Американский тяжелый вертолет. Самый большой вертолет в мире (28 фото)

Ми-26 – самый большой серийный транспортный вертолет в мире!
Авиакомпания «ЮТэйр» эксплуатирует крупнейший в мире по размеру и грузоподъемности вертолетный флот.
В парке компании насчитывается 352 вертолета, 25 из которых Ми-26.
Кстати, эта птичка летала над пылающим реактором Чернобыльской АЭС и в горячих точках мира в составе миротворческих миссий ООН.

Он может перевозить грузы до 20 тонн, дальность полета – 2000 км. Диаметр винта равен размаху крыльев самолета Боинг-737. Имеет два двигателя по 11000 л.с. мощности каждый.

Ми-26 - советский многоцелевой транспортный вертолёт. Является крупнейшим в мире серийным транспортным вертолётом. Разработчик - ОКБ Миля. Первый полёт совершил 14 декабря 1977 года. Серийно производится Ростовским вертолётным заводом. Всего изготовлено более 310 машин. Выпуск продолжается.

Ми-26 авиакомпании ЮТэйр в ливрее ООН в Сургуте:

Проекту тяжелого вертолета присвоили новое обозначение Ми-26 или «изделие 90». Получив положительное заключение от НИИ МАП, коллектив »МВЗ им. М.Л. Миля» в августе 1971 г. приступил к разработке аванпроекта, который был закончен через три месяца. К этому времени военный заказчик внес изменения в технические требования к вертолету - увеличил массу максимальной коммерческой нагрузки с 15 до 18 т. Проект был переработан.

Вертолет Ми-26, как и его предшественник – Ми-6, предназначался для перевозки различных видов военной техники, доставки боеприпасов, продовольствия, снаряжения и других материальных средств, внутрифронтовых перебросок подразделений войск с боевой техникой и вооружением, эвакуации больных и раненых и, в отдельных случаях, для высадки тактических десантов.

Ми-26 представлял собой первый отечественный вертолет нового третьего поколения. Такие винтокрылые аппараты разрабатывались в конце 60-х - начале 70-х гг. многими иностранными фирмами и отличались от своих предшественников улучшенными технико-экономическими показателями, в первую очередь транспортной эффективностью. Но параметры Ми-26 значительно превосходили как отечественные, так и зарубежные показатели вертолетов с грузовой кабиной. Весовая отдача равнялась 50% (вместо 34% у Ми-6), топливная эффективность - 0,62 кг/(т*км). Практически при тех же геометрических размерах, что и у Ми-6, новый аппарат имел вдвое большую полезную нагрузку и значительно лучшие летно-технические характеристики. Увеличение грузоподъемности вдвое почти не отразилось на взлетной массе вертолета.

Научно-технический совет МАП одобрил аванпроект Ми-26 в декабре 1971 г. Проектирование воздушного гиганта предполагало проведение большого объема научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ, а также разработку нового оборудования.

В 1972 г. »МВЗ им. М.Л. Миля» получил положительные заключения институтов авиационной промышленности и заказчика. Из двух представленных командованию ВВС предложений: Ми-26 и винтокрыла разработки Ухтомского вертолетного завода - военные выбрали милевскую машину. Важным этапом проектирования вертолета стало грамотное составление технического задания. Заказчик первоначально требовал установки на вертолет привода колес, тяжелого вооружения, герметизации грузовой кабины, обеспечения работы двигателей на автотракторных топливах и тому подобных усовершенствований, влекущих за собой значительное утяжеление конструкции.

Инженеры нашли разумный компромисс - второстепенные требования были отклонены, а основные - выполнены. В результате была сделана новая компоновка кабины, что позволяло увеличить экипаж с четырех до пяти человек; высота грузовой кабины, в отличие от первоначального проекта, стала одинаковой по всей длине. Доработкам подверглась конструкция и некоторых других частей вертолета.

В 1974 г. облик тяжелого вертолета Ми-26 практически полностью сформировался. Он имел классическую для милевских транспортных вертолетов компоновку: почти все системы силовой установки находились над грузовой кабиной; вынесенные вперед относительно главного редуктора двигатели и расположенная в носовой части кабина экипажа уравновешивали хвостовую часть. При проектировании вертолета впервые расчет обводов фюзеляжа производился методом задания поверхностей кривыми второго порядка, благодаря чему цельнометаллический полумонококовый фюзеляж Ми-26 получил свои характерные удобообтекаемые «дельфинообразные» формы. В его конструкции изначально предусматривалось применять панельную сборку и клеесварные соединения каркаса.

В носовой части фюзеляжа Ми-26 находилась кабина экипажа с местами командира (левого летчика), правого летчика, штурмана и борттехника, а также кабина для четырех человек, сопровождающих груз, и пятого члена экипажа - бортмеханика. По бортам кабин были предусмотрены люки-блистеры для аварийного покидания вертолета, а также бронеплиты.


Центральную часть фюзеляжа занимала вместительная грузовая кабина с задним отсеком, переходящим в хвостовую балку. Длина кабины – 12,1 м (с трапом – 15 м), ширина – 3,2 м, а высота изменялась от 2,95 до 3,17 м. Как подтвердили макетные испытания, габариты кабины позволяли перевозить все виды перспективной военной техники массой до 20 т, предназначенной для оснащения мотострелковой дивизии, такие как боевая машина пехоты, самоходная гаубица, бронированная разведывательная машина и т.п. Загрузка техники осуществлялась своим ходом через грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа, оснащенный двумя раскрывающимися боковыми створками и опускающимся трапом с подтрапниками. Управление трапом и створками было гидравлическим.

Загрузка пассажиров или легких грузов могла производиться, кроме того, через три двери-трапа по бортам фюзеляжа. В десантном варианте Ми-26 перевозил 82 солдата или 68 парашютистов. Специальное оборудование позволяло в течение нескольких часов превращать вертолет в санитарный для транспортировки 60 раненых на носилках и трех сопровождающих медработников. Крупногабаритные грузы массой до 20 т можно было перевозить на внешней подвеске. Ее агрегаты были расположены в конструкции силового пола, благодаря чему не требовался демонтаж системы при перевозке грузов внутри фюзеляжа. Сзади грузового люка фюзеляж плавно переходил в хвостовую балку с профилированной концевой балкой-килем и стабилизатором.

Под грузовым полом фюзеляжа были размещены восемь основных топливных баков общей емкостью 12000 л. В перегоночном варианте в грузовой кабине Ми-26 могли устанавливаться еще четыре дополнительных бака общей емкостью 14800 л. Сверху, над грузовой кабиной, располагались отсеки двигателей, главного редуктора и двух расходных топливных баков. На входах в воздухозаборники двигателей были установлены грибовидные пылезащитные устройства. Расходные топливные баки и двигатели защищались броней.

Первостепенной задачей при проектировании Ми-26, как и всех других винтокрылых машин, явилось создание современного несущего винта, обладающего малой массой и высокими аэродинамическими и прочностными характеристиками. Впервые в истории вертолетостроения высоко нагруженный несущий винт Ми-26 создавался восьмилопастным. Для того чтобы собрать такой винт, рукава втулки пришлось сделать съемными.

Крепление лопастей к втулке было традиционным, посредством трех шарниров, однако в конструкцию осевого шарнира инженеры »МВЗ им. М.Л.Миля» ввели торсион, воспринимающий центробежные нагрузки. Ряд шарнирных узлов выполнялся с применением металло-фторопластовых подшипников. Вертикальные шарниры были оснащены пружинно-гидравлическими демпферами. Для снижения массы втулки несущего винта в ее конструкции вместо стали был использован титан. Все это позволило создать восьмилопастной несущий винт с тягой на 30% больше и массой на 2 т меньше, чем у пятилопастного винта Ми-6.

Шасси Ми-26 - трехопорное, включающее переднюю и две основные опоры, с двухкамерными амортизационными стойками. Под концевой балкой была установлена убирающаяся хвостовая опора. Для удобства погрузочно-разгрузочных работ основные опоры шасси были оборудованы системой изменения клиренса.


Поставки вертолетов Ми-26 в отдельные транспортно-боевые полки авиации сухопутных войск, в полки и эскадрильи погранвойск начались в 1983 г. После нескольких лет доводки они стали надежными и любимыми в войсках машинами. Боевое применение вертолета началось в Афганистане. Входившие в состав 23-го авиаполка погранвойск вертолеты использовались для перевозки грузов, доставки пополнений и эвакуации раненых. Боевых потерь не было.

Приняли участие Ми-26 и практически во всех вооруженных конфликтах на Кавказе, в том числе и в двух «чеченских» войнах. В частности, именно на Ми-26 проводилась оперативная доставка войск и их передислокация во время боев в Дагестане в 1999 г. Помимо армейской авиации и авиации погранвойск Ми-26 поступили в то время и в авиачасти МВД России. Везде вертолет показал себя исключительно надежной и часто незаменимой машиной.

Нашли применение Ми-26 при борьбе с пожарами и во время стихийных бедствий. В 1986 г. вертолеты использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.


Винтокрылое летательное средство, которому подъемную силу и тягу обеспечивают винты – называется вертолетом. Среди основных достоинств вертолетов стоит отметить их способность вертикально взлетать и приземляться, зависать в воздухе и перемещаться в любом направлении.

Разделение вертолетов происходит по большей части по весу, а не по габаритам. В бывшем СССР проектировались и выпускались самых крупные винтокрылы, они использовались для того, чтобы обеспечивать доставку грузов в труднодоступные регионы страны. Здесь вы найдете информацию о самых больших, в нашей современности, вертолетах, причем некоторые модели выпускались в единичных экземплярах.

№1. Миль В-12 (МИ-12) – самый большой вертолет в мире. Его разработали советские конструкторы в 60е годы. Впервые он поднялся в воздух в 1968 году, а уже через год МИ-12 установил мировой рекорд (который держится до сих пор) по грузоподъемности: он поднял 44.205т на высоту 2.255км. Конструкция МИ-12 состоит из двух роторов, которые находятся на концах огромного крыла, диаметр несущих винтов по 35м каждый (между крайними точками лопастей расстояние 67 м, что больше, чем размах крыльев самолета Боинг-747). Поднимают аппарат в воздух 4 двигателя мощностью по 6500л/с, двухъярусная кабина рассчитана на 6 человек, грузовой отсек имеет размеры 28.15м*4.4м*4.4м.

№2. МИ-26 – он сменил гигантский МИ-12 и впервые поднялся в небо в 1977г. МИ-26 получился гораздо скромнее своего предшественника, с максимальной взлетной массой 56т (у МИ-12 это было 105т) и максимальной скоростью 295км/ч. До нынешнего момента нет большего серийного транспортного вертолета, чем этот (который, кстати, в народе зовут «летающей коровой»). У него один винт диаметром 32м и два двигателя. Есть транспортно-десантный вариант МИ-26, который может вмещать на борту сто человек, или санитарный вариант, допускающий размещение до 50 раненых. Кроме того винтокрыл может использоваться как воздушный заправщик, пожарный, истребитель подводных лодок.

№3. МИ-6 газотурбинный предшественник МИ-12 и МИ-26. Он был создан для транспортировки ракетных комплексов «Луна», поступивших в 50е годы на вооружение армии СССР. Аппарат способен поднимать в воздух 44т груза и пять человек экипажа, при помощи двух 5500 «лошадных» двигателей. Диаметр единственного винта составлял 35м, но это не помешало МИ-6 стать рекордсменом по скорости – 304км/ч. Модель получилась очень удачной, поэтому за 20 лет было выпущено 860 МИ-6.

№4. МИ-10 – ближайший брат упомянутых выше вертолетов. Он представляет собой узкоспециализированный МИ-6, предназначенный для перевозки баллистических ракет. Он также мог брать на борт до 28 пассажиров, при общей массе аппарата 38т. Максимальная скорость летательного аппарата всего 190 км/ч.

№5. Sikorsky CH-53E – на почетном пятом месте. Этот вертолет построили американские мастера – он самый большой среди своих соотечественников. Взлетная масса такого винтокрыла 33.340т. Основной винт имеет диаметр около 24м, мощность обеспечивается двигателями в 4380л/с, которых у аппарата всего три. Вертолет рассчитан на 55 пассажиров и 5 членов экипажа, его скоростной максимум 315км/ч, среди оснастки стоит отметить систему ночного видения, систему инфракрасного видения, пулеметы.

№6. Boeing MH-47E – разновидность американского аппарата CH-47 Chinook. Конструкционно вертолет состоит из длинного фюзеляжа, двух двигателей мощностью 5000л/с, двух винтов с диаметром 18м. Boeing MH-47E имеет взлетную грузоподъемность 24.495т, может принять на борт 3 члена экипажа и 44 солдата или 24 раненых. Скоростной максимум 295 км/ч.

№7. Hughes XH-17 – по внешнему виду этот американский вертолет похож на советский МИ-10. У него такие же четыре длинные ноги-шасси, что дает возможность перевозить негабаритные грузы под фюзеляжем. У винта с рекордным диаметром 40.8м две лопасти. Максимальный летный вес агрегата 22.68т. После первого полета в 1952 году, оказалось, что вертолет слишком громоздкий, поэтому не сможет широко использоваться, кроме того перемещение Hughes XH-17 ограничивается 64 километрами, при наибольшей скорости 145км/ч.

№8. Sikorsky CH-54 Tarhe – в основном, предназначен для транспортировки грузов под корпусом. Впервые Sikorsky CH-54 Tarhe поднялся в воздух в 1962г. Несущий винт вертолета имеет диаметр 22м, кабина оснащена окнами заднего вида, максимальный взлетный вес 21.32т обеспечивает пара двигателей по 4800л/с, при этом задавая скорость до 240 км/ч. Вертолет широко использовался во Вьетнаме, как транспортировщик упавших самолетов.

Этот вертолет летал над пылающим реактором Чернобыльской АЭС и в горячих точках мира в составе миротворческих миссий ООН. Он может перевозить грузы до 20 тонн, дальность полета - 2000км. Диаметр винта равен размаху крыльев самолета Боинг-737. Имеет два двигателя по 11 000 л.с. мощности каждый. Это Ми-26 - самый большой серийный транспортный вертолет в мире! Авиакомпания «ЮТэйр» эксплуатирует крупнейший в мире по размеру и грузоподъемности вертолетный флот. В парке компании имеется 352 вертолёта, 25 из которых - это Ми-26.

Я уже писал ранее, а в этом репортаже я расскажу об истории создания самого большого в мире вертолета, а также два интересных видеосюжета про Ми-26.


Ми-26 - советский многоцелевой транспортный вертолёт. Является крупнейшим в мире серийным транспортным вертолётом.
Разработчик - ОКБ Миля. Первый полёт совершил 14 декабря 1977 года. Серийно производится Ростовским вертолётным заводом. Всего изготовлено более 310 машин. Выпуск продолжается.

Ми-26 авиакомпании ЮТэйр в ливрее ООН в Сургуте:

Проекту тяжелого вертолета присвоили новое обозначение Ми-26 или «изделие 90». Получив положительное заключение от НИИ МАП, коллектив ""МВЗ им. М.Л. Миля"" в августе 1971 г. приступил к разработке аванпроекта, который был закончен через три месяца. К этому времени военный заказчик внес изменения в технические требования к вертолету - увеличил массу максимальной коммерческой нагрузки с 15 до 18 т. Проект был переработан. Вертолет Ми-26, как и его предшественник Ми-6, предназначался для перевозки различных видов военной техники, доставки боеприпасов, продовольствия, снаряжения и других материальных средств, внутрифронтовых перебросок подразделений войск с боевой техникой и вооружением, эвакуации больных и раненых и, в отдельных случаях, для высадки тактических десантов.

Ми-26 представлял собой первый отечественный вертолет нового третьего поколения. Такие винтокрылые аппараты разрабатывались в конце 60-х - начале 70-х гг. многими иностранными фирмами и отличались от своих предшественников улучшенными технико-экономическими показателями, в первую очередь транспортной эффективностью. Но параметры Ми-26 значительно превосходили как отечественные, так и зарубежные показатели вертолетов с грузовой кабиной. Весовая отдача равнялась 50% (вместо 34% у Ми-6), топливная эффективность - 0,62 кг/(т*км). Практически при тех же геометрических размерах, что и у Ми-6, новый аппарат имел вдвое большую полезную нагрузку и значительно лучшие летно-технические характеристики. Увеличение грузоподъемности вдвое почти не отразилось на взлетной массе вертолета.

Научно-технический совет МАП одобрил аванпроект Ми-26 в декабре 1971 г. Проектирование воздушного гиганта предполагало проведение большого объема научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ, а также разработку нового оборудования.
В 1972 г. ""МВЗ им. М.Л. Миля"" получил положительные заключения институтов авиационной промышленности и заказчика. Из двух представленных командованию ВВС предложений: Ми-26 и винтокрыла разработки Ухтомского вертолетного завода - военные выбрали милевскую машину. Важным этапом проектирования вертолета стало грамотное составление технического задания. Заказчик первоначально требовал установки на вертолет привода колес, тяжелого вооружения, герметизации грузовой кабины, обеспечения работы двигателей на автотракторных топливах и тому подобных усовершенствований, влекущих за собой значительное утяжеление конструкции. Инженеры нашли разумный компромисс - второстепенные требования были отклонены, а основные - выполнены. В результате была сделана новая компоновка кабины, что позволяло увеличить экипаж с четырех до пяти человек; высота грузовой кабины, в отличие от первоначального проекта, стала одинаковой по всей длине. Доработкам подверглась конструкция и некоторых других частей вертолета.

В 1974 г. облик тяжелого вертолета Ми-26 практически полностью сформировался. Он имел классическую для милевских транспортных вертолетов компоновку: почти все системы силовой установки находились над грузовой кабиной; вынесенные вперед относительно главного редуктора двигатели и расположенная в носовой части кабина экипажа уравновешивали хвостовую часть. При проектировании вертолета впервые расчет обводов фюзеляжа производился методом задания поверхностей кривыми второго порядка, благодаря чему цельнометаллический полумонококовый фюзеляж Ми-26 получил свои характерные удобообтекаемые «дельфинообразные» формы. В его конструкции изначально предусматривалось применять панельную сборку и клеесварные соединения каркаса.

В носовой части фюзеляжа Ми-26 находилась кабина экипажа с местами командира (левого летчика), правого летчика, штурмана и борттехника, а также кабина для четырех человек, сопровождающих груз, и пятого члена экипажа - бортмеханика. По бортам кабин были предусмотрены люки-блистеры для аварийного покидания вертолета, а также бронеплиты.

Центральную часть фюзеляжа занимала вместительная грузовая кабина с задним отсеком, переходящим в хвостовую балку. Длина кабины - 12,1 м (с трапом - 15м), ширина - 3,2 м, а высота изменялась от 2,95 до 3,17 м. Как подтвердили макетные испытания, габариты кабины позволяли перевозить все виды перспективной военной техники массой до 20 т, предназначенной для оснащения мотострелковой дивизии, такие как боевая машина пехоты, самоходная гаубица, бронированная разведывательная машина и т.п. Загрузка техники осуществлялась своим ходом через грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа, оснащенный двумя раскрывающимися боковыми створками и опускающимся трапом с подтрапниками. Управление трапом и створками было гидравлическим.

Загрузка пассажиров или легких грузов могла производиться, кроме того, через три двери-трапа по бортам фюзеляжа. В десантном варианте Ми-26 перевозил 82 солдата или 68 парашютистов. Специальное оборудование позволяло в течение нескольких часов превращать вертолет в санитарный для транспортировки 60 раненых на носилках и трех сопровождающих медработников. Крупногабаритные грузы массой до 20 т можно было перевозить на внешней подвеске. Ее агрегаты были расположены в конструкции силового пола, благодаря чему не требовался демонтаж системы при перевозке грузов внутри фюзеляжа. Сзади грузового люка фюзеляж плавно переходил в хвостовую балку с профилированной концевой балкой-килем и стабилизатором.

Под грузовым полом фюзеляжа были размещены восемь основных топливных баков общей емкостью 12000 л. В перегоночном варианте в грузовой кабине Ми-26 могли устанавливаться еще четыре дополнительных бака общей емкостью 14800 л. Сверху, над грузовой кабиной, располагались отсеки двигателей, главного редуктора и двух расходных топливных баков. На входах в воздухозаборники двигателей были установлены грибовидные пылезащитные устройства. Расходные топливные баки и двигатели защищались броней.

Первостепенной задачей при проектировании Ми-26, как и всех других винтокрылых машин, явилось создание современного несущего винта, обладающего малой массой и высокими аэродинамическими и прочностными характеристиками. Впервые в истории вертолетостроения высоко нагруженный несущий винт Ми-26 создавался восьмилопастным. Для того чтобы собрать такой винт, рукава втулки пришлось сделать съемными. Крепление лопастей к втулке было традиционным, посредством трех шарниров, однако в конструкцию осевого шарнира инженеры ""МВЗ им. М.Л.Миля"" ввели торсион, воспринимающий центробежные нагрузки. Ряд шарнирных узлов выполнялся с применением металло-фторопластовых подшипников. Вертикальные шарниры были оснащены пружинно-гидравлическими демпферами. Для снижения массы втулки несущего винта в ее конструкции вместо стали был использован титан. Все это позволило создать восьмилопастной несущий винт с тягой на 30% большей и массой на 2 т меньшей, чем у пятилопастного винта Ми-6.

Шасси Ми-26 - трехопорное, включающее переднюю и две основные опоры, с двухкамерными амортизационными стойками. Под концевой балкой была установлена убирающаяся хвостовая опора. Для удобства погрузочно-разгрузочных работ основные опоры шасси были оборудованы системой изменения клиренса.

Поставки вертолетов Ми-26 в отдельные транспортно-боевые полки авиации Сухопутных войск, в полки и эскадрильи погранвойск начались в 1983 г. После нескольких лет доводки они стали надежными и любимыми в войсках машинами. Боевое применение вертолета началось в Афганистане. Входившие в состав 23-го авиаполка погранвойск вертолеты использовались для перевозки грузов, доставки пополнений и эвакуации раненых. Боевых потерь не было. Приняли участие Ми-26 и практически во всех вооруженных конфликтах на Кавказе, в том числе и в двух «чеченских» войнах. В частности, именно на Ми-26 проводилась оперативная доставка войск и их передислокация во время боев в Дагестане в 1999 г. Помимо армейской авиации и авиации погранвойск Ми-26 поступили в то время и в авиачасти МВД России. Везде вертолет показал себя исключительно надежной и часто незаменимой машиной.

Нашли применение Ми-26 при борьбе с пожарами и во время стихийных бедствий. В 1986 г. вертолеты использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Могильник техники возле Припяти, это Ми-6, младшие братья Ми-26:

В Аэрофлот Ми-26 начали поступать в 1986 г. Первым их получило Тюменьское авиапредприятие. Именно при освоении газонефтяных месторождений Западной Сибири особенно пригодились ростовские тяжеловозы. Особенно востребованы оказались уникальные краново-монтажные способности машины. Только на ней можно перевозить и устанавливать непосредственно на место эксплуатации грузы массой до 20 т.
Довелось российским и украинским Ми-26 поучаствовать в составе миротворческих миссий ООН. Они работали на территории бывшей Югославии, в Сомали, Камбодже, Индонезии и т.д.

Благодаря уникальной грузоподъемности ростовские тяжеловозы пользуются большим спросом за рубежом. Там они последние десять лет эксплуатируются как отечественными авиакомпаниями, так и в составе иностранных, нанявших вертолеты в аренду или лизинг. Ми-26Т выполнял в Германии и других странах Европы транспортировку тяжелых крупногабаритных грузов, строительно-монтажные работы при строительстве линий электропередач, антенно-мачтовых сооружений, реконструкции и строительстве промышленных объектов, тушение лесных и городских пожаров.

Интересные факты:

27 сентября 1996 года использовался для построения большой формации, которая потом была занесена в книгу рекордов Гинесса. Во время этого мероприятия был установлен ещё один рекорд, Ми-26 поднял на высоту 6500 метров 224 парашютиста.
- Использовался для эвакуации 2 вертолётов СН-47 «Чинук» вооружённых сил США в Афганистане, стоимость эвакуации $650 000.
- Использовался для транспортировки самолёта Ту-134 из аэропорта Пулково на полигон МЧС рядом с микрорайоном Рыбацкое в Санкт-Петербурге.

И два интересных видеосюжета:

1. Сюжет телеканала Discovery про перевозку сверхтяжелого груза в Канаде:

2. Фильм "Спасти спасателя" про транспортировку фюзеляжа Ми-26 из Казахстана в Новосибирск на авиаремонтный завод для дальнейшего восстановления:

Источники информации материалов данной статьи:

Вики, гугл-поиск по картинкам
ЖЖ:

Вечное стремление человека к превосходству оставило свой след и в истории вертолетов. Сегодня мы расскажем о самых крупных винтокрылых машинах.

В-12

Рекордсменом среди самых больших вертолетов является советский В-12 (неофициальное название – Ми-12). Разрабатывался еще в годы холодной войны, когда была необходимость доставлять по воздуху межконтинентальные баллистические ракеты. Двигатели Д-25ВФ (4 шт.) с мощностью 26 000 л. с. поднимают машину весом 69,1 тонны и дополнительно груз от 30 до 40 тонн.


Управляют аппаратом шесть членов экипажа из двухъярусной кабины. Отличается В-12 крыльями обратного сужения с боковым расположением винтов диаметром по 35 метров каждый. А его огромный грузовой отсек может вместить почти 200 человек. Габариты вертолета: высота – 12,5 м, длина – 37 м.


В-12 в сравнении обычным вертолетом

Впервые В-12 поднялся в воздух 10 июля 1968 года под управлением летчика-испытателя В. П. Колошенко. Второй экземпляр взлетел в мае 1973 года под руководством летчика-испытателя Г. В. Алферова. Оба экземпляра отправились в музей авиации в 1974 году, где они находятся и по сей день. Производство столь крупного аппарата пришлось прикрыть из-за слишком высокой себестоимости и отсутствия подходящих посадочных площадок.

На втором месте среди самых больших вертолетов оказался Ми-26 – младший брат В-12. В отличие от своего старшего «коллеги», Ми-26 выпускается серийно заводом «Роствертол» и используется повсеместно.


Несущий винт машины состоит из восьми лопастей диаметром 32 метра, рулевой винт – из пяти лопастей диаметром около 7,5 метров. Два двигателя общей мощностью 22,8 тысячи л.с. поднимают машину весом 28,2 тонны и дополнительно груз до 20 тонн. Пилотируется экипажем от 2 до 6 человек (в зависимости от модели). Габариты: высота – 8 м, длина – 40 м.

На сегодняшний день Ми-26 имеет до 15 модификаций, выполняющих различные функции и обеспечивших аппарату широкую популярность. Он используется при транспортировке грузов, а также:

  • в медицинских целях для перевоза раненых: вмещает до 60 коек и медперсонал;
  • в военных целях: вмещает до 85 солдат;
  • в спасательных операциях при лесных пожарах или стихийных бедствиях.

Впервые советский Ми-26 был испытан 14 декабря 1977 года летчиком-испытателем Г. Р. Карапетяном. Массово выпускается с 1984 года и за это время успел «засветиться» в многочисленных военных конфликтах, спасательных операциях, миротворческих миссиях, в сфере пассажирских и грузоперевозок. Вертолет находится на вооружении и эксплуатируется в гражданских целях более чем в 15 странах мира.

Самые большие военные вертолеты

Самым крупным военным вертолетом считается Sikorsky CH-53E Super Stallion производства США. Серийно впускается с 1981 года компанией «Sikorsky Aircraft». СН-53Е имеет несколько модификаций и находится на вооружении США и Японии. Пилотируется пятью членами экипажа. Несущий винт Sikorsky состоит из семи лопастей диаметром 24 метра, рулевой – из четырех лопастей. Три двигателя с мощностью 13,1 тысяч л.с. поднимают Super Stallion весом 15 тысяч тонн и дополнительный груз до 16 тонн. Габариты вертолета: высота – 8,5 м, длина – 30,2 м. Вмещает от 37 до 55 военных на борту.


Первый прототип CH-53 взлетел 14 октября 1964 года и с тех пор многократно модифицировался. В результате в декабре 1980 года прошли первые испытания CH-53E, и в следующем году он уже был принят на вооружение ВМС США. Оснащение включает три пулемета, а системы ночного и инфракрасного видения помогают хорошо ориентироваться даже при плохих погодных и боевых условиях.

Самый крупный военный советский вертолет – Ми-24. Несущий винт машины состоит из пяти лопастей диаметром 17,3 метра, рулевой винт – из трех лопастей диаметром 3,9 метра. Пара двигателей ТВ3-117 общей мощностью 4,4 тысячи л. с. поднимают машину весом 7,6 тонны и груз до 2,4 тонн. Пилотируется тремя членами экипажа, дополнительно вмещает до 8 десантников. Габариты: высота – 5,5 м, длина – 17,5 м.


Впервые испытан 15 сентября 1969 года летчиком-испытателем Г. В. Алферовым, а после некоторых доработок в 1971 году отправился в серийное производство. В различных модификациях Ми-24 состоит на вооружении более чем в 40 странах мира.

Ми-24 оснащен встроенным пушечно-стрелковым оружием и в зависимости от модели — гранатометами, управляемыми и неуправляемыми ракетными системами, бомбами и кассетами.