Изменения по кассовым аппаратам. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники

Добрый день, уважаемые ИП!

В последнее время часто получаю письма с вопросами по новым ККМ, которые будут вводиться уже с 2017 года. Напомню, что их хотели ввести еще в 2016 году, но отложили эту идею на один год.

Итак, час ИКС близится. И в этой небольшой статье я отвечу на самые частые вопросы, которые раздаются снова и снова.

Для удобства, данная статья будет построена не как обычно, а в формате “Вопрос/Ответ”.

Когда будут вводить новые кассы для ИП и компаний?

Согласно последним данным сроки перехода на новые онлайн-кассы будут следующими:

1. С 1-го февраля 2017 года будут регистрировать ККМ только нового типа. Это значит, что если Вы заявитесь ставить на учет обычную кассу (как те, которые используются сейчас), то вам откажут. То есть, с февраля в ФНС нужно приходить ТОЛЬКО с ККМ нового типа.

2. Если же у Вас уже есть ККМ, то Вам необходимо будет купить онлайн-кассу(или модернезировать старую кассу) не позже 1-го июля 2017 года. То есть, придется выложить деньги на новую ККМ или ее модернизацию, что печально. Учитывая их стоимость.

Я ИП на ЕНВ (или ПСН). Мне нужно покупать ККМ нового типа?

Действительно, сейчас (в 2016 году) многие выбирают ПСН и ЕНВД только потому, что на этих системах налогообложения можно НЕ применять ККМ. Но такая льгота сохранится только до 1-го июля 2018 года. Затем, ИП на ЕНВД (ПСН) тоже должны будут купить ККМ, если они работают с наличными деньгами. То есть, принимают от физлиц деньги наличными.

Обновление: для большинства ИП на ПСН или ЕНВД дали отсрочку еще на один год — до 1 июля 2019 года. Можете прочитать о или просто посмотрите новое видео ниже:

А что это за кассы такие? Чем они отличаются от обычных?

В отличие от тех ККМ, что используются сейчас, они СРАЗУ передают данные через Интернет куда надо =) . То есть, в ФНС. Как понимаете, придется еще и организовать доступ в Интернет для таких касс.

Также будет фиксироваться так называемый “электронный чек”, который покупатель не сможет потерять в принципе.

А если я живу в глухой тайге, где нет доступа в Интернет? Как тогда быть?

Не беспокойтесь, наши депутаты и такой момент предусмотрели. В законе четко сказано, что для мест, где нет доступа в Интернет сохранится возможность применять кассы без передачи данных в ФНС в режиме «онлайн».

Честно говоря, я слабо представляю, как такой список можно будет составить, но вот обещают.

Вот, что дословно сказано по этому поводу в законопроекте, который прошел одобрение в третьем чтении:

«В отдаленных от сетей связи местностях , определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи , утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.»

То есть, просто так не получится отказаться от использования новых ККМ в 2017 году, если ваш населенный пункт НЕ попадет в этот волшебный список.

А что будет, если я не куплю новую ККМ?

На самом деле, предусмотрены довольно суровые штрафы. Сделано все, чтобы предприниматели массово применяли новые кассы.

Опять-же, позволю себе процитировать выдержку из законопроекта, и выделить главные моменты:

Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.»;

«3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, —

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Как понимаете, приостановка работы любого магазина на 90 дней – это почти приговор.

А где можно прочитать полностью этот увлекательный закон?

На момент написания статьи он проходил согласование в Совете Федераций. По плану, он должен быть подписан Президентом России 29-го июня.

Сам законопроект уже прошел одобрение в третьем чтении в Госдуме. Так-что, маловероятно, что он серьезно изменится.

Короче, читайте вот здесь:

http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=968690-6&02

В нем 130 страниц, если что =)

Полное название: “О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты

Российской Федерации”

Что делать? Как быть? Куда бежать?

Советую заранее обратиться в компании, которые продают кассы для ИП и обслуживают их. Наверняка они уже давно подготовились к этому глобальному событию и давно находятся в предвкушении =)

Мало того, многие компании уже сейчас применяют новые ККМ, не дожидаясь 2017 года.

Одним словом, продумайте стратегию перехода на новые ККМ ЗАРАНЕЕ.

Только смотрите на даты публикаций, так как многое уже поменялось за этот год. Например, ранее говорили, что “старыми” ККМ можно будет пользоваться еще 7 лет, что уже неактуально.

Готова новая электронная книга по налогам и страховым взносам для ИП на УСН 6% без сотрудников на 2019 год:

"Какие налоги и страховые взносы платит ИП на УСН 6% без сотрудников в 2019 году?"

В книге рассмотрены:

  1. Вопросы о том, как, сколько и когда платить налогов и страховых взносов в 2019 году?
  2. Примеры по расчетам налогов и страховых взносов "за себя"
  3. Приведен календарь платежей по налогам и страховым взносам
  4. Частые ошибки и ответы на множество других вопросов!

Уважаемые читатели, готова новая электронная книга для ИП на 2019 год:

"ИП На УСН 6% БЕЗ Дохода и Сотрудников: Какие Налоги и Страховые Взносы Нужно платить в 2019 году?"

Это электронная книга для ИП на УСН 6% без сотрудников, у которых НЕТ дохода в 2019 году. Написана на основе многочисленных вопросов от ИП, которые имеют нулевой доход, и не знают как, куда и сколько платить налогов и страховых взносов.

С 15 июля 2016 года вступили в силу изменения в закон № 54-ФЗ от 22.05.2003 г., согласно которым большинство компаний и ИП перешло с 2017 года на новые кассовые аппараты — онлайн кассы.

Что такое онлайн-касса

Онлайн-касса представляет собой устройство с доступом в интернет, внешне напоминающее обычный кассовый аппарат, в котором одновременно происходят два процесса – формирование кассового чека и передача информации о продаже в налоговый орган через оператора фискальных данных (ОФД).

Кто может работать без кассового аппарата онлайн

ИП и ООО могут работать без онлайн-кассы до 1 июля 2019 года в следующих случаях:

  1. Применяется ЕНВД или ПСН по всем видам деятельности, кроме розничной торговли и услуг общепита. После 1 июля 2019 года использование онлайн-кассы обязательно.
  2. Услуги оказываются физлицам и при расчетах оформляются БСО (независимо от выбранной системы налогообложения, кроме услуг общепита). С 1 июля 2019 года придется приобрести аппарат, для формирования БСО в электронном виде.
  3. Продажи осуществляются через торговый автомат, на любой системе налогообложения (только для ИП без наемных сотрудников). Организации, ведущие вендинговый бизнес, вне зависимости от наличия работников, обязаны перейти на онлайн кассы до июля 2018 года.
  4. ИП и организации на ЕНВД (ИП на ПСН), оказывающие услуги общепита или ведущие розничную торговлю, но не имеющие наемных работников.

Примечание : если ИП или организация, при оказании услуг общепита или ведении розничной торговли, заключает трудовой договор с сотрудником, в течение 30 дней с его заключения, необходимо перейти на новый порядок расчетов (онлайн кассы).

Обратите внимание , что если оплата услуг происходит онлайн через сайт компании (магазина), кроме оплаты банковской картой непосредственно на сайте магазина, то с 1 июля 2018 года нужно подключить кассу для расчетов в интернете (покупатель получает чек на электронную почту).

Примечание : при осуществлении удаленных расчетов с помощью электронных средств платежа (оплата платежными поручениями на расчетный счет, с помощью клиент-банка и т.д.) между субъектами предпринимательства (ИП-ИП, организация-организация, ИП-организация) применение ККТ не обязательно. Основными условиями для освобождения от применения онлайн кассы в указанном случае является использование электронных средств платежа без их предъявления, а также покупка товаров для использования в предпринимательской деятельности.

Обратите внимание , что если оплату по платежным поручениям (безналичный расчет) производит физическое лицо, то применение продавцом онлайн кассы в данном случае обязательно . Об этом прямо сказано в Письме Минфина РФ от 28.04.2017№ 03-01-15/26324.

Для организаций и ИП, в том числе аптечных киосков, которые расположены в труднодоступных, сельских местностях (их статус определяется в приказе соответствующего субъекта), предусмотрено освобождение от применения онлайн-касс, при условии выдачи покупателю документа, подтверждающего оплату.

Несмотря на то, что обязанность применять онлайн-кассы коснется многих бизнесменов, также определен перечень видов деятельности, для которых ККТ при наличных расчетах, на любой системе налогообложения , можно не использовать.

Перечень видов деятельности освобожденных от обязательного применения онлайн-касс

  • Продажа газет и журналов (сопутствующих товаров) в газетно-журнальных киосках.
  • Продажа ценных бумаг.
  • Продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте.
  • Обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий.
  • Торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, и других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других торговых мест, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
  • Разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом). торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив.
  • Торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами; прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней.
  • Ремонт и окраска обуви.
  • Изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей.
  • Присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами.
  • Реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов.
  • Вспашка огородов и распиловка дров.
  • Услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах.
  • Сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Кто и когда должен подключить онлайн-кассу

Сроки и порядок перехода на онлайн-кассы зависят от применяемой системы налогообложения.

Процесс перехода к использованию онлайн-кассы условно можно разделить на три этапа:

1. Покупаем онлайн-кассу

Перед покупкой онлайн-кассы убедитесь, что выбранная модель есть в утвержденном ФНС государственном реестре контрольно-кассовой техники. Купить онлайн-кассу можно в тех же специализированных магазинах, в которых ранее приобреталась старая кассовая техника.

Кроме того, модель онлайн-кассы, которую вы планируете регистрировать в ФНС и в дальнейшем применять в предпринимательской деятельности, должна соответствовать установленным требованиям.

Перечень обязательных требований к онлайн-кассам в 2018 году

В соответствии со ст.4 ФЗ №54 от 22.05.2003 (в редакции от 15.07.2016) новый кассовый аппарат должен:

  • Иметь корпус с присвоенным заводским номером.
  • Иметь внутри корпуса встроенные часы реального времени и устройство для печати фискальных данных.
  • Выполнять проверку контрольного числа регистрационного номера ККТ, для проверки корректности ввода пользователем регистрационного номера в ККТ.
  • Обеспечивать прием информации о сумме расчета от устройства, которое передает распоряжение кредитной организации.
  • Содержать фискальный накопитель внутри корпуса (позволять установить такой накопитель).
  • Передавать фискальные данные в фискальный накопитель внутри корпуса.
  • Формировать фискальные документы в электронной форме.
  • Не допускать формирование (печать) чека (БСО), кассового чека коррекции (БСО коррекции), с более чем одним признаком расчета.
  • Передавать фискальные данные любому ОФД.
  • Обеспечивать печать фискальных документов.
  • Обеспечивать возможность печати на кассовом чеке (БСО) двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 x 20 мм) в отдельной выделенной области кассового чека или БСО.
  • Принимать от технических средств ОФД подтверждение оператора, в том числе в зашифрованном виде.
  • Информировать об отсутствии подтверждения оператора, а также о неисправностях в работе ККТ.
  • Обеспечивать для проверяющего лица налогового органа возможность печати фискального документа «отчет о текущем состоянии расчетов» в любое время.
  • Обеспечивать возможность поиска любого фискального документа, записанного в фискальный накопитель, по его номеру и его печать на бумажном носителе.
  • Исполнять протоколы информационного обмена.

2. Заключаем договор с ОФД и подключаем онлайн-кассу

В обязанности ОФД входят – прием, обработка, хранение и передача информации о произведенных расчетах (продажах) в налоговый орган, а также соблюдение конфиденциальности данного процесса.

Выбирая ОФД, стоит обратить внимание на условия договора и его стоимость. Помимо обязанностей перечисленных выше, вам могут быть предложены дополнительные услуги, например, такие, как возможность в онлайн режиме осуществлять регистрацию, перерегистрацию и снятие кассы с учета.

На официальном сайте ФНС размещен утвержденный список операторов фискальных данных.

Для заключения договора можно оставить заявку на сайте выбранного ОФД либо подключиться сразу на сайте, приняв условия публичного договора-оферты. Подключение онлайн-кассы происходит после добавления в настройки аппарата сведений об ОФД.

3. Регистрируем онлайн-кассу в ФНС

Для постановки онлайн-кассы на учет в налоговом органе действуем так:

Шаг 1. Подаем заявление о регистрации ККТ

Регистрация онлайн-кассы происходит на основании заявления о соответствии модели ККТ, которое ИП и компании могут подать одним из следующих способов:

  • Оформить заявление на регистрацию кассы в бумажной форме и передать его в любой территориальный налоговый орган.
  • Заполнить заявление электронно, через личный кабинет онлайн-кассы (становится доступен после заключения договора с ОФД).
  • Подать заявление через ОФД (порядок и условия определяются соответствующим оператором).

Дополнительно потребуется приложить копии заключений (выписок из заключений), подтверждающих соответствие модели ККТ установленным требованиям, информация о которых указана в заявлении. ФНС вправе запросить дополнительные документы по своему усмотрению.

Шаг 2. Формируем отчет о регистрации

После подачи заявления ФНС обязана сообщить вам регистрационный номер ККТ, в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его принятия.

Получив номер запишите его в фискальный накопитель. Кроме этого, в накопитель добавляются сведения:

  • Наименование ООО либо ФИО предпринимателя.
  • Информация о кассовом аппарате.
  • Иные сведения, на основании которых будет формироваться отчет о регистрации.

Подготовленный отчет необходимо передать контролерам ФНС. Способы передачи аналогичны указанным в шаге 1. Срок отправки отчета – не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения от налоговой регистрационного номера ККТ.

Шаг 3. Завершаем регистрацию онлайн-кассы

В течение 5 рабочих дней, с даты подачи заявления, налоговая вносит сведения о кассовом аппарате в карточку регистрации и журнал учета. Дата формирования карточки будет датой регистрации онлайн-кассы.

Карточка о регистрации кассы направляется заявителю в электронном виде (в личный кабинет, через оператора ОФД), в течение 5 рабочих дней с даты регистрации аппарата.

Стоимость новых кассовых аппаратов

Ориентировочный расчет стоимости перехода на онлайн-кассы:

Отчетность по онлайн-кассе

В процессе использования онлайн-касс оформляются следующие документы:

  1. Отчет о регистрации – формируется в личном кабинете ККТ, после получения от ФНС регистрационного номера кассового аппарата.
  2. Отчет об изменении параметров регистрации – формируется через личный кабинет ККТ, в том случае, если происходит перерегистрация кассового аппарата по причине установки нового фискального накопителя.
  3. Отчет об открытии смены – подготавливается кассиром-операционистом каждый день, перед принятием оплаты от первого покупателя. Отчет формируется в личном кабинете ККТ и автоматически направляется ОФД. После получения положительного подтверждения можно приступать к работе.
  4. Кассовый чек (БСО). Допускается два варианта выдачи – в электронной форме или в бумажном виде. Электронный чек (БСО) не печатается, а направляется покупателю на абонентский номер или e-mail покупателя, при условии предоставления им такой информации до момента расчета.
  5. Кассовый чек коррекции (БСО коррекции) – формируется для исправления ранее произведенной операции (применимо только для текущей смены, скорректировать вчерашние данные нельзя).
  6. Отчет о закрытии смены – подготавливается кассиром-операционистом в конце смены, аналогично отчету об открытии.
  7. Отчет о закрытии фискального накопителя – формируется через личный кабинет ККТ, в том случае, если происходит перерегистрация кассового аппарата или снятие с учета.
  8. Отчет о текущем состоянии расчетов – используется для проверки, все ли фискальные данные переданы в ОФД.

Обратите внимание, Минфин в письме №03-01-15/54413 от 16.09.2016 разъяснил, что компании и предприниматели, которые перешли на онлайн-кассы, вправе не использовать первичные кассовые документы.

Перечень первичных кассовых документов, от которых можно отказаться

  • КМ-1 (акт о переводе показаний и регистрации счетчиков).
  • КМ-2 (акт о снятии показаний счетчиков).
  • КМ-3 (акт о возврате денежных сумм).
  • КМ-4 (журнал кассира-операциониста).
  • КМ-5 (журнал регистрации показаний денежных и контрольных счетчиков ККМ, без кассира-операциониста).
  • КМ-6 (справка отчет кассира-операциониста).
  • КМ-7 (сведения о показаниях счетчиков ККМ).
  • КМ-8 (журнал учета вызовов технических специалистов).
  • КМ-9 (акт о проверке наличных средств кассы).

Перерегистрация онлайн-кассы

Перерегистрация ККТ может потребоваться в таких случаях:

  • Замена фискального накопителя.
  • Изменение сведений, содержащихся в журнале учета и карточке регистрации кассы (смена адреса установки ККТ, изменение ФИО предпринимателя или наименования компании, смена ОФД).

Порядок перерегистрации онлайн-кассы

  1. Заполняем заявление о перерегистрации и подаем его в ФНС (в любую налоговую в бумажном виде, через личный кабинет ККТ, либо через ОФД). Если перерегистрация связана с заменой фискального накопителя, дополнительно предоставьте отчет о закрытии фискального накопителя и отчет об изменении параметров регистрации ККТ.
  2. Получаем новую карточку о регистрации ККТ. Срок формирования ФНС карточки – 5 рабочих дней с даты подачи заявления о перерегистрации. Еще через 5 рабочих дней вам направят актуальную карточку через кабинет ККТ или ОФД (при желании, в налоговой можно запросить бумажный экземпляр).

Снятие с учета онлайн-кассы

Снятие онлайн-кассы с учета может происходит по двум причинам: на основании заявления от пользователя или по решению налогового органа.

Основания для снятия ККТ с учета по заявлению пользователя:

  • Кассовый аппарат неисправен.
  • Касса утеряна или похищена.
  • ККТ передается другому пользователю.

Основания для снятия ККТ с учета по решению ФНС:

  • Выявлены нарушения требований закона.
  • Истек срок действия ключа фискального признака в фискальном накопителе.

Порядок снятия с учета онлайн-кассы

  1. Оформляем заявление о снятии с регистрации онлайн-кассы и в течение одного рабочего дня со дня наступления обстоятельств, в связи с которыми потребовалось снятие, направляем его в ФНС (в любую налоговую в бумажном виде, через личный кабинет ККТ, либо через ОФД). Если снятие с учета не связано с утратой (хищением), дополнительно нужно предоставить отчет о закрытии фискального накопителя.
  2. Получаем карточку о снятии с учета ККТ. Срок формирования ФНС карточки – 5 рабочих дней с даты подачи заявления. Еще через 5 рабочих дней вам направят актуальную карточку через кабинет ККТ или ОФД (при желании, в налоговой можно запросить бумажный экземпляр).

Штрафы за нарушения применения контрольно-кассовой техники

Надзор за правильным использованием контрольно-кассовой техники осуществляют работники Федеральной Налоговой службы, которые также вправе выписывать штрафы.

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ который вносит правки в закон №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники"

Теперь большинство бизнесменов должны перейти на онлайн-кассы, а вся контрольно-кассовая техника будет отправлять электронные версии чеков в ФНС через интернет. Электронную ленту нужно будет заменить на фискальный накопитель, подключить ККТ к сети и заключить договор с оператором фискальных данных для отправки чеков.

Онлайн кассы в 2017 году: основные положения

1. Изменилась схема работы с налоговыми органами, все данные с чеков будут отправлять в ФНС через интернет.

2. Упростилась регистрация кассового аппарата, не нужно ездить в налоговую, достаточно зайти на сайт nalog.ru и зарегистрировать ККТ через личный кабинет.

3. Предприниматели, которые на данный момент не используют ККТ, будут обязаны до 1 июля 2018 года приобрести онлайн-кассы и отправлять данные в налоговую службу.

4. Изменения коснулись также чеков и бланков строгой отчетности, теперь в них увеличится количество данных которые должны присутствовать.

5. Появились так называемые операторы фискальных данных, они будут осуществлять прием, хранение, обработку и передачу фискальных данных в Федеральную Налоговую Службу.

6. Кассовые аппараты технически станут немного другими, ЭКЛЗ заменит фискальный накопитель.

7. Не всех обяжут использовать онлайн-кассы, существует перечень видов деятельности которым новая ККТ не понадобится.

Применение ККТ в 2017 году - как это будет

Покупатель приходит в магазин за покупкой, кассир сканирует шрих-код на упаковке, фискальный накопитель, находящийся внутри ККМ сохраняет чек, подписывает его фискальным признаком, и отправляет данные по чеку ОФД. Оператор фискальных данных обрабатывает информацию, отправляет ответ обратно кассе, а данные по чеку в ФНС.
Далее покупатель получает чек, либо 2 чека по желанию (один бумажный и один электронный, на почту или телефон)

Поэтому в соответствии с законом 54-ФЗ, все точки продаж обязательно должны быть подключены к интернету.
Но стоит отметить, что скорость пробития чека не будет зависить от скорости интернета, данные будут передаваться параллельно и даже если сеть пропадёт, то информация по чеку в ОФД будет передана позже, как только связь восстановится.

Обязательные реквизиты чеков и БСО для онлайн-касс

Ввиду новых требований, которые касаются ККТ, появились новые требования, которые теперь предъявляются к чекам и БСО . В них в обязательном порядке должна быть следующая информация:

Информация о налоговой системе продавца
- адрес сайта оператора фискальных данных
- признак расчета (приход или расход)

- форма расчета (наличные или электронный платеж)
- сумма расчета с отдельным указанием ставки и размера НДС
- заводской номер фискального накопителя
- дата, время и место осуществления расчета
- наименование товаров
- номер телефона или email покупателя, если чек или БСО передаются в электронной форме

Регистрация ККМ в налоговой: как зарегистрировать кассовый аппарат по новому

Кассовый аппарат с передачей данных поставить на учет в налоговую будет гораздо проще и быстрее, чем обычный. Владелец должен будет лишь зарегистрироваться на сайте налоговой службы nalog.ru и оставить запрос на фискализацию кассы, далее подписать заявку своей электронной подписью и ожидать подтверждения.

После того как налоговая служба получит данную информацию, она отправит предпринимателю регистрационные данные, а в аппарат внесутся данные по фискализации. Теперь не нужно будет посещать ФНС лично с контрольно-кассовым аппаратом, а также заключать договор с ЦТО.

Стоимость онлайн-кассы

После того как закон официально вступил в силу, стало понятно, что применение онлайн ККТ для бизнеса станет обязательным. Давайте разберёмся, сколько стоит онлайн касса и из чего будет состоять стоимость самой бюджетной онлайн ККТ:

1. Фискальный регистратор - производители говорят, что стоимость фискальных регистраторов с фискальным накопителем не будет превышать стоимость обычных. Возьмем в расчёт минимальную цену 20 000 руб. Комплекты модернизации будут обходиться в среднем от 5 до 15 тысяч рублей.

2. Договор с Оператором Фискальных Данных обойдется в 3 000 рублей в год.

3. Услуги ЦТО официально больше не нужны, не будем их брать в расчёт.

4. Кассовое ПО - здесь стоимость может кардинально отличаться, но мы возьмем в среднем 7 000 руб. за одну онлайн-кассу.

Тем самым мы высчитали, что минимальная стоимость перехода на онлайн-кассы используя ПО и фискальный регистратор выйдет порядка 37 000 рублей (используя комплекты модернизации, можно сэкономить до 10 тысяч рублей). Но если рассмотреть традиционные POS-терминалы, то стоимость сразу возрастёт минимум в 2 раза.

Переход на онлайн-кассы с 2017 года: этапы и сроки

1. Для тех предпринимателей кому было разрешено не применять ККТ, предусмотрена отсрочка до 01.07.2018 года.
2. Также отсрочку до 1 июля 2018 года получили вендинговые компании.
3. Помимо этого в законе имеется список видов торговли, в которых разрешено не применять кассовую технику онлайн.
4. Все, кто не попал в 3 пункта описанные выше, обязаны применять онлайн-кассы с 1 июля 2017 года. А с 1 февраля 2017 года уже невозможно зарегистрировать кассу старого образца.

Можно ли сейчас купить онлайн ККТ?

Новая контрольно-кассовая техника сейчас активно продается, но стоит заметить, что техника старого образца которая была зарегистрирована до 01.02.2017 сможет без проблем использоваться до 01.07.2017. Но будьте осторожны, не откладывайте покупку онлайн-кассы на последний срок, эксперты прогнозируют дефицит кассовой техники в 2017 году и купить онлайн ККМ быстро не получится.

ККМ с онлайн передачей данных: штрафы с 2017 года

За неприменение ККТ либо за неправильное применение контрольно-кассовой техники грозят штрафы:
1. ККТ не соответствует требованиям - 10 000 рублей.
2. Чек не отправлен покупателю - 10 000 рублей.
3. Торговля без ККТ - 30 000 рублей.

Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.

Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.

В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон предусматривает следующие основные положения:

  1. Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
  2. Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
  3. Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
  4. Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
  5. Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
  6. Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
  7. Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
  8. Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
  9. Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
  10. Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
  11. Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Основные положения предлагаемой системы – это:

  1. Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных .
  2. Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
  3. Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
  4. Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.

На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.

Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:

  1. снизить ежегодные расходы на ККТ;
  2. получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  3. иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  4. применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  5. избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  6. работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
  1. получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  2. самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

ККМ (контрольно-кассовая машина, контрольно-кассовый аппарат или просто касса) – это устройство, фиксирующее факт приобретение товара и регистрирующее этот факт печатью кассового чека. Новый федеральный закон о ККМ, вступающий в действие в 2017 году, принят в третьем чтении и подписан Президентом РФ.

Чтобы понять, какие изменения по кассовым аппаратам можно назвать существенными, проанализируем свежие новости по этой теме.

ХРОНОЛОГИЯ ПЕРЕХОДА НА ККТ ОНЛАЙН

Переход на кассовые аппараты нового образца начинался как эксперимент Минфина и Федеральной налоговой службы ещё в августе 2014 года. Полгода проверялась жизнеспособность идеи о передаче через интернет данных о произведённой покупке в режиме реального времени в налоговую инспекцию. Кассовые аппараты нового поколения подключенные к интернету первыми опробовали розничные продавцы Москвы и области, Татарстана и Калужской области, всего было задействовано около 3 тысяч единиц контрольно-кассовой техники.

Минэкономразвития не одобрило законопроект и дважды выдавало отрицательное заключение об оценке его регулирующего воздействия. Против был и бизнес, о чем не раз писали новостные ленты. На одной из встреч с руководителями объединений предпринимателей глава ФНС России Михаил Мишустин предложил в качестве временной уступки перенести внедрение новых ККТ с 2016 года на 2017.

В качестве преимуществ касс нового образца налоговики называют:

  • регистрацию ККТ в электронном виде;
  • объективный учёт доходов продавцов;
  • сокращение количества налоговых проверок;
  • предоставление потребителям больших возможностей для защиты своих прав.

Кроме того, по поручению Президента для покрытия затрат на приобретение новых касс будет предоставляться специальный налоговый вычет.

В итоге, новый закон о ККТ (или кассовых аппаратах, работающих в онлайн-режиме) «продавили», поэтому инновационные ККМ с 2017 года начинают внедрять повсеместно. Окончательно утверждён переход на онлайн кассы с 2017 года законом № 290-ФЗ (закон принят в третьем чтении 14 июня 2016 года).

КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОНЛАЙН-КАССЫ

Закон № 290-ФЗ утвердил новые требования к техническим характеристикам ККМ в 2017 и последующих годах. Самое главное – фиксировать сведения о продажах теперь будет не ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищённая), а фискальный накопитель. Устройство будет передавать информацию о продажах в онлайн-режиме сначала специальному посреднику (оператору фискальных данных), а потом в ИФНС.

Требования к кассам, передающим данные о продажах в режиме реального времени, установлены в новой редакции

  • наличие устройства для печати фискальных документов с двухмерным штриховым QR-кодом размером не менее 20 x 20 мм);
  • передача данных в фискальный накопитель внутри корпуса;
  • формирование фискальных документов в электронном виде и передачи их оператору сразу после поступления данных в фискальный накопитель;
  • принятие от оператора фискальных данных подтверждения о получении информации;
  • обеспечение информационной безопасности фискальных данных и их шифрование;
  • формирование фискального признака длиной до 10 цифр для каждого документа;
  • обеспечение возможности записывать фискальные данные и хранить их в памяти устройства памяти не менее пяти лет с момента окончания эксплуатации.

Какие ККМ можно использовать в 2017 году диктует опубликованный на сайте налоговой службы и постоянно пополняемый реестр моделей ККМ с онлайн передачей данных , купить которые и придется предпринимателям, ведь только эти модели соответствуют требованиям законодательства и разрешены для применения. Приобретайте оборудование только из этого списка!

ЗАТРАТЫ НА ПЕРЕХОД К ОНЛАЙН-КАССАМ

Если вы уже работаете с кассовым аппаратом, то он может быть модернизирован. Некоторые модели позволяют просто заменить ЭКЛЗ на фискальный накопитель, а не приобретать новую технику.

Вот такие примерно расходы придётся понести предпринимателям:

  • модернизация старого аппарата – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • приобретение нового аппарата – от 25 до 40 тысяч рублей;
  • кассовое ПО – от 7 тысяч рублей;
  • услуги оператора (ОФД) – от 3 тысяч рублей за первый год работы, в последующие – до 12 тысяч;
  • интернет-связь – от 5 тысяч рублей в год.

Итого, минимум 20 тысяч рублей, если ваша техника может быть модернизирована, или 40 тысяч рублей, если это невозможно.
Приказом Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 разрешено вместо онлайн-касс применять старые модели ККТ в населённых пунктах с численностью до 10 000 человек.

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОЙ ККТ

Новые кассовые аппараты с 2017 года внедряются постепенно для разных категорий налогоплательщиков, последние новости о сроках перехода таковы:

  • с 1 февраля 2017 года прекращается регистрация аппаратов прежнего образца;
  • до 1 июля 2017 года все уже имеющиеся кассы должны быть модернизированы или заменены на новые;
  • с 1 июля 2017 года розничные продавцы, кроме плательщиков ЕНВД и ПСН, обязаны работать только на онлайн-кассах;
  • с 1 июля 2018 года плательщики ЕНВД и ПСН должны применять ККТ наравне с другими продавцами, т.е. своей специальной льготы они лишаются;
  • с 1 июля 2018 года те, кто оказывает услуги населению на любом режиме налогообложения, вместо БСО типографского изготовления должны выдавать бланк, отпечатанный автоматизированным устройством (аналог кассового аппарата).

Таким образом, если закон об онлайн кассах не будет больше изменяться, с лета 2018 года ФНС начнёт принимать сведения о большинстве розничных покупок и услуг населению, если они оплачены наличными или картой. Это, конечно, очень большая административная и техническая нагрузка на всех участников передачи данных: розничных продавцов, операторов фискальных данных и самих налоговиков.
Обратите внимание: с 31 марта 2017 года продавцы ПИВА и другого АЛКОГОЛЯ обязаны применять кассовые аппараты на общих основаниях, в том числе в общепите.

Перечень продавцов, которые и после принятия нового закона вправе получать наличную оплату без выдачи кассового чека, установлен в п.5 статьи 2 законопроекта изменений в 54-фз от 22.05.03. Кроме уже известных категорий продавцов (печатной продукции, билетов, сезонных овощей и фруктов, разносной торговли и прочее), список пополнился теми, кто находится в труднодоступных или удалённых местностях.

Конкретные населённые пункты, где ККМ из-за проблем с интернетом не является обязательной, утверждаются региональными органами власти, причём, в него не могут быть включены города, райцентры, посёлки городского типа.

Важное новшество для Интернет-магазинов – с 1 июля 2018 года применять кассовые аппараты надо будет и в случаях онлайн-оплаты картой или через такие сервисы, как Яндекс Касса. В этом случае покупатель получает только электронный чек. Раньше такого требования не было.

КАК РАБОТАЮТ ОНЛАЙН-КАССЫ

ККТ с функцией передачи данных в режиме реального времени работает по другому принципу, чем прежние аппараты с ЭКЛЗ. Сначала сведения о продаже поступают к посреднику – оператору фискальных данных. После того, как оператор получит через интернет данные о продаже от кассира, он высылает подтверждение, что данные приняты.

Кассовому чеку присваивается фискальный признак, без этого чек формироваться не будет. Предполагается, что принятие данных и присвоение фискального признака будет происходить всего за 1,5 – 2 секунды, поэтому процесс оплаты для покупателя не затянется. Затем оператор передаёт сводную информацию о платежах в налоговую инспекцию, которая ее систематизирует и накапливает в хранилище данных.

Приниматься в расчет налоговой базы будут все данные, переданные в ИНФС операторами фискальных данных. За нарушение полноты сбора информации сами операторы наказываются серьёзными штрафами (от 500 тысяч до миллиона рублей).

Обратите внимание: ОФД – это коммерческая специализированная организация, имеющая необходимые технические ресурсы и квалифицированных работников. Выбирать оператора надо тоже, следуя рекомендациям ФНС, – из официального списка .

Покупатель получает бумажный чек, где указан сайт оператора данных и фискальный признак чека. По желанию покупатель может запросить продавца направить чек и в электронном виде. Если окажется, что реквизиты бумажного чека и электронного не совпадают, покупатель вправе сообщить об этом в ИФНС, которая проведет по этому факту проверку.

ВЫРОСЛИ ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА О КАССОВЫХ АППАРАТАХ

Мы рассказали о том, как работают ККТ онлайн, но это ещё не все последние новости. Поправки в новый закон о ККТ ужесточили административные санкции за нарушение порядка применения касс. В новой редакции статьи 14.5 КоАП РФ размеры штрафов следующие:

Неприменение кассового аппарата, если он должен применяться:

  • от ¼ до ½ суммы покупки, но не менее 10 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • от ¾ до полной суммы покупки, но не менее 30 000 рублей для юридических лиц;

Применение старой ККТ или нарушение порядка их регистрации/перерегистрации:

  • предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей для юридических лиц.

Отказ в выдаче покупателю бумажного или электронного чека:

  • предупреждение или штраф 2 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • предупреждение или штраф 10 000 рублей на юридических лиц.

Конечно, учитывая новизну такого порядка оформления наличных расчётов и количество новых участников, есть высокая вероятность сбоев в работе системы. По крайней мере, в рамках эксперимента 2014 года они происходили. Но пока что альтернативы ККТ-онлайн и каких-либо послаблений не ожидается.