Семья военнослужащих как фактор социально-педагогического формирования личности. Основные социальные проблемы военнослужащих и их семей Социальные проблемы военнослужащих проходящих службу по контракту

Для более детального анализа проблем современной семьи необходимо уяснить:

Что такое семья;

Каковы функции семьи;

Что такое семейное воспитание;

Какими параметрами характеризуется семья;

Особенности современной семьи и др.

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.e. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Исходя из определения, семья - сложное явление. Можно, по крайней мере, выделить следующие ее характеристики:

Семья - ячейка общества, один из его институтов;

Семья - важнейшая форма организации личного быта,

Семья - супружеский союз;

Семья - многосторонние отношения с родственниками;

Семья - субъект и объект социально-педагогической деятельности.

Исходя из того, что семья представляет собой персональную среду жизни и развития ее членов, качество этой среды определяется рядом параметров:

1) демографическим (структура семьи): большая - включает других родственников; нуклеарная - включает лишь родителей и детей; полная - родители оба и дети; неполная - без 1, 2 родителей; бездетная - нет детей; однодетная - 1 ребенок; малодетная - 2-3 ребенка; многодетная - больше 3 детей;

2) социально-культурным (образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества); имущественным характеристиками и занятостью родителей на работе;

3) технико-гигиеническим (условия проживания, особенности образа жизни).

Основными функциями семьи являются: репродуктивная, экономическая (хозяйственная), коммуникативная, досуга и отдыха, воспитательная.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими. Они определяются глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Причин этому много, к основным из них относятся следующие:

1) Большое количество семей имеют по одному ребенку и состоят из двух поколений - родителей и детей, бабушки, дедушки; другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезает разнообразие, вносимое пожилыми в межличностные отношения.

2) Изменяется статус «мужского» и «женского» труда. Уменьшается сфера приложения мужского труда, повышается статус женщины – часто ее заработок превышает материальное и денежное довольствие мужа.

3) Отношения супругов все более определяются глубиной их взаимной привязанности, поэтому резко повышается уровень их ожиданий по отношению друг к другу. Однако ожидания часто не оправдываются в силу недостатка культуры и индивидуальных особенностей.

4) Сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Они нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями.

Воспитательная функция - важнейшая функция семьи. В воспитательной деятельности семьи можно выделить три аспекта:

Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни;

Постоянную ответственность родителей перед детьми, побуждающая их активно заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием;

Педагогическое воздействие родителей на своих детей;

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по выращиванию детей, предпринимаемые старшими членами семьи. Оно направлено на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

1) личностных ресурсов семьи (наличие родителей), сиблингов (братья, сестры), близких родственников, включенных в семейную жизнь (бабушки, дедушки, тети, дяди и т.д.); качественных характеристик членов семьи: а) состояния здоровья; б) характера, уровня и вида образования; в) индивидуальных увлечений; г) вкусов; д) ценностных ориентаций; е) социальных установок; ж) уровня притязаний;

2) отношения старших к младшим к их воспитанию как к своим безусловным обязанностям, которые определяет мера их участия в воспитании;

3) характера взаимодействия старших и младших.

Стиль взаимоотношений в семье между родителями и детьми может быть авторитарный и демократический.

1. Авторитарный (властный) стиль. Он характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресечь их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и применения наказаний. Навязчивое стремление родителей полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей может привести к конфликтам: некоторые родители рассматривают своих детей как воск и глину, из которых можно лепить личность; если ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие. Инициатива исходит только от старших. Этот стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой - может вызвать у детей отчуждение от старших, враждебность, протест, агрессию, апатию и пассивность.

2. Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлечь их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие объясняют младшим мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими, в младших ценят как послушание, так и независимость. В отношениях с детьми они чаще опираются на доверие вместо контроля. Основными средствами воспитания являются одобрение, поощрение. Коммуникация носит двусторонний характер. Этот стиль воспитывает самостоятельность, ответственность, активность, дружелюбие, терпимость.

В процессе семейного воспитания решаются следующие задачи:

Формируется личность, развиваются ее способности и интересы;

Происходит передача накопленного обществом социального опыта;

У членов семьи вырабатывается мировоззрение, ответственное отношение к труду;

Прививается чувство коллективизма, потребности быть хозяином, соблюдать нормы поведения;

Обогащается интеллект, осуществляется эстетическое развитие и физическое совершенствование, вырабатываются навыки санитарно-гигиенической культуры.

У семьи существуют следующие воспитательные возможности формирования личности ребенка:

1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка. В младенчестве, раннем детстве она играет роль, которую не могут взять на себя другие институты.

2. Влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года ребенок осваивает атрибуты приписываемого ему пола; набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы.

3. Играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Исследования показали, что различия умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьх, существенные.

4. Имеет важное значение в овладении ребенком социальными нормами. Как показали исследования, выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье.

5. Предопределяет социальное развитие человека. Одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

6. Формирует фундаментальные ценностные ориентации человека.

Социально-педагогическая характеристика семей военнослужащих отражает некоторые тенденции: семьи военнослужащих (офицеры, прапорщики) по-прежнему характеризуются прочностью брачных основ, высокими адаптационными возможностями, способностью переносить тяготы, лишения, неустроенность быта и поддерживать при этом более или менее стабильное психологическое состояние своих членов, у них меньший процент распада семей по сравнению с некоторыми другими социальными слоями.

В определенной степени сохраняется корпоративность, коллективизм семей военнослужащих в военных городках, заинтересованность в создании хороших социальных условий для детей.

К негативным тенденциям относятся следующие:

Значительно ослабло внимание к проблемам семей военнослужащих со стороны руководящих органов (командование, штабы, органы воспитательной работы). Система деятельности в этой области разрушена. Социально-психологическая поддержка семей слабая. Жилищно-материальная обеспеченность семей военнослужащих низкая.

Многолетний опыт работы с семьями военнослужащих не используется, предается забвению.

Проявления безучастности, безразличия, черствости к проблемам семей военнослужащих. Больше всего от этого страдают молодые семьи.

Работа с семьями военнослужащих не носит системного характера (формализм, бюрократизм и т.д.)

Слабо ведется работа по укреплению семьей военнослужащих, профилактика их распада, разводов.

Описание работы

Цель данной работы – Обозначить основные социальные проблемы военнослужащих и их семей.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Обозначить основные проблемы военнослужащих и их семей.

Введение…………………………………………………………………..……….3
Глава I. Военнослужащие и их семьи как особая социальная группа.
1.1.Воинская служба и ее специфика......………………………………...6
1.2.Падение престижа армии и ухудшение социальной стабильности военнослужащих.....………………..………………………………….……8
1.3.Своеобразие взаимоотношений в семье военнослужащего………..9
Глава II. Основные социальные проблемы военнослужащих и их семей.
2.1 Специфика социальных проблем военнослужащих……………....14
2.2 Исследовательские данные некоторых социальных проблем военнослужащих и их семей… ……..……………………………….......22
2.3.Технология социальной работы с военнослужащими и членами их семей……………………………………………………………………….29
2.4. Основные методы социальной работы с военнослужащими и членами их семей………………………………………………………....34
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………

Социальная работа является оказанием помощи индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. Военно­служащие по характеру своей деятельности, набору личностных качеств могут относиться к уязвимым слоям населения. Это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здо­ровья находится под неусыпным профессиональным наблюдени­ем. Они обладают высоким соци­альным статусом, их материальное положение весьма устойчиво.

Прежде чем рассматривать комплекс проблем людей, несущих военную службу, необходимо привести некоторые определения.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужа­щим и имеет правовое положение, определяемое законом.

Военная служба – особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках (погра­ничных, внутренних, правительственной связи, железнодорож­ных, гражданской обороны), ор­ганах внешней разведки и федеральных органах государственной безо­пасности (закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», разд. VI, ст. 35).

Для проходящих военную службу устанавливаются составы во­еннослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; пра­порщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. От принадлежности к тому или иному составу зависит статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно,- состояние здоровья, семейные обстоятель­ства и др. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в из­вестной степени могут быть сгруппированы в зависимости от их принадлежности к тому или иному составу.

Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов, сержантов и старшин) или по контракту – для всех составов военнослужащих. В Российской Федерации солдатский и сержантский состав Вооруженных Сил комплектуется преимуще­ственно по призыву, на основе всеобщей воинской повинности, хотя в последние годы предприняты определенные действия для формирования профессиональной армии.

Проблемы военнослужащих (и их семей) обусловлены возло­женными на них обязанностями по вооруженной защите государст­ва, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с возможным риском для жизни. Это опре­деляет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура являет­ся жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсужда­ются и подлежат неукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу того лица, которое его получает. Кроме того, у военнослужащего (и в ряде случаев его семьи) отсутствует возможность выбора занятия и места жительства.

Проблемы и кризисы российского общества находят от­ражение в Вооруженных Силах, одном из социальных институтов страны. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серь­езными соматическими или психическими заболеваниями. Рост преступности в обществе, увеличение масшта­бов наркомании и алкоголизма обусловливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими.

Одна из острых проблем современных российских Вооружен­ных Сил – наличие нескольких статусных систем в ее рядах:

· офи­циальной «уставной» системы взаимоотношений, оп­ределяемой общим законодательством и ведомственными докумен­тами;

· «дедовской» системы, т.е.


не­формальной, широко распространенной, определяемой при­оритетом старослужащих солдат;

· «земляческой» статусной системы, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке.

Наличие несколь­ких статусных систем является отражением характерной для совре­менного общества аномии, т.е. распада прежних ценностных сис­тем и симптомом морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения являются снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие.

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности и патриотиз­ма, отсут­ствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризи­са многих военнослужащих.

Отсутствие га­рантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех ка­тегорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности – все это отягощает морально-психологическое самочувствие воен­нослужащих. Неясность планов военной реформы, массовые увольнения офицерского состава без пре­доставления положенных им по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы создают еще один проблемный комплекс «переходного» периода между окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действи­тельности.

Особую группу составляют проблемы участников войн и воо­руженных конфликтов :

· во-пер­вых, лица, получившие ранения или утратившие пол­ностью здоровье, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и соци­альных проблем, на решение которых не хватает ресурсов;

· во-вторых, эти военнослужащие являются но­сителями так называемого «посттравматического стрессового син­дрома».

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характер­ные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его зара­ботка – нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выпла­чиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содер­жания ребенка.

Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурса­ми самого военнослужащего. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат не­редко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей ка­ждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Все это нередко приводит к тому, что се­мьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедст­вия.

Введение

Работа с военнослужащими занимает одно из существенных мест в деятельности социального работника.

На первый взгляд, военнослужащие находятся в нормальных социальных условиях. По самому характеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, они не могут относиться к уязвимым слоям населения. Это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здоровья находится под неусыпным профессиональным наблюдением, наконец, представители Вооруженных Сил, одного из наиболее уважаемых социальных институтов, обладают высоким социальным статусом, их материальное положение весьма устойчиво. Но на самом деле, вследствие социально-экономических трудностей, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревает техника и вооружение, крушение прежней идеологической системы и нравственных ценностей, отсутствие других ценностей является причиной морально-психологического кризиса многих военнослужащих, падения престижа воинской службы, массового уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, в своем будущем.

Технология социальной работы включает в себя не только работу с военными находящимися на службе, но и с гражданами, уволенными с военной службы.

Различные модели социально-психологической помощи должны применяться в целях адаптации военнослужащих. Необходимо сочетать различные подходы при работе с военнослужащими и находить оптимальные пути из кризисной ситуации. Одним из распространенных подходов в социальной работе, это сочетание в себе элементов всех моделей, будет жизненно-событийный подход. Анализ жизненного пути военнослужащего может быть применен в сочетании с любой другой моделью социальной работы, что может дать положительный результат и повысить эффективность социально-психологической поддержки данной категории лиц.

Необходимо вызвать положительные эмоции военнослужащих направленные на процесс обучения навыкам самопроектирования; организовывать групповую и индивидуальную работу по оказанию социально-психологической помощи военнослужащим; создать программы социально-психологической адаптации кадровых военных, бывших военнослужащих и членов их семей.

1. Социальные проблемы военнослужащих

Социальная работа – это оказание помощи социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд военнослужащие, находятся в нормальных социальных условиях, по самому характеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здоровья находится под неусыпным профессиональным наблюдением, представители Вооруженных Сил, одного из наиболее уважаемых социальных групп, обладают высоким социальным статусом, и их материальное положение на первый взгляд весьма устойчиво.

Прежде чем рассматривать комплекс проблем людей, несущих военную службу нужно, определится, кто относится к таким людям.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.

Военная служба – особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Украины, других войсках: пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска Украины; войска гражданской обороны, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности.

Для проходящих военную службу устанавливаются составы военнослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. От принадлежности к тому или иному составу зависит статус военнослужащего, материальное положение, косвенно – состояние здоровья, семейные обстоятельства.

Военная служба может осуществляться по призыву для солдат и матросов, сержантов и старшин или по контракту – для всех составов военнослужащих. В Украине солдатский и сержантский состав Вооруженных Сил комплектуется преимущественно по призыву, на основе всеобщей воинской повинности, хотя в последние годы предприняты определенные действия для формирования профессиональной армии и организации военной службы солдат и матросов, сержантов и старшин на добровольной контрактной основе.

Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Сроки военной службы по призыву устанавливаются законодателями, для проходящих службу по контракту – контрактом.

Проблемы военнослужащих и их семей обусловлены возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с возможным риском для жизни. Это определяет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются и подлежат неукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу того лица, которое его получает. Кроме того, у военнослужащего и в ряде случаев его семьи отсутствует возможность выбора занятия и места жительства. Человек, проходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию неблагоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащими, отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты.

Все проблемы и кризисы украинского общества находят отражение в Вооруженных Силах, одним из социальных институтов страны. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями. С другой стороны, не посильные армейские нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефектом приводят к появлению или обострению у военнослужащих различных заболеваний. Рост преступности в обществе, увеличение масштабов наркомании и алкоголизма обуславливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими, опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.

Одна из острых проблем современных украинских Вооруженных Сил – наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами, уставами, инструкциями; «деловая» система, то есть неформальная, но широко распространенная у старослужащих солдат; статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Наличие нескольких статусных систем является отражением и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения является снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую подвергаются военнослужащие, распространение суицида в Вооруженных Силах, причем не только среди рядового и сержантского состава, что, как правило, обусловлено «неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди офицеров.

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение.

Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной: большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несение гражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защита всех категорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности – все это отягощает морально- психологическое самочувствие военнослужащих.

Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления положенных им по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы создают еще один проблемный комплекс «переходного» периода – между окончанием военной службы и адаптацией у гражданской действительности.

Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их адаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.

Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома».

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка – нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

Но семьи военнослужащих срочной службы в свою очередь имеют в соответствии с законодательством ряд льгот, направленных на облегчение их существования вплоть до возвращения из армии кормильца. Пособие на ребенка военнослужащего срочной службы установлено в размере 1,5 минимальной зарплаты, социальный работник в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот и оказывает помощь в их получении. К сожалению, поскольку чаще всего задействованы средства местных бюджетов, эти пособия зачастую выплачиваются нерегулярно – в этом случае семье военнослужащего срочной службы может быть оказана адресная социальная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме: продукты, одежда, топливо. Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем социальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудоустройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку.

Еще одна проблема семьи военнослужащего – малообеспеченность, так как заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже, несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице, выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.

1.1. Пути решения социальных проблем военнослужащих

Цель социальной работы в помощи военнослужащим в самом общем виде заключается в том, чтобы восстановить физические и психические силы военнослужащих, скорректировать их личностные установки, научив терпимо относится к принудительному общению с другими; внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения, характерные для военной службы.

Социальная работа с военнослужащими осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязанностью только заместителей командиров по работе с личным составом. Безусловно, именно они в первую очередь обязаны заниматься социальной защитой военнослужащих, так же как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учреждений. Однако строевые командиры и руководители любого ранга также должны обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей. Одна из задач – соблюдение всех прав и льгот, которые положены военнослужащим в соответствии с действующим законодательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, которые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несущих военную службу.

Задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, - социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с их правами возможностями до и после увольнения, правами членов их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти. В случае нарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет информацию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановлению прав. В его обязанности входят разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные разрешить конфликт.

Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном статусе военной службы, уважение к труду родителей.

Одной из функций социальной работы в Вооруженных Силах – обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условий для военнослужащих. Улучшение условий труда и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязнения окружающей среды, несомненно, будет способствовать повышению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию. Одна из важных функций социальной работы – развитие социальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликта, сплочение воинских коллективов. С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр, тренинги общения и обучение коммуникативным навыкам, выявление психологической совместимости или несовместимости инвалидов для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов.

Таким образом, следует отметить, что определенный вклад в улучшение положения военнослужащих и их семей могут внести социально-экономическая работа, организация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных форм труда.

Организаторы социальной работы могут выполнять функции консультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и учреждениями. Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи. Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах, возможно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жизнедеятельности. Она предоставляет возможность не только рекреации, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности, способствует более широкому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответствующим оборудованием и инвентарем.

2. Технология социальной работы с военнослужащими

Технология социальной работы – это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия.

К важнейшим видам технологий социальной работы относят: социальная диагностика, социальная терапия, социальная коррекция, социальная реабилитация, социальная профилактика. Они ориентируют на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентаций, на создание условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения проблем и трудностей.

Одним из условий, обеспечивающих результативность социальной работы с различными категориями населения, является разработка и внедрение технологий социальной работы, с помощью которых удается осуществить широкий спектр социальных, социально-экономических, социально-психологических, медико-социальных и других мероприятий.

Под технологией социальной работы с военнослужащими и членами их семей следует понимать гарантированность осуществления их прав и свобод, удовлетворение их материальных и других потребностей, предоставление льгот и компенсаций за особые условия военной службы, защиту их личности от произвола, грубости, посягательств на жизнь и здоровье, а также обеспечение безопасности военнослужащих в процессе повседневной деятельности и боевой учебы.

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью выполнения поставленных задач в любых условиях, с риском для жизни.

Все социально-политические проблемы общества неизбежно находят отражение в Вооруженных Силах.

Технология социальной работы с военнослужащими осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом.

Непосредственными исполнителями являются заместители командиров по работе с личным составом, социальные работники, введенные в штаты частей с 1995 года, военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учреждений.

Строевые командиры и руководители любого ранга должны обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей.

Одна из важнейших задач – соблюдение всех правил и льгот, которые положены военнослужащим в соответствии с действующим законодательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, которые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несущих военную службу.

Цели технологии социальной работы с военнослужащими заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы. Военнослужащие нуждаются в защите своих прав и проведении воспитательно-адаптационных, культурно-рекреационных мероприятий.

Одной из важнейших функций технологии социальной работы является ликвидация напряженности в отношениях, конфликтов в коллективе, а также сплочения воинских коллективов особенно в закрытых военных городах, гарнизонах, надолго оторванных от семей, общества.

С этой целью применяются методы групповой терапии в виде беседы, игр. Выявление психологической совместимости или несовместимости людей для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов.

Технологии психического тренинга, психокоррекции наиболее распространены в работе с большими группами людей, к которым, безусловно, относятся и военнослужащие.

Стимуляция положительных психологических реакций и подавление или сглаживание негативных реакций необходимо в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми.

Нужно учить людей смягчать отрицательные черты своего характера, практиковать привлекающее общение, которое нейтрализует возможную агрессию со стороны окружающих, разрешать проблемы на доконфликтной стадии.

При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоциями, самовосстанавливаться после сильных нагрузок. Проведение такой работы возможно также в форме групповой терапии, то есть в форме создания групп самопомощи и взаимоподдержки.

Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах, возможно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жизнедеятельности. Она предоставляет возможность не только, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, проявления свободы.

Социальный работник должен способствовать более широкому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответствующим оборудованием и инвентарем.

Успех социальной адаптации граждан Украины, уволенных из Вооруженных Сил, и членов их семей во многом зависит от умения избрать наиболее доступные и эффективные формы и методы работы, учитывая особенности различных категорий военнослужащих.

2.1 Технологии социальной работы с семьями военнослужащих

Важным направлением технологии социальной работы с военнослужащими является работа с их семьями.

Напряженность в семье военнослужащего может обуславливаться не только общими семейными проблемами, но и целым радом специфических факторов: неуверенность в будущем, усталость от материальных лишений и частых переездов на не обустроенные места, тяготы службы; недовольство жены недостаточным участием мужа в семейной жизни и в воспитании детей, нереализованность своих возможностей; тревога за судьбу детей.

Определенный вклад в улучшение положения военнослужащих и их семей могут внести социально-экономическая работа, организация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных форм труда.

Организаторы социальной работы могут выполнять функции консультантов и менеджеров, посредников в контактных ассоциациях и объединениях жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и учреждениями.

Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи.

Семья военнослужащего закономерно находится в центре внимания военного специалиста по социальной работе, а ее проблемы составляют одну из важнейших сфер его деятельности.

Необходимо уделять постоянное внимание работе с семьями, оказывать им всестороннее содействие и помощь в решении широкого круга социальных вопросов.

Среди них: создание нравственной атмосферы в семьях, утверждение в них здорового образа жизни; предоставление жилья, финансовое обеспечение, учет нужд и потребностей молодых и многодетных семей, семей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; забота об организации досуга и семейного отдыха, оздоровление детей военнослужащих и гражданского персонала; оказание помощи многодетным и молодым семьям, семьям погибших военнослужащих; трудоустройство женщин, развитие форм надомной работы.

Специалисты по работе с семьями изучают настроение определяют запросы и нужды членов семей военнослужащих, оказывают им адресную помощь, участвуют в социологических исследованиях и опросах среди членов семей военнослужащих, принимают участие в работе с письмами, жалобами членов семей военнослужащих, оказывают содействие в разрешении поднимаемых в них вопросов; помогает в реализации прав жен военнослужащих на труд, взаимодействуют с общественными объединениями и благотворительными организациями в интересах решения социальных проблем семей военнослужащих.

Делая вывод, следует отметить, неразвитость института социальной работы с военнослужащими предопределяет возникновение и ослабление социальной защищенности.

Приобретение пренебрежительного отношения к труду, потеря здоровья, низкая квалификация, ориентация на количественные показатели военных ресурсов, а не на эффективное и бережное их использование отчасти являются результатом системы общественных установок и воспитания.

В такой ситуации особенно актуальна роль социальной работы с военнослужащими, цель которой - проведение мер по социальной защите и реализация психосоциальной поддержки.

Поле деятельности социального работника здесь огромно: это содействие разработке гарантий соблюдения прав военнослужащих, механизмов реализации социальной политики по отношению к военнослужащим, соответствующих методик и технологий социальной работы с военнослужащими и их семьями, изучение и адаптация зарубежных технологий к современным украинским социальным условиям, и многое другое.

Заключение

Таким образом, делая вывод, следует отметить, что определенный вклад в улучшение положения военнослужащих и их семей могут внести социально-экономическая работа, организация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных форм труда.

Принимая военнослужащих и их семьи в качестве объекта и изучая их проблемы нужно учитывать в первую очередь специфику профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, она содержит в себе определенные объективные факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенных функций.

Это характерно для вооруженных сил любого современного общества, но особенности положения военнослужащих в Украине обуславливают особую сложность их социальной ситуации, и это не может не сказываться на их самочувствии и деятельности.

Организаторы социальной работы могут выполнять функции консультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и учреждениями.

Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии.

В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи.

Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах, возможно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жизнедеятельности.

Она предоставляет возможность не только рекреации, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы.

Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности, способствует более широкому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответствующим оборудованием и инвентарем.

Основными социальными проблемами являются:

Малообеспеченность;

Проблемы с образованием и воспитанием детей;

Проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи;

Проблемы с жильем;

Проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего.

Эффективность решения проблем социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в большей степени зависит от их урегулированности нормами права.

Только на основе права в современных условиях возможно обеспечение прав и свобод военнослужащих, предоставление им положенных льгот и эффективная защита их прав и интересов от любых нарушений.

Социальная защита военнослужащих – дело чрезвычайной важности, забота государства и общества в целом.

Список использованной литературы

1. Коротков А.В. Социальная защита военнослужащих: правовое регулирование. – М.: АО «РАУ- университет», 2005. С. 450.

2. Пашков В.Ф., Малышев В.П. Проблемы социальной и правовой защиты граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы./ Отечественный журнал социальной работы, 2002. №2. С.30-76.

3. Пузиков А.Е. Социальные проблемы военнослужащих./ Журнал теория, методология и история социальной работы, 2004.№2. С.25-85.

4. Словарь-справочник по социальной работе./ Под ред. Холостовой Е.И.-М.: ИНФРА, 2000. с.503.

5. Суркова И.Ю. Модели социальной работы в армии./ Журнал методика и практика социальной работы, 2002. №2. С.50-78.

6. Технология социальной работы./ Под ред. Проф. Курбатова В.И. – М.: ИНФРА, 2002. С 460.

Среди многочисленных социальных проблем военнослужащих ВС РФ самой болезненной, пожалуй, является жилищная. На сегодняшний день в армии нуждаются в жилье более 100 тыс. военнослужащих.

Значительное увеличение поступивших в 2010 г. обращений в Конституционный Суд Российской Федерации по жилищной проблеме, затрагивающей коренные интересы не только каждого офицера или прапорщика, но и Вооруженных Сил в целом, свидетельствует о необходимости срочного решения этой проблемы в армии. Кроме того, это полностью совпадает с национальными приоритетами, выдвинутыми Президентом Российской Федерации, в частности с требованием более высокими темпами решать вопросы усиления социальной защиты людей, которые обеспечивают безопасность государства и каждого гражданина.

Ситуация, складывающаяся с предоставлением жилья военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, расценивается как весьма острая. По данным Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, в Российской армии нет жилья у каждой третьей семьи офицера или прапорщика.

Выделяется несколько аспектов этой проблемы, негативно влияющих на жизнь военнослужащих:

  • - большинство военнослужащих несут серьезные материальные издержки. и даже увеличенные в 2008 г. компенсации за поднаем жилья не покрывают их расходов;
  • - бытовая неустроенность влечет за собой серьезные социальные последствия. В частности, по данным Общероссийского профессионального союза военнослужащих, половина семей молодых военных не имеет детей, распадается до 40% браков, число офицеров-холостяков за последние пять лет увеличилось в 2,5 раза;
  • - значительные дополнительные нагрузки ложатся на бюджет Министерства обороны Российской Федерации. Поскольку отслуживший положенный срок офицер не может быть уволен без предоставления жилья, он остается в распоряжении командира воинской части. При этом многие военнослужащие ждут решения проблемы годами, а финансовые расходы Министерства обороны Российской Федерации на их содержание сопоставимы со стоимостью жилых помещений, которыми они должны быть обеспечены при увольнении.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 марта 2004 г. №136-О установил, что правовой механизм реализации права на жилище военнослужащих, закрепленный Федеральным законом "О статусе военнослужащих", имеет свои особенности, главная из которых - гарантированный государством первоочередной порядок обеспечения военнослужащих жильем. Конкретизирующий данную гарантию названный Федеральный закон устанавливает, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются жилые помещения в течение 3 месяцев со дня прибытия на новое место службы, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих - граждан Российской Федерации осуществляется за счет органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. В целях решения жилищной проблемы военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" также предусматривает выдачу государственных жилищных сертификатов (далее - ГЖС) на приобретение и строительство жилья.

По мнению руководства Министерства обороны Российской Федерации, в сложившейся ситуации единственным критерием в определении очередности среди граждан указанной категории должна являться дата принятия решения о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке. При предоставлении жилого помещения в нарушение порядка очередности будут нарушены принцип социальной справедливости и права граждан на внеочередное обеспечение жилым помещением в связи с увольнением с военной службы.

Кроме того, Федеральным законом "О статусе военнослужащих" предусмотрена защита права военнослужащих на жилье при увольнении с военной службы путем сохранения их в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и последующего обеспечения жилыми помещениями.

С учетом вышеизложенного в общем потоке военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, особенно в Московском гарнизоне, особое место занимают обращения заявителей, связанные с неисполнением судебных решений по обеспечению их жильем.

Анализ данных вопросов позволяет отметить, что наряду с объективными причинами не решения этих вопросов имеют место недостаточные внимание и настойчивость должностных лиц воинских частей и органов военного управления, расположенных в Московском гарнизоне, в решении жилищных проблем военнослужащих. Отсутствие в течение длительного времени надлежащей реакции со стороны должностных лиц, призванных от лица государства обеспечить конституционные права военнослужащих, служит поводом к письменному обращению к министру обороны Российской Федерации. Некоторые должностные лица Министерства обороны Российской Федерации допускают нарушение прав военнослужащих на надлежащее рассмотрение их письменных обращений, направляя поступившие из Приемной материалы обращений именно тем должностным лицам, чьи действия обжалуются, а это, в свою очередь, ведет к повторным обращениям, а иногда - и к жалобам в судебные органы.

В настоящее время в объеме поступающей жилой площади Главным квартирно-эксплуатационным управлением Министерства обороны Российской Федерации осуществляется обеспечение военнослужащих Московского гарнизона, которые приобрели право внеочередного обеспечения жилой площадью с 1995 по 2001 гг. включительно.

Такое положение объясняется тем, что в 2005 г. строительство и приобретение жилых помещений для военнослужащих осуществлялось в объемах бюджетных средств, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23 декабря 2004 г. №173-ФЗ, что не позволило в полной мере предоставить жилые помещения лицам, имеющим право на их получение (в том числе и на внеочередное).

В соответствии с позицией Министерства финансов Российской Федерации, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 25 ноября 2004 г., федеральные органы исполнительной власти должны решать возложенные на них задачи строго в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований, без дополнительного выделения сверх установленных на год объемов.

Особое внимание респондентов уделяется вопросам получения жилья с помощью ГЖС. При этом в подавляющем большинстве поступивших обращений механизм реализации адресных субсидий на приобретение жилья признается несовершенным. В основном это связано с тем, что реальная стоимость жилья на рынке недвижимости значительно превышает размер выделяемой субсидии по ГЖС.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2006 г. №153 норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, используемый при расчете указываемого в ГЖС размера субсидий, предоставляемых гражданам - участникам подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 гг., входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг., за счет средств федерального бюджета определяется 1 раз в полугодие Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствии с утвержденной им методикой и на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так, приказом Минрегиона России от 30 июня 2010 г. №313 для расчета размера субсидии на II полугодие 2010 г. утвержден норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации в размере 29 050 руб., а приказом Минрегиона России от 21 января 2011 г. №10 на I полугодие 2011 г. указанный норматив утвержден в размере 29 200 руб., что явно недостаточно для приобретения жилья.

В связи со сказанным выше военнослужащие критикуют такой явно формальный подход к решению их жилищных проблем и просят пересмотреть порядок определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, используемого при расчете размера предоставляемой субсидии, в сторону увеличения.

Необходимо отметить, что одной из причин обращений военнослужащих является то, что нередко участники указанной подпрограммы путают понятие "норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, используемый при расчете размера субсидии, предоставляемой гражданам за счет средств федерального бюджета", по которому фактически производится расчет размера предоставляемой субсидии, и понятие "средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, подлежащая применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров безвозмездных субсидий, выделяемых для всех категорий граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений".

Между тем в соответствии с Правилами выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 гг., входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 г. №522, расчетная стоимость жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации (с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 метров). При расчете размера субсидии для приобретения жилья на территории отдельных субъектов Российской Федерации применяются повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о недостаточном уровне разъяснительной работы среди личного состава по положениям вышеназванной подпрограммы в воинских частях.

Кроме того, в обращениях звучит настойчивая просьба о большем выделении сертификатов увольняемым в запас военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, проживающим в закрытых военных городках.

Относительно небольшое количество обращений, связанных с реализацией ипотечно-накопительной системы обеспечения жильем военнослужащих, объясняется недоверием военнослужащих к данному нововведению и недостаточным уровнем разъяснительной работы.

В 2010 г. вступили в силу новые законодательные акты, существенно изменившие правовые отношения в жилищной сфере. Анализ поступивших обращений однозначно свидетельствует о том, что принятые законы получили негативную оценку военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, поскольку значительно ущемляют их жилищные права.

Положительную реакцию вызвало заявление Премьер Министра Российской Федерации, что федеральным бюджетом предусмотрено выделение в 2011 и 2013 гг. дополнительных денежных средств не менее 36 млрд. руб. на строительство жилья для военнослужащих. Указанное строительство предусмотрено в первую очередь для обеспечения жильем военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы (ранее уволенных без предоставления жилья).

Проведя анализ всего вышесказанного правовые акты, можно выделить основные направления реформирования государственного жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации:

  • - формирование специализированного жилищного фонда;
  • - создание механизма эффективного контроля за жилым фондом, т.е. всеми жилыми помещениями государственного или муниципального фонда, занимаемыми военнослужащими, а также жилыми помещениями, находящимися в собственности военнослужащих, приобретенными за счет накопительно-ипотечной системы;
  • - передача федерального (ведомственного) жилищного фонда в муниципальную собственность;
  • - возложение на военнослужащих - собственников жилья бремени содержания принадлежащих им жилых помещений и соответствующей доли имущества в многоквартирном доме.

Конечный результат реформирования государственного жилищного фонда будет зависеть от эффективности правового регулирования самого процесса регулирования, в связи, с чем необходимо обозначить пути повышения эффективности правового регулирования:

  • 1. Совершенствование правовой базы, определяющей статус государственного жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, и как следствие создание четкого правового механизма предоставления жилых помещений военнослужащим.
  • 2. Единообразная правоприменительная практика, касающаяся государственного жилищного фонда и порядка обеспечения жильем военнослужащих.
  • 3. Повышение уровня правовой культуры представителей государственных органов, управляющих жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации, и самих военнослужащих.

Кроме жилищной проблемы существует еще ряд актуальных проблем таких, как:

Компенсация за наем (поднаем) жилых помещений. Размеры компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений в настоящее время как упоминалось раннее составляют:

в городах Москве и Санкт-Петербурге - 15000руб.;

в других городах и районных центрах - 3600 руб.;

в прочих населенных пунктах - 2700 руб.

Установленные размеры компенсаций никаким образом не соответствуют расценкам, сложившимся в сфере сдачи в наем жилых помещений и не компенсируют в полном размере затраты военнослужащих, вынужденных вследствие невыполнения в отношении их законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих, осуществлять наем (поднаем) жилых помещений.

Компенсация за санаторно-курортное лечение, организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации. В настоящее время размер названной компенсации установлен п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и составляет 600 руб. на самого военнослужащего и 300 руб. на супруга военнослужащего и каждого его несовершеннолетнего ребенка. Из каких социально-экономических показателей, статистических данных исходил законодатель при утверждении подобного размера компенсаций, остается только догадываться.

Естественно, данная компенсация реально не соотносится со стоимостью путевки, поэтому лучше воспользоваться натуральной формой санаторно-курортного лечения: непосредственно отправляться на отдых в санатории Министерства обороны Российской Федерации или воспользоваться туристической путевкой с выездом за границу.

Компенсация взамен продовольственного пайка (для военнослужащих, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах) - правовой механизм установления размеров не определен. Размеры определяются Правительством Российской Федерации. При этом законодательством размеры соответствующих компенсаций никаким образом не ставятся в зависимость от реальной стоимости продуктов питания, включенных в состав общевойскового продовольственного пайка. Отсутствие эффективного правового механизма определения размера денежной компенсации, устанавливаемой взамен продовольственного пайка, выразилось в следующем: по состоянию на 1 января 2010 г. "перевод, замена" в денежную форму натуральной формы продовольственного обеспечения военнослужащих - "выдача продовольственного пайка" свелись к тому, что объем продуктов питания стоимостью около 1 760 руб. был законодательно заменен на 620 руб. Такой процесс нельзя назвать адекватной заменой или равноценным переводом неденежной формы обеспечения в денежную.