Суммирование процентов за вредность при совмещении профессий. Как оформить совмещение во вредных условиях? Вредность при совмещении профессий

Работник предприятия работает во вредных условиях труда по совместительству 4 часа, распространяются ли на него все льготы, предусмотренные для данной категории работников при определении пенсионного стажа и прочее???

Совместителям полагаются те же гарантии и компенсации, что и основным сотрудникам (ч. 2 ст. 287 ТК РФ). Таким образом, сотруднику совместителю, занятому на работах во вредных или опасных условиях, положены такие же льготы, как и основным сотрудника.

Однако, в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии работа по совместительству не включается. По общему правилу в этот стаж включают только периоды непосредственной работы в особых условиях при условии, что такая работа выполнялась в течение полного рабочего дня (п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух VIP-версия».

Специальный стаж необходим для досрочного назначения трудовой пенсии по старости при отличающихся от нормальных условиях труда либо по определенной профессии, должности (педагоги, медики и др.).

Сотрудник имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии (ранее достижения пенсионного возраста), если имеет специальный стаж, который включает в себя периоды работы на определенных должностях в специфических условиях (тяжелые, вредные и др.), с которыми связано льготное обеспечение граждан трудовыми пенсиями (ст. 27–28 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).

По общему правилу в этот стаж включают только периоды непосредственной работы в особых условиях или в особой должности и при условии, что такая работа выполнялась в течение полного рабочего дня (п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516).* Помимо непосредственной работы по должности, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включают также период обучения сотрудника на курсах повышения квалификации, в том числе и с отрывом от работы. В ряде случаев такое обучение является обязательным условием выполнения отдельных видов работ (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). В частности, обучение является обязательным для сотрудников органов внутренних дел (ч. 8 ст. 76 Закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).

Специальный трудовой стаж исчисляют в соответствии со списками профессий и должностей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. Кроме того, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяют списки № 1 и № 2, утвержденные постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. Порядок применения указанных списков определен постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537.

Сотрудники, профессии и должности которых предусмотрены списками № 1 и № 2, пользуются правом на пенсию по возрасту на льготных условиях, если условия их труда соответствуют условиям (показателям), указанным в списках, что должно быть подтверждено результатами аттестации рабочих мест.

Валентина Андреева

К.и.н., профессор кафедры трудового

Права и права социального обеспечения Российской академии правосудия

2.Статья: Оформляем льготы за работу во вредных и опасных условиях труда

О каких льготах идет речь?

Трудовым законодательством установлены различные гарантии и компенсации для работников, выполняющих тяжелые работы и работы во вредных и (или) опасных условиях* (см. таблицу ниже). Гарантии и компенсации, предусмотренные законодательными актами СССР, применяются, в случае если они не противоречат ТК РФ.

Льготы, связанные с регулированием рабочего времени*

У сотрудников, которые заняты на работах во вредных или опасных условиях, продолжительность рабочего времени не должна превышать 36 часов в неделю (ч. первая ст. 92 ТК РФ). При этом ежедневная рабочая смена при 36-часовой рабочей неделе не может превышать 8 часов, а при рабочей неделе 30 часов и менее – 6 часов (ч. вторая ст. 94 ТК РФ). Однако статья 94 Трудового кодекса закрепляет возможность увеличения продолжительности ежедневной работы (смены) коллективным договором с 8 часов при 36-часовой рабочей неделе, но только при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (36 часов) и гигиенических нормативов условий труда. Такое отклонение от общего правила может быть объяснено спецификой выполняемых работ. Например, тем, что по технологическим причинам требуется более длительное присутствие на рабочем месте конкретного работника (допустим, для завершения ранее начатого химического опыта).

Кроме того, для сотрудников, занятых на вредных и опасных работах, установлены дополнительные гарантии в сфере отпусков. Им положен дополнительный оплачиваемый отпуск, который запрещено заменять денежной компенсацией (ст. 126 ТК РФ). Продолжительность отпуска определяется в зависимости от профессии и занимаемой должности, так, работнику может быть предоставлено от 7****** рабочих дней до 36 рабочих дней*******. Расходы на оплату дополнительных отпусков, предусмотренных коллективным договором (сверх предусмотренных действующим законодательством), не учитываются при определении налоговой базы (п. 24 ст. 270 НК РФ).

Следует отметить, что работодатель вправе установить большую продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска для работников, отразив это положение в трудовом договоре с сотрудником или в локальном акте компании. Также в этих документах работодатель может установить дополнительный оплачиваемый отпуск для работников, должности и профессии которых не упоминаются в Списке.

Недавно Правительство РФ фактически признало, что страховая пенсионная система в стране функционирует с большими проблемами. Эта система в определенной степени будет изменена. Однако остается практически прежней та ее часть, которая устанавливает особенности для работников, трудящихся в опасных и вредных условиях Работодатели должны избавляться от источников вредных и опасных факторов, тогда не будет оснований для соответствующих пенсионных льгот и самим работодателям не придется уплачивать повышенные . В связи с этим отдельного рассмотрения заслуживает тема занятости на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда работников, оформленных по совместительству.

Трудовое законодательство о совместителях и вредных (опасных) условиях труда

Согласно ст. 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее ) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

Совместительство – выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ).

Обратите внимание: не допускается работа по совместительству во вредных и (или) опасных условиях труда, если основная работа связана с такими же условиями. В связи с этим при приеме совместителя на работу с вредными и (или) опасными условиями работодатель на втором месте работы вправе (по нашему мнению, обязан) потребовать от него справку о характере и условиях труда по основному месту работы (ст. 283 ТК РФ).

В соответствии со ст. 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четыре часа в день. Она может быть и меньше (как далее укажем – это важно). Но в дни, когда по основному месту работы сотрудник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену).

В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы за другой учетный период), установленной для данной категории работников.

Согласно ст. 286 ТК РФ лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Это касается и дополнительного отпуска, на основании ст. 117 ТК РФ предоставляемого работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) отнесены к вредным 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным. Для совместителей в этой части ТК РФ ограничений не предусматривает.

К сведению: вредным считается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Опасным – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме (ст. 209 ТК РФ).

При этом минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работников, занятых в названных условиях труда, составляет семь календарных дней. Но, очевидно, этот минимум предполагает полностью отработанное время за расчетный период. То есть для совместителей он пересчитывается пропорционально фактически отработанному ими рабочему времени.

В то же время продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

К сведению: на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника (в том числе совместителя), которое оформляется путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающая минимальную продолжительность данного отпуска, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые определены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Страховые взносы и пенсия, оказывается, не всегда взаимосвязаны

Налогообложение оплаты труда работников, которые в качестве совместителей трудятся во вредных или опасных условиях, ничем не отличается от налогообложения заработка работников, занятых в таких условиях постоянно. Но в отношении начисления страховых взносов особенности есть – применяются дополнительные тарифы. Они играют двойную роль. С одной стороны, стимулируют работодателя улучшать условия труда и тем самым устранять основания для начисления взносов по дополнительным тарифам. С другой стороны, связаны с предоставлением работникам льгот по пенсионному обеспечению. Задумано, что эти тарифы должны компенсировать государству расходы на предоставление пенсионных льгот за работу во вредных или опасных условиях труда.

Правда, для совместителей вторая сторона таких начислений не так очевидна.

В пункте 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перечислены лица, которые имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, когда она обычно назначается, на пять или десять лет.

Ясно, что причина преференции для этих лиц – их занятость на работах с вредными и опасными условиями труда. Конкретные списки таких работ утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665.

В пунктах 1 и 2 ст. 428 НК РФ установлено, что если плательщик страховых взносов производит выплаты и иные вознаграждения лицам, занятым на соответствующих работах, то он должен использовать дополнительный тариф взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) на эти выплаты и вознаграждения. Размер этого тарифа относительно большинства работ, перечисленных в ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ (п. 2 – 18), составляет 6%. И только при уплате выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, дополнительный тариф равен 9%.

Но такие тарифы плательщики применяют, только если они не провели СОУТ на рабочих местах.

К сведению: согласно п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить СОУТ.

Предельный срок для проведения СОУТ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 данного закона, – до 31.12.2018. Указанные в названной норме рабочие места тоже не освобождены от проведения СОУТ, но в отношении них не проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Это рабочие места:

    работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;

    в связи с занятостью на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

    на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Если СОУТ проведена, значит, для каждого рабочего места установлен класс условий труда. И в зависимости от этого класса для них устанавливаются другие дополнительные тарифы взамен указанных в п. 1 и 2 ст. 428 НК РФ. Они приведены в таблице:

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Допустимый

Оптимальный

В Письме Минфина России от 25.09.2018 № 03-15-07/68350 подчеркнуто, что взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам, как и взносы по основным тарифам, начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии со ст. 420 НК РФ, за исключением сумм, поименованных в ст. 422 НК РФ.

Но далее там сказано, что в случае частичной занятости работника, оформленной надлежащим образом, в течение месяца как на работах, поименованных в пп. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах, взносы на ОПС по дополнительным тарифам плательщик рассчитывает со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Очевидно, что к названной категории работников относятся внутренние совместители. Ведь они могут получить совмещение на работах с вредными или опасными условиями труда, только если на основном рабочем месте условия нормальные.

Учет рабочего времени такого работника ведется отдельно по основному месту и там, где он совмещает. Поэтому, по нашему мнению, необходимо сложить рабочее время по обоим рабочим местам и определить долю, которую составляет рабочее время, проведенное в качестве совместителя. А с учетом этой доли – и долю выплат и вознаграждений, на которые будут начислены взносы по дополнительным тарифам.

Однако сложно сказать, согласятся ли с такой методикой налоговики.

А вот если совместитель внешний, то работодателю по второму месту работы никаких пропорциональных пересчетов делать не придется. Нужно просто взять все выплаты и вознаграждения, начисленные им этому работнику, и на них начислить страховые взносы по дополнительному тарифу.

В Письме Минфина России № 03-15-07/68350 также отмечается, что поскольку в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ выплаты и иные вознаграждения, произведенные в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, признаются объектом обложения страховыми взносами, такие выплаты тоже облагаются взносами на ОПС по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке, если произведены в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Но надо ли вообще начислять дополнительные взносы на выплаты совместителю?

Как видно, Минфин считает, что на выплаты совместителю, который трудится во вредных или опасных условиях, в любом случае надо начислять дополнительные страховые взносы. Правда, практики на этот счет нет.

Однако можно обратиться к практике, которая сложилась в отношении применения Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Положения ст. 58.3 данного закона полностью соответствуют действующей сейчас ст. 428 НК РФ.

Но Минтруд, регулировавший порядок исчисления страховых взносов до 01.01.2017, не раз указывал, что, по его мнению, условием уплаты взносов по дополнительным тарифам является начисление выплат в пользу лиц, занятых (числящихся) на видах работ, поименованных в п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, и формирование базы для начисления данных взносов не связано с включением периодов занятости на указанных работах в стаж для досрочного назначения пенсии (см., например, Письмо от 17.06.2016 № 17-3/В-256).

Но это принципиально важно для совместителей. Ведь согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона № 400-ФЗ (Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516), в стаж такой работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных льготными списками, не менее 80% рабочего времени (п. 5 Постановления Минтруда России от 22.05.1996 № 29).

При указанном подходе Минтруда получалось, что на выплаты и иные вознаграждения совместителям, работающим во вредных или опасных условиях, дополнительные страховые взносы начислять необходимо, а вот в льготный пенсионный стаж период работы такого совместителя входить не будет.

Но с этим подходом не соглашаются арбитражные суды. Например, в Постановлении АС ЦО от 14.03.2018 № Ф10-60/2018 по делу № А14-3052/2017 было указано на то, что если у работника отсутствует право на досрочную пенсию (что подкреплено результатами СОУТ или аттестации рабочих мест), а именно такова ситуация при занятости на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда менее 80% рабочего времени, то дополнительные страховые взносы начислять не нужно. Следовательно, у организации не было обязанности по применению дополнительного тарифа при исчислении и уплате страховых взносов (см. также постановления арбитров этого же округа от 11.10.2017 № Ф10-3959/2017 по делу № А14-15419/2016, от 15.08.2016 № Ф10-2569/2016 по делу № А64-4872/2015).

А в Постановлении АС ЗСО от 21.11.2016 № Ф04-5137/2016 по делу № А67-887/2016 отмечено, что при отсутствии права на досрочное назначение пенсии уплата страховых взносов по дополнительному тарифу в зависимости от выплаченного работнику вознаграждения теряет свою основную цель – обеспечение пенсионных прав конкретного работника.

Поскольку увеличение бремени выплат путем введения дополнительного тарифа обусловлено необходимостью пенсионного обеспечения работников, досрочно вышедших на пенсию, невключение трудового стажа застрахованных лиц в стаж, дающий право на такое досрочное пенсионное обеспечение, исключает обязанность страхователя по уплате за таких работников страховых взносов по дополнительному тарифу (см. также Постановление АС УО от 17.01.2018 № Ф09-8480/17 по делу № А60-24933/2017).

Таким образом, у плательщиков есть все основания не начислять страховые взносы на выплаты и вознаграждения совместителям, работающим во вредных или опасных условиях (конечно, сотрудник должен быть предупрежден, что эта его работа не будет включена в льготный страховой стаж), – при условии, что такой плательщик готов судиться с чиновниками, которые, по всей вероятности, потребуют внесения дополнительных страховых взносов с этих выплат.

Но, как видно, в судах сформировалась четкая позиция, согласно которой в подобной ситуации дополнительные взносы уплачивать не надо. Причем каждый раз чиновники пытались дойти до ВС РФ и каждый раз тот поддерживал нижестоящие суды, что делает данную арбитражную практику абсолютно однозначной.

  • Как правильно внести запись о внешнем совместительстве в трудовую книжку?
  • Надо ли выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск работнику, выполняющему обязанности отсутствующего сотрудника?
  • Как оформить совместительство инвалида?
  • Каковы последствия за прем работника, уже имеющего основное место работы?
  • Попадает ли врач-терапевт или врач-невропатолог, работающий в психоневрологическом интернате, под постановление Правительства РФ от 06.06.2013 № 482?

Вопрос

Можно ли оформить совмещение профессий, имеющих обе вредные условия труда? А расширение зоны обслуживания:электрогазосварщик + электрогазосварщик, водитель + водитель? Где-то читала, что с вредными условиями рзо оформлять нельзя,но сегодня нигде не нашла подтверждений,видимо заблуждаюсь. А несколько совмещений и расширений зоны обслуживания на одного работника можно оформить? Помогите, пожалуйста, разобраться.

Ответ

Ответ на вопрос:

При этом работодателю нужно учитывать реальную возможность выполнения в течение рабочего дня работы по нескольким должностям. Если работники справляются с такого рода «совмещениями», то работодателю нужно обратить внимание на нормирование труда.

Совмещение - выполнение наряду с основной работой в пределах установленной продолжительности рабочего дня другой оплачиваемой работы. За такую доп. работу сотруднику положена доплата. Подробнее об оформлении совмещения см. в доп. материалах.

Пример оформления совмещения должностей

Бухгалтер организации В.Н. Зайцева согласилась совмещать свою должность с должностью главного бухгалтера. На основании к трудовому договору руководитель организации издал о совмещении должностей.

Договор о полной материальной ответственности

Если должность (профессия), которую будет совмещать сотрудник, предполагает непосредственное обслуживание или использование денег, товаров, а также иного имущества работодателя, то дополнительно с сотрудником ().

Доплата за совмещение

При совмещении профессий (должностей) сотруднику дополнительно к его заработку .

Досрочное прекращение совмещения

Сотрудник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении. О досрочном прекращении работы в режиме совмещения профессий (должностей) сотрудника нужно уведомить в не позднее чем за три рабочих дня. Если сотрудник хочет досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, он также должен письменно предупредить об этом работодателя за три рабочих дня. Такой порядок предусмотрен
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Оплата труда при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника

    Оплата труда при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника

    В соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, должна производиться доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

    При этом размеры такого рода доплат устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

    На практике различаются следующие режимы, связанные с исполнением дополнительных обязанностей:

    совмещение профессий (должностей);

    расширение зон обслуживания или увеличение объема выполненных работ;

    выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников.

    Все эти виды работ допускаются в одной и той же организации с согласия работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества продукции, выполняемых работ, обслуживания населения.

    Под совмещением профессий (для рабочих) или должностей (для руководителей, специалистов, служащих) понимается выполнение работником наряду со своей основной, обусловленной трудовым договором, работой, дополнительной работы по другой, вакантной должности без освобождения от основной работы в одной и той же организации в одно и то же рабочее время.

    Совмещение профессий (должностей) необходимо отличать от выполнения обязанностей на условиях штатного совместительства, когда с работником заключается отдельный трудовой договор (внутреннего или внешнего штатного совместительства), а обязанности по договору выполняются вне рамок рабочего дня (смены).

    Порядок и условия совмещения профессий (должностей) применяются также при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемых работ. Под расширением зон обслуживания и увеличением объема выполненных работ понимается выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.

    Под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (временное заместительство) следует понимать замещение работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность).

    Следует учитывать, что в соответствии со статьей 74 ТК РФ в случае производственной необходимости работодатель вправе переводить сотрудника для замещения отсутствующего работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).

    Исходя из приведенных положений, перевод сотрудников на другую работу для выполнения обязанностей временно отсутствующего работника на условиях статьи 74 ТК РФ влечет за собой освобождение их от исполнения обязанностей по основной должности (профессии). Доплата же за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника вводится в тех случаях, когда сотрудник наряду с выполнением трудовых обязанностей по своей основной должности (профессии) в пределах установленной продолжительности рабочего дня привлекается к выполнению обязанностей по должности (профессии) временно отсутствующего работника.

    Учитывая положения статьи 423 ТК РФ, при документальном оформлении указанных режимов, а также решении ряда иных вопросов, связанных с введением и изменением доплат за совмещение профессий (должностей), организации вправе руководствоваться положениями следующих нормативных правовых актов:

    Постановления Совмина СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту - Постановление Совмина № 1145);

    Инструкции Госкомтруда СССР от 14 мая 1982 г. № 53-ВЛ «По применению постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)»;

    Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 820/39 (в редакции изменений от 11 декабря 1986 г.).

    Однако, учитывая тот факт, что приняты данные нормативные акты были еще задолго до введения в действие Трудового кодекса РФ, то их положения могут применяться только в той части, в которой они не противоречат действующему законодательству, а также с учетом сложившейся на сегодняшний день судебной практики.

    Введение, изменение и прекращение условий о совмещении профессий (должностей)

    Совмещение профессий (должностей) допускается, как правило, в пределах той категории персонала, к которой относится данный работник (рабочие, инженерно-технические работники, служащие и другие).

    Совмещение оформляется приказом руководителя с указанием совмещаемой профессии (должности), объема дополнительной работы, размера доплаты и периода, на который она вводится (совмещение может осуществляться в рамках определенного периода времени или без указания срока).

    Оформление отмены или уменьшения доплаты за совмещение также осуществляется приказом по организации, при этом об изменении условий совмещения работник должен быть предупрежден в письменной форме за два месяца, если только совмещение не вводилось на строго определенное время. Необходимость такого предупреждения обусловлена положениями статьи 72 ТК РФ.

    Совмещение вакантных должностей может производиться несколькими сотрудниками. При этом размеры доплат данным сотрудникам рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы они не превышали в суммарном выражении (в рублях) должностного оклада (тарифной ставки) по вакантной должности. В противном случае установление доплат экономически нецелесообразно.

    Размер доплаты устанавливается по соглашению между работником и работодателем (администрацией организации) исходя из фактически выполняемого объема работ по вакантной должности в процентах от тарифной ставки (должностного оклада) по основной должности. Если совмещение производится неполное рабочее время (например, неполный месяц из-за болезни) доплата начисляется пропорционально за фактически отработанное время.

    Должностной оклад работника, замещающего должность бухгалтера по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками составляет 5000 рублей.

    В одном из месяцев в связи с длительной болезнью бухгалтера по учету расчетов с работниками по оплате труда (должностной оклад в месяц - 4800 руб.), работнику установлена доплата за замещение должности временно отсутствующего бухгалтера по расчетам с работниками по оплате труда в размере 60 процентов от должностного оклада.

    Заработная плата сотрудника за отчетный месяц составит 8000 руб., в том числе:

    должностной оклад - 5000 руб.;

    доплата за замещение - 3000 руб. (5000 руб. x 60%).

    Вся сумма пособия по временной нетрудоспособности заболевшего сотрудника оплачена из средств социального страхования, а именно начисленных к уплате сумм единого социального налога в его части, уплачиваемой в ФСС РФ, в связи с чем введение доплаты за замещение не потребует от работодателя дополнительных расходов по оплате труда.

    Если же бухгалтер по учету расчетов с работниками по оплате труда направлена в длительную служебную командировку с сохранением за ней среднего заработка, то введение доплаты за замещение потребует от работодателя дополнительных расходов в сумме 3000 руб. за полностью отработанный месяц.

    Учет по совмещаемой работе в табеле учета использования рабочего времени не производится, поэтому его целесообразно вести отдельным порядком в структурных подразделениях организации.

    Экономически нецелесообразным является распространение совмещения на руководителей предприятий, их заместителей и помощников.

    При ухудшении качества продукции, выполненной работы или обслуживания населения, совмещение и доплаты за него могут прекращаться с момента выявления этого ухудшения.

    Особенностью заместительства является то обстоятельство, что при таком режиме исполнение обязанностей временно отсутствующих работников называется временным заместительством (для руководящих должностей) или временным замещением (для других). При этом замещающий работник также не освобождается от своей основной работы, а исполнение обязанностей как по своей должности, так и по должности отсутствующего работника, осуществляется без увеличения рабочего дня.

    Если обязанности руководителей возлагаются на их заместителей или помощников, доплаты рекомендуется не производить, так как сами обязанности по таким должностям и их статус подразумевают собой выполнение в отсутствие руководителей их обязанностей.

    Допуск, оплата, освобождение от временного замещения производятся аналогично, как и при установлении совмещения профессий. Однако, необходимо отметить, что так как замещение производится невакантной должности (то есть временно отсутствующего работника), то следует определять экономический эффект от данной процедуры. Если замещается должность работника, находящегося на «больничном», оплата которого производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, то введение замещения с ограничением его тарифной ставкой (должностным окладом) по исполняемой работе не требует от работодателя дополнительных затрат на оплату труда по сравнению с нормальным производственным процессом. В случае же нахождения работника в длительной командировке или в других случаях, когда за ним сохраняется заработная плата в организации, введение замещения потребует дополнительных затрат и вопрос его введения будет зависеть во многом от необходимости (важности, срочности) этого замещения.

    В соответствии с Разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства» замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки). Однако учитывая то обстоятельство, что такая схема дополнительной оплаты труда напрямую противоречит положениям статьи 151 ТК РФ, при замещении работнику следует выплачивать именно доплату, а не оплачивать разницу. Впрочем, как возможный вариант размер выплачиваемой доплаты может определяться исходя из определяемой разницы.

    Заметим ряд примечательных моментов, касающихся использования системы совмещения профессий (должностей).

    Во-первых, уменьшение численности работников в бюджетных учреждениях в результате совмещения профессий (должностей) не может служить основанием для изменения вышестоящими органами установленного организации лимита численности и утвержденного для нее штатного расписания, а также упразднения подразделений, одним из условий создания которых является наличие определенной численности работников.

    Согласно Единых рекомендаций по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 29 декабря 2004 г., протокол № 4) доплаты за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы включены в перечень гарантированных выплат компенсационного характера. Это означает ни что иное, как обязательную выплату указанных доплат в бюджетных учреждениях за счет средств бюджетного финансирования.

    Во-вторых, за работниками, занятыми на работах с вредными условиями труда, совмещающими профессии (должности) и выполняющими свою основную работу в полном объеме, сохраняются предусмотренные действующим законодательством льготы в связи с условиями труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, бесплатная выдача молока и лечебно-профилактического питания) независимо от того, установлены ли эти льготы по совмещаемым профессиям (должностям). Работникам, которым по основной профессии (должности) указанные выше льготы действующим законодательством не предусмотрены, а по совмещаемой профессии (должности) предусмотрены, эти льготы должны предоставляться только за те дни, в которые работник работал по совмещаемой профессии (должности) не менее половины рабочего дня.

    При этом продолжительность дополнительного отпуска рассчитывается пропорционально проработанному времени в условиях, дающих право на этот отпуск.

    Применение условий о совмещении профессий (должностей) с учетом судебной практики

    В последнее время условия о дополнительной оплате труда при совмещении профессии (должностей) явились предметом рассмотрения многочисленных судебных разбирательств.

    В частности, предметом рассмотрения Решения Верховного суда Российской Федерации от 21 января 2003 г. № ГКПИ 02-1359 явились положения подпункта «а» пункта 15 Постановления Совмина № 1145, которыми работникам из числа руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей запрещено совмещать профессии (должности) других работников.

    Учитывая, что в должностные обязанности руководителей и их заместителей в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37) входит осуществление функций своих подчиненных, а их оплата труда производится на уровне, превышающем размеры заработной платы подчиненных лиц, то положения Постановления Совмина № 1145 в части ограничения прав вышеуказанных категорий работников на совмещение должностей были признаны соответствующими нормам действующего трудового законодательства.

    Однако принятое Верховным Судом Российской Федерации решение было отменено Определением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № КАС 03-90.

    По итогам указанных судебных решений положения подпункта «а» пункта 15 Постановления Совмина № 1145 в части ограничения прав руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей на получение доплат за совмещение профессий (должностей) были признаны не действующими с 25 марта 2003 года. Именно с указанной даты данные категории работников вправе претендовать на получение доплат на условиях, установленных статьей 151 ТК РФ.

    В качестве объяснений принятых решений Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала на имеющееся у организаций, не финансируемых из бюджета, право по самостоятельному определению условий оплаты труда на основе принимаемых коллективных договоров, соглашений и прочих локальных актов без обязательного руководства при этом едиными тарифно-квалификационными справочниками.

    Несмотря на то, что свое определение Верховный Суд построил на организациях внебюджетной сферы, указанные выше положения пункта 15 Постановления Совмина № 1145 признаны недействующими в полной мере, а потому право на совмещение должностей (профессий) имеют также руководители структурных подразделений и их заместители, занимающие должности в бюджетных учреждениях. При этом необходимо учитывать, что согласно положениям статей 135 и 145 ТК РФ соответствующие ограничения в бюджетных учреждениях могут быть установлены законами и иными нормативными правовыми актами.

    Положения подпункта «а» пункта 15 Постановления Совмина № 1145 в части ограничения прав на получение доплат за совмещение профессий (должностей) работниками из числа главных специалистов были признаны недействующими Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 2003 г. № ГКПИ 03-1072, которое вступило в силу с 5 ноября 2003 года. Следовательно, и главные специалисты вправе требовать получения доплаты за совмещение при наступлении соответствующих условий.

    Наряду с этим, действующая в настоящее время редакция подпункта «а» пункта 15 Постановления Совмина № 1145 не допускает совмещение должностей работниками из числа руководителей предприятий, учреждений, организаций, их заместителей и помощников. Предметом рассмотрения на заседаниях Верховного Суда и его Кассационной коллегии данная категория лиц не являлась, а потому следует считать, что ограничение их прав на совмещение должностей в настоящее время оставлено в силе.

    Предметом рассмотрения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ (Определение от 11 марта 2003 г. № КАС 03-25) стали положения подпункта «а» абзаца 3 и абзаца 4 пункта 1 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства» в части ограничения прав на получение доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников лицами из числа штатных заместителей или помощников отсутствующих, а также прав главных инженеров на получение такой доплаты за период замещения отсутствующего руководителя.

    По итогам рассмотрения права указанных лиц на получение доплаты за замещение были восстановлены с 11 марта 2003 года.

    Исходя из вышеизложенного, за исполнение обязанностей временно отсутствующих руководителей указанные выше категории работников вправе получать как минимум разницу между их фактическим окладом и должностным окладом замещаемого работника, как это предусмотрено в Разъяснении № 30/39. В силу же положений статьи 151 ТК РФ по согласованию с работодателем должна выплачиваться не разница в окладах, а доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размерах, согласованных сторонами трудовых отношений (в том числе и превышающая разницу в окладах).

    При все этом необходимо учитывать, что несмотря на отмену соответствующих положений Разъяснения № 30/39, в бюджетных учреждениях права штатных заместителей или помощников руководителей, и главных инженеров на получение указанной доплаты в силу положений статей 135 и 145 ТК РФ могут быть ограничены соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

    Отраслевое регулирование вопросов, связанных с введением, изменением и отменой условий о совмещении профессий (должностей)

    В организациях текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности Российской Федерации, на которые распространяется действие Отраслевого соглашения на 2005-2007 годы (зарегистрировано в Роструде 11 марта 2005 г., регистрационный номер 14/04-06), конкретный размер устанавливаемой работнику доплаты за совмещение профессий (должностей) определяется коллективным договором, но должен составлять не менее 40 процентов тарифной ставки (должностного оклада) по совмещаемой профессии.

    В Министерстве обороны Российской Федерации доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются в соответствии с пунктом 4 раздела IX приложения № 1 к приказу Министра обороны от 8 марта 1993 г. № 130 «О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки» (в редакции изменений и дополнений).

    Доплаты устанавливаются работникам, выполняющим в одной и той же воинской части наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы.

    Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются без ограничения перечней совмещаемых профессий (должностей) исходя из фактически выполняемого объема работ по совмещаемой должности (профессии) или обязанностей отсутствующего работника. На установление доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей отсутствующего работника используется экономия фонда заработной платы.

    Руководителям учреждений, предприятий и организаций, их заместителям и помощникам, главным специалистам, руководителям структурных подразделений, отделов, служб, их заместителям и помощникам доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника не производятся. При этом следует признать, что такого рода положения приказа Министра обороны несколько противоречат действующему законодательству (см. предыдущую главу публикации).

    Мастерам и начальникам участков доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника производятся на общих основаниях.

    Соглашение о совмещении профессий (должностей) или выполнении обязанностей временно отсутствующего работника оформляется приказом командира воинской части с указанием совмещаемой профессии (должности) или должности (профессии) отсутствующего работника, объема дополнительно выполняемых обязанностей (работ) и размера доплат. При этом совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника может производиться при условии, если это экономически целесообразно, не ведет к ухудшению качества выполняемых работ по основной и совмещаемой работе и обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда и техники безопасности.

    Размер доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается администрацией по согласованию с работником в процентах от тарифной ставки (оклада) по основной профессии (должности) работника с таким расчетом, чтобы сумма доплат (с начислениями) не превышала тарифной ставки (оклада) по совмещаемой вакантной профессии (должности).

    Работникам, которым по основной профессии (должности) действующим законодательством не предусмотрены льготы в связи с условиями труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, бесплатная выдача молока и лечебно-профилактического питания), а по совмещаемой профессии (должности) они предусмотрены, эти льготы должны предоставляться только за те дни, в которые работник работал по совмещаемой профессии (должности) не менее половины рабочего дня.

    Среднему медицинскому (в том числе главным медицинским сестрам), фармацевтическому (в том числе начальникам (заведующим) аптек, отнесенных к V группе по оплате труда руководителей), младшему медицинскому персоналу за совмещение профессий (должностей) без ограничения перечнями совмещаемых профессий (должностей) устанавливается доплата без ограничения ее предельными размерами (пункт 25 раздела IV приложения № 4 к приказу Министра обороны от 8 марта 1993 г. № 130).

    При этом врачи и провизоры могут совмещать должности (профессии) среднего медицинского, фармацевтического, младшего медицинского персонала военно-медицинских учреждений (подразделений) без ограничения перечнями совмещаемых профессий (должностей) и размерами доплат за совмещение. Совмещение врачами и провизорами одной специальности и квалификации других врачебных (провизорских) должностей допускается в исключительных случаях по перечням военно-медицинских учреждений (подразделений) и врачебных должностей, утверждаемым Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны Российской Федерации.

    Необходимо учитывать, что выполнение врачами и средним медицинским персоналом, а также провизорами и фармацевтами (с режимом работы более одной смены) военно-медицинских учреждений (подразделений) обязанностей временно отсутствующих других врачей, среднего медицинского персонала, провизоров и фармацевтов (вследствие болезни, отпуска, командировки и т.п.), оплачивается по фактически затрачиваемому рабочему времени по должности отсутствующего работника в одинарном размере и не считается совместительством.

    В тех случаях, когда указанная работа выполняется вследствие неявки сменяющего работника к моменту окончания смены и невозможности заменить его другим работником, оплата производится как за сверхурочную работу.

    При формировании фондов заработной платы на очередной год организации Минобороны России должны учитывать, что доплаты за совмещение профессий (должностей) в подсчет фонда не включаются, так как совмещение может иметь место только при наличии вакантных должностей, которые учитываются при расчетах планового фонда заработной платы.

    В учреждениях Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков размер выплачиваемой работникам доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника определяется в соответствии с приказом ФСКН России от 13 июля 2004 г. № 210, - до 100 процентов от оклада (тарифной ставки) отсутствующих работников.

    В таком же порядке размер доплаты определяется в бюджетных учреждениях, подведомственных Государственной фельдъегерской службе (см. приказ ГФС России от 5 марта 2004 г. № 75).

    Работникам таможенных органов (оплата которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда для работников бюджетных учреждений) размер доплаты за совмещение профессий (должностей) устанавливается в соответствии с пунктом 6.2 Инструкции об оплате труда работников таможенных органов Российской Федерации, которая утверждена приказом ГТК России от 30 ноября 2000 г. № 1082.

    Доплата устанавливается в размере до 100 процентов тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника, в соответствии с порядком, установленным в приложении № 5 к указанной Инструкции.

    Согласно данному приложению под исполнением обязанностей временно отсутствующего работника (отпуск, болезнь и т.п.) понимается временное замещение, то есть исполнение обязанностей по не вакантной должности в отличие от совмещения профессий (замещающий работник не должен являться штатным заместителем или помощником отсутствующего работника).

    Под совмещением профессий (должностей) в свою очередь подразумевается выполнение работником с его согласия наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой, вакантной (не одноименной) должности, или профессии в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (смены).

    Расширение зон обслуживания означает повышение занятости (загруженности) работника путем увеличения числа обслуживаемых им объектов, убираемой площади и т.п. по сравнению с установленной нормой.

    Увеличение объема выполняемых работ связано с выполнением дополнительных работ сверх нормативного объема, предусмотренного для данной профессии (должности) работника.

    Размер доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ устанавливается исходя из фактически выполняемого объема работ по совмещаемой профессии (должности) с таким расчетом, чтобы сумма доплаты не превышала тарифной ставки (оклада) по совмещаемой профессии (должности).

    В таможенных органах доплаты не производятся руководителям подразделений, их заместителям и помощникам, начальникам отделов, служб, их заместителям и помощникам, а также в тех случаях, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах затрат и обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника, например, по должности «секретарь-машинистка» или поручается работнику в установленном законодательством порядке в связи с недостаточной загруженностью против действующих норм трудовых затрат по основной работе).

    Порядок дополнительной оплаты труда за совмещение профессий (должностей) лиц из числа федеральных государственных служащих разъяснен в письме ГТК России от 2 декабря 2002 г. № 01-06/47498 «О доплате федеральным государственным служащим за исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего) таможенного органа».

    Возможность установления ежемесячной доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника государственному служащему подтверждена в письме Минтруда России от 14 октября 2002 г. № 4628-6. Конкретный размер указанной доплаты определяется по соглашению сторон трудового договора.

    Государственному служащему, исполняющему обязанности по должности временно отсутствующего сотрудника или вышестоящей должности временно отсутствующего государственного служащего, наряду с денежным содержанием (с учетом всех установленных выплат по основной должности), выплачивается доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего).

    Размер доплаты определяется исходя из разницы между фактическим окладом, установленным по должности временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего), и окладом по основной должности государственного служащего, рассчитанной с учетом надбавок за особые условия государственной службы, за выслугу лет и премии по результатам работы, установленных государственному служащему по основной должности на дату начала исполнения обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего).

    Для расчета применяется следующая формула: Сумма доплаты = (разница в окладах) + (разница в окладах) x % надбавки за особые условия государственной службы + (разница в окладах) x % надбавки за выслугу лет + (разница в окладах) x % премии по результатам работы.

    Если например, государственному служащему (должностной оклад по основной должности - 2000 руб., надбавка за особые условия государственной службы - 80 процентов, надбавка за выслугу лет - 20 процентов, премия - 25 процентов), поручается исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника (оклад по должности - 2500 руб.), то кроме разницы в окладах (500 руб. = 2500 руб. - 2000 руб.) он вправе получить исчисленные на сумму разницы в окладах надбавки и премию (надбавка за особые условия государственной службы и разницы в окладах - 400 руб. (500 руб. x 80%); надбавка за выслугу лет - 100 руб. (500 руб. x 20%); премия - 125 руб. (500 руб. x 25%)). Всего сумма дополнительной оплаты (доплаты) составит 1125 руб.

    В учреждениях здравоохранения при установлении доплат за совмещение профессий (должностей) могут быть учтены положения приказа Минздрава СССР от 19 июля 1982 г. № 700 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)». Указанным приказом, в частности, утвержден Перечень профессий и должностей работников учреждений здравоохранения, которым могут устанавливаться доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, на основании которого в каждом учреждении может разрабатываться и утверждаться конкретный перечень профессий и должностей работников, которым может устанавливаться доплата.

    В образовательных учреждениях доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника может устанавливаться в отношении мастеров производственного обучения, выполняющих в том же образовательном учреждении наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой должности мастера производственного обучения (полностью или частично), в том числе в связи с временным отсутствием работника. На это обращено внимание в пункте 4.16 Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенных письмом Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 26 октября 2004 г. № АФ-947/96.

    Законодательство РФ определяет вредные условия труда, как условия труда, которые могут наносить вред здоровью и жизни человека. Работающие на таких предприятиях люди имеют право на льготы и надбавки. Вредные условия- это условия труда на которых человеку наносится вред его организму, неблагоприятное влияние на функциональность его органов и обострение хронических болезней. На таких предприятиях могут работать не все граждане, необходимо пройти определенную комиссию, которая даст заключение, о том что данный человек может работать во вредных условиях. Условия труда делятся на три категории, такие как безопасные, на этом производстве здоровью и жизни человека вред не наносится; вредные – эта категория предусматривает собой возможность заразиться какой либо болезнью и дальнейшее ее хроническое развитие и последняя категория-это опасное производство, на таком производстве возможно получение травм, различной степени тяжести, что в дальнейшем может привести к нетрудоспособности.

    Классификация условий труда

    Закон ТК РФ определяет полный перечень профессий, имеющих вредные условия труда.

    К ним относятся работники:

    • угольной промышленности;
    • горной промышленности;
    • абразивного и металлургического производства;
    • электроэнергетики;
    • химической и нефтяной промышленности;
    • радиотехнического, электротехнического и электронного производства;
    • геологической разведки;
    • микробиологии;
    • предприятий по изготовлению ареометров и термометров.

    Вредные условия труда определяются не только списком о вредных профессиях, но и для того чтобы определить вредное это производство или нет необходимо провести аттестацию или спец оценку производства, лишь после проведения предприятия получает статус вредного производства, и сотрудникам на данном предприятии полагаются льготы, надбавки и возможность сокращения пенсионного возраста.

    Совместительство и вредные условия труда

    Сотрудник, работающий по дополнительному трудовому договору в свободное от основной работы время, считается совместителем. Совместительство бывает как внутренним так и внешним, все зависит от того у одного или нескольких работодателей работает сотрудник. Но стоит помнить, о том, что работа по совместительству не может превышать 4 часов в день. Работа по совместительству не ограничивает человека в количестве совмещенных профессий, но в трудовом договоре необходимо обязательно указывать, что сотрудник работает по совместительству. Работа по совместительству не возможна для лиц, не достигших 18 летнего возраста.

    Что касается работы по совместительству с вредными условиями труда, то важно помнить, что совместительство вредных профессий запрещено. То есть если по основному месту работы сотрудник работает во вредных условиях, то совместительство с вредными условиями труда по ТК РФ запрещено. Для того, что бы избежать прием на работу человека по совместительству, работающего во вредных условиях у него необходимо потребовать справку о месте и условиях основной работы. Если же такой человек устроен на предприятии, то его необходимо уволить в соответствии с пунктом 11 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

    Оформление совмещения с вредными условиями труда

    Совмещение сотрудника на предприятии возможно как на начальном этапе приема на работу, так и в дальнейшем процессе труда, он может заменять сотрудника, который вышел на больничный либо ушел в отпуск. Для этого необходимо оформление следующих документов:

    • письменного согласия на совмещение.
    • дополнительное соглашения к трудовому договору специалиста, в котором определяются:
    • дата начала выполнения дополнительных обязанностей;
    • срок, на который устанавливается совмещение;
    • должность и трудовые обязанности, которые являются дополнительными;
    • наличие вредных факторов производства по совмещаемой должности;
    • порядок доплаты за совмещение.

    Приказ подписывает руководитель и сотрудник, а также другие упомянутые в документе лица, например, если совмещение внутреннее.

    Оплата и компенсация за вредность

    Оплата за вредные условия труда представляет собой компенсацию, предоставляемую работнику за возможный вред, который предоставляется его организму и жизни связанный с работой во вредных условиях.

    Положениями Трудового кодекса РФ трудящимся на вредных и опасных производствах полагается дополнительная выплата. Негативными производственными условиями при этом признается такая трудовая деятельность, при которой превышается допустимый норматив воздействия сопутствующих рабочему процессу неблагоприятных факторов на физическое состояние человека, результатом чего могут стать временные проблемы со здоровьем, хронические заболевания, профзаболевания. Тариф доплаты за вредность определяет ТК РФ и составляет минимум 4% от оклада на занимаемой должности, но может быть и выше на усмотрение работодателя. На повышение доплаты за вредность могут влиять такие факторы как вредное производство, увеличение продолжительности рабочего процесса, ночные смены и праздничные дни.

    Сотрудник, работающий во вредных условия труда имеет право на следующие льготы:

    • дополнительный отпуск (оплачивается работодателем). По мимо основного отпуска рабочие на вредных производствах могут иметь дополнительно до 10 дней отпуска.
    • бесплатное предоставление услуг и продуктов, обычно выдаётся молоко, бесплатные медицинские осмотры, лечение;
    • выход на пенсию досрочно. Человек, работающий в таких условиях, может на несколько лет раньше уйти на пенсию и получать пособие.

    Можно сделать вывод, что на вредных предприятиях могут работать далеко не все граждане, но сотрудники данных предприятий имеют право на определенные надбавки, премии и компенсации. Работа на вредных и опасных предприятиях дает возможность получения бесплатного лечения, оздоровления и выхода на пенсии не дожидаясь пенсионного возраста.

    Часто задаваемые вопросы

    Вопрос№1 Что такое вредных условия труда?

    Ответ: Вредные условия – это условия труда на которых человеку наносится вред его организму, неблагоприятное влияние на функциональность его органов и обострение хронических болезней.

    Вопрос №2 Какая положена надбавка за вредные условия труда?

    Ответ: Тариф доплаты за вредность определяет ТК РФ и составляет минимум 4% от оклада на занимаемой должности, но может быть и выше на усмотрение работодателя. На размер надбавки может влиять множество факторов, такие как вредность, опасность на производстве.