Общие закономерности восприятия. Закономерности и свойства восприятий; их значение при оценке доказательств Что не является закономерностью восприятия

Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Но, кроме этих внутривидовых закономерностей, существуют общие закономерности восприятия , которые проявляются в его свойствах: 1) осмысленность и обобщенность; 2) целостность; 3) структурность; 4) избирательная направленность; 5) апперцепция; 6) константность.

Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается. Восприятие связано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его в слове.

Зависимость восприятия от опыта и задач деятельности называется установкой. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче. В восприятии осуществляется не суммирование данных ощущений, а интерпретация этих данных с точки зрения имеющихся знаний. Отдельное отражается в восприятии как проявление общего.

Наиболее простой формой осмысливания предметов и явлений является узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет – это значит воспринять данный предмет и соотнести его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории, и дифференцированным, когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфических для данного предмета признаков, его примет.

При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. Для узнавания материальных объектов существенное значение имеют их контуры, характерное для данного предмета сочетание линий. Узнавние затрудняется, когда имеется мало характерных внешних признаков предмета.

Целостность восприятия – характеристика восприятия, которая заключается в том, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ восприятия этого объекта. В предметах и явлениях реальной действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии, как в психическом образе предмета, также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Это выражается в целостности восприятия. Даже в тех случаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие признаки и части этого объекта. Отдельные, разрозненные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование.

Структурность восприятия . Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычленение взаимоотношений, частей, сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением отношений между элементами воспринимаемого объекта.

В тех случаях, когда выделение частей объекта затруднено, затрудняется и восприятие предмета в целом.

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств.

Восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире, является результатом деятельности системы анализаторов и возникает на основе ощущений.

По сравнению с ощущениями восприятие – более сложный процесс отражения действительности предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие делает возможным создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, предмета или явления. Например, взяв предмет в руки, мы получаем от него одновременно несколько ощущений: зрительное, тактильное, температурное, ощущение тяжести и пр.

Восприятие – активный процесс отражения окружающего мира, тесно связанный с деятельностью, выполняемой человеком. Важной составной частью восприятия являются движения: движения глаз, рассматривающих предмет; движения руки, ощупывающей предмет или манипулирующей им; движения гортани, воспроизводящие звук и т. д.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.

Общие закономерности восприятия

Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Наряду с ними существуют и общие закономерности восприятия.

Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах:

а) объединение разных элементов в целом;

б) независимость образованного целого от составляющих его элементов.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан полностью в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета не воспринимаются человеком непосредственно в данный момент времени.

Даже в тех случаях, когда мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем. Это хорошо видно на рис. 8.

Рис . 8 . Целостность восприятия. Тенденция сознания к целостности объекта настолько велика, что мы даже “видим” грани прямоугольника.

Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование. Целостности восприятия способствует включенность объекта в определенную ситуацию (контекст), как это, например, показано на рис. 9.

Константность – относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).

Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого и далекого расстояния будет различным. Это интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета (рис. 10).

Константность восприятия – не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обучения. Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Восприятие может быть иллюзорным (ошибочным).

Рис . 9 . Восприятие фрагмента объекта облегчается его включенностьюв контекс ситуации. В левом прямоугольнике буквы не опознаются по ихфрагментам, в правом прямоугольнике буквы легко читаются благодаряситуативному контексту.

Рис . 10 . Константность восприятия.

Из двух одинаковых по величине объектов более удаленный даетменьшее изображение на сетчатке глаза. Однако это не влияетна адекватную оценку действительной величины

Иллюзия – это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт, особенности анализаторов, изменение привычных условий.

Например, вследствие того, что движения глаз по вертикали требуют больших усилий, чем движения по горизонтали, возникает иллюзия восприятия прямых одной длины, расположенных по разному: нам кажется, что вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные. Если попросить группу людей разделить пополам вертикальную линию, то большинство из них проделают это “в пользу” верхней линии.

На рис. 11 показан пример иллюзии восприятия высоты цилиндра и ширины его полей. Размеры цилиндра по высоте кажутся больше, а в действительности высота цилиндра и ширина его полей одинакова. Другой пример показан на рис. 12, когда из-за зрительных иллюзий параллельные линии на изображенном фоне искривляются.

Возможны и другие причины зрительных иллюзий, когда мы часто

видим нечто таким не потому, что оно такое, а потому, что оно должно быть таким. Такова особенность психического образа.

Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективируя их. Так, представляя лес, мы отдаем себе отчет в том, что наше представление – это образ, возникший в сознании, а не реальный лес, ибо мы в данный момент находимся в комнате, а не в лесу.

Наиболее ярко предметность восприятия проявляется во взаимообособлении фигуры и фона. В привычных ситуациях мы не обращаем на это большое внимание, но первое что нужно сделать при восприятии зрительной информации, это решить, что считать фигурой, а что фоном. Например, на рис.13 возможно двойственное восприятие: ваза или два лица. При этом один увидит изображенную на рисунке вазу на черном фоне, а другой увидит два профиля лица на белом фоне. Это означает, что у одних белая ваза оказалась фигурой восприятия, а черные профили – его фоном, у других наоборот. Таким образом между фигурой и фоном восприятия существуют взаимообратимые отношения.

Рис. 13 . Ваза или два лица

Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В процессе восприятия вычленяются взаимоотношения частей и сторон предметов. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением устойчивых отношений между элементами воспринимаемого объекта в целом. Например, внешне различные, но по существу однотипные объекты опознаются как таковые, благодаря отражению их структурной организации, как это показано на рис. 14.

Осмысленность восприятия определяется пониманием связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Осмысленность восприятия достигается мыслительной деятельностью в процессе вос-

Рис. 14. Однотипные объекты, например буква А, опознаются как

таковые благодаря отражению их структурной организации

приятия. Всякое воспринимаемое явление мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опыта. Это дает возможность включить новое знание в систему ранее сформированных.

Воспринимая предметы и явления окружающего мира, человек называет их и тем самым относит к определенным категориям объектов (к животным, растениям, к предметам мебели, событиям общественной жизни и т. п.). В этом проявляется категориальность человеческого восприятия.

Смысловая оценка объекта восприятия может происходить мгновенно, без обдумывания. Это наблюдается при восприятии очень хорошо знакомых вещей, фактов, ситуаций.

Восприятие, будучи осмысленным, вместе с тем является и обобщенным. Всякое слово обобщает. Называя воспринимаемый объект знакомым словом, человек тем самым осознает его как частный случай общего. Глядя на сосну и называя это дерево “сосной”, мы тем самым отмечаем признаки не только именно этой сосны (высокая, стройная, стоит у дороги и пр.), но и сосны вообще, даже дерева. Степень обобщенности восприятия может быть разной, что зависит от глубины наших знаний о предмете.

Благодаря осмысленности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам. Кроме этого, осмысленность восприятия устраняет некоторые зрительные иллюзии, как это показано на рис. 15 и 16.

Осмысленность восприятия проявляется в узнавании. Узнать предмет – значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (например, “это стол”, “это автомашина” и т. д.) и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфических для данного предмета признаков – его характерных примет. Узнавание затрудняется при недостаточности опознавательных признаков. Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называют порогом восприятия .

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой . Некоторые хорошо известные нам предметы мы узнаем сразу и безошибочно, даже при быстром и неполном восприятии. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. Так, подводимую лодку мы узнаем по характерному силуэту с рубкой и не путаем ее с обычной лодкой.

Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи деятельности. В зависимости от этого, в объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.

Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия. Чаще всего избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой осуществляются пространственные и цветовые качества фигуры.

Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. Наоборот, когда контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. На этом основана маскировка военной техники.

Другое проявление избирательности – это выделение одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют фигурой, а все остальное фоном. Избирательность восприятия сопровождается централизацией восприятия. При равнозначности объектов преимущественно выделяются центральный объект и объект больший по величине, например, рис. 17).

Избирательность восприятия зависит как от объективных предметов, которые воспринимаются, так и от субъективной установки и оттого, какие элементы объекта признаются базовыми. В зависимости от этого вы можете увидеть на рис. 18 молодую или старую женщину.

Выделение объекта из окружающей действительности обусловлено его значением для данного человека. Какой-нибудь сложный механизм будет по-разному воспринимать опытный инженер-конструктор или ученик, интересующийся техникой, просто любопытный человек.

Предмет и фон восприятия динамичны. То, что было предметом восприятия, может из-за неподвижности или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на определенное время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой.

Апперцепция . Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности называют апперцепцией . Особенно следует отменить роль профессиональной деятельности в своеобразии индивидуального восприятия. Обусловленность восприятия знаниями, прошлым опытом, профессиональной направлен­ностью проявляется в избирательности восприя­тия различных сторон предметов, приведенных на рис. 19.

Различают личностную (устойчивую) и ситу­ативную (временную) апперцепцию. Личностная апперцепция определяет зависимость воспри­ятия от устойчивых особенностей личности – образованности, убеждений и пр. Ситуативная апперцепция является временной, в ней сказы­ваются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, установки и т. п.). Напри­мер, ночью в лесу пень может быть воспринят как фигура зверя.

Виды восприятия . В основу классификации восприятия положены следующие критерии:

    ведущий анализатор в восприятии;

    цель восприятия;

    степень организации;

    направленность восприятия;

    форма отражения.

В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии ведущую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия . При этом любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение каждого из них может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления. Так, при слушании лекции ведущим является слуховой анализатор, через который воспринимается основная часть информации, но одновременно студент видит преподавателя, следит за его работой, ведет записи в конспект.

В зависимости от цели восприятие бывает преднамеренное и непреднамеренное. Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями. Так, преднамеренным восприятием будет слушание доклада, просмотр тематической выставки. Оно может быть включено в трудовую деятельность (например, рассматривание электрической схемы для определения возможной неисправности), а также может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.

Наблюдение – это произвольное целенаправленное восприятие какого-то объекта, проводимое по определенному плану с последующим анализом и обобщением полученных данных.

Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, видим их, воспринимаем окружающих людей и многое другое.

По степени организации восприятие могут быть организованными и неорганизованными . Организованное восприятие – это планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Организованное восприятие особенно проявляется при наблюдении. Неорганизованное восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Восприятие бывает внешненаправленным (восприятия предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленным (восприятие собственных мыслей и чувств).

По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют:

    восприятие пространства, предметов и явлений окружающего мира;

    восприятие человека человеком;

    восприятие времени;

    восприятие движений.

В восприятии пространства различают восприятие величины, формы, объемности, глубины (или удаленности) предметов, линейной и воздушной перспективы.

Восприятие величины и формы предметов обусловлено совместной деятельностью зрительных, мышечных и осязательных ощущений. Основой этого восприятия является величина объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза. Особенность строения человеческого глаза такова, что изображение предмета, находящегося на далеком расстоянии, будет меньшим, чем изображение равного ему предмета, расположенного близко от нас.

Восприятие формы – сложный процесс зрительного восприятия, при котором большое значение имеют движения глаз. При этом оптические данные обрабатываются мозгом в сочетании с данными глазодвигательных мышц: глаз как бы ощупывает предмет и функционирует в качестве измерительного прибора. При восприятии плоской формы существенное значение имеет отчетливое различение очертаний предметов, его контура. При восприятии объемной формы существенную роль играет глубинное зрение. Так, форма куба вблизи кажется более вытянутой, а вдали – уплощенной. Тоннели, аллеи и другие подобные протяженные объекты издали кажутся короче, чем при восприятии с близкого расстояния.

При восприятии формы предмета значение имеет его взаимодействие с фоном. В зрительном восприятии фон выступает основанием для системы отсчета – цветовые и пространственные характеристики объектов оцениваются относительно фона. Фон дает информацию о ситуации восприятия, обеспечивает константность восприятия. При совпадении контуров обоих объектов могут возникнуть так называемые двойственные фигуры (рис. 19).

Четкости восприятия содействует резкая очерченность контура объекта. С различения контура объекта и начинает­ся процесс восприятия, лишь после этого различаются его форма и структура.

Только зрение не может обеспечить правильное восприятие формы пред­метов. Это достигается при соединении зрительных ощущений с мышечно-дви­гательными и осязательными или пред­ставлениями, оставшимися от прошлого опыта. Так происходит непосредствен­ное восприятие формы предмета или его рельефа путем осязания , в котором принимает участие кожный и двигательный анализатор.

В основе восприятия объемности предметов лежит бинокулярное зрение (видение с помощью двух глаз). При этом видении получаются два изображения: на сетчатке левого и правого глаза. Эти изображения не совсем одинаковы: изображение предмета на сетчатке левого глаза отражает его больше с левой стороны, тогда как на сетчатке правого глаза отражается больше правая сторона предмета. Одновременное видение предмета двумя глазами дает впечатление объемности воспринимаемого предмета. При значительном удалении от нас предметов, когда их изображения на обеих сетчатках теряют свои различия, мы воспринимаем предметы как объемные на основании представлений, сохранившихся от рассматривания на близком расстоянии (рис. 20).

Рис . 20 . Относительный размер как монокулярный признак удаленности

При этом большое значение имеют законы перспективы и светотени. Известно, что на плоской картине, руководствуясь правилами перспективы и светотеней, можно изобразить предметы так, что они будут восприниматься как объемные.

Восприятие глубины (или удаленности) достигается прежде всего с помощью бинокулярного зрения, т. е. видения двумя глазами. Восприятие удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика. При восприятии далеких предметов хрусталик становится плоским. При восприятии близких объектов кривизна (выпуклость) его возрастает. Это изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодацией.

Правильно воспринимать расстояние до значительно удаленных от нас предметов с помощью лишь одного глаза (монокулярное зрение) мы не можем. Монокулярное зрение позволяет правильно оценивать расстояние только при удаленности от нас предметов на расстоянии не больше 30 метров. Объясняется это тем, что аккомодация (т. е. изменение кривизны) хрусталика глаза, играющая главную роль при оценке расстояния при монокулярном зрении, обеспечивает ясное видение только на близком от нас расстоянии.

В восприятии удаленности при расстояниях до предмета, более 30 метров, при бинокулярном зрении важную роль играет механизм конвергенции глаз (т.е. согласованное движение глаз, обеспечивающих ясное изображение предмета на их сетчатках). Мышечно-двигатель­ные ощущения при конвергенции глаз позволяет нам судить о том, какие предметы ближе, какие дальше от нас (рис. 21).

Рис . 21. Для оценки удаленности объектов используется информация

о величине угла конвергенции и дивергенции зрительных осей

Для восприятия удаленности предметов существенное значение имеют не только аккомодация хрусталика и взаиморасположение зрительных осей, но и линейная и воздушная перспективы. Удаляющиеся линии как бы сходятся у горизонта. Линейная перспектива усиливается ослаблением разницы между светом и тенью, выпадением отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива состоит в некотором изменении цвета предметов под влиянием голубоватого оттенка воздуха. Пространственная перспектива определяется также по градиенту плотности. Определение глубины пространства ограничено порогом глубинного зрения.

Способность правильно оценивать пространственные отношения объектов называют глазомером. Различают статический и динамический глазомеры. Статический глазомер – определение размеров неподвижных предметов с учетом их удаленности. Динамический глазомер – способность определять расстояние между движущимися объектами. Существуют значительные индивидуальные особенности глазомера.

Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза. Острота зрения равняется 1, если человек различает объекты с угловым размером в 1 мин. Например, люди с нормальным зрением различают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см.

Восприятие человека человеком . Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те особенности его внешности, которые дают информацию о его социальных качествах. Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, манеры. На одном из ведущих признаков оказываются профессиональные характеристики человека, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др.

Восприятие лица человека также происходит избирательно. Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно составить о нем целостное представление. Изучение движений глаз человека, рассматривающего изображение человека, проведенное А.Л. Ярбусом, показало, что изображения содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для восприятия информацию. При анализе таких элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе рассматривания, обнаружено, что движения глаз фактически отражают процесс мышления. Установлено, что при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу (рис. 22).

Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии человека и его состоянии (рис. 23). Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям и о многом другом.

Интересно отметить, что возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с этим человеком.

Восприятие времени – это отражение объективной длительности, скорости, темпа, ритма и последовательности явлений действительности (рис. 24).

Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире. Чувство времени не врожденное, оно развивается в процессе жизни на основе накопления опыта. Поскольку время наряду с пространством есть форма существования материи, все наши анализаторы воспринимают движения материи не только в пространстве, но и во времени. Поэтому специального, самостоятельного анализатора времени нет. В отражении времени участвует весь комплекс анализаторов.

В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени.

Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, ритмическое дыхание, ритмический характер ежедневной жизни влияют на выработку рефлексов на время.

Восприятие длительности явлений. При оценке продолжительности событий и временных интервалов следует учитывать особенности субъективного восприятия времени. При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных – переоценивается. Преуменьшение времени – это всегда результат доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое возникает в результате воздействия одно

Рис . 24 . Восприятие времени и его компонентов

образных, малозначимых раздражителей. При одинаковых условиях деятельности время менее 1 мин обычно преувеличивается, а время больше 5–10 мин преуменьшается. Наиболее коротким кажется время, в течение которого надо успеть сделать многое.

Точному, непосредственному восприятию времени поддаются лишь короткие временные интервалы. Установлено, что наиболее точной оценке временных интервалов способствуют слуховые и кинестетические ощущения. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки. Способность к оценкам малых интервалов времени в производственной деятельности развивается довольно быстро. Как показали психологические исследования С.Г. Геллерштейна, достаточно пятидневных упражнений, чтобы человек смог хорошо оценивать время в 0,01–0,02 с и точно определить разницу во времени между 0,15 и 0,2 с.

Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. Часы, дни и недели, заполненные значительными и интересными событиями, кажутся быстротечными, короткими. Отрезки времени, в течение которых не произошло ничего особенного, все было однообразно, привычно, представляются особенно длинными.

При воспоминании наблюдается другой характер оценки времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными и однообразными событиями, вспоминается как быстро прошедший.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими. Оно также связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе.

Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков). Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.

Восприятие движения – это отражение во времени положения объектов или самого наблюдателя в пространстве (рис. 25).

Наблюдая движения, прежде всего воспринимают:

    характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. п.),

    форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т. п.),

    амплитуду (размах) движения (полная, неполная),

    направление движения (направо, налево, вверх, вниз),

    продолжительность движения (краткое, длительное),

    скорость движения (быстрое или медленное, при циклических движениях – быстрый или медленный темп),

Восприятие движения осуществляется в результате взаимодействия нескольких анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового (при звучании движущегося предмета). Основными сигналами направления и скорости движения объекта являются мышечные раздражения от обоих глаз, следящих за предметом, головы, при ее повороте в сторону движения предмета, а также раздражения, поступающие от сетчатки глаз, на которых возникают изображения фиксируемого взором предмета. Усиление напряженности глазных мышц и связанное с этим определенное увеличение изображения

Рис . 25 . Восприятие движений и его компонентов

на сетчатке глаз служат сигналом приближения объекта к наблюдателю. При удалении наблюдается обратная картина и когда объект находится далеко, напряжение глазных мышц ослаблено. Наблюдая движения, прежде всего воспринимают:

    характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. п.);

    форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т. п.);

    амплитуду (размах) движения (полная, неполная);

    направление движения (направо, налево, вверх, вниз);

    продолжительность движения (краткое, длительное):

    скорость движения (быстрое или медленное, при циклических движениях – быстрый или медленный темп);

    ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое).

Восприятие направления движения происходит благодаря парной работе глаз, как это показано на рис. 26.

Рис . 26 . Парная работа глаз – один из механизмов, обеспечивающих

восприятие направления движения объектов

Экспериментально установлено, что точность восприятия движения предметов зависит от нескольких условий:

    чем ближе к наблюдателю движущийся объект, тем точнее восприятие его скорости и направления;

    восприятие объекта движения при движении его перпендикулярно лучам зрения наблюдателя точнее, чем при движении вдоль лучей зрения;

    восприятие движения при центральном зрении точнее, чем при видении периферическим зрением;

    восприятие направления и скорости движения послеживающим взором точнее, чем неподвижным взором;

    восприятие точнее, если движение объекта происходит на фоне неподвижных объектов;

    точность восприятия движения увеличивается, если человек упражняется в оценках расстояний и оценках времени.

Индивидуальные различия в восприятии . В восприятии проявляются индивидуальные особенности людей, которые объясняются всей историей формирования каждой личности и характером ее деятельности. Прежде всего, различают два типа восприятия: аналитический и синтетический .

Для людей аналитического типа восприятия характерно внимание к частностям, деталям, отдельным признакам предмета или явления. Лишь затем они переходят к выявлению общих моментов. Для людей синтетического типа восприятия характерно внимание к целому, к основному в предмете или явлении, иногда в ущерб восприятию частных признаков. Если люди первого типа более внимательны к фактам, то люди второго – к их значению.

Однако многое зависит от знаний об объекте восприятия и от цели, стоящей перед человеком. Тип восприятия менее обнаруживается при непроизвольном восприятии и в тех случаях, когда перед человеком стоит цель сравнения двух объектов. Психологические исследования по выявлению типов восприятия убедительно показали, что одни испытуемые преимущественно выделяют “абсолютные” свойства предметов, а другие – преимущественно отношения между этими свойствами. Первое характерно для аналитического типа, второе – для синтетического.

На восприятие влияют чувства, переживаемые человеком. Люди, отличающиеся повышенной эмоциональностью и впечатлительностью, гораздо чаще видят объективные факторы в свете своих личных переживаний, своих симпатий и антипатий. Тем самым в описание и оценку объективных фактов они невольно привносят налет субъективизма. Таких людей относят к субъективному типу восприятия в отличие от объективного типа, для которого характерна большая точность и в отношениях и оценках.

Если бы познание мира заканчивалось ощущением, человек отражала бы не предметы, события и явления, а какофонию звуков, запахов, мелькание света и т. п, как это бывает при некоторых серьезных психических заболеваниях. Однако в повседневности, хоть на органы чувств действуют отдельные физические и химические раздражители, в нас возникают образы целостных предметов, которые нельзя составить из суммы ощущений. Мы воспринимаем не отдельные цвета, звуки, запахи, а вещи, имеющие определенные свойства. Кроме того, раздражители, действующие на органы чувств, постоянно меняют свои пространственно-временные, качественные и количественные характеристики, но мы воспринимаем вещи такими, какими они есть, несмотря на изменение условий их наблюдения. Так, в зависимости от различной освещенности предметов изменяется спектральный состав света, действующего на сетчатку, но цвет предмета не меняется.

Восприятие, основываясь на ощущениях, не исчерпывается ими. Оно имеет такие специфические свойства, которые обусловливают отражение предметов в совокупности их объективных характеристик, а не так, как о них сигнализируют отдельные органы чувств. Такими свойствами восприятия считаются предметность, целостность, структурность, константність и осознанность. Благодаря этим свойствам восприятия из потока ощущений, идущих извне, выделяет те или иные предметы, отделяет их из среды, раскрывает их значение и функции.

Предметность восприятия заключается в том, что различные по качеству ощущения, получаемые от предмета, сочетаются и относятся к этому предмету как к отдельной вещи, имеющей определенное назначение. Предметное восприятие обусловливает совсем иное, чем в ощущениях, отражение действительности. Известно, например, что поведение многих животных инициируется отдельными ощущениями от предметов. Ночные насекомые летят на любой свет и часто погибают. Чайка насиживает всякий предмет, чтобы он был определенной формы или размера. Органы чувств животных сигнализируют лишь о некоторых признаках предметов, ключевые для организации поведения, все остальное в мозг не передастся. На таком уровне развития психики предметный образ не формируется, действительность дифференцируется по качеству ощущений, вещи раскладываются на цвета, звуки, вкусы и тому подобное. При предметном отражении действительности различные по качествам ощущения сочетаются и объект воспроизводится в богатстве его свойств. Поведение направляется и регулируется вещами, имеющими определенный цвет, вкус,

Рис. 14. в

звучание, и эффективность такой регуляции значительно выше.

Другими существенными чертами восприятия является его целостность и структурность. Ощущения от предмета могут отличаться своими характеристиками, свойствами предметов могут отражаться более или менее точно, последовательно или одновременно, но несмотря на это предмет воспринимается как единое целое. Суть в том, что восприятие представляет собой не просто конгломерат ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств, т. е. структура предмета. Даже если меняются отдельные ощущения от предмета, но сохраняются отношения между ними, общая структура образа остается неизменной. Например, та же мелодия на разных музыкальных инструментах или в разных регистрах воспринимается одинаково. Некоторые элементы могут вообще выпасть, но интегральная структура образа сохраняется. Так, воспроизведение минимального количества элементов человеческого лица вполне достаточно для его целостного восприятия (рис. 14).

Восприятие целого влияет на восприятие отдельных его частей и свойств и в то же время само по себе предопределяется ими. Это подтверждает, например, восприятия двойственных изображений (рис. 15) в Зависимости от того, что воспринимается - два профиля или ваза (а), старая или молодая женщина (б), - определенным образом толкуются одни и те же раздражители.

С предметностью и целостностью восприятия тесно связана такая его важная черта, как константність. Она проявляется в том, что в образе восприятия предметы и явления

Рис. 15. в

отражаются такими, какими они есть, несмотря на изменение условий их наблюдения. Константність будто устраняет условия восприятия объекта, сохраняя его объективные характеристики. Так, хорошо известно, что изображение предмета на сетчатке увеличивается, если расстояние до него уменьшается, и наоборот. Однако, хотя при изменении дистанции наблюдения изображения объекта на сетчатке меняется, воспринят его размер остается практически неизменным-он соответствует размеру воспринимаемого объекта. Посмотрите на свои ладони, одна из которых находится на расстоянии вытянутой руки, а вторая - вдвое ближе. Ладони кажутся одного размера, хотя изображение того, что находится дальше, составляет лишь половину изображения близкого.

Константной остается воспринята форма знакомого предмета. Например, круглыми воспринимаются тарелки на столе, хотя угол зрения, под которым мы на них смотрим, а следовательно, форма изображения на сетчатке, могут очень существенно меняться.

в Общем константність прослеживается в каждой группе характеристик образа - качественных, количественных и пространственно-временных.

Значение константности восприятия ряда вон выходящее. Благодаря ей человек воспринимает вещи такими, какими они являются объективно, что позволяет познавать действительность и преобразовывать ее. Если бы чувственные образы не были константными, при каждом движении, каждом изменении расстояния или освещения изменялись бы все основные признаки предметов и явлений, и человек потерял бы возможность ориентироваться в действительности.

Основа константности восприятия - многократная появление одних и тех же объектов при разных обстоятельствах наблюдения и выделения их устойчивых, неизменных черт. Это подтверждается, например, опытами с очками, которые переворачивают изображение относительно сетчатки. Человек в таких очках очень быстро начинает видеть окружающий мир без искажений, поскольку зрительная информация корректируется сигналами от двигательного, вестибулярного, тактильного и других анализаторов.

Осознанность человеческого восприятия проявляется в том, что оно имеет обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет обозначается словом-понятием и относится к определенному классу. На этом основании в предмете отыскиваются признаки, присущие всем предметам этого класса. Осознанность восприятия демонстрирует его тесную связь с мышлением, пониманием сущности предмета. В зависимости от объема знаний и развития мышления меняется осознанность восприятия Так, тот же предмет может быть воспринят как простой стакан или как хрустальный бокал.

Образ восприятия содержит набор свойств, обеспечивающих при определенных условиях его адекватности объекту. Такими условиями является способность субъекта-наблюдателя к восприятию, которая проявляется в сформированности специфических механизмов восприятия; характеристика самого объекта восприятия: его гармоничность, упорядоченность, состав элементов; удобные пространственно-временные условия восприятия. Если взаимодействие этих факторов не является оптимальной, образ теряет те или иные свои свойства, а вместе с ними и адекватность объекту.

Во многих исследованиях выделены стадии становления образа восприятия, которые характеризуют растущую полноту отражения свойств предмета при а) улучшении условий восприятия, б) увеличении опыта восприятия наблюдателя, в) изменении параметров воспринимаемого предмета. Знание этих стадий необходимо для конструирования индикаторов в автоматизированных системах управления, разработки средств рекламного воздействия и тому подобное.

Первой стадией становления образа восприятия является различение размещения объекта в пространстве. На этой стадии, что передает особенности отображения объекта, например, на большом расстоянии или при непродолжительной экспозиции, образ по сути является образом чувства со всеми присущими ему свойствами - качественными, количественными и пространственно-временными. Наблюдатель может сказать, какой именно раздражитель (визуальный, слуховой или другой) влияет на его органы чувств, интенсивность его действия, где он находится и сколько времени воспринимается. Объект отображается как точка или розімкнеш кривая в трехмерном пространстве.

Первые характеристики образа восприятия появляются на второй стадии - стадии мельканий контура, что прослеживается при приближении наблюдателя к объекту или увеличении времени рассматривания последнего. На этой стадии объект кажется то кругом, то багатогранником, но уже четко отражается его замкнутый контур, отделяющий объект от его окружения. Это важный признак, поскольку то, что находится в пределах контура, отображается несколько иначе по сравнению с тем, что находится извне Например, установлено, что пороги различения изменения интенсивности раздражителя на предмете есть немного выше, чем на фоне На стадии мельканий контуру проступает целостность образа восприятия.

Дальнейшее улучшение условий наблюдения придает образу новые черты, в нем начинает раскрываться форма объекта. Это третья стадия становления образа - стадия отображения резких сдвигов кривизны. Здесь передаются наиболее характерные элементы формы, что свидетельствует о структурирования образа. Наблюдатель пытается назвать его, но недостаточный объем визуальной информации часто приводит к ошибкам. Так, быстро разглядывая картинку с изображением очков, исследуемые могут сказать, что видят велосипед, потому что они успевают зафиксировать лишь два больших круга.

На следующей, четвертой, стадии происходит глобально-адекватное отражение формы без четкого различения деталей. На этой стадии объект узнается, его образ приобретает черты предметности и осознанности.

Последняя, пятая, стадия становления образа восприятия - стадия достижения его полной адекватности объекта. Объект отображается не только со всеми деталями, но и с точным воспроизведением размера. Только на этой стадии образ приобретает всех своих свойств, он есть целостный, структурированный, предметный, константний, осознанный и вполне тождественный (конгруэнтны) объекту.

Полнота и адекватность восприятия даже при оптимальных его условий могут значительно изменяться. Они зависят от потребностей человека, его личного опыта взаимодействия с окружающей средой, установок, эмоционального состояния, задач, стоящих перед ней. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека носит название апперцепции. Влияние апперцепции на процесс восприятия проявляется в том, что те же предметы воспринимаются людьми по-разному, в зависимости от их состояния и задач, стоящих перед ними.

Ярким проявлением апперцепции есть так называемое профессиональное восприятие. Так, лингвист, знакомясь с человеком, может воспринять прежде всего особенности ее произношения, фотограф - фотогеничность, врач обратит внимание на признаки той или иной болезни. В зависимости от особенностей "профессионального восприятия" образ той самой человека приобретает определенных индивидуальных характеристик Если предметность, целостность, константність образа восприятия повышают его тождественность с объектом, что отражается в нем, то апперцепція-это проявление субъективности образа, его незеркальные относительно характера объекта.

Большую роль в процессе восприятия играют установки. Они представляют собой тенденцию так или иначе воспринимать определенное явление еще до встречи с ним. Так, если человеку показывать несколько раз два круга, из которых левое больше правое, а затем два круга одинакового диаметра, то она тоже воспримет их как круги разной величины. Установка состоит в процессе предыдущей деятельности личности. Возникнув, она подсознательно влияет на познавательные процессы, в частности на восприятие.

Установки могут действовать как предвзятость, предрассудки, скрывая от человека реальные факты. Например, учителя довольно часто воспринимают ребенка только через призму его учебной успешности, не замечая положительных черт в поведении и личности слабых учащихся и преувеличивая развитие этих качеств у отличников. Ошибочное восприятие учащихся приводит к трудностям в общении с ними, к ошибкам в выборе средств воспитательного воздействия.

в Целом приведенные данные о свойствах и закономерностях восприятия свидетельствуют, что по сравнению с ощущением этот психический процесс полнее и адекватнее отражает действительность, однако такая адекватность не является абсолютной. Она представляет собой лишь вариант совпадения образа восприятия и его объекта, пригодный для практического применения. В таком плане восприятия - это уже модель будущей деятельности. В свою очередь, сама практика становится критерием адекватности восприятия, совершенствует, направляет его.

Рис. 16. в

Подтверждением зависимости восприятия от опыта являются иллюзии восприятия, которые свидетельствуют о том, что образы могут совершенно не соответствовать реальной действительности: Например, данные восприятия фигур, изображенных на рис. 16, противоречат данным их объективного измерения.

Фрагмент А демонстрирует, что восприятие отрезков а и в неровными является иллюзией, потому что, взяв линейку, можно легко убедиться в их равенстве. На фрагменте Б отрезок а кажется длиннее, чем отрезок в хотя на самом деле они одинаковой длины. На фрагменте В переоцениваются вертикальные линии, несмотря на то, что объективно они равны широте крыс шляпу. На фрагменте Г изображена "иллюзия веера", которая заключается в том, что параллельные линии, расположенные ближе к центру, кажутся, выпуклыми, а расположенные дальше - вогнутыми. Подобных примеров можно привести множество.

Какие же факторы способствуют возникновению иллюзий? Значительное количество "ложных" образов связана с целостностью восприятия. Так, восприняты размеры отдельных линий на фрагменте А приведенного выше рисунка оказываются зависимыми от размеров тех фигур, в которые они входят. Верхняя фигура меньше, и поэтому меньше кажется отрезок а. Перспективное изображение линий на фрагменте Б, создавая фон, на котором воспринимаются отрезки а и в, ведет к переоценке линии а.

Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие де­лает возможным создание интегральной картины действительно­сти в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества ре­альности.

Восприятие субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, по­требностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется аппер­цепцией.

Основными свойствами восприятия являются:

Целостность - внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объеди­нение разных элементов в целом; б) независимость образованно­го целого от качества составляющих его элементов.

Предметность - объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

Обобщенность - отнесение каждого образа к некоторому клас­су объектов.

Константность - относительное постоянство восприятия об­раза. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за па­раметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий вос­приятия.

Осмысленность - связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

Избирательность - преимущественное выделение одних объек­тов перед другими в процессе восприятия.

Восприятие подразделяется на следующие виды:

восприятие предметов и явлений окружающего мира;

восприятие человека человеком;

восприятие времени;

восприятие движений;

восприятие пространства;

восприятие вида деятельности.

Восприятия времени, движений и пространства - это сложные формы восприятий, имеющие многочисленные характеристики: продолжительный - краткосрочный, большой - маленький, вы­сокий - низкий, далекий - близкий, быстрый - медленный. Восприятие деятельности подразделяется по видам: художествен­ное, техническое,

музыкальное и т.д. Восприятия бывают внешненаправленными (восприятие предме­тов и явлений внешнего мира), и внутренненаправленными (вос­приятие собственных мыслей и чувств).

По времени возникновения восприятия бывают актуальными и неактуальными.

Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия - это искаженное восприятие реально существующей действительно­сти. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов.

Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным.

Восприятие - процесс, остроту которого можно развивать, работая над собой и выполняя серии специальных упражнений. Развитие восприятия имеет большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Восприятие - активный процесс, которым можно управлять. Управлять восприятием учи­тель может через вступительное слово и соответствующую инструкцию. Можно использовать также интерпретацию отдельных фактов и явлений, выделение ведущих информативных точек, уточнение смыслового значения терминов, разъяснение отдельных положений. Все это позволяет повысить осмысленность восприятия.

Осмысленность восприятия всегда проявляется в единстве с целостно­стью восприятия. Целостность восприятия достигается за счет обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, о его структурных особенностях. При организации восприятия выделяются определенные сто­роны, свойства воспринимаемого предмета, и на их основе создастся целостное представление, соответствующее учебной задаче. По мере того как воспри­ятие совершенствуется и становится все более сознательным, целенаправ­ленным, дифференцированным и анализирующим, оно переходит в свое новое качество - наблюдение. Однако такое изменение происходит не сразу и не само по себе. Учителю необходимо развивать у детей умение не просто смот­реть, а всматриваться, не просто слушать, а вслушиваться, умение сопоставлять и сравнивать.

В своей работе учителю необходимо учитывать ряд факторов, позволя­ющих осуществлять управление процессом восприятия.

1. Восприятие зависит от прошлого опыта субъекта (это явление называется апперцепцией). Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем больше он увидит в предмете.

3. целом, не выделяя в ней звучание каждого инструмента. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать.

5. Эмоции могут изменить содержание восприятия.

6. Убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т. д. влияют на вос­приятие.

Основные закономерности восприятия:

  • апперцепция,
  • категоризация,
  • вербальное опосредование,
  • зависимость от установки, субъективность,
  • принцип изоморфизма.

Процесс восприятия не ограничивается выделением определенной груп­пы ощущений и объединением их в целостный образ; он предполагает так­же опознание образа, его сопоставление со следами памяти, осмысление и понимание (особенно, когда воспринимаются символические объекты, зна­ки, текст и т.д.).

Все это требует привлечения прошлого опыта, в связи с чем принято говорить об особом свойстве сознания - апперцепции, т.е. зависимости отчетливого восприятия какого-либо содержания от прошлых впечатлений и накопленных знаний. Благодаря такой связи между актуаль­ными и прошлыми впечатлениями возможна ассимиляция новой сенсорной информации, включение новых образов восприятия в систему человеческо­го опыта. Поэтому отчетливое и осознанное восприятие окружающего мира невозможно без участия памяти и мышления.

Восприятие сопряжено с категоризацией, психическим процессом от­несения единичного объекта или события к некоторому классу. Иными сло­вами, любой объект воспринимается не как единичность и непосредствен­ная данность, но как представитель обобщенного класса явлений. Причем специфические особенности этого класса автоматически переносятся на вос­принимаемый объект. Связь восприятия с категоризацией указывает на опосредованность перцептивных процессов социальным опытом личности и фак­торами культуры.

Характерная особенность человеческого восприятия в том, что его обра­зы синтезируются с использованием речи (вербальное опосредование ), с опорой на семантические структуры естественного языка. За счет вербаль­ного (словесного) обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения частных свойств предметов.

В исследованиях целого ряда выдающихся психологов-эксперимента­торов (первоначально Г. Мюллер, Т. Шуман, Л. Ланге, позднее - Д.Н. Уз­надзе и его последователи) отмечалось, что восприятие в значительной мере зависит от установки, определяемой как целостное состояние субъ­екта, не осознаваемое им в полной мере и вместе с тем предполагающее «своеобразную тенденцию к определенным содержаниям сознания» или предварительную готовность воспринимать, чувствовать и реагировать на что-либо определенным образом под влиянием прошлого опыта и мотивационных факторов.

Вместе с тем, к основным закономерностям восприятия следует отнести его субъективность: одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, т.е. в зависимости от своих интересов, знаний, по­требностей, способностей, целей деятельности и др. субъективных факто­ров. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности также связывается с фундаментальным по­нятием апперцепции.

Согласно постулатам гештальт-психологии, восприятие строится по принципу изоморфизма - структурного уподобления формируемого пер­цептивного образа воспринимаемому объекту.

  • Эффект сходства. - Фигуры, сходные по каким-либо элементам (цвету, величине, форме и т.п., в восприятии объединяются и группируются).
  • Эффект близости. - Близко расположенные фигуры обычно объединяются.
  • Фактор "общей судьбы". - Фигуры могутобъединяться общим характером изменений, наблюдаемых в них.
  • Фактор "хорошего продолжения". - Из двух пересекающихся или касающихся линий выбирают линии с меньшей кривизной.
  • Фактор замкнутости. - Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.
  • Фактор группировки без остатка. - Несколько фигур стараются сгруппировать таким образом, чтобы не осталось ни одной отдельно стоящей фигуры.