Что значит логистика порядок создания. Внутренний логистический контур предприятия

Внутренней логистикой предприятия считается решение производственных вопросов, ограниченных рамками самого предприятия. Это закупка сырья и материалов, их хранение и складирование, транспортировка между подразделениями предприятия, а также контроль запасов материалов, сырья, полуфабрикатов, внесение корректив в эти запасы.

Ключевыми элементами логистической инфраструктуры являются системы складов и транспорта. Современный подход к развитию предприятия неизбежно требует реорганизовать логистическую систему и сделать ее более эффективной. К этому может привести:

  • внедрение новых планов развития предприятия, включающих новые логистические решения;
  • принятие решения о выходе на новые рынки;
  • увеличение ассортимента продукции;
  • сокращение оборачиваемости товарных запасов;
  • излишний рост затрат на логистику.

Особенности транспортной логистики

Объектом приложения сил внутренней логистики прежде всего являются перемещения, связанные с процессом производства. Построены они могут быть по разным принципам:
  • перемещающиеся процессы, в ходе которых изделие передвигается с одного рабочего места на другое;
  • стационарные процессы, когда изготавливаемый объект слишком велик, чтобы его перемещать, и перемещаются только рабочие, переходя с одного объекта на другой.
Впрочем, и при стационарном процессе могут перемещаться отдельные узлы и детали в процессе их изготовления.

Перемещения могут осуществляться неподвижными механизмами, передающими предметы труда с одного рабочего места на другое, или подвижными, которые сами перемещаются в пространстве. В первом случае это различные транспортеры и конвейеры, во втором – тележки, кары, лифты, подъемники, краны.

Внутреннее перемещение в пределах цеха или одной территории предприятия обычно производится силами самого предприятия, а перемещение между разными территориями одного предприятия может быть выполнено как своим транспортом, так и привлеченными транспортными организациями.

Основными целями внутренней транспортной логистики можно назвать:

  • обеспечение максимальной гибкости в отношении направления движения, быстрое изменение его при необходимости;
  • обеспечение максимальной скорости передвижения с учетом требований безопасности;
  • обеспечение минимального пространства, используемого для действий с продукцией;
  • внедрение дистанционного управления механизмами;
  • минимизация стоимости транспортных перемещений в пределах предприятия.

Особенности складской логистики

Вопрос хранения в любом производстве возникает на нескольких уровнях:
  • хранение запасов сырья, материалов, комплектующих;
  • хранение промежуточных межоперационных запасов в процессе изготовления изделия;
  • хранение готовой продукции перед отправкой ее потребителю.
Логистика в этом направлении оценивает оптимальные размеры запасов на всех этапах, опираясь на особенности технологического процесса и учитывая возможные сбои в производстве. Желательно, чтобы любой сбой не приводил к нарушению производства, не возникал избыток или недостаток изделий на предыдущих и последующих операциях. Такие запасы, которые называют еще материальными заделами, в большей степени зависят от принятой технологии производства, но, с другой стороны, являются частью внутренней логистики предприятия.

Таким образом, складская логистика предприятия не замыкается только на традиционном ее понимании в качестве управления перемещениями по территории склада материальных ресурсов, но включает в себя координацию всех складов и мест промежуточного межоперационного складирования.

Важное направление внутренней складской логистики – это документирование всех процессов движения деталей и изделий, благодаря чему в любой момент можно выяснить, на каком складе находится изделие, на какой стадии обработки и в каком количестве.

В целом задачи внутренней логистики можно представить как упорядочивание перемещений всех деталей, изделий и полуфабрикатов при одновременном снижении себестоимости производства за счет оптимизации вспомогательных операций.

Отдел логистики можно отнести к категории организационных служб. В числе основных направлений его деятельности, следует отнести:

  • создание оптимальных маршрутов перемещения товара. Речь идет о поставках и доставке. Эти операции должны занимать как моно меньше времени и приводить к наилучшему использованию ресурсов;
  • сокращение расходов. Использование имеющихся оборотных средств должно быть эффективным. Следовательно, это приведет к уменьшению расходов. К примеру, сборные перевозки, это выгодный вариант доставки. Таким образом, товары нескольких владельцев доставляются одним транспортом. Это позволяет использовать возможности одного автомобиля с максимальной отдачей. К тому же, это выгодно и для заказчиком услуг;
  • беспечение сохранности груза. В этом случае речь идет о выборе самого безопасности маршрута, использовании средств спутникового слежения и так далее;
  • обеспечение эффективного взаимодействия различных отделом компании. Отдел закупок и другие отделы должны работать по одному алгоритму. Только такая синхронность действий может дать возможность использовать рабочее время и рабочие ресурсы с самой большой отдачей.

Таким образом логистика, это обязательный элемент организации бизнес процессов. Она является залогом успешной работы компании на рынке и ее развития.

Значение логистики для клиентов

Правильная логистика позволяет организовать бизнес процессы максимально эффективно. Все ресурсы используются в полной отдачей. Поэтому, клиенты получают доступные цены и серьезные скидки.

Однако логистика должна сочетаться с другими услугами компании. Тогда работа фирмы в целом будет выгодна для ее клиентов и прибыльной для нее же:

  • экспедиторские услуги и помощь в оформлении документов позволит сэкономить немало времени заказчика. Это удобно, так как освобождает владельца груза от сложностей, связанных с документальным сопровождением перевозки;
  • складское хранение. Нередко грузы приходится перемещать с использованием различным видом транспорта, иногда требуется их временное размещение. Поэтому, складские услуги от компании по перевозке, это большой бонус для грузовладельца. Они означают быструю перегрузку товаров и гарантию их сохранности;
  • дистрибуция пищевой продукции. Это выгодная услуга для владельцев точек розничной торговли. Это дает возможность получать гарантированно оригинальные и качественные продукты питания по выгодным ценам от производителей. А участие в этом логистической компании сделает такое сотрудничество удобным и прозрачным.

Таким образом, логистические услуги весьма разнообразны и удобны. Они дают возможность грамотно организовать работу компании и обеспечить минимум расходов и высокую стабильную прибыль.

Вернуться к списку

Понятие логистики предприятия. Задачи и функции логистики.

Объектом изучения учебной дисциплины "Логистика" являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Резко возрастающий интерес к изучению логистики обусловлен потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика:

– позволяет существенно сократить временной интервал между потреблением сырья и полуфабрикатов и поставкой готовой продукции потребителю,

– способствует значительному сокращению материальных запасов,

– ускоряет процесс получения информации,

– повышает уровень сервиса.

Целью логистического подхода является сквозное управление материальными потоками.

Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. основная причина – переход от рынка продавца, когда ведущей фигурой на рынке является продавец (производитель продукции), к рынку потребителя, при котором ведущей фигурой на рынке стал покупатель продукции. Он привел к необходимости гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.

При рыночной экономике каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет её методами.

Основными направлениями развития логистики, в историческом аспекте, является военное дело и, начиная со второй половины 20-го века – экономика. несмотря на определённые различия, оба эти понятия имеют общие элементы — согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчет.

Логистика – это планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию.

Функции отдела логистики на предприятии

Которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.

Специфика логистики заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

Экономический эффект от применения логистического подхода к управлению материальными потоками в сфере производства и обращения обеспечивает:

– снижение запасов на всем пути движения материального потока,

– сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи,

– снижение транспортных издержек,

– сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

Изучение логистики базируется на понимании основной идеи логистического подхода, новизна которого заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками.

Различают несколько видов логистики:

а) Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

б) Производственная логистика – управление материальными потоками на стадии производственного процесса.

в) Распределительная логистика – комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т.е. в процессе оптовой продажи товара.

г) Транспортная логистика – специфические задачи, решаемые при управлении материальными потоками на транспортных участках.

д) Информационная логистика – управление информационными потоками на всем пути прохождения материального потока.

Задание 1 . Составьте конспект вопроса 1, обратив особое внимание

на сущность и виды логистики.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Логистика - система, которая вырабатывается для каждой организации с целью максимального получения дохода, ускорения движения финансовых ресурсов и продукции вне предприятия и внутри него, начиная от закупок сырья и заканчивая поставками готовой продукции.

Отдел логистики состоит из нескольких подразделений-групп, каждая из которых, в зависимости от специфики работы, выполняет только ей присущие функции.

Чем занимается отдел логистики?

Группа закупок.

Управление поставками и запасами сырья, расходными материалами, комплектующими.
- обеспечение склада, продаж, транспорта необходимым складским оборудованием, оргтехникой, упаковкой, спецодеждой, оборудованием для торговли.
- контроль за складами сырья и комплектующих.
- управление запасами, закупка готового товара для реализации и выполнение заказов на стороннем производстве.
- закупка готовой импортной продукции, ее таможенное оформление.

2. Группа производственной логистики.

Планирование и контроль за выполнением заказов на производстве готовой продукции.
- планирование и формирование заказов на комплектующие, сырье и другие компоненты производства.
- координирование незаконченного производственного процесса.

3. Группа управления запасами и ассортиментом.

Анализ и управление запасами готовых товаров.
- управление и мониторинг ассортиментом продукции.

4. Группа контроля за поставками готового товара.

Прием, оформление заказов, включая онлайн-заказы.
- управление складскими территориями и доставка заказов клиентам, партнерам.
- контроль за работой распределительных центров и складами готовой продукции.
- мониторинг качества сервисного обслуживания и взаимодействия с партнерами.

Введение

Зарубежный опыт показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Неслучайно все больше специалистов, добившихся успеха в этой области, продвигается на высшие должности в руководстве компаний. С позиций бизнеса под логистикой понимают эффективное управление материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми, сервисными) потоками для достижения корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов. В настоящее время в передовых фирмах традиционные функциональные области логистики (транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаковка) интегрировались на базе общей информационно-компьютерной платформы, образовав стратегическую инновационную систему. Внедрение методов логи­стического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам зна­чительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.

На российском рынке логистические концепции и системы в бизнесе продвигают в основном зарубежные фирмы и предприятия с участием иностранного капитала.

Отечественные компании в подавляющем большинстве настороженно относятся к внедрению логистических инноваций. Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию, перспективно мыслящие руководители многих фирм, зачастую интуитивно чувствуя потенциал логистики в плане получения конкурентных преимуществ и упрочения своего положения в бизнесе, или основываясь на западном опыте, стремятся внедрить логистические концепции и системы.

В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х гг. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.

Системный и ситуационный взгляды на вещи привлекли внимание как реакция на изменения, в возрастающей мере влиявшие на успешность действий организации. Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание, чем когда-либо. Как пишет Элвар Элбинг «Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций — деловых, образовательных, государственных — под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации ».

Даже если бы изменения не были столь значительны, руководителям все равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. В этом отношении организации подобны биологическим организмам. Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, сохранившиеся виды выжили потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. И организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

В данной контрольной работе я постараюсь определить роль логистики в сфере внешнего бизнеса, какие конкурентные преимущества появляются у компании, использующие логистику, какое влияние оказывает логистика на развитие экономики страны.

Внешняя среда бизнеса

Для начала, хотелось бы определить некоторые общие характеристики внешней среды:

1. Взаимосвязанность факторов внешней среды

Это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

Служба логистики и ее функции

Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Например, в 70-е гг. снижение поставок нефти, прежде всего в силу политической структуры и целей других стран, оказало сильное воздействие на общее состояние экономики США. Рост цен на продукты нефтепереработки повлек за собой общее повышение цен почти на все. Это же изменение стало катализатором серии правительственных акций, например, попыток регулирования температуры в общественных местах распределения топлива, установления нормативов на эффективность использования топлива, введения налогов на сверхприбыль нефтяных компаний, учреждения крупного федерального проекта по преодолению энергетической зависимости от других стран. До того, как произошло резкое падение цен на бензин, среда прямого воздействия многих организаций также была под ударом, поскольку профсоюзы требовали компенсаций в связи со скачками цен на потребительскую продукцию. Некоторые фирмы, например, выпускавшие автомобили для загородных путешествий и крупные модели, а также занимавшиеся автомобильным туризмом, пострадали из-за оттока потребителей. Но в некоторых случаях эффект оказался положительным. Пошли в гору дела у ряда фирм, производящих теплоизоляционные материалы, разрабатывающих синтетические топлива и выпускающих электромобили и устройства, работающие от солнечной энергии. В то же время в этих секторах возросла конкуренция, поскольку многие фирмы решили добиваться своей доли в развивающихся отраслях производства. Факт взаимосвязанности особенно значим для мирового рынка. Согласно РОБЕРТУ Б. РЕЙЧУ, экономисту из Гарвардского университета, «…земной шар быстро превращается в единый рынок. Товары становятся все дешевле, независимо от национальных границ». Из каждого потраченного американцем доллара 20 центов падает на импорт. Взаимосвязанность различных факторов внешней среды, должна была превратить среду современных организаций в бурно изменяющуюся. Руководители больше не могут рассматривать внешние факторы изолированно. Они должны понять, что эти факторы взаимосвязаны и изменяются. Специалисты, например, ввели понятие «хаотичных изменений» (hyperturbulence) для описания внешней среды 80-х гг., которое характеризуется еще более быстрыми изменениями и более сильной взаимосвязанностью.

2. Сложность внешней среды

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, скажем, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается. Один исследователь суммирует последствия сложностей такого рода для управления: «Организации, работающие в несложной среде, обладают одним преимуществом: им приходится иметь дело всего с несколькими категориями данных, необходимых для принятия решений».

3. Подвижность среды

Это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, два исследователя обнаружили, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций.

Менее заметные относительные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство тары и упаковочных материалов, а также пищевых консервов. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время, если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной внешней среды. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных.

Это делает принятие решений более трудным процессом.

1234Следующая ⇒

Введение

1 Знакомство с предприятием ООО Логистическая компания «Веста»

2 Логистическая структура предприятия

3 Кадровая политика предприятия

4 Информационная логистика предприятия в привязке к остальным функциональным областям логистики предприятия

5 Функциональные обязанности практиканта на предприятии

Заключение

Список использованных источников

Введение

Невозможно получить полноценное высшее образование без прохождения производственной практики. Поскольку практическая деятельность позволяет определить, как теоретические знания помогают при выполнении практических операций.

Главная цель производственной практики заключается в предоставлении возможности будущему специалисту получить навыки в области избранной профессиональной деятельности.

Отдел логистики: 17 правил грамотной организации

А также в возможности проявить полученные во время учебы знания и умения на практике. Причем в самых различных направлениях хозяйственно-производственной деятельности: в ведении документации; приобретении навыков работы за станками; работе со специализированными компьютерными программами.

Базой практики выступает ООО Логистическая компания «Веста».

Основные задачи, которые решались в ходе производственной практики:

— провести знакомство с предприятием ООО Логистическая компания «Веста»;

— изучить логистическую структуру предприятия;

— изучить кадровую политику предприятия;

— рассмотреть информационную логистику предприятия в привязке к остальным функциональным областям логистики предприятия;

— обозначить функциональные обязанности практиканта на предприятии.

В качестве теоретической и методологической базы для написания отчета по практике использованы труды отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, статьи и публикации периодических изданий, нормативно-правовые акты РФ, а также материалы, предоставленные ООО «Веста».

1 Знакомство с предприятием ООО Логистическая компания «Веста»

Логистическая компания «Веста» более 10 лет является одной из ведущих компаний на транспортно-логистических рынках России, Восточной Европы и стран СНГ. Компания «Веста» предоставляет транспортные, складские и таможенные услуги высокого качества ведущим мировым и российским производителям и торговым компаниям.
Годовой оборот логистической компании «Веста» — около 5 млрд. руб., ежемесячно компания осуществляет около 8000 перевозок грузов любым видом транспорта.

Компания «Веста» имеет широкую сеть офисов в России, Европе и СНГ: 16 офисов в России, офисы в Польше, Германии, Испании, Украине и Казахстане; общая штатная численность — около 500 сотрудников. Собственный автопарк составляет 70 единиц грузовой техники. Компания «ВЕСТА» располагает современными складами в Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве, где клиентам оказываются высококачественные услуги по ответственному хранению и обработке грузов. Компания «ВЕСТА» является лицензированным таможенным брокером в Казахстане, Украине и Польше, предоставляет полный комплекс таможенных услуг на территории РФ.
Надежность логистической компании «Веста» подкреплена застрахованной ответственностью в одной из ведущих международных страховых компаний — ТТ Club (London).

На базе имеющихся ресурсов и опыта логистическая компания «Веста» оказывает широкий спектр транспортных и логистических услуг:

— Международные и внутрироссийские перевозки грузов: автомобильные, железнодорожные, авиа, морские, мультимодальные

— Перевозки грузов с температурным режимом

— Перевозки сборных грузов

— Перевозки негабаритных (в т.ч. тяжеловесных грузов)

— Ответственное хранение и терминальная обработка грузов

— Таможенные услуги

Компания «Веста» имеет многолетний опыт перевозок различных видов грузов: контейнерных и негабаритных, наливных и насыпных, требующих поддержания температурного режима, сборных и проектных, опасных.
Одним из основных направлений деятельности компании «Веста» является предоставление комплексных логистических решений, оптимизированных под определенные отрасли. Компания предлагает комплексный сервис для клиентов, работающих в нефтегазовой, тяжелой промышленности, ритейле и агропромышленности.

Логистическая структура предприятия

На предприятии ООО «Веста» функционирует трехуровневая структура логистики.

Рисунок 1 — Структура трехуровневой организации службы логистики в ООО «Веста»

Основными функциями первого уровня - общего управления (общего планирования) являются:

— проверка всей организации логистики на предприятии и, при необ­ходимости, осуществление корректировки разработанных ранее планов по различным направлениям логистической деятельности;

— разработка стратегии организации — долгосрочного плана развития службы логистики в соответствии с возможной диверсификацией предприятия — процесса создания принципиально новых сфер и направлений производственно-хозяйственной деятельности предприятия в нестабильной и гетерогенной внешней среде (сегментированный и пресыщенный рынок);

— оценка деятельности отдельных подсистем логистики и системы в целом; координация тактической деятельности отделов (групп) службы логистики в отношении стратегических целей предприятия;

— осуществление при необходимости определенных изменений в процедурах и операциях, выполняемых службой логистики; установление норм затрат на выполняемые логистические процедуры и операции, а также стандарты сервисного обслуживания.

Основные вопросы, которыми занимается логистика на предприятии, это управление материальными ресурсами и распределение их. Ресурсами могут считаться материалы основные и вспомогательные, комплектующие и полуфабрикаты, запчасти и упаковка, а также готовая конечная продукция.

Логистику на предприятии чаще всего можно подразделить на внутреннюю и внешнюю. Внешняя логистика занимается задачами по продвижению на рынок готовых товаров, то есть углубленно подходит к вопросам, относящимся к понятию сбыта продукции, к которым можно отнести:

  • доставку потребителям конечного или промежуточного продукта;
  • управление запасами продукта на собственных складах, на промежуточных площадках и у потребителей;
  • комплектование заказов по ассортименту выпускаемой продукции, их хранение, упаковка и отправка;
  • отслеживание спроса на выпускаемые товары, при необходимости выдача рекомендаций по корректировке производства.

К чему могут привести ошибки во внешней логистике

Современное производство постоянно растет и развивается, ставя дополнительно к существующим проблемам логистики все новые и новые задачи. Упущения во внешней логистике, недостаточное внимание к ее развитию могут привести к большим убыткам. Без грамотного решения логистических задач может, например, последовать перегрузка складских помещений, что приведет к неоправданному расширению складских запасов готовой продукции, потере ресурсов и непосредственному росту расходов.

Ошибки в логистике могут привести к неверной оценке потребностей в автоперевозках, вследствие чего будет расширен автопарк со всеми дополнительными издержками на его содержание или встанет вопрос привлечения сторонник грузоперевозчиков, что повысит расходы и создаст дополнительные проблемы.

Если своевременная доставка заказчикам готовой продукции будет выполняться со сбоями, это отрицательно скажется на имидже предприятия, а как следствие – на количестве покупателей.

Таким образом, занятие внешней логистикой предприятия требует пристального внимания, хорошей теоретической и практической подготовленности сотрудников и постоянного совершенствования.

Проблемы внешней логистики

Нормальный процесс внешней логистики могут осложнять самые разные проблемы. Так, все острее встает проблема перегруженности транспортных артерий больших городов, что увеличивает время доставки заказа. Дорожные неувязки срывают все планы и не дают точно планировать временные рамки. Если предприятие расположено на нескольких территориях, логистика усложняется появлением нескольких точек отгрузки готовых изделий. Перемещение материалов в пределах одного предприятия таким образом сталкивается с проблемами, свойственными внешней логистике.

Логистический аутсорсинг

Один из простейших выходов из положения для большинства предприятий – это передача задач внешней логистики стороннему логистическому предприятию, готовому предоставлять такие услуги – такая передача называется аутсорсингом. В этом особенно заинтересованы растущие и развивающиеся предприятия, которые готовятся к переходу на новый для себя уровень сбыта продукции: от местного к региональному, от регионального к федеральному и далее к международному.

Подобный переход обычно сопряжен с рядом затрат: создание новых логистических отделов, приобретение нового транспорта, увеличение штата сотрудников. В увеличившейся фирме нарастают бюрократические тенденции, она становится неповоротливой, медлительной и неуправляемой.

Собственная логистика достаточно дорого обходится предприятию: и специалистов приходится содержать, и автопарк постоянно наращивать, и склады готовой продукции иметь. На себестоимость эти расходы ложатся дополнительным тяжелым грузом, тем более, что логисты часто завышают внутреннюю стоимость своих услуг.

Использование внешнего логистического оператора особенно удобно тем производителям, которые выходят на экспорт своей продукции. Таможенное оформление, специально подготовленный транспорт, склады – все это гораздо проще и дешевле оплатить, чем развивать у себя.

Внутренний логистический контур предприятия включает следующие функциональные области: логистику запасов, складскую, производственную и информационную логистику. Предметом исследования первых трех из перечисленных функциональных областей являются основные, т.е. материальные потоки. Информационная логистика ориентирована на сопутствующие, информационные потоки.

Складская логистика

Склад, как структурное подразделение предприятия, с одной стороны, является звеном в логистической цепочке, а с другой - самостоятельной системой с определенными задачами. Поэтому, вначале складской процесс проектируется как часть общего процесса движения материалов с формулировкой ряда требований к нему, а затем решаются задачи оптимизации внутрискладского процесса. Технологический процесс на складе должен отвечать оптимальным параметрам по скорости процесса, сохранности ресурсов и экономичности затрат.

Скорость складского процесса (оборачиваемость) показывает, сколько раз в течение одного периода расходуется и возобновляется складской запас. Существует показатель нормативной оборачиваемости , который зависит от функций склада, условий поставки грузов, производительности труда работников и ряда других факторов.

Сохранность потребительских свойств выражается уровнем потерь и экономией на естественной убыли, напрямую зависящих от производственной упаковки, начального качества, технологического процесса на складе, состояния его материально- технической базы и качества труда работников. Экономичность технологического процесса на складе выражается в показателе удельных затрат на переработку единицы грузов. Оптимизировать этот показатель можно лишь в рамках оптимизации всей системы товародвижения.

Условием выполнения перечисленных требований является соблюдение нижеприведенных принципов организации материальных потоков на складе.

Пропорциональность складского процесса означает соответствие друг другу по производительности, пропускной способности или скорости взаимосвязанных операций для предупреждения возникновения «узких мест», остановок и перебоев в работе. Принцип реализуется в различных решениях, в зависимости от типа склада и оснащенности внутренних технологических цепочек механизмами. На основе принципа пропорциональности планируются затраты труда в единицу времени на различных участках.

Параллельность - одновременное выполнение отдельных операций на всех стадиях складского процесса, а также однотипных операций на различных участках. Это приводит к сокращению цикла обслуживания грузовых единиц, повышению загрузки персонала и эффективности труда за счет специализации и выработки профессиональных навыков. Данный принцип характерен для крупных складов с интенсивными материальными потоками.

Ритмичность складского процесса выражается в повторяемости всего цикла и отдельных операций в равные отрезки времени. Ритмичность определяет постоянство затрат энергии, времени и труда, формирует надлежащий режим загрузки оборудования, режим труда и отдыха работников. Ритмичность зависит как от внутренних факторов (тин склада, степень механизации, организация хранения), так и от внешних (неравномерность поступления грузов и транспортных средств, различия в консистенции грузов, их габаритов, тары и упаковки).

Непрерывность - устранение или сокращение необоснованных перерывов в складском процессе. Обеспечивается организационными мерами.

Прямоточность грузопотоков означает максимальное выпрямление маршрутов движения грузопотоков как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Фактор важен при организации планировки склада и обеспечивает сокращение трудовых затрат. Экономия достигается, например, за счет оптимизации схемы размещения грузов по типам: наиболее востребованные (часто) или наименее востребованные.

Поточность характерна для организации складских систем, когда все операции складского цикла взаимосвязаны и подчинены единому расчетному ритму. Поточные методы на складах связаны с применением конвейерных систем. Они исключают цикличность движения и встречные потоки. Условием применения поточных методов является наличие соответствующего оборудования. Фактор наиболее характерен для больших грузовых терминалов, обслуживающих транспортные средства большой вместимости (корабли, железнодорожные вагоны).

Наличие складов является объективной необходимостью для производственного предприятия, поскольку существует потребность в хранении запасов на всех стадиях движения материального потока, начиная от сырья и заканчивая готовой продукцией.

Учитывая различия в назначении, технологической оснащенности и т.п., логистика классифицирует склады по ряду признаков, причем более детально по сравнению с традиционной производственной структурой предприятия (табл. 11.3).

Таблица 11.3

Классификация складов

Классификационный признак

Характеристика

По объемному признаку и высоте укладки

Одноярусные

Многоярусные (высотные)

По конструкционным осо- бенностям (техническому устройству)

Закрытые

Полузакрытые

Открытые

По хозяйственной принад-

ЛОЖНОСТИ

Индивидуального пользования

Коллективного пользования (склад-отель)

По степени механизации складских операций

Немеханизированные

Комплексно-механизированные

Автоматизированные

Автоматические

По способу доставки и вывоза груза

Пристанционные (портовые) - на железнодорожной станции или в порту

Прирельсовые - имеющие подведенную железнодорожную ветку

Глубинные - обычно с доставкой автотранспортом

По ассортименту храни- мого груза

Специализированные

Со смешанным ассортиментом

С универсальным ассортиментом

По виду хранимой готовой продукции

Для хранения продукции производственно- технического назначения

Для хранения товаров народного потребления

Любой склад обрабатывает три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний. Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, внутренний - необходимость перемещения груза внутри склада.

Независимо от типа склада, в разных логистических процессах на них выполняются следующие схожие функции:

Временное размещение и хранение материальных запасов. Означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятия грузов из мест хранения;

  • преобразование материальных потоков. Происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других, т.е. влечет необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку и затаривание;
  • обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания - оформление сопроводительной документации, информационное обеспечение, консультирование и т.п.

Любая из вышеперечисленных общих функций может изменяться в зависимости от типа склада и набора отдельных логистических операций.

Формирование складской логистической подсистемы заключается в определении места складского звена в логистической цепи и требований к складам в соответствии с целями функционирования всей логистической системы. Необходимость этих действий обусловлена минимизацией издержек на складирование. Логистика рассматривает складскую систему не только с позиций обеспечения производства материальными ресурсами, но и как элемент макрологистической системы, участвующий, например в процессе реализации продукции. Основными задачами в процессе проектирования складской подсистемы являются: обоснование целесообразности создания складской системы; оптимизация количества складов в зоне обслуживания; обоснование схемы территориального размещения складов.

Обоснование целесообразности создания складской системы состоит в сравнении экономических показателей, характеризующих складские процессы в рамках собственной системы или арендуемой на стороне. Главным фактором, определяющим суммарные затраты на складирование, является годовой грузооборот предприятия (рис. 11.2).

При содержании собственного складского хозяйства суммарные затраты на его эксплуатацию делят на условно-постоянные (F1 - затраты на содержание складского помещения, амортизацию техники, оплату электроэнергии, зарплату управленческого персонала и специалистов и прочие) и переменные (F2 - погрузочно-разгрузочные работы, сдельная зарплата, затраты на хранение, транспорт и т.п.). Первые не зависят от грузооборота, вторые - возрастают пропорционально увеличению грузооборота. Суммарные затраты (/*3) получаются путем сложения двух зависимостей. Затраты на использование наемного склада (F4) зависят от величины грузооборота и размеров арендуемых площадей.

Рис. 11.2.

Величина грузооборота, при которой затраты на содержание собственного складского хозяйства и затраты на использование наемного склада равны, называют грузооборотом безразличия (Г^ - точка пересечения прямых FS и FA). Эта величина является ключевым параметром в принятии решения о конкретной складской системе. Решение в пользу использования услуг наемного склада возникает тогда, когда фактический грузооборот превышает величину Г б (например, в точке r t). Если же он меньше Г б, то суммарные затраты на наемном складе будут выше, чем на собственном. В этом случае решение принимается на основе сопоставления годовой экономии затрат (например, Э) от использования собственного и наемного складов с капитальными вложениями, необходимыми для организации собственного складского хозяйства.

При оптимизации количества складов в зоне обслуживания решение принимают на основе анализа полной стоимости, т.е. с учетом всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов в подсистеме.

Если предприятие-поставщик, обслуживает сеть оптовых покупателей, расположенных на определенной территории, а количество покупателей и объемы потребляемой продукции являются величинами предсказуемыми, то возможны три варианта организации складской подсистемы: централизованная (один склад), диаметральная (два склада) и распределенная (например, пять- шесть складов).

В первом случае транспортные расходы но доставке будут наибольшими. Третий вариант предполагает наличие распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей, поэтому транспортные расходы будут минимальными. Однако появление в системе дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку продукции на склады, затраты на управление всей складской системой. Не исключено, что дополнительные затраты могут значительно превысить экономический эффект от сокращения транспортных расходов. При изменении количества складов в системе часть затрат возрастает, а часть снижается, что приводит к необходимости ставить и решать задачу оптимизации количества складов. Вполне возможно, что предпочтительнее окажется второй вариант, когда два склада располагаются в диаметрально противоположных секторах территории.

В любой складской подсистеме транспортные расходы рассматриваются как одна из главных статей затрат. Их величина может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но и от места расположения этих складов на обслуживаемой территории. Логистическая наука и практика выработали разнообразные методы решения таких задач.

Метод полного перебора- задача решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения складов и выполняется с применением компьютерных технологий и методов математического программирования, так как число возможных вариантов по мере увеличения масштабов сети резко возрастает.

Эвристические методы менее трудоемки и эффективны для решения больших практических задач, так как дают хорошие (близкие к оптимальным) результаты при невысокой сложности вычислений, однако не обеспечивают отыскания оптимального решения. Само название указывает, что в их основе лежит человеческий опыт и интуиция (в отличие от формальной процедуры, лежащей в основе метода полного перебора).

В определенной степени в них используется правило Парето, т.е. намеренный отказ от большого количества очевидно неприемлемых вариантов.

Метод определения центра тяжести аналогичен по смыслу определению центра тяжести физического тела. На координатную сетку наносят точки, в которых размещаются потребители с указанием грузооборота для каждого из них.

Координаты центра тяжести грузовых потоков (Х склад, У склад), т.е. точки, в которой может быть размещен склад, определяются по формулам

где Т, - транспортный тариф для г-го потребителя; Г, - грузооборот г-го потребителя; X, У,- - координаты i-го потребителя; п - количество потребителей.

Точка территории, обеспечивающая минимум транспортной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным центром тяжести, но, как правило, находится где-то недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволяет последующий анализ возможных мест размещения в окрестностях найденного центра тяжести. При проведении такого анализа учитывают следующие факторы.

Размер и конфигурация участка. Влияет на парковку, маневрирование и проезд транспорта, пожарную безопасность. Кроме того, необходимо место для размещения административно-бытовых и офисных помещений, поста охраны и устройств для сбора и обработки отходов.

Транспортная доступность местности. Предпочтение отдается участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах, а также оснащенным различными видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность склада как для собственного персонала, так и для клиентов.

Административный фактор. При выборе участка необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развития распределительного центра.

Местное законодательство. Необходимо учесть местные правила строительства, безопасности, высоту зданий, ограничения на типы зданий и др.

Строительные факторы. Учитываются общепринятые стандарты для аналогичных сооружений, такие, например, как расстояния между зданиями и схемы подъезда к ним.

Оптимальная организация перемещения материальных и информационных потоков – это неотъемлемая часть работы любого крупного предприятия. Правильно настроенные логистические процессы позволяют сэкономить ресурсы компании, а также оптимизировать складские запасы. В этой статье мы рассмотрим что такое логистика и её виды, а также кто такой логист и чем он занимается на предприятии.

Некоторые особенности

Многие причисляют логистику к математическим наукам. Нельзя не согласиться с этим утверждением, т.к. это наука, большей частью которой являются расчеты вне зависимости от сферы ее применения. Современные высшие учебные заведения готовят специалистов как широкой, так и узкой направленности, а сама логистика стала настоящим секретом успешного бизнеса, т.к. с ее помощью можно сэкономить на материалах, времени и информации.

Логистика – это рациональное продвижение товара или услуги от поставщика до потребителя, включая планирование, управление и контроль процесса.

Цель — повышение эффективности компании, а также повышение ее конкурентоспособности. Задачами являются:

  • улучшение управления товарами и услугами;
  • создание и повышение эффективности системы управления материальными и информационными ценностями;
  • повышение качества продукции.

Видео — что такое логистика транспорта и почему она важна:

Логистика имеет несколько направлений, основными из которых являются закупочная, производственная, маркетинговая и распределительная логистики. С каждым из этих направлений напрямую взаимодействует транспортная и информационная логистики.

Организация логистики на предприятии

Следует отметить, что работа отдела логистики будет эффективна только тогда, когда руководитель компании мыслит стратегически.

С понятием логистической системы тесно связано понятие «логистическая цепь». Логистическая цепь – это канал поставок, включая поставщика, склад, перевозчика, дилера (и/или дистрибьютора), продавца, покупателя.

В зависимости от товара, величины компании и прочих параметров звенья логистической цепи варьируются. Так, самой короткой цепью бывает цепь «Производитель – покупатель», однако, такое встречается крайне редко. Обычно в цепочку включены перекупщики, склады и перевозки.

Как строится и что включает в себя логистика на предприятии:

  1. Создание службы логистики. Важно понимать, то налаженная логистика значительно экономит бюджет предприятия и повышает качество сервиса. На первом этапе компания определяется с приемлемой технологией логистики.
  2. Мероприятия по достижению поставленных задач. Чтобы достичь задачи компании (сокращение расходов и повышение качества товара или услуги) предприятие после создания логистической службы должно комплексно подойти к вопросу отлаженности ее функционирования. Если это необходимо, ставятся новые задачи, либо прежние разбиваются на подзадачи. Важно провести хотя бы небольшой анализ маркетинговой среды компании (пройтись по конкурентам, окружающей среде и проч.). Также на этом этапе исключаются возможные угрозы.
  3. Мероприятия по совершенствованию и расстановке приоритетов. Создание инфраструктуры логистики в компании еще не означает, что все будет идеально отлажено с самого начала. Необходимо проводить ревизию каналов распространения товара, если требуется увеличить их пропускную способность, расставить приоритеты. Также на этом этапе исправляются крупные ошибки логистической цепочки.
  4. Совершенствование рабочего состава. Никогда не поздно проревизировать работу менеджеров и идентифицировать проблемы. На этом этапе консолидируются полномочия, власть и влияние.

Кто такой логист и чем он занимается

Логист – это человек, который, грубо говоря, организует доставку из одного пункта в другой. Если вам кажется, что в этом нет ничего сложного, вы глубоко ошибаетесь: логист должен учесть множество факторов и выбрать оптимальный вариант перевозки продукции или доставки услуги.

Логисты существовали еще во времена Византийской империи и занимались тем, что разрабатывали план перемещения армии. Разработка оптимального плана действий – вот чем занимается логист.

Должность логиста востребована, в первую очередь, в компаниях, которые занимаются перевозками. Более того, логист нужен любому предприятию (например, агрофирме), т.к. продукцию необходимо каким-то образом доставлять до конечного потребителя.

В обязанности логиста входит:

  • организация и координирование перевозок;
  • составление маршрута;
  • управление складом;
  • работа в 1С;
  • прием и контроль автомобильного транспорта, координация работы водителей;
  • оптимизация затрат;
  • формирование разного типа отчетов.

Видео — поможет на примере понять кто такой логист и чем он занимается:

Виды логистики

Логистику можно рассмотреть с точки зрения ее функционала, масштаба и типа затрагиваемых ресурсов.

Остановимся подробнее на первой классификации. Логистика по своему функционалу делится на следующие виды:

  • Закупочная . В ведении этого вида находится поиск и оценка поставщиков, выбор условий доставки, установление выгодных отношений с партнерами.
  • Производственная . Вид логистики, которая работает внутри предприятия. Отвечает за распределение материальных ресурсов.
  • Сбытовая . Управление уже готовым продуктом или услугой. В этот вид частично водит маркетинг (например, управление внешним видом товара).
  • Складская . Эффективное управление операциями на складе, выбор складов.
  • Транспортная . Выбор метода транспортировки, транспортного средства, маршрута и проч.
  • Таможенная . Перевозка груза через границу, работа с импортом и экспортом, работа с финансовой документацией.
  • Финансовая . Отвечает за оптимизация финансов на предприятии.
  • Туристическая . Организация маршрутов, работа с авиакомпаниями, отелями и проч.
  • Комплексная . Управляет всем выше названным.

Конечно, существует и другие виды логистики. Например, информационная — которая отвечает за эффективное распространение информации. Логистика – это неотъемлемая часть эффективности организации. Если компания выросла до определенного масштаба и ей требуется оптимизация, то без внедрения определенных логистических принципов не обойтись.

Видео — логист что это за профессия: