Специальность менеджер социально культурной деятельности. Специальность «Социально-культурная деятельность» (академический бакалавр)

Профиль: Менеджмент социально-культурной деятельности

Квалификация : Академический бакалавр

Виды профессиональной деятельности бакалавра социально-культурной деятельности:

  • творческая;
  • организационно-управленческая;
  • научно-методическая;
  • проектная;
  • педагогическая.

Что умеет бакалавр социально-культурной деятельности?

  • занимается разработкой и постановкой культурно-досуговых программ на основе собственного оригинального сценарно-режиссерского решения;
  • организует досуг разных групп населения;
  • осуществляет социально-культурную поддержку людей с особенностями физического развития, способствует социальной адаптации лиц с нарушениями социализации и отклоняющимся поведением, помогает в семейном воспитании детей;
  • осуществляет менеджмент и маркетинг в сфере индустрии досуга, рекреации и культуры;
  • продюсирует культурно-досуговые программы, проводит фестивали, конкурсы, смотры, праздники и другие мероприятия;
  • разрабатывает новые методики и технологии стимулирования социально-культурной активности населения, участвует в реализации региональной культурной политики;
  • проводит научные исследования социально-культурной деятельности и экспертизы проектов социально-культурной направленности;
  • преподает теоретические и практические дисциплины в области социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях.

Где работает бакалавр социально-культурной деятельности?

  • учреждения туризма и отдыха;
  • дома культуры;
  • дома отдыха;
  • клубы, досуговые и культурные центры различных форм;
  • парки культуры и отдыха;
  • культурно-спортивные комплексы;
  • социальные и социально-реабилитационные центры;
  • средства массовой информации;
  • издательства;
  • музеи;
  • учреждения общего, дополнительного и профессионального образования.

Кто учит бакалавров социально-культурной деятельности?
Подготовкой бакалавров социально-культурной деятельности занимается кафедра социально-культурной деятельности.

Среди преподавателей кафедры:

  • Н.В. Погорелова (кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-культурной деятельности, Почетный работник сферы молодежной политики);
  • В.С. Русанова (кандидат педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ; Лауреат премии Губернатора Челябинской области);
  • Т.П. Степанова (кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ);
  • С.Г. Рубцов (кандидат педагогических наук, доцент, декан Института заочного обучения);
  • В.М. Рябков (кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии информатизации, Заслуженный работник высшей школы РФ);
  • Б.С. Сафаралиев (доктор педагогических наук, профессор);
  • С. В. Богдан (кандидат педагогических наук, доцент);
  • и другие

Какие предметы изучает бакалавр социально-культурной деятельности?

  • теорию и историю социально-культурной деятельности;
  • педагогику досуга;
  • историю искусств;
  • основы культурной политики;
  • менеджмент социально-культурной деятельности;
  • режиссуру;
  • маркетинг;
  • экономику индустрии досуга;
  • продюсерское мастерство;
  • технологии социально-культурной анимации и рекреации
  • и многое другое.

Менеджер – это специалист по организации управления. Социально-культурная деятельность включает в себя два направления: экономику и управление в социально культурной сфере и социальную педагогику. Специалисты трудятся в сфере управления учреждениями культуры и искусства. Специалисты первого направления осуществляют организацию досуга различных возрастных групп. Предположительные места работы: районные дома культуры, сельские клубы, парки, школы искусств, народные театры, дома творчества, детские клубы. Специалисты второй специализации работают в сфере организации свободного (внешкольного, внеклассного, внеучебного) времени детей и подростков. Это организаторы культурно-досуговой деятельности во дворцах и домах творчества, на станциях юных техников и юных натуралистов, в оздоровительно-спортивных лагерях, в клубах по месту проживания, в домах и дворцах культуры и т.п. Специалисты данной специализации владеют знаниями в области социальной педагогики и психологии, истории, теории и методики культурно-досуговой деятельности, владеют педагогическим секретами организованного досуга, готовы стать воспитателями и наставниками учащейся молодежи. Работает, как правило, в помещении, имеет ненормированный рабочий день. Свойственно нервное перенапряжение (умственное и психологическое).

Должен знать

Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности; менеджмент социальной сферы; маркетинг; бухучет и делопроизводство; культурологию; психологию.

Профессионально важные качества

  • абстрактно-логическое мышление;
  • умение анализировать;
  • концентрация, распределение и переключение внимания;
  • образная кратковременная и долговременная память, объем памяти;
  • творческое воображение;
  • умение четко излагать, формулировать мысли и задачи;
  • эмоциональная устойчивость, активность, общительность, сила воли, умение владеть собой в трудных ситуациях;
  • хорошие коммуникативные и организаторские способности;
  • уверенность, доминирование в общении;
  • умение управлять людьми, пунктуальность.

Медицинские противопоказания

  • нервной системы;
  • сердечно-сосудистой системы;
  • гипертонической болезнью;
  • желудочно-кишечного тракта тяжелой формы;
  • органов слуха, зрения.

Пути получения профессии

Высшие и средние специальные учебные заведения.

Родственные профессии

Специалист по сервису и туризму, социальный педагог, педагог-организатор, руководитель культурно-досуговых программ.

С семи лет начала обучение в хореографической школе "Родничок" г. Ульяновска, которую окончила в 2000 г. с отличием. В 2001 г. поступила в Ульяновское училище культуры. После 4х лет обучения на очном отделении получила красный диплом о средне-специальном образовании по специальности "социально-культурная деятельность и народно-художественное творчество", специализация "руководитель хореографического коллектива, хореограф". Во время обучения была участницей народного ансамбля песни и пляски им. В. П. Кощелева "Волжанка". С концерной деятельностью выступали на городских и областных площадках. Являлась старостой группы. В 2005г. поступила на заочное отделение Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. После сдачи государственного экзамена и защиты выпускной дипломной работы (2010г.) была присвоена квалификация Менеджер социально-культурной деятельности по специальности "Социально-культурная деятельность". В 2005г. началась трудовая деятельность в МОУ Многопрофильном лицее №20, которая подкреплялась теоретическими знаниями, получаемыми в университете. 1.10.2007 г. по итогам трудовой деятельности была присвоена II категория на должности "старший вожатый". С 2002 г. по 2012г. являлась участницей народного коллектива ансамбля современной пластики "Крещендо" г. Ульяновска. Коллектив действует по сей день и является ведущим, ведёт активную концертную деятельность в городе и области. Принимает участие в конкурсах, фестивалях разного уровня. Больше года (2010-2011гг.) проработала артисткой балета в ГУК Государственном ансамбле песни и пляски "Казачья Воля". Получила большой репетиционно-концертный опыт, культурно-исторические знания о донских казаках. В 2011г. вышла замуж и вернулась к педагогической работе. За время работы во мне развились такие качества как ответственность за организацию рабочего времени, пространства, физическое и нравственное здоровье детей и взрослых, пунктуальность, умение работать с документами (составление планов работ, заполнение журналов посещений, отчёты о проделанной работе и др.), работа в коллективе. Пожелания к предполагаемой должности: - изучать, восстанавливать, сохранять и использовать культурное наследие; - творческое развитие детей, подростков и взрослых людей, участие в организации досуга населения, создавать новые ценности, ; - стимулировать и поддерживать инновационные движения в социально-культурной сфере, создавать благоприятные условия для развития культурной среды; - разрабатывать и реализовывать муниципальные, региональные, федеральные и иные целевые социальные программы; - организовывать деятельность культурных центров, способствующих развитию населения; - содействовать развитию народного творчества, углублению и расширению работы структур дополнительного образования.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • История - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза
  • Русский язык - по выбору вуза

Специалисты направления являются профессионалами, обладающими фундаментальными теоретическими знаниями в отрасли, высоким уровнем общей культуры и широким кругозором. Выпускники умеют эффективно использовать в своей профессиональной деятельности инновационные социально-культурные методики и технологии с целью обеспечения сохранности культурного наследия и его преумножения. Деятельность будущего специалиста основывается на наиболее актуальных потребностях личностного и общественного развития. Главным объектом профессиональной деятельности выпускника направления становится человек, рассматриваемый как объект социализации и просвещения, инкультурации и воспитания.

Условия поступления

Специалисты сферы СКД осуществляют отбор, хранение, производство и последующее распространение ценностей культуры в рамках региона деятельности на государственном и международном уровне. В задачи будущего специалиста входит планирование, организация и практическая реализация культурной и досуговой деятельности. Абитуриентам, выбравшим данное направление в качестве последующей профессиональной деятельности, необходимо подготовится к сдаче вступительных экзаменов по дисциплинам:

  • русский язык:
  • литература (профильный);
  • история, обществознание (по выбору учебного заведения);
  • иностранный язык (по требованию вуза).

Будущая профессия

Профессиональная деятельность будущих бакалавров реализуется в области культурной политики, социально-гуманитарного знания, маркетинга, менеджмента и культурно-воспитательного образования.

Объектами деятельности специалистов выступают:

  • системы управления учреждениями и общественными объединениями социокультурной сферы;
  • объекты индустрии досуга;
  • процессы творческой и культурной деятельности;
  • процессы педагогического, методического сопровождения и обеспечения досуговой деятельности, культурной и воспитательной работы.

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой специалистов направления занимаются следующие вузы страны:

  1. Международный университет в Москве (МУМ).
  2. Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства.
  3. Московский городской педагогический университет (МГПУ).
  4. Московский городской университет управления Правительства Москвы (МГУУ Правительства Москвы).
  5. Московский государственный гуманитарно-экономический институт (МГГЭИ).

Срок обучения

Нормативный срок обучения по очной форме составляет 4 года, заочной - 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

В задачи будущего специалиста входит организация культурной и просветительской деятельности в соответствии с социально-культурными интересами и потребностями людей разных возрастов, профессий. Разработка инновационных технологий развития досуговой области требует от будущего специалиста фундаментальных знаний культурологии, педагогики, психологии, политологии, социологии, теории управления и права. Основными дисциплинами курса являются:

  • педагогика досуга;
  • литература;
  • методология и методика скд;
  • основы культурной политики;
  • история и теория СКД;
  • история искусств;
  • история кино;
  • история музыки;
  • информатика и основы информационной культуры;
  • социальная и культурная работа за рубежом.

Приобретаемые навыки

Основными средствами реализации социокультурной деятельности будущего специалиста выступают:

  • слово;
  • технические и наглядные средства;
  • художественная самодеятельность;
  • художественные произведения;
  • произведения культуры.

Реализация профессиональной деятельности требует наличия таких компетенций, как:

  1. Руководство учреждениями культуры (центрами отдыха и развлечений, парками культуры), организация и планирование их деятельности, поиск источников финансирования и подбор кадров.
  2. Организация досуговой деятельности различных социальных и возрастных групп.
  3. Разработка методических указаний относительно проведения культурных мероприятий.
  4. Осуществление подготовки и внедрение в практику рекреационных и анимационных программ.
  5. Формирование общественного мнения в отношении культурных произведений и культурного наследия государства.

Перспективы трудоустройства по профессии

Выпускники направления успешно осуществляют профессиональную деятельность в качестве продюсеров, директоров концертных и промоушен-организаций. В задачи специалистов входят переговоры с концертными агентствами, теле-, радиостанциями, звукозаписывающими организациями и пр.

Данное направление представляет широкий ряд возможностей для трудоустройства после завершения обучения. Выпускники - бакалавры могут выбрать профессию:

  • аниматора;
  • имиджмейкера;
  • арт-менеджера;
  • культуролога;
  • инструктора-методиста;
  • менеджера СКД;
  • менеджера по туризму;
  • организатора праздников;
  • организатора досуга;
  • педагога-организатора;
  • социального педагога.

Чаще всего начинающие специалисты получают от 25 до 30 тыс. рублей. По мере повышения компетенции специалиста и уровня его самосовершенствования заработная плата возрастает: руководители отдельных подразделений могут рассчитывать на доход до 50 тыс. руб.

Руководители продюсерских центров, добившиеся успехов на выбранном поприще, измеряют собственные гонорары шестизначными цифрами.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Как уже отмечалось, заработная плата будущего специалиста зависит от уровня его профессионализма. Обучение в магистратуре предоставляет будущему выпускнику возможность продолжить процесс собственного самосовершенствования в научной и исследовательской сфере, углубить теоретические знания дисциплин цикла и повысить уровень навыков организации. Диплом магистра не требует переаттестации при осуществлении профессиональной деятельности за пределами нашей страны, что также важно для специалистов данного направления. Продолжение обучения возможно также в аспирантуре и докторантуре.

Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, деятельности может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой опыт, обладает организаторскими способностями.

Кроме общих требований менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов:

  • 1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - сопричастного менеджмента.
  • 2. Управление в социокультурной сфере выражается в конкретной организации и регулировании деятельности коллективов, которые в свою очередь обеспечивают воспроизводство социальной и культурной жизни людей; в разработке стратегических и текущих целей и задач социокультурного развития соответствующего региона.

Профессиональная компетентность сопричастного менеджера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению.

  • 3. Социокультурный менеджмент и производственный процесс в этой сфере - это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляющий собой совокупность организационных отношений, очерченных определенной социокультурной деятельностью.
  • 4. Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой деятельности, менеджер социально-культурной деятельности обязан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия.
  • 5. Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигурами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мотивационные и стимулирующие факторы.
  • 6. Отсутствие жесткого контроля сверху, невмешательство и свобода деятельности предполагают иные стандарты качества, которые в отечественных условиях не всегда могут быть на уровне мировых, но обязательно должны соответствовать запросам потребителей.

Сопричастный тип менеджмента предусматривает в этих условиях максимально возможное делегирование полномочий, развитие горизонтальных коммуникаций без посредничества администрации, свободу циркуляции культурной, творческой, художественной, социальной информации.

Расширение информационного поля деятельности социокультурной организации усиливает ее сопричастность к общему делу, повышая уровень мотиваций, способствует становлению творческой атмосферы в коллективах учреждений культуры. свободный время культурный досуговый

Профессиональная компетентность менеджера социокультурной деятельности проявляется в двух ипостасях: объективная сторона - в умении управлять коллективом учреждения культуры в целом и его отдельными сотрудниками; субъективная - в профессионализме самого менеджера, который реализуется в самой его деятельности, в его личностном отношении к этой деятельности.

Будучи групповой и индивидуальной формой деятельности, менеджмент социально-культурной деятельности реализуется и в том, и в другом случае в личностной форме управленца, в его индивидуальном и конкретном способе реализации сил, возможностей и способностей.

Личностные качества менеджера обуславливают уровень профессионализма, так как сама по себе эта профессия в большей степени объективирована структурами и функциями социокультурной деятельности.

Профессионализация менеджера социально-культурной деятельности - это постоянное его самоизменение в соответствии с изменяющимися целями, задачами социокультурной деятельности, которые, в свою очередь, служат формирующим и развивающим средством по отношению к менеджеру.

Следовательно, в процессе деятельности менеджера развиваются его необходимые профессиональные качества, но достигается это при условии полноценной, продуктивной, творческой деятельности.

Нецелесообразная же деятельность в любых видах всегда приводит к падению профессионализма, вырождению профессиональной компетентности. Уровень профессионализма менеджера социально-культурной деятельности органически связан с его компетентностью.

Компетентность представляет собой не только результат и оценочный показатель деятельности менеджера, но и уровень его мышления, стиль деятельности.

Компетентность и профессионализм всегда дополняют и обогащают друг друга, но нередко эти качества не соединяются в одном субъекте. И тогда менеджер с высоким уровнем теоретической компетентности (имеющий ученую степень, ученое звание) бывает в профессиональном отношении весьма далеким не только от совершенства, но и от стандартных требований, предъявляемых к уровню профессионализма.

Профессиональная управленческая культура менеджера социально-культурной деятельности формируется на основе вариативного сочетания двух видов знания:

  • - операционального знания, которое обращено на выполнение конкретных действий и определяет профессиональный кругозор менеджера;
  • - метазнания, связанного с механизмами и инструментами управленческой деятельности, ее структурой, быстрой профессиональной адаптацией, продуктивностью реализации способностей.

Особым признаком профессиональной управленческой культуры выступает категория творческой деятельности, тесным образом связанная с природными основами социально-культурной сферы, где первичными качествами менеджмента и менеджера выступают оригинальность, гибкость, нестандартность мышления, способность генерировать идеи, просчитывать адекватные пути их реализации и предвидеть возможные результаты.

Профессиональное лицо менеджера культуры и искусства определяется также нравственными и этическими нормами.

Это относится ко всем областям менеджмента независимо от отраслей деятельности, в которых он осуществляется.

В среде культуры и искусства нравственно-этические нормы менеджера обязаны быть исключительно чисты, ибо его деятельность соприкасается с чрезвычайно сложной, утонченной и ранимой человеческой натурой, присущей творческой личности.

Следует помнить, что структура деятельности менеджера социально-культурной сферы, так или иначе, связана с выполнением его профессиональных задач, а следовательно, с его умением действовать.

Основа же каждого действия и их последовательность определяется системой ориентиров, которые позволяют точно выполнять заданные действия-операции. Мастерство выполнения профессиональных действий всегда связано с интеллектом и мышлением.

Мышление профессионально подготовленного менеджера проявляется в умении видеть в конкретных условиях, в сложившейся ситуации профессиональную задачу, реализующую цель профессиональной деятельности, преобразовать эти условия, ситуацию и приблизиться к достижению цели.

Добавим при этом, что профессиональное менеджерское мышление необходимо специалисту не только для решения текущих задач, связанных с процессом деятельности, но и для осознания новых, выявления нерешенных профессиональных проблем.

Решая профессиональные задачи, менеджер мысленно предопределяет: сложность и характер поставленной задачи; структурирование операций (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, систематизация и т.п.), с помощью которого осуществляет поиск правильного решения; возможный результат.

В психологии выделяется несколько видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое; практическое и теоретическое; репродуктивное и творческое; интуитивное и аналитическое; реалистическое и аутистическое. Но в контексте менеджерской деятельности отчетливо проявляются и определенные типы мышления.

  • 1. Мышление менеджера, ориентированное на новации, поиск "ноу-хау", прорывные социокультурные технологии, творчество, генерацию идей, новых форм и методов работы, предопределяет инновационный характер деятельности.
  • 2. Мышление менеджера, который уверен в правильности своей деятельности, работает с высокой степенью самоотдачи, "выкладывается" на работе, стремится добиться поставленных целей не только в своей непосредственной работе, но и в работе учреждения культуры в целом, может обеспечивать активно-созидательную деятельность. Коллеги в шутку и всерьез называют такого менеджера "рабочей лошадкой".
  • 3. Пассивно-исполнительское мышление не является прогрессивным. Как правило, менеджеры с таким мышлением - хорошие исполнители, педантично делают свою работу, но только в рамках должностной инструкции. Они не проявляют инициативу, творчество, но отлично выполняют приказы и распоряжения.

Такой тип мышления широко распространен в структурах управления с жесткой исполнительской дисциплиной, в которых строго регламентированы служебные, технологические и производственные отношения.

Такой тип мышления абсолютно неприемлем для менеджмента социокультурной деятельности, который, прежде всего, обеспечивает развитие творческого потенциала и не способен функционировать иначе.

На основании многолетней практики менеджеры этой сферы уже выработали своеобразные этические нормы и правила, которые получили статус законов, правда, неписаных. В них вошли нормы отношений между самими менеджерами, менеджерами и артистами, менеджерами и подчиненными. Выработаны и применяются особые процедуры разрешения споров и конфликтов.

В силу своего служебного статуса и положения менеджер всегда несет ответственность за людей, с которыми он работает. Взаимодействие менеджера с исполнителем (артистом, художником, профессиональным или самодеятельным коллективом) всегда имеет утонченные этические формы, хрупкую структуру, способные в любой момент разрушиться под малейшим воздействием внешних и внутренних факторов.

Исполнители всегда ищут хороших менеджеров, которые могли бы их профессионально и достойно представлять на внутреннем и зарубежном рынке исполнительского искусства.

Менеджер, со своей стороны, связывая себя контрактом с тем или иным деятелем искусства, не может упустить многих факторов и, на первый взгляд, мелких деталей и нюансов.

Прежде всего, менеджер обязан: убедиться в отсутствии у своего клиента каких-либо соглашений, контрактов и обязательств с другими менеджерами; не допускать переманивания артистов у других менеджеров, необоснованными обещаниями "крутых" гонораров и ангажементов; предельно ясно, в письменной форме составлять контракты, указывая взаимные обязательства и ответственность; еще до подписания соглашения информировать своего подопечного о его расходах на питание, гостиницу, переезды, телефонные переговоры и т.д., о способах возмещения этих расходов и об условиях прекращения или продления контракта; в обозначенный срок выплачивать гонорар и затраты, разногласия по поводу непредвиденных затрат решать путем переговоров.

В случаях творческого кризиса исполнителя, менеджер обязан искренне объясниться с ним и предложить варианты работы в другом амплуа, с другими менеджерами; получив полномочия от исполнителя, менеджер обязан создать условия для выполнения артистом его обязательств, ибо невыполнение вредит репутации не только самого исполнителя, но и менеджера, его перспективе в работе с другими исполнителями.