Обязанности диспетчера. Должностная инструкция диспетчера автомобильного транспорта

Генеральный директор

компании _________________

И. О.Ф.

«___» _________ 200__ года

Должностная инструкция
Диспетчера цеха

I. Общие положения

Организацию работы производственных складов, транспортных и погрузочно-разгрузочных работ на предприятии;

Основы технологии производства продукции предприятия;

Технические требования, предъявляемые к продукции предприятия;

Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

Основы экономики, организации производства, труда и управления;

II . Функциональные обязанности

2.1. Функциональные обязанности Диспетчера цеха определены на основе и в объеме квалификационной характеристики по должности Диспетчера цеха и могут быть дополнены, уточнены при подготовке должностной инструкции исходя из конкретных обстоятельств.

2.2. Диспетчер цеха:

2.2.1. Осуществляет с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи оперативное регулирование хода производства и других видов основной деятельности предприятия или его подразделений в соответствии с производственными программами, календарными планами и сменно-суточными заданиями.

2.2.2. Контролирует обеспеченность подразделений предприятия необходимыми материалами, конструкциями, комплектующими изделиями, оборудованием, а также транспортом и погрузочно-разгрузочными средствами.

2.2.3. Осуществляет оперативный контроль за ходом производства, обеспечивая максимальное использование производственных мощностей, ритмичное и бесперебойное движение незавершенного производства, сдачу готовой продукции, выполнение работ (услуг), складских и погрузочно-разгрузочных операций по установленным графикам.

2.2.4. Обеспечивает соблюдение установленных норм заделов на участках и в цехах, размеров партий запусков и сроков их подач.

2.2.5. Принимает меры по предупреждению и устранению нарушений хода производства, привлекая, при необходимости, соответствующие службы предприятия.

2.2.6. Выявляет резервы производства по установлению наиболее рациональных режимов работы технологического оборудования, более полной и равномерной загрузке оборудования и производственных площадей, сокращению длительности цикла изготовления продукции.

2.2.7. Осуществляет внедрение и обеспечивает рациональное использование технических средств оперативного управления производством.

2.2.8. Ведет диспетчерский журнал, составляет отчетные рапорты и другую техническую документацию о ходе производства.

2.2.9. Участвует в работе по анализу и оценке деятельности подразделений предприятия, выявлению внутрипроизводственных резервов.

2.2.10. Руководит работой операторов диспетчерской службы.

III . Права

3.1. Диспетчер цеха имеет право:

3.1.1. Принимать решения и отдавать указания для решения оперативных вопросов организации производства.

3.1.2. Осуществлять контроль за организацией и ходом производства.

IV . Ответственность

4.1. Диспетчер цеха несет ответственность за:

4.1.1. Невыполнение своих функциональных обязанностей.

4.1.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения полученных заданий и поручений, нарушение сроков их исполнения.

4.1.3. Невыполнение приказов, распоряжений директора предприятия, поручений и заданий начальника отдела.

4.1.4. Нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности , установленных на предприятии.

IV . Условия работы

5.1. Режим работы Диспетчера цеха определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

5.2. В связи с производственной необходимостью Диспетчер цеха может направляться в служебные командировки (в т. ч. местного значения).

Старший диспетчер цеха:

____________________/И. О.Ф./ «__»__________200__ г.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Разделы «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях » и «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях », утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
(редакция от 15.05.2013)

Главный диспетчер

Должностные обязанности. Обеспечивает ритмичную работу предприятия и равномерный выпуск продукции, выполнение работ в соответствии с производственными программами, договорными обязательствами, календарными графиками и сменно-суточными заданиями. Принимает меры по максимальному использованию производственных мощностей предприятия, содействуя рациональной загрузке оборудования, повышению коэффициента сменности, созданию условий для эффективной работы персонала. Организует оперативно-производственное планирование и диспетчирование. Осуществляет регулярный оперативный контроль за ходом производства и других видов основной деятельности предприятия, принимает меры по предупреждению и устранению нарушений хода производственного процесса, привлекает к ликвидации этих нарушений вспомогательные и другие службы предприятия. Координирует работу подразделений предприятия, производственного транспорта и складов, проводит диспетчерские совещания. Контролирует обеспеченность цехов и участков необходимыми сырьем, материалами, конструкциями, комплектующими изделиями, оборудованием, а также транспортом и погрузочно-разгрузочными средствами. Руководит проведением нормативно-плановых расчетов по определению размеров партий запуска, сроков подач и норм запасов. Осуществляет систематический контроль за наличием заделов на уровне установленных нормативов в цехах и на участках, бесперебойным продвижением изделий по производственному потоку, выполнением графиков сдачи готовой продукции или законченных работ (услуг). Обеспечивает своевременное получение необходимой плановой документации для осуществления оперативного контроля за ходом производства. Осуществляет методическое руководство диспетчерскими службами производственных подразделений предприятия. Изучает передовой отечественный и зарубежный опыт в области оперативного управления производством, принимает участие в разработке и реализации мероприятий по совершенствованию производственного планирования, диспетчирования и оперативного учета и контроля за ходом производства, внедрению технических средств оперативного управления производством. Руководит подведением итогов работы и оценкой деятельности подразделений предприятия по выполнению производственных программ выпуска продукции. Участвует в работе по совершенствованию специализации и кооперирования производства, повышению его эффективности. Обеспечивает своевременный учет выпуска продукции и выполненных работ, составление установленной отчетности. Организует работу по повышению квалификации работников диспетчерской службы. Руководит работой диспетчеров, контролирует ведение ими диспетчерских журналов и другой технической документации.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по оперативному управлению производством, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия, перспективы его развития; основы технологии производства продукции предприятия; организацию производства в отрасли и на предприятии; номенклатуру выпускаемой предприятием продукции, виды выполняемых работ и услуг; производственные мощности, технические характеристики, конструктивные особенности и режимы работы оборудования предприятия, правила его эксплуатации; порядок и методы производственного планирования, специализацию и территориальное расположение подразделений предприятия, производственные связи между ними; системы и методы учета хода производства; положения, инструкции и другие руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации; организацию работы производственных складов, транспортных и погрузочно-разгрузочных работ на предприятии; стандарты и технические условия на поставку выпускаемой предприятием продукции; передовой отечественный и зарубежный опыт в области оперативного управления производством; основы экономики, организации труда и управления; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности диспетчера или других инженерно-технических и руководящих должностях по оперативному управлению производством не менее 5 лет, в том числе на данном предприятии не менее 1 года.

Что входит в обязанности диспетчера? Прежде всего - осуществление доставки, формирование производства и многое другое. Однако это всего лишь базовые обязанности. Перечень может выглядеть иначе, в зависимости от специфики фирмы.

Основные обязанности

В базовые обязанности диспетчера входит следующее:

  • Своевременное планирование и грамотное распределение работ.
  • Использование ресурсов производства.
  • Управление определенными процессами и программами производства.
  • Выполнение анализа работы предприятия.

Как уже говорилось, обязанности диспетчера могут отличаться в зависимости от специфики работы предприятия.

Диспетчер на производстве

Основной работой которого является контроль производственного процесса, выглядит следующим образом:

  • Диспетчер обязуется осуществлять анализ рабочего процесса.
  • Основной работой является осуществление контроля складских, разгрузочных и погрузочных операций.
  • Специалист должен уметь грамотно организовывать работу. Необходимо, чтобы готовая продукция была сдана в срок.
  • В обязанности диспетчера входит составление расчета использования ресурсов, установление норм запасов и организация новых подач.
  • Если на производстве произошли нарушения, контрольный диспетчер должен выявить его причину самостоятельно или вызвать вспомогательную службу для решения проблемы.
  • При устройстве на работу он должен научиться пользоваться плановой документацией. По ней будет осуществляться контроль работы предприятия.

Диспетчер на производстве - это ответственное лицо. В его обязанности входит осуществление контроля всего процесса. Он имеет права внедрять новые технологи с согласия своего прямого начальника, если считает, что они положительно отразятся на качестве работы предприятия. Каждое выполненное действие диспетчер обязан вписать в журнал отчета.

Диспетчер в такси. Условия подбора персонала

Транспортный диспетчер - это ответственное лицо. От него зависят правильная организация работы и престиж фирмы. Поэтому руководство осуществляет подбор кандидата с особой придирчивостью. Будущий диспетчер на телефоне в такси должен обладать следующими навыками:

  • Основной инструмент его работы - это голос. Потенциальный кандидат на эту должность должен иметь хорошую дикцию и приятный тембр.
  • Руководитель в первую очередь обращает внимание на умение общаться с людьми и на правильность построения речи. Немаловажным фактором является и хороший слух.
  • Практически в каждой фирме вся информация заполняется в электронном виде. Соответственно, диспетчер должен иметь минимальные навыки работы на ПК.
  • Специалисту необходимо уметь находить решение сложных задач и подход к каждому клиенту.

Предварительно руководитель проводит тестирование нового работника, играя роль потенциального клиента. Работать диспетчером могут люди любого пола и возраста. Также не существует ограничений по здоровью, нередко на эту должность устраиваются инвалиды. Когда-то работодатель обращал внимание только на тех кандидатов, которые хорошо знают город, в котором предстоит работать. Однако сейчас в каждом офисе есть навигатор, который может построить маршрут за несколько секунд.

Как осуществляется работа?

Диспетчер в такси никогда не встречается со своими клиентами, все общение между ними осуществляется исключительно по телефону. Он всегда будет находиться в помещении, где у него будет свое рабочее место с телефоном и компьютером. В зависимости от региона и популярности фирмы вместе с ним могут работать от 3 до 50 человек.

Такси может понадобиться человеку в любой момент, поэтому часто диспетчеры работают по графику «сутки через трое» или «два через два». Заработная плата работника зависит от количества наработанных часов и заявок. В каждом регионе она может отличаться, поэтому диспетчер в такси зарабатывает от 15 до 50 тысяч рублей в месяц.

Как и у любого специалиста, у него есть свои права и обязанности. При устройстве на работу заключается договор с работодателем в письменной форме.

Обязанности

Основную работу в такси осуществляет водитель. Однако он не может принимать тысячи звонков ввиду своей занятости. Делает это за него специально обученный человек. Должностная инструкция диспетчера состоит из нескольких пунктов:

  • Работник обязуется принимать заявки от клиентов и передавать их водителю.
  • Фиксировать время звонка, место отправления и прибытия клиента.
  • Уведомить его о приблизительной стоимости поездки и о времени ожидания транспорта.
  • Грамотно организовывать работу. Отдавать заявку только тому водителю, который находится на минимальном расстоянии от клиента. Рассчитать приблизительно время, за которое он доедет до него.
  • Сообщать пассажиру о прибытии транспорта, марке автомобиля и номере.

Работу диспетчера можно назвать творческой. Именно он должен уметь предвидеть форс-мажорные ситуации и придумать, как правильно их избежать.

Права

Должностная инструкция диспетчера включает в себя не только обязанности, но и права.

  • Работник такси имеет право вносить клиента в черный список, если тот хотя бы раз нарушил рабочий режим предприятия (в основном, если он вызвал такси, а сам никуда не поехал или вовсе отсутствовал на заданном месте).
  • Отказать в приеме заявки, если ему кажется, что клиент пьян.
  • Отказать в приеме заявки, если отсутствует свободный транспорт, или предупредить клиента о длительном ожидании.
  • Изменять место отправления клиента в зависимости от возможности остановки в данном месте. В основном предлагается подойти на ближайшую парковку.

За что могут уволить диспетчера?

Должностная инструкция диспетчера автомобильного транспорта содержит в себе и ряд нарушений, за которые его могут уволить с работы:

  • Систематические прогулы или опоздания.
  • Прибытие на работу в нетрезвом виде и распитие алкогольных напитков на рабочем месте.
  • Хамское общение с клиентами.
  • Введение клиента или водителя в заблуждение.
  • Использование рабочего телефона или компьютера не по назначению.
  • Длительное отсутствие на рабочем месте без уважительной причины.

За первичное нарушение работник может получить финансовое взыскание или замечание. Если они будут повторяться, работодатель имеет право сделать выговор в устной или письменной форме или уволить.

Миллионы людей по всей стране ежедневно пользуются услугами такси. Множество предприятий работает качественно только благодаря правильному контролю и организации. За всем этим следит человек со сложными и серьезными функциями. Поэтому очень важно, чтобы обязанности диспетчера всегда выполнялись правильно!


Диспетчер автомобильного транспорта.
1. Должность диспетчера автомобильного транспорта включена в перечень работ , профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года N 16.
2. К диспетчеру автомобильного транспорта, а также и городского наземного электрического транспорта, в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
2.1. Диспетчер автомобильного транспорта должен знать:
- основы транспортного и трудового законодательства;
- нормативные акты по вопросам организации оперативного управления движением автомобильного транспорта;
- порядок оформления и обработки путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей;
- схему дорог и их состояние на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- требования завода - изготовителя транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер, по технической эксплуатации автомобилей;
- графики работы водителей на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- тарифы и правила их применения на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- основы экономики, организации труда и производства;
- расстояния перевозок и характер дорожных условий на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- расписания движения и остановочные пункты на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- маршрутную сеть и условия движения, обеспечивающие безопасность перевозки;
- правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.
2.2. Диспетчер автомобильного транспорта должен уметь:
- организовывать и контролировать работу водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам;
- принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);
- инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;
- обеспечивать взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации ;
- принимать меры по ликвидации сверхнормативных простоев транспортных средств;
- заполнять, выдавать и принимать путевые листы и другие документы, отражающие выполненную водителями работу, проверять правильность их оформления. Здесь написано про путевые листы, применяемые на автомобильном транспорте;
- рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-эксплуатационные показатели;
- выдавать плановые задания, регистрировать задания и заявки на перевозки;
- составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
- координировать работу автомобильного и (или) городского наземного электрического транспорта с другими видами транспорта;
- принимать меры по включению резервных автомобилей в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут , на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;
- проверять правильность оформления документов по выполненным перевозкам, координировать работу транспортных средств сторонних предприятий;
- обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении;
- осуществлять оперативный учет, контроль работы погрузочно-разгрузочных механизмов предприятий и организаций, контролировать состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями транспортной дисциплины;
- организовывать в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.
2.3. К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:
а) наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» (подгруппа «Организация перевозок и управление на транспорте, код профессии 23.02.01»;
б) наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Организация грузовых автомобильных перевозок.


Погрузочно-разгрузочные работы.
Организация пассажирских автомобильных перевозок.
Основные понятия об организации транспортно-экспедиционного обслуживания.
Организация перевозок опасных и особых видов грузов.
Финансы и управление.
Обязательное и добровольное страхование на автомобильном транспорте.
Охрана труда, техника безопасности, противопожарные мероприятия на автомобильном транспорте.
4. Диспетчер автомобильного транспорта должен работать на основании одноименной должностной инструкции, содержащей разделы: квалификационные требования, должен знать, функции, должностные обязанности, права и ответственность. Должностная инструкция утверждается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Основой для разработки должностной инструкции служат квалификационные характеристики, содержащиеся в пункте 2 настоящей статьи.

Инструментом планирования транспортной деятельности на достаточно длительный период (не менее года) является заключенный договор на перевозку грузов автомобильным транспортом в течение соответствующего срока. Автомобильные предприятия стремяться к тому, чтобы заключенные договоры обеспечивали полное использование их производственных мощностей и устойчивое финансовое положение.


Различают следующие временные границы планов на длительный период: долгосрочные – более пяти лет; среднесрочные – до пяти лет; краткосрочные – до одного года.
Наибольшее значение имеют годовые планы перевозок, так как наличие годовых договоров в известной степени гарантирует стабильную работу предприятия.
При использовании автомобильного транспорта традиционно уделяется повышенное внимание задачам оперативного планирования, хотя те же задачи можно решать и с другой периодичностью.
Сложность задач оперативного планирования определяется не только ставящимися целями и применяемыми методами, но и жестким ограничением по времени решения. В ряде случаев используется не самый точный метод, а более быстрый, хотя и дающий приближенные результаты.
Итогом работы по оперативному планированию грузовых автомобильных перевозок является сменно – суточный план. Целесообразно добиваться при его составлении, чтобы он несколько превышал провозные возможности транспорта и был больше, чем предусматривается равномерной разбивкой недельного или декадного плана. Чем более качественно составлен сменно – суточный план, тем меньше нагрузка на диспетчерский аппарат при оперативном управлении.

Планирование маршрутов доставки товара


Маршрутом движения называется путь следования подвижного состава при выполнении перевозок от начального пункта до конечного.
Маршруты движения классифицируют на маятниковые и кольцевые.
Маятниковым называется такой маршрут, на котором путь следования подвижного состава в прямом и обратном направлениях проходит по одной и той же трассе.
Различают маятниковые маршруты:
- с обратным порожним пробегом, на котором один погрузочный и один разгрузочный пункт;
- с полным использованием пробега, на каждом грузовом пункте которого подвижный состав после разгрузки перемещается на этом же пункте под погрузку другим грузом;
- с неполным использованием пробега, на котором имеется по одному пункту погрузки и разгрузки и один совмещенный пункт, осуществляющий погрузку и разгрузку.
Маршрут с обратным порожним пробегом носит название простого маятникового маршрута. Коэффициент использования пробега на нем равен 0,5.
Кольцевым маршрутом называется путь следования подвижного состава по замкнутому контуру, соединяющему несколько пунктов погрузки – разгрузки.
При составлении маршрутов определяются пути следования автомобиля с грузом и без груза при выполнении сменного задания, последовательность объезда пунктов на маршруте, составляется расписание и конкретизуется время прибытия в каждый из пунктов маршрута.
Составление маршрутов производится за ограниченное время работы (после окончания времени приема заявок на доставку).
В процессе движения автомобиля по маршруту производится диспетчерское руководство работой транспорта на линии. Рациональные маршруты могут планироваться при меняющихся грузопотоках на каждую смену в оперативном режиме. В первую очередь необходимо выявить возможность организации рациональных маятниковых маршрутов на постоянных грузопотоках.
При невозможности организовать маятниковые рациональные маршруты производится планирование кольцевых рациональных маршрутов.
Для составления рациональных маршрутов рекомендуется применять математические методы оптимизации и электронно – вычислительную технику.
Критериями оптимальности являются минимум холостых пробегов или максимум коэффициента использования пробега при перевозке заданного объема груза.
Наличие электронной карты, позволяющей быстро и точно измерить расстояние на дорожной сети между любыми пунктами города, делает менее актуальным для планирования маршрутов наличие матрицы кратчайших расстояний.

Диспетчерское управление автомобильными перевозками


Во время выполнения перевозок водители обязаны поддерживать связь с диспетчерами и выполнять их распоряжения.
Для качественного диспетчерского руководства необходима надежная оперативная связь непосредственно с водителем. Наиболее удобной является мобильная телефонная связь.
Наглядным средством контроля работы водителей являются специальные диспетчерские табло, на которых фиксируется ход выполнения сменного плана перевозок в каждый отдельно взятый момент времени.
Все случаи снятия автомобилей с маршрута надо регистрировать в специальном журнале.
Если неисправный автомобиль имеет груз, то диспетчер может принять решение о буксировке автомобиля в пункт разгрузки либо о направлении к нему другого автомобиля для перевозки груза.
На крупных погрузочных и разгрузочных пунктах организуются линейные диспетчерские пункты.
Линейный диспетчер выполняет следующие основные функции:
- проверяет наличие груза и готовность его к отправке;
- проверяет наличие и исправность грузоподъемных механизмов, а также соответствие их технических характеристик используемым транспортным средствам и условиям перевозок;
- проверяется состояние подъемных путей и площадок маневрирования;
- проверяет соблюдение графика работы подвижного состава;
Акты составляются в тех случаях, когда у сторон имеются разногласия по поводу обстоятельств, которые могут являться основаниями для взаимной материальной ответственности.
Ни одна из сторон не вправе отказаться от подписания акта. О составлении акта делается отметка в товарно – транспортных документах.

Виды работ, выполняемые диспетчером автомобильного транспорта при выполнении своих обязанностей. Наиболее вероятные случаи травматизма и заболеваемости при работе диспетчера автомобильного транспорта.

Опасные и вредные производственные факторы, возникающие при работе диспетчера автомобильного транспорта: психофизиологические нагрузки. Перенапряжение зрительного анализатора при работе за экраном видеомонитора персонального компьютера. Длительное статическое напряжение мышц спины, шеи, рук и ног, что может привести к статическим перегрузкам. Ионизирующие и неионизирующие излучения, источниками которых могут являться видеодисплейные терминалы. Статическое электричество. Движущиеся части копировально-множительной техники. Недостаточная освещенность рабочего места. Электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека.

Неблагоприятное воздействие вредных и опасных производственных факторов на организм человека.

Тема 8. Требования к организации рабочего места диспетчера автомобильного транспорта

Рациональная организация рабочего места диспетчера автомобильного транспорта.

Требования к расположению персонального компьютера, другого диспетчерского оборудования. Влияние взаимного расположения компьютеров на уровень генерируемых ими излучений. Требования к расположению рабочих мест для предупреждения облучения других работников. Безопасное расстояние между персональными компьютерами. Рекомендуемое расположение экрана персонального компьютера по отношению к окну.

Визуальная проверка перед началом работы исправности электропроводки, вилки, розетки, а также электрических соединений между собой всех устройств, входящих в комплект оборудования, расположенного на рабочем месте.

Последовательность выполнения работы, определенная инструкцией по эксплуатации используемого диспетчерского оборудования.

Рациональная рабочая поза диспетчера автомобильного транспорта и уменьшение утомляемости. Рекомендуемая высота плоскости рабочего стола. Рекомендуемые размеры пространства под столом для ног. Требования, предъявляемые к рабочему креслу. Регулирование высоты сидения и спинки. Подлокотники рабочего кресла.

Рациональное расположение клавиатуры персонального компьютера на рабочем месте.

Тема 9. Санитарно-гигиенические требования к условиям труда диспетчера автомобильного транспорта

Нормативные значения площади и объема производственного помещения на одно рабочее место диспетчера с использованием персонального компьютера. Требования к внутренней отделке интерьера помещения, в котором работает диспетчер автомобильного транспорта. Требования, предъявляемые к полу помещений, проходов, лестниц.



Требования к микроклимату и содержанию вредных веществ в воздухе рабочей зоны производственных помещений. Санитарные нормы микроклимата производственных помещений. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Требования к естественному и искусственному освещению рабочих мест. Роль нормальной освещенности рабочего места и отсутствия бликов света в предупреждении перенапряжения зрительного анализатора в процессе работы. Расположение рабочих мест по отношению к световым проемам. Система общего равномерного освещения. Комбинированная система освещения. Нормируемая освещенность рабочего места. Ограничение прямой и отраженной блесткости от источников света. Ограничение яркости светящихся поверхностей (окон, светильников и т.п.). Источники света и светильники, применяемые в помещениях. Периодичность чистки стекол оконных рам и светильников.

Требования к шуму. Нормирование допустимых уровней шума на рабочем месте диспетчера. Ограничение уровней шума на рабочем месте при выполнении основной работы с использованием персонального компьютера. Применение звукопоглощающих материалов для отделки помещений.

Установленные режимы труда и отдыха для снижения зрительного и костно-мышечного утомления диспетчера. Виды трудовой деятельности при работе с персональным компьютером. Понятие "Профессиональный пользователь". Установление регламентированных перерывов в работе для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей. Определение времени регламентированных перерывов в работе в зависимости от продолжительности работы, вида и категории трудовой деятельности. Ограничение непрерывной работы с персональным компьютером без регламентированного перерыва. Выполнение комплексов упражнений во время регламентированных перерывов для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора.