Волевой компонент психологической готовности к выбору профессии. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии

УДК 159.922

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

© Лариса Юрьевна ПРОСКУРЯКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социальной психологии; Центр внешкольной работы, г. Тамбов, Российская Федерация, педагог-психолог, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением, обусловленным их социально-педагогической запущенностью. В ней приводятся результаты эмпирического исследования, показывающие, что подростки, отличающиеся социально-педагогической запущенностью, не готовы к адекватному осознанному выбору будущей профессии, что такие подростки нуждаются в психолого-педагогической помощи, направленной на преодоление девиантности их поведения и формирование готовности к профессиональному самоопределению. Анализируется эффективность разработанной автором программы коррекционной работы с девиантными подростками.

Ключевые слова: девиантность; готовность к выбору профессии; социально-педагогическая запущенность; профессиональное самоопределение.

В настоящее время актуальной задачей практической работы специалистов системы дополнительного образования является решение вопросов оказания помощи детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с целью профилактики и преодоления девиантного поведения, обеспечения их адекватной социализации. Такая помощь нужна и в такой важной сфере социальной адаптации, как выбор профессии.

Проблема психолого-акмеологической

поддержки в профессиональном самоопределении приобретает особую актуальность при работе с социально и педагогически запущенными подростками. В практике своей работы с такими подростками мы столкнулись с проблемой неумения молодых людей планировать свою профессиональную карьеру, незнания ими основных принципов выбора будущей профессиональной деятельности.

Юношеский возраст вообще и подростковый возраст, в особенности, представляют собой группу риска. В этой связи особое внимание уделяется поведению подростков, склонных к девиантному поведению, их психологическим особенностям. Преодоление социальной дезадаптации детей и подростков возможно только в условиях специально организованного комплекса мер учебновоспитательного характера.

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы разработать и опробовать программу профориентационной работы с под-

ростками, склонными к девиантному поведению. На начальном этапе исследования мы выявили подростков, которые могут быть отнесены к группе риска по признакам, свидетельствующим об их склонности к девиантному поведению. Испытуемыми в нашем исследовании выступили 90 подростков, посещающих подростковые клубы г. Тамбова. Изучение подростков осуществлялось с помощью методики, выявляющей детей группы риска по таким показателям, как отношения в семье, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе, а также по наличию у них четырех типов акцентуаций характера: гипертимного, истероидного, шизоидного и эмоционально-лобильного. Полученные результаты представлены в табл. 1, в которой указаны количество и процент подростков с высокими показателями риска.

Данные табл. 1 показывают следующее.

По шкале отношения в семье высокие баллы получили 30 подростков. Это свидетельствует о том, что у 33 % обследованных подростков наблюдаются нарушения внутрисемейных отношений. Эти нарушения могут быть обусловлены напряженной ситуацией в семье, родительской неприязнью к подростку, необоснованными ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви, страхом перед родителями и т. п. Они оказывают негативное воздействие на состояние подростка, вызывая у него дистресс. Когда напряжение, вызванное не-

удовлетворенностью отношений в семье, продолжается слишком долго, оно может оказать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.

По шкале агрессивность высокие баллы получили 33 подростка, что составляет 37 % от общего количества испытуемых. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах - недоброжелательности и озлобленности. Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.

По шкале недоверие к людям высокие баллы показали 39 (43 %) подростков. Высокие баллы по этой шкале говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.

По шкале неуверенности в себе высокие баллы у 47 (57 %) подростков. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, и возможно, также - о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, а дети и подростки,

имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.

По шкале акцентуаций характера картина наличия риска возникновения девиантного поведения выглядит следующим образом. Высокие баллы по гипертимному типу акцентуации показал 21 подросток, что составляет 23 % от общего количества обследованных подростков, по истероидному типу таких подростков было 11 человек (12 %), по шизоидному типу - 15 подростков (17 %) и эмоционально-лабильному типу - 37 подростков (41 %).

Из приведенных в табл. 1 данных видно, что в изучаемой группе подростков наиболее распространенными факторами риска девиантного поведения являются: неуверенности в себе (52 %), недоверие к людям (43 %), эмоционально-лабильный тип акцентуации характера (41 %), агрессивность (37 %), отношения в семье (33 %). Наименее значимыми факторами риска выступают такие акцентуации характера, как истероидный тип (12 %), шизоидный тип (17 %) и гипертим-ный тип (23 %).

После оценки степени риска девиантного поведения, с подростками была проведена работа по профориентационной программе, включающей блок, направленный на предупреждение девиантного поведения. Результаты такого экспериментального воздействия на испытуемых были оценены путем повторной оценки показателей риска девиантного поведения. Полученные результаты отражены в табл. 1, а также на диаграмме (рис. 1).

Таблица 1

Наличие показателей риска девиантного поведения у подростков

№ п.п. Показатель риска девиантного поведения Кол-во испыт. % испыт.

1. Отношения в семье 30 33

2. Агрессивность 33 37

3. Недоверие к людям 39 43

4. Неуверенности в себе 47 52

5. Гипертимный тип акцентуации 21 23

6. Истероидный тип акцентуации 11 12

7. Шизоидный тип акцентуации 15 17

8. Эмоционально-лабильный тип акцентуации 37 41

■до эксперимента □ после эксперимента

Рис. 1. Изменение показателей риска девиантного поведения в результате экспериментального воздействия

Если в начале эксперимента 76 % обследованных детей относилось к группе риска, то после завершения эксперимента количество таких детей стало гораздо меньше и составило всего 36 %. При этом изменения произошли по всем показателям риска девиантного поведения. Это говорит о результативности работы с подростками, проведенной по разработанной программе в подростковых клубах по месту жительства.

Являясь неотъемлемой частью личностного развития, профессиональное самоопределение происходит под воздействием ряда внутренних (личностных) и внешних (социальных) факторов. Поэтому у подростков, склонных к девиантному поведению, процесс профессионального самоопределения существенно затруднен в силу дисгармонии личностного развития и неблагоприятного влияния социальных факторов . Таким образом, данной категории молодых людей требуется профессиональная помощь при решении вопросов профессионального выбора. В противном случае процесс социализации подростка и его будущей интеграции в мир взрослых может пройти неудачно, что приведет к нравственно-моральной деградации личности, которая будет представлять угрозу обществу.

С целью определения уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявления путей и способов их профилактики и коррекции, прогнозирования дальнейшего развития подростков нами было также проведено обследование подростков, посещающих подростковые клубы, с помощью методики Р.В. Овчаровой «Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей» . По результатам обследования было выявлено следующее. Из общего числа обследованных подростков (90 человек) 90 % социально не приспособлены, 45 % имеют неадекватную самооценку и уровень притязаний, что указывает на нарушения в формировании самосознания подростков, на их социально-педагогическую запущенность. Далее было установлено, что 52 % подростков нуждаются в признании; 74 % отличаются низкой коммуникативной активностью и неудовлетворенной потребностью в общении; 39 % имеют низкий социальный статус и отвергаются окружающими.

74 % обследованных подростков имеет проявления социальной неадекватности, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные 26 % демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально отверженного ребенка.

Данные по шкале общей тревожности демонстрируют высокую семейную тревожность ребенка по всем 10 утверждениям шкалы. Высокий балл общей тревожности указывает на отвержение запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию.

Результаты, полученные по шкале «воспитательный микросоциум семьи», показывают, что у большинства подростков наблюдаются неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитар-но-гиперсоциализированный тип отношений к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагопри-ятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.

Таким образом, у большинства подростков диагностируется социально-педагогическая запущенность. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10-25 %, при выраженной степени - 25-50 %, при высокой - 50 % и более.

Таким образом, результаты изучения социально-педагогической запущенности подростков, посещающих подростковые клубы, показывают, что большая часть подростков нуждается в психолого-педагогической помощи. В том числе эта помощь должна быть направлена на оказание им психолого-педа-гогической поддержки в профессиональном самоопределении. В связи с этим нами разработана и апробирована программа психо-лого-акмеологического сопровождения в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением «Дорогу осилит идущий». Выбор профессии у подростка с девиантным поведением чаще всего ограничен низким уровнем его знаний и социальной дезадаптацией. В свою очередь, отсутствие возможности выбора приводит к нежеланию совершать профессиональный выбор в качестве защитной реакции. Далее процесс развивается в режиме положительной обратной связи: у подростка формируется устойчивое нежелание совершать такой выбор. Это нежелание воспринимается окружающими как асоциальное проявление, порождающее у них раздражение и агрессию и ответную реакцию того же содержания со стороны подростка. Но хуже всего то, что

раздражение эти подростки вызывают и у своих родителей. Поэтому задача психолога состоит, прежде всего, в снижении этого взаимного раздражения и его последствий .

Часто подростки считают, что работать можно и нужно только кем-то «главным», получая деньги исключительно за присутствие на рабочем месте. Конечно, такие представления - следствие ошибок, допущенных в их воспитании. Поэтому следует довести до сведения подростка, что работа должна соответствовать возможностям человека и что чем выше его должность и зарплата, тем больше у него ответственности. Кроме того, важно объяснить, что речь о престижности работы может идти только тогда, когда у человека есть выбор на основе реальных физических и интеллектуальных возможностей. Если же в силу плохой успеваемости и других причин выбор ограничен, то руководствоваться следует соображениями моральной и эмоциональной приемлемости работы в рамках существующих возможностей.

Побудить «трудных» подростков к тому, чтобы они в письменном виде изложили свои профессиональные намерения, интересы, практически невозможно. Поэтому так важно проводить с ними систематические беседы, тренинги, предоставляя им возможность высказать свои мысли по этому поводу.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

Подростки, посещающие подростковые клубы, отличаются наличием педагогической и социальной запущенности;

Наличие педагогической и социальной запущенности сопровождается риском возникновения у подростков девиантного поведения и низким уровнем развития готовности к адекватному осознанному выбору профессии;

Подростки с девиантным поведением не могут самостоятельно определиться в профессиональной сфере.

Проведенные опросы показали разбросанность интересов детей. Часто мотивом выбора той или иной профессии является ее престижность, хорошая заработная плата, что было показано в нашем совместном с Б.И. Тенюшевым исследовании . Лишь только после специально проведенных занятий юноши и девушки смогли сделать осознанный выбор в пользу определенной про-

фессии. Проведенная в процессе работы методика «Профиль» (модификация методики Карта А. Голомштока) показала, что профессиональные интересы в большинстве случаев не совпадают со склонностями у 72 % подростков. Это, в свою очередь, указывает на преобладание внешних факторов выбора профессии над внутренними. В ходе работы по программе у подростков сформировалось знание о рынке востребованных профессий и мотивация к осознанному выбору профессии.

Исходя из полученных данных, можно констатировать, что выбор профессии у испытуемых на завершающем этапе эксперимента носит неслучайный характер. При выборе профессии учащиеся руководствуются знаниями ее особенностей, условиями труда и средствами.

Результаты проведенного нами исследования подтвердили связь сознательного выбора профессии и личностного развития подростка с девиантным поведением. Юноши и девушки, сделавшие свой определенный профессиональный выбор и уверенные в его правильности, более осведомлены о выбранной профессии, лучше успевают в учебной деятельности, воспринимаются учителями как более зрелые личности по сравнению с теми, кто еще профессионально не определился. После завершения работы по программе выбор старшими подростками своего профессионального пути делается более самостоятельно, без заметного влияния значимых людей, окружающих их (родителей, учителей, одноклассников и друзей и др.).

Программа психолого-акмеологического сопровождения направлена на профессиональное самоопределение, которое начинает занимать одно из ведущих мест в структуре самосознания подростков, а учебная деятельность в результате приобретает нацеленность на будущее и обусловливается профессиональной ориентацией.

Количественный анализ результатов показывает, что после формирующего эксперимента происходили изменения в профессиональных предпочтениях при выборе профессии, т. е. можно говорить о начале формирования внутреннего плана самоопределения. Таким образом, психолого-акмеологи-ческая помощь подросткам с девиантным поведением способствует повышению готовности учащихся к профессиональному само-

определению, появлению мотивов выбора профессии, устойчивых профессиональных интересов, адекватной самооценки и волевой активности в профессиональном самоопределении.

Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с девиантным поведением в профессиональном самоопределении эффективно, если:

Изучена система поддержки девиантных подростков;

Разработана концептуальная схема психолого-акмеологической поддержки девиантных подростков в профессиональном самоопределении;

Разработана технология психолого-акмеологической поддержки в профессиональном самоопределении девиантных подростков;

Разработаны критерии и показатели профессионального самоопределения девиантных подростков;

Определены условия психолого-акмео-логической поддержки девиантных подростков в профессиональном самоопределении;

Разработана программа психолого-акмеологической поддержки девиантных подростков в профессиональном самоопределении.

1. Сергеева В.П. Социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося в деятельности классного руководителя // Классный руководитель. 2008. № 5. С. 53-66.

2. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений. М., 2006.

3. Научно-методическое проектирование социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классных руководителей образовательных учреждений / сост. В.И. Сергеева, О.А. Нестерова. М., 2009.

4. Тенюшев Б.И., Проскурякова Л.Ю. Особенности мотивационной готовности подростков к выбору профессии // 15 Державинские чтения. Академия психологии и управления: материалы Общероссийской научной конференции. Февр. 2010 г. / отв. ред. Е.А. Уваров. Тамбов, 2010.

Поступила в редакцию 8.12.2011 г.

FORMATION OF PERSONAL PREPAREDNESS FOR CHOICE OF PROFESSION IN DEVIANT ADOLESCENTS Larisa Yuryevna PROSKURYAKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Social Psychology Department; Center Of Extracurricular Activities, Tambov, Russian Federation, teacher-psychologist, e-mail: [email protected]

In the article consider the problem of preparedness for professional self-determination of adolescents with behavioral problems stemming from their social and educational neglect. It presents the results of empirical research showing that adolescents, characterized by social and educational neglect, are not prepared to adequately informed choice of future profession, such that adolescents need psychological and pedagogical assistance aimed at overcoming the deviancy of their behavior and the formation of readiness for professional self-determination. The effectiveness of programs developed by the author of remedial work with deviant adolescents analyzed.

Key words: deviance; commitment to choice of profession; social and educational neglect; professional selfdetermination.

О. А. Капина

Статья посвящена анализу и уточнению понятия «готовность к выбору профессии» и конкретизации структуры этого вида готовности. Рассмотрены различные виды готовности: готовность к обучению в школе и в вузе, готовность к выбору профессии. Анализ подходов к определению структуры готовности позволил выделить в ее составе два ключевых компонента: личностный (внутренняя позиция) и операциональный.

Ключевые слова: готовность к деятельности, готовность к выбору профессии, структура готовности, внутренняя позиция, операциональный компонент готовности.

А Structure of Psychological Readiness to Choose a Profession

The article is devoted to the analysis of the concept «readiness to choose profession» and structure concretization of the given type of readiness. It also considers various types of readiness: readiness to study at school and a higher educational institution, readiness to choose the profession. The analysis of approaches to determine the structure of readiness allows to single out two key components there: personal (the inward position) and operational, and to specify their content.

Key words: readiness to work, readiness to choose a profession, a structure of readiness, the inward position, the operational component of readiness.

Требования общества и рынка труда к современным подросткам ставят их в ситуацию выбора профессии довольно рано. Раньше система общего среднего образования была устроена так, что принятие решения можно было отложить до 10-11-х классов. Сегодня же, в связи с интенсивной модернизацией системы общего среднего образования, насущная необходимость определиться с выбором профессии возникает уже в 9 классе, а с 10 начинается специализиро-ванная профильная подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение, подготовка к ЕГЭ по профилирующим предметам, обеспечивающим возможность поступления. В то же время актуальными для подростка остаются возрастные потребности: общение со сверстниками, обретение себя, личностные искания. Таким образом, не реализовав до конца потребности подросткового возраста, субъект попадает в сложную критическую ситуацию выбора профессии, которую далеко не всегда готов преодолеть конструктивно и осуществить осознанный выбор. Это определяет актуальность проблем исследования и формирования готовности к выбору профессии.

Готовность к деятельности - это достаточно изученное в психологической литературе поня-

тие. В общем виде готовность представляет собой синтез психологических феноменов, таких как настрой личности перед осуществлением деятельности, внутренняя позиция личности, подготовленность к деятельности. Попытаемся глубже рассмотреть это понятие.

С. Л. Рубинштейн представляет готовность как установку личности. «Установка личности, -пишет С. Л. Рубинштейн, - это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям и задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление... Это приноровление к деятельности. Образование установки предполагает вхождение субъекта в ситуацию и принятие им задач, которые в ней возникают, она зависит от распределения того, что субъективно значимо для индивида» .

Это определение, на наш взгляд, очень близко к понятию внутренняя позиция личности, которое исследовала Л. И. Божович. Анализ понятия по работам Л. И. Божович показывает, что под внутренней позицией она подразумевает единую систему реально действующих мотивов по отношению к окружению или какой-либо его сфере, осознание себя, а также отношение к себе в

© Капина О. А., 2011

Структура психологической готовности к выбору профессии

контексте окружающей действительности. Таким образом, делает вывод Д. В. Лубовский, внутренняя позиция - это единство трех компонентов - рефлексивного, эмоционального и мотиваци-онного . Кроме того, в исследованиях Л. И. Божович, посвященных психологической готовности к школе, внутренняя позиция признается в качестве низшего актуального уровня психического развития, необходимого и достаточного для начала обучения в школе .

Внутренняя позиция тесно связана с произвольной саморегуляцией деятельности. Так, Н. И. Гуткина, анализируя готовность к школьному обучению, отмечает: «Для того, чтобы поведение сознательно регулировалось человек должен хотеть что-то сделать, или понимать для чего ему это нужно» . Об этом же пишет и Л. И. Божович, характеризуя процесс самоопределения старших подростков: «... наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а, следовательно, внутренне более собранным и организованным» . Как отмечает Е. М. Борисова, старшие подростки в основном выбирают те виды деятельности, в которых ими достигнут определенный прогресс. Это говорит, по мнению автора, о попытке направить свои интересы в те области деятельности, в которых они имеют определенные достижения и поэтому возможен дальнейший прогресс .

Помимо внутренней позиции и, связанной с ней произвольной саморегуляцией поведения, важной составляющей готовности к деятельности являются общие способности субъекта, его знания, умения, опыт. Такой точки зрения придерживаются А. К. Маркова, В. Д. Шадриков, С. Н. Чистякова, М. В. Ретивых, Н. Ф. Виноградова.

Как убедительно доказано в исследованиях В. Д. Шадрикова и Ю. П. Поваренкова , любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей. Именно способности и опыт субъекта определяют эффективность и успешность выполнения деятельности. Интегральным проявлением способностей, знаний и умений, по мнению В. Д. Шадрикова, является интеллект, уровень которого определяется уровнем развития отдельных способностей, наличием знаний, планов, программ и их связями и целостным характером функционирования .

В отечественной психологической науке интеллектуальные свойства личности чаще всего

трактуются как умственное развитие, которое зависит как от созревания органической основы, создающей предпосылки развития, так и от усвоения общественного опыта. Основываясь на мнении Л. С. Выготского , можно даже сказать, что наиболее значимым является соотношение уровня подготовки и развития субъекта к тому уровню требований, которые предъявляются обществом. Такие требования в отечественной науке представлены социально-психологическим нормативом. Так, например, К. М. Гуревич характеризует социально-психологический норматив школьников как совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения .

Таким образом, в структуре готовности к деятельности можно выделить 2 основных компонента - личностный (внутреннюю позицию субъекта) и операциональный (произвольная саморегуляция деятельности, умственное развитие и опыт). Кроме того, в различных видах готовности можно выделить специфические компоненты, зависящие от особенностей ситуации, в которой находится субъект. Так, например, Н. В. Ни-жегородцева и В. Д. Шадриков в структуре готовности к обучению в школе выделяют 5 блоков учебно-важных качеств: личностно-мотива-ционный, принятие учебной задачи, представление о содержании деятельности, информационный, управление деятельностью . Е. И. Рогов включает социально-психологический компонент . Рассматривая готовность к обучению в вузе, С. Н. Кусакина включает в ее структуру мотивационно-профессиональный, когнитивно-темповый и волевой компоненты .

Анализируя готовность к выбору профессии Н. В. Нижегородцева и О. А. Таротенко определяют ее как интегральное свойство индивидуальности, в структуру которого входят индивидуальные качества, побуждающие, направляющие, регулирующие реальную деятельность, которые развиваются неравномерно и гетерохрон-но . С. Н. Чистякова определяет это понятие как устойчивую целостную систему ПВК личности, в которую входит положительное отношение к избираемому виду деятельности, наличие необходимых знаний, умений и навыков.

М. В. Ретивых понимает ее как интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, что проявляется в нравственной, психофизиологической и прак-

О. А. Капина

тической готовности к формированию и реализации профессиональных намерений .

Исходя из таких представлений, готовность к выбору профессии можно охарактеризовать как системное качество и предположить следующую ее структуру. Содержание внутренней позиции включает в себя мотивационный аспект - профессионально ориентированные интересы, склонности, предпочтения, ценности подростка. Рефлексивный аспект предполагает, в первую очередь, осознание того, что подросток хочет и чего может реально добиться, критичность к оценке своих возможностей и осознание личной ответственности за события своей жизни. Эмоциональный аспект характеризует отношение субъекта к выбору профессии, эмоциональное принятие этой ситуации, положительный настрой на деятельность.

В структуре операционального компонента готовности субъекта мы рассматриваем особенности саморегуляции деятельности, в частности, умение ставить цель, планировать деятельность по выбору профессии, способность принимать взвешенные решения, искать необходимую информацию. Немаловажное значение играют уровень умственного развития подростков, его соответствие социально-психологическому нормативу, а также обученость и обучаемость, что характеризует их подготовленность к освоению программы профильного или профессионального образования.

Этот подход к пониманию готовности к выбору профессии позволяет предположить, что она является системой, в которой несформирован-ность одного из компонентов может привести к сбою всей системы. Это, в свою очередь, может позволить индивидуализировано описывать проблемы подростков, находящихся в ситуации выбора профессии и находить индивидуальный путь сопровождения субъекта, исходя из специфики его проблем.

Библиографический список:

1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды [Текст] / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельд-штейна. - Москва - Воронеж, 1997. - 349 с.

2. Борисова, Е. М. Профессиональное самоопределение (Личност. аспект) [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук / Е. М. Борисова. - Москва, 1995. -411 с.

3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.

4. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. - М. : НПО «Образование», 1996. - 160 с.

5. Думенко, Г. А. Профессиональное самоопределение как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Г. А. Думенко // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2005. - № 2.

6. Кусакина, С. Н. Готовность к обучению в вузе как психологический феномен [Текст] : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук / С. Н. Кусакина. -Москва, 2009.

7. Лубовский, Д. В. Понятие «внутренняя позиция личности» в работах Л. И. Божович: теоретические аспекты и современные исследования [Текст] / Д. В. Лубовский // Журнал практического психолога. - 2008. - № 5. - С. 157-171.

8. Нижегородцева, Н. В., Шадриков, В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадри-ков. - М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2001. -256 с.

9. Поваренков, Ю. П. Профессиональное становление личности [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук / Ю. П. Поваренков. - Ярославль, 1999. - 359 с.

10. Поваренков, Ю. П. Введение в психологию труда [Текст] : учеб. пособ. для студентов вузов / Ю. П. Поваренков. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. - 134 с.

11. Психологическая диагностика [Текст] / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - СПб. : Питер, 2007. - 652 с.

12. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. -М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,

13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер,

14. Таротенко, О. А. Структура психологической готовности к выбору профессии в юношеском возрасте [Текст] / О. А. Таротенко // Систе-могенез учебной и профессиональной деятельности: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 317 с.

15. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Репр. воспр. текста издания 1982 г. [Текст] / В. Д. Шадриков. -М. : Логос, 2007. - 192 с.

16. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способностей человека [Текст] / В. Д. Шадри-ков. - М. : Логос, 1996. - 320 с.

Структура психологической готовности к выбору професии

Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, самооценку, мечты, интересы, темперамент, способности, состояние здоровья и другие. Достаточно сложной задачей является выбор профессии. Можно сказать, что любая профессия - является сложным миром, в котором нужно адаптация, годы обучения, приспособление к различным факторам и условиям. Если посмотреть с другой стороны, то прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать. Таким образом, незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения для современных подростков. Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться, он должен учитывать потребности в профессии в том регионе, в котором он будет жить.

Профориентация, выполняющая функции профессиональной подготовки предполагает два пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования или успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии. Рассмотрим понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение - это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов:

1 Этап: Зарождение профессиональных намерений в соответствии с общественными и со своими личными потребностями;

2 Этап: Целенаправленное профессиональное обучение конкретной деятельности. На этом этапе происходит профессиональное самоопределение личности;

3 Этап: Вхождение в профессию. Это непосредственно знакомство с условиями труда, со служебными обязанностями, вхождение в коллективные отношения;

4 Этап: Реализация профессиональных устремлений. Отношение к труду, уровень мастерства, творческий подход.

Предлагаем рассмотреть возможные ошибки, совершаемые подростком на выделенных этапах, применительно к проблеме профессионального самоопределения.

1 этап. Первая ошибка состоит в том, что подросток в первую очередь ищет учебное учреждение, в котором он бы хотел учиться, а потом уже только начинает выбирать профессию в данном заведении. Вторая ошибка состоит в несвоевременности выбора. Это означает, что у подростка не хватает времени на то, чтобы выбрать профессию. Третья ошибка состоит в отсутствии у учащегося ощущения необходимости в выборе профессии. Например, у подростка все родственники имеют профессию педагога, данная профессия является традицией в данном семейном коллективе. Естественно, родители заставляют подростка сохранить традицию, несмотря на то, что подросток, может быть, и не хочет пойти в данном направлении.

2 этап. Огромное значение при выборе профессии играет самооценка подростка. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.

3 этап. Одним из основных этапов принятия решения о выборе какой-либо желаемой профессии является сбор необходимой информации о ней. При этом могут возникнуть ошибки и сложности, на данном этапе, которые обусловлены тремя причинами: личностными характеристиками, ролью семьи и влиянием сверстников.

4 этап. На этом этапе типичные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения.

Выделяют множество факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, но мы рассмотрим самые основные:

1.Личные профессиональные предпочтения - то, что является потребностью подростка;

2.Позиция родителей. Часто родители побуждают подростка выбрать профессию по своему предпочтению;

3.Позиция сверстников. Порой подростки выбирают профессию «за компанию», либо по местоположению вуза или предприятия;

4.Позиция учителей, которые тоже могут повлиять на выбор подростка своим авторитетом;

5.Способности заложены природой в человеке и их стоит развивать, с тем, чтобы они способствовали наилучшему выбору профессии;

6.Уровень притязаний. Часто подростки ориентированы на профессии высшей категории, «модные» или высокооплачиваемые, которые не соответствуют ни их внутреннему миру, ни способностям. В итоге происходит разочарование в ней...

7.Информированность играет важную роль в выборе профессии. Ведь у подростка на виду и на слуху невеликий выбор профессий. Изучение профессиограмм помогает сориентироваться в мире профессий. Таким образом, возрастает и интерес к другим, ранее неизвестным профессиям;

8.Склонности - это избирательная направленность, побуждающая заниматься определенной деятельностью. В ее основе желание совершенствовать навыки и умения, связанные с этой профессиональной деятельностью. Профориентация - это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а также с учетом потребностей в специальностях на рынке труда. В наше время существует множество различных методик профориентации и широкая практика их применения. Рассмотрим блок методик, который наиболее часто применяется для помощи подросткам в осуществлении своего профессионального выбора.

Наиболее распространенными психодиагностическими методиками, направленными на оказание помощи в осуществлении профессионального выбора подростков, являются:

Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО). Методика разработана в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Опросник предлагает выбрать среди 20 пар ответов по одному в каждой паре. Результаты показывают, к какой из сфер у человека проявляется наибольший интерес.

- «Карта интересов» Голомштока. Опросник включает 174 вопроса, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности. Проанализировав его результаты, можно сделать вывод о приоритетной сфере интересов подростка.

Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда (Тест Голланда). Выявляет соответствия типа личности и типа профессиональной среды. В методике предложены 43 пары профессий, в каждой из пар подростку предлагается выбрать одну, наиболее предпочитаемую.

Психодиагностическая методика «Профассоциации». Основана на ассоциативном методе. Подростку предлагаются слова-стимулы, в ответ он называет профессию, с которой они у него ассоциируются. После обработки результатов выделяются профессии, интерес к которым наиболее выражен. Опросник профессиональной готовности (ОПГ). Включает 50 вопросов, по результатам ответов на которые можно диагностировать желание и способность человека заниматься тем или иным видом профессиональной деятельности. Опросник построен на самооценке человеком своих склонностей и возможностей.

Данные методики подходят для профориентирования как подростков, так и взрослых людей, тестирование возможно провести самостоятельно по средствам интернет-ресурса на сайтах профориентации в режиме онлайн.

Выбор профессии является таким знаковым действием, которое может сделать человека счастливым в жизни и успешным в профессиональной деятельности, а может омрачить всю его жизнь, расстроить планы и сделать его несчастным. В идеале два основных фактора определяют выбор профессии - это самосовершенствование и благо другим людям. Именно поэтому к выбору будущей профессии стоит готовиться еще в детстве и юности, занимаясь профориентацией школьников.

Психология выделяет три основных фактора для правильного выбора профессии:

1.Правильная самооценка личности, ваших способностей, интересов, наклонностей, возможностей, желаний и ограничений; наличие начальных знаний и умений в той области, в которой находится выбираемая профессия; умение трезво соотнести результаты самооценки со знаниями требований, которые предъявляют те или иные профессии. Помните, что правильная профориентация - один из главных показателей развития человека.

2.Вторым важным моментом профориентации в школе является осведомленность о том, чем занимаются другие люди. Практика показывает, что наиболее распространенными трудностями и ошибками школьников, подростков и молодых людей при профотборе оказываются: руководство в выборе, основанное на информации из неверных или предвзятых источников информации; неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности.

3. Переоценка или недооценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка; неправильная оценка своих способностей, подмена их моральными качествами; ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии; руководство при профориентации эмоциональной составляющей, давление со стороны авторитетных для подростка и школьника людей; наличие стереотипов; неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации; профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию.

Различные проблемы поведения и формирования в подростковом возрасте. Невозможность или нежелание пройти тесты профориентации, проконсультироваться с психологом. Позиция родителей, сверстников, учителей.

В заключении можно сделать вывод, что для детей подросткового возраста на первый план ставится задача правильно выбора профессии. Это сделать не просто, и поэтому на пути профессионального выбора подростка встречаются различные трудности, ошибки, которые нужно преодолевать, изучая мир профессий с более ранних лет и проходя различные тесты на профориентацию, изучая себя.

С наилучшими пожеланиями, специалисты ЦПСМ

Материал: Костюнина Е. А., Агеева Л. Г. Трудности профессионального самоопределения подростков // Молодой ученый. - 2015. - №20. - С. 530-533.

Т.Н. Май, А.Э. Попович

Основы формирования готовности старших школьников к выбору профессии

В статье рассмотрена проблема формирования готовности старших школьников к своему профессиональному самоопределению. Представлена структурная модель, сконструированная на основе воспитательных, образовательных и педагогических систем. Она включает следующие компоненты: цель, задачи, содержание, методы, средства, организационные формы, результат, которые способствуют организации, стимулированию и коррекции системы формирования готовности к выбору профессии у подрастающего поколения.

Ключевые слова: готовность, выбор профессии, моделирование, профессиональное самоопределение, педагогическое воздействие.

Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у старшеклассника внутренней готовности к самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального и личностного), подготовленности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Ключевым моментом профессионального самоопределения является готовность к осознанному самостоятельному выбору профессии человеком, обеспечивающая проявление и раскрытие его индивидуальных особенностей, интересов и склонностей личности, ориентированная на ближайшую перспективу личностного и профессионального развития.

Понятие «готовность к выбору профессии, профессиональному самоопределению» в педагогической науке рассматривают как:

Устойчивое состояние личности учащегося, в основе которого лежит динамическое сочетание определенных свойств, включающее направленность интересов и склонностей, его практический опыт и знание своих особенностей в связи с выбором профессии;

Внутреннюю убежденность и осознанность фактора выбора профессии, осведомленность о мире труда, о том, какие физические и психологические требования профессия предъявляет к человеку;

Способность к познанию индивидуальных особенностей (образ «Я»), анализу профессий и принятия решения на основе сопоставления этих двух видов знаний, т.е. способность к сознательному выбору профессии.

Мы рассматриваем готовность к профессиональному самоопределению как устойчивую характеристику личности, которая конкретизирует их цели и предпочтения, являясь решением, ориентированным на ближайшую перспективу, и включающую в себя личностно-целевой, информационно-гностический и рефлексивно-оценочный компоненты, которые отвечают требованиям содержания и условиям будущей профессиональной деятельности.

Методологическую основу нашего исследования составили разработки в области системного подхода, моделирования, математической статистики (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.М. Глушков, Э.В. Ильенков, В.В. Краевский, В.И. Михеев,Р.С. Немов, Д. А. Новиков, Ю.П. Сокольников, Е.Н. Степанов, Э.Г. Юдин и др.).

Отечественные ученые выделяют принципы моделирования воспитательных, образовательных, педагогических и других систем, прежде всего, с точки зрения целостного, системного, личностного и деятельностного подходов и называют следующие: принцип целостности, принцип коммуникативности (связи), принцип структурности, принцип управляемости и целенаправленности, принцип развития .

Наше исследование показывает, что на практике формирование готовности к выбору профессии у старших школьников осуществляется как взаимодействие воспитанников с учителями, педагогами дополнительного образования, специалистами производства, психологами, а также с предметами труда, в ходе которого происходит их профессиональное развитие.

Решение поставленной в нашем исследовании проблемы потребовало разработки модели системы формирования у старших школьников готовности к выбору профессии. В.В. Краевский, например, характеризует

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

моделирование как познавательную рефлексию, основанную на понятиях, принципах и закономерностях .

Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании в основном определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования (наглядность, определенность, объективность), которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании .

Объектом нашего моделирования является система формирования у старших школьников готовности к выбору профессии в воспитательном процессе общеобразовательной школы при ее профилизации.

Модель формирования готовности к профессиональному выбору старшеклассников в процессе профильного обучения представляет собой интегративное научно-теоретическое структурирование процесса комплексного сопровождения, построенного на основе принципов системного подхода (целостность, наличие связей между элементами, упорядоченность системы, целесообразность функционирования), включающего функции, компоненты, образовательную среду, результаты и критерии эффективности педагогического управления, отражающего специфику профильного обучения как вариант создания оптимальных условий, способствующих профессиональному самоопределению старшеклассников.

Прежде чем осуществлять построение выбранной модели, мы определили ее тип, положив в основу структурную модель, имитирующую внутреннюю организацию структуры оригинала.

Центральным системообразующим компонентом модели является ее цель - формирование у старших школьников готовности к выбору профессии. На наш взгляд, учащиеся старшей ступени должны: а) иметь положительную устойчивую мотивацию к профильному и профессиональному обучению; б) осознанно относиться к профессиональному труду и прилагать волевые усилия к выполнению вынужденной работы; в) обладать сформированным логическим и абстрактным мышлением, быть творческими, эрудированными, с адекватной критичностью своих возможностей и способностей; г) проявлять инициативу, активность, направленную на успех, позволяющую доводить начатое дело до конца; д) занимать активную гражданскую позицию, быть наделенными способностью продуктивно и творчески работать в коллективе; е) уважать других людей, бережно относиться к национальным традициям, проявлять культуру общения, поведения, умственного и физического труда.

Цель модели определяет основные задачи: а) оказание помощи старшеклассникам в выявлении своих познавательных и профессиональных

интересов, склонностей и способностей; б) систематическое воздействие на сознание воспитанников с целью расширения и углубления их знаний о профессиональной деятельности, о мире профессий и предъявляемых к каждой из них требований; в) включение учащихся в деятельность, максимально приближенную к профессиональной.

Важным фактором воспитания личности в разработанной нами модели является коллектив. Как известно, коллектив - это совокупность людей, объединенных общими целями, имеющими социально-ценностную направленность, общую деятельность по их достижению и определенные отношения, возникающие в ней.

Нам представляется, что эти компоненты содержания могут успешно формироваться у старших школьников в рамках воспитательного процесса общеобразовательной школы.

В нашей модели инструментарий по организации, стимулированию и корректировке системы формирования готовности к выбору профессии у старших школьников представлен общими методами, организационными формами, средствами целостного воспитательного процесса.

Общие методы воспитания, будучи способами достижения поставленной цели, выступают как способы организации совместной деятельности воспитателей и воспитанников, как способы их взаимодействия. Их использование обусловлено задачами и спецификой той роли, которую играют педагог и учащиеся в процессе формирования у них готовности к выбору профессии.

В воспитательном процессе необходимо задействовать три фактора развития личности: социальную среду, деятельность и возвратно-оценочное влияние педагога. Они и определяют методы нашей модели: методы воздействия на сознание воспитанников, практической деятельности, ее стимулирования, организации воспитывающей среды и осмысления окружающей и своей собственной жизни.

Метод воспитательного взаимодействия со средой в нашем исследовании был преобладающим при реализации различных форм воспитательного процесса, таких как экскурсии, турниры, олимпиады, конкурсы, т.е. там, где есть: а) взаимодействие учеников с природой, обществом, материальным производством, духовным творчеством, с другим человеком; б) изучение, осмысление окружающей жизни, рассмотрение различий

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

во взглядах на мир и устройство жизни; в) действия, предполагающие активную позицию старшего школьника в профессиональной деятельности, самостоятельность и ответственность; г) выбор ценностей в развернувшейся перед ними жизни: добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного.

Метод организации воспитывающей деятельности будет ведущим в теоретических и практических занятиях, тренингах, профессиональных пробах, т. е. там, где есть возможность вовлечь старших школьников в разнообразные виды деятельности, придав ей социально-ценностные черты и через это утвердить активное отношение к реальности. Конкретно это осуществляется при ответах на вопросы: Для кого? Ради чего? (ценностная мотивация); Что почувствовал? Что понравилось? Что обнаружил? Что открыл для себя? (проживание отношений); Что теперь в моей жизни? Что я попробую изменить? (связь деятельности с жизнью); Что это даст другим? (социальный результат деятельности); Как я себя почувствовал? Как я работал? (самоанализ).

Осознание себя, своих возможностей формируется у старшего школьника при осмыслении жизни, личностно-ценностного смысла своей деятельности. Становление автономного внутреннего «Я», развитие способности личности выбирать свою жизненную позицию, умения взять на себя ответственность за выбор составляет педагогическую сущность метода организованного осмысления учащимися разворачивающейся перед ними жизни. Этот метод пронизывает всю систему формирования готовности к выбору профессии, построен на субъект-субъектных отношениях и проявляется в трех формах: рациональная (это нужно, необходимо); эмоциональная (проживание эмоций); практически-действенная (мы это сделали или делаем).

Перечисленные три формы отношений порождают три метода педагогического воздействия, необходимые при формировании у старшеклассников готовности к выбору профессии в общеобразовательной школе. Рациональная форма отношений через логику и разум дает нам метод убеждений. Этот метод реализуется через такие формы, как суждения, аргументация, мнение, сообщение, диалог, дискуссии, обмен впечатлениями, совет, рекомендации. В подготовке к профессиональной деятельности этот метод позволяет организовать обучение на высоком уровне.

Эмоциональное отношение порождает метод оценки, которое может быть открытым и закрытым. Так, открытая педагогическая оценка является поощрением или наказанием и предполагает прямое высказывание эмоционального состояния. В системе формирования у старших школь-

ников готовности к выбору профессии она применяется для оказания сильного эмоционального воздействия с целью получения нужного результата педагогического воздействия. Закрытая оценка выражается через сообщение собственного состояния, предполагаемое состояние другого человека, делегирование оценки другому, или оценку, оттянутую во времени. Она применяется при мягком воздействии на учеников с целью дать возможность осмыслить событие и сделать собственные выводы.

Практически-действенные отношения определяют воздействие, которое производится реальной деятельностью учеников, и этот метод, который в литературе называют методом упражнений, играет важную роль в системе воспитания профессиональных интересов старших школьников . Метод упражнений включает показ-инструкцию, правила, установленные в коллективной деятельности, профориентационные игры и др.

К средствам формирования готовности к выбору профессии относят предметы, являющиеся орудиями труда или имитирующие их, воспитательные средства, несущие в себе те или иные элементы культуры труда, а также приспособления, необходимые для осуществления различных видов трудовой и профессиональной деятельности, например, объемные (модели, коллекции) и печатные (таблицы, картины) пособия, ТСО.

Выбор средств в различных аспектах воспитания зависит от его задач. При их применении они приобретают специфическое содержание. Такой подбор средств с соответствующим содержанием происходит и при формировании у старших школьников готовности к выбору профессии.

Под организационными формами воспитания понимают внешнее выражение совместной деятельности воспитателей и школьников.

В школьной практике в формировании у старшеклассников готовности к выбору профессии используются разнообразные организационные формы, например, профориентационный урок или его фрагменты, занятие школьного факультатива, кружка, объединения, классный час, профориентационная встреча, профориентационная экскурсия, вечер защиты профессий, соревнования и конкурсы по трудовому многоборью «Знай и умей», лектории «Профессии в новых социально-экономических условиях», «Профессия моя - гордость моя», профориентационные недели, месячники, конкурсы «Лучший по профессии», «Кто больше знает профессий», проведение профессиональных проб, сюжетно-ролевые игры и др. Могут успешно использоваться трудовые объединения школьников, профориентационное краеведение, КВН, телепередачи «Умницы и умники», шефская работа и др.

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

Такие формы работы, как теоретические и практические занятия, профессиональные пробы, тренинги, связаны с методом воспитывающей деятельности. Конференции «Грани профессий», турниры юных математиков, олимпиады, конкурсы профессионального мастерства определяются методом воспитывающей среды, хотя, как и экскурсии, они могут быть связаны и с методом осмысления разворачивающейся жизни. Органическая взаимосвязанность методов воспитания и воздействия и вытекающих из них средств и форм работы способствует процессу перехода внешнего действия во внутреннее состояние личности, принятие его как ценности и формирования личностно профессионального качества. Комплекс этих качеств и определяет результат формирования у старшеклассников готовности к выбору профессии.

В разработанной модели под результатами формирования у старшеклассников готовности к выбору профессии мы понимаем достижение воспитанниками высокого уровня сформированности готовности к выбору профессии.

Таким образом, представленная модель функционирования системы формирования у старших школьников готовности к выбору профессии может служить для педагогов школы ориентиром в профессиональной ориентации старших школьников при выборе своего будущего.

Библиографический список

1. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник. М., 2008.

2. Макаренко А.С. Выбор профессии // Макаренко А.С. Соч. М., 1958. Т. 5.

3. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М., 1987.

4. Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников. М., 1990.

5. Степанов Е.Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: Автореф. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 1999.

Справка

по результатам диагностического исследования

готовности старшеклассников к выбору профессии

Дата: ноябрь

Методика: «Готовность старшеклассников к выбору профессии» (

Цель: определение уровня готовности учащихся 9-ых классов к выбору профессии.

Аудитория: учащиеся 9 А, 9 Б классов.

Результаты диагностического исследования учащихся 9 А класса

Результат

(уровень готовности)

средний уровень

средний уровень

отсутств.

высокий уровень

отсутств.

средний уровень

высокий уровень

отсутств.

отсутств.

отсутств.

средний уровень

средний уровень

средний уровень

отсутств.

средний уровень

средний уровень

отсутств.

средний уровень

отсутств.

отсутств.

средний уровень

отсутств.

отсутств.

низкий уровень

низкий уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

Итого:

Низкий уровень – 2 чел.;

Средний уровень – 14 чел.;

Высокий уровень – 2 чел.

Результаты диагностического исследования учащихся 9 Б класса

Результат

(уровень готовности)

отсутств.

низкий уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

отсутств.

средний уровень

средний уровень

отсутств.

средний уровень

низкий уровень

низкий уровень

высокий уровень

не готов

средний уровень

отсутств.

средний уровень

средний уровень

отсутств.

отсутств.

отсутств.

низкий уровень

средний уровень

низкий уровень

отсутств.

средний уровень

низкий уровень

Итого:

не готов к выбору – 1 чел.;

Низкий уровень – 6 чел.;

Средний уровень – 11 чел.;

Высокий уровень – 1 чел.

Сводные результаты диагностического исследования учащихся 9 А, 9 Б класса

«Готовность старшеклассников к выбору профессии»

Таким образом, анализируя количественные результаты диагностического обследования уровня готовности учащихся 9-ых классов к выбору профессии, можно сделать вывод, что большая часть учащихся (67,6 %) на момент диагностики имеют средний уровень готовности к предстоящему выбору профессии. Высокий уровень, в исследуемых классах, только у 3 респондентов или у 8,1 %, 21,6 % учащихся имеют уровень готовности – низкий.

Резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы. Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

Во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

Во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

В-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу. Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда. Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию. Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

Педагог-психолог _______________Н.В. Кравчук