Профессиональный рост и личностный: что это? Критерии карьерного роста: что такое профессиональный успех? В чем заключается профессиональный рост.

Время чтения 7 минут

Стремления становиться лучше, достигать новых высот – это вполне закономерное желание любого человека, который хочет быть успешным «по всем фронтам». Личностный и профессиональный рост – это стремление человека к саморазвитию, а также трезвой оценке своих сил и возможностей. Вы сможете ознакомиться с ведущими терминами, чтобы понять, с чего начать личностный рост и как не остановиться на достигнутом результате.

Глоссарий основных понятий

В первую очередь, нам все-же необходимо осознать, что же подразумевает по собой понятия «личностный рост». Многие науки, такие как эзотерика, психология и социология предопределяют разные значения для этих понятий. Для удобства обобщим их.

Личность – это симбиоз вместе с совокупностью приобретённых предпочтений, привычек, социокультурный опыт человека, а помимо всего прочего его психофизические особенности, определяющие в будущем модель поведении в социуме.

Личностный рост – это приобретения новых, а также их накопление для дальнейшего использования в саморазвитии и улучшения жизни в конкретной среде. С этим термином проблем не возникает – саморазвитие уже подразумевает приобретения новых, полезных навыков, с помощью которых будет достигнут желаемый результат. Основная же задача личностного и профессионального роста – достижение высокой результативности как в выбранной сфере жизни, так в их комплексе, повышение потенциала в собственной карьере.

Основные цели саморазвития: личностный и профессиональный рост

Сам путь саморазвития – очень тернист. Он требует полной отдачи и работы сверх своих сил, на пределе возможностей. Такого рода путь выбирают далеко не все. Для его преодоления необходимо обладать определенной жизненной целью, быть готовым к трудностям и возможным неудачам. Полное стремление к созданию жизни без влияния типичности, которая зачастую навязывается окружением, в то числе и ближним, тоже является частью саморазвития человека.

Личностный и профессиональный рост помогают нам в дальнейшем достичь три основные цели, на базисе которых в будущем можно продолжать самосовершенствование:

  1. Гармония в соответствии с текущим днем - изучение новой информации, полученной из различных источников (книги, посещения тренингов, различных семинаров), ее систематизация и дальнейшее использования с учетом всех требований, необходимых для общества, в том числе ближайшего нашего окружения, а также достижения новых высот в построении карьеры.
  2. Формирование осознанности – не только реальное, но также адекватное принятие настоящего, тщательный анализ собственной модели поведения – все эти действия необходимы для получения необходимого перечня возможных проблем и недостатков, которые необходимо исправить либо полностью искоренить, чтобы в дальнейшем они не мешали профессиональному росту.
  3. Всестороннее развитие – для совершенствования требуется не только достижения лучших результатов только в определенной категории и близрасположенных, но также в абсолютно противоположных. Таким образом, вы развиваетесь всесторонне, а значит можете на основе приобретенных знаний и умений развиваться в совершенно новом для вас направлении. Необходимо не только быть асом в своем деле, надо уметь еще поддержать светскую беседу на любую тему.

Пять важнейших этапов личностного роста

Согласно исследованиям, руководителя кафедры организационного поведения в Школе менеджмента, Ричарда Бояциса – огромный процент людей «воспринимают личностный и профессиональный рост, как некое откровение или озарение, словом катарсис жизненного пути, при всем этом, не задумываясь о его цикличности». Ведь по природе своей, всякое развитие – ни что иное как последовательность определенных этапов, при прохождение которых, вы получаете всю необходимую информацию, которая надобна для старта нового.

Предлагаемые им этапы профессионального развития человека, основаны на изучении таких наук как социология и психология, что дает нам возможность ответить, основываясь на комплексе знаний этих наук, на актуальный во все времена вопрос: с чего начать личностный и профессиональный рост?

5 этапов становления личности:

  1. Бесподобное внутреннее «Я» - наше собственное видение самих себя – идеальная, по своей сути модель существования с окружающим миром и людьми. Такая практика необходима для полной активизации наших внутренних ресурсов, ведь в данном случае, лучший мотиватор - это еще не существующий идеал. Но в этом этапе, основным камнем преткновения является реакция общества – ведь оно часто ожидает от нас диаметрально противоположного. Очень важно, именно в этот момент не поддаться общему влиянию, ведь вам и только вам известна ваша цель, заветная мечта и никто не вправе отговаривать вас от нее;
  2. Анализ и принятие своей сущности – постижения и принятия собственных недостатков и положительных граней личности – этот этап личностного развития, необходим для движения от действительного к желаемому. Однако несмотря на откровенную простоту, сам этап требует очень много внутренних сил, ведь осознать все свои недостатки весьма непросто, не говоря уже о том, чтобы их ликвидировать. Происходит оное по той причине, что еще с самого детства, мы формируемый наш образ, который зачастую состоит только из положительных качеств, отказ от него – значит отречься признать собственную и многолетнюю неправоту. Также, приятия собственной сущности – одна из важнейших ступеней к профессиональному развитию, ведь таким образом мы можем увидеть себя глазами других, что жизненно необходимо для поднятия по карьерной лестнице;
  3. Создание собственной программы самообучения и совершенствования – составления необходимого плана работы над самим собой, его беспеременного исполнения. Направлен этот этап, главным образом на улучшения трудовых показателей, а также личностного удовлетворения собственной жизни. По своей направленности, эта стадия не так значима, как предыдущие две, но все-же необходима для личностного и профессионального развития тем, что помогает нам самостоятельно ставить цели, искать пути к их достижению, развивая умение дисциплинировать самого себя при этом просчитывая всевозможные варианты развития событий;
  4. Применения на практике обретенных знаний и навыков – итак, мы полностью изучили не только теоретическую базу, а помимо всего прочего предполагаемые модели поведения, но все это необходимо применить на практике, ведь без оного – все останется на предыдущих этапах, а дальнейшее самопознание будет невозможным. Разумеется, в самом начале будет нелегко, но в при дальнейшем их применение, они станут естественными, что мы даже не будем раздумывать: использовать их или нет, ведь они станут частью нашей личности. Разумеется, для достижения такого результата, необходимо потратить много сил и энергии. Весь этот процесс можно сравнить с обкатом нового автомобиля – при многоразовом использовании, привыкаешь ко всем нюансам, уже не задумываешься, а просто действуешь по наитию;
  5. Поддержание и создание новых контактов с социумом – разумеется, для профессионального, а также карьерного роста. Активная коммуникация с социумом просто необходима (если только вы не фрилансер). Но и в этом случае вовлечение других людей в свою работу дает вам дополнительную ответственность. А это не позволит вам так просто отказаться от поставленной перед собой цели, ведь иные уже внесли свой вклад в ваше личностное развитие.

Издавна, процесс общения с людьми был необходим для ориентиров жизненного направления. Мы всегда выбираем общение с теми личностями, с которыми нам будет максимально комфортно, скажем "по пути". Благодаря общению с такой референтной группой людей, у нас появляется возможность увидеть и оценить свои поступки со стороны.

В построении этих элементов профессионального и личностного развития, мы наблюдаем определенную цикличность и зависимость этих этапов друг от друга. Невозможно двигаться дальше, если не будет соблюдено хоть одно условие. Что немаловажно, каждый из этих этапов, отвечает на вопрос: с чего начать личностный и профессиональный рост? Необходимо начать с самого себя в первую очередь, а только потом уже в самом конце, полагаться на взаимопомощь окружающего общества.

6 признаков того, что вы готовы измениться

Перед тем, как начать самосовершенствование, необходимо понять, готовы ли вы к этому сейчас. Если вы к этому морально не готовы, то все ваши старания будут использованы впустую и вероятнее всего, вы просто остановитесь на каком-то этапе. Сейчас, вы узнаете семь явных признаков того, что вы намерены изменить свою жизнь:

  1. Осознание внутреннего дискомфорта – вы самостоятельно! осознаете, что некоторые ваши персональные убеждения не работают, а вероятно даже терпят полный крах во время проверки на прочность. Это яркий пример осознания своей неправоты, что в дальнейшем будет необходимо для прохождения всех этапов профессионального и личностного развития.
  2. Обнаружения зерна собственного дискомфорта . «Что не так?», «Что я делаю неправильно?», «Ошибся ли я?» - чаще всего именно эти вопросы сопутствуют нашим поискам проблемы. Именно они помогают нам осознать, что пора двигаться дальше, не останавливаясь на достигнутом.
  3. Виноват во всем я – возложения ответственности за ошибки на самого себя – яркий признак зрелости личности, полная ее готовность к формированию новых аспектов своей личности.
  4. Поиск ответа на вопрос «Что делать?» - задаваясь этим вопросом, вы уже автоматически начинаете личностный и профессиональный роста, ведь уже находитесь в поиске пути решения возникшей проблемы, а не пускаете все на самотек.
  5. Активное действие – поиск источников информации, как например чтение необходимой литературы либо же посещения тренингов – в комплексе, все это дает очень положительный результат, ведь в таком случае вы уже осознаете, что хотите изменить, а также определить, готовы ли вы сделать шаг в неизвестность.
  6. Доведение действий до автоматизма - вы применяете новую модель поведения на себя, стараясь частично либо же полностью заменить старую. Вы открыты ко всему новому, поэтому не боитесь экспериментировать (в рамках разумного, конечно). Не забывайте, здесь необходима строгая дисциплина собственных действий. Без нее все ваши потуги и движения станут просто хаотичным набором не связанных между собой дел. И коэффициент их полезности будет равен нулю.

Вывод

Можно с полной уверенностью сказать, что человек, который стремиться к личностному и профессиональному развитию, должен постоянно заниматься самообучением! Не останавливайтесь на достигнутом никогда, ведь остановка – это регресс, который исправить не так-то просто. Становление профессионала возможно лишь в случае единства профессионального и внутреннего развития субъекта. То есть грамотном просчете возможных промахов и активного поощрения в случае успеха.

Влияние нашего общества на достижение результата так же важно. Но не стоит забывать и то, что общество должно только помогать увидеть себя со стороны. Не используйте социум как костяк для формирования собственных целей. Ведь если идти на полном поводу у других людей, то мы рискуем. Рискуем стать маловажной частью огромного механизма, а не его сердцем и основным элементом.

Прислушивайтесь к себе, к внутреннему «Я» и добивайтесь того, чего хотите! В этом состоит ваше личностное и профессиональное развитие. Не думайте о том, как воспримет вас социум, ведь как известно, проще негативно принять и осудить, чем помочь и подбодрить.

Существует крылатая фраза: «Самое трудное - это борьба с самим собой». Она же, как нельзя больше, подходит и в качестве объяснения тому факту, что как профессиональный, так и личностный рост представляют собой, если не борьбу, то постоянную тяжелую работу над самим собой... При этом, начало этой работы является самой настоящей битвой со своими сложившимися установками и стереотипами, сложившимися в обществе, а логическое завершение, по сути, отсутствует, так как «нет предела совершенству». Давайте попробуем вместе подробнее разобраться в том, что же все-таки, на самом деле, означают понятия: «личностный рост» и «профессиональный рост», а также с какими сложностями чаще всего приходится сталкиваться на пути саморазвития.

Ошибочное мнение о том, что необходимо для профессионального и личностного роста.

Одним из самых известных пожеланий является: « Здоровья, успехов в карьере и счастья в личной жизни!». Что наглядно объясняет, что для достижения удовлетворенности жизнью, кроме здоровья, - финансовое благополучие и состояние гармонии с самим собой и своими близкими - это одни из самых необходимых условий.

Сами определения понятий «профессиональный рост» и «личностный рост», расшифровываются, как: постоянное развитие человека и накопление им разнообразного опыта и знаний в течение жизни.

Естественное накопление жизненного опыта без дополнительного саморазвития личности, зачастую, приводит к ситуации, когда все уже ясно и понятно, но, увы, уже слишком поздно (см. ).

Кажется вполне логичным, что для развития и накопления большего количества опыта, за меньшее количество времени, необходимо больше времени посвятить изучению информации по интересующим вопросам. То есть, для активного профессионального роста : как минимум - постоянно повышать свою квалификацию, а, как максимум – получить дополнительное образование, быть в курсе всех изменений и нововведений в той профессиональной области, которая вас интересует.

Соответственно, для личностного роста : изучать психологическую литературу, узнавать механизмы и тактики поведения в той или иной ситуации и пр. Понятно, что образование требует определенного количества времени, усидчивости и трудолюбия, но вот, пресловутой «самой высочайшей степени сложности» пока вроде не наблюдается, правда?

«В чем же непосильная трудность?», - спросите вы. А за плечами у вас наверняка уже школа, ВУЗ или колледж, а возможно, и не одни курсы повышения квалификации. Так что опыт изучения и накопления информации, скорее всего - довольно обширный. Да и определенный житейский опыт тоже, безусловно, присутствует, а, быть может, вы уже давно интересуетесь всякого рода психологической литературой.

С чего в реальности начинается профессиональный и личностный рост.

Начнем, как обычно, с теории. Выделяют основные элементы, определяющие личность:

  • Познание себя.
  • Побуждение себя.
  • Продвижение профессионального и личностного роста.
  • Самореализация.

«Профессиональный и личностный рост – это не только количество прочитанной в книгах или прослушанной на специальных курсах профессиональной и психологической информации. Рост личности происходит только тогда, когда человек может эти знания применить с пользой для своей жизни. Плюс, каким бы образованным не был человек, в узкоспециализированной области своей профессиональной деятельности, без навыков ответственности, общения и взаимодействия, ему вряд ли удастся достичь весомых карьерных высот.

Это формирование абсолютно нового взгляда на свою жизнь и возможные перспективы (как профессиональные, так и личные)». Можно прочитать неимоверное количество литературы, сходить не к одному психологу, посетить приличное количество тренингов личностного и профессионального роста. Но пока все полученные вами знания лежат «мертвым грузом» исключительной теории, ни о профессиональном, ни о личностном росте и речи быть не может. А вот начать внедрять полученные знания в жизнь – это действительно куда сложнее, поскольку именно с этого момента вы начинаете меняться и, соответственно, сталкиваться с ответными реакциями, как собственной психики, так и окружающего мира.
Ответная реакция собственного организма на начальные этапы вашего развития личности и профессионального роста: страх и попытка вернуть ситуацию в привычное русло .
Итак, вы перелопатили большое количество литературы, основательно покопались в себе, возможно, сходили к психологу, или на , осознали возможные проблемы с самооценкой, неуверенность в себе и негативные установки, которые мешают вашей жизни и успешному воплощению ваших планов и желаний. Теоретически, понимаете «откуда ноги растут» и что именно хотели бы поменять, но, в первую очередь, вас терзает безумный страх навредить и сделать все только хуже, чем есть на данный момент.

Страх показаться глупым и смешным, боязнь наворотить ошибок, которые невозможно будет исправить. Плюс, личностный и профессиональный рост на начальном этапе нельзя ощутить и измерить, чтобы убедиться в верности своего пути.

К примеру, если вы решили похудеть и накачать определенные мышцы, то отражение в зеркале, весы и свободно болтающаяся одежда, которая раньше сидела в обтяжку, уже буквально через считанные недели подскажут Вам, что вы все делаете правильно, или о том, что где-то надо что-то поменять. Плюс, эйфория от первых достигнутых результатов будут подбадривать на покорение новых вершин. В случае с саморазвитием все происходит несколько иначе и дорога значительно длиннее и тернистее.

Возможно, на каком-либо тренинге, вы даже с успехом выполнили определенные упражнения, и это подзарядило вас энергией на некоторое время. Но одно дело игровая ситуация, а совсем другое – реальная жизнь. В реальной жизни гораздо тяжелее сказать «нет» близким людям или коллегам на работе, которые нагружают вас лишними, мешающими вашему развитию просьбами, или пытаются использовать вас и ваше время в своих корыстных целях.

Сложнее взять на себя ответственность за выполнение конкретного задания по работе или за принятие решения о том, что больше не намерены терпеть пренебрежительное отношение от коллег или знакомых. Так что в мечтах, конечно, полетать приятно, но реальность пугает и шипит, призывая не покидать свою уютную норку, в которой «тепло и сыро».

Страх и неуверенность могут сильно помешать даже самой сильной мотивации, лишить покоя и сна и даже спровоцировать панические атаки и психосоматические заболевания, как ответную реакцию организма, при помощи которой он старается защитить свой сложившийся внутренний мир от серьезных изменений.
Ответная реакция общества на начальные этапы вашего личностного и профессионального роста: непонимание и агрессия.
Представьте себе замкнутую систему, населенную некими организмами. Каждый из них занимает определенное место и выполняет определенные обязанности. Кто-то занял более удобные ниши, кому-то досталось что-то попроще, но все привыкли и всех более-менее все устраивает. И вдруг, один из организмов выбивается из привычного ритма и начинает вести себя совсем иначе, нежели раньше. Как вы думаете, системе это понравится? Примерно так же происходит и в том случае, когда вы начинаете менять свою, привычную для общества, линию поведения и систему реагирования. Одно дело, когда вы просто изучаете что-то непонятное. На это обычно реагируют в духе: «Тратит время на, черт знает что, лучше бы отдохнул, телек посмотрел, да пивка попил с нами. Ну да и фиг с ним!». Это банальное непонимание.

А вот, когда вы переходите от теории к действиям, начинается реальная ответная агрессия, ибо всех устраивал незаметный «Вася Пупкин» или «Маша Иванова», которые тихо сидели и корпели за весь отдел, даже не намекая о премии/повышении, или тихий муж/жена, кладущие свою жизнь, на благо родных и близких. А пресловутые «Вася» или «Маша» вдруг возомнили себя достойными стать руководителями, отказываются выполнять чужие обязанности.

Или тихая жена и мать семейства вспомнила о себе, не позволяет задвигать свои потребности на последнее место, придумывает новые обязанности для членов семьи и пр. В подобной ситуации даже самые близкие люди начинают борьбу за «возвращение блудного попугая» на привычную жердочку и в ход идут, в первую очередь, призывы опомниться, не страдать фигней из которой, по любому, ничего путного не выйдет (по их мнению, разумеется).
Выход есть: не ставьте глобальных целей, не корите себя и продолжайте гнуть свою линию!
Подводя промежуточные итоги, можно подумать, что задачи личностного и профессионального роста действительно непомерно сложны и лучше даже и не пытаться «высунуть нос» за рамки обыденного, предоставив жизни идти своим чередом. Ведь в то время, когда и так безумно сложно и страшно сделать первые шаги, вместо малейшей поддержки на пути будет встречаться лишь отторжение и агрессия. Проще всего все забросить и продолжить жить так, как раньше: иногда мечтая, о большем, но сразу одергивая себя, что воплотить эти мечты в реальность непосильно сложно, и вы уже было попытались раз или два, да не вышло.

Выход есть!

Но выход действительно есть, и он заключается:

  1. В разбивании каждой крупной цели на несколько мелких.
  2. В поощрении любых своих достижений (даже самых минимальных).
  3. В грамотном анализе возможных промахов. Ведь, как известно: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

Все это, в совокупности, поможет личности сначала адаптироваться к начавшимся переменам, сформировать адекватную самооценку, а впоследствии к формированию адекватного и трезвого взгляда на вещи, для приобретения более удобных форм поведения, которые, в свою очередь, помогут выдержать ответную реакцию общества более уверенно и независимо и не свернуть с намеченных целей.

Постепенно появятся и первые положительные результаты, а с ними и азарт на новые свершения. На работе вас будут воспринимать совсем иначе, да и вы будете получать от рабочего процесса гораздо более положительные эмоции.

Со временем, может прийти в голову идея сменить сферу деятельности или открыть свое дело, и если, по-прежнему, продолжать двигаться небольшими, но уверенными шагами к новым и новым целям, то рано или поздно вы осознаете, что между мечтой и реальностью вовсе не пропасть, а четкая стратегия.

Родные и близкие постепенно не только примут ситуацию, но и начнут вами гордиться. Круг общения, возможно, изменится, но в лучшую сторону и по вашему же, непосредственно, желанию.
Удачи и терпения вам в этих непростых начинаниях на пути личностного и профессионального роста, ведь благодаря самореализации жизнь способна заиграть новыми яркими красками и обрести совершенно иные перспективы!

Ошибочно думать, что профессиональный рост провоцирует карьерный – это не всегда так. И тем более, это не одно и то же.

Хотя оба термина подразумевают персональную эволюцию, развитие в рабочей плоскости и освоение новых вершин, между ними есть различие. Это движение в разных направлениях – вверх, вглубь и иногда даже вширь.

В самом начале трудовой деятельности человек должен трезво оценить свой потенциал, взвесить свои желания на одной чаше весов и черты характера – на другой, и выбрать свой единственный путь.

Профессиональный путь движется линейно, а не вверх . При этом издалека может показаться, что человек стоит на месте, застыл и не интересуется карьерными ступеньками.

Однако его развитие идет либо в глубину специальности, либо в сторону наращивания собственных компетенций. Как правило, выбирают одну ветвь, не пытаясь освоить их параллельно.

Погружение вглубь профессии дает максимальное понимание одного из ее направлений: как итог, человек становится единственным узконаправленным специалистом в своем городе.

Он бонусом получает круг верных клиентов – поклонников его профессионализма. Такие люди всегда востребованы: они умеют добиваться отличного неповторимого результата с минимальными затратами!

Увеличение своей компетентности позволяет освоить профессию со всех углов, ракурсов и сторон, во всем ее великолепном многообразии, и стать поистине мастером на все руки.

Фактически, работник повышает уровень всех имеющихся в его арсенале компетенций, относящихся к конкретной специальности, и становится более совершенным, «универсальным солдатом».

Работника начинают ценить в профессиональных кругах, ему предлагают места в других, более крупных компаниях, растет зарплата и уважение.

Профессиональный рост возможен в каждой специальности и неминуемо приводит к улучшению условий труда .

Так, переводчик, просто владеющий двумя языками, всегда уступит человеку со знанием экономического, медицинского и бизнес-лексикона, с углубленным пониманием диалектов и практикой быстрых переводов в полевых условиях.

Чтобы научиться делать что-то лучше, качественнее, современнее, быстрее других, нужно потратить время на самосовершенствование .

А именно на дополнительное образование, практику в столичных компаниях, иностранные стажировки, семинары, мастер-классы, общение с умудренными опытом профи и изучение литературы.

Многие фирмы самостоятельно занимаются повышением квалификации сотрудников – устраивают тренинги, оплачивают курсы, приглашают специалистов из других стран на обмен опытом.

Если вы стремитесь к профессиональному росту (а заодно хотите быть замеченным руководством), от таких возможностей нельзя отказываться!

Карьерный рост подразумевает поэтапное движение вверх . С каждой новой ступенью увеличивается широта полномочий и зона ответственности, повышается репутация, социальный статус и зарплата, появляются определенные привилегии.

Чтобы соответствовать очередной новой роли, человек обязан постигать незнакомые азы разных профессий, получать новые компетенции.

Ему приходится глубже вникать в процессы, далекие от его персональной специализации, разбираться в функциях других, видеть картину целиком, движение всех шестеренок в конкретном бизнес-механизме.

С каждым шагом ввысь кругозор претендента на более высокую должность расширяется. Вместе с ним растет управленческая компетентность, умение руководить людьми и трезво оценивать результаты труда.

Начинать движение вверх следует постепенно : это по силам всем, а не только избранным. Обычный офисный работник может вложиться в дополнительное образование и расширить зону своих интересов.

Со временем он подключит к своему резюме «дополнительные опции» – документоведение, экономику, менеджмент, юриспруденцию, иностранные языки, программирование, владение техникой.

И в итоге для него найдется другая, более оплачиваемая должность, которая ждала именно подобного набора компетенций, а его коллеги останутся сидеть за своими компьютерами за небольшой оклад.

Со временем он вырастет в большого босса и осуществит мечту.

Карьерный рост считается более престижным, он заметен сразу и издалека: был человек обычным клерком и вдруг – начальник отдела, а затем и замдиректора. Вот это взлет!

Однако чтобы удержаться на высоком посту и не оступиться, придется продолжать свое внутреннее развитие и крепко держаться за кожаное кресло.

Вместе с тем, профессиональный путь более стабилен и надежен: узкие специалисты всегда востребованы, что гарантирует постоянную клиентуру, адекватную умениям зарплату и уверенность в «завтра».

Определение карьерного роста

Не секрет, что современная система повышения квалификации работников образования очень быстро развивается, улучшается, обновляется. Почти все ориентируется на энергичностью самого преподавателя, которая, в свою очередь, конкретно зависит от его собственных карьерных устремлений, установленных профессиональных целей и задач, личных потребностей.

Карьерный рост можно определить по-разному, но в самом общем виде под ним подразумевают преднамеренно избранный и реализуемый работником путь должностного либо профессионального продвижения, что гарантирует профессиональное и социальное самоутверждение человека в согласовании с уровнем его квалификации. В психолого-педагогической науке проблемой карьерного роста занимались Э.Шейн, М. В. Александрова, Д. А. Аширов, В. Г. Поляков, Б. З. Вульфов, С. Д. Резник и др. Достаточно обстоятельно разработана концепция карьеры в менеджменте организации. Так, к примеру, в 1971 г. доктор Массачусетского института технологии Э.Шейн внес предложение рассматривать карьеру в организации в виде трехмерного конуса. Э.Шейн выделяет, что планирование карьеры – это медлительный процесс становления профессиональной самоконцепции и самоопределения в определениях личных возможностей, талантов, мотивов, потребностей, взаимоотношений и ценностей. Успешная карьера находится в зависимости не только от побуждений и мотиваций на той или другой личности, но и от возможностей.

В отечественной педагогике до недавнего времени понятие «карьера» фактически не использовалось, и в основном слово «карьера» обладало негативным смысловым оттенком. В последние годы данный негативный оттенок стал пропадать. В данный момент человек, «делающий карьеру», рассматривается скорее как имеющий ориентацию на реализацию личного и профессионального потенциала.

Длительное время удачной считалась лишь та карьера, которая подразумевала перемещение вверх. Но для одного человека успех это продвижение сообразно восходящим ступеням иерархии, для иного – вероятность творчества и мастерства в рамках занимаемой должности. Поэтому сейчас слово «карьера» вообщем и в системе воспитания в частности понимается в 2-ух смыслах: а) вертикальная карьера, преполагающая продвижение вверх по служебной лестнице; б) горизонтальная карьера, отражающая продолжение профессиональных способностей преподавателя в отсутствии изменения его места в иерархии служебных должностей. Ряд исследователей считают, что горизонтальная и вертикальная карьеры – это не только различные методы жизни в профессии, но и различные методы жизни вообщем.

Профессиональный рост по горизонтали сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности. Образцом горизонтальной карьеры может служить усвоение нетипичных для педагогов компетенций. Педагог английского языка создает собственный интернет-сайт, на котором разговаривает со своими слушателями, тем самым увеличивая свойство обучения предоставленного курса увеличения квалификации. Другой преподаватель осваивает новейшие технологии и достигает такого, что становиться создателем мультимедийного электронного учебника.

Горизонтальная карьера педагога может развиваться при конкретных организационно-педагогических критериях, к которым относятся:

  • точка зрения руководителя;
  • наличие внешних характеристик успешности перемещения в специальности (заслуги, итоги научно-исследовательской деятельности и др.);
  • наличие адекватной системы оценивания, ее соотнесение с ценностями определенного работника;
  • помощь и стимулирование творчества;
  • формирование рефлексивно-творческих свойств.

Конкретно сейчас, когда удачно реализуется Государственная программа становления воспитания на 2011-2020 годы, раскрываются огромные способности для тех преподавателей, кто не хочет покидать любимую работу, кто искренне любит учить и понимает, как это делать мастерски. Осуществление предоставленной программы создает такие условия для возможностей карьерного роста, как стимулирование преподавателей, деятельно внедряющих современные образовательные технологии; муниципальная помощь молодых и профессиональных преподавателей; одобрение наилучших преподавателей. А это, в свою очередь, провоцирует преподавателей к изучению новейших способов методической работы, научному изучению, осознанию значимости своей практической деятельности.

В последнее время существенно повысилось количество педагогов, решивших заняться научно-исследовательской работой, что также содействует их карьерному продвижению. Естественно, пока данный признак еще сравнительно невелик в системе повышения квалификации, однако подъем численности преподавателей, жаждущих нарастить собственную компетентность через научно-исследовательскую активность, значительно возрос.

Это только некоторые возможности карьерного роста современного преподавателя. Очевидно, имеется и другие пути становления и развития карьеры в системе образования, так как карьеру нужно рассматривать не только как восхождение по административной лестнице, а как вероятность стать успешным специалистом в собственной деятельности.

Профессиональный рост

Рассматривая карьерный рост преподавателя как динамический процесс, необходимо подметить, что он напрямую связан с профессиональным ростом как личной готовностью к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках имеющейся профессиональной деятельности. Под профессиональным ростом понимается развитие, интеграция и осуществление в педагогическом труде профессионально важных личных свойств и возможностей, профессиональных познаний и умений, функциональное высококачественное преображение человеком собственного внутреннего мира, приводящее к сознательно новому способу жизнедеятельности.

Главная роль в профессиональном росте принадлежит лично преподавателю, его ожиданиям, представлениям о своём трудовом будущем.

Сейчас карьера преподавателя требует особенного внимания. Прогрессивному сообществу небезразлично, кто будет работать с учителями: бесстрастный к занятию исполнитель либо стремящийся к наибольшему выявлению собственного творческого потенциала профессионал. Этим продиктована необходимость исследований и реализации в образовательной сфере концепций, программ и моделей проектирования карьеры профессорско-педагогического состава ИПК, нацеленных на помощь, сопровождение, побуждение и использование всех реальных способностей его карьерного роста.

Можно выделить следующие ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество, новаторство.

Педагогическая умелость - это та база мастерства учителя, в отсутствии которой невозможно действовать в школе. Она основывается на необходимой теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и улучшаться в школе.

Следующей ступенью профессионального роста учителя считается педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как высококачественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя - это доведенная им до высочайшей степени совершенства учебная и воспитательная умелость. Естественно, для выработки педагогического мастерства преподаватель обязан владеть необходимыми природными данными, неплохим голосом, слухом, наружным обаянием и т.д. Но, невзирая на принципиальный смысл этих природных, личных данных, способствующих удачной педагогической деятельности, определяющую роль играют обретенные свойства.

Существенной спецификой обладает педагогическое творчество. Педагогическое творчество включает в себе конкретные составляющие новизны, однако чаще всего данная новизна связана не столько с выдвижением новейших мыслей и основ изучения и обучения, сколько с видоизменением способов учебно-воспитательной работы, их конкретной модернизацией.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя считается педагогическое новаторство. Педагогическое новаторство включает в себя внесение и реализацию новейших, современных мыслей, основ и способов в процесс изучения и обучения и существенно изменяет и увеличивает их качество.

Построить карьеру можно в достаточно короткие сроки, если приложить к этому много усилий. Если правильно понимать и использовать свои возможности, развиваться и заводить полезные знакомства, можно быстро стать уважаемым профессионалом и обеспечить карьерный рост.

Зачем нужно развивать карьеру

Стремительный карьерный рост, высокооплачиваемая должность, кресло руководителя – вот о чём мечтает большинство работников. Однако получить это можно только прилагая определённые усилия. Придётся постоянно учиться, совершенствоваться и развивать и навыки в выбранной и смежной областях.

Определите цель профессионального роста – что движет вами? Некоторые хотят стать руководителями, другим надоело сидеть на одном и том же месте, и они жаждут развития, для третьих основополагающими являются материальные цели. Только после того, как вы определитесь со стимулами, которые вами движут, можно .

Если вы хотите получить руководящую должность, вам придётся учиться управлять людьми. Это целое искусство, которое необходимо постоянно совершенствовать. Талантливый руководитель – не тот, кто говорит подчинённым, что делать, а тот, кто может быстро вникнуть во все процессы, грамотно выстроить систему работы и распределить обязанности. Также нужно уметь мотивировать персонал на достижение общих целей.

Те, кто засиделся на одном месте и хочет двигаться вперёд, должны чётко представлять свой план профессионального роста. Необходимо понять, хотите ли вы дальше продолжать свой карьерный и профессиональный рост в выбранной области или хотите заняться чем-то новым. Нужно искать возможности, которые могут – курсы повышения квалификации, тренинги, второе образование. Изучайте литературу, общайтесь с коллегами, ходите на тематические выставки – всё это внесёт свой вклад в ваш рост профессионального мастерства.

Если ваша цель – высокий заработок, нужно думать не только о деньгах, но и о качестве работы. Показывайте стабильно высокий KPI, совершенствуйтесь, выполняйте любой проект на высоком профессиональном уровне. Хорошие работники не остаются незамеченными, вскоре вам будут доверять более сложные и ответственные задачи, которые будут лучше оплачиваться. При должном усердии, умении правильно применять свои навыки и распределять рабочее время ваш карьерный рост будет развиваться достаточно быстро.

Нужно ли образование

Многие задаются вопросом – нужно ли образование как форма профессионального роста, поможет ли оно в дальнейшем развитии карьеры, или всё решает опыт? Образование однозначно нужно, ведь вы перенимаете опыт и знания, которые пригодятся в . К тому же, работодатель смотрит не только на навыки в резюме, но и на основное и дополнительное образование.

Однако к выбору образовательной программы нужно отнестись очень внимательно. Если вы хотите поступить в высшее учебное заведение, выбирайте лучшие вузы с самым высоким рейтингом, иначе рискуете потерять несколько лет впустую. Университет – это не только знание, но и новые полезные знакомства. Чем выше рейтинг вуза, тем больше там профессионалов высокого уровня, не только теоретиков, но и практиков.

Узнайте о курсах повышения квалификации и возможностях дополнительного профессионального образования в вашем городе. Возможно, стоит освоить новую компьютерную программу, выучить иностранный язык или узнать о том, как вести крупные проекты.

Общение с профессионалами из вашей области стоит также рассматривать как возможность профессионального роста. Вы всегда можете наладить полезные контакты, завести новые знакомства, которые могут способствовать достижению профессиональных целей.

Система профессионального роста обязательно должна включать образование. Черпайте информацию из разных источников – общение, профессиональная литература, деловые встречи. Свой образовательный процесс стоит выстроить чётко в соответствии со своими карьерными целями.

Какие личностные качества вам понадобятся

Карьерный рост требует развития таких личностных качеств, как:

  • целеустремлённость;
  • ответственность;
  • трудолюбие.

«Встречают по одёжке» - в профессиональном мире этот принцип также действует. Научитесь следить за своим внешним видом, одевайтесь соответственно случаю, всегда приходите в чистой и опрятной одежде. Вещи совсем не обязательно должны быть дорогими – можно подобрать вещи средней ценовой категории, главное, чтобы они выглядели презентабельно.

Саморазвитие

– один из двигателей профессионального роста и развития. Сейчас очень много возможностей для этого, начиная от Интернета и заканчивая международными образовательными программами. Нужно только выбрать От самообразования напрямую зависит развитие карьеры, поэтому улучшать свои навыки нужно постоянно.

Фокусируйтесь на какой-то одной области, одновременно интересуясь смежными сферами. Например, если вы – специалист в области маркетинга, вам пригодятся знания в области менеджмента, социологии, управления персоналом.

Не замыкайтесь в себе – общайтесь с коллегами. Перенимайте опыт профессионалов, читайте интервью с в вашей сфере, посещайте встречи с ними. Многие делятся своими знаниями абсолютно бесплатно в своих блогах, видеоблогах и книгах, которые можно найти в интернете в свободном доступе.

Бизнес или карьерный рост

Бизнес как форма профессионального роста – выбор тех, кто готов брать на себя ответственность за все процессы и понимает, готов на риски и понимает, что для успешного развития понадобится много времени. Начиная своё дело, в выбранной области, чтобы укрепить позиции своей компании на рынке.

Выстройте план профессионального роста не только для себя, но и для . Подумайте, каких целей вы хотите достичь, сколько планируете зарабатывать, как собираетесь развиваться. Найдите единомышленников, ходите на профессиональные встречи.

Бизнес – это прекрасная перспектива профессионального роста, если вы готовы постоянно совершенствоваться. Необходимо быть готовым к тому, что вам никто не будет указывать, что делать, но и ответственность за все действия вы полностью берёте на себя. Следите за новыми тенденциями, не упускайте из внимания конкурентов, контактируйте с как можно большим количеством профессионалов в своей области.

Не бойтесь рисковать – это придётся делать постоянно. Любой опыт, даже негативный – это ваш толчок к развитию. В бизнесе профессиональный рост и риски – взаимосвязанные понятия, поэтому чем больше вы , пробуете что-то новое и неизведанное, тем больше информации получается. Разумеется, риски должны быть обоснованными – нужно понимать, что вы можете получить либо, наоборот, потерять от совершения того или иного действия.

Важный вопрос для многих – в каком возрасте можно в бизнесе. Это сугубо индивидуально, ведь кто-то начинает своё дело ещё со студенческой скамьи, а кто-то решает работать на себя спустя достаточно много лет профессиональной деятельности. Успех в бизнесе зависит не столько от возраста, сколько от скорости вашей реакции на любые рыночные события, умение быть в тренде и готовности к постоянному развитию.

Говоря о том, как взаимосвязаны профессиональный рост и бизнес, можно привести в пример пару молодых предпринимателей, которые решили открыть своё дело ещё со школьной скамьи. Они пробовали себя в разных видах деятельности, но в итоге остановились на агентстве праздников. Открывая компанию, они параллельно получали образование в сфере менеджмента, изучали новые тенденции в своей профессиональной деятельности, заводили много новых знакомств. В итоге маленькая компания выросла в достаточно серьёзную организацию, которой доверяет всё больше клиентов.

Как быстро можно вырасти профессионально

У некоторых карьерный рост длится долгие годы, а у других он происходит стремительно. Так происходит потому что все по-разному используют свой потенциал. Кто-то хватается за любую возможность, а других устраивает размеренная деятельность, где нужно просто плыть по течению. Карьерный и профессиональный рост – это, прежде всего, Как долго вы будете добиваться желаемой позиции – зависит только от вас. Кто-то занимает руководящую должность спустя год работы, а кто-то так и не добивается её, так как неправильно оценил себя.