Эссе на тему человеку общение нужнее еды. Конспект урока по обществознанию:" Общение" (8 класс)

Автор с помощью нескольких простых правил, а так же с помощью пошаговой инструкции пытается научить старшеклассников и их учителей как правильно написать сочинение -эссе по обществознанию, публикуе твыдержки из работ своих учеников, приводит четкий алгоритм выполнения данного задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм написания сочинения-эссе по обществознанию.

На протяжении всего существования ЕГЭ обществознание является наиболее востребованным экзаменационным предметом по выбору. Как правило, наиболее сложным заданием считается сочинение-эссе, так же распространено мнение, что далеко немногие " отличники" способны качественно выполнить это задание

Итак,

Правило 1. Вам предлагается на выбор пять цитат, относящихся, соответственно, к философии, экономике, политике, социальной психологии и праву. Методисты не рекомендуют выбирать философию и экономику, если только данные предметы не предусмотрены учебным планом образовательного учреждения (т.е. преподавались в старших классах как отдельные предметы).

Правило 2. Если вы воспользовались правилом 1, значит ваш выбор сузился до трёх цитат. Выбирает только ту, в которой вы можете безошибочно определить обществоведческую тему, изученную когда-то на уроке.

Помните, что сочинение по обществознанию существенно отличается от сочинения по литературе. "Запудрить мозги" проверяющим огромными объемами, развернутым предложениями и пространными рассуждениями, далеко выходящими за рамки темы не удастся.

Наше сочинение должно быть конкретным и сжатым.

ПРИМЕР 1.

Социология, социальная психология: « Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства» (Е.А.Крашеннинникова).Обществоведческая тема: «Биологическое и социальное в человеке». Перечисляем биологические и социальные потребности человека, отдельно говорим о мышлении и речи, как об основных отличительных признаках человека от других живых существ, доказываем, что только в общении с себе подобными человек овладевает речью и мышлением и становится человеком. Как пример используем Маугли Р. Киплинга.

Правило 3. В первых строках сочинения вы должны раскрыть смысл цитаты, т.е. объяснить, что имел ввиду автор.

Учтите, если смысл цитаты не раскрыт или раскрыт неверно- дальше ваше сочинение никто проверять не будет, каким бы интересным оно не было. А значит, вы не за работаете ни балла.

Правило 4. Еще пять лет назад учителя рекомендовали выпускникам начинать раскрытие темы словами: Я считаю так..., мотивируя это тем, что каждый имеет право на личное мнение, пусть даже ошибочное, а у эксперта « рука не поднимется» не начислить хотя бы несколько баллов за такое сочинение.

Времена изменились: ваше мнение никого не интересует, а баллы начисляются только за точные формулировки и знания.

а) Выбираю цитату;

б) Определяю обществоведческую тему, которой соответствует выбранное высказывание;

в) Раскрываю смысл цитаты, используя обществоведческие термины;

г) Даю определения использованным терминам;

д) Привожу конкретные примеры к данному высказыванию и обществоведческой теме.

И наконец,

Правило 5. Лучше приводить примеры литературные, исторические или сюжеты СМИ.

Примеры из личной жизни или собственных наблюдений советую оставить, т.к. жизненный опыт выпускников сравнительно невелик и многие события они могут интерпретировать неверно.

ПРИМЕР2.

Политология: « Закон должен властвовать над всеми» Аристотель.

Тема: « Правовое государство. Право выше власти» (по УМК Л.Н Боголюбова)

Основные термины: Правовое государство; признаки правового государства; принцип разделения властей.

Смысл: « Все равны перед законом вне зависимости от своего статуса. Это основной принцип правового государства».

Примеры: Судебное преследование С. Берлускони по обвинению в коррупции.

Удачи на экзамене!


Тема: ОБЩЕНИЕ И УВАЖЕНИЕ

Цель: Формирование навыков эффективного повседневного общения

Задачи:

Воспитательная - Содействовать воспитанию культуры общения , потребности в самовоспитании

Развивающая - Способствовать развитию таких позитивных качеств личности как терпимость, доброжелательность, умение сотрудничать

Познавательная - Создать условия для отработки навыков уважения к товарищам.

Необходимые средства: листки бумаги и ручки по количеству участников.

План занятия:

Этапы занятия

Приветствие

Упражнение «Приветствие»

Разминка

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Работа по теме занятия

Упражнение «Расшифруем слово»

«Шаг навстречу»

Информационный блок

Упражнение «Подойди ближе»

Информационный блок

Упражнение «Слепой и поводырь»

Рефлексия

Обсуждение. Обмен чувствами

ЭПИГРАФ

«Нет большей роскоши,

чем роскошь человеческого общения»

А. де Сент-Экзюпери

Здравствуйте. Я рада вас видеть! С праздником! …Каким?...

· 1 марта - первый день весны,

· Масленица на Новом Урале

· У кого-то день рождения

· У кого-то знаменательный день…

Все события предполагают что-то общее… Да, да - общение …

Сегодня мы и поговорим об общении и уважении. А какие действия становятся началом общения?

Приветствие

Все участники встают в два круга (один в один) лицом друг к другу.

Им предлагается задание: поприветствуйте друг друга глазами, головой, ру­ками, словами.

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Инструкция. Один из участников протягивает руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, бе­рется за нее и протягивает свободную руку другому ребенку, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг.

Работа по теме занятия

Упражнение «Расшифруй слово»

Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной.

Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например:

О - объединение, открытость;

Б - близость, безопасность;

Щ - щедрость;

Е - единение;

Н - необходимость;

И - искренность, истина...

Е - единомыслие

Дети делятся на 2 команды. По окончании воспитанники объясняют свой выбор.

В качестве варианта работы с понятием можно выполнить следующее задание: к слову «общение» нужно подобрать (написать) как можно больше однокоренных слов (общение, общий, общительный, сообщник, сообща…) и объяснить, что их объединяет.

Общение - это широкое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причем не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону. Разговаривает с другом - все это общение. Существует выражение «общение с природой»

При всех различиях в понимании слова «общение» оно означает взаимодействие между людьми, обмен информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

Задание для двух команд:

Собрать определение из разбросанных слов: чувствами, обмен, людьми, взаимодействие, информацией, мыслями, между, суждениями, оценками.

Для углубления понимания сути понятия организую работу с текстом:

«Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно дает главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приемы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе... Общение - это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше, и старику.»

(Крашенинникова навстречу.)

Вопросы и задания:

2. Какие пути выхода из одиночества предлагает автор?

3. Согласны ли вы с мнением, что общение - лекарство от одиночества? Против чего такое лекарство бессильно? Когда оно неэффективно?

4. Предложите не менее трех аргументов в споре на тему «Кому общение нужнее: юноше или старику?».

Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для любого возраста. У всех народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.

Информационный блок

Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен, и стараемся избегать общения с людьми, которые неприятны и не вызываю симпатии. Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.

Примером этому может служить Авраам Линкольн, выдающийся президент Америки. Свое общение с людьми он строил таким образом, что не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе теплым и человечным отношением.

Сообщение воспитанника : В 1864 году, в разгар предвыборной борьбы за президентский пост, Аврааму Линкольну пришлось столкнуться с очень мстительным, решительным и влиятельным оппонентом Чарльзом Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы выказать негативное отношение к будущему президенту Америки. Однако, несмотря на это, Линкольн победил и неожиданно для всех пригласил Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации. Близкое окружение Линкольна не могло понять, почему президент это сделал и как он сумел найти общий язык с Совордом.

Линкольн был не только умен, но и чрезвычайно дальновиден. Он сумел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.

Соворд был поражен отношением Линкольна к себе, служил в его администрации верой и правдой на пользу президенту и государству. Именно Совор, стал человеком, с которым Линкольн провел последние минуты своей жизни, когда бы смертельно ранен.

Нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.

Многим людям неуютно среди людей именно из-за неумения общаться. Что же помогает и что мешает общению?

Из предложенного списка (16) человеческих качеств знаком «+» необходимо отметить те, которые помогают общению и знаком «-» те качества, которые мешают:

Доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, доверчивость, честность.

Упражнение «Подойди ближе»

Инструкция. Выбирается ведущий. Он встает спиной к товарищам. К нему по очереди подходит каждый член группы. Можно варьировать движение: подходить медленно, быстро и т. д. Когда ведущий почувствует, что ему становите некомфортно, он говорит «Стоп», и подходящий останавливается.

Анализ упражнения:

Ø Как ты себя чувствовал, когда стоял спиной к участникам группы?

Ø Насколько близко ты позволил партнеру подойти к тебе? Почему?

Ø Каким образом еще можно дать понять другому человеку, что он подошел к «твоим границам»?

Ø Проявляли ли участники уважение к товарищу, стоящему спиной к группе?

«Уважение к людям есть уважение к самому себе»

Голсуорти

Информационный блок

Уважение - это такое отношение к людям, при котором мы ценим человека, несмотря на его недостатки. Даже если человек не согласен с нашим мнением, не повод для того, чтобы его не уважать.

Уважение влечет за собой доброе отношение к человеку. Воспитать в себе

уважительное отношение к людям можно лишь в том случае, если мы научимся ви­деть в любом человеке, прежде всего, его положительные качества. Когда мы не уважаем человека, нас раздражают его манеры, одежда, поведение. Однако есть способы, которые позволяют человеку развивать в себе уважение к другому.

ПЕРВОЕ - это терпимость. Терпимость к немощной старости, терпимость к материнскому беспокойству, к отцовской требовательности, к детской беспомощ­ности, к человеческой боли и страданиям.

ВТОРОЕ - это настройка на одну волну с человеком, который в ваших глазах не достоин уважения, и попытка посмотреть на окружающий мир его глазами.

ТРЕТЬЕ - размышление о том, как к нам относится человек, уважение к ко­торому нам так тяжело проявить.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Инструкция. Упражнение проводится в парах. Один из участников - «слепой» (ему завязывают глаза), второй - его «поводырь», старающийся аккуратно и бе­режно провести напарника через различные препятствия, созданные заранее (столы, стулья и т. д.). Если есть желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги, замерев в любом месте комнаты. Задача проводника - провести «слепого так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники могут поменяться ролями.

Методическая разработка урока обществознания

в 8 классе

на тему «ОБЩЕНИЕ»

Ельцова Наталья Викторовна

учитель истории и обществознания

2017г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

КЛАСС : 8

ТИП УРОКА : урок объяснения нового материала

УМК : программа по обществознанию 5-9 кл. для общеобразовательных школ А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой, учебник «Обществознание» 8кл. под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой, 8 кл. под редакцией Л.Н. Боголюбова

ТЕМА УРОКА : «Общение»

    ЦЕЛИ: раскрыть сущность общения, рассмотреть его виды и формы, показать роль общения в жизни человека;

    познакомить с элементами культуры общения людей;

    научить элементарным приемам различных форм общения;

    развитие умения работать в группе, актуализировать знания;

    воспитание культуры общения, побуждение к самовоспитанию.

ЗАДАЧИ :

Обучающая : Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

Развивающая : Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

Воспитывающая : Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ТЕМЫ - общение, ритуал, межкультурное общение

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    • личностные

Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию. -Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

    • предметные

Владение комплексом знаний об общении, видами и формами общения. -Сформировать умения применять обществоведческие знания в учебной, профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении. -Владение приёмами работы с электронными ресурсами и сервисами

    • метапредметные

    Познавательные УУД:

Развиваем умения работать в группе. -На основе анализа объектов делать выводы. -Обобщать и классифицировать по признакам.

    Регулятивные УУД:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно -Прогнозировать предстоящую работу. -Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа. -Исследование реальных связей и зависимостей.

    Коммуникативные УУД:

-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, экран, проектор, ноутбук, маркеры, фланелеграф, на фланелеграфе дерево без листьев, на столах листики разного цвета, цветы разного цвета: красные и синие, карточки с надписями «ДА» и «НЕТ»)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

1. легенда;

2. фрагмента из книги Д.Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». 3. презентация;

4. кейс «Хочу быть старостой».

ФОРМЫ РБОТЫ - урок-практикум с применением информационных технологий

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: фронтальная ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

    информационные;

    интерактивные;

    сотрудничества.

МЕТОДЫ : проблемно-поисковый и самоконтроля, практический, эвристический, эмоционального стимулирования

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ история,

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ : объяснение, рассказ, эвристическая беседа, использование межпредметных связей, организация самостоятельной работы с учебником .

ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - работа вгруппах.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВИДЫ ОЦЕНИВАНИЯ - ф ормирующее оценивание на протяжении всего урока в виде самооценки, взаимооценки выполненных заданий, рефлексия в конце урока

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

Эпиграф: « Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения» . А. де Сент – Экзюпери

    ОРГМОМЕНТ

Ц ель : Предварительная организация класса

Проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

Цель: психологический настрой учащихся.

Ожидаемый результат: обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Учитель: Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный , - желают общаться.

Желтый - проявят активность.

Синий - будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ .

Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о социальной структуре общества, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Ожидаемый результат: Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися, умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу.

Педагогические приемы: фронтальная беседа

Ответьте «да» или «нет» (карточки)

    Межличностные отношения могут быть только деловыми. (нет)

    При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе частных взаимоотношений. (да)

    Деловые отношения складываются на основе частных взаимоотношений. (нет)

    Более близкими межличностными отношениями становятся приятельские отношения. (нет)

    В межличностных отношениях важно понять другого. (да)

II I . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков, самостоятельное формулирование понятия «Общение»

Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельно добывать знания, развитие умения делать общие выводы, готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Педагогические приемы: работа с учебником, фронтальная беседа

1. Создание мотивации.

Учитель: «Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

Да, водицы испить.

Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем, люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.

Вопросы классу:

Скажите пожалуйста что должен был сделать богатырь, прежде чем биться с драконом?

Как называется процесс, когда люди просят друг у друга что-то или разговаривают о чем либо?

Сегодня мы с вами поговорим об общении. Тема нашего урока называется: «ОБЩЕНИЕ»

Мы с вами живем среди людей. Наше время - время активных, предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об общении и постараемся расширить свои знания по этой теме.

2. Что такое общение. Необходимость общения для человека.

Общение – это очень многоплановое понятие:

    Человек читает книгу – это общение,

    Смотрит спектакль …

    Говорит по телефону…

    Мы сегодня на уроке тоже будем с вами общаться.

Ребята приведите свои примеры общения?

Давайте с вами подумаем, что же такое общение. Выслушав детей, проводится запись определения в тетрадь:

Общение- это социально- психологический процесс взаимодействия двух и более людей.

Общение – это обмен между людьми информацией, мыслями, чувствами, оценками.

Работа с текстом «Общение - лекарство от одиночества.» Е.А.Крашенинникова - современный российский психолог и писательница.

Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно дает главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приемы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе… Общение – это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше и старику.

Вопросы и задания:

2.Какие пути выхода из одиночества предлагает автор?

3.Согласны ли вы с мнением, что общение – лекарство от одиночества? Против чего такое лекарство бессильно? Когда оно неэффективно?

4.Кому общение нужнее: юноше или старику? Почему?

Учитель подводит итог

3.Виды общения

Игра «Слепой, немой, глухой»

Ученики получают таблички с обозначениями ролей и играют роли: « слепого»,

«немого», «глухого». Предлагается передать определённую информацию в разном порядке: немой- глухому и слепому; слепой – глухому и немому; глухой – слепому и немому. В конце игры вы должны ответить на вопрос, какие средства общения вы использовали?

Запись на доске и в тетради:

Виды общения

(в зависимости от средств передачи информации)

Речевое (вербальное) Неречевые (невербальные)

(речь) (мимика, жесты, интонация, движения тела)

В науке выделяют такие виды общения:

Общение

Перцептивное (предполагающее умение чувствовать другого)

Вербальное

(словесное)

Интерактивное (посредством взаимодействия людей, решающих определенную проблему


Вербальное общение предполагает передачу мыслей при помощи слов. Известный физиолог И.П. Павлов заметил, что «слова – это самое эффективное средство воздействия». Слово- это мощное орудие, которым можно убить или воскресить человека.

Задание: попробуйте доказать этот факт. Испытывали ли вы на себе мощное воздействие слова?

(В рассказе К. Чапека описывается случай, когда молодой парень, услышав обидные слова о себе от крестьянина, бросил в него камень весом в 10 кг, который пролетел 21 метр и задел руку обидчика. На следственном эксперименте это не удалось повторить. Когда уехал следователь, крестьянин рассмеялся и вновь разозлил парня. Последний от его слов пришел в ярость и бросил камень на 30 метров)

Интерактивное общение предполагает взаимодействие людей и приспособление их друг к другу в процессе совместной работы, учебы, отдыха. В процессе такого общения у людей возникают симпатия, взаимопонимание. Такой вид общения включает в себя кооперацию, конкуренцию людей. Общаясь друг с другом, люди нередко вступают в конфликтные ситуации.

Перцептивное общение – это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. В процессе такого общения учитываются мотивы поведения людей.

Подумайте:

В каких формах осуществляется общение людей на уроках в школе?

4.Формы общения.

Работа с учебником /с.60-62/- работа в парах.

Задание 1: Деловое/ служебное

Задание 2:Повседневное/бытовое

Задание 3.Убеждающее

Задание 4:Ритуальное

Каждая пара учащихся готовит одну форму общения.

В ходе проверки заполняется таблица, где указываются характерны черты основных форм общения.

3.Культура общения.

Чтение фрагмента из книги Д.Карнеги « Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».

« Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая- то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, пока он кончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивать его пустую болтовню. Сразу же вмешивайтесь и прервите его на середине фразы.

Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает.

А «человек, который думает только о себе, - говорит президент Колумбийского университета доктор Батлер,- безнадежно некультурен».

Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей говорить о себе»

Вопросы и задания:

1.Согласны ли вы с мнением Д.Карнеги? Почему ваше мнение таково?

2.Как, по вашему мнению, связаны между собой культура общения и общая культура?

3.Какими чертами должен обладать человек, стремящийся к полноценному общению?

    Что необходимо для того, чтобы оно было в радость?

Культура общения! Под этим понятием подразумевается целый комплекс умений уважительного, понимающего отношения к партнеру.

Древние заповеди общения гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:

    Доверие к тому, с кем общаешься , вера в то, что человек с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;

    Уважение к тому, с кем общаешься , признание того, что человек высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо;

    Уступчивость.

Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного выполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра. Сделать это с желанием и тактом.

    В общение следует вступать без предвзятости , т.е. заранее принятого отрицательного отношения.

Как никто лучше о предвзятости сказал М. Горький.

«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего»

Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.

    М.М. Рощин:

«Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.»

А теперь мы с вами проведём творческий конкурс

Составим 2 букета «Законов общения»,

1 букет «Сложности общения» т.е., что нам мешает в полноценном общении.

2 букет «Радости общения», какие качества человека делают наше общение полноценным.

(ребятам выдаются цветы темного цвета, на них ребята пишут те качества человека, которые мешают общению; а затем цветы красного или оранжевого цвета, на которых ученики пишут качества человека, которые помогают полноценному общению. К магнитной доске прикрепляются ответы учащихся. Если у учащихся возникли затруднения, они могут воспользоваться вариантами ответов, которые записаны на рабочем листе.

Что помогает общению:

    Выслушай мнение другого с пониманием.

    Не обвиняй людей, а попытайся их понять.

    Искренне цените и хвалите достоинства людей.

    Доброжелательность.

    Любовь к людям.

    Сопереживание – это очень важно.

    Творить добро.

    Честность

    Чувство юмора.

    Вежливость

    Терпимость толерантность. и др.

Что мешает общению:

    Зависть

    Недисциплинированность,

    Злобность.

    Жестокость.

    Неуважение собеседника

    Национализм.

    Хамство.

    Замкнутость.

    Эгоизм (себялюбие).

    конфликтность.

    Пессимизм. и др.)

Вывод: Да заповеди общения актуальны и сегодня

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Цель: закрепление нового знания

Ожидаемый результат: умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые знания

Педагогические приемы: фронтальная беседа, составление синквейна (интерактивная форма обучения)

Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое общение и какова его роль в жизни людей?

Самая главная цель общения состоит в том, чтобы…..

В ходе общения происходит….. Результатом общения можно считать….

Р ассмотрим кейс-ситуацию и ответим на поставленные вопросы. Обсудим ответы в паре.

Кейс «Хочу быть старостой».

Лера всегда хотела быть старостой в классе, но классный руководитель, видя, что ребенок очень властный, не честный, проводила выборы в актив класса, так, что бы этой должности ей не предлагали. И старостой в классе выбиралась очень ответственная, добрая девочка Вика. В 9 классе, Лера решила взять эту ситуацию в свои руки, настраивает девочек класса против Вики. Приводит девчонкам вот такие примеры:

Так Кристина жирная, ей бы последить за своим весом, а она постоянно жуёт конфеты.

Лена, хоть и отличница, но по жизни глупа, так как выбрала в подруги Катю, которая с ней дружит только потому, что она даёт ей списать.

Что Наташа и Рита влюбились в Колю, строят ему глазки, одеваются вызывающе и вообще ведут себя как дурочки.- Эля одевается из «Сэконхэнда», так как ей родители не могут купить нормальные вещи.

Говоря всё это, добавляла, что Вика всегда говорит плохо о других, а при этом ещё староста, можно представить, о чём она говорит классному руководителю Любовь Петровне.

Услышав о себе такие вещи, девочки класса пошли на разборки к Вике. Вика была ошарашена такими обвинениями, попыталась доказать, что она об этом не говорила, но её никто не слушал. Расплакавшись, она пошла к Любови Петровне. Классный руководитель разобралась в ситуации. Вика осталась старостой, а Лера, окончив 9 класс, ушла из школы.

Алгоритм разбора ситуации.

    Назовите участников ситуации.

    Отнеситесь к этой ситуации.

    Какие формы общения здесь встречаются?

    Как бы вы поступили, услышав о себе не приятное?

    Как бы вы поступили на месте Вики?

    Как вы думаете, как удалось классному руководителю разобраться в ситуации?

    Как вы думаете, что чувствовала Вика во время обвинения в свой адрес со стороны девочек; когда классный руководитель выяснял ситуацию?

    Как вы думаете, как относились к Лере после выяснения ситуации?

    Какими вы видите в будущем Вику и Леру

6.ИТОГ УРОКА

Цель: подведение итогов урока

Ожидаемый результат: понятие учащимися важности общения

Педагогические приемы: составление синквейна

Составление синквейна на тему «Общение».

1строчка – одно существительное 2строчка-два прилагательных, раскрывающих тему синквейна 3строчка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна 4строчка - целая фраза, с помощью которой выражается отношение к теме 5 строчка- слово- резюме, которое дает новую интерпретацию темы. Позволяет выразить к ней личное отношение

Образец синквейна:

1. Общение. 2. Речевое, повседневное. 3. Передавать, обмениваться, убеждать. 4. Человек без общения, как без воздуха. 5. Самовыражение. Давай поболтаем! Давай поговорим!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Цель: повторение пройденного материала, развитие у учащихся творческих способностей

Параграф 8. Индивидуальные задания

    Подготовить и разыграть в классе модели различных видов общения.

    В течение недели проанализировать свое общение с различными людьми по схеме:

А) в каких формах происходило общение

Б) были ли конфликтные ситуации в процессе общения и как их можно было предотвратить

В) какие элементы культуры общения проявляли люди в процессе конкретного социально-психологического взаимодействия

РЕФЛЕКСИЯ.

Цель: самоонализ успехов и неудач учащихся на уроке

Ожидаемый результат: Умение делать самооценку учебной деятельности, умение творчески выражаться.

Педагогические приемы: игровая форма, психологический тренинг

Психологический тренинг. Спасибо!

Описание упражнения

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения.

Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Отлично

Хорошо

плохо

В конце урока звучит песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать»

РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА : В конце урока я предложила ученикам выполнить задание по составлению синквейна. Всем понравилось составлять синквейн (такую форму работы использую на уроках часто и это всегда проносит хорошие результаты).С трудностями на уроке учащиеся не встретились. Своим главным результатом ученики назвали то, что она усвоили, что такое общение и какие отношения должны быть между людьми в процессе общения. Дети сами наметили вопросы, над которыми необходимо работать. Я считаю, что урок достиг своих целей. Главное это было интересно всем: и детям и мне. Мы были единым целым и урок прошел на одном дыхании. Все были вовлечены в учебный процесс, старались помочь товарищу. В ходе проведения таких уроков с применением ИКТ и межпредметных связей возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, меняется характер взаимоотношений не только между детьми, но и между учителем и классом.

ИСТОЧНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ :

1. Даль В. Толковый словарь. – Москва: Мир книги, 2002. 2. Кравченко А.И. Обществознание.- Москва: Русское слово, 2013.

3. Кравченко А.И. Методическое пособие по обществознанию. – Москва: Русское слово, 2010.

4.Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание: Учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений.-М.: Просвещение, 2013.

Обществознание, 8 класс

Урок № 4-5

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

(ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЕ УРОКИ)

© А.И. Колмаков


цели

  • Обобщить и конкретизировать знания по теме раздела «»Личность и общество»
  • Корректировать умения характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека; определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами;
  • Воспитывать гражданскую позицию социально активной личности

понятия

  • Человек, индивид, личность;
  • Смысл жизни, счастье;
  • Профессиональный выбор;
  • Мировоззрение;
  • Адаптация, индивидуализация, интеграция (фазы становления личности);
  • Социализация, агенты социализации
  • изменчивость (общества);
  • стабильность;
  • эволюционное развитие общества;
  • социальные революции;
  • «бархатные» революции;
  • реформы «сверху», «снизу»;
  • глобализация;
  • информационная революция;
  • МВФ, ВТО;
  • глобальные проблемы современности
  • Общество как форма жизнедеятельности людей.
  • Основные сферы общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовная).
  • Общественные отношения.
  • Социальные нормы.
  • Ступени развития общества (традиционное /аграрное/, индустриальное, постиндустриальное)

См.: уроки №№ 1-3



Практикум. Личность человека как формирующееся явление

практикум

  • Текст 1. Общество - взаимодействие людей
  • П. Сорокин (1889-1968) - русско-американский социолог
  • Раз мы говорим об обществе, тем самым мы предполагаем наличность не одной единицы, не одного существа, а по меньшей мере нескольких. Единица общества не составляет. Значит, общество означает прежде всего совокупность нескольких единиц (индивидов, существ, особей). Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких сношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда вывод: общество означает не только совокупность нескольких единиц (особей, индивидов и т. д.), но предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь. Иными словами, понятие общества не только предполагает наличность нескольких единиц, но и требует еще, чтобы эти единицы взаимодействовали между собой.
  • ...Общество в смысле социологическом означает прежде всего совокупность людей, находящихся в процессе общения...
  • Действительно, присматриваясь к миру человеческого общежития, мы видим людей, живущих совместно друг с другом; между ними ежесекундно возникают тысячи процессов взаимодействия, носящих психический характер: обмен идеями (религиозными, научными, обыденными, художественными образами и т. д.), обмен волевыми импульсами (общества и кооперации, в которые люди объединяются для достижения целей коммерческих, благотворительных, хозяйственных, моральных, научных и т. д.), обмен чувствами (на почве любви, сострадания, ненависти, при созерцании драмы, при религиозном обряде и т. д.)...
  • Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С. 27-29.
  • Вопросы и задания: 1. Какой признак общества в приведенном отрывке находится в центре внимания автора? Подтвердите свою мысль цитированием текста. 2. Какие взаимодействия людей в обществе называет П. Сорокин? Приведите примеры взаимодействий, не названных в этом тексте. 3. С каким положением параграфа учебника можно связать основную идею данного фрагмента? В чем эта связь состоит?

практикум

  • Текст 2. Общение - лекарство от одиночества
  • Е. А. Крашенинникова - современный российский психолог и писательница
  • Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно дает главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приемы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе... Общение - это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше, и старику.
  • Крашенинникова Е. А. Шаг навстречу. - М., 1988. - С. 16-17.
  • Вопросы и задания: 1. Как автор фрагмента оценивает значение общения в жизни человека? Согласны ли вы с подобной оценкой? Если да, то в чем? Что можете возразить автору? 2. Какие пути выхода из одиночества предлагает автор? 3. Согласны ли вы с мнением, что общение - лекарство от одиночества? Против чего такое лекарство бессильно? Когда оно неэффективно? 4. Предложите не менее трех аргументов в споре на тему «Кому общение нужнее: юноше или старику?».

практикум

  • Текст 3. Глобальные проблемы современности
  • В. М. Долгов - современный российский ученый-историк и политолог
  • Под глобальными проблемами понимаются такие аспекты жизни и развития человечества, которые возникли в результате деятельности людей, объединяют население Земли принципиальными связями, свидетельствуют о кризисности состояния тех или иных областей жизни общества. Это - проблемы экологического состояния жизни, сохранения мира, преодоления опасных болезней, обеспечения населения планеты продовольствием, регулирования народонаселения, преодоления отсталости многих регионов и народов, ресурсообеспечения, освоения Мирового океана, использования космического пространства, сохранения общечеловеческой культуры и нравственных традиций и др.
  • Большинство глобальных проблем имеют глубокие корни в истории: остро стоят вопросы войны и мира, голода и массовых болезней, различий в уровне развития отдельных стран и регионов планеты. Столетиями накапливались противоречия во взаимоотношениях людей с природой, нарастали их масштабы и острота. Критический момент наступил после Второй мировой войны, когда индустриализация набрала невиданные темпы. Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М., 1999. - С. 744.
  • Вопросы и задания: 1. Назовите глобальные проблемы современности и кратко поясните их. Почему эти проблемы носят глобальный характер? 2. Опираясь на текст, определите, какие из глобальных проблем связаны со сферой международных отношений; какие - со взаимоотношениями личности и общества; какие - с взаимодействием человека и природы. На конкретных примерах покажите взаимосвязь этих трех групп глобальных проблем. 3. Объясните, почему большинство глобальных проблем имеет глубокие исторические корни. Используйте в ответе материал учебника.

практикум

  • Текст 1. О личности
  • В. Э. Чудновский - современный отечественный ученый, педагог, психолог.
  • В слове «личность» отражается наиболее существенное в человеке - его «сердцевина», ядро... потребности, интересы, склонности... взгляды и убеждения. Личность - наисложнейшая система... И наиболее важным... в этой системе является то свойство человека, которое выражается в способности не только становиться над обстоятельствами, преобразуя их в соответствии с собственными целями, но и «сделать себя самого», «строить» и реализовывать «модель» будущей жизни.
  • Конечно, далеко не каждый человек достигает такого уровня развития. Противоположным полюсом является податливость внешним обстоятельствам, зависимость от ситуации. Ситуационность, характерная для маленького ребенка, в ходе воспитания и развития личности должна быть преодолена. Но так бывает далеко не всегда... По данным специально проведенных исследований ситуационность характерна для многих «трудных» подростков, которые стоят на «грани» между обычными школьниками и малолетними правонарушителями. Она является как бы психологической предпосылкой совершения правонарушений. Сам образ жизни такого подростка - наглядное воплощение ситуационности поведения. Они больше всего любят праздность - бродить по улицам, сидеть в подъездах, завязывать случайные знакомства... Большинство из них ограничивает свои интересы удовлетворением примитивных или общественно вредных потребностей... У них... слаба нравственная мотивировка поступка.
  • Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. - М., 1997. - С. 88.
  • Вопросы и задания: 1. Какое свойство человека, по мнению автора фрагмента, является наиболее важным в сложной системе личности? 2. Объясните, как вы понимаете следующие выражения: «способность становиться над обстоятельствами, преобразуя их в соответствии с собственными целями», «сделать себя самого», «строить и реализовывать модель будущей жизни». (Если у вас возникнут затруднения, посоветуйтесь с кем-нибудь из взрослых.) 3. Сопоставьте характеристики личности: приведенную в тексте учебника и изложенную в данном фрагменте. Что вы находите в них общего? Какие видите новые, дополнительные черты? 4. Чем опасен противоположный полюс развития человека - податливость внешним обстоятельствам, зависимость от ситуации? Почему важно уметь преодолевать ситуативность? 5. Привлекая материал учебника, объясните, каким путем следует идти, преодолевая в себе податливость, ситуативность, формируя свою личность, «делая себя самого».

1.Как относятся понятия «человек» и «общество»?

2. Кого называют личностью?

3.Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида?


4.Почему учёные характеризуют общество как форму совместной жизнедеятельности людей?

5.В чём заключаются взаимосвязи основных сфер общественной жизни?

6.Какие изменения происходят в современном обществе?



Человек – существо биосоциальное

1. Человек – часть природы.

2. Человек – индивид.

Индивид и индивидуальность.

3. Человек – личность.


Все люди , связанные друг с другом многообразными отношениями, образуют ОБЩЕСТВО

Социальные нормы

Общество

Ступени развития общества

Аграрное общество

(Древний мир, Средневековье)

Постиндустриальное общество

(США, Япония)

Индустриальное общество


СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ - регуляторы отношений между людьми






Тест 1

Тест 2


Тест 3

Тест 4


Тест 5

Тест 6



Тест 8*

Установите соответствие

а) социальный образ человека;

б) биосоциальное существо, обладающее мышлением, речью, способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда;

в) человек, как отдельно взятая личность, живой организм

  • Человек.
  • Индивид.
  • Личность.

Ответ запишите цифрами:


Тест 9

Тест 10


Тест 11

Тест 12


Тест 13

Тест 14


Тест 15

Тест 16


Тест 17

Тест 18