Основы классификации нововведений по их типу. Виды стратегий нововведений

Нововведения могут быть сгруппированы по различным основаниям.

Классификация инноваций не только конкретизирует структуру нововведений, но и выявляет проблемные связи между их различными типами, обеспечивает проведение более точной идентификации каждого нововведения, определяет его место среди других, а также устанавливает возможности и ограничения.

В экономической литературе существует ряд классификаций, среди которых наиболее удачной является типология нововведений, предложенная А. И. Пригожиным. С небольшими уточнениями она может быть рекомендована для практического применения. Данная классификация предоставляет возможность количественно или качественно определить выделенный критерий систематизации инноваций и показать его научную новизну и практическую ценность.

В составе нововведений целесообразно выделить следующие наиболее общие основания для их систематизации:

1) по степени новизны различаются нововведения с абсолютной и относительной (местной, частной, условной, рыночной, «стоимостной») новизной;

2) по типу новшества нововведения подразделяют на две группы: материально-технические и социальные. К материально-техническим нововведениям относятся: техника (оборудование, приборы); технология (производственные процессы); промышленные материалы (сырье и конечный продукт). Социальные нововведения делятся на: экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда); организационно-управленческие (новые организационные структуры; формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением и т. д.); социально-управленческие, т. е. целенаправленные изменения внутриколлективных отношений (выборность бригадиров; новые формы гласности, воспитательной работы; создание новых общественных органов); правовые (изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве); педагогические (методы обучения, воспитания).

А. И. Пригожин отмечает следующие особенности социальных нововведений в сравнении с материально-техническими:

а) более тесная связь с конкретными общественными отношениями. Одни и те же новшества могут по-разному проявляться в разных регионах России;

б) более широкая сфера применения;

в) сильная зависимость использования новшества от групповых и личных качеств пользователей. Возможно, новшество реализуется в стольких вариантах, сколько окажется его носителей и пользователей;

г) не столь очевидны и доказуемы преимущества, как в случае с техническими нововведениям, сложнее подсчитывается эффективность;

д) отсутствие стадии «изготовления», которая обычно тяжело проходит у технических нововведений.

Важно указать, что между материально-техническими и социальными типами нововведений обнаруживается взаимозаменяемость. Так, производительность труда может быть повышена посредством внедрения новой техники, а также благодаря новым методам организации труда и стимулирования. В ряде случаев последние бывают даже более эффективными и более дешевыми;

3) по особенностям механизма осуществления выделяют следующие нововведения: единичные, т. е. осуществляемые на одном объекте; диффузные, т. е. распространенные по многим объектам (у тиражируемых нововведений главный эффект заключен в массовости; в единичных вариантах они часто бывают невыгодны); завершенные, незавершенные; успешные, неуспешные;

4) по особенностям инновационного процесса выделяют внутриорганизационные и межорганизационные нововведения. В первом случае разработчики, проектировщики новшества находятся в той же организации, что и его изготовители, организаторы и пользователи; во втором эти роли распределены между специализированными организациями: НИИ, КБ и т. д.;

5) по степени сложности новшество может быть однородным или многосоставным (комплексным). Однородное новшество называется нововведением «простым по реализации», если оно не приводит к вторичным изменениям. В случае же, когда однородное новшество сопровождается вторичными по отношению к основному изменениями, нововведение называют «комплексным по реализации». Многосоставное (комплексное) новшество может иметь нововведение и «комплексное по новшеству», и «комплексное по реализации»;

6) по отношению к своему предшественнику различают следующие нововведения:

а) замещающие – предполагают полное вытеснение устаревшего средства (например, автоматизация контроля за ходом производства с помощью АСУ – автоматизированных систем упарвления);

б) отменяющие, которые исключают выполнение операции, выпуск изделия и заменяют их новыми (отмена формы отчетности, упразднение металлической окантовки на упаковке, отказ от буферных устройств на железнодорожных вагонах);

в) возвратные – спустя некоторое время с начала использования новшества обнаруживается его несостоятельность (измерение атмосферного давления в гектопаскалях и миллиметрах ртутного столба);

г) открывающие – создающие средства, не имеющие сопоставимых функциональных предшественников (радио, телевидение);

д) ретровведения – воспроизводят на современном уровне давно, казалось бы, исчерпавшие себя приборы и материалы (парус, дирижабль, ветряная мельница, мода на одежду);

7) по инновационному потенциалу нововведения делятся на радикальные или базовые (принципиально новые технологии, методы управления, виды продукции): комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов); модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм);

8) по источникам инициативы: прямой социальный заказ; по результатам НИР;

9) по уровню разработки и распространению: государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные;

10) по сферам разработки и распространения: промышленные, финансовые услуги, товарно-посреднические, научно-педагогические, правовые;

11) по эффективности: эффективность производства, эффективность управления, улучшение условий труда;

12) по социальным последствиям: вызывающие социальные издержки, новые виды монотонного труда, ухудшение условий труда.

Классификация нововведений по различным основаниям

Данная типология нововведений позволяет более точно идентифицировать каждый вид инноваций, сравнивать его возможности и ограничения, оценить его место среди других. Очень важно анализировать соотношение различных типов нововведений на предприятии, в фирме.

Иннова́ция , нововведе́ние - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком . Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Иннова́ция - введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях .

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» - «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Шумпетер был одним из первых учёных, кто в 1900-х гг. ввёл в научное употребление данный термин в экономике .

Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы . Вопреки распространённому мнению, инновации отличаются от изобретений .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Видео тур по онкологической клинике ИННОВАЦИЯ

    ✪ Vandy Vape PHOBIA RDA. Двуспиральная инновация. ❄️⛄☃️❄️

    ✪ Лечение лимфомы в клинике ИННОВАЦИЯ

    Субтитры

Общее определение инноваций

«Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» («Руководство Осло») определяет инновации как введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях .

Инновация - это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Таким образом, необходим процесс: инвестиции - разработка - процесс внедрения - получение качественного улучшения.

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни , удовлетворённости клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Инновация - это такой процесс или результат процесса, в котором:

  • используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности ; и/или
  • обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
  • обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
  • достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.

При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение », обозначающим создание новой технической разработки или усовершенствование старой и термином нововведение, означающим внедрение новых решений. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».

Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «Теория экономического развития » (1911).

В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение - или использует что-то уже существующее новым образом - для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.

Виды инноваций

  • Технологические - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
  • Социальные (процессные) - процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
  • Продуктовые - создание продуктов с новыми и полезными свойствами.
  • Организационные - совершенствование системы менеджмента .
  • Маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

Эффективность инновационной деятельности

В современных условиях, правительства различных стран инвестируют огромные средства в научные исследования и инновационную деятельность, например Германия на научные исследования и разработки направила около 2,7 % ВВП , США - 2,8 %, Япония - около 3,5 %, страны с переходной экономикой тратят значительно меньше: Белоруссия - 0,74 % ВВП, Россия - 1,04 % . Однако в условиях кризиса мировой экономики на первый план выходит задача повышения эффективности использования средств, выделяемых предприятиям и научным коллективам. В связи с этим сталкиваемся с понятием экономической эффективности . Для данных целей в странах Европейского союза ежегодно публикуется «Европейское табло инноваций» (European Innovation Scoreboard - EIS) . Так же в 2007 году на основе метода анализа среды функционирования были рассчитаны показатели технической эффективности для ряда стран Европейского союза. На основе полученных результатов эффективности все страны были объединены в 4 группы:

Согласно опросу консалтинговой компании StrategyOne (англ.) русск. , большинство менеджеров ведущих мировых компаний включили Китай в пятёрку самых инновационных стран . При этом в «Индексе верховенства закона» за 2015 год Китай занимает 71 место, рядом с Украиной (70), Кыргызстаном (74), Россией (75) .

Инновации в США

Инновационные предприятия в США сосредоточены в основном в Силиконовой долине, 128 дороге, Северной Каролине, городе Остин в Техасе. Первые инновационные предприятия в Силиконовой долине возникли в 60-е годы. К 1970 году в Силиконовой долине насчитывалось около 3000 инновационных фирм, в основном в области электроники. Из них 70% имело менее 10 сотрудников, а 85% - менее 100. В Силиконовой долине находится 33% наиболее крупных технологических предприятий США. При численности населения в 1% от численности страны, в Силиконовой долине сосредоточено 11% общего числа занятых в технологических компаниях страны в целом.

Инновации в России и Китае

Решением Правительства РФ в феврале 1994 года образован . Общий объем поддержки Фонда составил в 90-х годах 134 млрд. руб.

Также в России поддержкой инновационной деятельности занимается Российский фонд технологического развития .

Инновационную деятельность в России осложняет то, что наукоемкий бизнес среди всех видов предпринимательства является наиболее сложным и наиболее рискованным; высока криминализация общества; у предпринимателей отсутствуют начальные средства; ставки по кредитам высоки .

Центром эффективной инновационной политики в России являются местные инновации, возникающие в десятках частных или государственных инновационных инкубаторов (например, Нижегородский центр инкубации наукоемких технологий , Международный инкубатор технологий , Государственный венчурный фонд Самарской области ) или ускорителях по образу и подобию модели IdeaLab или Y-Сombinator.

России также нужна стратегия, основанная на создании глобальных инновационных сетей.

См. также

  • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
  • P2M - Японская методология управления инновационными проектами и программами

Примечания

  1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“» N 254-ФЗ от 21 июля 2011 года
  2. См. также статью «Технологические уклады ».
  3. Базилевич В. Д. 12. 1. 2 Неортодаксальна теорія Й. А. Шумпетера // Історія економічних учень: У 2 ч.. - 3-е издание. - К. : Знання, 2006. - Т. 2. - С. 320. - 575 с. - ISBN 966-346-150-0 .
  4. Милославский И. Новизна с последствиями
  5. Шаблон:ЧК
  6. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание. Перевод с английского - издание второе исправленное. - М., 2010. - С. 31. - 107 с.
  7. Расходы на НИОКР (в % от ВВП). Данные Всемирного банка за 2008 год.
  8. Innovation Union Scoreboard
  9. Измерение эффективности инновационной деятельности
  10. ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)
  11. «Milk without the cow» , The Economist, Oct 20th 2016

Тема 2 Нововведение как объект инновационного менеджмента

2. Классификация инноваций

3. Инновационный процесс, его этапы, элементы и виды.

Определение «инновация особую культурную ценность материальную или нематериальную, которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая.

Шумпетер определил инновации как:

Новое, т.е. еще неизвестное в сфере потребления благо либо новое качество известного блага;

Новый, более эффективный метод продукции;

Открытие новых закономерностей сбыта известной продукции;

Открытие новых источников сырья или производства продукции;

Организация производства, ведущая к прорыву какой-то установившейся в нем монополии.

Новшество - это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой либо сфере деятельности по повышению её эффективности.

Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рациональных предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, ноу-хау.

Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой новшество, которого не было раньше. В соответствии с гражданским правом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т. е. этот результат и есть новация.

Термин «новшество» и «новация» - синонимы.

Нововведение (инновация ) представляет собой замену старого объекта новым.

Можно дать следующее определение инновации.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, приемы анализа.

Свойства инноваций:

Новизна. Новизна – это совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта(продукта, услуги, техники, технологии) и дающих право называться новым. Новизна-это свойство, действующее только определённый период(например, новизна продукции ограничивается наступлением срока ее морального старения(износа).

Производственная применимость (экономическая обоснованность) характеризует материализацию изобретений и научно-технических разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и способы организации производства.;

Коммерческая реализуемость (отвечать запросам потребителей).

Инновация выполняет три функции:

1) воспроизводственную;

2) инвестиционную;

3) стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

Инвестиционная функция инновации означает использование прибыли от инновации для инвестирования. Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала, который может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций.

Выделяют следующие источники инноваций.

1. Неожиданное событие, которым может быть внезапный успех, непредвиденная неудача.

2. Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и ее отражением во мнениях и оценках людей.

3. Изменение потребностей производственного процесса.

4. Изменения в структуре отрасли или рынка.

5. Демографические изменения.

6. Изменения в восприятии и в ценностных установках.

7. Новые знания, научные и ненаучные.

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

Открытием же является результат получения ранее неизвестных данных или наблюдения ранее неизвестного явления природы.


Классификация инноваций (нововведений).

Классификация инноваций предусматривает распределение инноваций на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленной цели. Классификация инноваций позволяет

1) четко определить место каждой инновации в системе инноваций

2) выделить отличительные характеристики данной инновации для эффективного использования определённых приёмов управления инноваций;

2) рационально организовать инновационный процесс;

3) осуществлять выбор инновационной стратегии в зависимости от типа нововведения;

4) конструировать экономические механизмы и организационные формы инновационной деятельности;

5) определять положение конкретного нововведения формами его реализации и продвижения на рынок.

П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения. С позиции структурной характеристики инновации подразделяются на три группы :

Инновации «на входе» в предприятие;

Инновации «на выходе» из предприятия;

Инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

В «Руководстве Осло» отмечается, что существуют два типа технологических инноваций:

Продуктовая;

Процессная. (технологическая)

Продуктовая инновация охватывает внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Поэтому продуктовые инновации подразделяют на два вида:

1) базисная продуктовая:

2) улучшающая продуктовая.

Процессная инновация представляет собой освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции. При этом имеется в виду, что выпуск новой продукции можно организовать с использованием уже имеющихся технологии, оборудования, энергетических ресурсов и при использовании традиционных методов организации производства и управления.


В литературе приведен ряд классификаций инноваций. Например, А.И. Пригожин предлагает типологию нововведений по 9 признакам:

№ п/п Признак классификации Виды инноваций
По типу новшеств Материально-технические, экономические. организационно-управленческие, правовые, педагогические.
По инновационному потенциалу Радикальные(базовые) Улучшающие (модифицированные) Комбинаторные (инновации с предсказуемым риском)
По принципу отношения к своему предшественнику Замещающие предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и те самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций; Отменяющие, которые исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предполагают ничего взамен: Возвратные, которые подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию случаи несоответствия новшества новым условиям применения Открывающие, которые создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников.
По объему применения Точечные, системные, стратегические
По эффективности Эффективность производства, эффективность управления, улучшение условий труда
По социальным последствиям Вызывающие социальные издержки, новые виды монотонного труда, вредные условия труда.
По особенностям механизма своего существования Единичные(на один объект), диффузные (на многие объекты), завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные
По особенностям инновационного процесса Внутриорганизационные, когда разработчик, проектировщик, изготовитель, пользователь, организатор инновации находится в одной структуре. Межорганизационные когда все три роли распределены между организациями, специализирующими на выполнение отдельных стадий процесса.
По источники инициативы Прямой социальный заказ В результате изобретения

С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации материально-технические инновации включают:

Продуктовые инновации

Инновации-процессы

По инновационному потенциалу:

- радикальные (базовые) инновации,

- улучшающие (модифицированные)

  1. Введение
  2. Понятие инновации (измерение, функции, жизненный цикл)
  3. Виды инноваций
  4. Понятие инновационного процесса
  5. Понятие инновационного менеджмента
  6. Приоритетные направления поддержания инновационной деятельности в РФ
  7. Инновации в туристской сфере
  8. Заключение
  9. Список источников

Введение.

21 век неотделим от ставшего в последнее время очень «модным» понятия «инновация». В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин "инновация" стал активно использоваться еще в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.

В жизни все меняется. Изменения - основа прогресса. А инновации - ключ к изменениям. Непрерывное совершенствование - естественная форма существования всякой человеческой деятельности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что к новым идеям, предложениям, разработкам постоянно приковано внимание.

В моей работе в качестве объекта рассмотрения выступает понятие инновации. Предметом рассмотрения являются инновации в туристской сфере, а также направления инновационного развития в РФ. Цель работы – составить представление об инновациях и родственных им понятиям. Задачи – определить понятие «инновация», выделить виды инноваций, рассмотреть понятия «инновационный процесс», «инновационный менеджмент», обратить внимание на современные направления инновационной деятельности в РФ и инновации в туристской сфере.

Понятие инновации.

Под инновацией (англ. innovation - нововведение, новаторство) понимаются «инвестиции в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.

Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

В литературе насчитываются сотни определений. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый момент динамизации экономического развития.
В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.
Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
3. Использование нового сырья.
4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.
5. Появление новых рынков сбыта.
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.

При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги - инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Таким образом, инновация выполняет следующие три функции:

  1. воспроизводственную ;
  2. инвестиционную ;
  3. стимулирующую .

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки.

Под инновационным процессом понимается деятельность, пронизывающая научно-технические, производственные, маркетинговые и сбытовые процессы при изготовлении новой продукции и услуг и нацеленная на удовлетворение конкретных общественных потребностей.

Главной стороной и особенностью данного процесса является инновационная способность.

Под инновационной способностью понимается структурная характеристика организации общественной и хозяйственной жизни в стране или же отдельной корпорации к быстрому восприятию производства и распространению новой продукции и услуг.

Это иллюстрируется следующим примером: Индия обладает достаточно высоким уровнем развития науки, но имеет низкую инновационную способность. В тоже время ряд стран, ставших в некоторых отраслях лидерами технологических процессов (Япония, Тайвань, Южная Корея), не располагая соответствующей научной базой, опираются на научно-технический потенциал других стран, обладая высокой инновационной способностью.

Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.

Для организации управления сложным инновационным процессом требуется проведение так называемой структуризации этого процесса, то есть разбивка его на определенные составные части.

В укрупненном виде схема структуризации обычно формулируется в таком виде:

1) исследования;

2) разработки;

3) производство;

4) маркетинг;

5) продажи.

Более подробно схема структуризации представляется в следующем виде:

1) фундаментальные исследования;

2) прикладные исследования;

3) разработки;

4) изучение рынка;

5) конструирование;

6) рыночное планирование;

7) опытное производство;

8) рыночные испытания;

9) коммерческое производство;

10) сбыт новой продукции.

Перед российской системой образования современный этап развития общества ставит целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные. В данной работе будут рассмотрены понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат

Тема: «Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений»

ВВЕДЕНИЕ

1. Уровни новшеств в образовании 5

2. Типы инновационных подходов к обучению 7

3. Типы педагогических нововведений 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Инновации (англ. «Innovation» - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки.

В нашем контексте мы будем рассматривать не только термин инновации, но и педагогическую инноватику как науку. Педагогическая инноватика молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80 г. прошлого века, т.е. немногим более 15 лет назад. Сегодня как сама педагогическая инноватика, так и ее методология находятся в стадии научной разработки и построения.

По определению С. Д. Полякова: «педагогическая инноватика - это особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования» .

Педагогическая инноватика стала частью общей теории инноватики. Удачное определение этой научной дисциплины дано Н. Р. Юсуфбековой, она трактует ее как: «учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике» [Цит. по 3: с. 12].

Таким образом, современный процесс образования предполагает создавать педагогические новшества, с целью удовлетворения запросов общества.

Перед российской системой образования современный этап развития общества ставит целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

В своей статье «Инновации в системе образования» Ю. З. Хуснутдинова отмечает, что: «появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования. Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата» .

Таким образом, в данной работе будут рассмотрены уровни новшеств в образовании, типы инновационных подходов к обучению, а также типы педагогических нововведений.

1. Уровни новшеств в образовании

Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные.

Рассмотрим понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

«Инновация и нововведение - тождественные понятия. Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.

Нововведение (инновация) - внедренное (освоенное) новшество. Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного - действительным.

Новшество трактуется как изменение, во-первых, кем-то целенаправленно осуществляемое и, во-вторых, прогрессивное, направленное на повышение эффективности образования» .

К уровням новшества в образовании относят:

1. Усовершенствование.

2. Рационализация.

3. Модернизация.

4. Эвристическое решение.

5. Педагогическое изобретение.

6. Педагогическое открытие.

7. Инновация.

«Усовершенствование - изменение одного или более элементов образовательного процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности (новые способы создания групп).

Рационализация - установление нового правила использования известных педагогических средств, для решения традиционных задач (иной способ составления расписания).

Модернизация - изменение нескольких элементов действующей образовательной системы (вместо 11 лет обучения предполагается 12).

Эвристическое решение - отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств, для решения актуальных педагогических задач (методика опорных конспектов В. Ф. Шаталова).

Педагогическое изобретение - новое средство, технология или новое сочетание педагогических средств, для осуществления образования (система погружения М. П. Щетинина).

Педагогическое открытие - постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента (ТРИЗ-педагогика, компетентностный подход, дистанционное обучение).

Инновация - целенаправленное изменение в функционировании образовательной системы на основе нововведений» .

Деятельность, направленная на осуществления инноваций и инновационных процессов, получила название инновационной деятельности, а изучая инновационную деятельность важно отметить педагогический ин новационный подход к обучению.

Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование педагогических инноваций. Далее мы рассмотрим основные типы инновационных подходов в образовательной системе.

2. Типы инновационных подходов к обучению

Согласно исследованиям М. В. Кларина: «инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса.

1. Инновации-модернизации, модернизирующие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.

2. Инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации.

Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом.

Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.

Поисковый подход преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как инициируемого учащимися освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

Определяющей тенденцией дидактических поисков в русле технологического подхода к обучению является то, что они развиваются на основе установки на гарантированное достижение диагностично-заданных целей, как критериально фиксированных учебных результатов, характеризуются тотальной ориентацией обучения на заданный конечный результат, что в свою очередь ведет к сужению педагогических возможностей обучения» .

3. Типы педагогических нововведений

Силой образовательных инновационных процессов являются сами педагоги. Но они являются не только «осваивателями» новшеств, но и создателями, регуляторами, модификаторами инновации.

Поляков С. Д. так писал о нововведениях педагога: «путь нововведения, рожденного как новаторский опыт: рождение практических идей и реализация их в методических средствах - борьба за утверждение и признание разработок - притязание на расширение области применения, вплоть до универсальности - осознание научных идей, лежащих в основе опыта - интеграция с другими подходами» .

Обратимся к трудам А. В. Хуторского, доктора педагогических наук, современного исследователя и реализатора инновационных концепций и технологий. В своей статье « Педагогическая инноватика - рычаг образования» он рассматривает типы педагогических нововведений: «п едагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

1. «По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования, в формах, методах, технологиях и средствах обучения, в системе диагностики, контроле и оценке результатов.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т. д.

5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т. п.

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

9. По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т. п.

10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели основные понятия и теоретические основания инновационных процессов в образовании. Мы узнали, что новшество - это средство (новый метод, методика, технология, программа), а инновация - процесс освоения этого средства. В идеале грамотно отобранное новшество должно гарантировать успех нововведения в максимально возможной степени.

Инновации в обучении - это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Так, п едагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, для внедрения требуют новых форм, методик, педагогических технологий от современного педагога. Кроме этого требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

Рассмотрев типы и подтипы педагогических нововведений можно отметить, что одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках.

Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галеева И. Ш. «Педагогическая инноватика». Презентация. / 900igr.net // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// 900igr.net /prezentatsii/pedagogika/Pedagogicheskie-innovatsii/001Pedagogicheskaja-innovatik a.html

2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.

3. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М. : Центр «Педагогический поиск», 2007. - 176 с.

4. Хуснутдинова Ю. З. «Инновации в системе образования». Scienceforum.ru Подписи к слайдам:

Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений г. Нерюнгри, 2017 г.

Новшество - это потенциально возможное изменение, а нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного - действительным. Новшество

Изменение одного или более элементов образовательного процесса. Приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности Усовершенствование

Установление нового правила использования известных педагогических средств, для решения традиционных задач. Рационализация

Изменение нескольких элементов действующей образовательной системы Модернизация

Отыскание способа решения известных педагогических проблем. Создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств, для решения актуальных педагогических задач. Эвристическое решение

Новое средство, технология или новое сочетание педагогических средств, для осуществления образования Педагогическое изобретение

Постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента Педагогическое открытие

Целенаправленное изменение в функционировании образовательной системы на основе нововведений Инновация

Инновации Инновационная деятельность Инновационный подход введение и использование педагогических инноваций Инновационные процессы

Инновации-модернизации Модернизируют учебный процесс. Направлены на достижение результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Типы инновационных подходов Инновации-трансформации Преобразуют традиционный учебный процесс. Направлены на организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОИСКОВЫЙ ПОДХОД ПОДХОД

Типы педагогических нововведений

Инновации в обучении – это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.

Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений