Профориентация старшеклассников: программа, темы, мероприятия, анкета. Занятия по профориентации

Наталья Иванова

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу . Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде . В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии . Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика , милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают , как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Цель ранней (детской) профориентации : приобщение к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители, выпускники детского сада, социальные партнеры)

Планируя Неделю профориентации , мы поставили перед собой следующие задачи :

Расширять знания детей о мире профессий ,

Развивать эмоционально-положительное отношение к человеку труда,

Формировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей, смысле профессионального труда взрослого человека;

Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда,

Формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий .

В рамках Недели профориентации «Профессиональная среда » наше образовательное учреждение посетили : Бабак Алла Викторовна, флорист, Элит-Букет; Романов Евгений Валентинович, водитель, МУП УБТС; Воробьева Оксана Геннадьевна, фармацевт, аптека «Ладушка» ; Яценко Павел Олегович, шахтер, шахта «Распадская» , которые рассказали детям о своих профессиях .

Особое внимание было уделено воспитанникам подготовительной к школе группе.

Тематика мероприятий Недели профориентации отражает расширение и обобщение представлений детей о профессиях , орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей ; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы.

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий осуществляется посредством проведения различных мероприятий :

Осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда и профессий через

сюжетно - ролевую игру;

Используются разнообразные методы и средства формирования представлений

дошкольников о мире профессий ;

Создана доступная, комфортная развивающая предметно - пространственная среда ;

Развивается эмоционально-положительное отношение к человеку труда, через

приглашение родителей – представителей той или иной профессии .

Для педагогов была оформлена выставка методической литературы по теме : «Ознакомление дошкольников с миром профессий » . Во всех возрастных группах проведена непрерывная образовательная деятельность с детьми по ознакомлению с трудом взрослых.

Одно из мероприятий – это мастер – класс родителей с детьми «Наши мамы и папы могут рассказать много интересного о своей работе» . Родители рассказали детям о своих профессиях и предложили детям увлекательную игру «Все профессии нужны , все профессии важны ». Дети с родителями играли в «магазин» , «парикмахерскую» , «больницу» , «автобус» и многое другое. В итоге детям и родителям воспитатели дали домашнее задание : принести рисунки на тему : «Профессии наших родителей » .

Результаты проведенных мероприятий порадовали нас . Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства ! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей . Думаем, что после Недели профориентации вопрос , кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых . Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

Нужно рассказывать детям о профессии родителей . Постараться объяснять суть их труда, его важность для других людей.

Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они знакомятся с различным инструментами и приспособлениями, понятиями кто и что делает на работе. Экскурсии знакомят детей с трудом взрослых. Они обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться.

Много внимания необходимо уделять знакомству с профессиями в детском саду и продолжать в школе.

Публикации по теме:

«Мы живём в Поволжье"С 14 по 18 ноября, в рамках Недели толерантности, в нашем детском саду воспитанников объединила квест-игра «Мы живём.

Мероприятие с презентацией в рамках профориентации «Деятельность, труд, профессия» ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Псковской области «Центр.

«СЧАСТЬЕ В ГЛАЗАХ…» В дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего типа №14 «Мир» создаются условия для творческого, совместного.

Отчет о проведении мероприятий в рамках месячника военно-патриотического воспитания с 23.01 2017 г. по 23.02.2017 В ДОУ организована выставка детских рисунков «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. глазами детей» в МБОУ СОШ № 15, выполненная воспитанниками.

7 февраля на базе МАДОУ детский сад №1 «Березка» прошел семинар-практикум для педагогов района с участием родителей. Цель: Приобщение.

Отчет по самообразованию педагога «Метод проектов как форма ранней профориентации старших дошкольников» Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением.

План мероприятий с детьми среднего дошкольного возраста в рамках Четвертой Глобальной недели безопасности дорожного движения Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 22 «Родничок» с. Красногвардейское Утверждаю Заведующий МКДОУ.

План мероприятий в рамках «Недели иммунизации» План мероприятий в рамках «Недели иммунизации» Цель: повышений компетентности родителей в вопросах профилактики инфекционных заболеваний.

Сценарий конкурса чтецов в рамках проведения недели детской книги Сценарий конкурса чтецов в рамках проведения недели детской книги Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады видеть.

Творческий отчет родителям по итогам года Слайд №1 Вот и подходит к завершению еще один учебный год. А это значит, что наши детки стали на год взрослей, старше, любознательнее. Сейчас.

Библиотека изображений:

Введение

За время прохождения учебно-ознакомительной практики с 06.07 по 19.07 с вопросом о поступлении в ВУЗ ко мне обратилось около 70 человек, из них около 25 человек на факультет «Иноватики и Организации производства». На специальность, на которой я обучаюсь «Организация работы с молодежью» 2 человека. Специальность «Организация работы с молодежью» было создана около 8 лет назад Министерством образования и науки Российской Федерации. Главная цель при создании нашей специальности - это подготовка высококлассных специалистов по работе с молодежью, молодежными организациями, работой в государственных и общественных организациях занимающимися проблемами социального конструирования.

Необходимость данной работы была поставлена в «Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ». По словам Президента»… воспитание и работа с подрастающим поколением России одна из важнейших задач современного государства»

Работа с молодежью - достаточно новая профессия, немногие еще о ней знают, но она уже приобретает популярность.

В подготовке специалиста по работе с молодежью учебно-ознакомительная практика занимает важное место, так как она позволяет применить систему знаний полученную студентом на первом курсе.

Учебно-ознакомительная практика позволяет выработать определенные компетенции (учебного плана бакалавров - socis.ucoz.ru)

Цель практики: познакомится с методами общения, коммуникативной деятельностью в молодежной среде и технологией организации молодежных мероприятий и управления работы с молодежью;

Задачи практики:

Углубление и закрепление на практике теоретических знаний, ранее полученных в ходе изучения таких учебных дисциплин, как «Волонтерство как вид социальной деятельности», «Социальная педагогика, «Введение в специальность», «Педагогическое обеспечение работы с молодежью», «Правовые основы работы с молодежью», «Организация досуга молодежи», и др;

Получение навыка работы с абитуриентами и их родителями;

Ознакомление на практике с уставными документами, нормативно - правовой базой

Изучение особенностей информационного отдела при приемной комиссии.

Организация и проведение профориентационных мероприятий среди абитуриентов

Цель, задачи, методы и план организации профориентационной работы

абитуриент профориентационный комиссия приемный

Профориентационная работа - это помощь абитуриентам в выборе правильной и востребованной специальности.

Цель профориентационной работы: провести профориентационное собеседование, обеспечить осознанный выбор абитуриентом будущей специальности и научится устанавливать коммуникацию в групповой и межгрупповой работе.

Сформировать умения коллективного взаимодействия и коммуникативных навыков в процессе организации профориентационной деятельности;

Обсудить важность межгруппового взаимодействия и выработки корпоративной культуры поведения.

Работа информационного отдела проводилась двумя группами студентов, которые состояли из трех студентов и преподавателя. Часы работы с 8.00 до 12.00 и с 12.00 по 16.00.

Методы работы с абитуриентами:

Проведение разъяснительной беседы среди абитуриентов;

Раздача информационного материала для абитуриентов;

При необходимости абитуриентов провожать в приемные комиссии;

План организации профориентационной работы:

Проведение беседы среди абитуриентов и их родителей по интересующим специальностям;

Оказать помощь по адаптации абитуриентов в вузе;

Провести анализ результатов работы.

При подборе материала необходимо руководствоваться принципом гуманизма и избегать негатива в содержании.

Для сравнения:

При подборе стихотворений необходимо помнить, что практически все они создавались поэтами советского времени (т. е. в прошлом веке) и имеют выраженную идейную направленность, не всегда актуальную для современных учащихся. Например, в профориентационной деятельности в качестве иллюстрации или эпиграфа часто используются отрывки из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Для адекватного использования этого произведения педагогу необходимо самому внимательно прочитать его полный вариант, обратив внимание на изменившиеся условия, средства и орудия труда названных в нем профессий. Стихотворения подобного рода уместно использовать при рассмотрении исторического аспекта развития профессий или для иллюстрации сложностей очерчивания области «Хочу» в формуле выбора профессии.

Целью/задачей профориентационного мероприятия может являться диагностика профессиональных интересов, способностей, склонностей учащихся, их личностных особенностей. Некоторые виды диагностики не требуют специальной подготовки для проведения и интерпретации результатов (имеется в виду психологическое образование) и достаточно просты в обработке, поэтому педагог может провести их и дать интерпретацию результатов самостоятельно. К таким методикам можно отнести, например , такие, как:


· Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) ;

· Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов;

· Методика изучения отношения к учебным предметам;

· Модифицированный вариант методики «Интеллектуальная лабильность» для подростков и юношества;

· Тест-опросник Г. Айзенка, адаптация;

· Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, адаптация;

· Методика «Мотивы выбора профессии».

Методики, отбираемые педагогом для самостоятельного проведения, должны быть достаточно компактными (20-40 вопросов/утверждений), просты в обработке, доступны в интерпретации результатов.

Перед проведением методик необходимо разъяснить учащимся цель исследования, показать им практическое значение будущих результатов.

Важно помнить, что психологические диагностические методики позволят учащимся получить немало полезных сведений о себе, но их результаты не следует расценивать как «окончательный приговор». Для серьезной оценки личности учащегося необходимо обратиться к специалисту-профконсультанту.

Оценка эффективности профориентационного мероприятия

Проведенное профориентационное мероприятие необходимо проанализировать на предмет его эффективности, т. е. нужно понять, достигнуты ли поставленные цели и ожидаемые результаты, и определить практическую ценность мероприятия – приобретение знаний и навыков, способствующих осознанному выбору профессии и эффективному поведению на рынке труда.

Результаты оценки эффективности мероприятия важны для совершенствования его программы и для дальнейшего планирования профориентационной работы в целом. Эффективность отдельного мероприятия значительно возрастает, если оно является логическим продолжением предыдущей работы. Поэтому так важно вести системную профориентационную работу.

Методики и критерии оценки необходимо разработать заранее. Оценивать можно как мероприятие в целом, так и его отдельные части и аспекты.

Оценить эффективность мероприятия можно, например, по модели Д. Киркпатрика, согласно которой оценка производится на нескольких уровнях:

Уровень непосредственных впечатлений .

На этом уровне фиксируются субъективные мнения, суждения и оценки участников мероприятия – их эмоциональное состояние, интерес, внимание, их мнение о полезности, уровне сложности материала и заданий.

Оценку на этом уровне имеет смысл проводить сразу по завершению мероприятия.

Для изучения субъективных оценок участников мероприятия используются такие методы получения обратной связи, как;

· опрос. Проводится в форме интервью, группового обсуждения, дискуссии. При групповом обсуждении, как правило, задается схема/структура отзыва – указывается, на какие моменты нужно обратить внимание при оценке. Например, участникам предлагается определить:

Самое яркое впечатление от мероприятия;

Что полезного для себя вы вынесли;

Выводы, который вы для себя сделали и т. п.

· анкетирование. Участники заполняют заранее подготовленную оценочную анкету (образец см. в Приложении), в которую включён стандартизованный набор вопросов. С помощью анкеты можно оперативно оценить первое впечатление от мероприятия, вызванный интерес, качество содержания, полезность приобретённых знаний и навыков и т. п.


· коллаж. Участникам предлагается, используя снимки, иллюстрации из старых журналов, открытки и другие визуальные материалы, сделать коллаж. Тему для него задает педагог или сами участники. Например

- «Этого я никогда не забуду…»;

- «Это очень важно для построения моей профессиональной карьеры…»;

- «Что я узнал и чему научился…».

В процессе работы над коллажем участники самостоятельно вспоминают все мероприятие и тем самым закрепляют полученные знания, вырабатывают к ним осознанное отношение, понимают их практическую ценность.

При работе над коллажем большую группу лучше разбить на несколько подгрупп.

· мишень («дартс ») . Хороший способ визуализировать оценки (и индивидуальные, и особенно – групповые). Оценочная шкала изображается на доске, флипчарте или листе ватмана в виде концентрических кругов – «мишени». Каждому кругу мишени сопоставлен балл оценки. Мишень разбивается на секторы, представляющие все рассматриваемые параметры: удовлетворенность формой подачи материала, практичность материала, доступность для понимания, информативность, актуальность и т. п. Каждый участник оценивает мероприятие, отмечая на мишени баллы, соответствующие его оценке каждого параметра. Можно использовать настоящую мишень для игры в «дартс», на которую участники смогут наклеивать цветные стикеры.

Эта методика экспресс-оценки достаточно эффективна тогда, когда на подведение итогов остается мало времени.

Уровень усвоения.

На этом уровне оценивается, насколько усовершенствовались знания, развились умения и изменились установки участников.

Оценить произошедшие изменения можно только в сравнении с исходным уровнем знаний, умений и установок. Поэтому так важно ещё на этапе подготовки программы мероприятия параллельно разработать и чёткие методы измерения результатов.

На этом этапе традиционно используются такие методы оценки, как поведенческие тесты, тематические опросники, контрольные упражнения, наблюдение и т. д. Необходимо оценивать индивидуальный прогресс участников.

Уровень поведения.

На данном уровне оцениваются практические результаты мероприятия: используются/реализуются ли приобретённые участниками знания, умения и установки в жизненных ситуациях (в отличие от учебных) и насколько эффективно они используются.

На данном этапе можно применить такие методы, как структурированное наблюдение, ведение самоотчетов и т. д.

При переходе от уровня к уровню процесс оценки становится более трудным и требует больших временных затрат. Поэтому на практике чаще всего используется оценка мероприятия на уровне непосредственных впечатлений (понравилось/не понравилось, было интересно/не интересно, полезно/бесполезно и т. п.). Оценка на более высоком уровне практически не используется.

Эффективность проведенного мероприятия подтверждается и достижением запланированных результатов.

Основными результатами профориентационного мероприятия или профориентационной работы в целом являются:

· повышение уровня осведомленности учащихся о мире профессий и эффективном поведении на рынке труда. Здесь важно учитывать какой уровень знаний о мире профессии и региональном рынке труда был у учащихся до мероприятия/комплекса мероприятий и как он изменился после проведенной работы. Например

До мероприятия учащийся называл 10 профессий, после - 20;

До мероприятия мог рассказать о содержании 5 профессий, после – 10 и т. п.;

· повышение уровня знаний учащихся о своих профессиональных интересах, способностях и личностных особенностях. Здесь важно учитывать, какой уровень представлений был у учащихся до мероприятия/комплекса мероприятий и как он изменился после проведенной работы, и обратить внимание на адекватность этих представлений;

· увеличение количества учащихся, имеющих обоснованный индивидуально-профессиональный план;

· увеличение количества учащихся, имеющих обоснованные запасные варианты выбора профессии;

· увеличение количества учащихся, имеющих конкретную профессиональную цель;

В целом, оценка эффективности профориентационного мероприятия имеет неоспоримую сложность, вызванную тем фактом, что невозможно быстро и достоверно получить ответ на вопрос, насколько выбор, сделанный самоопределяющейся личностью или оптантом, является правильным и точным, поскольку главным критерием оценки здесь выступает сама человеческая жизнь, состоявшаяся или несостоявшаяся.

Заключение

Вопрос профессионального выбора встает перед каждым человеком неоднократно. Вера в миф о единственном правильном профессиональном пути, выборе профессионального поприща на всю жизнь может сильно осложнить процесс профессионального самоопределения ребят, посеять страх «не поступить», «не устроиться», «потерять время». Следовательно, взрослый, занимающийся профориентационной деятельностью, должен всегда помнить, что важно не только помочь, но и не навредить своими действиями сложному процессу профессионального самоопределения своих подопечных. Положительный эффект от подобной деятельности возможен только в том случае, если взрослый сам хорошо разбирается в вопросах профориентационного характера. Поэтому важно повышать собственную компетентность, уделять время самообразованию, саморазвитию в области профориентации.

Анализ результатов

профориентационной работы в

МБОУ «СОШ № 5»

1. Наличие программы по профориентационной работе

Программа МБОУ «СОШ № 5» по профориентационной работе: «Пути профессионального самоопределения»

Цель программы : актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей раскрытие и развитие способностей, воспитание трудовой мотивации, содействие принятию обоснованного решения о выборе направления дальнейшего обучения.

Задачи программы:

  1. Ознакомить обучающихся с миром профессий, с основами профессионального выбора в соответствии с интересами, склонностями, способностями каждого человека, с системой образования в России и путях получения профессий.
  2. Обеспечить обучающимся возможность соотнести свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
  3. Оказать помощь обучающимся в выборе дальнейшего профиля обучения на основе их индивидуальных психологических особенностей и мотивации.
  4. Развивать способности обучающихся делать профессиональный выбор, опираясь на собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
  5. Организовать проведение мониторинга профессиональных и жизненных планов выпускников и их готовности к выбору профессионального пути.

Целевые группы: обучающиеся, педагоги, родители

2. Общее количество обучающихся (с 5 по 9 класс) – 439

3. Работа с учащимися:

5 - 7 классы

№ п/п

Основные мероприятия

класс

результат

Проведение классных часов по изучению мира профессий.

Выполнено

Встреча со специалистами «Центра занятости» населения, представителями различных профессий.

Выполнено

Проведение акций, посвящённых организации празднования дней профессий.

Выполнено

8 - 9 классы

№ п/п

Основные мероприятия

класс

результат

Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профессиональной направленности.

Выполнено

Предпрофильная подготовка

Курсы «Твой компас на рынке труда»

Выполняется

Организация и проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города, встреч со специалистами «Центра занятости», представителями различных профессий.

Выполняется

Проведение классных часов по изучению профессиограмм профессий.

Выполнено

Проведение выставки «Выбор профессии – первый самостоятельный шаг, который зависит от вас».

Выполнено

Проведение конкурса сочинений у выпускников на тему: «Профессия, которую я выбрал, сегодня нужна и востребована».

Выполнено

Проведение конкурса рисунков у выпускников на тему: «Профессия, которая мне нравится».

Выполнено

Проведение индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся.

Выполняется

Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами.

Выполняется

Осуществление взаимодействия с учреждениями доп. образования (ДДТ, «Поиск», ДЮСШ).

Выполнено

  1. Формы работы с родителями:

Родительское собрание

Круглый стол

Совместные консультации со специалистами школы (педагоги, психологи)

5. Психологическое сопровождение профориентационной работы:

5.1. Виды работы:

Знакомство с профессиями, расширение знаний на курсах «Твой компас на рынке труда»;

Организация и проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города, встреч со специалистами «Центра занятости», представителями различных профессий;

Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профнаправленности;

Проведение индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся.

5.2. Используемые методики:

- «Карта интересов» А.Е.Голомштока, модификация Г.В.Резапкиной;

Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова «Я предпочту»;

Тест Дж. Голланда по определению типа социальной направленности личности;

Сайт: www.proforientator.ru тест «Профориентатор (личностный блок)»;

Методика «Ориентир» И.Л.Соломина

Методика «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся» А.В. Головина;

- «Опросник профессиональных выборов» А.В. Кибирев;

Методика «Диагностики мотивационной структуры личности» В.Э. Мильман;

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;

- «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова);

Определение типа темперамента (Опросник Айзенка);

Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова);

Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского);

- «Самооценка психических состояний» (Опросник Айзенка);

Тест К. Томаса « Стили разрешения конфликтов»;

Шкала ситуативной тревожности (Методика Кондаша).

6. Взаимодействие с учреждениями профессионального образования

  1. Взаимодействие с предприятиями, организациями

№ п/п

Наименование учреждения профессионального образования

Форма взаимодействия

Классы

Нефтегазовый колледж

экскурсия,

круглый стол

Нефтеюганский корпоративный институт

экскурсия,

круглый стол

Нефтеюганский профессиональный лицей

экскурсия,

круглый стол

СКБ Банк

экскурсия,

круглый стол

Пожарная часть -114 6-ОФПС

экскурсия,

круглый стол

ОАО «Нефтеюганский объединённый авиотряд»

экскурсия,

круглый стол

МУЗ «Станция скорой неотложной медицинской помощи»

экскурсия,

круглый стол

МУЗ «Станция переливания крови»

экскурсия, профессиональные пробы

круглый стол

ОМВД России по г. Нефтеюганску

экскурсия,

круглый стол

Туристическое агенство «ЮГРА-ИНТУР»

Экскурсия, круглый стол

МУ «Центр молодежных инициатив»

Проведение тренингов, веревочных курсов специалистами по работе с молодежью. Организация профессиональных проб.

8. Перечень учебников, методических комплексов, пособий, используемых в профориентационной работе:

№ п/п

Наименование учебника, метод пособия и др.

Год издания

Кому предназначено

Твоя профессиональная карьера

Чистякова С.Н.

2000

обучающиеся,

учителя

Твой компас на рынке труда

Бендюков М.А.

Соломин И.Л.

2000

обучающиеся,

учителя

Как выбирать профессию

Климов Е.А.

1990

обучающиеся,

учителя

Психология профессионального самоопределения

Климов Е.А.

1996

обучающиеся,

учителя

9. Социологические исследования, мониторинги по профессиональным планам и намерениям выпускников проведенные за последние 3 года

№ п/п

Тема исследования

сроки

класс

Количество респондентов

Итоги (результаты)

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Определение профессиональных интересов и склонностей уч-ся

апрель

Радиотехника- 7 (5%)

5 (4%)

4 (3%)

Обработка материалов – 4 (3%)

3 (2%)

2 (1%)

Транспорт – 20 (14%)

25 (17%)

24 (16%)

Социология – 27 (18%)

22 (15%)

25 (17%)

Филология – 25 (17%)

24 (16%)

20 (13%)

Связи с общественностью – 8 (5%)

15 (10%)

18 (12%)

Экономика – 27 (18%)

25 (17%)

27 (18%)

Психология – 5 (4%)

5 (4%)

3 (2%)

Информационные технологии – 25 (17%)

23 (16%)

27 (18%)

Определение профессиональной направленности уч-ся

февраль

Общественно-гуманитарные – 64 (43%)

70 (48%)

72 (48%)

Физико-математические – 34 (23%)

40 (27%)

35 (23%)

Естественно-научные – 18 (12%)

11(7%)

25 (17%)

Технические – 23 (16%)

23 (16%)

12 (8%)

Определение смысложизненных ориентаций

март

Наличие цели в будущем – 45 (31%)

54 (37%)

65 (43%)

Психологи

Осуществление диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей деятельности

Педагог-организатор

Организация экскурсий на предприятия, проведение встреч, круглых столов со специалистами предприятий и организаций города

Классный руководитель

Проведение классных часов по профессиональной ориентации

Заместитель директора по УВР

Координация деятельности педагогического коллектива по проведению профессиональной ориентации в образовательном учреждении

1

Изменения в условиях оплаты труда учителей школ приводят к конкуренции за выпускников 9-х классов между школами и учреждениями среднего профессионального образования. Централизованное вовлечение учащихся в систему профориентационных мероприятий, проводимых в учреждениях среднего профессионального образования, становится затруднительным. Необходим поиск эффективных методов, которые в рамках одного мероприятия позволяли бы заинтересовать учащихся и давали бы им возможность оценить свои способности в том или ином направлении. В статье предложена технология модерации как способ организации групповой работы, где участники в ходе дискуссии и совместной деятельности, в процессе взаимного обучения формируют новые представления о мире профессий. В статье приводятся примеры применения технологии модерации на профориентационных мероприятиях для учащихся школ и для студентов учреждений среднего профессионального образования, на этапе профессионального самоопределения, представлены положительные результаты профориентационных мероприятий с применением технологии модерации.

профориентация в колледже

профессиональная ориентация

профессиональное самоопределение

технология модерации

групповая работа

модератор

1. Воронин И.В. Представления об эффективности профориентационной работы у подростков // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 5. – С. 100–110.

2. Жолован С.В. Эффективность форм профориентационной работы как фактор повышения качества профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ibl.ru/konf/021210/index.shtml (дата обращения: 02.10.2012).

3. Карелова Р.А. Взаимодействие с работодателем в рамках профориентационной деятельности // Перспективы развития профессионального образования в социально-экономических условиях современной России: сборник статей Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Екатеринбург, 23 апреля 2013 г.). – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – С. 175–178.

4. Пасечникова Т.В. Сценарий профориентационного мероприятия: от идеи к проведению: методическое пособие. – Самара: Изд-во ЦПО, 2010. – 59 с.

5. Петров А.В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 80 с.: ил.

6. Психология: учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.: ил.

7. Neuland M. The World of Moderation / Michele Neuland. . – Kunzell: Neuland Verl. Fur lebendiges Lernen, 1998.

Профессиональная ориентация как «система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека и с учетом его способностей и возможности работать в избранной профессии» является частью процесса деятельности учреждений среднего профессионального образования (далее - СПО), обеспечивающей набор студентов согласно государственному заказу.

Выбор будущей профессии адекватно способностям и интересам учащегося определяет успешность освоения профессиональных дисциплин и приобретения опыта профессиональной деятельности. Выбор, продиктованный желаниями родителей, мнением друзей или другими факторами, снижает мотивацию к обучению, что впоследствии ведет к неуспеваемости студентов по дисциплинам, а иногда и отчислению из учебного заведения. Поэтому перед педагогическим коллективом учреждений СПО стоит задача по проведению профессиональной ориентации с учащимися таким образом, чтобы они могли адекватно соотнести свои желания с возможностями и сделать осознанный выбор будущей профессии.

Профориентационная дидактика представляет достаточно обширный круг форм и методов работы: дни открытых дверей, экскурсии, встречи со специалистами различных профессий, тематические классные часы, уроки профориентации, деловые игры и тренинги, конкурсы, викторины, беседы, профессиональные пробы . В Нижнетагильском горно-металлургическом колледже имени Е.А. и М.Е. Черепановых профориентационная работа с учащимися общеобразовательных учебных учреждений ведется систематически в нескольких направлениях: дни открытых дверей, профориентационные мероприятия и профессиональные пробы, экскурсии для школьников в Геологический и Исторический музеи колледжа. Работники библиотеки проводят конкурсы и викторины для школьников и студентов, организуют выставки изданий, в том числе редких книг по профессиям. Учащиеся 9-х классов приглашаются на конференции, где студенты колледжа выступают после прохождения производственной практики на предприятиях города и рассказывают об особенностях работы по той или иной профессии. В рамках социального партнерства совместно с Горно-металлургической школой разработан факультативный курс «Отрасли общественного производства» для учащихся 9-х классов в объеме 34 часов. Учителя школы и преподаватели колледжа проводят беседы о различных специальностях, подготовка по которым осуществляется в колледже, учащиеся выполняют элементы лабораторных работ. В последнее время возобновились кинолектории, заключен договор с одним из кинотеатров города, стали активно разрабатываться мероприятия с элементами профессиональных проб, где учащиеся могут испытать свои силы в решении задач, и пр.

Эффективность проведения дней открытых дверей самая высокая (52 %), но недостаточная, т.к. используется систематически, но в традиционной форме. Активные формы профориентационной работы, несмотря на ограниченность их использования, подтверждают свою эффективность (профориентационные игры, викторины, фестивали - 45 %, профессиональные пробы - 33 %, мастер-классы - 30 %) .

Однако с переходом на новую систему оплаты труда учителей школы между школами и учреждениями СПО появилась конкурентная борьба за выпускников 9-х классов. Школам выгоднее, чтобы учащиеся продолжали обучение в 10 и 11-х классах, а учреждения СПО заинтересованы в том, чтобы выпускники 9-х классов пришли приобретать профессию. Поэтому эффективность таких мероприятий, как презентации образовательного учреждения (далее - ОУ) в школах, экскурсии в ОУ СПО, достаточно низкая, поскольку обусловлена незаинтересованностью школ города в совместной с учреждениями НПО и СПО профориентационной работе . Отсюда трудности в организации систематических мероприятий с одной и той же группой школьников по ознакомлению с профессиями и содействию в выборе. Хотя эффективность отдельного мероприятия значительно возрастает, если оно является логическим продолжением предыдущей работы.

Требуется подбор таких форм и методов организации профориентационной работы, которые позволяли бы в сжатые сроки, в ограниченных временных рамках и представлять особенности профессии, и оценить свои возможности учащимся (хотя бы частично).

Используя в учебно-воспитательном процессе при подготовке специалистов среднего звена технологию модерации, мы нашли способ ее применения и в профориентационной работе.

Модерация - это метод работы в группе и с группой. Сама идея модерации активно разрабатывалась с середины 1960-х годов как средство нахождения компромисса между руководителем и подчиненным, заказчиком и исполнителем. Это было связано с общественными волнениями, вызванными политическими событиями, когда люди захотели активно участвовать в принятии решений, которые касались их прав, и требовали внимания к своим нуждам .

Несмотря на то, что технология модерации «разрабатывалась как технология групповой работы, в которой с помощью рабочих техник создаются условия для принятия эффективных решений в группах специалистов различного профиля, с разной подготовкой, зачастую различными взглядами на рассматриваемую проблему…» , обобщенной целью модерации является организация групповой работы в режиме сотрудничества при соблюдении равноправия ее участников, в то время как гибкость модерации, которая включает не один метод или конкретный набор приемов, а совокупность различных методов, приемов, техник и их вариаций, имеет потенциал для применения не только в сфере профессиональной подготовки, переподготовки или тренингов, но и в образовательной деятельности учебных заведений различного уровня.

Если кратко, то модерация подразумевает организацию группового взаимодействия для решения общей проблемы таким образом, что руководитель мероприятия (тренер, ведущий или преподаватель) становится модератором, и его задача - сглаживать возможные конфликты, умерять работу команд, но не руководить процессом. Решение проблемы происходит за счет внутреннего потенциала группы, в том числе за счет холистической концепции (при объединении частей в целое появляется некий групповой потенциал, который каждой части по отдельности не присущ).

Модерация включает в себя визуализацию материала, мнений, решений, выводов, постоянную коммуникацию, обратную связь.

Далее будет описан элемент профориентационной работы, который может быть включен в различные мероприятия: лекции-беседы со специалистами, кинолектории, профессиональные пробы, серию уроков в рамках факультативных занятий и т.д.

Профессиональная ориентация не должна включать исключительно рекламу той или иной профессии, как это зачастую происходит на лекциях, беседах, проводимых преподавателями ОУ, специалистами с предприятий или на днях открытых дверей в ОУ. На сегодняшний момент в программах общего среднего образования отсутствует обязательная составляющая начального профессионального образования, организуемая учебно-производственными комбинатами, что лишает учащихся возможности знакомиться с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях. Поэтому у школьников практически нет возможности оценить свои, способности и пригодность к той или иной профессии.

В рамках такой ситуации становится актуальным проведение профессиональных проб, моделирующих элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующих сознательному, обоснованному выбору профессии. Подготовка сценариев профессиональных проб и самих заданий, которые были бы под силу школьникам, требует больших временных затрат и в данный момент находится на начальной стадии разработки в колледже.

Однако важна и собственная оценка учащихся относительно своих способностей и возможностей.

Профориентационные мероприятия. Ход элемента

Учащиеся разделяются на группы по 3‒5 человек случайным образом (например, вытягивая номер своей команды). Каждой команде выдаются листы формата А2 (или А1), разноцветные самоклеящиеся стикеры, маркеры.

Командам предлагается создать модель специалиста по рассматриваемой на мероприятии профессии.

Учащимся необходимо в группах составить модель того специалиста, которого они представляют. То есть актуализировать те знания, понятия, догадки, которые у них есть, объединить это в один образ и продемонстрировать другим командам.

У школьников такое задание, конечно, может вызвать затруднения, поэтому в задачи модератора входит помочь им, подсказать, в каких направлениях следует действовать.

Необходимый инструментарий: листы формата А2 или А1 по количеству сформированных команд, самоклеящиеся стикеры различных цветов или форм, маркеры разных цветов.

Модератор дает следующие комментарии для учащихся: отразить на своей модели следующие аспекты специалиста по выбранной профессии: «Что делает? С чем делает? Какой должен быть человек? Возможно, какие у него могут быть увлечения? Должен ли он общаться с другими людьми? Как общаться? Где он должен учиться? Какие предметы знать? Нужно ли ему узнавать что-то новое? Почему? Должен ли он быть сильным?»

Каждая команда представляет модель своего специалиста для остальных команд, перечисляя то, что, по их мнению, является важным. Обычно команды изображают на своем листе образ человека и располагают вокруг него перечень качеств. Качества, относящиеся к разным категориям, учащиеся выделяют разными цветами маркеров или записывают на стикеры разного цвета.

Другие команды по ходу выступлений могут добавлять на свою модель те пункты, которые по каким-либо причинам не были отмечены ранее.

На модель вносятся кратко мнения участников команды относительно своих ощущений, могли бы они работать по этой специальности или нет, в чем их плюсы и минусы.

Модель фотографируется, распечатанные модели вручаются участникам мероприятия в качестве памятки.

Учащиеся могут чувствовать себя скованно. Поэтому задача модератора состоит в том, чтобы направить деятельность команды на совместное обсуждение темы, сгенерировать идеи, выбрать наиболее подходящую, создать образ, заполнить его необходимым материалом.

Оценка эффективности мероприятия

Оценка эффективности профориентационного мероприятия имеет сложность, вызванную невозможностью быстро и достоверно получить ответ на вопрос, насколько выбор, сделанный самоопределяющейся личностью, является правильным и точным .

Оценивать можно как мероприятие в целом, так и его отдельные части и аспекты. Мы рассматривали часть мероприятия, которая проводилась с применением технологии модерации. Оценка эффективности мероприятия проводилась на уровне непосредственных впечатлений, то есть фиксировались субъективные мнения, суждения и оценки участников мероприятия. Оценка мероприятия на уровне усвоения и поведения проблематична, требует больших временных затрат , так как подразумевает длительный систематический контакт с группой учащихся (что в сложившихся условиях маловероятно).

В модерации обязательным условием является наличие обратной связи, которая проводится с использованием визуализации и вербализации. Получение обратной связи организуется методом опроса. Каждой команде задается схема отзыва: каждому участнику необходимо для себя ответить на ряд вопросов и отметить ответы на своей модели (галочками, дополнительными стикерами). Вопросы для отзыва участников: «Что нового я узнал о профессии? Какие качества нужны, чтобы стать успешным специалистом по рассматриваемой специальности? Какие качества есть у меня? Каких качеств не хватает?» Количество ответов на вопросы рефлексии со стороны группы подсчитывается. В случае, если участников немного и временные рамки позволяют, можно заслушать мнения учащихся вслух.

В табл. 1 представлены результаты обратной связи с учащимися после мероприятия с применением технологии модерации. Создание модели специалиста апробировалось на трех различных группах школьников 9-х классов.

Таблица 1

Результаты опроса учащихся после проведения мероприятия

Из результатов опросов видно, что учащиеся были активны на этапе рефлексии. Цель этапа мероприятия с применением технологии модерации была достигнута: участники сопоставили имеющиеся у них качества и интересы с теми, которые необходимы для успешного осуществления профессиональной деятельности по рассматриваемой специальности.

Применение технологии модерации в профессиональном самоопределении

Применение технологии модерации возможно и на этапе профессионального самоопределения, то есть в ориентировании студентов на добросовестное получение профессии, на стремление к построению карьеры по выбранному направлению и т.д.

Здесь преподаватель перестает быть наставником, и студенты становятся субъектами деятельности.

Технология модерации может применяться и в работе по профессиональному самоопределению, то есть со студентами колледжа, уже выбравшими будущую профессию.

Примером профориентационного мероприятия для студентов СПО, проводимого в Нижнетагильском горно-металлургическом колледже с применением технологии модерации, является мероприятие «Моя будущая профессиональная карьера» .

Студенты предварительно делятся на несколько команд, каждая из которых получает задание по поиску информации из различных источников. Это информация о предприятиях города, где могут осуществлять свою профессиональную деятельность будущие выпускники по своей специальности (команда «Предприятия»), информация о необходимых условиях устройства на работу (команда «Отдел кадров»), сведения об образовательных учреждениях, где могут быть получены дополнительные квалификации работника для продвижения по карьерной лестнице (команда «Учебные заведения»), информация об особенностях той или иной должности по выбранной специальности («Соискатели»). По окончании сбора информации команды собираются в аудитории, обсуждают результаты своей работы, формулируют основные моменты. Модератор фиксирует всю представленную студентами информацию на доске в виде пирамиды карьерного роста. То есть обсуждаются должности, на которых могут поработать выпускники колледжа, устроившись на то или иное предприятие, какие им нужны навыки и опыт, какова ответственность, где они могут получить дополнительное образование, какие документы нужно предоставить для трудоустройства и т.д. После завершения построения пирамиды производится оценка эффективности мероприятия в виде опроса. Студентам предлагается высказаться, какие из рассмотренных должностей им интересны, на каких они смогли бы работать, какие качества предстоит для этого в себе развивать, какие знания, опыт приобретать.

Таблица 2

Активность участников во время итогового опроса

При апробации мероприятия была зафиксирована активность всех его участников в обсуждении, в формулировании перспектив своего дальнейшего профессионального развития. В завершение мероприятия свое мнение высказали все члены команд и отметили, что узнали что-то новое для себя, определили набор навыков, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности и продвижения по карьерной лестнице. Результаты рефлексии представлены в табл. 2.

Результаты опроса, демонстрирующие высокую активность участников мероприятия, свидетельствуют о том, что технология модерации может быть применена и на этапе профессионального самоопределения студентов колледжа.

Профориентация - это не только знакомство с миром профессий, но и содействие в выборе будущей профессии. Рассмотренная технология модерации может быть использована как одна из форм проведения этапов различных профориентационных мероприятий. Это могут быть беседы-лекции, профессиональные пробы, игры и викторины. Данная технология позволяет сделать участников субъектами процесса. При групповой работе происходит взаимное обучение, передача друг другу знаний и опыта.

Рецензенты:

Лапенок М.В., д.п.н., к.т.н., доцент, директор института математики, информатики и информационных технологий, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург;

Попов С.Е., д.п.н., доцент, профессор кафедры естественных наук и физико-математического образования, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, (филиал) Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Нижний Тагил.

Библиографическая ссылка

Карелова Р.А. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-21. – С. 4755-4759;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38064 (дата обращения: 19.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»