Мениппа не сохранились, но ссылки на них и подражания многочисленны. Мениппову сатиру создавали римские писатели - Марк Теренций Варрон (116-27 до н. э.), мотивы сочинений Мениппа ощутимы в творчестве Петрония, Сенеки Младшего и особенно Лукиана (120-190 гг). Литературная сатира дала и ответвление памфлетно-публицистическое.

В Риме обличительно-публицистическое начало проявляется в инвективе (от лат. invehere - бросаться, нападать) - поношении лица или группы лиц. Литературные формы инвективы многообразны: эпиграммы, полемические статьи и речи. Политическая полемика в инвективе принимает характер очернительства конкретного лица. Таково сочинение Саллюстия «Инвектива против Марка Туллия Цицерона» (54 г до н. э.). Инвектива старается уничтожить Цицерона морально как человека и семьянина, как политического деятеля и продажного защитника в суде. «Ничтожнейший человек, проситель, заискивающий перед недругами, а друзей склонный оскорблять, стоящий то на той, то на другой стороне, не сохраняющий верности никому, ничтожнейший сенатор, наёмный защитник в суде, человек, у которого нет ни одной неосквернённой части тела: язык лживый, руки загребущие, глотка бездонная, ноги беглеца; то, чего из стыдливости не назовёшь, тяжко обесчещено». Инвектива обычно выявляет порочность всего рода, нечестивость предков, и Саллюстий издевается над Цицероном как над «новым человеком» и пришельцем в Риме. Цицерон ответил Саллюстию не менее резкой и оскорбительной инвективой.

Памфлет-инвектива - распространённая форма политической борьбы в Риме. В 61 г до н. э. после оправдания Публия Клодия в суде по обвинению в кощунстве, Цицерон выпустил в свет инвективу против Клодия, в 55 г - инвективу против бывшего консула Луция Кальпурния Писона. После самоубийства Марка Порция Катона в Утике Цицерон и Марк Брут выпустили в 45 г памфлеты под название «Катон» с прославлением его заслуг. Цезарь и его сторонник Авл Гирций ответили на них памфлетами под названием «Антикатон».

Классический памфлет создан молодой буржуазией в процессе борьбы складывавшегося буржуазного общества с феодализмом, средневековой церковью и схоластической философией . Одним из первых выдающихся мастеров памфлета был Эразм Роттердамский ( -). Его «Похвала глупости» (Lob der Torheit , ) направлена против князей, попов, схоластики и представляет ярко-сатирическое произведение. Таковы же «Письма темных людей» (Epistolae obscurorum virorum , -) - памфлет-сатира Гуттена и Рейхлина . Гуттену ( -) сверх того принадлежат памфлеты «Булла» (Bulla ), «Советчики» (Consilia , ), «Разбойники» (Praedones , ).

Памфлет был широко использован в буржуазных революциях XVII и XVIII вв. Хотя газеты уже существовали в это время, но издание их было монополией абсолютистского правительства. Они были скорее придворными торговыми бюллетенями. Политическая литературная борьба прокладывала себе путь через брошюры и листовки, при помощи которых памфлеты и выходили в свет. В эпоху, предшествовавшую английской революции, чрезвычайную популярность получили памфлеты Мильтона ( -) против епископов. Революционная мелкобуржуазная партия левеллеров (Лилльберн, -) наводнила страну боевыми памфлетами против монархии, помещиков и крупных капиталистов. Известна громкая слава Свифта ( -) как автора памфлетов «Письма суконщика» (Drapier Letters , ) и «Сказка бочки» (Tale of a Tub , ). Они были направлены против реакционного английского правительства. Дефо , громивший клерикальный обскурантизм в памфлете «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (The shortest Way with the Dissenters , ), поплатился позорным столбом и тюрьмой. Памфлетом пользовалась и политическая реакция в борьбе с революционным движением. Идеолог английского крупного землевладения, смертельный враг французской революции Эдмунд Бёрк прославился яркими памфлетами. В памфлете «Письма о цареубийственном мире» (Letters on a Regicide Peace , ) он требовал продолжения войны с Францией .

Новый вид памфлета создается в политической литературе французской революции XVIII века и занимает в ней большое место. Он получил богатое развитие ещё в предшествующую эпоху (например, памфлеты, направленные против Мазарини и получившие название «мазаринад»). Они вызывали появление специальных ордонансов, направленных против памфлетной публицистики. Запреты не задержали этой лит-ры. Она стала острым оружием «просветителей» XVIII в. Вольтер и Дидро писали под разными именами памфлеты против церкви, дворянства и монархии. Памфлет Сийеса «Что такое третье сословие»?…" (Qu’est-ce que le tiers état?.. , ) - с историческими словами «что такое третье сословие? Ничто. Чем оно должно стать? Всем» - обессмертил автора больше, чем вся его политическая деятельность.

Собранием памфлетов по существу были первые политические газеты, рождённые Великой французской революцией . Газета «Революции Франции и Брабанта» (Les Révolutions de France et de Brabant , ) Камилла Демулена была лишь продолжением его памфлета «Письма фонаря парижанам» (Discours de la lanterne aux Parisiens , ). Периодическим памфлетом был и «Друг народа» (L’ami du peuple , -) Марата .

Политическая газета родилась из памфлета, но она же во многом и заменила его как основной господствующий вид публицистики. Памфлет как самостоятельная брошюра, листовка и т. п., эпизодически и неожиданно выходящая, заменился периодической газетой со статьями, сохранявшими в ряде случаев памфлетный характер, статьями в журналах и т. п., представляющими новый, модифицированный вид памфлета. Овладев газетой и сделав её орудием своей политической борьбы против прежнего противника, остатков феодализма, и против своего нового врага, рабочего класса, буржуазия превращает памфлет в подсобное оружие публицистики. В самой газете памфлет дифференцируется. Программно-политическая аргументация принимает форму «передовых», полемика и сатира рождают форму публицистического фельетона .

Со временем памфлет делается в большей мере оружием леворадикальной мелкой буржуазии и растущего пролетариата. Революции первой половины XIX века создают во Франции таких памфлетистов, как Поль Луи Курье ( -), Корменен ( -), Рошфор ( -), в Германии - Бёрне («Менцель-французоед» - «Menzel der Franzosenfresser», ), Гейне ( -). В Англии памфлет получает распространение в различных политических кампаниях. Множество брошюр выходит в связи с «законом о бедных» (1828-1834), «хлебными законами» (1841-1848), Крымской войной , восстаниями в Индии и Ирландии и пр.

Полемическая и сатирическая публицистика ушла полностью в периодическую печать - в журналы революционной буржуазной демократии. Русский памфлет был осужден на эмигрантское существование. Блестящие образцы памфлетного стиля даны Герценом .

Молодой Энгельс избрал памфлеты для философской войны с реакционным идеализмом, расчищая путь воинствующему диалектическому материализму. Один из философских памфлетов Энгельса носит название «Шеллинг - философ во Христе, или преображение мирской мудрости в мудрость божественную» (Schelling der Philosoph in Christo… , ). В пародировании богословского стиля Энгельс использует здесь классический памфлет эпохи Возрождения, направленный против католической схоластики. Против «левых гегельянцев» направлена блестящая и имеющая памфлетный характер работа Маркса и Энгельса «Святое семейство, или критика критической критики» (Die heilige Familie… , ). Из позднейших памфлетов Маркса «18 брюмера Луи Бонапарта» (Der 18-te Brumaire des Louis Bonaparte , ) можно назвать образцом художественного политического слова. Достаточно сравнить этот памфлет Маркса с памфлетом Гюго «Маленький Наполеон» (Napoléon le Petit, 1852), чтобы уразуметь то новое, что внесено было пролетарским социализмом в памфлетную литературу. У Маркса характеристика бонапартистской диктатуры капитала построена на глубоком анализе классовых отношений. У мелкобуржуазного радикала она сводится к поверхностной полемике против диктатора. Крепкие слова заменяют социальный анализ.

памфлет
памфлет

Памфлет Памфле́т (от «брошюра, буклет») - разновидность художественно-публицистического произведения, вид политической литературы, брошюра или статья резко обличительного содержания. Имеет сходство с пасквилем, но отличается от него тем, что касается не личной жизни, а общественной деятельности обличаемого лица.

Википедия

памфлет

м.Художественно-публицистическое произведение сатирического - нередко полемического - характера, направленное против какого-либо политического или общественного явления или отдельного лица.

Большой современный толковый словарь русского языка

памфлет

(англ. pamphlet) небольшое обличительное полемическое сочинение на общественно-политическую тему.

Новый словарь иностранных слов

памфлет

м. Художественно-публицистическое произведение сатирического - нередко полемического - характера, направленное против какого-л. политического или общественного явления или отдельного лица.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

памфлет

муж. , англ. сильно нападающая на что, либо отстаивающая что статья, отпечатанная отдельной книжечкой, тетрадкой. Памфлетист, писатель ее.

Словарь Даля

памфлет

[англ. pamphlet]небольшое обличительное полемическое сочинение на общественно-политическую тему.

Словарь иностранных выражений

памфлет

памфл`ет, -а

Словарь русского языка Лопатина

памфлет

злободневное острое, обычно небольшое сочинение обличительного, политического характера

Словарь русского языка Ожегова

памфлет

(англ. pamphlet), злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого - конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой. Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (роман-памфлет; пьеса-памфлет).

Современный толковый словарь, БСЭ

памфлет

памфлет м. Художественно-публицистическое произведение сатирического - нередко полемического - характера, направленное против какого-л. политического или общественного явления или отдельного лица.

Толковый словарь Ефремовой

памфлет

памфлета, м. (фр. pamphlet). Произведение (статья, брошюра и т. п.) злободневного характера, направленное против какого-н. лица, общественного или политического явления и т. п.

Толковый словарь русского языка Ушакова

памфлет

- (от англ. pamphlet - листок, который держат в руке) - произведение остросатирического, обличительного характера, в резкой форме высмеивающее те или иные явления социальной жизни, политических и общественных деятелей. Например: Эразм Роттердамский "Похвальное слово Глупости"; Дж. Свифт "Битва книг", "Сказка о бочке", "Путешествия Гулливера"; А. Солженицын "Бодался теленок с дубом" и др.

Словарь литературоведческих терминов

памфлет

(англ. pamphlet), публицистическое произведение, непосредственная цель и пафос которого - конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое обличение; обычно небольшое по объёму. Как жанр публицистики П.- "эпиграмматическое произведение" (Ф. Энгельс) - обнажённо тенденциозен и предназначен для прямого воздействия на общественное мнение; его стиль отличается броской афористичностью, ораторскими интонациями, образностью характеристик, экспрессией (ему присущи как ирония, сгущенная до сарказма, так и патетика). Нарочито оскорбительный, карикатурно искажающий П. принято называть пасквилем. П. как таковой появился в пору Позднего Возрождения, в эпоху Реформации (хотя близкие П. публицистические произведения создавались ещё в эпоху античности, например "Лжец..." Лукиана); широкий резонанс имели памфлеты М. Лютера, Эразма Роттердамского, Т. Мурнера. По мере усиления политической направленности религиозных коллизий П. насыщался социальным содержанием; таковы многочисленные образцы П. времён Английской революции 17 в. (Дж. Мильтон, Дж. Лилберн, Дж. Уинстэнли) , а позже - памфлеты Д. Дефо и Дж. Свифта. В эпоху Просвещения П. (в первую очередь у Вольтера) стал сильным политическим оружием энциклопедистов, а затем деятелей Великой французской революции (знаменитый П. "Что такое третье сословие" Сьейеса). Среди многочисленных образцов П. 19-20 вв. можно назвать "Памфлет о памфлетах" (
1824) П. Л. Курье, "Менцель-французоед" (
1837) Л. Берне, "Современные памфлеты" (
1850) Т. Карлейля, "Наполеон Малый" (
1852) В. Гюго, "Я обвиняю" (
1898) Э. Золя, антифашистские памфлеты Г. Манна и Э. Э. Киша, "Левацкий шик" (
1971) Т. Уолфа и др. В России авторами П. выступили А. Н. Радищев (отдельные главы "Путешествия из Петербурга в Москву",
1790), В. Г. Белинский ("Письмо к Н. В. Гоголю",
1847), А. И. Герцен, Д. И. Писарев, народники, Л. Н. Толстой ("Не могу молчать"). Образцы П., обличающих противников социалистической идеологии, создали К. Маркс ("Господин Фогт"), В. И. Ленин ("Памяти графа Гейдена"), П. Лафарг, А. В. Луначарский и М. Горький. Памфлетность выступает характерной чертой тех остросатирических, разоблачительных художественных произведений, которые обнажают и выдвигают на первый план идейно-политические установки автора, непосредственно подчиняющие пародийно-обличительному заданию всю образную структуру произведения (в таких случаях приняты обозначения "роман-П.", "пьеса-П.", "П.-очерк" и т. д.). Таковы многие утопические (начиная с "Утопии" Т. Мора) и антиутопические романы (в том числе "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта, "Прекрасный новый мир" О. Л. Хаксли), "Помпадуры и помпадурши" М. Е. Салтыкова-Щедрина, "Карьера Артуро Уи" Б. Брехта, "Трест Д. Е." И. Г. Эренбурга, очерки В. В. Маяковского "Моё открытие Америки" и его стихи о "советских помпадурах", роман "У нас это невозможно" (
1935) С. Льюиса.Лит.: Озмитель Е., Советская сатира. Семинарий, М.- Л., 1964; Бурлак Л., Публицистический роман, Саратов, 1970; Waugh A., The pamphlet library, v. 1-4, L., 1897-

98. В. А. Калашников.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

памфлет

памфле т, -а

Полный орфографический словарь русского языка

памфлет

художественно-публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-либо, чего-либо

Викисловарь

Примеры употребления слова памфлет в тексте

Это некий сплав памфлета и мюзикла о молодом поколении Америки, памфлет, который требует прекратить войну во Вьетнаме, памфлет, который воспевает марихуану как единственное средства защиты от жестокости XX века, от Молоха капиталистической действительности, памфлет, посвященный поиску чистоты - -через грязь.

Вначале эти кариатиды были остроумным и злым архитектурным памфлетом на побеждённых врагов; потом, по причине успеха, этот памфлет был по аналогичным поводам повторяем.

Только «Племянник Рамо» - памфлет на человека, который Дидро не решился опубликовать, книга, умышленно обнажающая людские язвы, может сравниться с этим устным памфлетом, свободным от каких бы то ни было побочных соображений, где словами клеймилось то, что ум еще окончательно не осудил, где все строилось лишь из развалин, все отрицалось и вместе с тем вызывало восхищение то, что признается скептицизмом: всемогущество, всеведение и всеблагость денег.

«Современник» стал враждебен Тургеневу; в его редакции уже высиживались статьи, бывшие преддверием к таким памфлетам, каков пресловутый памфлет г.

Да нет: почта доносит до меня самые разные голоса с родины о «Транс-Атлантике», и я узнаю, что это « памфлет на фразеологию «богоизбранности» или «сатира на довоенную Польшу»… Нашелся тут даже один, который окрестил его … памфлетом на санацию.

и впоследствии воспроизводился во многих изданиях «Книги о смерти» Дрелинкура, труда, столь авторитетно рекомендованного в помянутом памфлете; однако история о том, что Дефо, якобы, написал памфлет по заказу, чтобы содействовать распродаже книги, была опровергнута Ли в его работе «Жизнь и вновь обнаруженные сочинения Даниэля Дефо».

И памфлет Шалимова, и почти памфлет Варшавского… А еще в сборнике произведения Гора, Журавлевой, Гуревича, Стругацких – тогда «имена» гарантировали качественное чтение.Два следующих сборника вышли под «персональными» названиями, но и серийное сохранили.

А если его цель была просто написать памфлет, направленный против тех или иных лиц, то почему этот памфлет стал вдруг так широко известен и в конце концов обрел бессмертие?

Памфлет распространялся быстро, высказывая затаенные чувства среднего сословия… Этот памфлет помог Генриху IV столько же, как выигранные им победы» (л.

Тут же он печатает свои собственные романы "Стемпеню" и "Иоселе-соловей", а также прогремевший в свое время памфлет "Суд над Шомером", где писатель дал бой бульварной литературе, которая навязывала народным массам несбыточные иллюзии и насаждала дурной вкус.

Цитаты со словом памфлет

Смертная казнь.- Памфлет Кобдена.- Мероприятия английского банка (28 января 1853 г.).- К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 8, с. 531.

Карл Маркс


Дополнительная информация.

Сегодня мы поговорим о слове "памфлет". Значение его будет подробно описано далее. Речь идет о разновидности художественно-публицистического произведения. Обычно он направлен против действующего политического строя либо отдельных его сторон.

Специфика

Памфлет - жанр, который часто противопоставлен определенной общественной группе, партии, правительству. Подобные произведения зачастую разоблачают отдельных представителей общества. Памфлет имеет схожее значение с художественной литературой, а его автор во многих случаях мало чем отличается от писателя. Первый пытается показать отдельную человеческую фигуру, а второй стремится разработать характер. Негативная направленность, характеризующая этот жанр, его установка в сторону отрицания, разоблачения, осмеяния, роднит его с сатирическими видами литературы. Здесь встречается полемика, а также ирония.

Отражение действительности

Чтобы в полной мере понять, что такое памфлет, следует помнить, что он имеет в виду конкретное лицо и определенные факты. В нем исключен вымысел. Художественная манера автора подобного произведения усложняется особенностями сатиры, а также различными видами гиперболизации и даже иронии. Итак, давайте еще раз попробуем наиболее полно и при этом в рамках одного определения ответить на вопрос, что такое памфлет. Речь идет о виде политически насыщенной, главным образом публицистической литературы, который близок по ряду признаков к сатире.

Памфлетность может присутствовать также в художественной литературе. В данном случае речь идет о введении в вымышленный сюжет произведения персонажа, который представляет портретную характеристику определенного лица, точное описание поведения или внешности. Отношение памфлета и литературы многоразлично. Определяется оно историческими условиями. Таким образом, памфлет обеспечивает взаимоотношения художественной литературы и публицистики. Их взаимопереходы происходят в определённых исторических условиях.

История

Если говорить о том, что такое памфлет, следует отметить, что это слово возникло в XIV в. Первоначально так называли непереплетённую брошюру без обложки. Как жанр это явление сложилось во времена Реформации. Присущие памфлету черты - полемическая направленность, злободневность, тенденциозность - сложились ещё в древние времена в речах, диатрибах и инвективах. Поговорим об этих явлениях немного подробнее.

Диатриба - это жанр который был создан философами-киниками в III в. до н. э. Речь идет о беседе на философские, в основном моральные темы. Она включала уничтожающую полемику, которая велась с воображаемым противником, и резкие нападки личного характера. Жанр диатрибы лёг впоследствии в основу будущей христианской проповеди.

Основа

Творчество киников, которые отрицали основные устои и ценности сообщества, имело выраженный сатирический подтекст. Своеобразную литературу создал киник по имени Менипп из Годары. Философско-сатирические диалоги этого автора обрамлены в фантастическое повествование. Такой подход позволял едко и остроумно высмеивать человеческие слабости и философские школы. Произведения Мениппа до наших дней не сохранились. Однако подражания и ссылки на эти труды многочисленны. Мениппову сатиру создавали писатели Марк Теренций Варрон и Лукиана.

Литературная сатира породила и памфлетно-публицистическое ответвление. В Риме обличительное начало проявилось в инвективе - поношении лица. Литературные формы этого явления многообразны: полемические речи и статьи, эпиграммы. Политическая составляющая в инвективе имеет характер очернительства определенного лица. Таково сочинение «Инвектива против Марка Туллия Цицерона» авторства Саллюстия. Эта работа старается уничтожить указанного там человека морально, как семьянина, политического деятеля, продажного защитника, ведущего незаконную деятельность в суде.

Цицерон ответил не менее оскорбительной и резкой инвективой. Такой жанр стал распространённой формой политической борьбы на территории Рима. Цицерон выпустил инвективу против Клодия. Она и подобные творения также стали фундаментом появления описываемого нами жанра.

Теперь вы знаете, что такое памфлет. Надеемся, эти знания вам пригодятся.

англ. ед. ч. - pamphlet, от "Pamphilius" - лат. назв. популярной в 12 в. комедии) - остро-полемическое, злободневное, обычно краткое, яркое по форме произведение, направленное против политич. строя в целом или отдельных его сторон, против той или иной обществ. группы, партии, правительства, отдельного лица или явления в обществ., политич. или культурной жизни. П. - один из видов письм. ист. источников, значение к-рого особенно велико для изучения истории обществ. и политич. мысли тех периодов, когда происходило обострение политич. борьбы, - именно в такие периоды П. получают широкое распространение. В них находит яркое выражение борьба политич. партий и направлений. Зародившись в условиях бурной политич. борьбы в античных городах-государствах (напр., "Филиппики" Демосфена), изредка встречаясь в период классич. ср.-вековья (напр., во время борьбы за инвеституру), П. как вид публицистики получил распространение с 15 и особенно с 16-17 вв. (термин "П." впервые употреблен в соч. англ. церк. деятеля Ричарда де Бери "Philobiblon", 1344). Распространению памфлетной лит-ры способствовало изобретение книгопечатания (сер. 15 в.). П., выходившие первоначально в виде листовок, "летучих листков" (нем. Flugbl?tter), были предшественниками газет, выполняя не только пропагандистские, но и информац. функции. К форме П. обращались мн. итал. гуманисты (Филельфо, Пьетро Аретино и др.). Значит. расцвета достигает памфлетная лит-ра в эпоху Реформации и Крест. войны 1524-25 в Германии ("Похвальное слово глупости" Эразма Роттердамского, памфлеты Гуттена, "Письма темных людей" и др.), в период Тридцатилетней войны 1618-48. Во Франции широкое распространение П. связано с т. н. религ. войнами 16 в. (П. монархомахов), с событиями Фронды (мазаринады). Блестящего расцвета памфлетная публицистика достигает в эпоху бурж. революций 17-18 вв. Во время англ. революции огромную роль сыграли памфлеты Мильтона, Лилберна, Уинстэнли; появлялись многочисл. анонимные П. (за 20 лет - с 1640 по 1660 - в Англии было выпущено св. 25 тыс. различных П.). Памфлеты Д. Дефо ("Чистокровный англичанин", 1701, "Кратчайший способ расправы с диссидентами", 1702, и др.), Свифта ("Сказки о бочке", 1704, "Письма суконщика", 1724) ярко отражают политич. и обществ. жизнь Англии нач. 18 в. Памфлеты Вольтера, Дидро, Гольбаха и др. франц. просветителей сыграли заметную роль в подготовке Великой франц. революции, а памфлеты Сийеса, Мирабо, К. Демулена, Марата и др. стоят в центре публицистики самой революции. В России близкие П. соч. впервые появляются в публицистике 16 в., отражающей религ.-политич. борьбу. Наибольшее развитие этот жанр приобрел в сфере вольной рус. прессы 2-й пол. 19 в., напр. памфлеты Герцена (термин "П." входит в рус. лит. яз. с 20-30-х гг. 19 в.). В 19-20 вв. П. часто переносятся на страницы газет и преим. являются оружием политич. борьбы радикальных бурж. элементов и мелкобурж. демократов (П. Поля Луи Курье, де Корменена, А. Рошфора во Франции, Л. Берне и Г. Гейне в Германии, П. в связи с "законами о бедных" и "хлебными законами" в Англии и др.) либо революц. пролетариата ("Шеллинг - философ во Христе..." Ф. Энгельса, "Господин Фогт" и др. памфлеты К. Маркса, "Пий IX в раю" и др. памфлеты П. Лафарга, "Пролетарская революция и ренегат Каутский" В. И. Ленина, "Русский царь", "Город желтого дьявола" и др. М. Горького). Яркие образцы сов. памфлетной лит-ры дали М. Кольцов, Я. Галан и др. публицисты. Большое обществ. звучание получили антифаш. П. Лит.: Библиотека политич. памфлетов. Франц. памфлеты XIX в., СПБ, 1906; (Davies М.), Critical history of pamphlets..., pt 1, L., 1715; Waugh A., The pamphlet library, v. 1-4, L., 1897-98; Hunt R. N. C., Some pamphlets of the revolt of the Netherlands against Spain, "The English Historical Review", 1929, v. 44, No 175; Leber C., De l´?tat r?el de la presse et des pamphlets, depuis Fran?ois I Jusqu´а Louis XIV..., P., 1834; Scheible J., Die fliegenden Bl?tter des 16. und 17. Jahrhunderts, Stuttg., 1850; Courier P. L., Pamphlet des pamphlets, P., 1824. Б. И. Рыськин. Москва.