Что надо знать помощнику машиниста. Профессия помощник машиниста: что нужно знать об этой специальности? Условия работы помощником машиниста электровоза

Прогресс неустанно движется вперед, преобразовывая все вокруг, и железная дорога не стала исключением. За последние десятилетие было выпущено довольно-таки много новых моделей поездов, способных работать в полуавтоматическом режиме. Однако это не изменило того факта, что управлять железнодорожным составом должны двое: машинист и его помощник.

Итак, что же представляет собой профессия помощник машиниста? Тяжело ли ее освоить? И какие достоинства и недостатки она имеет?

Общая информация

Помощник машиниста тепловоза или электровоза - это должность, которая имеется в любой железнодорожной бригаде. Без наличия этого специалиста состав попросту не выпустят из депо. Следовательно, помощник машиниста является неотъемлемой частью рабочего коллектива.

Однако не каждый желающий может претендовать на эту вакансию. Что, собственно говоря, и неудивительно, ведь обязанности помощника машиниста требуют наличия у кандидата определенных личностных качеств и профессиональных навыков.

Каким должен быть помощник машиниста?

Для начала разберемся в том, какими качествами должен обладать этот работник. Ведь специфика этой профессии сильно ограничивает круг потенциальных кандидатов.

Итак, основные критерии такой профессии, как помощник машиниста, следующие:

  • Хорошая память, дабы усвоить всю необходимую информацию по уходу за поездом.
  • Острота реакции, ведь многое зависит от того, насколько быстро он заметит изменения в показаниях приборов или приближение опасности.
  • Ответственность, ведь чем качественней он выполняет свою работу, тем выше безопасность пассажиров и груза.
  • Аналитический склад ума. Все операции будут связаны с механизированными процессами, что требует определенного взгляда на вещи.
  • Длительные переезды и ненормированные смены, проходящие в постоянной качке, сказываются на здоровье. Следовательно, нужно обладать хорошей выносливостью и стрессоустойчивостью.

Где получить образование?

Помощник машиниста электровоза (тепловоза) - это профессия, требующая особого образования. Получают его в специализированном техникуме или колледже. Найти подобное учебное заведение можно во многих областных и региональных центрах страны, при этом условия отбора практически везде будут одинаковыми.

Однако следует заметить, что ежегодно на эту профессию претендуют сотни желающих. Из-за этого возникает жесткая конкуренция, усложняющая процесс поступления.

Обязанности помощника машиниста

Как говорилось ранее, помощник машиниста всегда должен выкладываться на полную катушку и качественно выполнять порученные ему обязанности. Ведь от этого зависит не только техническая исправность механизмов поезда, но и безопасность пассажиров.

Итак, основные обязанности помощника машиниста:

  1. Проверка всех механизмов и агрегатов тепловоза до его отправки. При наличии неисправностей или дефектов он должен устранить их самостоятельно или же сообщить о возможных проблемах механику железнодорожной бригады.
  2. Во время движения поезда помощник должен следить за показаниями приборов, отвечать на радиозапросы диспетчера, а также наблюдать за действиями машиниста.
  3. При необходимости (возникновение неисправностей, неспособность машиниста выполнять свои обязанности, экстренная ситуация) он должен взять на себя управление поездом или же остановить его.
  4. По завершении рейса помощник проверяет состояние локомотива и вместе со своим непосредственным начальником отгоняет его на запасные пути.

Преимущества и недостатки профессии

Главным достоинством этой работы является заработная плата, уровень которой можно оценить как "выше среднего". Также здесь есть карьерный рост, что стимулирует к дальнейшей работе.

Среди минусов в первую очередь следует отметить то, что этим специалистам приходится много времени проводить в разъездах, а это плохо сказывается на их личной жизни.

2.3.11.1. Помощнику машиниста, производящему маневры, запрещается заниматься делами и разговорами, не связанными с производством маневров.

2.3.11.2. Действия помощника машиниста, занятого на маневровой работе на оборотных путях станции, определяются Местной инструкцией электродепо с учетом особенностей эксплуатируемого типа подвижного состава.

2.3.11.3. В исключительных случаях, по указанию машиниста, обязанности по наблюдению за высадкой пассажиров из вагонов, закрытию дверей и отправлению состава на путь оборота допускается выполнять помощнику машиниста. В этом случае на него возлагаются все обязанности машиниста по отправлению состава на оборотный путь.

Действия помощника машиниста при обороте без участия машинистов, занятых на маневровой работе.

2.3.12.1. После остановки поезда на пути прибытия и открытия дверей помощник машиниста обязан выйти через дверь кабины в салон вагона и убедиться в выходе пассажиров из головного вагона поезда.

2.3.12.2. Помощник машиниста, убедившись в окончании выхода пассажиров, обязан подойти к кабине и вести наблюдение вдоль состава и за сигналами, подаваемыми дежурным по станции.

После получения сигнала на закрытие дверей, подать машинисту команду закрыть двери и назвать вслух показание маневрового светофора (сигнальное показание АЛС). При разрешающем показании маневрового светофора зайти в кабину управления и взяться за ручку стоп – крана.

2.3.12.3. При запрещающем показании маневрового светофора (сигнального показания АЛС), после закрытия дверей, помощник машиниста обязан остаться на платформе и продолжать наблюдать вдоль состава.

2.3.12.4. После получения сообщения от машиниста о разрешающем показании маневрового светофора (сигнального показания АЛС), помощник машиниста обязан убедиться и повторить разрешающее показание маневрового светофора (сигнального показания АЛС) и положение стрелки, войти в кабину, закрыть боковую дверь кабины и подать команду «Вперед».

2.3.12.5. После остановки состава и открытия машинистом дверей со стороны переходного мостика помощник машиниста обязан контролировать действия машиниста в кабине, запереть двери в кабину управления, проверить исправность красных сигнальных огней и вместе с машинистом перейти в кабину головного вагона.

2.3.12.6. После смены кабины управления, при запрещающем показании маневрового светофора помощник машиниста обязан зайти в кабину управления, взяться за ручку стоп – крана и контролировать показание маневрового светофора.



2.3.12.7. После открытия маневрового светофора на разрешающее показание помощник машиниста обязан назвать вслух его показание и положение стрелок, входящих в маршрут, и сообщить об этом машинисту электропоезда.

2.3.12.8. После повторения машинистом разрешающего показания светофора (сигнального показания АЛС), положения стрелок, входящих в маршрут следования - подать команду «Вперед».

Обязанности помощника машиниста при прохождении стажировки.

2.3.13.1. Во время прохождения стажировки для назначения на должность машиниста электропоезда, помощник машиниста обязан выполнять требования, определенные Должностной инструкцией машиниста электропоезда.

2.3.13.2. При работе на линии помощник машиниста обязан выполнять требования машиниста – наставника в части выполнения графика движения с соблюдением безопасности движения поездов.

Обязанности помощника машиниста, занятого на маневровой работе в электродепо.

Общие положения.

2.4.1.1. Началом работы помощника машиниста является время, указанное в графике работы смен или при вызове на работу. К этому времени он обязан явиться в здравпункт электродепо для прохождения предрейсового медицинского осмотра.

2.4.1.2. После прохождения предрейсового медицинского осмотра помощник машиниста обязан ознакомиться с вновь изданными приказами, указаниями, инструкциями и инструктажами. За их усвоение расписаться в «Книге ежедневного инструктажа», а за постоянно действующие нормативные документы в «Книге росписей за приказы и другие руководящие документы».

При выполнении должностных обязанностей иметь при себе: служебное удостоверение, со штампами на право прохода на объекты метрополитена; талон предупреждения; удостоверение проверки знаний нормативных документов по электробезопасности и проверки знаний документов по промышленной безопасности и других специальных правил; трехгранный ключ.



При участии в маневровых передвижениях иметь при себе: переносную радиостанцию, свисток, диэлектрические перчатки, а в темное время суток – сигнальный фонарь.

2.4.1.3. Во время движения состава помощнику машиниста запрещается переход из вагона в вагон, кроме случаев, когда возникает угроза безопасности движения, и при закрытии вагонных форточек во время мойки подвижного состава. При этом он обязан соблюдать правила охраны.

2.4.1.4. Обо всех выявленных недостатках по кругу своих обязанностей и нарушениях нормальной работы подвижного состава сообщить дежурному по электродепо.

2.4.1.5. Перед производством маневровых работ помощник машиниста обязан пройти инструктаж у дежурного по электродепо (или лица, его замещающего) о цели и характере предстоящих маневровых работ и их особенностей. Знать количество переставляемых вагонов и маршрут предстоящих маневровых передвижений, уделяя особое внимание обеспечению безопасности передвижения и соблюдению правил личной безопасности, контролируя включенное положение и исправность своей радиостанции.

2.4.1.6. При управлении маневровым составом из промежуточного или хвостового вагона помощник машиниста обязан находиться в голове состава, вести наблюдение за показанием маневровых светофоров и положением стрелок, входящих в маршрут следования и подавать машинисту необходимые команды и сигналы.

Перед началом маневрового передвижения помощник машиниста обязан обеспечить доступ к стоп – крану и проверить его работу.

2.4.1.7. При производстве маневровых передвижений в составе локомотивной бригады помощник машиниста обязан контролировать соблюдение машинистом установленных скоростей движения.

2.4.2. Обязанности помощника машиниста при подготовке состава (вагона) к маневровым передвижениям.

2.4.2.1. Получив указание от дежурного по электродепо, уяснив цель, характер и маршрут предстоящей маневровой работы, помощник машиниста обязан направиться на соответствующий деповской путь, убедиться в отсутствии напряжения 825 В на монорельсе этого пути (состав разгорожен, красные огни над деповскими путями и в смотровых канавах не горят, деповской путь заземлен, на разъединители 825В вывешена табличка «заземлено»).

2.4.2.2. Дальнейшая приемка маневрового состава помощником машиниста осуществляется согласно Местным инструкциям электродепо с учетом особенностей эксплуатируемого типа подвижного состава.

Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов. Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник.

Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов. Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник. Другими словами, садясь в поезд, не стоит переживать о безопасности: двое профессионалов доставят вас к месту назначения быстро и в срок.

У вас может возникнуть вполне закономерный вопрос: поскольку современные поезда практически полностью автоматизированы, зачем сегодня нужна профессия помощника машиниста ? Неужели сам машинист не может справиться с управлением компьютеризированного локомотива? Нет, не может! Дело в том, что достаточно часто в процессе управления поездом возникает необходимость выполнения сразу нескольких технических операций в удаленных друг от друга местах. Кроме того, работа машиниста имеет ряд особенностей, позволяющих причислить эту профессию к очень сложным и опасным, поэтому помощник машиниста нередко выполняет функцию "страховки" на случай, если в пути машинист потеряет свою трудоспособность.

Кто такой помощник машиниста?


Работник железнодорожного транспорта, который входит состав локомотивной бригады. Местом работы данного специалиста являются все виды поездов разных сообщений и назначения (грузовые, пассажирские, электропоезда и т.д.).

Название профессии произошло от латинского слова māchina (орудие, устройство, механизм). То есть, само название прямо указывает на то, что речь идет о специалисте, который помогает управлять механизмом. Интересно, что изначально тех, кто управлял каким-либо механизмом называли просто "механик", и только позднее произошло перераспределение обязанностей специалистов: механиком стали называть человека, который разбирается в принципах действия механизма, а машинистом - профессионала, который механизмом управляет. Данная профессия возникла относительно недавно, а именно тогда, когда появились первые паровозы. В России это произошло в середине позапрошлого века.

Чем же занимается помощник машиниста? Прежде всего, нужно сказать, что помощник машиниста не просто дублер главного управляющего тепловозом или электровозом человека. У него своя, очень важная роль и свое место в кабине, а от деятельности помощника машиниста многое зависит. Работа помощника машиниста предполагает занятость во всех циклах поездки: до, во время следования и после:

  • до поездки помощник машиниста должен осмотреть тепловоз и проверить его техническое состояние, выявить возможные неисправности. Он должен также проверить сцепление локомотива с подвижным составом;
  • во время поездки помощник машиниста контролирует световые и звуковые сигналы на трассе и докладывает о них машинисту, обеспечивает радиосвязь и ее отличное состояние (а это очень важно и напрямую обеспечивает безопасность пассажиров, так как соединяет экипаж машины с диспетчерами). Он также следит за всеми показаниями приборов и датчиков и при необходимости предупреждает машиниста о неисправностях. Кроме того, данный специалист должен информировать машиниста где и когда нужно увеличивать или снижать скорость локомотива;
  • после поездки помощник осматривает локомотив, отцепляет его от подвижного состава и вместе с машинистом отводит на запасные пути.

Если подвести итог, то можно сделать вывод: деятельность помощника машиниста сводится к обеспечению безопасности движения пассажиров на транспорте, исправности подвижного состава и приобретении опыта и профессиональных навыков, которые впоследствии помогут специалисту самостоятельно управлять локомотивом.

Какими личностными качествами должен обладать помощник машиниста?


Поскольку профессиональные обязанности помощника машиниста мало чем отличаются от деятельности человека, ответственного за управление локомотивом, личностные качества данного специалиста, в первую очередь, должны включать в себя ответственность и дисциплинированность. Кроме того, важнейшими требованиями к помощнику машиниста являются:

  • хорошая реакция;
  • внимательность;
  • осторожность;
  • осмотрительность;
  • выносливость;
  • хорошая зрительная память;
  • способность быстро переключать внимание;
  • стрессоустойчивость;
  • острота зрения и слуха;
  • высокая координация движения;
  • склонность к работе с техникой.

Помощник машиниста - профессия, в которой не могут работать люди, не получившие специального образования. Знать нужно очень много: особенности следования поезда, работы локомотива, путей сообщения, а также досконально знать технические характеристики поезда, уметь считывать со сложных приборов показания и контролировать нормальную работу локомотива.

Преимущества профессии помощника машиниста

Основное преимущество профессии помощника машиниста заключается в высокой востребованности. Несмотря на активное развитие воздушного и морского водного транспорта, железная дорога в России до сих пор остается основным средством передвижения и перевозки грузов. Поэтому потребность в таких специалистах в ближайшие годы будет только возрастать.

Еще одним преимуществом этой профессии можно считать тот факт, что работа локомотивной бригады относится к высокооплачиваемым. Риски в профессии очень велики, и оплата должна быть достойной - на сегодняшний день, специалисты, принимающие непосредственное участие в управлении поездом, в среднем получают около 40-50 тысяч рублей.

Нельзя умолчать и о больших возможностях карьерного роста. Мало того, что после нескольких лет успешной работы помощник машиниста может стать машинистом или перейти на должность мастера или начальника участка в депо. В большой перспективе в этой профессии верхнего потолка карьеры вообще не существует - можно стать даже министром путей сообщения.

Так как техника постоянно усовершенствуется, помощник машиниста должен постоянно развивать свои технические навыки и получать новые знания, а это превосходная возможность повышать свой уровень эрудиции и "тренировать" мозг. Другими словами, специалист в данной области может смело считать себя интеллектуально развитым человеком, разбирающимся в последних достижениях науки и техники.

Ну и последнее, к работникам локомотивной бригады предъявляются повышенные требования с точки зрения здоровья (состояние здоровья как машиниста, так и его помощника контролируется перед каждой поездкой), поэтому представители этой профессии могут не беспокоиться о наличии каких-либо патологий и хронических заболеваний.

Недостатки профессии помощника машиниста

Недостатки профессии помощника машиниста связаны с тяжелыми условиями труда. Постоянная работа в замкнутом пространстве кабины локомотива, напряжение для зрения и слуха, вибрация, шум, дорожная пыль - все это сопровождает бригаду локомотива на протяжении рабочего дня. Это не исключает высокую степень усталости в конце рабочего дня, и помощник машиниста просто обязан хорошо отдыхать, что не всегда возможно. В противном случае усталость накапливается, что может привести к необратимым последствиям.

Стоит также отметить помощник машиниста - это профессия с высоким риском для жизни и здоровья специалиста. Катастрофы на транспорте, к сожалению, явление нередкое. Поэтому нельзя утверждать, что данная профессия абсолютно безопасна. При этом необходимо учитывать чисто психологический недостаток профессии - высокая степень ответственности за безопасность и жизнь людей, что ведет к повышенной тревожности.

Вы решили в будущем выучиться на помощника машиниста или на машиниста? Тогда эта статья для вас. Здесь дана исчерпывающая информация о том, кого берут в эту сферу, какие виды подвижного состава бывают.

Мы с вами разберем основные моменты, касающиеся профессии «помощник машиниста»:

  • обучение;
  • профотбор;
  • медкомиссия;
  • виды локомотивов;
  • сфера деятельности;
  • обязанности;
  • ошибки;
  • средняя зарплата;
  • график работы.

Остановимся на каждом пункте и рассмотрим все подробно. Но все же давайте лучше начнем с того, что это за профессия и возьмут ли вас.

Медкомиссия

Почему это мы вдруг решили начать с нее? А потому что так оно и будет: сначала вас отправят в поликлинику для ее прохождения. Ниже мы приведем самые распространенные заболевания, из-за которых, к сожалению, в помощники машиниста не берут. Еще лет десять назад обучение проходил в железнодорожном колледже. В настоящее время система получения образования совершенно другая. Но уже тогда, прежде чем молодой человек сдавал он проходил медицинскую комиссию. В настоящее время практически в любом депо вновь устраивающегося будущего помощника машиниста предварительно отправляют в поликлинику. Итак, какие врачи основные? Давайте перечислим:

  • терапевт;
  • окулист;
  • кардиолог;
  • невролог;
  • хирург.

Перечислены не все специалисты. Кроме того, вас направят в районную поликлинику за картой, в психоневрологический и наркологический диспансер. Очень важно, чтобы вы не состояли там на учете.

Терапевт вас слушает, спрашивает, есть ли жалобы на что-нибудь. Далее вам измерят артериальное давление. Оно должно быть в норме. Ни в коем случае не принимайте никакие препараты, чтобы симулировать хорошее состояние. Помните о том, что несчастные случаи с работниками транспорта случаются именно по этой причине: умалчивание о болезни.

У лора вам предстоит проверить слух, нос, горло, рот. Чуть-чуть пониженный слух на одно ухо уже является основанием, чтобы в заключении написали: «Не годен». Поэтому, если у вас есть проблемы в данной области или хотя бы регулярный звон в ушах, вас не пропустят в помощники машиниста.

Зрение у вас должно быть стопроцентным. Не должно быть отклонений и в цветовосприятии. Окулист очень тщательно проверяет ваши глаза. Если вы носите контактные линзы или делали лазерную коррекцию, то скрыть это не сможете. По-любому вы медкомиссию не пройдете.

Кардиолог должен на ЭКГ увидеть только идеальную кардиометрию без каких-либо отклонений.

Хирург осматривает вас, чтобы убедиться, что у вас целы все конечности и нет каких-либо нарушений в осанке. Координация движений также важна.

Профотбор

Поздравляем, если вы прошли медицинскую комиссию! Вы полагаете, что теперь можете рассчитывать на будущую должность «помощник машиниста»? Обучение предстоит вам не завтра, поверьте. Вам еще нужно пройти профотбор. Если вы успешно прошли всех врачей, то у психолога, к сожалению, можно проиграть.

Вас посадят за монитор, вы должны с ловкостью находить только что появившуюся точку на экране. Если у вас отличная реакция и повышенное внимание, то у вас все получится, важно не отвлекаться.

Возможно, вам придется пройти и другие виды тестирования. Все зависит от предприятия: метрополитен или РЖД. А также большую роль играет вид локомотива.

Сфера деятельности

Выберите заранее, где вы хотите работать: в метро или на железной дороге. Хотя и планируется в скором времени на московском метрополитене полностью отказаться от работы в два лица, то есть, не нужен помощник машиниста. Обучение в настоящее время ведется с уклоном, что вы будете потом работать только машинистом. В других метрополитенах, возможно, пока работают в два лица, но не везде.

На железной дороге, напротив, требуются оба. Помощник машиниста электропоезда РЖД обучение проходит в учебно-производственном центре и непосредственно у машиниста, к которому его закрепляют.

Виды локомотивов, электропоездов и особенности обучения

В метрополитене существуют электропоезда, мотовозы и дрезины (хозяйственные поезда). На кого вам учиться, выбираете сами. Обращаться нужно в электродепо, которое ближе всего к вашему дому.

На РЖД видов локомотивов больше:

  • мотор-вагонный подвижной состав (пригородные электрички);
  • электровоз (пассажирский или грузовой);
  • тепловоз (пассажирский, грузовой, магистральный/маневровый);
  • хозяйственные поезда и восстановительная техника.

Практически на всех (кроме маневровых) работа ведется в два лица.

Электропоезд

Обучение помощник машиниста электропоезда проходит около 3-4 месяцев. За это время он должен изучить все азы, касающиеся обязанностей, строения вагонов, узнать о возможных неисправностях и как их определить.

Электровоз

Не хотите работать на электричках, вас больше привлекает электровоз? Тогда вам нужно идти не в моторвагонное (локомотивное) депо, а в электродепо. Обучение помощника машиниста электровоза намного проще. Стоит отметить, что многие железнодорожные вузы и техникумы на летнюю практику направляют студентов (добровольцев) работать на РЖД. Время будет потрачено только на прохождение медкомиссии. Затем, если вы ее проходите (и психолога тоже), вас ставят дублером. То есть в кабине вас будет трое: машинист, помощник машиниста и вы. Ваша задача - наблюдать, задавать вопросы по теме, обучаться. Если вы успешно сдаете экзамен/зачет инструктору, то вас допускают к работе.

Тепловоз

Примерно такая же система обучения на тепловозе. Но хочу вас предупредить, что работать на таком виде локомотива намного вреднее, так как идет выброс от дизельного топлива в атмосферу. Многие тепловозники, проработавшие десяток лет, страдают болезнями легких и верхних дыхательных путей. Помощник машиниста тепловоза обучение проходит так же, как и электровозник.

Обязанности и ошибки

Не важно, какой вид локомотива вы выбрали, метрополитен или РЖД, вы обязаны выучить три самых главных книги:


Вам могут задать любой вопрос из этих книг. Поэтому в первый же день работы приобретите их и начните читать, изучать. В принципе обучение на помощника машиниста (РЖД) сводится к трем задачам:

  • заветные книги: ПТЭ, ИСИ, ИДП;
  • азы по устройству и ремонту локомотива (в том числе сцеп и расцеп);
  • внимательность.

Ваша задача во время движения поезда - следить за свободностью пути, светофорами, скоростью. Вы должны контролировать действия машиниста, в том числе сверять: не превышает ли он скорость там, где этого делать не нужно. При экстренных ситуациях помощник должен сорвать стоп-кран, если машинист не предпринимает никаких мер.

Ошибки помощников машинистов: русское «авось» и «ничего не случится». К сожалению, из-за отвлеченности локомотивных бригад на РЖД случаются крупные аварии. Нередко дежурные стрелочного поста ошибочно переводят стрелки не по маршруту. Задача помощника: следить за тем, как расположена стрелка.

Зарплата и график работы

Средняя зарплата помощника машиниста на РЖД - около 20 000 рублей. Все будет зависеть от региона, стажа работы. На Московской дороге оплата намного выше.

Что касается графика, то магистральные машинисты и помощники не имеют стабильного. Им дается регламентированный межсменный перерыв (от 16 часов), а также месячная норма часов. Когда вызовут в следующий раз, локомотивная бригада может и не знать. Поэтому если вы человек свободный во всех смыслах, то смело выбирайте данную профессию. Стоит в заключение напомнить: помощник машиниста электропоезда РЖД обучение проходит в учебном центре, при этом он получает стипендию.

Вот мы с вами и изучили профессию помощника машиниста, рассмотрели все нюансы. А вам остается только ответить себе на вопросы: имею ли я крепкое здоровье и есть ли у меня желание?

№ ЦТ-56р от 02.04.13 г. - Об утверждении Указания о порядке подготовки и назначения машинистом и помощником машиниста локомотива

Указание о порядке подготовки и назначения машинистом и помощником машиниста локомотива

1 Общие положения
1.1 К локомотивной бригаде относятся работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивов: машинист, помощник машиниста.

1.2 Машинистом локомотива может быть назначен кандидат в машинисты, имеющий свидетельство на право управления локомотивом формы ТУ-123, выданное согласно приказу от 11.11.1997 г. № 23/Ц соответствующего вида тяги, а также заключение машиниста-инструктора о допуске к самостоятельному управлению локомотивом на конкретных участках и железнодорожных станциях.

1.3 Помощником машиниста локомотива может быть назначен кандидат в помощники машиниста, имеющий свидетельство формы ТУ-153 соответствующего вида тяги, выданное согласно приказу от 28.10.1999 г. № 39/Ц.

1.4 Свидетельство машиниста локомотива формы ТУ-123, помощника машиниста формы ТУ-153, выданное организациями, не входящими в систему ОАО «РЖД» независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, не дает право выезда на железнодорожные пути общего пользования.

1.5 Локомотивная бригада формируется из машиниста локомотива, помощника машиниста локомотива.

1.6 При приеме на работу вновь, для выполнения этапов непосредственно связанных со стажировкой и практической подготовкой профессиональным навыкам на рабочем месте, руководителем эксплуатационного локомотивного депо с кандидатом на помощника машиниста локомотива должен быть заключен срочный трудовой договор, на срок не более одного месяца (ст. 59 ТК РФ).

2 Назначение помощником машиниста локомотива

2.1 Для назначения помощником машиниста локомотива кандидат на помощника машиниста локомотива должен:

Иметь свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153 (порядок выдачи свидетельства формы ТУ-153 регламентирован приказом от 28.10.1999 г. № 39/Ц) и квалификацию слесаря по ремонту локомотивов не ниже 3-его разряда;

Иметь заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе помощником машиниста локомотива;

Иметь заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;

Иметь заключение от машиниста локомотива, проводившего его стажировку на помощника машиниста локомотива о допуске к самостоятельной работе в данном виде тяги;

Иметь акт о проведении испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо при назначении на помощника машиниста.

2.2 Кандидат на помощника машиниста локомотива, проходит практическую и теоретическую подготовку дублером помощника машиниста. За время прохождения стажировки кандидат на помощника машиниста должен выполнить не менее шести поездок (смен) на обслуживаемых участках (станциях).

Инженером по охране труда эксплуатационного локомотивного депо разрабатывается программа стажировки, которая выдается руководителю стажировки (машинисту, выполняющему подготовку кандидата).

Во время проведения практической подготовки кандидата в помощники машиниста, машинист осуществляющий подготовку, проводит ознакомление кандидата в помощники машиниста с нормативной документацией (в том числе по охране труда), технико-распорядительными актами станций обслуживаемых участков, порядка действий в нестандартных ситуациях, особенностей конструкции и эксплуатации локомотива в необходимом объеме по кругу выполнения должностных обязанностей.

2.3 После завершения стажировки с кандидатом в помощники машиниста машинист-инструктор проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего его практическую подготовку. По результатам собеседования машинист локомотива, проводивший практическую подготовку кандидата в помощники машиниста локомотива, выдает ему заключение (приложение А) о допуске к самостоятельной работе на конкретных участках и станциях.

2.4 При наличии у кандидата в помощники машиниста локомотива, заключения психолога, заключения машиниста локомотива, проводившего практическую подготовку кандидата в помощники машиниста, о допуске к самостоятельной работе на конкретных участках и станциях, кандидат в помощники машиниста допускается к испытаниям в комиссии эксплуатационного локомотивного депо знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, нормативных документов ОАО "РЖД" по обеспечению безопасности движения работниками, принимаемыми в ОАО "РЖД" на работу, связанную с движением поездов и маневровой работой.

Результаты испытаний оформляются актом (приложение Б) при назначении помощником машиниста локомотива эксплуатационного локомотивного депо.

В том случае, если работник при проведении испытаний дважды показал неудовлетворительные знания, действие срочного трудового договора прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник (кандидат на помощника машиниста) должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения.

2.5 Машинист-инструктор, представляет прошедшего практическую подготовку и испытания в комиссии локомотивного депо кандидата в помощники машиниста заместителю начальника эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования (приложение В).

По результатам собеседования начальник эксплуатационного локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении помощником машиниста локомотива и заключает трудовой договор.

2.6 При назначении на самостоятельную работу помощником машиниста локомотива машинист-инструктор контролирует выдачу следующей документации:

Служебного формуляра помощника машиниста;

Технического формуляра;

Выписок из приказа начальника железной дороги об установленных скоростях движения на участке обслуживания;

3 Назначение машинистом локомотива

3.1 При назначении машинистом локомотива кандидат должен иметь следующий перечень документов:

Свидетельство формы ТУ-123 на право управления локомотивом соответствующего вида тяги;

Заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе машинистом локомотива, заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;

Акт о проведении испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо кандидата в машинисты, при назначении на должность машинистом локомотива;

Заключение машиниста-инструктора данной колонны локомотивных бригад, о допуске к самостоятельному управлению локомотивом на конкретных участках и станциях.

Машинист-инструктор производит подбор кандидатов для подготовки и последующего назначения на самостоятельную работу машинистами локомотивов из числа помощников машинистов, имеющих свидетельство на право управления локомотивом соответствующего вида тяги.

По рекомендации машиниста-инструктора (приложение Г) кандидат в машинисты на период подготовки для обучения режиму вождения поездов, управлению автотормозами, изучению профиля железнодорожного пути и расположения сигналов, утвержденным приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо закрепляется за опытным машинистом, имеющим класс квалификации не ниже третьего и стаж работы машинистом не менее трех лет с отдельным указанием порядка проведения данному работнику первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте, а также сообщается руководитель и количество смен стажировки. Инженером по охране труда эксплуатационного локомотивного депо разрабатывается программа стажировки, которая выдается кандидату, руководителю стажировки (машинисту, выполняющему подготовку кандидата). В указанный период кандидат в машинисты допускается к управлению локомотивом под непосредственным контролем машиниста, о чем производится соответствующая запись в служебных формулярах кандидата и машиниста (приложение Д).

Практическая подготовка кандидатов для работы машинистами осуществляется круглогодично и при этом должна быть по продолжительности не менее трех месяцев. При подготовке кандидата первозимника, во время подготовки, особое внимание уделяется вопросам, связанным с работой в зимних условиях.

Машинист локомотива по результатам подготовки выдает кандидату в машинисты письменную рекомендацию (приложение Е).

Если кандидат в машинисты имел ранее опыт работы машинистом локомотива в структуре ОАО «РЖД» и перерыв в работе машинистом локомотива составляет менее пяти лет, то по ходатайству прикрепленного машиниста-инструктора разрешается сократить срок практической подготовки до двух месяцев.

3.2 Во время проведения практической подготовки кандидата в машинисты локомотива машинист-инструктор по обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии - машинист-инструктор данной колонны локомотивных бригад, проводит изучение с кандидатом в машинисты нормативной документации, техническо-распорядительных актов станций обслуживаемых участков, порядка действий в нестандартных ситуациях, особенностей конструкции локомотива и выдает письменную рекомендацию (приложение Ж).

Обучение проводится по утвержденной программе и согласно графику, которые разрабатываются в каждом локомотивном депо в отдельности с учетом местных условий.

Курс программы составляет 40 часов обучения.

Отработка практических навыков и проверка знаний кандидата в машинисты проводятся машинистом-инструктором на тренажерах и действующих локомотивах.

3.3 После завершения подготовки и обучения кандидата в машинисты машинист-инструктор проводит с ним собеседование с участием машиниста, который производил его подготовку.

3.4 При наличии письменного заявления от кандидата (приложение 3) в машинисты, заключения психолога, положительной рекомендации машиниста, проводившего практическую подготовку кандидата в машинисты, и положительной рекомендации машиниста-инструктора по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии машиниста-инструктора данной колонны локомотивных бригад, кандидат в машинисты допускается к прохождению испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо.

Результаты испытаний заносятся в акт о проведении испытаний помощника машиниста локомотива при назначении на должность машинистом (приложение И), с записью в журнал формы РБУ-10.

3.5 По итогам испытаний по приказу начальника эксплуатационного локомотивного депо машинист-инструктор данной колонны локомотивных бригад, проводит с кандидатом в машинисты контрольно-заключительные поездки (далее КЗП), из расчета не менее одной поездки на каждое плечо обслуживания в обоих направлениях (приложение К). При проведении КЗП состав локомотивной бригады состоит из помощника машиниста - кандидата и машиниста, производившего его подготовку.

3.6 По результатам КЗП машинист-инструктор представляет начальнику локомотивного депо заключение о возможности допуска кандидата к самостоятельной работе машинистом, которое затем передается в отдел кадров эксплуатационного локомотивного депо (специалисту по управлению персоналом) и вкладывается в личное дело данного работника (приложение JI). Заключение также записывается в служебный формуляр машиниста формы ТУ-57 (приложение М).

3.7 Машинист-инструктор данной колонны локомотивных бригад, представляет прошедшего практическую подготовку и со сдачей зачетов в комиссии локомотивного депо кандидата в машинисты начальнику эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования. Итоги собеседования записываются в служебный формуляр машиниста (Приложение Н). По результатам собеседования начальник эксплуатационного локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении кандидата машинистом локомотива (Приложение О).

3.8 Для самостоятельной работы машинистом, машинистом-инструктором с учетом рекомендаций психолога в первую совместную поездку формируется новая локомотивная бригада, в соответствии с требованиями «Положения о локомотивной бригаде ОАО «РЖД» от 29.12.05 г. № ЦТ-40». Перед первой совместной поездкой вновь сформированная локомотивная бригада проходит в установленном порядке инструктаж у начальника эксплуатационного локомотивного депо или лица его замещающего с записью в служебный формуляр (Приложение П).

3.9 При назначении машиниста локомотива на самостоятельную работу машинист-инструктор контролирует выдачу машинисту следующей документации:

Служебного формуляра машиниста;

Технического формуляра;

Предупредительного талона по безопасности движения;

Предупредительного талона по охране труда;

Служебного удостоверения с отметкой о сдаче в отдел кадров прав управления;

Удостоверения о допуске к работе на электроустановках с присвоением соответствующей группы электробезопасности;

Выписку из приказа начальника железной дороги об установленных скоростях движения на участке обслуживания, расположения и ТРА станций на данных участках, режимных карт и служебного расписания движения поездов.

3.10 К работе без помощника машиниста локомотива допускаются машинисты:

На основании личного заявления (приложение Р) о согласии на работу без помощника машиниста;

В пассажирском движении - имеющие класс квалификации не ниже второго и стаж работы не менее двух лет в пассажирском движении;

В вывозном движении - имеющие класс квалификации не ниже третьего со стажем работы не менее двух лет в грузовом движении;

В маневровом движении - имеющие класс квалификации не ниже третьего со стажем работы не менее одного года в маневровом движении;

Имеющие заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе без помощника машиниста;

Имеющие заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;

Дополнительно прошедшие повышение квалификации на курсах целевого назначения для работы без помощника машиниста в технической школе (учебном центре);

Не имеющие за последние шесть месяцев взысканий за нарушения действующих инструкций по выполняемой работе и трудовой дисциплины.

На основании представленных документов, приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо утверждается список кандидатов на машинистов локомотива, работающих в «одно лицо».

Машинистом-инструктором проводится КЗП в установленные сроки и по плечам обслуживаемых участков в четном и нечетном направлениях.

После проведения контрольно-заключительных поездок машинистом-инструктором производится соответствующая запись в служебном формуляре (приложение С) машиниста и дается письменное заключение (Приложение Т) о возможности самостоятельной работы в «одно лицо».

Прошедшим теоретическое и практическое обучения, проводится собеседование с комиссией под председательством начальника эксплуатационного локомотивного депо. Комиссии должны быть представлены следующие документы:

Личное заявление машиниста локомотива;

Заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе машинистом; *

Заключение психолога о профессиональной пригодности;

Отчет по выполнению КЗП с машинистом-инструктором на участках обслуживания (Приложение К);

Свидетельство о прохождении повышения квалификации на курсах целевого назначения для работы машинистом в «одно лицо».

Заключение машиниста-инструктора о возможности работы машинистом локомотива в «одно лицо».

После прохождения собеседования издается приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо о допуске к работе данного машиниста в «одно лицо».

3.11 При перемещении на новый участок обслуживания и изменении вида движения машинист локомотива допускается к самостоятельному вождению поездов (производству маневровой работы) после выполнения с ним КЗП, получения им заключения машиниста-инструктора и сдачи зачетов в комиссии эксплуатационного локомотивного депо по знаниям ТРА и расположения станция, профиля пути обслуживаемого участка.

В случае перехода машиниста на работу на локомотивы того же вида тяги, но другой серии, рода тока или системы передачи, он должен пройти повышение квалификации на курсах целевого назначения. По итогам обучения сдать проверочные испытания в комиссии эксплуатационного локомотивного депо в знании особенностей конструкции этого локомотива.

Машинист-инструктор оформляет повторное заключение машинисту при перерыве его работы более шести месяцев на обслуживаемом участке, станции в маневровой работе.

3.12 При перерыве в работе машиниста локомотива более одного года допуск к самостоятельной работе выполняется в соответствии с порядком, определенном п.3.1 настоящей инструкции.

3.13 При изменении вида тяги или движения вновь (из грузового в пассажирское или маневровое, из пассажирского в грузовое или маневровое, из маневрового в грузовое, назначаются не менее шести ознакомительных поездок. После выполнения дублерских поездок машинистом-инструктором проводится КЗП на одном из обслуживаемых участков четного и нечетного направлениях с последующей выдачей заключения

3.14 В случае перевода машинистов на обслуживание незакрепленных участков и с целью подготовки прикомандированных работников локомотивных бригад для самостоятельной работы на обслуживаемых участках в локомотивном депо, проводятся теоретические занятия по изучению плана и профиля обслуживаемых участков, расположения на них раздельных пунктов и станций, светофоров, сигнальных указателей и знаков, тоннелей, мостов и других технических обустройств, особенностей вождения поездов на участках и работы на станциях, ТРА станций, установленных скоростей движения и т.д. Для прикомандированных локомотивных бригад курс теоретического обучения должен составлять не менее 6 часов. Локомотивным бригадам выдаются режимные карты, с профилем пути, схемами и выписками из ТР А станций обслуживаемого участка.

После проведения с работниками локомотивных бригад теоретических занятий они направляются на сдачу экзамена и проверку качества теоретических знаний в комиссию под председательством начальника эксплуатационного локомотивного депо. Результаты испытаний оформляются в журнале РБУ-10. По результатам проведенных испытаний издается приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо о проведении стажировки. Приказом назначается машинист, имеющий класс квалификации и стаж работы в должности машиниста локомотива на данном участке не менее трех лет, который будет проводить стажировку на новом участке обслуживания.

Стажировка производится:

1-ая поездка в качестве дублера машиниста, при этом к машинисту, выполняющему обкатку, временно закрепляется помощник машиниста, который в дальнейшем будет работать с прикомандированным машинистом;

2-ая поездка выполняется дублером машиниста самостоятельно под контролем машиниста, при этом отрабатывается взаимодействие с помощником машиниста, с которым он будет работать в дальнейшем.

Стажировка выполняется на полное плечо по каждому участку обслуживания в обоих направлениях.

В маневровом и хозяйственном движении стажировка проводится на каждой станции обслуживания, на которых планируется работа локомотивных бригад продолжительностью не менее 2-х смен.

После стажировки и получения письменного заключения (рекомендации) от машиниста на самостоятельную работу прикрепленный машинист-инструктор проводит с дублером машиниста КЗП на полное плечо по каждому участку обслуживания в четном и нечетном направлениях или на каждой станции в течение полной смены (с охватом всех путей не общего пользования). По результатам КЗП, машинист-инструктор оформляет машинисту заключение о допуске к самостоятельной работе на новом участке обслуживания с обязательной записью в служебный формуляр формы ТУ-57, бланк заключения хранится в личном деле работника в отделе кадров эксплуатационного локомотивного депо.