По следующим основным направлениям 1. Права на компьютерную информацию и базы данных

Международное сотрудничество в сфере компьютерных программ и баз данных развивается по следующим основным направлениям; 1) регулирование вопросов, связанных с охраной и использованием прав на компьютерные программы и базы данных; 2) гармонизация национального права в этой сфере; 3) обмен информацией, нормативными и иными документами в этой области, проведение совместных семинаров и конференций, обобщение практики в области правовой охраны компьютерных программ и баз данных; 4) выявление и пресечение правонарушений в этой сфере.

В соответствии с нормами международного права государства охраняют компьютерные программы авторским правом наряду с литературными произведениями по смыслу Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Применимы в этой сфере и положения Договора ВОИС по авторскому праву 1996 г., Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г.

По Договору ВОИС по авторскому праву 1996 г. (Россия присоединилась к нему с 2008 г.) компьютерные программы охраняются как литературные произведения в смысле ст. 2 Бернской конвенции. Такая охрана распространяется на компьютерные программы независимо от способа или формы их выражения. При этом охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые. Компиляции данных или другой информации в любой форме, которые по подбору и расположению содержания представляют собой результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые. Такая охрана не распространяется на сами данные или информацию и не затрагивает какое-либо авторское право, относящееся к самим данным или информации, содержащимся в компиляции.

Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных и переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора подлежат государственной регистрации в Роспатенте.

По международным договорам государства должны объявить уголовно наказуемыми следующие действия: а) осуществление неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети; б) создание, использование или распространение вредоносных программ; в) нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред или тяжкие последствия; г) незаконное использование программ для ЭВМ и баз данных, являющихся объектами авторского права, а равно присвоение авторства, если эго деяние причинило существенный ущерб.

1. Первой из задач является определение направлений перспективного туристского развития. Виды туризма.

2. Следующей задачей является составление программы развития туристского комплекса. Она предполагает обоснование вопросов перспективного туристского строительства как объектов размещения, так и объектов туристической инфраструктуры. Основное внимание этого подраздела будет уделено первоочередной системе мероприятий. В частности, будут оценены вопросы совершенствования и реконструкции существующей гостиничной сферы, рассмотрены предложения по новому строительству (в частности программа строительства малых гостиниц), а также первоочередная и перспективная программа строительства инфраструктурных объектов (кафе и ресторанов, объектов развлечения, бензоколонок и пр.).

В рамках этого раздела предполагается также уделить особое внимание задачам формирования современного облика города, в котором сочетались бы проблемы сохранения исторической застройки и исторического облика, а также создания современной городской среды, отвечающей перспективным представлениям об отдыхе и быте горожан.

3. Третья задача связана с решением технико-экономических вопросов реализации намечаемой программы туристского строительства (инвестиции, оценка возможности окупаемости затрат, этапы реализации строительной программы и пр.). Она будет представлена предварительными расчетами, на основании которых в дальнейшем возможно формирование бизнес-планов по отдельным запланированным к первоочередному строительству объектам.

4. Социальная направленность развития. Она может рассматриваться в нескольких аспектах.

А). Формирование достойного облика города . В целом это направление предполагает создание городской среды, в которой историческая уникальность сочеталась бы с необходимым уровнем городского комфорта. Это восстановление исторического облика города, сохранение фрагментов исторической застройки, приведение в порядок фасадов зданий, восстановление архитектурных деталей и пр.

Б). Отдельным аспектом работы является программа развития сферы культуры города, сохранения и возрождения традиционных промыслов и исторических производств . В новой стратегии развития города закладываются направления по совершенствованию форм культурной работы, по реализации творческого потенциала (музеи, художественные галереи, дома культуры). Эта часть проекта может быть определена как возрождение исторической производственной культуры. Важно подчеркнуть, что этот аспект не является искусственным, он органически входит в рамки современных общественных потребностей, активно способствует развитию малых производств, а также использованию местных ресурсов, что чрезвычайно важно для региональной экономики.

5. Развитие учебного и научного комплекса.

Этот раздел предполагает сочетание нескольких аспектов развития образовательной и научной деятельности: усиление краеведческого направления в школьных программах города и региона, подготовку кадров для музейной работы и туристической сферы, а также создание возможностей научной деятельности в городе и регионе (условий для проведения научных исследований региона и формирование информационно-научного центра, связанного с музейной работой).

4. Организационные задачи реализации данного направления стратегии развития городского хозяйства.

В этом разделе будут оценены возможности создания организационных структур по управлению туризмом и финансированию отдельных объектов. Очень важно, чтобы организационные рычаги остались в руках города, а не были переданы каким-либо формам в центре или в других территориях, чтобы не допустить оттока получаемых от развития туризма средств.

6. Будет осуществлен анализ возможных финансовых потоков как в рамках привлечения инвестиций в город и регион, так и возможность самофинансирования программы в результате начала функционирования туристского комплекса. В рамках раздела будет проведена также работа по обоснованию системы управления отраслью, обоснованы направления возможных изменений в структуре городского управления, исходя из перспективных задач в сфере сохранения наследия и развития туризма.

Реализация перечисленных программ позволит улучшить социально-экономический климат и повысить деловую активность в городе. Это создаст реальные предпосылки дальнейшего развития города на собственной ресурсной базе за счет ее более эффективного использования.

В этих условиях основным стратегическим решением следует признать становление новой отрасли в рамках собственно городского хозяйства, которая стала бы именно источником внутреннего развития (а не оставляла бы город в зависимости от внешних факторов). Такой путь может быть предложен в рамках развития туристской сферы на основе использования экономико-географического положения города, а также потенциала его историко-культурного наследия и природных ресурсов.

В рамках стратегической цели развития и продвижения территории вырисовываются составляющие задачи:

Повышение налоговых поступлений в бюджет от туризма и связанных с ним предприятий сферы обслуживания и малого бизнеса.

Строительство и развитие сервисного и инфраструктурного комплекса;

Реконструкция городского центра и восстановление исторического своеобразия города;

Формирование нового имиджа города как туристического пункта;

Использование изменившегося потенциала города для привлечения других предприятий, офисов, производств;

Повышение занятости населения, создание новых рабочих мест для молодежи и создание возможностей для трудоустройства пенсионеров;

Общее благоустройство города;

Развитие сферы культуры, поддержка развития искусств, возрождения народных ремесел;

Активизация краеведческого направления в школьном образовании, стимулирование по реализации научного потенциала города;

Объединение городского сообщества (местного населения) на решение вопросов стратегического планирования.

Создание туристской структуры позволит кардинальным образом изменить ситуацию путем обеспечения приема и обслуживания различных контингентов отечественных и иностранных туристов и других контингентов, обеспечить поступление значительных средств в местный бюджет, что в свою очередь будет способствовать решению многих хозяйственных и социальных проблем, обретению большей финансовой самостоятельности.

Необходимая степень внедрения современных туристских технологий в практике работы муниципального образования может быть достигнута путем:

Использования современных способов, методов и приемов формирования, продвижения и реализации своего туристского продукта;

Обоснованного планирования туристской инфраструктуры;

Расширения деловых контактов с туристскими предприятиями;

Систематического обучения, подготовки и переподготовки персонала, работающего с туристами и экскурсантами;

Создания специализированной службы, курирующей направление туризма, в структуре администрации города;

Интеграции в действующие туристско-информационные системы.

Успех развития туристской функции города зависит, прежде всего, от состава туристской структуры и правильно выбранных направлений ее деятельности. Развитие сферы обслуживания на базе туристского предложения города будет способствовать повышению занятости населения, развитию традиционных видов хозяйствования, активизирует деятельность определенных отраслей народного хозяйства (строительных организаций, производства сувениров, сельского хозяйства, пищевой продукции и др.), что, конечно же, скажется на результатах хозяйственно-финансовой деятельности и бюджете города благодаря увеличению налоговых поступлений.

Рекреация и туризм в Краснодарском крае – является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Объем услуг в ней составляет третью часть от общего объема платных услуг населению в крае. Отрасль представлена более 1000 здравниц и более 400 туристскими предприятиями.

Краснодарский край – один из немногих регионов, который имеет благоприятные природные ресурсы и развитую индустрию туризма по сравнению с другими регионами.

Одним из основных показателей, характеризующих развитие данной отрасли, является количество отдыхающих и туристов на курортах края. С каждым годом наблюдается стремительный рост этого показателя. Если в 2001 году показатель составлял 4 млн. чел., то в 2004 году он достиг 8 млн. чел. В сравнении с другими регионами, входящими в Южный Федералый округ, Краснодарский край занимает лидирующее место по количеству отдыхающих.

Основой развития курортно–туристского комплекса в крае является использование уникальных природных ресурсов и историко-культурного наследия региона. На его долю приходится четверть курортного потенциала страны. Уникальный рекреационный потенциал обеспечивает развитие практически всех видов индустрии курортов, туризма и отдыха, включая приморский, горный, горнолыжный и бальнеологический.

Также особую роль играет планирование туризма, причем не только на уровне отдельных бизнес единиц или отдельных инвестиционных проектов, но и планирование развития туристских территорий. В этом случае нужно учитывать, что каждая дестинация имеет свою степень рекреационной освоенности (развитый, средне- и слаборазвитый район).

А что же такое планирование туризма и что оно в себя включает?

Под планированием туризма понимается систематический процесс, который включает в себя несколько этапов: постановка целей, исследование и анализ, разработка плана и рекомендаций и, наконец, исполнение, за которым следует постоянное управление.

Туристское планирование осуществляется на различных уровнях в диапазоне от макронационального и регионального до микролокального. На местном уровне планы развития туризма разрабатываются для курортов, крупных и малых городов и деревень, а также для различных специализированных видов туризма в том или ином регионе. Необходимо также подготовить планы развития объектов показа и организации туристской деятельности. На этом уровне очень важно обеспечить разработку и принятие стандартов строительства и проектирования местных туристских объектов, чтобы добиться соответствующего их размещения и архитектурного решения с учетом условий окружающей среды и избранного направления развития.

Можно выделить ряд основных принципов планирования туризма в рамках Концепции устойчивого развития туризма:

Планирование, развитие и функционирование туризма должно носить межотраслевой и комплексный характер и осуществляться при непосредственном участии различных правительственных ведомств, частных компаний, социальных групп и отдельных граждан, что обеспечивает максимально широкие выгоды для всего общества;

Планирование туризма и управление им должно носить устойчивый характер. При этом должное внимание необходимо уделять защите и разумному использованию природной и созданной руками человека среды в принимающих регионах;

Правдивая информация, исследования и обмен мнениями о природе туризма и его воздействии на общество и культурную среду должны стать достоянием общественности до и в процессе реализации тех или иных туристских проектов;

Местных жителей необходимо не только поощрять к активным действиям, но и рассчитывать на то, что они будут сами брать на себя ведущую роль в том, что касается планирования и развития при содействии правительственных, предпринимательских, финансовых и других организаций;

Перед началом реализации любого крупного проекта необходимо провести комплексный анализ экологического, социального, и экономического планирования с тщательным рассмотрением развития различных видов туризма, а также способов их гармоничной увязки с уже существующими видами деятельности, образом жизни и экологическими требованиями;

На всех этапах развития и функционирования отрасли туризма должен осуществляться целый комплекс мероприятий по анализу, контролю и согласованию, что позволит местным жителям и другим заинтересованным лицам в полном объеме воспользоваться предоставленными возможностями, а также эффективно и своевременно реагировать на происходящие изменения. (Sustainable Tourism Development: Guide for Local Planners. WTO Publications, Madrid, Spain, 1993)

Туристское планирование должно быть всеобъемлющим и учитывать все составные части туризма (туристские объекты, средства размещения, транспортные услуги, другие элементы инфраструктуры, туристское законодательство), а также общие планы землепользования. При этом его основой должны стать интересы общества, т.е. необходимо обеспечить максимальное участие местных жителей в принятии решений по вопросам планирования, развития и управления туризмом.

Сегодня, вряд ли кто из руководителей уделяет вопросу планирования должное внимание. Практика управления туристским комплексом показывает, что преобладает менеджмент текущей ситуации, т.е. оперативное управление с большим или меньшим уровнем профессионализма. Как правило, вопросы стратегического развития, и управления у руководителей верхнего звена туристских предприятий не является приоритетным, можно даже сказать, что они живут сегодняшним днем и не заглядывают в будущее, не планируют будущее развитие. Это негативно отражается на эффективности текущего управления туристским предприятием и развитием туристской отрасли в целом.

1. Сотрудничество в области газовой промышленности:
а) проекты поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику и, возможно, в третьи страны, в том числе:
проект строительства трубопровода от Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области Российской Федерации в Китайскую Народную Республику (с возможностью поставок газа до потенциальных потребителей в третьих странах) и разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения;
проект строительства трубопровода от Чаяндинского и других газовых месторождений Республики Саха (Якутия) в Китайскую Народную Республику и разработки Чаяндинского и других газовых месторождений;
проект поставок природного газа из Западной Сибири Российской Федерации в Китайскую Народную Республику;
б) техническое сотрудничество в создании инфраструктуры в газовой промышленности, в том числе:
изучение существующих и планируемых к строительству газопроводных сетей;
исследования по вопросам подземных хранилищ газа в Китайской Народной Республике;
в) участие в разработке и освоении газовых месторождений;
2. Сотрудничество в области нефтяной промышленности:
а) проект строительства трубопровода для поставки нефти из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику (с возможностью поставок потенциальным потребителям в третьих странах), в том числе через морские порты Китайской Народной Республики;
б) поставка сырой нефти, в том числе добываемой китайскими нефтяными компаниями на территории Республики Казахстан, через Российскую Федерацию в Китайскую Народную Республику и третьи страны путем замещения. Стороны в соответствии с законодательством своих государств создадут благоприятные условия для торговли сырой нефтью предприятиями двух государств;
в) участие в разработке и освоении нефтяных месторождений;
г) другие темы и проекты сотрудничества, определенные Сторонами.
3. Сотрудничество в области электроэнергетики:
а) сотрудничество в области поставок электроэнергии, совместное изучение вопросов поставки электроэнергии, включая проведение исследований по вопросам расширения приграничной торговли электроэнергией с учетом потребностей рынка;
б) развитие взаимовыгодного научно - технического сотрудничества по следующим направлениям:
обеспечение устойчивости и надежности функционирования энергетических систем;
обучение диспетчерского и эксплуатационного персонала энергетических систем Российской Федерации, Китайской Народной Республики и третьих стран;
в) другие темы и проекты сотрудничества, определенные Сторонами.
4. Изучение вопросов освоения, проектирования, производства, включая совместное, и взаимные поставки техники и оборудования для реализации проектов сотрудничества по направлениям, изложенным в пунктах 1 - 3 настоящей статьи.
5. Сотрудничество в области угольной промышленности:
а) изучение вопросов совершенствования техники и технологии добычи угля;
б) обмен опытом и информацией в области совершенствования механизмов социально - экономического и правового регулирования в сфере угольной отрасли Российской Федерации и Китайской Народной Республики;
в) обмен информацией и сотрудничество по вопросам техники безопасности и правового регулирования при работах в шахтах;
г) другие темы и проекты сотрудничества, определенные Сторонами.
6. Иное сотрудничество в энергетической сфере, определенное Сторонами.

1. Два основных направления деятельности полиции - защита личности, общества, государства от противоправных посягательств и предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

2. Под личностью здесь понимается все и каждый находящийся на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

3. Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, одной из основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах установленной им компетенции с целью:

Выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;

Выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;

Предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;

Пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);

Создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений.

4. Такое основное направление деятельности полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, с одной стороны, подлежит расширительному толкованию, а с другой - должно быть ограничено подведомственностью правонарушений собственно полиции. Предупреждению со стороны полиции, а тем более пресечению подлежат не только преступления и административные правонарушения в том смысле, который в это понятие закладывает законодатель.

5. Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Административным правонарушением, соответственно, является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

6. Полиция же должна предупреждать и пресекать не только преступления и правонарушения, но и некоторые не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями общественно опасные и (или) общественно вредные деяния. К таковым следует относить, к примеру, действия невменяемых лиц или лиц, которые к моменту совершения деяния не достигли возраста, с наступлением которого возможно их привлечение к уголовной или административной ответственности. Данные действия, как и преступления, а также иные правонарушения предупреждать и пресекать полиция вправе и обязана лишь в пределах установленной законами (иными нормативными правовыми актами) своей компетенции.

7. Основным направлением деятельности полиции является также выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам. Причем выявлением и раскрытием преступлений и даже производством дознания занимается не только полиция, но и органы предварительного следствия, а равно некоторые иные правоохранительные органы. Выявление и раскрытие преступлений - это задача государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, как предусмотрено в ст. 2 Конституции РФ, - обязанность государства. Государство в лице определенных государственных органов, в том числе и полиции, принимает на себя обязанность выявить преступление, возбудить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, провести предварительное расследование, изобличить лиц, виновных в его совершении, независимо от условий, при которых преступление имело место, независимо от того, что по данному поводу думает пострадавший (потерпевший), желает он или нет привлечения виновного к ответственности.

8. В связи с осуществлением полицией данного направления деятельности Федеральным законом "О полиции" последней предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную (п. п. 9, 10 ч. 1 ст. 12, п. 10 ч. 1 ст. 13), розыскную (п. п. 12, 13 ч. 1 ст. 12, п. п. 10, 35 ч. 1 ст. 13, п. 9 ч. 3 ст. 17) и уголовно-процессуальную деятельность (п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 12, п. п. 2 - 5, 7, 9 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 2, ч. ч. 3 - 5 ст. 14 и др.).

9. Полиция также обеспечивает безопасность дорожного движения. Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

10. О производстве оперативно-розыскной деятельности полицией см. комментарий к п. 10 ч. 1 ст. 12 и п. 10 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

11. О производстве уголовно-процессуальной деятельности полицией см. комментарий к п. п. 1, 8 и 9 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

12. Отдельным направлением деятельности полиции является розыск лиц. Под лицами здесь подразумеваются:

Лица, совершившие преступления или подозреваемые и обвиняемые в их совершении;

Лица, скрывшиеся от органов дознания, предварительного следствия или суда;

Несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

Несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;

Лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

Лица, уклоняющиеся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;

При применении противником ОМП или при ряде техногенных ЧС мирного времени может произойти загрязнение продовольствия, продуктов питания и воды РВ, ОВ, БС. Степень загрязнения продуктов питания зависит от вида продукта питания, степени герметизации, вида тары, качества упаковки, времени воздействия и стойкости воздействующего агента.

Сыпучие продукты питания загрязняются в основном поверхностно, а жидкие - по всему объе­му. РВ в зерно могут проникать на глубину до 30 мм, в хлебобулочные изделия - до 10 мм. ФОВ проникают в виде паров в хлеб на глубину до 20 мм, в мясо - до 70 мм, в макаронные изделия – до 160 мм. Заражение продуктов питания и воды БС может произойти при оседа­нии на них аэрозолей с микробными рецептурами, контакте с зараженными насеко­мыми, грызунами, больными людьми.

Большинство пищевых про­дуктов является хорошей питательной средой для развития и накопления патогенных микроорганизмов. (возбудитель холеры сохраняется в масле до 30 сут, в черном хлебе - до 4 сут, в белом хлебе - до 26, на овощах и фруктах -8 сут; дизентерийный микроб живет в воде - до 92, на хлебе - до 20, на свежих овощах и фруктах - до 6 сут.

Общая ответственность за проведение мероприятий по защите продовольствия и питьевой воды возлагается на руководителей соответствующих административных территорий , в военное время на начальников ГО. Непосредственная ответственность за выполнение этих мероприятий возлагается на руководителей соответствующих предприятий и объектов.

Защита различных видов продовольствия и воды осуществляется по следующим основным направлениям:

а) организационное;

б) инженерно-техническое;

в) санитарно-гигиеническое.

Организационное направление включает в себя:

Рассредоточение запасов продовольствия в загородной зоне при угрозе возникновения ЧС;

Подготовку рабочих и служащих продовольственных объектов к проведению мероприятий по защите продовольствия и воды, а также к проведению работ по их обеззараживанию;

Подготовку лаб. ЦСЭН и формирований для индикации РВ, АОХВ, ОВ, БС, проведения санитарной экспертизы и лабораторного контроля за загрязненностью продовольствия и питьевой воды;

Накопление средств обеззараживания.

б) Инженерно-техническое направление включает в себя:

Строительство новых продовольственных складов, элеваторов в загородной зоне и реконструкция старых;

Проведение работ по герметизации складских и производственных помещений;

Внедрение герметического оборудования и тары для хранения продовольствия;

Постоянное содержание мест водозабора и водопроводной сети в технически исправном состоянии, а также создание герметичных емкостей для хранения питьевой воды.

в) Санитарно-гигиеническое направление включает в себя:

Соблюдение санитарных норм и требований при хранении, транспортировке продовольствия, содержание водоисточников в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;

Проведение работ по уничтожению насекомых и грызунов на территории объектов;

Соблюдение рабочими и служащими пищевых объектов правил личной гигиены;

Строгое выполнение санитарных норм и правил технологической и кулинарной обработки продуктов питания на предприятиях общественного питания и на предприятиях перерабатывающих про­довольственное сырье.

Мероприятия по обеззараживанию продовольствия и питьевой воды на базах, складах, торговых, промышленных предприятиях и водонасосных станциях организуются руководителями этих объектов и осуществляются силами и средствами объектовых формирований.

Контроль за качеством обеззараживания продуктов питания и воды осуществляется службой санитарно-эпидемиологического надзора.

Обеззараживание подразделяется на: естественное и искусственное.

Естественное обеззараживание осуществляется путем оставления зараженного продовольствия и воды на определенный срок, за который происходит самообеззараживание продукта. Оставленные на самообеззараживание продукты питания, фураж и источники водоснабжения обозначаются знаками «Заражено», за ними организуется наблюдение и лабораторный контроль. Продовольствие и питьевая вода, зараженные БС, естественному обеззараживанию не подлежат.

Искусственное обеззараживание производится различными способами:

    обмывание тары водой или мыльными растворами,

    обработка дезсредствами,

    обтирание тары ветошью,

    перекладывание продуктов в чистую тару,

    удаление загрязненного (зараженного) слоя продукта,

    отстаивание жидких продуктов (при загрязнении РВ) и т.д.

Обезвреживание продовольствия и воды включает в себя дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию.

Данные вопросы вы проходили подробно в курсе общей гигиены.

При возникновении очага загрязнения (заражения) служба торговли и питания организует свою работу в следующей последовательности :

На пищевом объекте, продскладе силами объектовой медслужбы и контрольными звеньями объекта проводится обследование территории, складских помещений, продовольственного транспорта, тары, инвентаря с составлением акта обследования.

Проводится осмотр пищевых продуктов и их сортировка на:

Явно загрязненные (зараженные);

Подозрительные на загрязнение - не имеющие внешних признаков загрязнения (заражения), но находящиеся вблизи загрязненных (зараженных) помещений или территорий.

Незагрязненные (незараженные) - это продукты, хранящиеся в надежных и неповрежденных укрытиях и емкостях.

Экспертизе подлежит только подозрительное на загрязнение (заражение) продовольствие и продовольствие после его обезвреживания.

Классификация продовольствия по степени загрязнения РВ, ОВ и БС.

После обследования и проведения сортировки продуктов питания и воды приступают к отбору проб .

Пробы воды и жидких продуктов берутся после тщательного перемешивания. Пробы сухих продуктов берут с наиболее подозрительных по загрязнению мест с поверхностных слоев.

Взятые пробы помещают в банки, бутылки, пакеты, которые упаковываются в прорезиненный мешок и в кратчайшие сроки доставляются в лабораторию вместе с сопроводительной запиской, в которой указываются вид объекта, условия содержания продукта, состояние тары, вид продукта (название водоисточника), цель исследования, дата взятия пробы.

Лица, производящие забор проб, должны быть в защитной одежде и использовать средства защиты орга­нов дыхания, а после окончания работ пройти полную санитарную обработку.

Подозрительные продукты и питьевая вода до получения результатов лабораторного анализа должны находиться в сохранности, считаются условно загрязненными (зараженными) и не могут быть использованы для питания.

Отпуск пищевых продуктов , подозрительных на заражение, производится только после проведения санитарной экспертизы .

В результате экспертизы санитарным экспертом могут быть приняты следующие решения:

1. Продукт разрешается для использования без всяких ограничений (не имеет загрязнения или заражения);

2. Продукт годен к употреблению здоровыми людьми в течение определенного срока, если количество РВ (концентрация АОХВ, ОВ) не превышает предельно допустимые нормы. Этот продукт не может быть направлен в детские и ЛУ. В сопроводительных документах и на таре делается отметка «Д-РВ» или «Д-АОХВ» (допустимое загрязнение РВ или АОХВ). Продукты, зараженные БС, должны быть полностью обеззаражены .

3. Продукт годен к употреблению, но подлежит реализации через систему общепита , если есть уверенность, что после кулинарной и технологической обработки количество РВ (концентрация АОХВ, ОВ) не будет превышать допустимые нормы, а БС будут полностью отсутствовать. Такое заключение, санитарный эксперт дает после проведение контрольной варки . После нее готовый продукт подлежит повторному исследованию.

4. Продукт подлежит обезвреживанию с повторной экспертизой.

5. Продукт не пригоден к употреблению в пищу, но может быть использован для технических нужд (передан на утилизацию);

6. Продукт не пригоден к употреблению и подлежит уничтожению.

Уничтожение загрязненного (зараженного) продовольствия производится путем сжигания или закапывания на глубину не менее 1,5 м с предварительной денатурацией нефтью, лизолом, хлорной известью, керосином и т.п.

Продукты, подлежащие утилизации или уничтожению, перевозят в специально оборудованных закрытых машинах. Транспорт после перевозки загрязненных (зараженных) продуктов подлежит обеззараживанию.