Экологическая ситуация в мире презентация. Презентация - экологические проблемы земли

Тема урока:

  • Глобальные экологические проблемы современности

Подготовила преподаватель экологии Сафронова М.В.



Крутится, вертится шар голубой,

Нас на груди качая.

Крутится, вертится не для того,

Чтоб все начинать с начала. Мелкой дрожью на полюсах Дает себе знать усталость. И застывает вопрос на устах: «А сколько еще осталось?!»



Покорение природы привело

к загрязнению воздуха и воды,

разрушению почв и гибели лесов,

исчезновению многих видов растений

и животных.



Антропогенные

  • Транспорт
  • Промышленные предприятия
  • Теплоэнергетика
  • Сельское хозяйство

Естественные

  • - Пыльные бури
  • - Вулканы
  • - Пожары
  • - Выветривание
  • - Разложение организмов

1. Парниковый эффект

2. Кислотные дожди

3. «Озоновые дыры»


1 Загрязнение нефтепродуктами

2 Загрязнение сточных вод

3 Количественное и качественное

истощение вод

4 Эвтрофикация вод


Ухудшение качества земель

1см почвы образуется в природе за 250 -300 лет, а сейчас почвы исчезают со скоростью 1см за 3 года


  • Открытая разработка полезных ископаемых
  • Орошение и осушение
  • Вторичное засоление
  • Неправильная агротехника
  • Кислотные дожди
  • Эрозия почв
  • Использование пестицидов
  • Перевыпас
  • Прогрессирование урбанизации
  • Замусоривание

1 Сокращение лесов

2 Сокращение видов растений и животных


Житель современного города расходует более 350 литров пресной воды в сутки.


Нормативно очищенные воды составляют 10% от общего объема сточных вод.

Это приводит:

к уменьшению прозрачности воды,

отравлению и поражению организмов,

образованию вторичных загрязняющих веществ.


Загрязнение нефтепродуктами


Эвтрофикация вод – повышение биологической продуктивности

водных экосистем в результате обогощения их питательными

веществами.

Конечный результат таких явлений – обеднение воды

кислородом, что приводит к гибели водных организмов.


Смог влажный (Лондонский) – смесь газообразных

загрязняющих веществ (в основном сернистого газа) пылевых

частиц и капель тумана.

Особую известность приобрел лондонский смог 1952 года,

когда в течение 2 недель погибло около 4000 человек.

Смог ледяной (Аляскинский) – смесь твердых, газообразных

веществ и кристаллов льда.

Смог фотохимический (Лос-анджелесский) – вторичное

загрязнение воздуха в результате фотохимических реакций с

образованием новых загрязняющих веществ и большого

количества солнечной радиации.


Парниковый эффект – влияние атмосферы на тепловой режим

земной поверхности

2000

1990

1950

1980

1960

1970


« Озоновые дыры» - участки атмосферы где содержание озона значительно меньше, чем в среднем, в атмосфере.

Обнаружены с конца 1970-х гг. над Антарктидой, Зап. Европой, США, Вост. Сибирью.


Выветривание – процесс изменения горных пород на земной поверхности и в верхних частях земной коры под воздействием солнечной энергии, воздуха, воды и организмов


Антропогенные источники загрязнения – это источники, образованные под воздействием деятельности человека.


ОТКРЫТАЯ РАЗРАБОТКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ


ПЕСТИЦИДЫ – ХИМИЧЕСКОЕ СОЕДИНЕНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ БОРЬБЫ С НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ОРГАНИЗМАМИ С ЦЕЛЬЮ ЗАЩИТЫ ЕСТЕСТВЕНЫХ ЭКОСИСТЕМ, ПОСЕВОВ, ИЗДЕЛИЙ.

  • Считается, что в мире ежегодно страдает от пестицидов около 500 тыс. человек
  • При проверках наиболее высокое содержание пестицидов отмечалось в садовой землянике, овощных консервах, яблоках, и даже в консервах детского питания.


Каждый день в джунглях под пилой падает 5млн. деревьев

Последствия сокращения лесов

  • Сокращение поступления кислорода в атмосферу
  • Повышение концентрации углекислого газа
  • Уменьшение очищения воздуха, шумового эффекта
  • Усиление эрозий пыльных бурь
  • Изменение климата
  • Уменьшение грунтовых вод
  • Ежегодно с лица Земли исчезает 1 животное
  • ежедневно 1 растение.

В Красную книгу занесены редкие и исчезающие виды

Красная книга – сигнал бедствия. В Красные книги заносятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения организмы. Списки видов Красных книг постоянно изменяются.

Перевыпас

Замусоривание

Неправильная агротехника

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту всё возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Слайд 1

Проблемы Матушки - Земли

Слайд 2

Мы думаем о том, что будет завтра, Мы говорим с волненьем в этот час: Земля у нас одна, и это правда, Земля, как жизнь, одна у нас!

Слайд 3

Международное сообщество глубоко убеждено, что нам необходимо воспитывать – через образование - ценности, поведение и жизненный стиль, необходимые для устойчивого будущего. ЮНЕСКО Проект схемы международного внедрения.

Слайд 4

Мы природы частица, береги и дерево, и птицу!
Как это страшно – умирание рода, Всех поголовно, всех до одного, Когда опустошённая природа Уже не в силах сделать ничего. И поползёт проказа запустенье. И пересохнут ниточки воды. И птицы вымрут. И падут растения. И зверь не обойдёт своей беды. И сколько тут корысти, не ищите, Кокой ты отговоркой не владей, Земля защиты требует. Защиты. Она спасенья просит у людей.

Слайд 5

Экологический календарь

2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий 19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих 22 марта - Всемирный день воды 1 апреля - Международный день птиц 22 апреля - День Земли 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды 17 июня - Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой 16 сентября - Международный день защиты озонового слоя 29 сентября - Всемирный день моря 4 октября - Всемирный день защиты животных 14 октября - Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий 29 декабря - Международный день биологического разнообразия

Слайд 6

О нашей планете Земля
Россия – россияне, Земля - земляне. Кто такие земляне? Все люди, живущие на Земле. Земля наш дом. Наша Земля в наших руках. Земля - дочь Солнца, а мы - дети Солнца и Земли. Земля - самая красивая планета.
Есть одна планета – сад, В этом космосе холодном, Только здесь леса шумят Птиц, скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь - Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В реку смотрят удивленно. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету.

Слайд 7

О нашей планете Земля
Космонавты говорят, что наша планета голубая и самая красивая. На Земле не жарко и не холодно, есть вода и кислород, поэтому есть и жизнь. У нашей планеты есть спутник, который называется Луна. Год длится 365 дней. За это время Земля совершает полный оборот вокруг солнца. Это движение приводит к смене времён года. Движение, которое приводит к смене дня и ночи Земля делает за сутки – 24 часа, это движение вокруг своей оси. .Рассмотрим строение Земли, используя абрикос: разрезав его и призвав на помощь воображение, можно увидеть земной шар в разрезе. Кожица – земная кора, мякоть – мантия Земли, а косточка – ядро. Сделаем модель Земли из природного материала, Операция «Оч. Умелые ручки», представим модели на презентации проекта.
Смотрю на глобус – шар земной. И вдруг вздохнул он, как живой. И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги.» Смотрю на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной. И шепчут губы: «Не солгу! Я сберегу вас, сберегу!»

Слайд 8

Проблема защиты воды
Источники загрязнения воды: 1.Сточные воды заводов 2.Разливы нефти, мытьё машин около водоёмов 3.Мусор, отходы 4.Ядохимикаты, удобрения. Большую тревогу у нас в стране вызывает загрязнение Волги. Проблем с главной рекой России Волгой и ее притоками достаточно много. Основная трудность в охране вод Волги заключается в том, что она протекает по шести областям и республикам. Где-то делается много, где-то - ничего, а в результате страдает вся река. Поэтому, наша задача не только выявить проблемы, но и разобраться, кто и что сможет сделать для их устранения.
Грустит глубокая река, Свои теряя берега. И слышим голос мы реки: «Ты береги нас, береги»

Слайд 9

Экологические проблемы Земли

На снимке – заброшенная рыболовная лодка на том месте, где когда-то было Аральское море.
Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда. Пусть чистой остается в них навеки Студеная и вкусная вода В. Огнецвет

Слайд 10

Экологические проблемы Земли
По данным МЧС РФ, вблизи порта "Кавказ" в Керченском проливе в воскресенье 12. 11.2007г в 4.50 мск разломился на две части танкер "Волгонефть-139", на борту которого находилось 4,8 тысячи тонн мазута. 13 членов экипажа были доставлены в порт. В море вылилось около тысячи тонн мазута. В 10.25 в этом же районе затонул сухогруз "Вольногорск", на борту которого находилось более 2,6 тысячи тонн серы. Экипаж из восьми человек покинул судно на спасательном плоту и сумел высадиться на косе Тузла. Зафиксирована массовая гибель птиц. Эта проблема может превратиться в проблему нескольких лет.

Слайд 11

Проблема защиты воды
Все животные, растения, люди не могут обойтись без воды. Норма потребления человеком питьевой воды 3-5 литров в сутки. Но люди тратят намного больше. Подсчитано, что в среднем в сутки человек расходует 300-400 литров на питьевые и бытовые нужды, а с учётом потребления в промышленности и в сельском хозяйстве эти цифры и того больше, около 5000л А ведь запасов пресной воды очень мало, 97% воды планеты – это океан и только 3% - пресная вода. С 1994 года 22 марта объявлен всемирным Днём Воды. Бережливость – черта нравственная. Если каждый из нас научится бережно и экономно расходовать воду, не будет проходить мимо нарушений, а будет останавливать людей, небрежно относящихся к воде, её охране, экономии, мы спасём и сохраним богатство, которое дарит людям природа – воду, а значит, жизнь на Земле. Вода – это драгоценный дар природы людям, мы должны её сберечь. Всё живое погибает без воды. Бережливость – черта, вызывающая уважение к человеку.
Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смеем вам мы доложить – Без воды нам не прожить «Без воды и не туды, и не сюды».

Слайд 12

Практическая исследовательская работа «Учимся быть бережливыми». Наблюдение за расходом воды в гимназии.
Цель: выяснить, экономно ли расходуется вода в гимназии, установить причины, из-за которых напрасно течёт вода. Выводы: Напрасно изо дня в день течёт вода из кранов в столовой. Срочно надо принимать меры! Дежурные намочили тряпку и моют доску, кран не закрыт! Вода бежит сильной струёй! Не исправен кран в туалете у мальчиков на 2 этаже.(Срочно заменить!) Предложения: Дежурным по столовой ввести в обязанность следить за кранами. Провести инструктаж. Проводить профилактическую работу среди учащихся.Призвать гимназистов экономить воду! Отражать результаты наблюдений в газете.
На какие цели в нашей стране используется вода?

Слайд 13

Опомнись, вздрогни, человек!
Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, И славен, будет пусть твой век Травой душистой на лугу. И трелью птиц веселой, звонкой, И шумным плеском родника, И гроздьями рябины тонкой, И синим глазом василька, И свежим ароматом трав, И рощи шумом, и дубрав…

Слайд 14

Проблема защиты растений и животных
На основе собранной информации мы создали проект «Проблема защиты растений и животных», в котором выделили разделы: Поход в лес «По экологической тропе». Это должен знать каждый! Лесные Айболиты. Будем жить в ладу с природой! Составление памятки «Не навреди природе!». Запрещающие знаки в защиту растений и животных.
Словно сказочной книги страница, Лес открылся, листвою звеня. Понимаю и зверя и птицу И они понимают меня.
Ты гнёзда разорять не смей! Не трогай птичьих гнёзд!» Дети: Мы не будем разорять! Вот слово всех ребят. Пусть птичьи песенки опять В лесу у нас звенят.

Слайд 15

Проблема защиты растений и животных.
Письмо от лесовика – Лешего. Эй, друзья – четвероклашки, Беспокойный народ! Собирайтесь скорее В необычный поход! Ждут вас тайны лесные. Вдаль тропинка зовёт. Собирайтесь скорее в поход! Ждут маршруты вас необычные, Интересные, просто отличные: Что в лесу растёт? Кто в лесу живёт?

Слайд 16

Правила поведения в лесу.
Умей вести себя в лесу: не кричи, не пугай птиц и животных. Коли хочешь слушать леса звук, так помолчи и не кричи, Зверей и птиц полно вокруг,пугать их нет причин. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, им тоже будет приятно видеть их красоту. Если ты сорвёшь цветок. Если он сорвёт цветок. Если все: и он, и ты на земле сорвут цветы, То окажутся пусты и деревья, и кусты. И не будет красоты. Не ломай деревья, не делай на них вырезки, от этого они погибают. Всё так изранено в лесу, как после дней войны. Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны. Берёзу ножиком пырнул какой – то живоглот. Мне кажется, из-под коры её слеза течёт. От этой чёрствости людской болит душа моя. Под искалеченным дубком не ветер стонет – я! Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных, не разоряй птичьих гнёзд. Самое важное – не трогать, не обижать никого. Всё – таки на свете все нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нужны все подряд – кто делает мёд и кто делает яд. Нельзя обойтись без чудищ нелепых. И даже без хищников злых и свирепых! Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть и от брошенной стекляшки. Костёр залей, а мусор весь,зарой и дёрном заложи. Оставив грязь, мы портим лес, А лес есть наша жизнь!
Охраняется Красною книгой Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы.

Слайд 17

Обращение детей ко всем взрослым!!!
«Мы хотим сказать, что многие взрослые люди погружаются в свои проблемы, в свои заботы, совсем не обращая внимания на природу, которая окружает нас. Они считают, что уже всего добились и нет смысла обращать внимание на то, что их окружает. Дети, в отличие от взрослых, более внимательны и добры ко всем, поэтому они ухаживают и защищают окружающую среду. Поэтому мы хотим сказать, что порой и вам нужно смотреть на маленьких детей или даже учиться простым вещам, например, любить мир, может быть, именно тогда наш мир станет чище, и мы научимся беречь самое дорогое, что у нас есть, нашу Землю!..»

Слайд 18

Что дал проект учащимся? Возможность максимально раскрыть творческий потенциал каждому учащемуся. Позволил проявить себя индивидуально и в группе. Возможность публично продемонстрировать достигнутый результат. Результат деятельности носит практический характер, интересен и значим для учащихся. Дети выступили в роли экологов, журналистов, литераторов, историков, художников, озеленителей, ученых, т.е. познакомились с разными профессиями
Рефлексия
Поработали, друзья, Мы над проектом очень важным, Но старались мы не зря – Много нового узнали.
Нас проблемы не напугали, По темам в книжках мы искали, В Интернете, в словарях На задания ответы.
Наш проект дал нам шанс Проявить свой талант, И поэтому, друзья, Будем первыми всегда!


Экология – слово, составленное из двух греческих слов: «oikos» – дом, родина и «logos» – значение. Считается, что экология преимущественно наука биологическая, но это не только природа, но и среда обитания, то, благодаря чему человек живёт в природе. Экология рассматривает проблемы взаимоотношений человека и среды.


Всё взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке - это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность. До появления человека и его деятельного отношения к природе в живом мире господствовали взаимная гармоничная зависимость и связанность, можно сказать, что существовала экологическая гармония.


Экологические проблемы, которые выражаются в нарушении уравновешенности условий и влияний в экологической среде человека, возникли как следствие эксплуататорского отношения человека к природе, стремительного роста технологии, размаха индустриализации и роста населения. Выработка природных ресурсов настолько велика, что встал вопрос об их использовании в будущем. Загрязнение природной среды выражается в увеличивающемся смоге, мертвых озерах, воде, которую нельзя пить, смертоносной радиации и вымирании биологических видов. Воздействие человека на земные экосистемы, которые в своей совокупности, взаимосвязи и взаимозависимости образуют экосистему Земли как планеты, вызывает изменения в комплексной системе человеческой среды. А негативное последствие этого воздействи выражается как угроза экологических условий целостному существованию людей, угроза здоровью через воздух, воду и пищу, которые загрязнены веществами, произведенными человеком.


Нарушение природной среды зависит как от количества и концентрации населения, так и от объема производства и потребления. В современном обществе все эти факторы действовали таким образом, что среда человека оказалась сильно загрязненной. Люди за последнее столетие допустили слишком большое увеличение производства и распространение отходов, субпродуктов и химикалий. Загрязнение сильно вредит жизни на нашей планете, самого человечества. Мы загрязняем воздух и воду, живем в таком шуме и пыли, которые ни одно живое существо терпеть не будет.




Пример локальной экологической проблемы - завод, сбрасывающий без очистки в реку свои промстоки, вредные для здоровья людей. Это - нарушение закона. Органы охраны природы или даже общественность должны через суд оштрафовать такой завод и под угрозой закрытия заставить его строить очистные сооружения. Особой науки при этом не требуется.


Примером региональных экологических проблем может служить Кузбасс, почти замкнутая в горах котловина, заполненная газами коксовых печей и дымами металлургического гиганта, об улавливании которых при строительстве - никто не думал. Или высокая радиоактивность почв в районах, прилегающих к Чернобылю. Для решения таких проблем уже нужны научные исследования. В первом случае - разработка рациональных методов поглощения дымовых и газовых аэрозолей, во втором - выяснение влияния на здоровье населения длительного воздействия слабых доз радиации и разработка методов дезактивации почв.


По-прежнему в бесконечной Вселенной по орбите вокруг Солнца безостановочно вращается небольшая планета Земля, каждым новым витком как бы доказывая незыблемость своего существования. Лик планеты беспрестанно отражают спутники, посылающие на Землю космическую информацию. Но лик этот необратимо меняется. Антропогенное воздействие на природу достигло таких масштабов, что возникли проблемы глобального характера.



Начавшееся во второй половине 20 века резкое потепление климата является достоверным фактом. Мы его чувствуем по более мягким, чем раньше, зимам. Средняя температура приземного слоя воздуха по сравнению с годами, когда проводился Первый международный геофизический год, возросла на 0,7 В чем причина этого явления? Одни ученые считают, что это - результат сжигания огромной массы органического топлива и выделение в атмосферу больших количеств углекислого газа, который является парниковым, то есть затрудняет отдачу тепла от поверхности Земли. Прогноз на будущее (годов) предполагает возможное повышение температуры на 1,5 - 4,5С. К таким выводам пришла Международная конференция климатологов в Австрии



ОЗОНОВЫЕ ДЫРЫ Не менее сложна в научном отношении экологическая проблема озонового слоя. Как известно, жизнь на Земле появилась только после того, как образовался охранный озоновый слой планеты, прикрывший ее от жестокого ультрафиолетового излучения. Многие века ничто не предвещало беды. Проблема озонового слоя возникла в 1982 году, когда зонд, запущенный с британской станции в Антарктиде, на высоте километров обнаружил резкое снижение содержания озона. С тех пор над Антарктидой все время регистрируется озоновая "дыра" меняющихся форм и размеров. По последним данным она равна 23 миллионам квадратных километров, то есть площади, равной всей Северной Америке.


"Вполне допустимо, что к 2100 году защитное озоновое покрывало исчезнет, ультрафиолетовые лучи иссушат Землю, животные и растения погибнут. Человек будет искать спасения под гигантскими куполами искусственного стекла, и кормиться пищей космонавтов. По мнению специалистов, изменившаяся обстановка скажется на растительном и животном мире. Чакалов Герман


Воду человек загрязняет с незапамятных времен. За многие тысячелетия все свыклись с загрязнением воды, но все же есть что-то кощунственное и противоестественное в том, что человек сбрасывает все нечистоты и грязь в те источники, откуда он берет воду для питья. Как это ни парадоксально, но и вредные выбросы в атмосферу, в конце концов, оказываются в воде, а территории городских свалок твердых отходов и отбросов после каждого дождя и после снеготаяния вкладывают свою лепту в загрязнение поверхностных и подземных вод. ВОДА


Дефицитом становится и чистая вода, причем водный дефицит может сказаться быстрее, чем последствия "парникового эффекта": 1,2 миллиарда людей живут без чистой питьевой воды, 2,3 миллиарда – без очистных сооружений для использования загрязненной воды. Вода может стать и предметом междоусобных конфликтов, так как 200 крупнейших рек мира протекают через территорию двух или более стран. Водой Нигера, например, пользуются 10 стран, Нила – 9, а Амазонки – 7 стран.


Гибель и вырубка лесов Особенно большую экологическую угрозу представляет истощение лесов – "легких планеты" и основного источника биологического разнообразия планеты. Там ежегодно вырубается или сжигается примерно 200 тысяч квадратных километров, а значит, исчезает 100 тысяч (!) видов растений и животных.


Опустынивание Под воздействием живых организмов, воды и воздуха на поверхностных слоях литосферы постепенно образуется важнейшая экосистема, тонкая и хрупкая, - почва, которую называют "кожей Земли". Это хранительница плодородия и жизни. Горсть хорошей почвы содержит миллионы микроорганизмов, поддерживающих плодородие. Чтобы образовался слой почвы толщиной в 1 сантиметр, требуется столетие


По оценкам геологов, до того как люди начали заниматься сельскохозяйственной деятельностью, пасти скот и распахивать земли, реки ежегодно сносили в Мировой океан около 9 миллиардов тонн почвы. Ныне это количество оценивают примерно в 25 миллиардов тонн. Почвенная эрозия – сугубо местное явление – ныне приобрела всеобщий характер. В США, например, около 44 % обрабатываемых земель подвержено эрозии. В России исчезли уникальные богатые черноземы с содержанием гумуса(органического вещества, определяющего плодородие почвы) в 14 –16 %, которые называли цитаделью русского земледелия. В России площади самых плодородных земель с содержанием гумуса 10 – 13 % сократились почти в 5 раз. Особенно тяжелая ситуация возникает, когда сносится не только почвенный слой, но и материнская порода, на которой он развивается. Тогда наступает порог необратимого разрушения, возникает антропогенная (то есть созданная человеком) пустыня.


Как считают эксперты ООН, современные потери продуктивных земель приведут к тому, что к концу столетия мир может лишиться почти 1/3 своих пахотных земель. Такая потеря в период беспрецедентного роста населения и увеличения потребности в продовольствии может стать поистине гибельной.


Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два – три поколения неизбежна.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

Экология – слово, составленное из двух греческих слов: «oikos» – дом, родина и «logos» – значение. Считается, что экология преимущественно наука биологическая, но это не только природа, но и среда обитания, то, благодаря чему человек живёт в природе. Экология рассматривает проблемы взаимоотношений человека и среды.

4 слайд

Всё взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке - это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность. До появления человека и его деятельного отношения к природе в живом мире господствовали взаимная гармоничная зависимость и связанность, можно сказать, что существовала экологическая гармония.

5 слайд

Экологические проблемы, которые выражаются в нарушении уравновешенности условий и влияний в экологической среде человека, возникли как следствие эксплуататорского отношения человека к природе, стремительного роста технологии, размаха индустриализации и роста населения. Выработка природных ресурсов настолько велика, что встал вопрос об их использовании в будущем. Загрязнение природной среды выражается в увеличивающемся смоге, мертвых озерах, воде, которую нельзя пить, смертоносной радиации и вымирании биологических видов. Воздействие человека на земные экосистемы, которые в своей совокупности, взаимосвязи и взаимозависимости образуют экосистему Земли как планеты, вызывает изменения в комплексной системе человеческой среды. А негативное последствие этого воздействи выражается как угроза экологических условий целостному существованию людей, угроза здоровью через воздух, воду и пищу, которые загрязнены веществами, произведенными человеком.

6 слайд

Нарушение природной среды зависит как от количества и концентрации населения, так и от объема производства и потребления. В современном обществе все эти факторы действовали таким образом, что среда человека оказалась сильно загрязненной. Люди за последнее столетие допустили слишком большое увеличение производства и распространение отходов, субпродуктов и химикалий. Загрязнение сильно вредит жизни на нашей планете, самого человечества. Мы загрязняем воздух и воду, живем в таком шуме и пыли, которые ни одно живое существо терпеть не будет.

7 слайд

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОКАЛЬНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ Эти проблемы требуют для своего решения неодинаковых средств решения и различных по характеру научных разработок.

8 слайд

Пример локальной экологической проблемы - завод, сбрасывающий без очистки в реку свои промстоки, вредные для здоровья людей. Это - нарушение закона. Органы охраны природы или даже общественность должны через суд оштрафовать такой завод и под угрозой закрытия заставить его строить очистные сооружения. Особой науки при этом не требуется.

9 слайд

Примером региональных экологических проблем может служить Кузбасс, почти замкнутая в горах котловина, заполненная газами коксовых печей и дымами металлургического гиганта, об улавливании которых при строительстве - никто не думал. Или высокая радиоактивность почв в районах, прилегающих к Чернобылю. Для решения таких проблем уже нужны научные исследования. В первом случае - разработка рациональных методов поглощения дымовых и газовых аэрозолей, во втором - выяснение влияния на здоровье населения длительного воздействия слабых доз радиации и разработка методов дезактивации почв.

10 слайд

По-прежнему в бесконечной Вселенной по орбите вокруг Солнца безостановочно вращается небольшая планета Земля, каждым новым витком как бы доказывая незыблемость своего существования. Лик планеты беспрестанно отражают спутники, посылающие на Землю космическую информацию. Но лик этот необратимо меняется. Антропогенное воздействие на природу достигло таких масштабов, что возникли проблемы глобального характера.

11 слайд

12 слайд

Начавшееся во второй половине 20 века резкое потепление климата является достоверным фактом. Мы его чувствуем по более мягким, чем раньше, зимам. Средняя температура приземного слоя воздуха по сравнению с 1956-1957 годами, когда проводился Первый международный геофизический год, возросла на 0,7’ В чем причина этого явления? Одни ученые считают, что это - результат сжигания огромной массы органического топлива и выделение в атмосферу больших количеств углекислого газа, который является парниковым, то есть затрудняет отдачу тепла от поверхности Земли. Прогноз на будущее (2030 - 2050 годов) предполагает возможное повышение температуры на 1,5 - 4,5С. К таким выводам пришла Международная конференция климатологов в Австрии

13 слайд

14 слайд

ОЗОНОВЫЕ ДЫРЫ Не менее сложна в научном отношении экологическая проблема озонового слоя. Как известно, жизнь на Земле появилась только после того, как образовался охранный озоновый слой планеты, прикрывший ее от жестокого ультрафиолетового излучения. Многие века ничто не предвещало беды. Проблема озонового слоя возникла в 1982 году, когда зонд, запущенный с британской станции в Антарктиде, на высоте 25 - 30 километров обнаружил резкое снижение содержания озона. С тех пор над Антарктидой все время регистрируется озоновая "дыра" меняющихся форм и размеров. По последним данным она равна 23 миллионам квадратных километров, то есть площади, равной всей Северной Америке.

15 слайд

"Вполне допустимо, что к 2100 году защитное озоновое покрывало исчезнет, ультрафиолетовые лучи иссушат Землю, животные и растения погибнут. Человек будет искать спасения под гигантскими куполами искусственного стекла, и кормиться пищей космонавтов“. По мнению специалистов, изменившаяся обстановка скажется на растительном и животном мире. Чакалов Герман

16 слайд

Воду человек загрязняет с незапамятных времен. За многие тысячелетия все свыклись с загрязнением воды, но все же есть что-то кощунственное и противоестественное в том, что человек сбрасывает все нечистоты и грязь в те источники, откуда он берет воду для питья. Как это ни парадоксально, но и вредные выбросы в атмосферу, в конце концов, оказываются в воде, а территории городских свалок твердых отходов и отбросов после каждого дождя и после снеготаяния вкладывают свою лепту в загрязнение поверхностных и подземных вод. ВОДА

17 слайд

Дефицитом становится и чистая вода, причем водный дефицит может сказаться быстрее, чем последствия "парникового эффекта": 1,2 миллиарда людей живут без чистой питьевой воды, 2,3 миллиарда – без очистных сооружений для использования загрязненной воды. Вода может стать и предметом междоусобных конфликтов, так как 200 крупнейших рек мира протекают через территорию двух или более стран. Водой Нигера, например, пользуются 10 стран, Нила – 9, а Амазонки – 7 стран.

18 слайд

Гибель и вырубка лесов Особенно большую экологическую угрозу представляет истощение лесов – "легких планеты" и основного источника биологического разнообразия планеты. Там ежегодно вырубается или сжигается примерно 200 тысяч квадратных километров, а значит, исчезает 100 тысяч (!) видов растений и животных.























1 из 22

Презентация на тему: Экологические проблемы

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Взаимодействие человека и природы настолько тесно, что каждое его, даже самое маленькое, действие отражается на состоянии среды, которая его окружает. К сожалению, в последнее время люди стали более активно вмешиваться в размеренную жизнь окружающей их природы. В связи с этим перед человечеством встали экологические проблемы современности. Они требуют немедленного решения. Их масштаб настолько велик, что затрагивает не отдельно взятую страну, а весь мир.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Загрязнение атмосферы Одной из самых острых экологических проблем в настоящее время является загрязнение среды. На ранних этапах развития биосферы воздух загрязняли только извержения вулканов и лесные пожары, но как только человек развел свой первый костер, началось антропогенное воздействие на атмосферу. Еще в начале XX в. биосфера справлялась с теми продуктами сгорания угля и жидкого топлива, которые поступали в воздушную среду. Достаточно было отъехать от промышленных предприятий на несколько километров, чтобы почувствовать чистый воздух.

№ слайда 5

Описание слайда:

Однако в дальнейшем быстрое развитие промышленности и транспорта привело к резкому ухудшению состояния атмосферы. В настоящее время в атмосферу в результате деятельности человека поступают углекислый газ (С02), угарный газ (СО), хлорфторуглеводороды, оксиды серы и азота, метан (СН4) и другие углеводороды. Источники этих загрязнений - сжигание природного топлива, выжигание лесов, выбросы промышленных предприятий и выхлопные газы автомобилей и другого транспорта. Однако в дальнейшем быстрое развитие промышленности и транспорта привело к резкому ухудшению состояния атмосферы. В настоящее время в атмосферу в результате деятельности человека поступают углекислый газ (С02), угарный газ (СО), хлорфторуглеводороды, оксиды серы и азота, метан (СН4) и другие углеводороды. Источники этих загрязнений - сжигание природного топлива, выжигание лесов, выбросы промышленных предприятий и выхлопные газы автомобилей и другого транспорта.

№ слайда 6

Описание слайда:

Парниковый эффект Рост концентрации в атмосфере углекислого газа и метана создает так называемый парниковый эффект. Эти газы пропускают солнечный свет, но частично задерживают отраженное тепловое излучение от поверхности Земли. За последние 100 лет относительная концентрация углекислого газа в атмосфере повысилась на 20%, а метана - на 100%, что привело к повышению температуры в среднем на планете на 0,5 °С.

№ слайда 7

Описание слайда:

Если в ближайшие годы концентрация этих газов будет увеличиваться с такой же скоростью, к 2050 г. на Земле потеплеет еще на 2-5 °С. Такое потепление может привести к таянию ледников и повышению уровня Мирового океана почти на 1,5м, что вызовет затопление многих населенных прибрежных районов.

№ слайда 8

Описание слайда:

Кислотные дожди Рядом с медеплавильными заводами в воздухе высока концентрация диоксидов серы, которые вызывают разрушение хлорофилла, недоразвитие пыльцы, засыхание хвои. Растворяясь в капельках атмосферной влаги, диоксиды серы и азота превращаются в соответствующие кислоты и выпадают на землю вместе с дождем. Почва приобретает кислую реакцию, в ней снижается количество минеральных солей. Попадая на листья, кислотные осадки разрушают защитную восковую пленку, что приводит к развитию заболеваний растений.

№ слайда 9

Описание слайда:

Особенно чувствительны к изменению кислотности мелкие водные животные и икра, поэтому максимальный вред кислотные дожди причиняют водным экосистемам. В наиболее развитых промышленных районах кислотные дожди разрушают поверхность зданий, портят памятники скульптуры и архитектуры.

№ слайда 10

Описание слайда:

Смог Вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей, под действием солнечного света вступают в сложные химические реакции, образуя ядовитые соединения. Вместе с капельками воды они образуют ядовитый туман - смог, который вредно действует на организм человека и на растения.

№ слайда 11

Описание слайда:

Озоновые дыры На высоте более 20 км над поверхностью Земли находится озоновый слой (03), который защищает все живое от избыточного ультрафиолетового излучения. Ультрафиолет определенного волнового диапазона полезен для человека, поскольку вызывает образование витамина D. Однако чрезмерное пребывание на солнце может привести к возникновению рака кожи.

№ слайда 12

Описание слайда:

Вещества, которые используют в качестве хладагентов в холодильниках и растворителей в аэрозолях, - хлорфторуглеводороды - поднимаются в стратосферу, где под действием солнечного излучения разлагаются с выделением хлора и фтора. Образовавшиеся газы вызывают превращение озона в кислород, разрушая защитную оболочку Земли.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Загрязнение вод Пресная вода составляет менее 1% от всего мирового запаса воды, и человечество растрачивает и загрязняет это бесценное богатство. Рост населения, улучшение бытовых условий, развитие промышленности и орошаемого земледелия привело к тому, что перерасход воды стал одной из глобальных экологических проблем современности. В большинстве случаев загрязнение пресных вод остаётся невидимым, поскольку загрязнители растворены в воде. Но есть и исключения: пенящиеся моющие средства, а также плавающие на поверхности нефтепродукты и неочищенные стоки. Есть несколько природных загрязнителей. Находящиеся в земле соединения алюминия попадают в систему пресных водоёмов в результате химических реакций. Паводки вымывают из почвы лугов соединения магния, которые наносят огромный ущерб рыбным запасам.

№ слайда 15

Описание слайда:

Веками грунтовые воды вымывали в недрах земли полости, своеобразные подземные водохранилища. Многочисленные родники, питающие реки и озера, - это места выхода грунтовых вод на поверхность. Перерасход грунтовых вод уменьшает количество родников и вызывает постепенное опускание поверхности суши, так называемую просадку грунта. Почва проваливается в образовавшиеся подземные пустоты, и если это происходит внезапно, то приводит к катастрофическим последствиям.

№ слайда 16

Описание слайда:

Сбросы промышленных предприятий, поверхностные стоки со свалок часто загрязнены тяжелыми металлами и синтетическими органическими веществами. Свинец встречается в пресной воде в растворённом виде. Один из источников свинцового загрязнения - рыболовные грузила, которые постоянно выбрасывают при запутывании лески. От свинца сильно страдают лебеди, проглатывающие грузила вместе с водорослями. Он остаётся в желудке птиц, постепенно растворяясь и вызывая их смерть. «Сломанная шея» (когда мышцы не могут держать длинную шею птицы, и в результате она медленно умирает от голода) является признаком свинцового отравления. Другой тяжёлый металл, кадмий, проникает в пресноводную среду, поражает рыб, а через них попадает в организм человека.

Описание слайда:

Загрязнение и истощение почвы. Плодородная почва - это один из важнейших ресурсов человечества, обеспечивающий производство продуктов питания. Верхний плодородный слой почвы формируется в течение длительного времени, однако разрушиться может очень быстро. Ежегодно вместе с урожаем из почвы изымается огромное количество минеральных соединений - основных компонентов питания растений. Если не вносить удобрения, в течение 50-100 лет может произойти полное истощение почвы.

№ слайда 19

Описание слайда:

Загрязнение и истощение почвы в настоящее время представляет собой особый вид деградации земельного ресурса. При этом выделяют две основные причины подобных негативных изменений. Первая - естественная. Состав и структура почвы может меняться в результате глобальных природных явлений. К примеру, из-за движения литосферных плит, постоянного воздействия значительных воздушных масс или водной стихии. В связи со всеми вышеперечисленными причинами естественного разрушения твердая оболочка Земли постепенно меняет свой облик. В качестве второго фактора, в результате которого происходит загрязнение и истощение почвы, можно назвать антропогенное воздействие. В настоящее время именно оно наносит наибольший ущерб. Рассмотрим этот разрушительный фактор несколько подробнее.

№ слайда 20

Описание слайда:

Деятельность человека как причина деградации почвы Негативное антропогенное воздействие зачастую возникает в результате сельскохозяйственных мероприятий, работы крупных промышленных объектов, строительства зданий и сооружений, транспортного сообщения, а также бытовых нужд и потребностей человечества. Все вышеперечисленное является причинами негативных процессов, носящих название "Загрязнение и истощение почвы". Среди последствий воздействия на земельные ресурсы антропогенного фактора можно назвать следующие: эрозия, подкисление, разрушение структуры и изменение состава, деградация минеральной основы, переувлажнение или, наоборот, иссушение и так далее.

№ слайда 21

Описание слайда:

Сельское хозяйство Пожалуй, именно этот вид антропогенной деятельности можно считать ключевым в вопросе о том, что вызывает загрязнение и истощение почвы. Причины у подобных процессов зачастую связаны между собой. К примеру, сначала идет интенсивное освоение земель. В результате этого происходит развитие дефляции. В свою очередь, пахота способна активизировать водно-эрозионные процессы. Даже дополнительное орошение считается негативным фактором воздействия, поскольку именно оно становится причиной засоления земельных ресурсов. Помимо этого, загрязнение и истощение почвы может происходить в связи с внесением органических и минеральных удобрений, бессистемным выпасом сельскохозяйственных животных, уничтожением растительного покрова и так далее.

№ слайда 22

Описание слайда:

Химическое загрязнение На почвенные ресурсы планеты значительное влияние оказывается со стороны промышленности и транспорта. Именно эти два направления развития деятельности человека приводят к загрязнению земли всевозможными химическими элементами и соединениями. Особо опасными принято считать тяжелые металлы, нефтепродукты и прочие сложные органические вещества. Появление всех вышеперечисленных соединений в окружающей среде связано с работой промышленных предприятий и двигателей внутреннего сгорания, которые установлены в большинстве транспортных средств.