Курсовая работа социальные сети в жизни старшеклассников. Позитивное и негативное влияние сети интернет на подростков Сообщение на тему интернет за и против


Министерство образования и науки Российской Федерации

СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М. В. Ломоносова

Институт психологии, педагогики и социальной работы

Кафедра социальной работы

Курсовая работа
на тему:
Социальные сети в жизни старшеклассников.

Выполнила: студентка 2 курса
Факультета социальной работы
Канева Мария Валерьевна
Проверил: Федулова
Анна Борисовна

Архангельск
2011
СОДЕРЖАНИЕ

    Введение
    Интернет
      Интернет как современный источник коммуникации
      Социальные сети
      История развития социальных сетей

      Крупнейшие социальные сети
      Человек в социальной сети
      Опасность социальных сетей
    Особенности старшего школьного возраста
    2.1 Закономерности развития юношеского возраста
    2.2 Личность старшеклассника
    Эмпирическое изучение значимости социальных сетей в жизни старшеклассников на примере МОУ СОШ № 28 г. Архангельска.
    3.1 Программа исследования
    3.2 Результаты исследования
    Заключение
    Список литературы
Введение

«Мы только узлы во всеобщей сети текущей информации».
Вилем Флуссер

На рубеже XXI века общество вступило в новую эпоху технической революции. Современное общество живет в «информатизированной» и «технизированной» среде. Общество, находящееся в среде постоянных технологических достижений и основанное на умение всех и каждого обрабатывать информацию, по праву носит название «информационного общества». Как говорил Д.Белл «Главное значение имеют уже не мускульная сила и не энергия, а информация» .
В современном мире, более ранние (традиционные) средства коммуникации – устное слово, письмо, книга, телефон, теряют свою актуальность. Данные коммуникации легко (и все чаще), заменяет всемирная паутина. Основная функция всемирной компьютерной сети – это информирование общества. Интернет можно представить как огромное хранилище информации и плюс к этому, он является средством массовой и даже глобальной коммуникации, объединяет все мировые информационные ресурсы в единую систему. Помимо получения любой информации (в том числе и в режиме реального времени), интернет все больше привлекает возможностью общаться.
Эксперты, наблюдающие за развитием Интернета, сходятся во мнении, что 2007 год останется в истории как «год социальных сетей». Впервые громко заявив о себе в 2003-м и пережив настоящий бум в 2005-м, сегодня социальные сети обзавелись целым рядом возможностей, выводящих их на принципиально новый уровень. Удивительно, но теперь при общении в Интернете чаще задается вопрос не «в какой стране живешь?», а «в какой социальной сети общаешься?» Попутно социальные сервисы опровергают тезис о разуме толпы - контент социальных сайтов, являющийся продуктом коллективного труда, часто получается гораздо более качественным, актуальным, наглядным, чем содержимое отдельных онлайновых ресурсов.
Социальные сети, или, говоря проще, клубы по интересам известны уже много столетий. Главное достоинство социальной сети в том, что в ней люди общаются добровольно. Это рождает высокий уровень доверия к полученной информации. В условиях, когда на голову человека каждый день обрушивается по несколько тысяч рекламных слоганов, девизов и призывов, потребитель научился фильтровать информацию, отделять рекламную (менее объективную) составляющую от объективных данных.
Цель исследования: определить роль социальной сети в жизни старшеклассника.
Задачи исследования:
1. Определить, что такое «социальная сеть».
2. Изучить историю возникновения социальных сетей.
3. Выявить классификацию социальных сетей.
4. Рассмотреть. самые крупные социальные сети в России и Зарубежом
5. Выяснить, какую опасность могут представлять социальные сети.
Актуальность темы: Социальные сети стремительно набирают популярность во всём мире, аудитории некоторых из них уже превышают население крупнейших стран, и основную часть пользователей составляет молодое население планеты. Социальные виртуальные империи возникли всего каких-то 10 лет назад, но их влияние на повседневную жизнь огромно. Дети 21 века проводят большую часть своего времени в социальных сетях. Современное образование формируется в условиях динамично развивающихся социальных сетей (блогов). Все большую популярность приобретают такие сервисы, как «Одноклассники», «Живой журнал», «Контакт» и многие другие. Возникает опасность бесконтрольного воздействия виртуальных сред на сознание и поведение не только детей, но и дети старшего школьного возраста, и студенты, и молодые люди старше 25 лет подвержены влиянию Интернета. Требуются решительные шаги по созданию организационного, психолого-педагогического сопровождения общения и деятельности людей в социальных сетях (блогах).

Глава 1. Интернет.

Современное общество характеризуется бурным развитием компьютерных коммуникативных технологий и Интернета. Интерне?т (англ. Internet) - всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины и множества других систем (протоколов) передачи данных. Часто упоминается как «Всемирная сеть» и «Глобальная сеть» . Истоки возникновения Интернета лежат в разработках пакетной коммутации открытой сетевой архитектуры , что характеризует его как продукт техногенного развития, предназначенный на начальном этапе для узкоспециализированных специалистов, каковыми и были пользователи первых компьютерных сетей. Однако на сегодняшний день упоминание термина "Интернет" может содержать в себе смыслы не только компьютерной, но и социальной направленности. Международная компьютерная сеть стала новым СМИ, общедоступным средством массовой коммуникации, площадкой экономических и политических операций, местом проведения досуга и даже религиозных действий. Интернет проник практически во все сферы общества, его широкое вхождение в нашу жизнь и быт произошло гораздо быстрее массового освоения таких технических изобретений конца XIX - первой половины XX в., как телефон, радио, телевидение. Очевидно, что социальный спрос на Интернет оказался очень высоким.
Сегодня Интернет является самым массовым и оперативным источником информации. Свое «представительство», собственную WWW-страничку в Сети имеет сегодня практически каждая крупная западная организация, фирма или компания. В Интернет расположены «электронные» варианты многих тысяч газет и журналов, через Сеть вещают сотни радиостанций и телекомпаний. Трудно найти какую-либо область человеческой деятельности, которая не была бы представлена в Интернет во всей своей полноте сотнями и тысячами «страничек». Другая популярная технология получения информации - через так называемые «группы» новостей. Их число приближается сегодня к ста тысячам.
Также, Интернет - крупнейший в мире источник развлечений. Игры и музыка, кино и театр - все виды искусства и все детища громадной индустрии развлечений представлены сегодня в Интернет. Вы можете сыграть в игру с партнером, находящимся на другом конце земли, узнать новости о жизни любимой рок-группы и прослушать их последний диск, разгадать кроссворд и получить результаты последнего футбольного матча, зачитаться обширной коллекцией анекдотов и стать собирателем очень интересных картинок, наконец, даже принять участие в заседании Общества Любителей Жареных Каракатиц... Затруднительно даже назвать вид развлечений и хобби, которому не посвящен в Сети хотя бы десяток страниц.
Интернет - самое благоприятное пространство для бизнеса. Все более популярной становится электронная торговля, позволяющая пользователю совершить покупку практически любого товара в любой точке планеты. По Интернет вы можете заказать и получить новые программные продукты, послать букет цветов любимой девушке и даже приобрести автомобиль. А также узнать последние результаты торгов на биржах всего мира, осведомиться о курсе акций той или иной компании и провернуть с ними сделку. Для крупных фирм и корпораций Сеть стала идеальной средой для проведения всевозможных операций и расчетов, а также торговли по схеме business-to-business, совещаний в реальном времени. Впрочем, заработать на Сети может не только крупная фирма, но и практически любой человек, создавший свою страничку.
Интернет - это идеальный инструмент для рекламы.

Сеть дает любому человеку практически бесплатную возможность оповестить многомиллионную аудиторию о предлагаемых им услугах или продукции. Интернет уравнивает частных лиц, фирмы средней руки и крупные корпорации: у всех есть одинаковые возможности для привлечения покупателей. Не надо платить тысячи и даже миллионы долларов за мгновения рекламы на телевидении, не надо покупать полосы в газетах - ваша страничка в Интернет будет функционировать круглосуточно, без перерывов.
Интернет - это громадный простор для творчества. С помощью Сети вы можете заявить о себе на весь мир, создав личную домашнюю страничку. О чем? О чем хотите. О любимой группе или композиторе, о породе кошек или о собирании поплавков. А можно - о себе, любимом, чтобы потом удивлять знакомых небрежным: «Зайди на мою страничку в Интернет, там лежат фотографии со вчерашнего дня рождения»...
И конечно, Интернет - самое прогрессивное средство общения и коммуникации. Ежедневно пользователи Сети отправляют друг другу сотни миллионов электронных посланий - для многих из них Интернет полностью заменил обычную почту. Миллионы людей ежедневно знакомятся и общаются друг с другом на всевозможных «болтальных» каналах IRC. Пока сравнительно небольшое число людей пользуется услугами Интернет-телефонии и видеоконференций, однако эти технологии общения становятся все более популярными: «пик» спроса на них ожидается не позднее 2000 года.
Интернет можно представить как огромное хранилище информации и плюс к этому, он является средством массовой и даже глобальной коммуникации, объединяет все мировые информационные ресурсы в единую систему.

1.1 Интернет как современный источник коммуникации

Об Интернете мы слышим повсюду. Сегодня это слово владеет умами миллионов. Понятие Интернета является достаточно молодым, оно развивалось в течение последних десяти лет, возможно именно в этом причина того, что основным его пользователем является молодая или относительно молодая часть населения. На сегодняшний день молодежь не представляет своей жизни без Интернета. Чем же прельщает Интернет? Почему многие сравнивают его с наркотической зависимостью?
Интернет открывает нам столько возможностей и экономит такое количество времени, что мы не можем отказать себе в удовольствии использования этого чуда техники.
Чем же хорош этот Интернет? Вот лишь небольшой список тех возможностей, которые он нам "открывает":
* Студенты и школьники уже намного реже посещают библиотеки, потому что Интернет предоставляет любую нужную им информацию. Подчас даже, кажется, что Интернет в скором будущем окончательно и бесповоротно вытеснит библиотеки из жизни общества;
* Мы имеем возможность получения самой новой, самой "свежей" информации о том, что происходит в мире;
* Новейшие музыкальные хиты, фильмы, являющиеся лидерами продаж, становятся доступны для скачивания и дальнейшего просмотра;
* А также многочисленные чаты, которые дают возможность многочасового общения с друзьями и коллегами по работе;
* Электронная почта, которая в отличие от обычной почти мгновенна;
За это и многое другое молодежь так любит Интернет - благодаря тем возможностям, которые он дает, Интернет владеет не только умами, но и сердцами людей.

      Социальные сети
Помимо получения любой информации (в том числе и в режиме реального времени), интернет все больше привлекает возможностью общаться. Общаться можно различными способами. Современная молодежь регистрируется в так называемых социальных сетях, где они знакомятся с ровесниками и не только с ними, кто-то создает свой маленький мир или новый образ.
Интенцией к созданию виртуальной личности может служить неудовлетворенность реальной жизнью (попытка "прожить" другую, лучшую жизнь), пресыщенность реальной жизнью, желание получить новые ощущения, потребность в конструировании иной – символической реальности для творческого самовыражения, конспирация (желание скрыть информацию о себе от широкой общественности или донести до нее достоверные факты инкогнито). Причиной выхода в Интернет в качестве реальной личности может быть социальная ригидность (негибкость, неготовность проявить себя в измененных социальных условиях), самодостаточность (удовлетворенность реальной жизнью, достаточная для ее позиционирования в любой среде).
Что же представляет из себя Социальная сеть? В наше время понятие «социальная сеть» прочно влилось в список наиболее распространенных и используемых интернет-терминов. Однако далеко не все пользователи Всемирной Паутины знают, что оно существовало задолго до появления Интернета.
Термин «Социальная сеть» - был введен в 1954 году социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом, который исследовал взаимосвязи и взаимоотношения между людьми с помощью социограмм. Данный метод до сих пор используется в практической психологии и социологии при изучении малых групп, в рамках методики названой социометрией .
Определений можно дать много. Например, в настоящее время, в обычном значении этого слова, социальная сеть есть сообщество людей, знакомых между собой и связанных общими интересами, общим делом или чем-то другим.
Свободная энциклопедия Википедия определяет Социальную сеть, как интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время. Связь осуществляется посредством веб-сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.
В Интернете социальная сеть - это онлайновый сервис, который позволяет объединять людей по определенному принципу, предоставляя им удобные инструменты общения и самовыражения.
      История развития социальных сетей.
Социальные сети в интернете зародились в 90-х годах, (причем как профессиональное музыкальное сообщество), а термин появился только в 2004 году. Тем не менее, хотя бы в технической характеристике специалисты сходятся - социальной сетью в интернете считается программное обеспечение в интернете, позволяющее пользователям создавать свои профили и связываться с другими участниками в виртуальном пространстве. Стандартные социальные сети позволяют пользователю присоединять людей к своей сети, выходить на других пользователей через своих знакомых, посылать сообщения, размещать фотографии, тексты и любой другой континент.
Первыми компьютерными социальными сетями стали, как ни странно, всё те же группы людей, использовавшие для создания и поддержания социальных связей средства компьютерного общения, которыми стала электронная почта. Случилось это 2 октября 1971 года - день первого сообщения, отправленного на удалённый компьютер, а первыми пользователями социальной сети стали военные в сети ARPA Net. Это был первый шаг к созданию Интернета и современных социальных
Интернет – сетей.
Следующим шагом стало изобретение IRC (англ. Internet Relay Chat - ретранслируемый интернет-чат) - сервисной системы для общения в режиме реального времени. IRC или «ирка», как ёё ещё называют, была создана в 1988 году финским студентом Ярко Ойкариненом. Это были уже более «продвинутые» социальные сети, однако ещё далекие от современных.
Из изобретения компьютеров, электронной почты, IRC и многих других 7 августа 1991 года вытекло изобретение Интернета. Именно в этот день британский ученый Тим Бернерс-Ли впервые опубликовал первые интернет-странички и сделал тем самым следующий шаг к современным социальным сетям.
И вот в 1995 году появилась первая, приближенная к современным, социальная сеть Classmates.com, которую создал Рэнди Конрад, владелец компании Classmates Online, Inc. Этот сайт помогал зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками и другими знакомыми людьми. Сейчас в этой сети зарегистрировано более 40 миллионов людей, преимущественно из США и Канады. Концепция Classmates оказалось успешной, с 2005 года она развивается, и уже не только в пределах этой сети появились такие мировые гиганты, как MySpace, FaceBook, Bebo и LinkedIn или гиганты рунета Одноклассники.ру, ВКонтакте, МойМир и МойКруг.
      Классификация социальных сетей
Социальные сети, как и многие вещи, поддаются условной классификации, т.е. разделению по каким-либо признакам.
Все социальные сети разделяются по типу. Есть сети для поиска людей: одноклассников, однокурсников, коллег и других людей. Есть бизнес-сети, для поиска работы, партнёров, профессионального общения и других деловых вопросов. Некоторые сети основаны на видео, некоторые на аудио и конкретно музыки, а некоторые на фото. Есть и нишевые сети, которые могут не попадать под вышеперечисленные категории.
Также условно сети можно разделить на географическую ориентацию: мировые или для конкретной страны.
Кроме того, в разных сетях по-разному относятся к политике открытости информации. Большинство сетей на данный момент открытые, но есть и закрытые, куда люди попадают только по приглашению. Закрытые сети только начинают появляться, но уже можно ожидать их популярность через несколько лет, людям, естественно, нравится всё запретное и труднодоступное.
По уровню развития социальные сети можно поделить на веб 1.0 – первые социальные сети с базовым функционалом, веб 2.0 – современные социальные сети с широким функционалом для общения и веб 3.0 – социальные сети будущего, которые решают конкретные проблемы .
      Крупнейшие социальные сети
Социальные сети посещает каждый второй пользователь Интернета. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 25 мая 2010 года, типичный пользователь социальных сетей 18-24-летний, с высоким уровнем образования и материального положения. Есть такие, кто прекратили пользоваться социальными сетями. Некоторые никогда не посещали подобные ресурсы, а кто-то и не знают, что это такое.
По результатам тех же исследований, самая популярная социальная сеть в России - «Вконтакте», ее ежедневно посещает каждый третий пользователь Интернета (31%), а еще 23% делают это еженедельно. На втором месте - «Одноклассники» (21 и 28% соответственно). Что касается остальных социальных сетей, то ими большинство опрошенных не пользуются: это Twitter (87%), Blog.ru (86%), Facebook, MySpace (по 85%), Liveinternet (84%), Livejournal и Mamba (по 83%), Я.ру и Мой круг (по 81%), Блоги@Mail.ru (67%).
Что же представляет из себя каждая социальная сеть? Чем они отличаются друг от друга? Рассмотри вначале российские социальные сети.
1.Vkontakte (рисунок 1) –крупнейшая социальная сеть в Рунете. Сервис приобрёл широкую популярность непосредственно в России, на Украине, в Беларуси и Казахстане. Количество зарегистрированных пользователей свыше 90 млн. человек. Многие специалисты называют Vkontakte клоном Facebook(США), это касается как дизайна, интерфейса, так и функционала социальной сети. Тем не менее, Vkontakte снабжена рядом дополнительных опций, идея которых взята у таких популярных в мировом Интернете ресурсов как YouTube, Pandora, MySpace. Vkontakte имеет более молодую аудиторию, состоящую преимущественно из школьников и студентов.
2.Одноклассники (рисунок 2) - Год основания - 2006. Самая большая в прошлом социальная сеть, насчитывает 40 миллионов (русскоговорящих) пользователей из разных стран. Одноклассники.ru помогут найти старых друзей и узнать чем и как они живут сейчас. Там можно отправить сообщения тем людям, с которыми потеряли связь, и, возможно, организовать с ними встречу.
    Рисунок 1.
    Рисунок 2.
3. Мой круг(рисунок 3) - Социальная сеть для поиска работы и работников. Первая в Рунете социальная сеть, созданная в 2005 г. группой недавних выпускников МФТИ, МГУ и Российской экономической школы для поиска одноклассников, однокурсников, коллег и сотрудников. Сейчас также стремительно расширяется.
4. RuSpace - Российская Социальная Сеть, это аналог всемирно популярной Американской социальной сети MySpace.
5. Мой мир@Mail.ru (рисунок 4) - Социальная сеть на www.mail.ru предоставляет все возможности характерные для мощных социальных сетей.

Рисунок 6.
3. MySpace (рисунок 7) - Количество участников - около 90 миллионов, год основания - 2003. Позиционирует себя как - Онлайн-сообщество для общения с друзьями ваших друзей .

    Рисунок 7.
1.6 Человек в социальной сети

Сегодня весь мир и Россию, в том числе, охватила лихорадка социальных сетей. На интернет сайтах - Facebook, Twitter, а так же их российских аналогах Вконтакте и Одноклассники зарегистрировано несколько сот миллионов пользователей. Но мало кто знает, что сайты, которые приносят радость общения, могут наносить и значительный вред психике.
Ряда британских и нидерландских психологов считают, что социальные сети негативно влияют на способность людей общаться в реальной жизни, способствуют развитию ряда комплексов и просто отвлекают школьников и студентов от учебы.
Школьники, просыпаясь утром, не могут позавтракать, не проверив свою страничку в контакте, или, сидя на уроке, не могут не зайти в ICQ, чтоб написать кому-нибудь из друзей, как ему надоело сидеть на уроке. Даже ответы для экзамена (ЕГЭ) сейчас можно найти в социальных сетях.
Как передает корреспондент ИА REGNUM, 15 июня глава комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин ("Единая Россия") сообщил, что направлено письмо Минобрнауки правительству РФ, в котором указано, что зафиксировано около 120 случаев появления ответов на вопросы непосредственно во время проведения экзамена по математике в 2011 году, причем варианты размещались в сети не полностью, а частями. По словам главы Рособрнадзора Любови Глебовой, в день сдачи ЕГЭ социальная сеть "ВКонтакте" оказалась самой массовой по посещению - там было 120 публикаций ответов и 165 тыс. заходов .
До сегодняшнего дня как отечественная, так и зарубежная психология не знали феномена подобного социальным сетям, которые заставляют людей все больше времени отдавать виртуальному общению и созданию собственного интернет образа. Главная проблема состоит в том, что большую часть пользователей социальных сайтов составляют школьники и студенты, и как отразится это явление в дальнейшем на их психике предположить сложно.
Психологи утверждают, что появление Интернета и невероятное развитие телекоммуникационных сетей привело к тому, что современный человек существует в ситуации постоянного сканирования окружающей его среды и перманентного напряжения внимания.
В социальных сетях у активных людей неизбежно появляется определённый имидж - мнение о нём других пользователей конкретной сети. И этот имидж может значительно влиять на разные аспекты жизни человека: повышать его авторитет среди определенных классов людей.
Экономический словарь даёт следующее определение слова имидж. Имидж (англ. image) - образ человека, представление о нем, складывающееся у окружающих, репутация.
Статусные позиции, которые приобретают люди в Интернете, можно подразделить на пассивные и активные. Пассивный статус фиксирует образ человека, который формируется в Интернете и зависит как от его действий в реальном мире, так и от его виртуальной активности. Активный интернет-статус отражает ресурсы влияния человека в информационном пространстве и зависит, прежде всего, от его активности в Интернете. Высокий активный статус зачастую повышает пассивный статус пользователя.
Многие современные ученые, исследующие влияние виртуальных взаимодействий на индивида, отмечают, что в условиях глобального внедрения информационно-коммуникативных технологий происходит формирование нового типа личности. Некоторые авторы считают возможным говорить о формировании виртуальной личности наряду с физическим и социальным развитием человека. По мнению В. Н. Щербины, ключевой чертой такой личности является универсальная коммуникативная способность. Д. В. Иванов описывает виртуальную личность как "человека эпохи постмодерна, погруженного в виртуальную реальность, который увлеченно "живет" в ней, сознавая ее условность, управляемость ее параметров и возможность выхода из нее".

      Опасность социальных сетей
Безумное увлечение онлайн-общением можно трактовать как современную форму психического расстройства, утверждает преподаватель социологии Массачусетского технологического института Шерри Теркл в своей книге «Одинокие вместе». «Даже если определенное поведение становится типичным, оно может выражать проблемы, которые раньше считались патологией», - отмечает социолог . Профессор Уильям Кист, эксперт Кетского университета в Огайо, говорит, что новейшие способы коммуникации действительно начинают пугать людей. Однако он не полностью согласен с мнением Шерри Теркл. «Когда я захожу в кафе и вижу, что все присутствующие молчат, уткнувшись в свои ноутбуки, я понимаю, что она имеет в виду, говоря, что мы перестаем разговаривать друг с другом, - говорит Кист. - И все же это не перестает быть общением. Я не согласен с ней, как по мне, не стоит видеть эту ситуацию в настолько черно-белых тонах».
Конечно, зависимость, которая может перерасти в постоянную болезнь, травмирование психики и использование конфиденциальной информации – это далеко не весь перечень «опасностей» социальных сетей. Во всяком случае, решение «участвовать» или «не участвовать» в социальных сетях, таких как Одноклассники и Вконтакте зависит исключительно от Вас.
Таким образом, социальные сети - это область интернета, в которой сегодня засиживается почти половина всех компьютерных пользователей. Неважно, кто это - ваш босс, ваш сосед, ваш друг или подружка - все они зарегистрированы хотя бы в одной социальной сети. Но поскольку эти места общения привлекают так много людей, большинство которых пребывают в счастливом неведении о необходимости защиты своего компьютера, здесь также охотятся киберпреступники, подстерегающие неосмотрительного пользователя и готовые к немедленному броску на свою жертву.
Угрозы могут быть самыми разными - от простой спам-рекламы, которую мы временами обнаруживаем в своем электронном почтовом ящике, до более изощренных видов интернет-мошенничества, созданных специально для кражи регистрационных данных пользователей социальных сетей или, например, для заражения компьютеров троянской программой-бэкдором .
Социальные сети привлекают киберпреступников глобальностью и участием миллионов активных пользователей. Часто пользователи сетевых сообществ публикуют в интернете детальную информацию о своей личной жизни и работе, которая может с успехом использоваться киберпреступниками. Умело собирая, обобщая и анализируя эти данные, киберпреступники увеличивают эффективность своих атак. Взлом учётной записи пользователя позволяет хакерам рассылать письма от его имени, получать доступ к информации, закрытой для обычных посетителей, и вымогать деньги за восстановление аккаунта.
В Интернете можно быть кем угодно, можно создать какой угодно имидж, можно найти людей практически из любой компании и получить много информации, в том числе не публичной. И всё это сделать довольно просто, только нужно определиться, какая информация нам нужна, потом определяемся с местом, где мы будем искать нужных людей (например, профессиональные социальные сети), находим и знакомимся с людьми, ведем обычную беседу, узнаём человека и в процессе постепенно узнаём необходимую информацию. Тут нужно посоветовать быть осторожным, и в Интернете не давать информацию незнакомым людям, они могут оказаться конкурентами.
Еще одна опасность социальных сетей – это цензура. Ученые отметили, что социальные сети являются, так называемой сферой “без цензуры”, а это значит, что содержание на разных страницах и рассылок социальных сайтов может негативно повлиять на психологическое здоровье даже взрослого. Так, на сайтах социальных сетей пользователь получает неограниченное количество информации, которые часто никем не контролируются. Среди самых опасных социальных «атак» на пользователя – реклама порнографии и предложение секс-услуг. Учитывая, что средний возраст пользователей социальных сетей 18-20 лет, а самые младшие посетители еще не достигли даже 10 лет, то подобные “предложения” могут сильно повлиять на молодую психику.
В последнее время стали появляться разговоры о зависимости от социальных сетей. На наш взгляд, это всё та же интернет-зависимость, которую официально признали психологическим заболеванием, только в более конкретной форме.
Вызваны данные проблемы желанием общаться с большим количеством знакомых в социальных сетях. По началу эту зависимость человек не чувствует, по крайней мере, пока получает то, от чего зависит, но стоит ему лишиться доступа к социальной сети, как сразу возникают симптомы зависимости. Избавиться от такой зависимости довольно сложно. В данном случае будет эффективно переключиться на реальное общение с друзьями, которые в свою очередь должны помочь человеку вылечиться.
Проанализировав литературу по данной теме, изучив мнение современных авторов и пронаблюдав за окружающими, мы можем сказать, что Интернет стал обычным явлением в нашей жизни. Все большее значение приобретает общение в социальных сетях, которые позволяют объединять людей по определенному принципу, предоставляя им удобные инструменты общения и самовыражения. Все социальные сети можно разделить по типу, по географической ориентации, по открытости, а также по уровню развития. Наиболее распространенными являются такие социальные сети как Вконтакте, «Одноклассники», Facebook, Блоги@Mail.ru и другие, и каждая индивидуальна, каждая имеет свою функцию - предназначена либо для поиска людей, либо для поиска работы, либо просто клубы по интересам.
Так же мы выяснили что как Интернет, так и социальные сети отрицательно влияют на психику человека. Люди становятся зависимыми, они могут часами «пропадать» в социальных сетях. Создавая свой виртуальный образ, некоторые люди забывают о реальной жизни, о реальном общении.
К тому же, какими бы привлекательными не были социальные сети по своим функциям, оформлению и свойствам, они имеют и минусы. Если вы забыли адрес друга, вы можете посмотреть его на его страничке, но это удобно не только вам, также этим могут воспользоваться квартирные воры. Конечно, легче написать сообщение, но привыкнув общаться в социальных сетях, люди уходят от реальности, и в будущем при личностном общении становятся застенчивыми, что не всегда является положительным качеством. В социальных сетях реализована возможность просматривать различные видео и аудио, за содержанием которого не очень активно следит администрация. С одной стороны это удобно, когда ты можешь посмотреть любое видео, послушать песню, но с другой стороны социальная сеть превращается в огромную «помойку» пиратского контента, в которой бывает трудно найти что-то нужное, а не нужное в ней само тебя найдет. Еще в интернете не следят за цезурой. Пользователь получает множество информации, которая никем не контролируется. Таким образом, социальные сети имеют не только положительные стороны, но и отрицательные, а пользовательский спрос на них не уменьшается, а наоборот увеличивается с каждым годом, при этом большую популярность они приобретают среди молодежи.
    Глава 2. Особенности старшего школьного возраста
В оценках старшего школьного возраста иногда допускается известный схематизм и категоричность. Указывается на завершенность развития старшеклассников как в физическом, так и в духовном отношении, отмечается приближенность их к взрослому состоянию; стираются те противоречия, которые свойственны подростковому возрасту, подчеркивается некоторая гармония «телесного» и «духовного», установление ровного отношения с окружающими, взаимопонимание с родителями и учителями. Переход от подростничества к юности рисуется как плавное движение к взрослости, где получение аттестата официально закрепляет эту взрослость, подтверждает гражданский статус растущего человека. Между тем анализ особенностей старшеклассников позволяет выявить психологическое своеобразие детей этого возраста, представляющего важнейший этап формирования личности.

2.1 Закономерности развития юношеского возраста

В юношеском возрасте подросток стремительно выходит за рамки школьных интересов и, чувствует себя взрослым, разными способами пытается приобщиться к жизни старших. Но, приобретя большую самостоятельность, он остается школьником, все еще зависящим от родителей. Остается он и на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст - затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями «вырастает». Новый возрастной этап - раннюю юность - считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.
Юность- период завершения физического созревания; на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания в кризисе отрочества. К концу этой стадии основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены. Юноши догоняют и опережают в своем физическом развитии девушек.
Юность – завершающий этап первичной социализации, однако социальный статус юношества неоднороден. Подавляющее большинство юношей и девушек – это учащиеся любо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений .

2.3 Личность старшеклассника.

По мнению одного из авторов, для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Когда жизненные планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей .
В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит ребенком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
На что ориентируются старшеклассники при выборе профессии? В 80-е годы для них наиболее значимыми были три фактора; престижность профессии (ее социальная ценность), качества личности, присущие представителям этой профессии, и принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга . Сейчас одним из наиболее важных факторов становится материальный - возможность много зарабатывать в будущем. То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который ребенок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Самоопределение связано с новым восприятием времени - соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего . В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временная перспектива: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее. Старшеклассник чувствует себя очень молодым, даже совсем маленьким, или, наоборот, совсем старым и все испытавшим. Лишь постепенно устанавливается связь между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану», преемственность настоящего и будущего, что важно для личностного развития.
Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет еще лучше. Осознание временной перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях. В российских школах была выявлена интересная динамика развития самооценки. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников - она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Все это, безусловно, связано с формированием «Я-концепции» и необходимостью самоопределения.
В 11, выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был достаточно абстрактным, становится реальностью. Часть старшеклассников сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оц
и т.д.................

Есть такая сеть на свете, Ею рыбу не поймать. В нее входят даже дети, Ч тоб общаться иль играть. Информацию черпают, И чего здесь только нет! Как же сеть ту называют? Ну конечно ……

Интернет в жизни старшеклассников: за и против Выполнила ученица 8 класса Тазранова Яна МБОУ « Саратанская СОШ», 2016г.

Цель работы: - в ыявление роли сети Интернет в жизни старшеклассников

Задачи: - рассмотреть понятие Интернет в разных источниках; - раскрыть и изучить роль глобальной сети в жизни людей; - провести опрос среди старшеклассников МБОУ « Саратанская СОШ» на тему «Для чего вам нужен Интернет?»; - проанализировать полученные данные; - подвести итог нашему исследованию.

Актуальность исследования в том, что полученные результаты могут дать представление о том, для чего нашим старшеклассникам, нужен Интернет. Гипотеза с возрастом потребность в Интернете меняется: если в младшем возрасте учащиеся больше развлекаются в Интернете, то в более старшем возрасте Интернет становится необходим учащимся для учебы.

Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации.

Функции интернета: Информация Обучение Развлечение и отдых Общение в реальном времени Хранилище фактов

Анкетирование «для чего вам нужен интернет?» Опрашиваемые: 8-ой, 9-ый, 10-ый, 11-ый классы Всего: 36 человек

вопросы Что такое Интернет в вашем понимании? Сколько времени вы проводите в Интернете? Сколько времени тратите на развлечения? Сколько времени тратите на учёбу?

1. Есть ли у тебя выход в интернет?

2. Сколько времени ты проводишь за интернетом в день?

3. На что тратите большее количество времени в интернете?

4. Влияет ли на твое настроение отсутствие интернета?

5. Ограничивают ли тебя родители во времени, проводимом за интернетом?

6. Какую возможность ты имеешь для демонстрации своих знаний, полученных в сети?

7. Считаешь ли ты интернет важной и неотъемлемой частью своей жизни?

вывод Большинство старшеклассников имеют выход в интернет (28 чел.) Интернет в большинстве это средство общения (17 чел.), средство обучения (8 чел.) Большинство проводят в интернете более 3-х часов в день (15 чел.), что может принести вред физическому здоровью. Учащиеся используют время, проведенное в интернете, на подготовку презентаций и рефератов (13 чел.), 8 человек не получают никакой возможности для демонстрации своих знаний в сети. 8 человек не имеют выход в интернет.

заключение работа с Интернет не только заражает компьютер вирусами, портит здоровье, превращает детей в игроманов, но и открывает необъятные возможности общения и позволяет ребенку развиваться, совершать открытия и творить.

Список Используемой литературы - http://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет - понятие Интернета - http://www.prowebseo.ru/index.php - Функции сети Интернет в современном мире http://revolution.allbest.ru/programming/00047038_0.html - Интернет как средство массовой коммуникации и средство общения

Спасибо за внимание!

Интернет: за и против.

Интернет-это огромная платформа для возможности реализовать себя, найти дело по душе и побывать там, где ты никогда не был. Однако не все этой возможностью пользуются…

Итак, давайте рассмотрим плюсы и минусы данной паутины. Начнем, пожалуй, с хорошего.

Во-первых, это безграничные возможности самореализации. В интернете множество курсов для обучения чему-либо: даже как взломать страницы. Тут тебе ходить не надо куда-то - сиди дома, пей чай и учись.

К примеру, хочешь выучить иностранный язык? Репетиторы по Скайпу, все возможные ресурсы тебе помогут. Нужно только найти себе то, что ближе к душе, и вот, можно заниматься в любое удобное время(еще один плюс).

Не нужна учеба? У тебя есть обширные познания в чем-то? Поделись, научи кого-то, создай сайт, привлеки публику, принеси пользу кому-то.

Еще возможность знакомства. Найти друзей по интересам и может быть из других стран, не представит проблем в 21 век.

И много чего еще…

Но кроме плюсов есть и минусы.

Первый минус: Интернетом пользуются не только нормальные люди.

Так как нельзя увидеть человека, сидящего по ту сторону монитора, узнать что творится у него в голове, то это представляет непосредственную опасность.Попав под влияние таких людей, можно лишиться денег, а то и вовсе убить(бывали и такие случаи).

Отсюда же хакеры.

Вирусы - это бич 21 века. А чего только не хранят компьютеры, сколько тайн они знают. А завладев такой информацией можно подставить человека, опозорить и в конце концов шантажировать, чего никому из нормальных людей не хотелось бы.

Второй минус: Деградация людей.

Как говорилось, не все правильно используются интернетом. Попадая под влияние интернета, люди не осознают сколько времени они тратят впустую.

К примеру. Представьте себе банк, который дает вам каждый день 86000 долларов, которые вы обязаны потратить, а остаток банк забирает себе. И так каждый день.

Конечно, вы стремились бы истратить все до доллара. Так вот 86400 долларов- это ваше время. Каждый новый день дает вам 86400 секундочек, забирая остаток.

Страшные числа. А многие тратят большую часть своего времени на просмотр глупых постов в соц. сетях, селфи и его редактирование, и потом еще трясутся из-за лайков…

Третий минус: Хамство.

Существует мнение, что нас никто не видит в интернете, не следит за нами и т.д.А зря. Все посещения отслеживаются. Не замечали ли вы, что зайдя на сайт с модными платьями, вам потом будут предлагать рекламу именно с предложениями на покупку платьев и т.д. Понаблюдайте. Порой это забавно)

В интернете очень легко грубить, хамить, ведь ты не видишь человека, находишься в безопасности.А потом это входит в норму, это становится привычкой, а как говорится «Привычка-вторая натура».

К сожалению, мы не используем все возможности, которые предоставляет нам интернет. Ведь для успеха, для прибыли от интернета нужно терпение, труд, воля, а прикладывать усилия, увы, человек не любит. Все хотят чего-то легкого, а в этом мире ничего не бывает за бесплатно…Вот так и живем.

С 2010 года на общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122 поступило более 8 млн обращений.
В настоящее время к единому номеру подключены 222 службы в 83 регионах нашей страны. Психологическую помощь могут получить дети, подростки и их родителям в трудных жизненных ситуациях. Звонок бесплатный и анонимный.
В частности, на сайте телефона доверия указаны основные признаки и 10 форм кибербуллинга.


Современные дети и подростки, которых называют «цифровыми гражданами» легко осваивают компьютер, мобильные устройства и умело пользуются ими. При этом навыки детей в области безопасности в Интернете отстают от их способности осваивать новые приложения и устройства.

Основные опасности в Интернете для детей и подростков следующие:

1. Кибербуллинг (интернет-травля).

2. Использование Интернета для манипуляции сознанием детей и подростков (пропаганда экстремистского, антисоциального поведения, суицидов, вовлечение в опасные игры).

4. Кибермошенничество.

5. Безопасность доступа в Сеть и кража личных данных техническими средствами.

6. Незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе.

7. Просмотр сайтов для взрослых.

Каждое поколение более или менее отличается от предыдущего. Но именно дети, которые родились в начале третьего тысячелетия и которых мы называем поколением Z, в этом смысле абсолютно уникальны, потому что на их развитие с самых ранних лет влияет такой мощный инструмент, как цифровая реальность.

Интернет - это новая среда обитания и источник развития ребенка. Конечно, такая ситуация влияет на формирование личности детей, на их взаимоотношения с окружающим миром, на их культурные практики.


Президент творческого объединения «Юнпресс», доктор педагогических наук Сергей Цымбаленко, в одном из интервью сказал: "Дети в интернете, это факт, от него никуда не денешься. Общество перешло к постоянному диалогу, непрерывному общению. Это решительный переход к коллективному разуму, или ноосфере. Дети первыми шагнули в такое новое состояние общества."

По данным кафедры психологии личности МГУ, количество детей, ежедневно пользующихся интернетом, выросло до 95%. При этом 32% детей сидят в сети каждый день по 8 часов, хотя ещё три года назад их было всего 14%. На наших глазах формируется новое «цифровое» поколение, которое неизбежно сталкивается с рисками при пользовании Всемирной паутиной.


Один из «Больших проектов» в доменной зоне.ДЕТИ - это проект Спутник.Дети, в котором отобрано более 5000 сайтов: с мультфильмами, играми, книжками, песнями и многим другим. Каждый ресурс проходит проверку асессорами поисковика и системой безопасности.

Google предлагает родителям 10 правил безопасности детей в интернете. Первое правило - поговорите с ребенком о безопасности в Интернете.Самое главное: убедите ребенка, что в любой непонятной или пугающей ситуации ему следует обращаться к родителям, чтобы найти безопасное решение.

Использование Интернета подростками

Интересная статья опубликована 09.03.2017 на сайте The Village, с рассказами пяти российских подростков 11 - 16 лет, о том как они используют и какое значение имеет для них Интернет, какие у них любимые сайты и социальные сети, их мнение о безопасности в Сети и о родительском контроле.

Во многом отношение этих подростков к интернету отражает результаты приведенного ниже исследования. За исключением их общего мнения: в интернете есть «минусы» и опасности.


В 2013 году было проведено первое (и пока единственное) общероссийское научное исследование цифровой компетентности подростков и родителей детей подросткового возраста. Исследование проводилось Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google.

В России ежедневно пользуются интернетом 89% подростков 12–17 лет. В будние дни проводят в интернете от 3 до 8 часов 37% их них, в выходные - 47%. Мобильный интернет у детей в два раза более популярен, чем у их родителей.

Большинство подростков используют интернет для поиска интересной информации. На втором месте по популярности - поиск информации для учебы.

Как оказалось, почти треть опрошенных детей считают, что интернет лишен каких-либо недостатков, а у каждого десятого вызвал затруднения сам вопрос о «минусах» интернета.

Главный вывод исследования - уровень цифровой компетентности как родителей, так и самих подростков составляет в России примерно треть от максимально возможного (31% у родителей и 34% у подростков).

В январе 2019 ВЦИОМ провел опрос взрослых и подростков (14–17 лет) по вопросам, касающимся влияния социальных сетей на их поведение.

Показательно, что опрошенные всех возрастов отмечают, что интерес подростков к «плохим» группам в соцсетях сформирован не самими сетями, а реальными проблемами школьников : 49% подростков считают, что такой интерес вызван реальными психологическими проблемами, 31% – конфликтами со сверстниками и 29% – отсутствием родительского контроля.


По данным опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в декабре 2015 года, только 10% детей старше 6 лет не пользуются социальными сетями. Вопрос задавался респондентам, у которых есть проживающие с ними дети старше 6 лет.

Влияние Интернета на подростков

Психологи Центра социально-психологической адаптации и развития подростков "Перекресток" считают, что одна из основных проблем - это развитие компьютерной зависимости.

Британские психологи считают зависимость подростков от Facebook, Twitter и компьютерных игр положительным явлением. По их мнению, снижение употребление подростками в странах Европы и США алкоголя и наркотиков связано с ростом популярности у молодежи социальных сетей, компьютерных игр и распространением социальных медиа.

Российские подростки, как и их западные ровесники, проводят в интернете значительную часть своего свободного времени. Однако на уровне употребления наркотиков это не сказывается.

Подростковая интернет-зависимость и жестокость

Интернет-зависимость - это чума XXI века. К сожалению, дети не способны справиться с этим сами. Родителям нужно не конфликтовать с детьми, не отказываться от них, а принимать их такими, какие они есть. Потому что доля участия родителей в том, что их ребенок стал таким, точно имеется. Здесь важно признать свои ошибки, но это сложнее всего - родители же всегда считают себя правыми.

В интернете у подростков появляется возможность быть неким бесполым существом, которое всех и вся убивает, чувствуя себя сильным и крутым. Если это впитается ребенком полностью, то из него просто-напросто вырастет преступник. В какой-то момент он подумает, что в реальной жизни тоже все дозволено. Один из таких ребят-игроманов на вопрос: «О чем ты тогда думал?» - ответил: «У меня было два желания - либо кого-то убить, либо чтобы меня убили».

Парадокс технологической грамотности детей

Сегодняшние дети, вероятно, являются великолепными потребителями технологии, но они редко бывают технически грамотными, считает глава BT Group (British Telecommunications plc), Гевин Паттерсон.

Может быть они выглядят как опытные цифровые аборигены, но их знания ограничиваются глубиной экрана. Они являются пассивными пользователями, а не активными создателями. И большинство из них, в действительности, мало интересует, как технология, от которой они зависят, на самом деле функционирует. Я это считаю парадоксом технологической грамотности.

Российские школьники: приватность и безопасность в Сети

С таким докладом выступила Галина Владимировна Солдатова, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, на прошедшей 10.11.2015 в Москве, 6-й Международной конференции «Защита персональных данных».

76% российских школьников проводят в Интернете в среднем 3 часа в сутки. Каждый седьмой подросток в возрасте от 12 до 17 лет проводит в Сети почти треть жизни (8 часов в сутки). Современные школьники воспринимают Интернет не как набор технологий, а как среду обитания.

Практически каждый второй подросток не соблюдает принцип конфиденциальности в отношении своих паролей в социальных сетях. При этом всё ещё остаются дети, готовые сообщить свой пароль незнакомым людям.

Больше трети подростков по-прежнему готовы сообщить незнакомому человеку в сети информацию личного характера: имя и фамилию, точный возраст, а также отправить фотографию. Шестая часть детей поделится номером мобильного телефона, почти столько же сообщит номер школы.

Влияние компьютера и интернета на школьную успеваемость

Авторы исследования, проводившегося в школах Северной Ирландии, не установили прямой связи между временем, которое тратится детьми на социальные сети, и их оценками. Видеоигры же, напротив, могут ухудшить результаты выпускных экзаменов в средней школе.

Согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), масштабные инвестиции в школьные информтехнологии "не привели к заметным улучшениям" результатов теста Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся по чтению, математике и естественным наукам.

Как заявил по этому поводу директор образовательных программ ОЭСР Андреас Шляйхер, компьютеризация и внедрение интернета в школах "породили слишком много несбыточных надежд".

Google-эффект или как Интернет меняет наш мозг

Сегодня почти любую информацию можно найти с помощью поисковых систем. Вполне возможно, считают психологи Гарвардского университета Дэниел Вегнер и Адриан Уорд, что Интернет заменяет не только других людей, хранящих информацию, но и наши собственные познавательные процессы. Интернет может не только избавить нас от необходимости обмениваться информацией "вживую", но еще и ослабить наше желание запоминать важную информацию. Психологи называют это Google-эффектом.

«До 15 лет ученикам свойственно наивное восприятие источников информации. Зачастую они не испытывают побуждения проверить полученные сведения и обычно воспринимают их такими, какие они есть, сосредотачиваясь на том, что говорится», - отмечает французский ученый Жан-Франсуа Руэ, который занимается оценкой воздействия цифровой среды на чтение и поиск информации.

Проблема безопасности детей в Интернете в других странах

Европейцев больше всего тревожит кибербуллинг (травля) в социальных сетях и ее последствия, когда из-за глумления со стороны сверстников подросток может впасть в депрессию или задуматься о суициде.

"Фейсбук" на своей

Муниципальное образовательное учреждение г. Уфы

средняя общеобразовательная школа № 40

с углубленным изучением французского языка

Секция: Правоведение

Номинация: Обществознание

ИНТЕРНЕТ В ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ:

новые виды общения и социальных связей

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Гиззатуллина Карина

ученица 11 А класса СОШ № 40

Научный руководитель

учитель истории и обществознания СОШ № 40

Синенко Светлана Ниловна

Уфа – 2010

Введение

1. Информационные возможности Интернет

2. Интернет в современной российской школе

3. Интернет-зависимость у старшеклассников и ее влияние на поведение дома и в школе

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

Конечно, Интернет и школа – явления различные по своей природе. Интернет – децентрализован, динамичен, разгосударствлен, одновременно индивидуалистичен и коммуникативен. Школьное образование – централизованно и иерархично, консервативно и статично, оно в своей основе огосударствлено. То есть, по своим качественным характеристикам традиционное школьное образования и Интернет находятся как бы в разных плоскостях.

Теоретически, школа должна являться в обществе одним из центров прогресса, а учителя должны вести за собой детей, подавая им пример. К сожалению, в реальности всё не так. Еще более ста лет назад, изучив работу школ России, Германии, Швейцарии и Франции, Лев Толстой писал: «Образовательное влияние современной школы совершенно незначительно. Везде, где люди сметливы и образованны, они черпают это не из школы, а из жизни, из семейного уклада, в кафе и театрах, на пристанях и в музеях, в мастерских и книжных лавках».

Очень важен для нас опыт других стран. Ведь во всем развитом мире подключение школ к сети является задачей государственного масштаба. Использование компьютерной техники, новейших средств доставки информации, глобальных сетей - абсолютно объективная тенденция в образовании не только у нас в стране, но и в мире. Видимо, это станет основным стержнем образования в XXI веке (4, 123) .

Интернет - не самоцель, его можно сделать мощным инструментом образования, который может изменить лицо школы. И престижная городская гимназия, и школа в сельской глубинке должны иметь равный доступ к информации. В связи этим тема «Интернет в жизни старшеклассников» кажется насущной и довольно острой. Накопилось огромное количество вопросов, требующих незамедлительных решений. Проблема использования сети в школе очень объемна, данный реферат не претендует на полноту изложения, наша задача – наметить основные вопросы и тенденции.

1. Информационные возможности Интернет

В глобальной сети, безусловно, можно "заблудиться" и бродить по ее бесконечным лабиринтам. Но, действуя грамотно, можно получить богатейший "улов" необходимых в работе материалов, вплоть до электронных учебников.

Что привлекает преподавателей, учителей, студентов и школьников среди возможностей Интернета? Вот наиболее распространенные ответы на этот вопрос:

На серверах Интернета можно отыскать информацию и документы, которые трудно найти где-либо еще;

Сеть дает возможность доступа к крупным библиотекам и их каталогам;

Используя Интернет, можно переписать компьютерные программы, необходимые для работы;

Можно получить доступ к разнообразным видео- и аудиоматериалам и т. п.

Пропасть между школой и Интернет преодолима. И ее преодоление происходит невероятно быстро. В 1984 году, то есть 26 лет назад, в мире насчитывалось около 1000 подключенных к Интернет компьютеров. В наши дни количество пользователей исчисляется миллионами (2, 78) .

Важнейшей, после получения информации, функцией Интернет является электронная почта, или e-mail. Возможностями электронной почты широко пользуется и большинство учителей и школьников. Этот тип связи позволяет пользователям посылать файлы и отвечать на электронные сообщения. Электронная почта дает возможность работникам образования из отдаленных районов страны не зависеть от расстояний и сравнительно быстро получать необходимую информацию.

По электронной почте можно подписаться и получать последние новости по какой-либо тематике. Группы новостей представляют собой открытый обмен информацией, и каждый пользователь может прочитать или поместить свое сообщение на электронной доске объявлений. Среди них можно найти рубрики, интересные работникам образования, - посвященные преподаванию математики, естественных наук и т. д., домашнему обучению, различным ступеням образования (7, 129) . Единственный недостаток в новостях то, что они всегда на английском языке, а большая часть преподавательского состава, как это не прискорбно, не владеет им.

Еще одна функция Интернета - возможность принять участие в дискуссионных группах (конференциях), которые представляют собой отдельные почтовые листы, посвященные темам, интерес к которым объединяет пользователей, живущих в разных странах мира. Чтобы присоединиться к дискуссионной группе, пользователь должен послать короткое электронное сообщение по специальному адресу для подписчиков. Материалы дискуссионных групп могут стать для участников источником актуальных сведений об образовательных проблемах, новейших образовательных технологиях, новостях из мира образования. С их помощью можно вести диалог с коллегами всего мира. Пользователи, не являющиеся участниками конференции, могут просто следить за обменом информацией на страницах дискуссионных групп.

2. Интернет в современной российской школе

Зарубежные данные интересны, но что происходит в нашей стране, как и где сейчас используются возможности Интернет? Исследователи вопроса говорят, что сложился некий "джентльменский набор" возможного использования Интернет в школе, его можно изложить в следующих 10 пунктах:

1. Использование электронной почты.

2. Поиск в сети нужной информации.

3. Создание собственных школьных веб-страниц.

5. Обмен тематически организованным опытом и идеями (например, для учителей физики, истории или для директоров школ и т.д.).

6. Поиск ответов на типичные вопросы.

7. Взаимоконсультирование по софту и т.п.

8. Организация конференций по сети.

9. Получение ("скачивание") небольших обучающих программ по разным предметам.

10. Совместные проекты школьников (и учителей) разных школ, в том числе разных стран, по разным темам (3, 36) .

В настоящее время большинство школьников уже освоили Интернет. В то же время, большая часть преподавательского состава в школах – это люди старшего поколения, выросшие и воспитанные в другой культуре, почти в другой стране. Поэтому нельзя не учитывать личность учителя в процессе «интернетизации». Так же имеет огромное значение отсутствие умений обращения с компьютером. Отсутствие учета личности учителя в процессе воплощения всего нового в реальную жизнь приводит к нулевым результатам. Некоторые эксперты говорят о психологическом барьере, как об одной из главных проблем для учителей: многие, особенно с возрастом, испытывают страх перед компьютером и долго не могут с ним справиться (7, 160) .

Интернет-ресурсы образовательного назначения, созданные для учащихся и учителей или учащимися и учителями, вместе составляют образовательное информационное пространство новой школы, которая уже не управляется сверху, а становится саморазвивающейся системой, в которой каждый учитель проводит свою линию самостоятельного развития, координируя ее с деятельностью других коллег. Примеров организации таких систем на сегодняшний день существует несколько. Так, в гимназии № 1567 г. Москвы создано учебное Интернет-пространство школы, в инфраструктуру которого входят кабинеты директора гимназии, учительская, библиотека, два кабинета информатики, три кабинета физики, кабинеты химии, электроники, машинописи, географии, биологии, математики, русского и английского языков.

С 5-го класса учащиеся вовлекаются в учебную работу по школьным предметам, активно используя информационные ресурсы этого пространства, работая, как исследователи, ученые-экспериментаторы по биологии, химии, физике, астрономии, в гуманитарных областях. Одним из результатов этой общешкольной работы является создание электронной сетевой энциклопедии, которую готовят учащиеся и учителя (4, 37) . Школьный сервер гимназии, который обеспечивает развитие общешкольного информационного пространства, работает круглосуточно, что позволяет ученикам и учителям работать в школьном информационном пространстве из любого учебного кабинета или из дома при наличии компьютера.

3. Интернет-зависимость у старшеклассников

  1. са­моопределения старшеклассников // Педагогика. – 2002. ... культуры общения . «Древо жизни» К...

  2. Социально -педагогическая работа как направление деятельности с трудными подростками на базе сель (2)

    Дипломная работа >> Социология

    Путешествуют по "Интернету" или играют в... старшеклассника своей жизнью и собой. 1.2 Теоретические основы социально - ... видам практической и умственной деятельности. Главная новая ... компании (социально отрицательные) связаны с развлечением и общением , но...

  3. Социально -педагогическая деятельность по адаптации старших подростков к условиям лицея

    Реферат >> Педагогика

    ... новым условиям жизни . Различают адаптацию психологическую, биологическую, социально -психологическую, социальную . Социальная адаптация, как один из видов ... (Опросник В. С. Юркевич) 1. Связаны ли интересы старшеклассника (в учебе и во внешкольных занятиях...