Бурятский народ: культура, традиции и обычаи. Презентация на тему «Культура и быт народов Бурятии Традиции и обычаи бурятского народа презентация

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура бурятского народа Матафонова Н.Н., учитель нач. классов, г. Северобайкальск

СаГААЛГАН – Праздник белого месяца

Благословлен восточный календарь, Двенадцать разных он годов вмещает. И каждый год каким-нибудь Животным выступает.

Одна из легенд гласит, что Будда перед уходом с Земли созвал к себе всех животных. Однако проститься с Буддой пришли лишь 12 из них. Расставаясь с ними, Будда вручил каждому по одному году правления. Годы были подарены каждому именно в таком порядке, в каком животные прибежали к Будде: Крыса, Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Кабан.

Культура бурятского народа Юрта – традиционное жилище бурят

Юрта – традиционное жилище бурят В ойлочная Деревянная

с ю з в Внутри бурятское жилище являет собой своеобразную пространственную модель мира. Юрта разделена на четыре условные части в соответствии со сторонами света. Дверь юрты всегда располагается с южной стороны.

Западная часть называется мужской частью. Там хранятся охотничьи принадлежности и конское снаряжение.

Восточная часть юрты считается женской половиной. Это место кухонной утвари, инструментов для выделки кожи, швейных принадлежностей и всего того, что необходимо женщине для ведения хозяйства.

В центре юрты находится очаг. Буряты почитают огонь. Огонь в очаге священен., он хранитель семьи, дарователь всего наилучшего.

Часть юрты за очагом, расположенная напротив двери, называется хоймор. Это почетная часть юрты. Там хранятся ценные вещи, находится алтарь. Хоймор также является местом для гостей. Он считается высокой частью жилища, а часть юрты у двери – низкой, поэтому не принято задерживать гостей у двери, их сразу приглашают «наверх», в хоймор.

Бурятская церемония чаепития Угощая гостей, хозяйка подносит пиалу с чаем сначала гостью, потом хозяину. Пиала обязательно подается правой рукой, при этом левая рука касается локтя правой руки. Гость, приняв пиалу с чаем, смачивает в нем кончик безымянного пальца правой руки, затем брызгает чаем в сторону очага.

Любимый круговой танец бурят – ёхор Ни один праздник бурятского народа не обходится без самого любимого, древнейшего по своему происхождению кругового танца ёхор. Ёхор – бурятский народный хороводный танец. Группа танцующих, держась за руки, покачиваясь, с пением движется по кругу медленными шагами. На припеве движения убыстряются, шаги сменяются прыжками. Буряты – единственный из современных монголоязычных народов, у которых бытует круговой танец. В этом танце могут участвовать сколько угодно лиц обоего пола. Иногда число танцующих доходит до 150 человек. Этот танец трудный, непривычный человек сразу устает.

Лошадь в традиционной культуре бурят С образом лошади, самым любимым животным бурят, связываются чувства добра, любви. Лошадь – спутник, верный друг, помощник в труде, на охоте, на войне и на празднике. В древние времена существовало поверье, что в момент рождения сына рождается богатырский конь, предназначенный для него. Святым делом отца было обучить сыновей ездить верхом в раннем детстве.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по кружку "Культура татарского народа"

Тип занятия: закрепление пройденного материала.Цели и PRIVATE "TYPE=PICT;ALT="задачи:- образовательныезакрепить полученные знания у учащихся по культуре татарского народа (национальные традиции,обыча...

Цель: рассмотреть отражение в эпосе «Гэсэр» культурных традиций и нравственных ценностей бурятского народа Задачи: подробно изучить эпос «Гэсэр» - памятник народной культуры народов Востока познакомиться с особенностями исполнения эпоса Изучить нравы и обычаи бурятского народа, способы ведения хозяйства, основы домашнего уклада, бытовую фразеологию, найти их описание в эпосе «Гэсэр»


Народная культура – это совершенно особый пласт культуры национальной, источник развития и хранилище традиций. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, мировоззрения, нравственные ценности. Важнейшей составляющей народной культуры являются нравы и обычаи, способы ведения хозяйства, домашний уклад и даже бытовая фразеология. Все они входят в истинные памятники народной культуры, к каким с полным правом можно причислить «Илиаду Центральной Азии» - героический эпос «Гэсэр»






Улигеры исполнялись только ночью. Певцу подстилали белый войлок, который символизировал первозданную чистоту улигера. Перед началом исполнения собравшиеся люди пели специальные призывания, после которых начинался сам улигер. Никто не имел права прервать или остановить сказителя: считалось, что это может повредить предстоящему походу или охоте.


Одним из наиболее талантливых улигершинов, от которого и была записана та версия «Гэсэра», в которой ученые усматривают наиболее архаические элементы эпоса, был Маншуд Эмэгеев (), живший в улусе Кукунут Эхирит – Булагатского аймака Иркутской области, в бедной крестьянской семье.


Для стиля «Гэсэра» характерно наличие «общих мест» - устойчивых словесных сочетаний, которые постоянно повторяются в ходе повествования. К таким «общим местам в эпическом повествовании можно отнести песни – вставки («сэг даралга»), которые исполнялись улигершином вместе со слушателем перед началом повествования об очередном походе богатыря. Далее идут пожелания удачи герою, похвалы, адресованные его коню и оружию, или прославление его подвигов. «Пусть скакун верховой во весь опор скачет! Пусть наш могучий Гэсэр цели своей достигнет!» Такие «общие места» близки по характеру и форме к традиционному фольклорному жанру – благопожеланиям.


В бурятском варианте эпоса отражены основные черты становления и распада родового общества. В эпосе отразилось народное самосознание периода борьбы со стихийными силами природы в виде чудовищ, борьбы за сохранение рода. По данным археологии, все это характеризует жизнь племен, живущих возле Байкала задолго до начала нашего тысячелетия.


Композиция «Гэсэриады» Эпос состоит из девяти глав (ветвей). Объясняется такая композиция так: у Священного древа, связывающего небо и землю, девять ветвей. Столько же сказаний-ветвей о герое, спустившемся с неба на землю, чтобы помочь людям. Девять ветвей у зеленого дерева, Каждая ветвь листвою повита, Девять знаем сказаний древних, В каждом сказанье – битва.


Мифологические образы Кроме упоминаний о Священном дереве, связывающем Землю и Небо, на котором обитают тэнгрии – небожители, ведающие людскими судьбами, в «Гэсэриаде» говорится о Священной горе Сумбэр, находящейся, по верованиям жителей древней Азии, в центре мира, о Млечном Пути, называемом Белым Швом. Появляется и образ Вселенной, возрожденной из хаоса, которая называется также и Белым Дном, символизирующим небеса в ясную погоду.


Действие первой ветви – «Истоки людских судеб» - происходит на небе. Свое понимание добра и зла, их распространения в мире народ представил в виде небесного пантеона тэнгриев – божеств, вершащих людские судьбы на небесах. Издавна соперничают семейства добрых западных божеств, родоначальницей которых является бабушка Манзан – Гурмэ, дочь великой матери Эхэ – бурхан(в эпосе – Эхэ- Юрен) и Солнца. Ее потомки олицетворяют в бурятской мифологии положительные начала, творят мир, совершенствуют Вселенную и Землю. Ей противостоит младшая сестра Хара - Манзан (или Маяс Хара), рожденная Эхэ-Бурхан от Месяца. От нее пошли злые восточные небожители, главным занятием которых являются «месть и вражда».


Пантеон тэнгриев -небожителей Всего небожителей девяносто девять. Добрых небожителей пятьдесят пять, а служащих злу,- сорок четыре. Глава добрых небожителей – Хан- Хурмас имеет трех сыновей и трех дочерей, блистающих волшебными умениями. Глава злых восточных божеств - Атай - Улан тоже имеет не менее любимых и достойных сыновей и дочерей, противостоящих детям Хана-Хурмаса.


Издавна велся спор между западными небожителями – богатырями, кто могущественнее: пятьдесят пять западных добрых небожителя или сорок четыре западных, служащих силам зла и разрушения. Битва небожителей, после которой на земле появляется зло, произошла из-за прекрасной дочери Сэгэн–Сэбдэга Сэсэг-Ногон.


В поединке за руку красавицы побеждает старший сын Хурмаса Заса-Мэргэн. Его соперник старший сын Атай- Улана Саган-Хасар был сброшен Заса-Мэргэном на землю, в урочище Хонин-Хото. Пытаясь отомстить за брата, средний сын Атай-Улана Шара- Хасар и его младший сын Хаара-Хасар также оказываются поверженными и сброшенными в урочище Хонин - Хото, где становятся тремя злыми шарагольскими ханами Желтой реки. На небе в это время в решающую схватку вступают Атай-Улан, стремящийся отомстить за сыновей, и Хан - Хурмас.


Победив Атай-Улана, Хан- Хурмас расчленяет его тело. Отрубленные части тела Хурмас сбрасывает с неба на землю, и там они превращаются в чудовища, грозящие гибелью всему живому. Части тела Атай-Улана, Как на землю, отрублены, прибыли, Стали черным источником гибели, Ибо жаждали постоянно, День за днем и из года в год, Истребить человеческий род.




Бухэ-Бэлигтэ решает вместо отца сойти на землю, ради победы над врагами. Дочь Солнца стала земной матерью спасителя людей. Для этого ее выдали замуж за хана Сэнгэлэна, но перед этим искалечили, после чего красавица превратилась в старуху, а Сэнгэлэн – в старика. Их оставили на перевале в убогой юрте, так как спаситель, по замыслу богов, должен был родиться в нужде, у людей, познавших страдание.


Жизнь богатыря на земле становится легендой, следы которой остались в географических названиях и древних памятниках. Например, в Унге и Тунке есть памятные места битв и походов Гэсэра, названия многих горных хребтов, урочищ, рек и озер, приведенные в эпосе, существуют до сих пор, как, например, Желтая река и Желтое море, возле которых Гэсэру пришлось сразиться с желтыми бесами.


Основным образным художественным средством в улигере является гипербола – прием художественного преувеличения. Причем гиперболы построены на представлении о реальных объектах. Например, Гэсэр, узнав, что в его отсутствие врагами были погублены богатыри, а жена похищена, заплакал. «И когда из правого глаза уронил богатырь слезу – та слеза разлилась широко, и Байкал засинел внизу. А слеза из левого глаза стала нашей рекой драгоценной – нам сверкающей издалека, полноводной, широкой Леной»…


Роль артефактов в борьбе с силами зла В улигере, который посвящен рассказу о младенчестве Гэсэра, дается описание колыбели, в которую мальчику обязательно кладут плеть как будущему хорошему наезднику. Плеть в сказании выступает, как артефакт, помогающий герою в борьбе с силами зла.




Много места в эпосе отводится и описанию коня героя – Бэльгэна. Сначала это любимый конь Хана- Хурмаса. Но он соглашается отдать его Бухэ-Бэлигтэ, так как для сражений с чудовищами нужен настоящий богатырский конь. Бэльгэн в эпосе не раз спасает своего друга – седока от беды. Буряты с древности подчеркивали неразрывную связь коня с человеком, особенно с батором - хозяином.


Когда Гэсэр рождается на земле, скорее всего, происходит переход общества от матриархата к патриархату. Книга судеб находится в руках бабушки Манзан Гурмэ, решающее камлание производит женщина – шаманка Шайнархан, третья жена Гэсэра, Алма-Мэргэн - дочь владыки вод Уса- Лобсона, стреляет лучше будущего мужа и в первую их встречу на охоте оставляет его без добычи. Но с ней же впоследствии связан отказ женщин от оружия.


Подчеркивается в эпосе и уважительное отношение к старикам. Гэсэр, выручая из плена Урмай-Гохон, притворяется стариком и ложится на полянке возле родника. В это время семьдесят две служанки шарагольских ханов, придя за водой, перешагнули через него, а семьдесят третья возмутилась: «Не могу на это смотреть я! Вы нарушить обычай дерзнули, через старца перешагнули, погляжу я, вы слишком горды!» Увидев, что девушка чтит обычаи, Гэсэр выспросил у нее, куда она и ее подруги носят воду, и узнал, где скрывают Урмай-Гохон.


Абай - Гэсэр – могучий воин, но так как главное качество его характера – доброта, мир для него – самая лучшая награда за подвиги. После победоносного похода на врагов он решает так: Наступило желанное время! Ни к чему походное стремя, Ни колчанов не надо, ни стрел, Не нужны ни мечи, ни луки! Заканчивается «Гэсэриада» гимном жизни и любви к родной земле. Они являются самым важным мотивом великого эпического сказания.


Эпос «Гэсэр» не только знакомит с культурными традициями бурятского народа, которые нашли отражение в обрядах, про которые говорится сюжете. Нравственные ценности, воспетые в эпосе: любовь к родной земле, почтительное отношение к предкам, забота о детях – близки сердцу каждого человека. Борьба со злом, освобождение людей от несчастий и бедствий, доброта и бескорыстие главного героя не могут не привлекать к произведению внимание прогрессивных, культурных людей всего мира.

Ирина Хомякова
Презентация «Проект «Пять драгоценностей бурятского народа»

ПРОЕКТ

«Пять драгоценностей »

Цель проекта : кто такие намадные животные, в чем их драгоценность ?

Задачи :

Узнать о пяти драгоценностях бурятского народа ,

Использование разных источников для пополнения знаний.

Исследовать жизнедеятельность этих животных и их связей в природе.

Прививать любовь к природе, бережное отношение к животным

Участники : дети подготовительной группы, родители.

Длительность проекта : апрель-май 2016г.

Ожидаемый результат изучения темы

Узнать :

О том, какие животные относятся к намадным животным;

Какую пользу они приносят человеку.

Что всё в живой природе взаимосвязано.

Табан хушуун мал – пять вершинных животных были основными в кочевой культуре бурят . В круг этой почетной «пятерки» входят верблюд, лошадь, бык, овца и коза. Наши умелые предки из шкур производили кожу, ремни, хлысты, изделия для конской упряжи, теплую, удобную одежду - дохи, пиниги, рукавицы. Из шерсти производились войлок, фетровые плащи, различные накидки, шапки. Из сухожилий – нитки, которые использовались для изготовления луков, для сшивания краев грубой одежды, а также это был лечебный материал. Из костей изготавливались украшения и игрушки. И конечно, в пищу употреблялись мясо, все внутренности, молоко животных. В знак уважения к ним ничего не выбрасывалось. «Пятерка» мирно уживалась друг с другом, прекрасно сохраняя экологию, гумус : животные не вытаптывали траву другого животного.

Большое количество сказок, легенд, загадок песен написано про них.

Каждое номадное животное несет свой смысл, иногда и тайный :

Верблюд считается неприкосновенным посланником высшего божества,

на коне завоевывались новые пространства,

корова давала молоко, молоком матери, бабушки «брызгали» устанавливая связь с космосом.

Коза символизировала легкость, крепкое здоровье, укрепляла дружбу,

овца – тепло, гармонию, плодородие.

Публикации по теме:

Конспект НОД с детьми второй младшей группы «Рассматривание бурятского народного костюма» Конспект НОД с детьми 2 младшей группы «Рассматривание бурятского народного костюма» Подготовила воспитатель: Нимаева Дарима Гармаевна.

Проект «Легенды и сказания Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа» Методические разработки: «Легенды и сказания Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа» В проекте «Национальной.

Презентация «Обычаи осетинского народа!» Уважаемые коллеги! для Вас, я подготовила мультимедийную презентацию, которая называется "Обычаи осетинского народа". Разработала я эту.

Проект «Быт и культура славянского народа» Цель проекта: Воспитание устойчивого интереса к познанию истории и культуры славянского народа. Задачи: Познакомить с историей и культурой.

Проект «Формирование толерантности у старших дошкольников через ознакомление с культурой шорского народа» На территории Сибири проживает.

Проект «Домашняя утварь коми народа» МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 17» г. Сыктывкар Проект на тему «Домашняя утварь коми народа» Воспитатели средней группы.

Проект «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.

Традиции, обычаи и культура бурятского народа

Язык, культура и искусство

Задолго до этого здесь не было Байкала-моря, а была
земля. Потом огнедышащая гора, провалившись,
превратилась в воду, образовав большое море. Имя
"Бай Гал" значит "Стоящий Огонь", - гласит бурятская
легенда.

Бурятские обычаи, обряды и традиции

В их числе развитый культ
обо, культ гор, поклонение
Вечно Синему Небу (Хухэ
Мунхэ Тэнгри). Возле обо
надо
обязательно
остановиться
и
почтительно преподнести
дары духам. Если не
остановиться у обо и не
сделать
жертвоприношения
удачи
не
будет.
По
поверью бурят, каждая
гора, долина, река, озеро
имеет своего духа.

К одной из главных традиций
относится
священное
почитание природы. Нельзя
наносить вред природе.
Ловить
или
убивать
молодых
птиц.
Рубить
молодые деревья. Нельзя
бросать мусор и плевать в
священные воды Байкала. У
источника воды "аршана"
нельзя стирать грязные
вещи.
Нельзя
ломать,
выкапывать, задевать сэргэ коновязь, разжигать рядом
костер.
Не
следует
осквернять
священное
место плохими действиями,
мыслями или словами.

Огню приписывается магическое очистительное воздействие.
Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости
не устроили или не принесли какого-либо зла. Из истории известен
случай, когда монголы безжалостно казнили русских послов лишь
за отказ пройти между двумя кострами перед ставкой хана.
Очищение огнем широко используется и сегодня в шаманских
практиках

При входе в бурятскую юрту нельзя наступать на порог
юрты, это считается невежливо. В старые времена гость,
наступивший умышленно на порог, считался врагом,
объявляющим о своих злых намерениях хозяину. Нельзя
входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек,
сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.

Существует поверье, что некоторые предметы, особенно
связанные с магией, несут в себе определенное количество силы.
Категорически запрещается простому человеку ради развлечения
произносить вслух шаманские молитвы (дурдалга).


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Коренные народы Иркутской областиБурятыСоставила: воспитатель МБДОУ «ДСКВ№110» Шаманская Н.В.г. Братск 2016 г. Мы живём в замечательном крае Восточной Сибири, в Иркутской области. До того как русские казаки начали освоение Сибири вся территория нашей области принадлежала малым народностям Севера – бурятам, тофаларам, эвенкам.
Буряты (самоназвание - буряад) являются коренным населением Иркутской области. Их численность на сегодняшний день составляет 80 565 человек, это около 3% населения области. Буряты в основном живут на территории автономного округа, а также в Ольхонском районе вдоль побережья Байкала и на острове Ольхон. Одним из основных занятий бурят была охота на оленя, лося, рябчиков, тетеревов, уток, белку, соболя, лису, волка, медведя. Основным занятием бурятских племён было кочевое скотоводство. Буряты круглый год пасли скот на пастбищах на подножном корму. Они разводили овец, крупный рогатый скот, коз, лошадей и верблюдов. Рыболовством занимались буряты, живущие на побережье Байкала и реки Селенги.Ловили в основном омуля, при помощи сетей. Жилище бурятов - юрта. Ведя кочевой образ жизни буряты переезжая на новое место забирали с собой юрту. И устанавливали её на новом месте. Вход в юрту всегда был с юга. Такое расположение сохраняется сегодня. Северная часть юрты более почетна, здесь принимают гостей. Вход в юрту закрывала деревянная дверь и стёганая войлочная кошма Пол в юрте обычно был земляной, иногда его выстилали досками и войлоком. Очаг всегда располагался в центре пола. Налево от очага было место хозяина, направо - место хозяйки. В мужской половине размещались принадлежности охоты и мужских промыслов, в женской - кухонная утварь. Мужская и женская одежда бурят относительно мало отличалась. Нижняя одежда состояла из рубахи и штанов, верхняя представляла собой длинный свободный халат с запахом на правую сторону, который подпоясывался широким матерчатым кушаком или ременным поясом. Халат шился на подкладке, зимний халат подбивался мехом. Головным убором у мужчин была коническая шапка с расширяющимся околышем из меха. Женщины носили остроконечную шапку с меховой опушкой, от верха шапки спускалась красная шелковая кисть. Обувью служили низкие сапоги на толстой войлочной подошве без каблука, с загнутыми кверху носком. Одежду буряты украшали национальными узорами. Буряты очень любят украшения, особенно из серебра и золота. Считают, что в них заключается “жизненная сила”, отвращающая зло и болезни. Ношение украшений, игравших роль оберега, выполнявших магическую функцию, считалось необходимым как для женщин, так и для мужчин Как и у всех Сибирских народов, гостеприимство - главная традиция у бурят. Поднося гостю угощение, хозяйка, в знак уважения, подает пиалу двумя руками. И так же её должен принять гость – показывая уважение к дому. Из уважения к хозяевам нужно попробовать все блюда, вы не пожалеете, ведь бурятские национальные блюда очень вкусны, а главная задача хозяев, принимающих гостя – накормить и напоить его досыта. Невежливо торопиться уйти, потому, что гость в доме у бурят это большая радость, и вас непременно постараются задержать подольше. Молоко и молочные продукты считаются у бурят священной белой пищей.Разнообразны и вкусны мясные блюда. Самое первое место в традиционной бурятской кухне занимают, конечно же, знаменитые бурятские Буузы (позы). Как гласит преданье, триста лет назадВстретились в Сибири русский и бурят.Русский земледелец возле АнгарыКовырял лопатой кочки да бугры.Пас бурят отару где-то в стороне,И к нему подъехал русский на коне.«Сайнбайну-у!» – прокричал бурят – Это означало: «Здравствуй, русский брат!»Русский улыбнулся и сказал: «Привет!»С незнакомым другом разделил обед.С той поры частенько виделись они, – Ближе у обоих не было родни! Так связались нити общей их судьбы.Вскоре юрта встала около избы.Дети подружились. Дети их детей.Вместе им живется рядом веселей. Вместе в поле пашут, вместе строят дом Дружно в праздник пляшут, Ёхор всем селом.