Перемещение грунта на косогорах. Строительные машины и оборудование

7.8.1 До начала земляных работ на косогоре выше верхней кромки разрабатываемой выемки должны быть устроены нагорные водоотводные канавы, предотвращающие возможность стока воды по косогору в разрабатываемую выемку.

7.8.2 Для обеспечения устойчивости насыпи, отсыпаемой на косогоре, на площадиподошвы насыпи до ее отсыпки должны быть нарезаны уступы шириной 2-3 м бульдозером с поворотным отвалом, движущимся продольными ходами параллельно оси дороги, начиная с нижнего уступа.

После нарезки нижнего уступа грунт из нарезаемого вышележащего уступа, перемещенный на готовый нижний уступ, распределяют равномерным слоем и уплотняют до начала отсыпки последующего слоя насыпи. При возможности обрушения грунта откоса разработку можно начинать с верхнего уступа с перемещением грунта под откос.

На пологих косогорах крутизной менее 20° вместо нарезки уступов допускается производить рыхление многокорпусным плугом.

7.8.3 Выемки на пологих косогорах при крутизне менее 20° следует разрабатывать бульдозерами с поворотным отвалом, проходами под углом 45° к оси дороги. При этом грунт перемещается в насыпь, начиная с ее нижней части, и обеспечивается его послойное разравнивание и уплотнение.

На косогорах крутизной более 20° разработку выемки и отсыпку грунта в насыпь выполняют бульдозерами с универсальными отвалами проходами параллельно или под углом менее 45° к оси.

Производство земляных работ с применением гидромеханизации

7.9.1 Применение гидромеханизации эффективно при достаточно крупных концентрированных объемах земляных работ (не менее 50000 м 3 на километр насыпи), удобно расположенных карьерах песчаных и супесчаных грунтов, привозможности использования промышленной электроэнергии для питания земле сосных и гидромониторных установок.

7.9.2 Работы по гидронамыву земляного полотна автомобильных дорог следует выполнять специализированной производственной организацией. Подготовительные работы по гидронамыву насыпи могут выполняться дорожно-строительной организацией. К таким работам относятся корчевка леса и другие

Интенсивность намыва грунта в насыпь должна обеспечить отдачу воды из грунта. В зависимости от вида намываемого грунта она должна быть в пределе значений, приведенных в таблице 7.7.

Таблица 7.7- Интенсивность намыва грунта в насыпь

7.9.3 Водоотводной колодец следует устраивать в центре «карты». Сечение колодца должно быть рассчитано на максимальный расход пульпы, подаваемой на «карту».

Для отвода воды из колодца устраивают штольню с уклоном дна не менее 5 % в низовую сторону; штольня и водоотводной колодец должны иметь стенки из водонепроницаемых материалов, а также не должны пропускать воду в места сопряжения.

Насыпи необходимо намывать с запасом на осадку, принимаемым в 1,5 % высоты насыпи при намыве из смешанных грунтов и в 0,75 % - при намыве из песчаных грунтов.

7.9.4 Для сокращения трудовых затрат на подготовительные работы, укладку пульпопроводов, обвалование, а также для уменьшения затрат лесоматериалов рекомендуется при намыве насыпай высотой более 2 м применять безэстакадный торцовый способ намыва {рисунок 7.10). Применение этой технологии намыва земляного полотна осуществимо при обязательном применении машин для выполнения всех вспомогательных работ и. прежде всего, для устройства обвалования и перекладки труб.

1 - рабочий пульпопровод; 2- крем грузоподъемностью 2.5 т (удельное давление на грунт 0,017 МПа); 3 - водосборные колодцы; 4 - переключатель 5 - последующие положения пульпопровода; 6 - положение пульпопровода при движении «вперед»; 7 - положение пульпопровода при движении «назад». Q - направление движения пупьпы

а- план, б-поперечной разрез

Рисунок 7.10 -Схема безэстакадного торцового метода намыва земляного полотна

Применение эстакадного или безэстакадного способов намыва грунта должно быть обосновано в проекте организации работ соответствующими технико-экономическими расчетами.

При намыве безэстакадным способом подходов к большим мостовым сооружениям необходимо предотвратить возможность растекания пульпы по затяжному уклону в местах примыкания к береговым устоям, для чего у берегового устоя следует создать различные задерживающие устройства (боковые и торцовые открылки-стенки, обвалование и т. п.).

7.9.5 Гидронамыв земляного полотна должен быть увязан с процессом строительства искусственного сооружения через водную преграду.

7.9.6 Если по местным условиям не представляется возможность разработать пионерную траншею или пионерный котлован с заполнением водой из водотока и последующим вводом в забой грунтового карьера земснаряда на плаву, то разработка карьера целесообразна с применением гидромониторов.

Если в месте перехода трассы через водную преграду берег песчаный и его необходимо срезать или устроить струенаправляющее обвалование, то для размыва берега следует также применять гидромониторы с перекачиванием пульпы из приемного зумпфа землесосными установками.

По своим размерам зумпф должен обеспечивать бесперебойную работу землесосной установки в течение 1-2 мин в случае перерыва поступления пульпы.

7.9.7 Для разработки выемок гидромониторами воду подают под напором.

При работе гидромониторов следует применять:

Прямое водоснабжение - в тех случаях, когда источник имеет дебит, равный или больше, чем расход воды гидромониторами;

Водоснабжение с повторным использованием - в тех случаях, когда воды требуется больше, чем может дать источник; отработавшая вода для возможности повторного использования должна быть осветлена в отстойном бассейне.

УПЛОТНЕНИЕ ГРУНТОВ

Общие положения

8.1.1 Уплотнение грунтов, из которых сооружается земляное полотно, является технологическим процессом, в результате которого достигаются расчетная прочность, устойчивость и стабильность дорожной конструкции.

Возведение насыпей без послойного уплотнения грунтов (катками, трамбовками и др.) допускается в особых случаях: на болотах (ниже поверхности болота), в водоемах (подводная часть); методом гидронамыва. В перечисленные случаях в проекте должно быть указано, каким методом вместо послойного уплотнения обеспечивается требуемая стабильность насыпного грунта.

8.1.2 Плотность грунта оценивается коэффициентом уплотнения (К у).Вземляном полотне автомобильных дорог коэффициент уплотнения грунтов не должен быть ниже значений, приведенных в ТКП 45-3.03-19 (приложение Л).

Отсыпка грунта в насыпь производится, как правило, от краев к середине всю ширину полотна, включая откосные части. В целях уплотнения грунта в краевых частях, прилегающих к откосу, ширина отсыпаемого слоя может быть больше проектного очертания насыпи на 0,3-0,5 м с каждой стороны. Непосредственно перед началом работ по укреплению откоса излишний грунт снимают при планировке откосов и перемещают для досыпки обочин, устройства съездов, рекультивации дорожной полосы. Если после снятия излишнего грунта обнаружено недоуплотнение грунта на откосе, то производят дополнительное уплотнение в соответствии с 8.5.3-8.5.5. достаточность которого определяют повторными замерами.

Насыпь не уширяют при отсыпке из крупнообломочных и песчаных грунтов, не изменяющих существенно объема при уплотнении, а также при сооружении высоких насыпей или насыпей с откосами 1:2 и более пологих. Для этих случаев уплотнение откосов должно быть предусмотрено в качестве отдельной операции.

8.1.3 Каждый слой разравнивают с учетом продольного уклона поверхности насыпи. В поперечном сечении поверхность слоя планируется под односкатный или двускатный профиль с уклоном к бровке 20 %о для песчаных грунтов. 40 %о – для глинистых. Поверхность каждого слоя должна быть выровнена так, чтобы после уплотнения на ней не было углублений или возвышений более 50 мм и чтобы во время дождя не образовывались лужи. Ровность поверхности слоев проверяют визирками или нивелированием.

8.1.4 Каждый последующий проход уплотняющей машины по одному следу не следует делать до тех пор. пока вся ширина земляного полотна не будет перекрыта следами предыдущего прохода уплотняющей машины (на насыпях шириной более 20 м допускается продольное деление захваток). Особое внимание должно быть уделено уплотнению грунта на участках съездов и въездов на дорогу (на длине 15 - 20 м по обе стороны) и на концевых участках, в местах их примыкания к участкам, отсыпанным при сосредоточенных работах.

8.1.5 Для уплотнения связных грунтов целесообразно применять катки на пневматических шинах, кулачковые и решетчатые прицепные катки; для уплотнения несвязных грунтов следует использовать вибрационные и виброударные машины, катки на пневматических шинах.

Уплотнение рыхлых, особенно глинистых, грунтов следует производить двумя видами катков: предварительное уплотнение (прикатка) - массой 6-12 т и окончательное уплотнение - массой более 25 т.

В процессе предварительного уплотнения более легкими катками следует выполнять до 30 %-40 % от общего потребного количества проходов.

8.1.6 Наибольшая плотность грунта может быть достигнута при применении катков, обеспечивающих максимальное, допустимое по условиям прочности данного грунта, контактное давление на поверхность слоя (таблица 8.1). Контактное давление на протяжении всего процесса уплотнения должно быть близко к пределу прочности грунта. При превышении предела прочности грунта могут возникнуть явления местного разупрочнения (волнообразование перед колесами катков, выдавливание грунта в стороны при трамбовании). При недостаточном контактном давлении высокая плотность также не может быть достигнута ни уменьшением толщины слоя, ни увеличением числа повторно прилагаемых нагрузок.

Таблица 8.1 - Пределы прочности грунтов

8.1.7 Требуемая плотность грунтов может быть достигнута при влажности, отличающейся от оптимальной не более чем указано в таблице 8.2.

8.1.8 При влажности менее допустимой (см. таблицу 8.2) несвязные и малосвязные грунты рекомендуется увлажнять в отсыпанном слое незадолго перед уплотнением. Связные грунты, в которых перераспределение влаги идет медленнее, рекомендуется увлажнять на месте разработки (в карьере, выемке, резерве) после их разрыхления.


Таблица 8.2 – Допустимая влажность грунтов при уплотнении

Грунты Допустимая влажность (W доп) в долях от оптимальной (W 0) при требуемом коэффициенте уплотнения грунта
св. 1,0 1,0 – 0,98 0,95 0,90
Пески пылеватые; супеси легкие крупные Супеси легкие и пылеватые Супеси тяжелые пылеватые; суглинки легкие и легкие пылеватые Суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые, глины 0,85 – 1,30 0,85 – 1,20 0,90 – 1,10 0,90 – 1,00 0,80 – 1,35 0,80 – 1,25 0,85 – 1,15 0,90 – 1,05 0,75 – 1,60 0,75 – 1,35 0,80 – 1,30 0,85 – 1,20 0,75 – 1,60 0,70 – 1,60 0,75 – 1,50 0,80 – 1,30
Примечания 1 При возведении насыпей из непылеватых песков в летних условиях допустимая влажность не ограничивается. 2 Настоящие ограничения не распространяются на насыпи, возводимые гидронамывом. 3 При возведении насыпей в зимних условиях влажность грунтов не должна, как правило, быть более 1,3W 0 для песчаных и непылеватых супесчаных, 1,2W 0 – для супесчаных пылеватых и суглинках легких и 1,1W 0 – для других связных грунтов. 4 Величина допустимой влажности грунта может уточняться с учетом технологических возможностей имеющихся в наличии конкретных уплотняющих средств в соответствии с ТКП 059.

Для увлажнения грунта можно применять поливомоечные машины, разливая водув несколько приемов. При поливке на месте верхний увлажняемый слой до уплотнения следует перемешать рыхлением или перевалкой автогрейдером или бульдозером.

8.1.9 При интенсивных кратковременных дождях, приводящих к переувлажнению грунтов,. отсыпку и уплотнение связных грунтов следует прекращать до их просыхания. В этом случае принимают меры к ускорению просушивания грунтов (рыхление, перевалка грейдерами, бульдозерами и т.п.). Допускается удалять верхний переувлажненный после дождя слой грунта в отвал с последующим его использованием в других местах.

Перед перерывом в работе поверхность и откосы насыпей должны быть уплотненыи спланированы так, чтобы не допускать переувлажнение грунтов от застоя воды на поверхности незаконченной насыпи. При переувлажнении в отдельных местах грунт должен быть просушен до возобновления работ или заменен грунтом оптимальной влажности.

8.1.10 При уширении земляного полотна существующих автомобильных дорог путем примыкания вновь возводимой части насыпи к старой необходимо предварительно снять с откоса и подошвы растительный грунт, засыпать старые кюветы и послойно уплотнить свежеотсыпанный грунт во избежание в последующем просадок проезжей части из-за неравномерности земляного полотна по плотности. Степень уплотнения обратной засыпки старых кюветов и других выработок должна быть не менее степени уплотнения уширяемой части насыпи на данном уровне от поверхности.

8.1.11 Толщину слоя отсыпки следует назначать в соответствии с техническими параметрами уплотняющих машин, исходя из требования неизменной плотности грунта по глубине слоя. Толщина слоя может быть предварительно назначена по таблице 8.3 с последующим уточнением по результатам пробного уплотнения грунтов в соответствии с приложением М.

8.1.12 Результаты пробной укатки (приложение М)включаются в технологические карты на сооружение земляного полотна.

Применение пробной укатки позволяет в некоторых случаях заменить операционный контроль путем инструментальных измерений плотности и влажности технологическим контролем, в который входят определение соответствия показателей состава и состояния грунтов и контроль за соблюдением толщины слоя, числом проходов и равномерностью распределения проходов. Приемка уплотненного слоя должна производиться инструментальными методами в соответствии с 13.

Укатка

8.2.1 Слой рыхлого грунта рекомендуется уплотнять в две стадии. Вначале во избежание сдвигов и образования волн грунта перед рабочими органами уплотняющей машины следует выполнить прикатку легким катком массой от 6 до 12 т, а затем основную укатку - более тяжелым катком массой 25 т и более.

8.2.2 Предварительная прикатка не требуется, когда слой грунта отсыпаетсяс регулированием движения транспортных и эемлеройно-транспортных машин по всей ширине насыпи. Землевозный транспорт выполняет первую стадию укатки до плотности около 0.9 от ее максимального значения по стандартному уплотнению. В этом случае сразу применяют уплотняющие машины тяжелого типа. Четкая организация совместной работы эемлеройно-транспортных и грунтоуплотняющих машин позволяет обеспечить полное и равномерное уплотнение грунта по всей ширине земляного полотна с минимальными затратами.


Таблица 8.3 – Данные для назначения толщины отсыпаемых слоев

Толщина слоя грунта в плотном теле, см Способ отсыпки земляного полотна Наименование уплотняющей машины Количество проходов (ударов) уплотняющей машины Рекомендуемое сочетание уплотняющих машин
Предварительное уплотнение Окончательное уплотнение
Уплотняющее средство Несвязные грунты Связные грунты Уплотняющее средство Требуемый коэффициент уплотнения Несвязные грунты Связные грунты
Масса, т Тип Масса, т Тип Несвязные грунты Связные грунты
0,95 0,98 1,00 1,02 0,95 0,98 1,00 1,02
20-40 Автомобилями-самосвалами 12-15 А 2-3 1-2 I 3-5 5-7 7-9 10-12 5-7 7-9 9-11 12-14 А и I Б и I А и I Б и I
- - - - 9-18 II - - - - 6-8 8-10 10-12 13-15 - II
- - - - 6-18 III 1-2 2-4 4-6 7-9 - - - - III -
Каток решетчатый прицепной 14-15 Б 2-3 2-3 25-30 IV 3-5 5-7 7-9 - 5-7 7-9 9-11 - IV IV
20-40 Скреперами Каток на пневматических шинах прицепной или полуприцепной - - - - I 3-5 5-7 7-9 10-12 5-7 7-9 9-11 12-14 I I
Каток кулачковый прицепной или комбинированный - - - - 9-18 II - - - - 5-7 7-9 9-11 12-14 - II
Каток вибрационный прицепной или комбинированный - - - - 6-18 III 1-2 2-4 4-6 7-9 - - - - III -
40-50 Автомобилями-самосвалами 12-15 А 3-4 2-3 40-50 V 4-6 6-8 8-10 11-13 6-8 8-10 10-12 14-16 А и V Б и V A и V Б и V
40-50 Автомобилями-самосвалами Каток кулачковый 5-9 В - 3-4 - - - - - - - - - -
Каток решетчатый 14-15 Б 3-4 2-3 25-30 IV 4-6 - - - 6-8 - - - IV IV
Каток вибрационный - - - - 8-18 VI 3-4 4-6 6-8 9-11 - - - IV -
Трамбующая машина - - - - VII 1-2 2-3 3-4 4-6 1-2 2-3 3-4 4-6 VII VII
70-80 Автомобилями-самосвалами Каток на пневматических шинах 12-15 А 4-5 3-4 40-50 V 6-8 8-10 10-12 - - - - - А и V Б и V -
Каток решетчатый 14-15 Б 3-4 - - - - - - - - - - - - -
Каток вибрационный прицепной - - - - 10-18 VIII 4-6 6-8 8-10 - - - - - VIII -
100-120 Автомобилями-самосвалами Каток вибрационный прицепной (полуприцепной) 3-6 Г 2-3 - 15-18 IX 6-8 8-10 10-12 - - - - - Б и IX -

8.2.3 Катки на пневматических шинах - наиболее универсальные средства уплотнения грунтов. Постепенное повышение удельного давления - одно из основных требований при уплотнении связных грунтов, обеспечивающее получение плотной и прочной структуры грунта по всей толщине слоя. Давление в шинах катка на начальном этапеуплотнения связных грунтов не должно превышать 0.2-0,3 МПа Давление в шинах на заключительном этапе уплотнения должно соответствовать при уплотнении супесей 0,3 - 0.4 МПа, суглинков - 0,6 - 0,8 МПа. При уплотнении песков давление в шинах на всех стадиях уплотнения не должно быть более 0.2-0,3 МПа.

8.2.4 При предварительном уплотнении грунта более легким катком нагрузка на каждое колесо должна быть примерно в 2 раза меньше нагрузки на колесо основного, более тяжелого катка.

Первый и последний проходы по полосе укатки следует производить на малой скорости передвижения катка (2-2,5 км/ч); промежуточные проходы - на большой скорости (8-12 км/ч).

8.2.5 Для достижения равномерности уплотнения грунта давление во всех шинах колес катка должно быть одинаковым. Наиболее равномерную плотность уплотняемого слоя насыпи обеспечивают секционные катки, у которых пневматические колеса с отдельными секциями для балласта имеют независимую подвеску.

8.2.6 Уплотнение кулачковыми катками эффективно для связных грунтов, когда грунты в начале уплотнения рыхлые или комковатые.

Супеси тяжелые пылеватые, легкие суглинки - от 0.7 до 1,5;

Суглинки легкие пылеватые, суглинки тяжелые - от 1.5 до 4,0;

Тяжелые пылеватые суглинки, глины - от 4,0 до 6,0.

Указанные значения удельных давлений относятся к грунтам оптимальной влажности.

8.2.7 Прицепные решетчатые катки наиболее эффективны при уплотнении крупнообломочных и гравелистых грунтов с мерзлыми комьями, так как они обеспечивают размельчение и однородную плотность по всей толщине уплотняемого слоя. Однако для окончательного уплотнения следует применять тяжелые катки на пневматических шинах и вибрационные катки.

8.2.8 Уплотнение грунта прицепными кулачковыми и решетчатыми катками выполняется круговыми проходами по рабочей захватке. Укатка производится от краев насыпи к ее середине (рисунок 8.1) с перекрытием полос уплотнения на 0,15-0,23 м. Для предотвращения обрушения откосов и сползания катков под откос во время работы расстояние от кромки вальца до бровки отсыпаемого слоя должно быть не менее 0,3 м.

1-8 – последовательность проходов;

h – толщина слоя грунта; b – ширина укатываемой полосы

а – схема движения трактора с кулачковыми катками; б – поперечный разрез;

в – перекрытие полос укатки

Рисунок 8.1 – Схема работы прицепных кулачковых катков

При укатке верхних слоев насыпи высотой более 1,5 м прицепными катками на пневмоколесном ходу первый и второй проходы следует выполнять на расстоянии 2 м от бровки насыпи, а затем, смещая ходы на 1/3 ширины катка в сторону бровки, уплотнять края насыпи (рисунок 8.2). После этого укатку продолжают круговыми проходами от края к середине насыпи.

1-10 – последовательность проходов

Рисунок 8.2 – Схема работы прицепного катка на пневматических шинах

Приближение рабочих органов уплотняющих машин к бровке насыпи ближе 0,3 м (рисунок 8.3) не допускается из условий безопасности при любых методах уплотнения (кроме навесных трамбовок).

Рисунок 8.3 - Схема уплотнения насыпи с учётом правил техники безопасности

8.2.9 Для работы прицепных катков оптимальные размеры захватки должны быть не менее 200 м по всей ширине насыпи. Увеличение фронта укатки повышает производительность работы прицепных катков. Однако при увеличении длины участка, подготавливаемого под укатку, следует учитывать, что в сухую и жаркую погоду происходит интенсивная потеря влажности грунта.

8.2.10 При интенсификации и увеличении темпов возведения земляного полотна уплотнение грунтов можно осуществлять теми же катками, но перемещающимися со скоростью 10-15 км/ч. Это требует более мощных (на 50 %-70 %) базовых или тяговых средств, снижения толщины отсыпаемых слоев на 30 %-40 % и увеличения числа проходов по одному следу не менее чем на 1/3.

Трамбование

8.3.1 Трамбование применяют для уплотнения грунтов естественных оснований при доуплотнении существующих насыпей без их разборки, в стесненных местах. Этим способом можно уплотнять грунты слоями большой толщины за один – два прохода машины. Метод трамбования позволяет получить плотность грунтов значительно выше максимальной стандартной плотности, уплотнять грунты при влажности выше и ниже допустимых пределов. Трамбование можно использовать для уплотнения прочных комковатых грунтов, в том числе и крупнообломочных

8.3.2 При выборе уплотняющей машины следует отдавать предпочтение самоходным механизмам непрерывного действия. Подвесные к экскаватору-крану трамбующие плиты могут быть применены, если отсутствуют другие машины (рисунок 8.4).

При уплотнении слоев большой толщины от 1 до 2 м для уплотнения грунтов пониженной влажности, а также для достижения плотности грунтов выше стандартной максимальной плотности используются свободно падающие с высоты от 2-3 до 5-6 м трамбующие плиты массой от 2-3 до 12-15 т. которые подвешиваются к стреле экскаватора-крана соответствующей грузоподъемности. Для плиты массой 2-3 т необходим экскаватор с вместимостью ковша не менее 0,5-0,7 м 3 , для плиты 12-15 г - не менее 1,25 м 3 . При этом толщина уплотняемого слоя грунта равна примерно диаметру подошвы плиты.

Уточнение технологических параметров трамбования производится по данным пробного уплотнения.

1 - пружинный амортизатор; 2 - трамбовка; 3-уплотненные слои грунта; 4-уплотняемая полоса;

Ш - шаг передвижки экскаватора (стрелкой показано направление рабочего хода экскаватора

Рисунок 8.4 - Схема работы тяжелой (массой 12-15 т) трамбующей плиты, подвешенной к стреле экскаватора

С целью снижения динамических нагрузок на экскаватор и предотвращения преждевременного износа его основных механизмов между трамбующей плитой и подъемным канатом-тросом устанавливают пружинную подвеску.

8.3.3 Рабочая скорость перемещения трамбующей машины со свободно падающими плитами на экскаваторе-кране зависит от вида и влажности грунта, а также от толщины уплотняемого слоя. Грунт при оптимальной влажности и толщине слоя, равной примерно диаметру подошвы плиты, рекомендуется уплотнять за один проход машины при скорости около 150 м/ч.

8.3.4 При использовании трамбующие плит на экскаваторах-кранах ширину полосыуплотнения следует принимать в пределах не более 1,5 радиуса действия стрелы.

Трамбование рыхлого глинистого грунта ведется в два приема: предварительноеи основное уплотнение. Предварительное уплотнение целесообразно выполнять суменьшением в 2 раза массы трамбовки или со снижением высоты падения в 4 раза. Предварительное уплотнение грунта, при котором по одному следу наносится не более двух-трех ударов, выполняется одновременно на трех-четырех полосах на всю их ширину.Чтобы предотвратить появление бугров грунт трамбуют со смещением следа предыдущегоцикла на 0,2-0,3 диаметра подошвы трамбовки до тех пор, пока на каждойполосе не будет сделано заданное число ударов. Во время трамбовки необходимо сохранять постоянную высоту подъема трамбовки в момент сбрасывания. На новуюполосу уплотнения можно переходить только после уплотнения предыдущей полосы.

При выборе режима работы трамбующих плит следует отдавать предпочтение сбрасываниюплит большей массы с меньшей высоты. Для экскаваторов с ковшами вместимостью от 0,5 до 1 м 3 эта высота, как правило, составляет от 2 до 4 м.

8.3.5 По окончании уплотнения верхний слой грунта толщиной 10-15 см, разрыхленныйтрамбованием, следует уплотнять легкими ударами трамбовки с высоты 0,5 мили укаткой катками.

При устройстве земляного полотна с поперечным профилем в виде полувыемки-полунасыпи поперечное перемещение грунта из выемки в насыпь выполняют бульдозерами или экскаваторами с прямой лопатой. При этом обязательно устройство нагорных водоотводных канав. Применение средств механизации (канавокопатели, плуги, автогрейдеры) возможно на косогорах не круче 30 о. Для обеспечения устойчивости насыпи на косогоре необходимо предварительно нарезать уступы. При крутизне менее 20 о уступы заменяют вспашкой многокорпусным плугом.

Возможно производство работ с предварительным взрыванием откоса.

Для повышения безопасности производства работ по сооружению земляного полотна на косогорных участках, бульдозеры, выполняющие предварительную срезку грунта, работают в зацепе с другими.

Сооружение земляного полотна методом гидромеханизации

Гидромеханизация – наиболее дешёвый способ, обеспечивающий снижение себестоимости земляных работ и высокую производительность труда.

Этот способ применяют: при соответствии грунтов выбранному методу разработки; наличии удобно расположенных резервов или карьеров супесчаных и песчаных грунтов и источника водоснабжения (реки, озёра, артезианские скважины).

Применение гидромеханизации целесообразно при достаточно крупных и концентрированных объёмах земляных работ (не менее 50 тыс. м 3 на 1 км): при устройстве насыпей и выемок, при намыве подходов к строящимся объектам крупных мостов и сооружении дамб.

К подготовительным работам относят: корчёвку леса и общую подготовку карьеров к разработке; разбивку намываемых сооружений; устройство пионерной траншеи и пионерного котлована для ввода земснаряда; постройку (при необходимости) эстакады для пульпопровода и дренажных колодцев; установку грунтомерных реек на картах намыва для контроля объёма выполненных работ.

При использовании плавучего земснаряда поверхность надводной части забоя должна быть очищена от крупных камней, пней и других предметов, чтобы не засорять высасывающую линию машины.

На дорожном строительстве следует преимущественно применять землесосные снаряды с гидротранспортом пульпы. Применение гидромониторного способа разработки грунта крайне ограничено.

В частности, в карьерах дорожно-строительных материалов целесообразно размыв пород осуществлять гидромониторами с самотечным или напорным транспортированием, а разработку обводнённых месторождений, добычу из реки (песка, гравия) – землесосными снарядами.

Насыпи необходимо намывать с запасом на осадку: 1,5 % от высоты насыпи из смешанных грунтов и 0,75 – из песчаных и гравийно-песчаных.

V . Подготовка оснований под насыпи

1. Срезка растительного грунта и нарезка уступов на косогорах

На горизонтальной местности, а также на косогорах крутизной до 1:10 насыпи высотой более 0,5 м на сухом и прочном основании отсыпают непосредственно на естественную поверхность, а в основании насыпей высотой до 0,5 м удаляют растительный покров (дерн).

При крутизне косогора от 1:10 до 1:5 в основании насыпей высотой до 1,0 м и на нулевых местах также удаляют дерн, а в основании насыпей высотой более 1 м дерн не срезают, но перед отсыпкой насыпи из глинистых грунтов рыхлят поверхность основания.

В пределах косогоров крутизной от 1:5 до 1:3 независимо от высоты насыпи устраивают уступы шириной от 2 до 4 м, но не менее 1 м, и высотой до 2 м с поперечным уклоном в низовую сторону 0,01-0,02.

Удаление растительного покрова и нарезку уступов выполняют бульдозерами или автогрейдерами.

На косогоре растительный грунт целесообразно срезать при рабочем движении бульдозера или автогрейдера сверху вниз. При этом грунт укладывают с низовой стороны насыпи в берму или вывозят.

Нарезку уступов можно производить до возведения насыпей сверху вниз (рис. 29, а), начиная от нагорной границы откоса насыпи или в процессе возведения насыпи снизу вверх (рис. 29, б), начиная от подгорной границы откоса насыпи. В первом случае ширина уступов должна быть не менее 3 м (из расчета установки бульдозера), а во втором случае она может быть уменьшена до 1 м. нижний уступ в обоих случаях необходимо делать шириной не менее 4 м с целью размещения выгружаемого из автомобилей-самосвалов грунта и грунтоуплотняющей машины при возведении насыпи.

Уступы нарезают с помощью бульдозера или автогрейдера. Наиболее эффективным является универсальный бульдозер с отвалом, устанавливаемым под углом к его продольной оси.

При нарезке уступов сверху вниз до возведения насыпи грунт перемещают бульдозером в продольном или поперечном направлении. В последнем случае его укладывают в берму.

Нарезку уступов снизу вверх производят по мере возведения насыпи. Сначала нарезают нижний уступ, на месте которого отсыпают затем слои насыпи. После отсыпки слоя грунта до уровня верха уступа нарезают следующий уступ и т. д. Грунт уступа разравнивают по ширине отсыпанного слоя, если он пригоден для укладки в насыпь, или удаляют за пределы насыпи.

Для придания уступам поперечного уклона целесообразно использовать автогрейдер.

2. Устройство траншей и дренажных прорезей на болотах

Грунты слабых оснований при высоте насыпей до 2 м предварительно осушают или вырезают. На болотах предусматривают частичное или полное удаление торфа из основания насыпей с засыпкой образуемых траншей грунтами, пригодными для возведения насыпей.

Траншеи глубиной до 4 м, как правило, разрабатывают экскаваторами-драглайнами типа Э-652 с ковшом ЦНИИСа емкостью 0,8 м3.

На болотах с недостаточной несущей способностью работы по подготовке основания целесообразно выполнять в зимнее время. В летнее время экскаваторы перемещаются по переносным щитам. Целесообразно использовать экскаваторы и бульдозеры с уширенными гусеницами.

Торф, вынутый из траншеи экскаватором, перемещается затем бульдозером и разравнивается слоем толщиной 0,5 м. при невозможности использования бульдозера из-за недостаточной несущей способности поверхности болота торф перекидывают экскаватором или оставляют неразровненным в зиму, разравнивают его бульдозером в весеннее время по мере оттаивания.

Разработку траншеи экскаватором в зависимости от ее ширины производят торцовым (рис. 30, а) или боковым (рис. 30, б) забоем за одну или несколько проходок.

Производительность экскаватора в торцовом забое выше, чем в боковом.

Схему разработки траншеи с торцовым забоем применяют в случаях, не требующих предварительного устройства водоотводных канав.

По схеме разработки с боковым забоем одновременно с разработкой траншеи можно устраивать водоотводную канаву со стороны хода экскаватора.

В обеих схемах экскаватором-драглайном типа Э-652 со стрелой длиной 13м устраивают траншеи шириной до 12м и глубиной 2,5м.

Разработку траншей шириной до 25м (рис.30, в ) осуществляют боковым забоем двумя проходками. Экскаватор, передвигается сбоку от траншеи, разрабатывает ее на половину ширины, а затем на обратном пути разрабатывает вторую половину. При каждом проходе экскаватора возможно устраивать водоотводную канаву.

Траншеи шириной более 25м (рис.30, г ) устраивают тремя проходками экскаватора. Одновременно с разработкой частей траншеи можно устраивать водоотводные канавы.

Траншеи глубиной до 1м на сухих болотах с подстилающими плотными грунтами при ширине основания насыпи более 12м эффективно разрабатывать бульдозерами. При этом целесообразно применять бульдозеры на уширенном гусеничном ходу, а также с отвалами совкового типа.

Выторфовывание грунта бульдозерами выполняют поперечными проходками. Торф перемещают за пределы размещения водоотводных канав и разравнивают слоем толщиной до 0,5м. Водоотводные канавы устраивают вслед за выторфовыванием.

На болотах для обеспечения вертикального дренирования основания насыпей, а также для ускорения консолидации (упрочнения) грунтов основания и повышения их устойчивости иногда устраивают продольные дренажные прорезы.

Для устройства дренажных прорезей используют экскаваторы-драглайны, экскаваторы-обратные лопаты, а также траншейные многоковшовые экскаваторы.

Драглайны применяют в летнее время при глубине болота до 4м. Траншейные многоковшовые экскаваторы используют на болотах глубиной не более 3м как в летнее, так и в зимнее время, причем в летнее время – на уширенном гусеничном ходу, а зимой – со специальным сменным рабочим оборудованием, предназначенным для разработки мерзлых грунтов.

Экскаваторы-обратные лопаты типа Э-652 можно применять для устройства дренажных прорезей в зимнее время на болотах глубиной до 4 м и при толщине промерзания не более 0,3 м.

Вынутый из прорези торф перемещают бульдозером и разравнивают слоем толщиной до 0,5 м.

Вслед за отрывкой прорези засыпают дренирующим грунтом (одновременно с возведением насыпи).

3. Подготовка оснований под насыпи на марях, участках с подземными льдами, курумах и каменных россыпях.

Подготовка оснований под насыпи на марях заключается в обеспечении отвода поверхностной воды, исключении возможности ее скопления у подошвы откоса, засыпки пониженных мест, а также озер термокарстового происхождения, находящихся около насыпи.

Засыпку производят местным глинистым грунтом по мере отсыпки нижнего слоя насыпи. Глинистый грунт, доставленный автомобилями0=самосвалами по отсыпанному слою насыпи, выгружают около пониженного мета и надвигают затем бульдозером.

Верх насыпи оформляют в виде бермы высотой над поверхностью мари 0,2-0,3 м с поперечным уклоном 0,02-0,04 в сторону от насыпи.

В пределах марей выторфовывание, как правило, не предусматривают.

В зоне вечной мерзлоты на участках насыпей выстой до 1 м, а также на нулевых местах, в основании которых залегают переувлажненные глинистые грунты, предусматривают вырезку этих грунтов на глубину не мене половины толщины Дея тельного слоя с приданием дну траншеи продольного уклона не менее 0,005.

Вырезку грунтов в талом состоянии производят бульдозерами. Мерзлые грунты предварительно разрыхляют навесными рыхлителями на бульдозерах мощностью 300 л. с. и более или взрывным способом. Разрыхленный грунт сдвигают бульдозерами в валы, из которых погружают его экскаватором в автомобили-самосвалы и увозят за пределы насыпи.

Работы по рыхлению вечномерзлых грунтов при высокой положительной температуре воздуха целесообразно выполнять с некоторым интервалом (по времени) между рыхлениями отдельных слоев грунта. За время между уборкой разрыхленного слоя грунта и рыхлением следующего слоя прочность мерзлого грунта уменьшается и его разрыхление требует меньших усилий.

При наличии просадочных оснований на участках подземных льдов как подготовительный период, так и в процессе возведения насыпей следует принимать меры к максимальному сохранению естественных условий полосы отвода, чтобы не допускать протаивания льда и связанных с ним просадок насыпей. Для этого необходимо:

не нарушать растительно-моховой покров в основании насыпей и в полосе отвода;

валку деревьев производить в минимально необходимом количестве;

не допускать осушение заболоченной местности и устройства продольных и поперечных прорезей в основании и у подошвы откоса насыпи;

возводить насыпи после промерзания деятельного слоя и до наступления положительных температур отсыпать ее на высоту не менее 1,2 м;

систематически удалять снег со всей площади основания, что способствует увеличению глубины промерзания грунта основания;

выделять участки с подземными льдами в запретную зону и в процессе строительства и эксплуатации не допускать в этой зоне движение транспорта вне дорог, возведение различных сооружений, сенокошения и т. д.

На участках залегания подземного льда непосредственно под деятельным слоем в некоторых случаях предусматривают полное или частичное удаление этого льда из основания насыпей на определенную ширину. При полном удалении льда траншею заполняю дренирующим грунтом, а при частичном удалении льда – глинистым грунтом. В последнем случае толщина насыпного грунта вместе с насыпью над оставшимся льдом должна быть не менее 4 м. откосом траншеи придают уклон 1:0,2.

Процесс удаления грунта деятельного слоя указан выше. Лед разрыхляют взрывным способом, а отдельные прослои и линзы льда – навесными рыхлителями на бульдозерах мощностью 300 л. с. и более. Разрыхленный лед сдвигают бульдозером в валы и погружают экскаватором в автомобили-самосвалы. В зимнее время разрыхление грунта деятельного слоя и льда взрыванием следует производить одновременно.

Засыпку траншеи осуществляют с доставкой грунта автомобилями-самосвалами. В летнее время первый слой грунта необходимо отсыпать без заезда автомобилей-самосвалов на поверхность льда или вечномерзлого грунта траншеи. Для этого выгруженный автомобилями-самосвалами грунт надвигают вперед бульдозером. Автомобили-самосвалы разворачиваются под разгрузку на ранее спланированном грунте около места выгрузки. Отсыпаемый грунт послойно уплотняют грунтоуплотняющими машинами до установленной нормы плотности.

Грунт может разрабатываться тремя основными способами: резанием -землеройными (одноковшовым экскаватором со сменным оборудованием «прямой» и «обратной» лопатами и многоковшовым роторным или цепным экскаватором) и землеройно-транспортными (скрепером, бульдозером, грейдером) машинами; гидромеханическим - с помощью гидромониторов и землесосных снарядов при наличии мощных источников водоснабжения, при этом размыв грунта и подача его к месту укладки происходят за счет кинетической энергии струи воды; взрывом с использованием различных взрывчатых веществ. Кроме вышеперечисленных существуют специальные способы разрушения грунта - ультразвуком, токами высокой частоты, термическими установками, комбинированными способами.

Разработка грунта резанием

Разработка грунта землеройными механизмами (одно- и многоковшовыми экскаваторами). Экскаваторы бывают одноковшовые циклического действия на пневмоколесном или гусеничном ходу и многоковшовые непрерывного действия. Одноковшовые экскаваторы комплектуются различным сменным оборудованием (рис. 1.7).

Забоем называется рабочее место экскаватора, включая место его стояния и забора грунта. Проходка - это выемка, образованная одним ходом экскаватора. Проходки бывают: лобовыми (торцевыми), при которых разработка ведется на крутых склонах по оси выемки и впереди себя и по обе стороны от оси, и боковыми , при которых разработка грунта происходит с одной стороны по ходу движения. Выемки значительной глубины разрабатывают ярусами-уступами, устраиваемыми в разных уровнях. Транспортные средства располагаются на одном уровне с экскаватором или выше его уровня. Схемы лобовых проходок экскаватора с «прямой» и «обратной» лопатами приводятся на рис. 1.8: продольная симметричная, продольная с поперечным перемещением, по зигзагу.

Рис. 1.7. Типы строительных экскаваторов с различным сменным оборудованием: а - прямая лопата; б - обратная лопата; в - грейфер; г- драглайн; д- копер для забивки свай; е, и - кран для выполнения монтажных и погрузоразгрузочных работ; к - дизель-молот для рыхления мерзлого грунта; ж - приспособление для корчевания пней

Разработку плотных грунтов в плоскости забоя ведут в шахматном порядке, т.е. с отступом от предыдущей полосы резания на величину меньше ширины ковша. При повороте стрелы в обратном направлении снимают полосы несрезанного грунта, что обеспечивает быстрое заполнение ковша грунтом, так как боковое сопротивление резанию при этом уменьшается. Песчаные грунты разрабатывают последовательными полосами (стружками) с небольшим перекрытием предыдущих полос.

Многоковшовые экскаваторы разделяются по типу основного рабочего оборудования на цепные , применяемые при разработке мягких грунтов 1-3 категории на глубине менее 4 м, и роторные , используемые для грунтов повышенной прочности, в том числе мерзлых, на глубине менее 2,5 м. Разработку грунта роторными и цепными экскаваторами в связных грунтах (глинах, суглинках) производят на глубину до 3 м без дополнительного крепления.

Рис. 1.8. Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами при отрывке котлованов: а - лобовой проходкой экскаватора, оборудованного прямой лопатой, с односторонней погрузкой в транспортную машину; б - то же, с двухсторонней погрузкой; в - уширенной лобовой проходкой с зигзагообразным перемещением экскаватора; г - то же с перемещением экскаватора поперек котлована; д - боковой проходкой экскаватора, оборудованного прямой лопатой; е, ж, з - торцевой проходкой вдоль котлована экскаватором, оборудованным обратной лопатой; и, к - то же, при проходках поперек котлована; л - боковой проходкой; м - поперечно-челночной проходкой

экскаватором-драглайном

!^ " IЧ " I Ч Ч N (111

^ У

иЕЕПЕШДЩц!

Разработка грунта землеройно-транспортными машинами. В зависимости от типа взаимосвязи рабочего оборудования с тягачом применяют прицепные, полуприцепные и самоходные скреперы. Скреперы используют при планировке площади и устройстве линейно-протяженных земляных сооружений (рис. 1.9).

Возможность и условия разработки грунта скрепером определяют консистенцией грунта (В): В= (IV- Н / р)/(IV, - Щ,), где IV- природная влажность грунта, %; Щ,- влажность грунта на границе раскатывания, %; IV, - влажность грунта на границе текучести, %. При твердой консистенции грунта (В 0) и полутвердой (В= 0-0,25) грунт следует предварительно рыхлить. При тугопластичной консистенции (В- 0,25-0,5) и мягкопластичной консистенции (5= 0,5-0,75) грунт можно разрабатывать без рыхления. При тягучепластичной (В- 0,75-1) и тягучей (?>1) консистенции скреперы применять нельзя.


Рис. 1.9. Последовательность технологических операций, выполняемых скрепером: а - загрузка ковша грунтом с толкачом;

б - выгрузка грунта из ковша

Полный рабочий цикл разработки грунта включает: резание и наполнение ковша, перемещение, выгрузку, укладку ровным слоем и уплотнение колесами скрепера. Заполнение ковша происходит в процессе движения скрепера с опущенным ножом. Резание может выполняться по следующим профилям: ровной стружкой (рис. 1.10, в) (применяется при планировочных работах); стружкой переменного сечения от 20 до 36 мм гребенчатым профилем (рис. 1.10, б); клиновым профилем (рис. 1.10, а).

Рис. 1.10. Профили резания грунта скрепером: а- клиновидная стружка; б - гребенчатая стружка; в - тонкая стружка постоянной величины

В зависимости от направления забора грунта по отношению к оси выработки может быть выбрана поперечная или продольная схема возки грунта. Поперечная схема возки принимается при близком взаимном расположении выемки и насыпи. При этой схеме следует устраивать въезды на насыпь и съезды с нее. При продольной схеме возки груженые скреперы движутся по отсыпаемой насыпи, имеющей два торцевых съезда. Основную часть рабочего цикла скрепера составляет его движение к месту разгрузки и обратно. Наиболее распространенными схемами движения скрепера являются: по эллипсу, применяемая при планировке площадок и отсыпке насыпей из резервов при ограниченном числе захваток (рис. 1.11, а); по восьмерке - при фронте работ, позволяющем в течение цикла дважды делать забор грунта в резерве и его разгрузке в насыпь (рис. 1.11, б); по спирали - при низких насыпях, если не требуются большие объемы работ по устройству съездов (рис. 1.11, г); по зигзагу - при колонной разработке грунта в резервах большой протяженности (рис. 1.11, в) поперечно-челночная - при концентрированном перемещении грунтовых масс и большом удалении друг от друга (рис. 1.11,5); продольно-челночная (рис. 1.11, с); с одного конца насыпи и чередующихся насыпей (рис. 1.11, ж, з).

Технологические схемы разработки грунта бульдозером. Бульдозеры применяют для разработки неглубоких выемок до 2 м или насыпи высотой менее 1,5 м с перемещением грунта в отвал на расстояние до 200 м; для грубой планировки площадок; обратной засыпки траншей, пазух котлованов; окучивания грунта в зоне работы погрузчиков, а также как дополнительный тягач при разработке грунта скреперами. Наибольшая глубина резания составляет 20-60 см. Рабочим органом бульдозера является прямой навесной отвал, жестко закрепленный и поворачиваемый в вертикальной (90-54°) и горизонтальной плоскостях (3-8°).

Профили резания бульдозера аналогичны профилям резания скрепера. Наиболее рациональными являются клиновидная и гребенчатая схемы резания. При разработке грунта в широких выемках и на площадках могут быть использованы несколько технологических схем (рис. 1.12), обеспечивающих наибольшую производительность: поперечная с ярусно-траншейной разработкой; траншейная по челночной схеме (при разработке котлованов); сплошным слоем; ступенчато-ярусным; полосами; траншейно-полосная и др. При траншейном способе разработки грунта между параллельными проходками бульдозера оставляют нетронутые грунтовые валы, окаймляющие траншеи и препятствующие потерям грунта.

Валы срезают бульдозером в последнюю очередь. При перемещении на расстояние более 40 м применяют способ разработки с промежуточным валом или спаренную работу бульдозеров, движущихся рядом с одинаковой скоростью на расстоянии 0,5 м один от другого. При челночной схеме (в мелких и широких выемках) в котловане срезают и перемещают грунт вдоль оси котлована, начиная с середины,

в оба конца. Вначале разрабатывают котлован на первой захватке на глубину до 1 м, а затем на второй на ту же глубину и т.д. Между смежными траншеями оставляют перемычки нетронутого грунта и валы шириной 0,5-1,2 м, которые срезают после разработки нескольких траншей. При устройстве линейных сооружений небольшой ширины грунт разрабатывают по схеме эллипс или восьмерка.

р езерВ ^

набор грунта разгрузка грунта

направление движения скрепера

Рис. 1.11. Схема разработки грунта скреперами: а - по эллипсу; б - по восьмерке; в - по зигзагу; г - по спирали; д - поперечно-челночная; е- продольно-челночная; ж - при расположении резервов или выемок с одного конца насыпи; з - при разработке

выемок, чередующихся с насыпями

ют для устройства корыта земляного полотна; планировки грунта, отсыпаемого в насыпь высотой не более 1,2 м; срезки и планировки откосов выемок и насыпей; профилирования земляного корыта песчаного слоя; разравнивания щебеночного основания; перемешивания дорожно-строительных материалов с вяжущими; устройства отводных кюветов и нагорных канав глубиной до 0,7 м. Основной орган грейдера - отвал с ножом для резания и перемещения грунта и вспомогательный орган-кирковщик, используемый для удаления небольших пней, корней, рыхления грунтов и дорожных покрытий (рис. 1.13).


Проектная поверхность

////// У// /// /7/ 7/7

м. ..о, 6

Рис. 1.12. Способы и схемы разработки грунта бульдозерами: а - спаренная работа; б - челночная схема; в - послойная разработка;

г - послойная отсыпка; д, е - грудами без послойного уплотнения; ж - разработка грунта «с головы»; 1-7 - последовательность движения бульдозера; 8- грунт, перемещаемый одиночным бульдозером;

9- дополнительный объем грунта, перемещаемого двумя бульдозерами; I-VII - последовательность разработки грунта при планировке


Рис. 1.13. Положение отвала автогрейдера: а - транспортное; б - установка отвала под углом (3; в, г - то же под различными углами

к горизонтальной плоскости

Разработку грунта автогрейдером выполняют снятием прямоугольной и треугольной стружки, что зависит от принятой схемы работы в резерве. При возведении насыпи наиболее рациональной является послойная срезка грунта прямоугольной стружки, а при разработке грунта от внешней бровки резерва к внутренней резание выполняют снятием стружки треугольной формы. При работе автогрейдеров используют различные способы укладки грунта - вприжим, вполуп-рижим, вразбежку, слоем с заданным уклоном и т.д. (рис. 1.14). Укладку грунта вприжим производят валиками, прижатыми друг к другу без зазора (при насыпи высотой до 0,7 м).

При способе вполуприжим грунт отсыпают в валы с частичным прижатием к ранее уложенному, перекрывая его основание на "/ 4 ширины (при насыпи высотой до 0,5 м). При способе вразбежку грунт отсыпают валами, которые соприкасаются лишь основанием (при насыпи высотой до 0,25 м). При ведении профилировочных работ укладку грунта производят слоями толщиной 10-15 см, а отсыпку грунта ведут от бровки к оси дороги с заданным поперечным уклоном. Недобор грунта в 5-7 см до проектной отметки в котлованах и траншеях подчищают ручным способом. Иногда вместо ручных способов применяют уплотнение грунта механическим вибротрамбованием.

Засыпку пазух траншей грунтом производят бульдозерами по челночной или поперечно-челночной схеме, а также вручную. Засыпка пазух обязательно сопровождается уплотнением грунта, которое производят послойно. Толщина первого уплотнения слоя составляет 1 м, а последующих слоев - 0,4-0,6 м. При невозможности доступа рабочего в узкую пазуху (проложенный коллектор) грунт разравнивают микробульдозером, а затем малогабаритным бульдозером, уплотняют самопередвигающейся трамбовкой. Грунт в пазухах коллектора уплотняют параллельными проходами малогабаритной вибротрамбов-

кой. Обратную засыпку выполняют сразу после укладки труб во избежание обрушения стенок траншеи от осадков, пересушивания или увлажнения грунта в отвалах.

Рис. 1.14. Способы укладки грунта в тело насыпи грейдером (размеры в м): а - вприжим; б- вполуприжим; в - вразбежку; г- слоями; д - схема работы колонны автогрейдеров при послойном разравнивании грунта в насыпи; е- планировка откосов насыпи крутизной 1:3 автогрейдером; 1 - первый проход по зарезанию валика № 1; 2- проходы по перемещению валика № 1 к месту укладки; 3 - второй проход по зарезанию валика № 2; 4 - проходы по перемещению валика № 2 к месту укладки;

С - длина рабочей захватки; / 1 - ширина резерва; / 2 - ширина насыпи;

/ 3 - ширина земляного полотна