Человек который печатает на печатной машинке. История вещей: Печатная машинка

Надо признать, что изобретение Ведгвуда потом на протяжении добрых двух столетий активно использовалось в делопроизводстве для получения нескольких копий одного документа. Да и на матричных принтерах копирка в отсутствие картриджа здорово выручала.

Вернемся однако к истории появления печатных машинок в целом и клавиатуры, в частности. Так вот, в сентябре 1867 года поэт, журналист и по совместительству изобретатель Кристофер Лэтхэм Шолес (Christopher Latham Sholes) из Милуоки подал заявку на новое изобретение - печатную машинку. После соответствующих бюрократических процедур, которые, как это водится, растянулись на несколько месяцев, Шолес в начале 1868 года получил-таки патент. Соавторами изобретения помимо Кристофера Шолеса были Карлос Глидден (Carlos Glidden) и некто Соул (S. W. Soule), которые тоже потрудились над созданием первой печатной машинки. Впрочем, американцы не были бы американцами, если бы они не попытались извлечь прибыль из своего детища.

Производство первых печатных машинок началось в самом конце 1873 года, а в 1874 году они уже поступили на американский рынок под маркой Sholes & Glidden Type Writer.

Надо сказать, что клавиатура первых печатных машинок разительно отличалась от нынешней. Клавиши размещались в два ряда, а буквы на них шли в алфавитном порядке.

В дополнение к этому, печатать можно было исключительно заглавными буквами, а цифр 1 и 0 вовсе не было. Их с успехом заменяли буквы "I" и "O". Текст печатался под валиком и не был виден. Чтобы посмотреть на работу, надо было приподнять каретку, для этой цели расположенную на шарнирах. В общем, как и у всякого нового изобретения недостатков у первых печатных машинок было немало. И среди прочих, как это вскоре выяснилось, неудачное расположение клавиш. Дело в том, что при возрастании скорости печати молоточки печатной машинки с закрепленными на них штампиками-литерами, которые наносили удары по бумаге, не успевали возвращаться на место и цеплялись друг за друга, грозя привести к поломке печатающего узла. Очевидно, что решить проблему можно было двумя путями - либо каким-то образом искусственно замедлить скорость печати, либо разработать новую конструкцию машинки, которая бы исключала заклинивание клавиш.

Кристофер Шолес предложил изящное решение, позволившее обойтись без изменения механики достаточно сложной конструкции печатающего узла. Оказалось, что для того, чтобы дело пошло лучше, достаточно изменить порядок следования букв, нанесенных на клавиши.

А дело вот в чем. Поскольку молоточки располагались по дуге, образующей половину круга, то чаще всего при печати заклинивало расположенные поблизости друг от друга литеры. Шолес решил расположить литеры на клавишах так, чтобы буквы, образующие устойчивые в английском языке пары, располагались как можно дальше друг от друга.

Для того чтобы подобрать "правильное" расположение клавиш, Шолес воспользовался специальными таблицами, отражавшими частоту появления на письме тех или иных устойчивых сочетаний букв. Соответствующие материалы были подготовлены педагогом Амосом Денсмором (Amos Densmore), братом Джеймса Денсмора (James Densmore), который, собственно, и финансировал работы Кристофера Шолеса по созданию печатной машинки.

После того как Шолес расположил в нужном порядке молоточки с литерами внутри каретки печатной машины, буквы на клавиатуре образовали весьма прихотливую последовательность, начинавшуюся с литер QWERTY. Именно под этим названием клавиатура Шолеса и известна в мире: QWERTY-клавиатура или универсальная клавиатура (Universal keyboard). В 1878 году, уже после того как модернизация была опробована на выпускавшихся печатных машинках, Шолес получил на свое изобретение патент.

С 1877 года печатные машинки по патенту Шолеса стала выпускать компания "Ремингтон". На машине первой модели можно было печатать только заглавные буквы, а на второй модели (Remington No.2), серийный выпуск которой начался в 1878 году, появился переключатель регистров, что позволяло печатать как заглавные, так и строчные буквы. Для переключения между регистрами печатающая каретка сдвигалась вверх или вниз при помощи особой клавиши Shift (сдвиг). В этой и последующих (до 1908 года) машинках "Ремингтон" напечатанный текст оставался невидимым для работающего, имевшего возможность посмотреть на текст, лишь приподняв каретку.

Между тем пример Шоулза вдохновил и других изобретателей. В 1895 году Франц Вагнер получил патент на машинку с горизонтально лежащими буквенными рычагами, ударяющими по бумагоопорному валу спереди. Основное достоинство этой конструкции было в том, что при работе был виден только что отпечатанный текст. Права на ее производство он продал фабриканту Джону Ундервуду. Эта машинка оказалась настолько удобной, что вскоре стала пользоваться большой популярностью и Ундервуд заработал на ней огромное состояние.

Первая печатная машинка Кристофера Шолеса была предназначена для набора текста… двумя пальцами. Появление метода десятипальцевой печати приписывается историками некоей миссис Лонгли (L. V. Longley), продемонстрировавшей новый подход в 1878 году. А чуть позже Фрэнк МакГуррин (Frank E. McGurrin), клерк из федерального суда в городе Солт-Лейк Сити, предложил концепцию метода "слепой печати", при которой машинистка работала и вовсе не глядя на клавиатуру. В это же время производители печатных машинок, стремясь доказать публике перспективность новой техники, проводили многочисленные соревнования на скорость печати на первых "ремингтонах" и "ундервудах", что, конечно же, подстегивало машинисток печатать все быстрее и быстрее. Очень скоро темп работы "тружеников печатной машинки" превысил средние 20 слов в минуту, характерные для рукописного текста, а сами печатные машинки стали неотъемлемым рабочим инструментом секретарш и вполне привычным элементом офисов.

До 1907 года фирма "Ремингтон и сыновья" последовательно выпустила девять моделей печатных машин, конструкция которых постепенно совершенствовалась. Выпуск пишущих машин нарастал лавинообразно. За первые десять лет "Ремингтонов" изготовили свыше ста тысяч экземпляров.

Помимо крупных фирм (таких как "Ремингтон" и "Ундервуд") печатные машинки выпускали сотни мелких фабрик и десятки крупных компаний, специализирующихся на точном машиностроении. Появились десятки новых конструкций и сотни моделей. Из этих разработок к середине столетия сохранили свое значение всего около двадцати.

В период 1890-1920 годов идет усиленный поиск конструктивных решений с целью получения четкого, видимого при печатании текста и расширения возможностей печатной машины. Среди машин этого времени можно выделить две основные группы: с единым литероносителем и с рычажным печатающим механизмом. У машин первой группы литеры нанесены на едином литероносителе различной формы, для выбора печатного знака использовались либо индикаторное устройство, либо клавиатура. Меняя литероносители можно было печатать на нескольких языках. Эти машины давали видимый при печати текст, но малая скорость печатания и слабая пробивная способность ограничивали их применение.

В машинах с рычажным печатающим механизмом литеры расположены на концах отдельных рычагов, печать производится ударом литерного рычага по бумагоопорному валу при нажатии на клавишу. Разнообразие рычажных печатных машин конца XIX - начала XX века отражает борьбу идей, направленных на получение видимого при печатании текста, повышении скорости печатания и надежности работы машины, обеспечения "легкого" удара по клавишам.

В 1911 году в России провели сравнительный анализ энергозатрат при письме различных моделях пишущих машин. Оказалось, что написать 8000 знаков эквивалентно перемещению пальцами на "Ремингтон № 9" 85 пудов, на "Смитс-Премьер" - 100 пудов, на "Посталь" -188 пудов!

Пишущая машинка широко использовалась литераторами. Примечательно, что вышедший в свет в 1876 году труд Марка Твена "Приключения Тома Сойера", стал первой книгой, текст которой был подготовлен с использованием печатной машинки.

Кабинет Л.Н. Толстого, например, знакомые великого писателя не могли представить себе без старого "Ремингтона", так же как кабинет В.В. Маяковского невозможно представить без его любимого "Ундервуда".

Лишь небольшое количество традиционных компаний-производителей, таких как Смит-Корона, Olivetti , Адлер-Рояль, Олимпия, Brother , Накадзима и др. продолжали выпуск такого рода устройств, причём большинство из перечисленных компаний в это время занимались выпуском электронных моделей пишущих машин.

Последний в мире завод по производству пишущих машинок, принадлежавший индийской компании Godrej and Boyce, был закрыт в 2011 году .

История создания

Как и большинство других технических устройств и изобретений , разработка механизма пишущей машинки не была плодом усилий одного-единственного человека. Множество людей совместно или независимо друг от друга приходили к идее быстрой печати текстов. Первый патент на машину такого рода был выдан английской королевой Анной Генри Миллю (англ. Henry Mill ) ещё в 1714 году . Изобретатель патентовал не только машину, но и способ последовательной печати символов на бумаге . К сожалению, какой-либо подробной информации о его изобретении не сохранилось. Также не сохранилось и сведений о реальном создании и применении описанной машины.

Только почти через 100 лет люди вновь заинтересовались возможностью выполнения быстрой печати. Примерно в 1808 году Пеллегрино Турри (Pellegrino Turri ), также известный как изобретатель копировальной бумаги , создаёт собственную печатную машину. Подробности о его изобретении сегодня неизвестны, однако до нашего времени сохранились тексты, напечатанные на этом устройстве.

Скоропечатник Алисова

Популярной машинка так и не стала из-за высокого качества печати. Когда была получена первая серийная партия машин в 1877 году , изготовленных в Англии, их приравняли к типографским машинам, и всё, что на них печаталось, следовало подвергать цензуре. Связано это было с тем, что она давала оттиски превосходного качества, совершенно сходные с типографскими. Вследствие обязательного цензурирования никто не захотел приобретать эти пишущие машины, и изобретатель должен был открыть своё заведение для печатания лекций, просуществовавшее весьма непродолжительное время .

В дореволюционной России пишущие машинки не производились, но использовались. Однако в силу особенностей дореволюционной орфографии размещение клавиш несколько отличалось от нынешнего. Так, на том месте, где сейчас буква «Ц», размещалось «I», а на месте «А» - «Ъ», поскольку тогда эта буква использовалась очень часто, в конце всех слов, заканчивающихся на согласную. Буквы «Ц» и «Э» располагались в самом верхнем «цифровом» ряду после цифры «0» . Нижний ряд был несколько смещён влево, потому что после букв «Я» и «Ч» на месте нынешней клавиши «С» была клавиша с буквой «ѣ», «С» была следующей за ней клавишей. Первая пишущая машинка в нашей стране была произведена в 1928 г. в Казани, именовалсь она «Яналиф» . В более позднее время наиболее распространёнными отечественными марками пишущих машин в СССР были «Украина» (канцелярская) и «Москва» (портативная). Из зарубежных достаточно широко были распространены «Оптима» (ГДР, канцелярская) и «Консул» (ЧССР, портативная). Однако по уровню распространённости пишущие машинки значительно уступали компьютерам.

Последняя в мире фабрика по производству печатных машинок закрылась в 2011 году.

Конструктивные особенности

Большинство конструкций пишущих машинок можно отнести к одному из двух основных типов. Наибольшее распространение получили распространены рычажно-сегментные пишущие машинки, в которых отпечаток возникает в результате удара по бумаге литерных рычагов, расположенных в шлицах сегмента. Ко второму типу относятся бессегментные пишущие машинки, в которых вместо рычагов используется пишущая головка; к машинам данного типа можно отнести машинки Hammond, IBM Selectric, Ятрань . Также существует деление на механические, электрические пишущие машинки. Кроме этого, пищущие машинки делились на канцелярские и портативные. Канцелярские машинки эксплуатировались, как правило, в стационарных условиях. Портативные машинки помещались в небольшом чемоданчике и предназначались для людей «творческих профессий» (журналистов, писателей и т. д.). Некоторые портативные машинки имели более мелкий шрифт, чем на канцелярских машинках. Канцелярские и пишущие машинки отличались также числом клавиш, которое у русских пишущих машинок могло составлять от 42 до 46. Уменьшение числа клавиш достигалось за счёт отказа от клавиши с буквой « », использования омографии некоторых букв и цифр (вместо цифры « » могла использоваться буква « », вместо « » - « »), и некоторых других сокращений. На канцелярских машинках допускалась печать вдоль широкой стороны листа формата А4 и соответственно формате А3, на портативных машинках - только вдоль узкой стороны листа формата А4.

Каретка

Бумагопроводящий механизм

Печатающий механизм

Усовершенствования

Двуцветная лента позволяла печатать, при необходимости, отличным от чёрного цветом. Устройство смены цвета могло и вовсе отключить подъём ленты, и машинка переходила в режим бесцветной печати, например, для создания надписи на фольге.

Электрическая пишущая машинка «IBM Selectric», 1961 г.

В электрической пишущей машинке удар производится за счёт электропривода, что позволяет нажимать на клавиши с малым усилием; кроме того, можно напечатать ряд одинаковых символов, просто удерживая клавишу нажатой. В целом скорость печати получается выше, но лишь при использовании слепого десятипальцевого способа печати.

В печатающем автомате одновременно с печатью текста производится перфорация перфоленты , что позволяет собирать своеобразную библиотеку стандартных документов - печатающий автомат может потом распечатать текст с перфоленты; кроме того, разрезая и склеивая перфоленту, можно «редактировать» набранный текст.

В печатно-наборной машине используется пропорциональный, а не фиксированный шрифт; кроме того, вместо чернильной ленты используется лента копировальной бумаги. В результате получается очень чёткий текст типографского вида, с которого можно фотографическим способом изготовить печатные формы, избежав, таким образом, традиционного процесса набора.

Многоклавиатурная пишущая машинка фактически представляет собой несколько печатающих машинок, поставленных рядом и соединённых так, что каретка может переезжать с одной машинки на другую. Это позволяет печатать, например, поочерёдно латиницей и кириллицей. Из-за громоздкости использовались редко - обычно текст на «чужом» алфавите вписывали от руки.

Конструкторская пишущая машинка используется для нанесения надписей на чертежах; обычно устанавливается на линейке кульмана .

Применение

На протяжении значительной части XX века почти все официальные документы, исходящие от государственных инстанций (и их внутренний документооборот), печатались на машинке. При этом в СССР заявления, расписки и автобиографии граждан писались от руки; от руки часто составлялись и протоколы. Также издательства требовали приносить рукописи в машинописном виде, что намного облегчило труд наборщиков, которым теперь не требовалось разбирать зачастую непонятный почерк авторов.

Перепечатка рукописных текстов на пишущей машинке была делом специальных работников - машинисток (поскольку профессия была преимущественно женской, мужской вариант термина не прижился); ранее их также называли ремингтонистками или ремингтонистами (по марке машинок «Ремингтон»). Работы по печати документов на пишущих машинках назывались машинописными работами и выполнялись в специальных организациях или отделах («машинописных бюро»).

Начиная с последней трети XX века компьютерные технологии начали вытеснять пишущие машинки. Сегодня компьютеры (с соответствующими периферийными устройствами) полностью взяли на себя функции пишущих машинок, которые таким образом безнадёжно устарели.

Машинописный текст

Машинописный текст имеет характерные особенности:

  • из-за ограниченного набора символов часть символов совмещалась - например, не различаются левые и правые кавычки, совмещены дефис и тире .

Всё это позволяло упростить конструкцию пишущей машинки.

Шрифт «Курьер»

При создании телетайпов и компьютерных принтеров эти особенности были повторены - также в целях упрощения аппаратуры и ПО. Многие ранние текстовые процессоры (например, «Лексикон », «ChiWriter ») были ориентированы на имитацию машинописного текста - отчасти потому, что оформление многих документов регламентировалось государственными стандартами, созданными в эпоху пишущих машинок.

В основе компьютерных шрифтов семейства «Курьер » (Courier), используемых как моноширинные шрифты по умолчанию во многих операционных системах, лежит шрифт пишущей машинки. Кроме этого, существуют дизайнерские шрифты, имитирующие «грязный» текст, отпечатанный на реальной пишущей машинке (например, «Трикси»).

Механические пишущие машинки позволяли получать текст с различными интервалами между строками: одинарный, полуторный, двойной, и т. д. Понятие межстрочного интервала в настоящее время применяется и в текстовых процессорах . В нормативных документах и стандартах, регламентирующих оформление текстовых документов, по сей день применяется понятие «интервал пишущей машинки» («машинописный интервал»), который численно равен расстоянию между базовыми линиями , делённому на высоту символа.

См. также

Примечания

  1. Андрей Величко Завершилась эпоха пишущих машинок . Компьюлента (26 апреля 2011). Проверено 12 декабря 2011.
  2. Oden, Charles Vonley (1917), «Evolution of the Typewriter» , New York: Printed by J. E. Hetsch, сс. 17-22, (англ.)
  3. Куприянов Алексей Черный прямоугольник. 200 лет исполнилось копировальной бумаге . Полит.ру (20 октября 2006). Архивировано
  4. Лермантов В. В. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - Санкт-Петербург. - Т. 23А. - С. 753-754.
  5. Гойзман Шимон Рувимович. Михаил Иванович Алисов - изобретатель наборной машины . Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 30 апреля 2010.
  6. В Индии закрылась последняя в мире фабрика по производству печатных машинок . Газета.ru (26 апреля 2011). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 26 апреля 2011.
  7. Березин Б. И. Самоучитель машинописи . - М .: Легкая индустрия, 1969. - 160 с. - 70 000 экз.
  8. Машинистка // / Под ред. Д. Н. Ушакова . - М .: Советская энциклопедия ; ОГИЗ ; , 1935-1940.
  9. Ремингтонист // Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова . - М .: Советская энциклопедия ; ОГИЗ ; Государственное издательство иностранных и национальных словарей , 1935-1940.
  10. Смещение следующей строки относительно предыдущей производилось автоматически при так называемом «переводе каретки» - переходе к печати следующей строки, производимым перемещением специального рычага. Как правило, интервал мог быть вручную скорректирован поворотом вала протяжки бумаги.

Ссылки

Долгие столетия писательский труд был именно писанием, т.е. собственноручным испещрением клочка бумаги (папируса, пергамента) затейливыми черточками, петельками и крючочками.
Но вот наступил ХХ век с его постоянно совершенствуемыми возможностями машинописи, а привычка к рукописанию никуда не делась. Писатели упорно продолжали покрывать своими каракулями тонны бумаги.
Почему? Послушаем их самих:

Пишу карандашом. Мне нужно не менее дюжины их и машинку для заточки. О, и очень много бумаги! Пишущая машинка — для окончательного варианта и для копий.
Э.Хемингуэй

Когда пишу от руки, у меня создается впечатление, что я более искренен, не столь литературен. За пишущей машинкой у меня все получается слишком гладко. Это напоминает проигрывание фортепьянных гамм. Моими мыслями каким-то образом управляют пальцы.
Г.Миллер

Я пишу от руки, потому что не привык думать за машинкой. Мне нужно чувствовать в руке карандаш, видеть, как из-под кончика карандаша выходят слова, и, если слово не то, я его просто стираю и пишу новое. Мне надо все сначала записать на бумагу. Только после этого я перепечатываю все на машинке, но сначала мне нужно, чтоб текст был написан от руки, чтоб я чувствовал его.
У.Фолкнер

Перо. Пишущая машинка, мне кажется, должна вредно влиять на ритм фразы.
М.Горький

Нарезаны четвертушки бумаги, очинен химический карандаш, приготовлены папиросы, я сажусь за стол.
Е.Замятин

Пишу пером. Карандашом пользуюсь иногда для отделки какой-нибудь фразы. Рисунков на рукописи не делаю. Возможности печатать вещи сразу на пишущей машинке искренно не понимаю.
М.Слонимский

Я пишу только ручкой, только на хорошей бумаге. Бумагу я привезла из Швейцарии. Я люблю хорошие ручки, чтобы была легкая подача чернил. Бумага и ручка мне не должны мешать.
В.Токарева

Во время работы я не выношу шума машинки. Я наедине с мягким «самопишущим» пером и квадратной глянцевой бумагой.
Н.Никитин

Пишу всегда пером. В местах ответственных, прежде чем положить фразу на бумагу, тщательно строишь ее в уме. Когда черновик готов, начинаешь со всем тщанием править его. Получается вторая редакция рассказа. Рукопись становится неимоверно грязной, со вставками, подклейками, четырехэтажными поправками в поисках нужного слова. Затем рукопись передаешь для переписи на машинке. Ошибки сразу выпирают. Большая правка, третья редакция. тут иногда достается не только стилю, но и общей концепции рассказа. Вновь машинка, если рассказ пишешь вчерне месяц, то отделываешь его недели три. Звучность, инструментовку речи я ставлю во главу угла. Работая, автор должен всегда прислушиваться к своему перу.
В.Шишков

Щелканье машинки мне мешает, я всегда пишу только пером. Перо для меня не безразлично — писать люблю мягким пером, если есть, то медным.
А.Чапыгин

Если бы я показал вам свою записную книжку, вы бы обнаружили массу завитушек, и стрелочек, и легких зачеркиваний, сквозь которые проступает первый вариант. Переходишь от этого к печатному тексту — и он тут же выглядит более закоснелым. Кстати, все это чепуха насчет того, что на компьютерах удобнее жонглировать текстом. Ничто не сравнится с возможностями рукописи. В ней ты переставляешь куски текста, физически не сдвигая их, то есть всего лишь указываешь на возможность перемещения, оставляя изначальную мысль нетронутой. Проблема компьютера в том, что у конечного результата нет памяти, нет происхождения, нет истории — маленький курсор (или как он там называется) дрожит где-то в центре экрана, создавая иллюзию того, будто вы думаете. Даже когда вы давно уже перестали.
М.Эмис

Когда я учился писательскому мастерству в колледже, мне приходилось, как и всем, сдавать свои сочинения, набранными через двойной интервал шрифтом Times New Roman. И у меня все выходило ужасно. Стоило мне только начать писать от руки, как работа пошла веселее, и ее качество заметно улучшилось.
Чем дальше я держусь от компьютера, тем лучше становятся мои идеи. Microsoft Word — это мой враг. Я все время пользуюсь им на работе, поэтому в остальное время стараюсь с ним не связываться.
Думаю, что чем больше писательство становится физическим процессом, тем лучше получаются произведения. Можно почувствовать чернила на бумаге. Можно разложить листы по всему столу и перебирать их. Можно положить текст везде, где на его будет удобно смотреть.
О.Клеон

Тем не менее, технический прогресс постепенно находил все больше сторонников среди пишущей братии. Уже в начале 1920-х годов печатная машинка стала неотъемлемой принадлежностью писательских столов.

Я работаю сразу на машинке, правлю по окончании каждой страницы, очень много вычеркиваю, без жалости, если даже какое-то отдельное сравнение кажется удачным, переписываю и снова мараю. В итоге каждая страница — это восемь-девять склеенных кусочков. Другой метод — написать все произведение вчерне, а затем переписывать начисто — куда экономней, но у меня отвращение к плохо написанному тексту. Такой же отделке подвергаю каждую законченную главу. Это опять-таки не экономно. Но когда пишешь главу, хочется, чтобы все в ней было ясно; тогда чувствуешь, как постепенно меняется форма всего произведения.
И.Эренбург

Я пишу на машинке с 1930 года — испортился почерк. Работаю я медленно. В лучшие годы писал не более пяти отделанных машинописных страниц в день при работе с утра до ночи. Вечером я только правлю написанное.
И.Эренбург

На пишущей машинке. Рукописный текст всегда неясен (не разборчивость почерка, индивидуальность его, малое — сравнительно с печатным — количество слов на странице). Все это мешает каждую минуту отрешаться от себя, взглядывать критически, как на чужое, на свою работу. Когда фраза слишком сложная, или когда они толпятся, забегая вперед, — набрасываю их пером. Мне никогда не удавалось набросать от руки больше трех, четырех страниц, сейчас же тянет взглянуть на это в печатном виде — на машинке.
А.Толстой

Техника письма. Набрасываю пером и сейчас же стукаю на машинке. К карандашам чувствую отвращение.
А.Толстой

Рассказы до листа пишу на машинке сразу, больше листа — пером и затем на машинке.
Б.Пильняк

В конце ХХ века нашлись свои поклонники и у компьютера.

Писал от руки. Печатал черновик на машинке, правил, перепечатывал. В середине 1980-х с радостью перешел на компьютер, и теперь пишущая машинка кажется мне грубой механической помехой. В текстовом редакторе есть что-то более интимное, он ближе к мысли как таковой. Эфемерность еще не распечатанного материала похожа на невысказанную мысль. Мне нравится возможность без конца переделывать фразы, мне нравится, как преданная машина запоминает все мои маленькие пометки.
И.Макьэн

Особняком в этом отношении стоял Л.Фейхтвангер, который имел обыкновение надиктовывать свои романы.

Наконец, сформировалась еще одна группа писателей, которые сочетают возможности пера и печатной машинки (компьютера).

Сначала я все пишу от руки. Писать от руки я могу в течение двух часов, не больше, — пальцы немеют. Тогда я откладываю ручку и начинаю перепечатывать написанное, попутно что-то меняя; пожалуй, это первая стадия редактирования.
М.В.Льоса

Первые сто страниц пишу не оглядываясь. Пишу от руки. После того как этот первый вариант жена напечатает или наберет на компьютере, я обычно весь его перекраиваю, правлю, выбрасываю нещадно абзац за абзацем. Если у меня от десяти рукописных страниц остается одна печатная — это хорошо.
А.Рыбаков

Я пишу не только на компьютере, иногда и от руки тоже. Рукой я написал «Ловца снов» и «Мешок с костями» — хотел понять, как получится. Кое-что изменилось. Прежде всего, дело пошло медленнее — когда пишешь от руки, времени уходит больше. И каждый раз, когда я начинал писать, во мне просыпался лентяй и говорил: «А это обязательно?» У меня после этих упражнений до сих пор мозоль на пальце. Зато работа с черновиками была куда увлекательней. Мне показалось, что первый вариант получился более отточенным — все потому, что спешить не получалось. Ведь писать можно только с определенной скоростью. Это все равно как мчаться на мотоцикле или идти пешком.
С.Кинг

P.S.
Я раньше тоже сочетал рукописание и стучание по машинке и клаве, но последние годы мараю страницы только на мониторе. Мне тоже необходимо видеть сразу всю фразу, а часто — и весь абзац для того, чтобы добиться необходимого ритма, избежать повторов, увидеть слабые места и т.д. Кроме того, историк поневоле использует много цитат, а их удобнее копировать и переносить в текст при помощи мышки:).
————————————————-
Цитаты приведены по:
А. Синиярв. НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ПИСАТЕЛЯ

На протяжении значительной части XX века почти все официальные документы, исходящие от государственных инстанций (и их внутренний документооборот), печатались на машинке. При этом в СССР заявления, расписки и автобиографии граждан зачастую писались от руки; от руки часто составлялись и протоколы. Однако ежели гражданин чего-то хотел от государства требовалось приносить рукописи, характеристики и анкеты в машинописном виде, чтобы не требовалось разбирать зачастую непонятный почерк авторов. Этим занимались Машинистки, либо в машбюро, либо секретари-машинистки в подразделениях. Грохот стоял невообразимый, несмотря на специальные подкладки под устройства и звукопоглощающую облицовку.

Каждая пишущая машинка в СССР поступала на контроль в Первом отделе и с нее снималась копия всех литер. Были времена когда их заставляли сдавать на праздники и выходные. Меня-же как-то попросили снять оттиск со шрифтов моего первого матричного "Роботрона". Я принес. Рулон был толстый. Больше не просили.

Печатная или пишущая машинка - когда-то эта вещь была принадлежностью тех, кого принято называть людьми интеллектуальных профессий: ученых, писателей, журналистов. Бойкий стук по клавишам раздавался и в приемных высоких начальников, где за столом рядом с печатной машинкой восседала очаровательная машинистка-секретарь. Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но может быть не будь печатной машинки не было бы и компьютера? Кстати, у печатной машинки есть и свой праздник - День печатной машинки, и отмечается он 1 марта.

Старая печатная машинка начала XX века

Легенды и исторические источники рассказывают нам о том, что первая пишущая машинка была разработана аж триста лет назад в 1714 Генри Миллом, и он даже получил патент на изобретение от самой английской королевы. Но вот только изображения это машинки не сохранилось. Настоящую же, действующую машинку, впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для его слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно, которая так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими.

Старые печатные машинки с "необычной" раскладкой клавиатуры

Идея создания идеальной и удобной печатной машинки захватила умы изобретателей и с течением времени в мире начали появляться различные модификации этого приспособления для письма. В 1863 году наконец-то появился предок всех современных печатных машин: американцы Кристофер Лехтем Шоулз (Christopher Sholes) и Самуэль Суле (Samuel Soule) - бывшие типографы - придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом поэтому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова. Патент на изобретение был получен в 1868 году. Первый вариант их машинки имел два ряда клавиш с цифрами и алфавитным расположением букв от A до Z (строчных букв не было, только заглавные; так же не было цифр 1 и 0 - вместо них использовались буквы I и O), однако такой вариант оказался неудобным. Почему?

При быстром последовательном нажатии на буквы, расположенные рядом, молоточки с литерами застревали, вынуждая останавливать работу и руками разгребать затор. Тогда Скоулз проанализировал сочетаемость букв в английском и предложил вариант, в котором наиболее часто встречающиеся буквы разнесены максимально далеко, что позволяло избегать залипаний при печати то есть придумал клавиатуру QWERTY - клавиатуру, которая с одной стороны заставляла машинисток работать медленнее, а с другой ликвидировала простои.

Печатные машинки с уже привычной раскладкой клавиатуры

Различные типы машин на протяжении определенного периода, постепенно становились более практичным для ежедневного использования. Были и машинки с иным расположением клавиатур, но... Классический Ундервуд (Underwood Typewriter) появившийся в 1895 году смог добиться господства в начале 20-го века, и большинство производителей стали делать свои печатные машинки уже в том же стиле.

Каких только нет и не было печатных машинок. Печатные машины специального назначения: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие.

Печатные машинки для разных сфер деятельности

Была даже альтернатива - печатные машинки без... клавиатуры. Это так называемые индексные пищущие машинки: одна рука работает с указателем, который выбирает нужную букву в индексе, а другая рука нажимает на рычаг для печатания буквы на бумаге. Такие машинки были очень дешевыми по сравнению с обычными и пользовались спросом у домохозяек, путешественников, любителей-графоманов и даже у детей.

Индексные печатные машинки

И немного про русскую раскладку клавиатуры - ЙЦУКЕН... история ее появления такова: увы, но придумана она была в Америке в конце XIX века. Тогда все фирмы выпускали машинку только с одним вариантом раскладки - ЙIУКЕН. Это не опечатка - привычный нам ЙЦУКЕН появился только после реформы русского языка, в результате которой из алфавита исчезли "ять" и "I". Так что мы сейчас имеем на компьтере все то, что изобреталось до нас веками... Сами же пишущие машинки стали антикварной ценностью и могут вполне восприниматься как произведения искусства.

Мадам-секретарь

Перепечатка рукописных текстов на пишущей машинке была делом специальных работников — машинисток (поскольку профессия была преимущественно женской, мужской вариант термина не прижился); ранее их также называли ремингтонистками или ремингтонистами(по марке машинок «Ремингтон»). Работы по печати документов на пишущих машинках назывались машинописными работами и выполнялись в специальных организациях или отделах («машинописных бюро»).

Пишущая машинка не только произвела революцию в конторской работе, но и изменила состав конторских служащих. Обеспечив женщин приемлемым в социальном отношении занятием, помимо домашнего хозяйства, пишущая машинка стала мощным орудием их эмансипации, открыв двери туда, где раньше работали исключительно мужчины. Пишущая машинка, заметил Кристофер Шоулс незадолго до своей смерти в 1890 г., «очевидно, стала благословением для всего человечества, в особенности для женской его половины. Мое изобретение оказалось гораздо мудрее, чем я мог подумать».

Однако вскоре женщины начали понимать, что они освободились от кухонной печи лишь для того, чтобы стать рабынями пишущей машинки. Это устройство не прощало ошибок: стоило случайно нажать не ту клавишу и всю страничку приходилось перепечатывать. Появление в 20-х годах нашего столетия электрической пишущей машинки не решило проблемы. Она работала быстрее и была удобнее для пальцев, однако по-прежнему один нечаянный удар не по той клавише неминуемо вызывал ошибки.

Начиная с последней трети XX века компьютерные технологии начали вытеснять пишущие машинки. Сегодня компьютеры (с соответствующими периферийными устройствами) полностью взяли на себя функции пишущих машинок, которые таким образом безнадёжно устарели. Несмотря на то что они стали электрическими, а некоторые даже научились исправлять опечатки с помощью специальной ленты.

Когда после второй мировой войны появились первые компьютеры, модифицированные пишущие машинки, естественно, стали применяться для печати выводной информации центрального процессора. Приблизительно через десять лет их использовали уже и для подготовки данных. Однако проблема ошибок и связанного с ними утомительного перепечатывания оставались, что выглядело еще более досадным на фоне высокого быстродействия центрального процессора ЭВМ.

Но вместе с пишущей машинкой скончались и машбюро, этот чудесный девичий мирок куда захаживали попить чайку, и не только чайку, и не только....Да и профессия машинистки приказала долго жить. А ведь еще в 80-х их так ценили, дарили шоколадки..

А 26 апреля 2011 года мы узнали, что последний на Земле производитель этого замечательного печатного прибора — индийская компания Godrej and Boyce — закрывает единственный оставшийся завод в Мумбаи.

Около года назад - в апреле 2011 - поднялась большая шумиха, связанная с прекращением производства печатных машинок на заводах индийского холдинга Godrej and Boyce. В силу ли журналистской небрежности или потому, что сообщающий об этом пресс-релиз был написан невнятно, новость под заголовком «Конец эры печатных машинок», рассказывающая о том, что Godrej and Boyce были последним в мире производителем пишущих машинок, разошлась огромными тиражами. Похороны отгремели, сотни людей приобрели себе винтажные «Remington» и «IBM-Selectrick», а через пару месяцев выяснилось, что в действительности печатные машинки всё ещё выпускаются. Например, американская компания Swintec продолжает их производить и поставлять, при этом не только в страны третьего мира, где есть недостаток в компьютерах, но и в американские тюрьмы 43 штатов.

История не закончилась, но почему бы не оглянуться назад и не посмотреть на то, как, на протяжении почти полутора столетий, печатные машинки верно служили тысячам журналистов, секретарей, копирайтеров и, конечно, писателей. Контрибьтор питерского мужского блога Interes , а теперь и автор FURFUR Олег Уппит вспоминает о любимых печатных машинках великих писателей.

К сведению

История печатной машинки современного образца началась 23 июня 1868 года, когда американский изобретатель Кристофер Лэтем Шоулз получил патент на разработанное им устройство «Type-Writer». Через пять лет, десятки усовершенствований, несколько не увенчавшихся успехом презентаций потенциальным инвесторам и попыток развернуть собственное производство, Шоулз и помогавшие ему в разработке Самуэл Соул, Карлос Глидден и Джеймс Денсмор смогли подписать договор на выпуск 10 000 печатных машинок с компанией «Remington and Sons». Производство началось в сентябре 1873, и 1 июля 1874 года аппарат, получивший название Remington №1, вышел на рынок.



Марк Твен и «Remington №1» - первая печатная машинка, выпущенная большим тиражом

По уверению писателя, «Том Сойер» был напечатан на «Remington №1» в 1874 , но издатели вспоминали, что, в действительности, первым поступившим от Твена печатным текстом была «Жизнь на Миссисипи», написанная в 1883. Впрочем, это противоречие никак не помешало Remington использовать фрагменты «Биографии» в своей рекламе.


Побудительным мотивом для Ницше для приобретения пишущей машинки становится его ухудшающееся зрение. Справа - разработанный специально для слепых «письменный шар», один из которых и использовал Ницше

Приблизительно в те же годы печатную машинку начинает использовать немецкий философ Фридрих Ницше. Однако, если Марком Твеном двигают в первую очередь любопытство и тяга к техническим новшествам, то для Ницше побудительным мотивом для приобретения пишущей машинки становится его всё ухудшающееся зрение. Во второй половине семидесятых годов XIX века Ницше видит уже очень плохо, чтение, а тем более письмо, вызывают у него усталость и головную боль. Под действием болезней почерк философа становится всё более неразборчивым. В 1879 он вступает в переписку с датчанином Расмусом Хэллингом Хансеном, разработавшим печатную машинку для слабовидящих и слепых. В 1881 Ницше решается её приобрести. Позже он заметит в одном из писем «За 375 рейхсмарок (доставка не включена), даже полуслепой писатель теперь может представить издателю красиво оформленные документы, стандартизированные как печать».

Печатная машинка Хансена, которой пользовался Ницше, значительно отличалась от американских образцов - пятьдесят четыре стержня, на которых были нанесены буквы, цифры и символы, были расположены концентрически для удобства слабовидящих пользователей. Хансен писал: «Слепые, для которых этот "письменный шар" был в основном разработан, могут научиться писать на нём в удивительно короткие сроки. На поверхности сферы каждая позиция полностью идентифицируется относительно других. Поэтому можно ориентироваться исключительно на свое осязание, что было бы гораздо сложнее в случае плоской клавиатуры».

Вопреки заявлению Хансена, слепая печать вскоре приживается и на плоских клавиатурах обычных пишущих машинок - уже в 1888 году проводится первое соревнование на скорость печати, победителем которого становится разработчик «слепого метода» Эдгар МакГуррин. МакГуррин выигрывает 500 долларов (почти двенадцать тысяч «зеленых» в переводе на современный курс), а его метод получает большую популярность.


Герои романов Артура Конана Дойла часто пользуются печатными машинками, впрочем конкретные модели автор никогда не указывал. Справа: «Corona 3», на которой печатал Эдвард Мэлоун - герой романа «Затерянный мир» - в экранизации 1925 года.

Весь сюжет этого рассказа закручен вокруг переписки на печатной машинке. Среди прочего Холмс заявляет: «Я собираюсь в ближайшее время написать небольшую работу на тему "Пишущие машинки и преступления"».

При этом конкретные модели печатных машинок в тексте не указываются. Позже Дойлом не была указана и модель печатной машинки, которую использует главный герой романа «Затерянный Мир» репортёр Эдвард Мэлоун. Однако, это упущение было исправлено при экранизации романа в 1925 году. В фильме Мэлоун печатает на «Corona 3», согласно договору, подписанному продюссерами фильма с Corona Typewriter Company.


Гофард Лавкрафт высоко ценил как ружья Remington, так и печатные машинки той же марки

Автор «Зова Ктулху», «Теней над Инсмутом» и «Сомнамбулического поиска неведомого Кадата», писатель и знаток истории Род-Айленда, Гофард Филлипс Лавкрафт на протяжении всей своей жизни пользовался печатной машинкой Remington 1906 года выпуска. Биограф Лавкрафта Спрэг де Камп пишет: «Когда она изнашивалась он отдавал её в ремонт. Но это происходило через большие промежутки времени, поскольку, стеснённый в средствах, он лишь изредка мог позволить себе дорогостоящий ремонт.»

По всей видимости, Лавкрафт приобрёл подержанную печатную машинку, вернувшись к написанию прозы в 1919-1920. Современному маркетологу польстит предположение, что Remington был выбран в силу «приверженности бренду» - ранее у Лавкрафта было ружьё этой марки, которое писатель высоко ценил.


Автор серии историй про Дживса и Вустера предпочитал печатную машинку «Royal Desktop»

Автор, известный нам в первую очередь по серии историй про Дживса и Вустера, начиная с сороковых годов пользовался печатной машинкой «Royal Desktop». Во вступительном слове к одному из произведений «Дживс и Вустерского» цикла Вудхауз рассказывает, как однажды он, было, взялся за фонограф, но, начитав несколько страниц, послушал свой голос в записи, нашел его весьма противным и уверенно вернулся к пишущей машинке.


Уильям Фолкнер не привязывался к определенным печатным машинкам и часто менял их
Olympia SM-1

Remington Model 12

Фолкнер относился к печатным машинкам как к расходному материалу, предпочитая портативные, которые он мог переносить и перевозить с места на место, нещадно изнашивая их. В выборе моделей писатель также не был особо щепетилен - он успел попользоваться «Underwood Standard Portable», «Remington Model 12» и «Olympia SM-1».


Справа: Шведская «Halda Portable», снабженная чемоданчиком для транспортировки


Что появилось раньше - печатная машинка «Remington Rand» или псевдоним Айн Рэнд долгое время являлось предметом споров

Долгое время бытовало мнение, что Алиса Розенбаум взяла в качестве псевдонима марку своей печатной машинки. Но её биографы Готхельф и Берлинер установили, что писательница стала подписываться Айн Рэнд ещё до того, как Remington Typewriter Company, Rand Kardex Company, и Powers Accounting Machine Company, объеденившись в одну компанию стали выпускать пишущие машинки под маркой Rand.


В фильме Кроненберга «Голый завтрак», поставленом по одноименному роману Берроуза, главный герой Билл Ли часто обращается за советом к своей печатной машинке


Справа: Печатная машинка IBM Selectric. Такой Томпсон пользовался почти всю жизнь, на такой же было напечатано и его «последнее слово»

Полицейский отчёт с места самоубийства Хантера Стоктона Томпсона сообщает, что в стоящей перед трупом писателя печатной машинке находился листок, промаркированный датой Feb 22 "05 с единственным словом - «Counselor».

Томпсон начал пользоваться печатными машинками, когда работал журналистом. В какой-то мере он вдохновлялся примером Хемингуэя и Скотта Фицжеральда, в какой-то просто использовал для работы наиболее, на его взгляд, удобный инструмент.

Приведём фрагмент интервью, данного Томпсоном корреспонденту журнала The Paris Review, в котором создатель гонзо-журналистики рассказывает, почему до сих пор пользуется печатной машинкой:

The Paris Review: Какую роль для вас играет инструмент сочинения? Вы известны как один из немногих писателей, до сих пор использующих электрическую пишущую машинку. Чем плох компьютер?
Хантер С. Томпсон: Я пробовал. Но соблазн перейти к копированию или переписыванию уже напечатанного слишком высок. Думаю, я никогда не смог бы перестать нажимать на клавиши, переставляя и переписывая слова на экране. Мне нравится видеть оконченной часть работы, когда я печатаю на чём-то вроде этого (указывает на печатную машинку). На печатной машинке я никогда не возвращался на два абзаца назад, чтобы что-то исправить. Текст хранится в ней, как будто это уже окончательный вариант.


«Hermes 2000», на котором был написан «Нейромант», достался Гибсону от родственника-журналиста

Фрагмент интервью, данного Гибсоном журналу Playboy в 1996 году:

PLAYBOY: Многие люди находят нелепым то, что Вы написали «Нейромант», пользуясь печатной машинкой.

Гибсон: Пишущая машинка, которой я пользовался тогда - «Hermes 2000», очень похожая на ту, какой пользовался Хемингуэй во время Гражданской Войны в Испании, досталась мне от деда жены, который был журналистом. Я всё ещё храню её, но она уже не работает. Я долго пытался найти кого-нибудь, кто мог бы её починить, но в конце концов отказался от этой затеи и приобрёл «Apple II». Помню, один парень в магазине печатных машинок сказал мне: «Ну, я могу заказать для вас такую, их до сих пор делают. Это будет точно такая же машинка. только с немного другим механизмом.» Но это обойдётся дороже, чем компьютер.

PLAYBOY: То есть это даже не была электрическая пишущая машинка?

Гибсон: У меня никогда не было электрической пишущей машинки. Когда я начинал писать, когда придумывал киберпространство - вершиной писательских технологий была «IBM Selectric», все хотели такую. Но я никогда не мог себе её позволить. А сегодня они заполняют свалки. Я видел, как пятьдесят работающих Selectric свалили в кучу на задворках университетского склада, как дохлых тараканов.


Маккарти был приверженцем одной печатной машинки - «Olivetti Lettera 22»

Помимо приверженности к отсутствию знаков препинания, автор «Дороги» и «Старикам здесь не место» известен тем, что до сих пор пользуется печатной машинкой. « Olivetti Lettera 22», которую он использовал с 1963 года и на которой были написаны все его произведения, была продана за в декабре 2009 года. Взамен МакКарти приобрёл себе новую.