Наблюдение за полетом птиц цель. Конспект прогулки «Наблюдение за птицами весной

Зоя Разумная

Конспект прогулки «Наблюдение за птицами»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания и дать новые представления о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

закрепить умение детей различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение;

активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой).

Развивающие: развивать связную речь, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход прогулки.

Воспитатель: ребята, назовите, пожалуйста, характерные признаки осени. (желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы).

Воспитатель :сегодня на прогулке мы с вами будем наблюдать и говорить о птицах.


Воспитатель: как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? (перелетные и зимующие).

Воспитатель : назовите перелетных птиц? (дятел, жаворонок, ласточка, грач, цапля, журавль, скворец).

Воспитатель: дети, отгадайте, пожалуйста, загадки:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

за лягушками к болоту. (аист)

Воспитатель: правильно, аист - большая птица белого цвета, с большим клювом, мы могли за ней наблюдать на территории нашего участка.

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (кукушка)

Воспитатель: кукушка - небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (грач)

Эта птичка поет лучше всех птиц. (соловей)

Воспитатель : соловей - маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки.

Воспитатель: дети, почему люди любят слушать пение соловья? (он красиво поет)

Воспитатель: У соловья самая красивая песня: сложная, с повторами слогов. Соловей и свистит, и щёлкает, и трещит. Нет в мире голоса богаче, гибче и прекрасней, чем голос этой нашей маленькой птички.

Воспитатель: а кто еще знает лучших певцов? (в лесу - певчие дрозды, в полях - жаворонки)

Эта птичка свои гнезда вьет в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно ее голоса, то это к дождю или плохой погоде. (жаворонок).

Какая маленькая, черненькая птичка строит свои гнезда из травы и глины под крышами домов. (ласточка)

Он может подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (скворец)

Назовите одну из самых полезных птиц, которая уничтожает мух и комаров. Когда ходит по земле, то потряхивает своим длинным хвостиком. (трясогузка)

Воспитатель: Правильно, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Воспитатель: назовите части тела птиц. (туловище, голова, хвост, клюв)

Воспитатель: ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)

Динамическая пауза «Отгадай и присядь»

Воспитатель: сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте, а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Воспитатель : как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (ответы)

Воспитатель: некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок - в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Кто из вас обращал внимание, что некоторые птицы улетают стайками, все вместе, некоторые, например, журавли, выстраиваются клином в виде треугольника, другие выстраиваются цепочкой, в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Воспитатель : почему первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми? (насекомые прячутся и им нечем питаться)

Воспитатель : почему весной перелетные птицы прилетают назад? (птицам нужно выводить птенцов)

Динамическая пауза "Полетели птицы"

Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз).

Ветер поднялся, все труднее птицам лететь.

Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки).

Ветер стих. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети приседают).

Подведение итогов:

Что вам понравилось на прогулке?

О каких перелётных птицах мы сегодня вспомнили?

Что новое вы узнали о птица?

Каких перелетных птиц увидели?

Как птицы находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Что дают птицы людям? (радость)

Подвижная игра «Скажи одним словом»

Цель: развивать внимание и сообразительность.

Воспитатель бросает детям мяч, при этом задает вопросы, дети должны ответить и бросить мяч обратно.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

Игра с мячом “Продолжи предложение»

Цель: развивать речь детей.

Воспитатель: Я говорю начало предложения, бросаю мяч, а вы его заканчиваете и возвращаете мяч мне обратно.

Осенью птицы улетают на юг, потому что (холодно и нечем питаться)

У цапли длинные ноги, потому что (она ходит по болоту)

У орла большое гнездо, потому что (он большая птица)

Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)















Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку!

Публикации по теме:

Конспект осенней прогулки с детьми средней группы КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ ПРОГУЛКИ ОСЕНЬЮ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Цель: формирование представления об изменениях в природе; экологическое, эстетическое.

Тема прогулки: «Наблюдение за птицами зимой». Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие.

Конспект прогулки "Наблюдение за аистами" Цель: расширять и обогащать представления детей о перелетных птицах-аистах Задачи: Образовательные:.

Конспект прогулки «Наблюдение за цветником» Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе, знаний о цветущих растениях.

Зоя Разумная

Конспект прогулки "Наблюдение за птицами весной"

Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны, систематизировать знания детей о жизни птиц весной.

Образовательные: расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; знания детей о видах птиц, название птиц, их внешние признаки, питание, повадки, условия проживания.

Развивающие: развивать эмоционально-положительное отношение к птицам, наблюдательность, интерес к жизни птиц, воображение, внимание, память, мышление.

Воспитательные: формировать желание заботиться о птицах, бережное отношение к природе, инициативу и самостоятельность.

Ход наблюдения:

Воспитатель:

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня. (Весна)

О каком времени года говорится в загадке? (О весне)

Воспитатель: Правильно, дети, наступила прекрасное время года - весна.

А как вы можете описать весну? Какая она? (солнечная, зеленая, ласковая, теплая, светлая, радостная)

А какие изменения происходят в природе с приходом весны?

Воспитатель читает стихотворение «Весна»:

Трава опять зазеленела,

И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» –

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут –

Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, зяблики, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки –

Их желторотые птенцы.

Воспитатель: Дети, понравилось вам стихотворение?

О каких птицах идет речь в стихотворении? (Перелетных.)

Воспитатель: Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите (ответы детей)

Что вы знаете о перелетных птицах?

Почему весной перелётные птицы возвращаются на Родину? (ответы детей)

Воспитатель: Солнце пригревает сильнее, насекомые вылетают из зимних убежищ, и на родину возвращаются насекомоядные птицы.

Какие перелетные птицы поселились дружной компанией на деревьях школьного двора? (грачи)

Дети наблюдают за поведением грачей.


Рассматривают следы птиц на снегу и гнезда



Каких перелетных птиц вы еще можете назвать?

– Чем заняты птицы весной?

Какие птицы заботятся о своем потомстве?

Зачем птицы строят гнёзда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)

Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)

Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах).

Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (сделать и развесить скворечники, развесить по кустам мох, тряпочки для гнезд и т. д.)

Воспитатель: Скоро в птичьих гнездах появятся яйца. Птицы будут насиживать их, а потом из яиц появятся птенцы. Заботливые родители разыскивают им корм: комаров, мошек или гусениц.

Воспитатель :Представьте, что вы очутились в весеннем лесу, как вы себя будете вести (не шуметь, не заглядывать в птичьи гнезда, не трогать яйца и птенцов и др.)

Воспитатель: Весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы различных мошек, комаров, гусениц.

Большую пользу приносят хищные птицы, они уничтожают полевок и других грызунов, которые наносят большой вред урожаям.

Почему птиц называют помощниками? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети, всю весну и лето работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады, поэтому говорят: “Птицы – наши помощники! ”

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Подвижные игры: "Птички и дождик", "Гуси-гуси".

Цель: учить ориентироваться на площадке и бегать в разные стороны.

Трудовая деятельность: Уборка территории детской площадки (сбор сухих веточек).

Цель: воспитание бережного отношения к природе, желание соблюдать чистоту на участке.







Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку!

Публикации по теме:

1 апреля отмечается экологический праздник «Международный день птиц». С 1926 года и в нашей стране каждой весной проводится День.

Птицы – удивительное воплощение красоты природы. Они окружают нас всюду, наполняют мелодичными голосами любой уголок. Один из лучших знатоков.

Конспект прогулки «Необыкновенное путешествие весной» ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. 1. НАБЛЮДЕНИЕ. 1. Обратить внимание детей на изменения в природе весной: стало тепло,небо голубое и только кое-где.

Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдение за птицами». Цель: - уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; - учить детей различать птиц по двум-трем характерным.

Консультация для родителей «Прогулки с детьми и наблюдение за птицами» Консультация для родителей Прогулки и наблюдения с детьми за птицам Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это.

Птицы являются древнейшими обитателями планеты. Их жизнь находится под пристальным вниманием орнитологов уже на протяжении тысячелетий.

Способы передвижения птиц

Большинство видов птиц, обитающих на планете в настоящее время, для передвижения используют полет. Благодаря этому птицы мигрируют, добывают себе корм, спасаются от хищников. Способность летать является одной из отличительных черт представителей класса.

Существует и другая группа - нелетающие птицы. Главным образом они обитают на островах или в тех местах, где отсутствуют хищники. Для совершения полета требуются огромные затраты энергии, поэтому, если нет необходимости в таком способе передвижения, то птицы отказываются от него.

Наземный образ жизни приводит к значительному повышению массы тела нелетающих птиц. Примером тому могут стать пингвины, страусы.

Из истории изучения полета птиц

Ответ на вопрос о том, как летают птицы, всегда зависел от уровня развития различных наук в определенную эпоху. Поэтому не стоит удивляться тому, что такие великие ученые, как Аристотель, Леонардо да Винчи, Борелли и многие другие исследователи по-разному объясняли механизм полета птиц.

И сегодня ученые открывают много нового, что связано с повадками, способами питания, размножения, передвижения пернатых. За тем, как летают птицы, с большим интересом наблюдают не только ученые, но и другие люди, далекие от науки. Это необыкновенное зрелище захватывает каждого.

Эволюция и полет птиц

Вопрос появления первых летающих птиц до конца не изучен. Причина, заставившая подняться наземных животных в воздух, тоже неизвестна. Поэтому палеонтологам придется еще много работать, чтобы прийти к определенному решению вопроса.

Ясно лишь то, что для обеспечения способности к полету птицам в ходе эволюции понадобилось пройти целый ряд адаптаций. Птица в полете руководит непосредственно самим процессом, но также она должна взлетать, приземляться, ориентироваться в пространстве не только при благоприятных погодных условиях, но и при порывах ветра, во время осадков, в темноте. Постоянно при полете птицы вынуждены определять и корректировать направление своего передвижения.

Сведение массы тела к минимуму - одно из важнейших условий, необходимых для организации полета, и это характерно для всех летающих птиц. Однако среди них есть рекордсмены - некоторые виды дрофы достигают массы 18-19 кг. При этом они не утратили способности к перелетам.

Отдельные виды класса адаптировали к полету строение передних конечностей - крыльев. От их формы зависит тип, скорость полета, маневренность. Строение и форма перьев тоже играют большую роль в обеспечении способности к полету.

Также адаптирован хвост, строение головного мозга, органов зрения, скелета, мышц, дыхательная система.

Как летают птицы?

Полет различных представителей класса неодинаков. Он зависит от размеров пернатого, его места в экологической нише и других причин.

Различают два основных типа полета: активный (или машущий) и пассивный - парящий. Использование птицами какого-то одного вида полета встречается очень редко. Чаще всего они комбинируют оба типа.

Наблюдения орнитологов за тем, как летают птицы, привели к выводу, что каждый из двух названных типов полета еще подразделяется на виды. Использование того или иного способа зависит от биологических особенностей птицы, ее массы тела, условий обитания.

В связи с этим птицы используют для передвижения хлопающий, трепещущий, волнообразный, вибрационный и другие типы полета. Парящий полет не требует активных затрат энергии. Он осуществляется за счет использования восходящих термических потоков воздуха. Отдельные виды птиц используют динамическое парение, которое становится возможным за счет различной скорости движения воздуха над поверхностью земли и при поднятии на определенную высоту.

Для сохранения энергии птицы используют такие приемы, как зависание, передвижение в воздухе группой, прерывистый полет.

С какой скоростью летают птицы?

Скорость полета птиц - еще одна интересная сторона их жизни. Известно, что при сезонных миграциях пернатые способны показывать удивительную выносливость, поражают и их скорости во время этих путешествий. У разных видов птиц она может колебаться от 50 до 150 километров в час.

При внесезонных перелетах скорости, используемые птицами, могут быть значительно ниже. Стоит лишь отметить сокола-сапсана, который при пикирующем полете за добычей развивает скорость до 320 км/ч.

Высота полета птиц

Во время обычных полетов птицам нет необходимости подниматься на огромную высоту, поэтому они летают близко к поверхности земли.

Особым является вопрос о том, на какой высоте летают птицы во время миграции? Здесь нужно учесть, что на пути их следования встречаются горы. Преодолевая эти участки, птицы вынуждены подниматься на высоту 5500-6000 метров. Известны случаи, когда птиц видели и на большей высоте. Такие перелеты отнимают огромное количество энергии, порой они совершаются на грани возможностей пернатых. Наиболее приемлемой является высота от 1 до 1,5 км.

Мир пернатых обитателей планеты необычайно разнообразен. Птицы способны показывать возможности, которые поражают воображение людей. А ученым они предоставляют немало загадок, которые им еще только предстоит отгадать.

https://pandia.ru/text/79/150/images/image002_104.jpg" width="84" height="84">

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ «ВЕСНА ИДЁТ!»

Наблюдение за прилётом птиц

Составитель: , по материалам проекта «Весна идёт» (www.)

© Лаборатория экологии КОДЦЭОиТ, март 2007

Миграции птиц

Одна из самых поразительных и интереснейших способностей птиц – это перелет или миграции. Каждый год они собираются в стаи и преодолевают тысячи километров для того, чтобы переждать зиму в более теплом и благоприятном климате.

Основная причина птичьих миграций – недостаток корма. Зимой в Европейских странах птицам трудно добывать в достаточном количестве насекомых, фрукты или семена, зато на других континентах, где климат более благоприятный, пищу можно найти е избытке. Хотя, часть птиц не выдерживает длительных перелетов и погибает, большинство выживает, и миграции позволяют перелетным птицам сохранить свой вид.

Для того чтобы выдержать это испытание, к его началу птицы должны быть здоровыми, с хорошими жировыми запасами и новым оперением. После окончания периода размножения и до того, как отправиться в путь, птицы проходят «полное обновление». Почти по всему телу птицы накапливается подкожный жир. При перелете, особенно когда не будет необходимого корма, подкожный жир будет единственным источником энергии. В этот же период полностью меняется оперение птицы, проходит так называемая линька. Перья, на которые ложится особая ответственность, меняются: старые изношенные выпадают, а на их месте вырастают новые.

Во время перелета птицы получают много информации из окружающей среды. Существуют три основных источника информации для них – солнце, звезды и магнитное поле земли. Они помогают птицам определять свое местонахождение и выбирать правильное направление. Во время своего полета птицы наблюдают за расположением солнца и звезд, а изменение магнитного поля земли они улавливают с помощью специального рецептора, расположенного сразу за клювом птицы. Молодые птицы обучаются ориентированию во время своих первых перелетов.

Как принять участие в проекте

Участвовать в проекте "Весна идет!" легко и интересно!

Проект «Весна идет!» – это первый шаг к появлению в нашей стране такого широко распространенного в Европе явления, как «бедвотчеры» или наблюдатели за птицами. Благодаря помощи детей и взрослых, ежегодно мы можем отмечать приход весны. Участвовать в проекте легко и интересно. Самое главное – каждый год отмечать в ваши первые встречи перелетных птиц.

Благодаря вашим наблюдениям сотрудники международной организации BirdLife и Союза охраны птиц России смогут ежегодно анализировать данные о первых встречах птиц, получать информацию о весенних явлениях и определять, в какую из недель больше всего людей увидели первых перелетных птиц. Это совершенствует наши знания о миграциях птиц в Европе.

Как вносить данные?

Собрать и передать данные совсем нетрудно, особенно, следуя приведенным ниже пунктам:

1) Изучите виды, выбранные проектом «Весна идет!» – обыкновенную кукушку, деревенскую ласточку, черного стрижа и белого аиста (для этого обратитесь к разделу «Птицы» - «Познакомьтесь поближе с видами птиц») – и найдите информацию о том, когда они прилетают в нашу страну.

2) В этот период внимательно наблюдайте за окружающей вас природой и, как только вы увидите или услышите кого-то из них (кукушку очень трудно увидеть, и вы должны быть готовы только слышать ее), отметьте дату наблюдения. Помните, в форму нужно вносить данные только о первой встрече вида!

3) Затем возьмите анкету и аккуратно внесите в неё свои данные. Для этого вам необходимо помнить дату встречи и где вы встретили птицу. После того, как вы заполните все пункты анкеты, отошлите её нам.

4) Расскажите своим друзьям о своем участии в проекте «Весна идет!».

Свои наблюдения вы проводите рядом со своим домом, около школы или на прогулке в выходные дни.

Всё, что вам нужно сделать – это наблюдать за приходом весны, внимательно вслушиваться и всматриваться в окружающую природу, уделяя особое внимание четырем видам птиц, которых мы выбрали для наблюдения за приходом весны.

Когда вы увидите или услышите птицу одного из описанных видов, запомните или запиши дату и район, где вы ее увидели. Считать птиц не обязательно.

Вы можете проводить наблюдения рядом со своим домом, около школы или на прогулке в выходные дни.

Лучше всего наблюдать за птицами за городом, так как три из четырех видов редко встречаются в городе. Если вы городской житель, то можете сосредоточить свое внимание на стрижах.

Но что действительно важно – это не забыть внести свою информацию в предложенную анкету.

Какова цель проекта?

Основная цель нашего проекта – сбор информации о том, когда перелетные птицы возвращаются к местам своего гнездования. Даже отрывочные наблюдения, сделанные большой группой людей, дают ценные сведения о миграциях птиц, о том, какие изменения проходят в их путешествиях от года к году. Основное достоинство проекта «Весна идет!» заключается в ширине географического покрытия, а это достигается, благодаря огромному количеству участников, собирающих информацию по всей Европе.

По прошествии некоторого периода, когда будет собрано достаточно данных, можно будет уловить изменения в датах прилета, и, возможно, определить, как зависят ежегодные изменения даты прилета от изменений климата.

Как посмотреть результаты?

Полученные анкеты будут незамедлительно отправлены в Москву в Координационный центр Союза охраны птиц России. Там ваши наблюдения будут перенесены на сайт международного проекта «Весна идет!» (адрес сайта: www.). На этом сайте вы сможете посмотреть результаты двумя способами: на карте или в таблицах. Картина прихода весны, постоянно дополняемая информацией все новых и новых участников проекта, изменяется ежедневно. Результаты, приводимые в таблицах, обновляются в режиме реального времени. В них вы можете найти самую первую дату встречи птиц на всей территории Европы, а, выбрав свою страну, вы сможете увидеть дату первого прилета в нашей стране или в своем регионе. Войдя в раздел «Результаты», и выбрав «Таблицы», вы сможете увидеть, сколько сообщений о встречах этих птиц уже пришло из нашей страны или вашего региона.

Где и как мы собираемся использовать ваши данные?

Благодаря информации, которую вы собираете, BirdLife International может получить представление о численности птиц, возвращающихся с зимовок в Европу, датах их прилета и путях пролета. Мы не ставим перед собой задачи учесть всех птиц (она неразрешима), но учитывать часть популяции вернувшихся птиц одним и тем же методом реально и возможно.

Собранные данные можно использовать для анализа сроков прилета и путей пролета птиц. Результаты можно проанализировать отдельно в разных географических масштабах: для Европы в целом, для европейской части России или отдельного ее региона. Кроме того, ежегодное картирование встреч отдельных видов птиц поможет составить детальную картину их прибытия.

Изготовьте гнездовой домик для черного стрижа

Главным делом, которым мы можем помочь птицам – это развешивание гнездовых домиков. Обычно их называют скворечниками, что не совсем правильно. Кроме домиков для скворцов можно сделать жилища для многих других дуплогнездников, даже для черных стрижей. Вы имеете возможность изготовить такое искусственное гнездовье для стрижа сами. Для его изготовления потребуются плотницкие инструменты, карандаш, линейка, гвозди и сухие доски из любой породы дерева. Вполне пригодны и старые доски, лишь бы они не были гнилыми. Сначала заготовьте, по приведенным рисункам и чертежам, основные части (стены, дно, крышку, прикрепительную планку) домика и только после этого начинайте сколачивать гнездовье. Изготовленные конструкции подвешиваются как на здания, так и на деревья (но тоже вблизи жилья человека) на высоте не менее 7 метров над землей (рис.).


Попытайтесь разгадать некоторые тайны перелетных птиц

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вам вопросы.

На все вопросы отвечать не обязательно. Выберите вопросы, которые больше всех интересны вам.

Белый аист

· Как отличить молодую птицу от взрослой?

· Чем питаются аисты?

· Гнездо белого аиста (Где располагается? Из какого строительного материала оно состоит? Каждый строят новое гнездо или занимают старое?)

· Куда белые аисты улетают на зимовку?

Деревенская ласточка

· Как отличить молодых птиц от взрослых?

· Чем питаются ласточки?

· Гнездо ласточки (Где располагается? Из какого строительного материала оно состоит? Каждый год строят новое гнездо или занимают старое? Чем отличается гнездо деревенской ласточки от городской?)

· Куда деревенские ласточки улетают на зимовку?

Обыкновенная кукушка

· Чем питаются кукушка и какая её роль в природе?

· Как у кукушки проходит гнездовой сезон?

Черный стриж

· Чем питаются стрижи?

· Гнездо стрижа (Где располагается? Из какого строительного материала оно состоит? Где собирают строительный материал? Каждый год строят новое гнездо или занимают старое?)

· Куда кукушки улетают на зимовку?

Помогите птицам: вопросы-ответы

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, УГРОЖАЕТ ЛИ КАКАЯ-ТО ОПАСНОСТЬ ПТИЦАМ, ВЫБРАННЫМ ДЛЯ ПРОЕКТА «ВЕСНА ИДЕТ!»?

Хотя все описанные виды – это обычные для Европы птицы, а их популяции многочисленны и широко распространенные, все же в некоторых случаях им может угрожать опасность. Например, популяция белого аиста претерпела значительные сокращения во второй половине 20 столетия. Основными причинами этого было осушение заболоченных участков, использование пестицидов в сельском хозяйстве и глобальное изменение климата.

ВОЗМОЖНО ЛИ, ЧТО ОДНАЖДЫ ВСЕ ЭТИ ПТИЦЫ ИСЧЕЗНУТ ИЗ ЕВРОПЫ?

Если люди не будут должным образом заботиться об этих легко узнаваемых и интересных птицах и местах их обитания, в один прекрасный день они могут исчезнуть из наших городов и поселков. Расширение сельскохозяйственных угодий, осушение заболоченных участков и изменение климата также могут серьезно повлиять на широко распространенные виды птиц Европы. Если мы и в будущем хотим любоваться красотой и неповторимостью диких птиц, их необходимо охранять и помогать им в настоящее время.

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ ЭТИМ ВИДАМ ПТИЦ?

Каждый человек, в соответствии с его возрастом и навыками, может помочь птицам. Можно принимать участие в специальных программах, направленных на сохранение отдельных видов птиц, можно строить искусственные гнездовья или подкармливать птиц в тяжелые для них периоды жизни.

Архив новостей проекта «Весна идет!»

Итоги проекта "Весна идет!" за 2006 год

Завершился первый этап нового для России проекта «Весна идет!». В период его проведения дети, а также их родители и учителя всей Европы и европейской части России наблюдали за прилетом мигрирующих птиц, а с ними и приходом весны в их страны. Все четыре вида, выбранных для проекта, а именно белый аист, кукушка, стриж и деревенская ласточка, проводят зимние месяцы на африканском континенте, и только с наступлением периода миграции возвращаются в Европу. Первыми их встречали жители Испании и Португалии, а затем продвигающихся все севернее и севернее птиц отмечали жители средней и северной Европы и, наконец, их встретили жители России.

Из 47 приглашенных участвовать в проекте стран наиболее активными участниками стали жигосударства. Среди них Испания, Болгария, Турция, Ирландия, а также наши соседи Республика Беларусь, Литва и Латвия. Из этих стран пришло от 150 до 300 и более сообщений. Немного отстаем от них мы, жители России. Тем не менее, радует широкий географический охват присланных сообщений. В наблюдении за прилетом птиц участвовали жители от Республики Дагестан и Брянской области до Мурманской области и Ненецкого автономного округа. Очень активными оказались школьники Республики Карелия.

В итоге мы имеем следующее. В учете мигрирующих птиц приняли участие жиобластей, республик и автономных округов европейской части России. Всего они прислали около 170 сообщений, большая часть которых пришлись на кукушку и деревенскую ласточку – наиболее узнаваемых птиц нашего региона.

Итоги проекта "Весна идет!" за 2007 год

В этом году перелетных птиц встречали дети и взрослые уже 37 стран Европы. Всего они прислали более, чем в 4 раза больше сообщений, чем в предыдущий год. Если в 2006 г. их число равнялось 3987, то в 2007 г. их количество достигло 16277 сообщений. В целом по Европе в лидерах по количеству присланных сообщений оказались Ирландия, Польша и Италия. Долгое время третье место занимала Россия, но потом мы передвинулись на четвертую позицию. На долю трех первых стран пришлось основное количество сообщений – более 11000. Более полутысячи сообщений прислали Россия, Болгария и Украина. Больше всего сообщений пришлось на деревенскую ласточку – 5747 встреч. Погодные условия были очень теплыми, и по результатам проекта в среднем по Европе птицы прилетели на 13 дней раньше, чем в предыдущий год.

Общее количество сообщений, присланных российскими участниками проекта в этом году, достигло 897, а в его осуществлении приняли участие 21 область и республика России. Самыми активными российскими участниками проекта оказались жители Калининградской области , которые прислали 663 сообщения (или 74 % всех российских сообщений). Приятно отметить присоединение к проекту таких республик, как Дагестан, Татарстан , Марий-Эл, Удмуртия .

Самыми ранними были сообщения о встречах аистов – в Калининградской области их впервые отметили 1 марта . Несмотря на казалось бы всеобщую узнаваемость кукушки по голосу, по широте географического охвата первыми оказались ласточка и стриж. По количеству присланных сообщений лидировал аист, а за ним – по убывающей шли ласточка, кукушка и стриж.

Проект "Весна идет!" открыл сезон 2008

Мы открываем новый сезон проекта "Весна идет!". Несмотря на то, что в большинстве стран Европы еще стоят зимние холода, первых ласточек уже видели в Испании, Португалии и на Кипре. А это верный признак того, что весна уже не за горами! Давайте встречать ее все вместе!

Познакомьтесь поближе с видами

Белый аист

Белый аист – это высокая черно-белая птица с длинной шеей, высокими красными ногами и большим прямым красным клювом. Белое оперение головы, шеи и тела контрастирует с черным оперением крыльев, отливающим красным и зеленым цветом. Его коричневые глаза окружены окологлазничным кольцом черного цвета.

Аистов легко заметить по очень характерному для них звуку: пара одновременно стучит клювами, как будто стучат двумя толстыми деревянными палочками.

Легче всего увидеть этих птиц на гнезде, кроме того, их можно встретить на влажных лугах или недавно убранных полях.

Гнезда аистов очень большие, построены они высоко над землей, откуда открывается хороший обзор окружающей местности.

В европейской части России, так же как и в Европе, аистов можно видеть с марта по август. Отдельных птиц можно увидеть еще и в октябре, но, чаще всего, это ослабленные птицы.

К сожалению, белых аистов можно увидеть не в каждой европейской стране. На протяжении последнего столетия число возвращающихся с зимовки птиц год от года сокращается. Основными причинами этого явления считаются изменение климата и сокращение водно-болотных угодий – мест обитания белых аистов.

Деревенская ласточка

Деревенская ласточка – это маленькая птица с иссиня-черной спинкой, охристым горлышком, белым брюшком и длинным раздвоенным хвостиком, напоминающим двузубую вилку. На фоне неба она выглядит почти полностью черной. Но все равно ее легко узнать по раздвоенному хвосту и легкому скользящему полету.

Сидя на проводах, ласточки щебечут, поворачиваясь в разные стороны. Ранним утром их громкое щебетание может даже разбудить вас. На европейский континент они возвращаются весной для того, чтобы свить гнездо, вывести и выкормить своих птенцов. В России вы можете их встретить с мая по сентябрь.

Как отличить деревенскую ласточку от стрижа?

Стриж крупнее ласточки, его крылья уже, но значительно длиннее и имеют серповидную форму. В отличие от стрижа, ласточка при движении сгибает крылья, а ее хвост имеет длинные косицы. Запомните, что деревенские ласточки встречаются, в основном, в сельской местности, а стрижи – в городах.

Хотя ласточки – птицы обычные, и их численность в Европе стабильна, тем не менее, помните, что вред, наносимый окружающей среде и местам их обитания, может привести к их исчезновению с нашего континента.

Обыкновенная кукушка

Обыкновенная кукушка – это птица величиной с голубя с пепельно-серой верхней частью и брюшком, покрытым грязно-белыми пятнами. Они очень пугливы и скрытны, и увидеть их удается немногим. Если вам повезло, и вы встретили в лесу кукушку, то, вероятнее всего, она покажется вам темной птицей обтекаемой формы, быстро летящей над лесной поляной. Гораздо легче услышать кукушку. И если вы услышали характерное «ку-ку, ку-ку», это означает, что самец кукушки извещает о своем прилете и зовет самку присоединиться к нему.

Кукушка достаточно обычна повсюду: в лесу, на открытых пространствах и на склонах гор. Знаете ли вы, что кукушки не строят своих собственных гнезд, а подкладывают свои яйца в гнезда других птиц? Обычно кукушонок вылупляется первым и выбрасывает из гнезда остальные яйца и птенцов.

Численность кукушек в Европе большая, и их популяция достаточно стабильна, тем не менее, следует отметить, что численность птиц в странах западной Европы сокращается, особенно заметно – во Франции.

Черный стриж

Черный стриж – это темно-коричневая птица, но на фоне неба он кажется почти черним. У него длинные серповидные крылья и короткий раздвоенный хвост. В полете вы можете спутать его с ласточкой, но стриж, в отличие от ласточки, на лету никогда не складывает крылья. Его невозможно увидеть сидящим. Гнезда стрижей, как правило, спрятаны под крышами, и они стремительно влетают туда и вылетают. Среди всех птиц стрижи выделяются как по своей способностью выживать в неблагоприятных условиях, так и по продолжительности жизни, они могут доживать до 21 года, для такт маленьких птиц это очень много!

Летним днем посмотрите высоко в небо, там вы сможете увидеть группы птиц, с резким криком стремительно летающих над крышами домов – это стрижи. В отличие от ласточек, они никогда не присаживаются для отдыха. Стрижи великолепно летают и проводят в воздухе почти все свое время, они даже спят на лету! Садятся они только у своего гнезда.

Проще всего стрижей наблюдать в городской черте, где они сооружают свои гнезда в щелях и вентиляционных отверстиях, а иногда – в специально вывешенных для них гнездовых ящичках.

Как отличить стрижа от ласточки?

Стриж крупнее ласточки, его крылья уже, но значительно длиннее и имеют серповидную форму. В отличие от ласточки, он никогда не складывает их в полете. Хвост стрижа более широкий и более короткий. Помните, что стрижа проще всего увидеть в городе, а ласточку – в сельской местности.

Популяция стрижей в Европе очень большая и стабильная.

Пожалуйста, пришлите свой отчёт до 5 мая в Лабораторию экологии КОДЦЭОиТ (, каб.18, Калининград, 236006). Консультацию Вы можете получить по тел./, электронной почте *****@***ru (, методист).

Издано

при поддержке:


Форма отчёта

Отчёт о проведении проекта «Весна идёт!»

Пожалуйста, добавьте ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (см. форму в пособии)

ОЧЕРК

Пожалуйста, дайте развёрнутое описание вашей работы со школьниками по проекту «Весна идёт!» в форме статьи в газету.

v Очерк должен составлять 1-3 стр. печатного текста.

v При составлении очерка Вам могут помочь вопросы и таблицы, приведённые ниже, но не ограничивайтесь ими. Если Вы не использовали какие-либо задания, просто пропустите соответствующие вопросы отчёта.

v Помните, что Ваш очерк должен быть интересным и занимательным, вдохновлять других людей последовать вашему примеру! Постарайтесь приложить иллюстративные материалы – рисунки, фотографии и любые творческие результаты работы.

v Какие классы и сколько человек принимало участие в акции?

2. Что вы сделали для изучения и сохранения перелетных птиц?

* Пожалуйста, опишите проведенные мероприятия. Для каждого мероприятия укажите, когда оно проводилось, с какой целью, кто в нем участвовал (в том числе, сколько человек?), чего удалось достичь?

* Подумайте, как можно сделать эти действия ещё более эффективными.

Кроме письменных наблюдений принимаются любые творческие результаты пропаганды (сочинения, листовки, рисунки, фотографии, видеоматериалы и др.).

1. Что Вы сделали для изучения прилёта птиц?

v Где проводили наблюдения? Укажите населенный пункт.

v Как долго Вы наблюдали за прилётом птиц (укажите даты)?

v Каков ваш главный вывод и впечатления о проведенных наблюдениях?

v Какие виды из встреченных вами наиболее обычны и многочисленны? Какие виды птиц и почему нуждаются в помощи?

Приложите любые творческие результаты (сочинения, листовки, рисунки, фотографии, видеоматериалы и др.).

2. Что Вы сделали для охраны птиц весной?

v Пожалуйста, опишите проведенные мероприятия. Для каждого мероприятия укажите, когда оно проводилось, с какой целью, кто в нем участвовал (в том числе, сколько человек?), чего удалось достичь?

v Подумайте, как можно сделать эти действия ещё более эффективными.

В своём отчёте не забудьте поблагодарить тех людей, которые помогали Вам.

Пожалуйста, ПРИЛОЖИТЕ анкеты по наблюдениям за перелетными птицами

Полет птиц можно разделить на две основные категории: это парящий, или пассивный, полет и машущий, или активный, полет. При парении птица движется в воздухе продолжительное время, не делая взмахов крыльями и пользуясь восходящими воздушными потоками, которые образуются вследствие неравномерного нагрева поверхности земли солнцем. Скорость движения этих воздушных потоков определяет высоту полета птицы.

Если двигающийся вверх воздушный поток поднимается со скоростью, равной скорости падения птицы, то птица может парить на одном уровне; если же воздух поднимается со скоростью, превосходящей скорость падения птицы, то последняя поднимается вверх. Используя различия в скорости двух потоков воздуха, неравномерное действие ветра - его усиление и ослабление, перемены направления ветра, пульсации воздуха, - парящая птица может не только часами держаться в воздухе, не тратя особых усилий, но и подниматься и опускаться. Сухопутные парящие виды, например питающиеся падалью грифы и др., пользуются обычно лишь восходящими потоками воздуха. Морские же парящие формы - альбатросы, буревестники, питающиеся мелкими беспозвоночными и вынужденные часто опускаться к воде и подниматься,- используют обычно эффект действия ветра, различия в скорости воздушных потоков, пульсации воздуха и завихрения.

Для парящих птиц характерны крупные размеры, длинные крылья, длинные плечо и предплечье (большое развитие несущей поверхности второстепенных маховых, число которых у грифов достигает 19-20, а у альбатросов даже 37), довольно короткая кисть, относительно малые размеры сердца (так как пассивный полет не требует усиленной работы мускулатуры). Крыло бывает то широким (наземные виды), то узким (морские виды). Машущий полет сложнее и разнообразнее парящего. Стоит сравнить полет стрижа, полет медленно двигающей крыльями вороны, трепещущую в воздухе пустельгу и стремительно бросающегося на добычу сапсана, быстро летящую утку и тяжело хлопающего крыльями фазана, чтобы убедиться в справедливости этого замечания. Существуют различные и довольно противоречивые попытки классификации различных типов машущего полета, останавливаться на которых мы здесь не будем.

Птица обычно пользуется не одним типом полета, а комбинирует их в зависимости от обстоятельств. При этом надо иметь в виду и то, что летательные движения состоят из последовательно сменяющих одна другую фаз. За взмахами крыльев следуют фазы, когда крыло не производит гребных движений: это скользящий полет, или парение. Таким полетом, пользуются преимущественно птицы средних и крупных размеров, с достаточным весом. Мелкие же птицы обычно все время энергично работают крыльями или временами могут складывать крылья, прижимая их к туловищу. Последнее особенно характерно для вьюрковых птиц. Ускорение в полете достигается птицей путем увеличения весовой нагрузки несущей поверхности, для чего необходимо несколько сложить крылья. Медленно летящая птица имеет полностью развернутый хвост и распростертые крылья. По мере ускорения движения она несколько складывает маховые перья, причем у всех хорошо летающих птиц они образуют сплошную поверхность (у сокола, чайки, стрижа, ласточки и т. д.).

Большое значение для скорости движения птиц имеет ветер . Вообще говоря, для полета благоприятен попутный или несколько боковой ветер, но для взлета и посадки благоприятен встречный ветер. Попутный ветер при полете способствует увеличению скорости полета птицы. Увеличение это довольно значительно: например, по наблюдениям над пеликанами в Калифорнии установлено, что увеличение скорости движения воздуха от фактического безветрия до 90 км/час способствовало изменению скорости полета пеликанов с 25 до 40 км/час. Однако сильный попутный ветер требует от птицы больших усилий для сохранения возможности активного управления полетом.

Продолжительность и быстрота полета птиц очень велики, хотя обычно в этом отношении распространены преувеличенные представления. Самое явление перелетов показывает, что птицы могут совершать длительные передвижения. Европейские ласточки, например, зимуют в тропической Африке, а некоторые кулики, гнездящиеся в Северо-Восточной Сибири, улетают на зиму в Новую Зеландию и в Австралию. Скорость и высота полета птиц значительны, хотя уже давно превзойдены современными летательными машинами. Однако машущее крыло птицы дает ей много преимуществ, в первую очередь в маневренности, по сравнению с современными самолетами.

Современные технические средства (наблюдения с самолетов, скоростная съемка, радары и т. д.) позволили точнее определить скорости полета птиц. Выяснилось, что при перелетах птицы в среднем используют большие скорости, чем при перемещениях вне сезона миграций. Грачи на перелетах перемещаются со скоростью 65 км/час. Средняя же скорость их полета вне времени миграций - в гнездовой период и на зимовке - составляет примерно 48 км/час. Скворцы на миграциях летят со скоростью 70-80 км/час, в другое время 45-48 км/час. По наблюдениям с самолетов установлено, что средняя скорость перемещения птиц при перелетах колеблется между 50 и 90 км/час. Так, серые журавли, серебристые чайки, большие морские чайки летят со скоростью 50 км/час, зяблики, чижи - 55 км/час, ласточки-касатки - 55-60 км/час, дикие гуси (разные виды) - 70-90 км/час, свиязи - 75-85 км/час, кулики (разные виды) - в среднем около 90 км/час. Наибольшая скорость отмечена у черного стрижа - 110-150 км/час. Эти цифры относятся к весенним перелетам, проходящим наиболее напряженно и, вероятно, отражающим наибольшие скорости полета птиц. Осенние миграции протекают значительно медленнее, например скорости полета аистов на осенних миграциях составляют едва ли половину скорости их весеннего движения.

Вопрос о высоте полета птиц долгое время оставался неясным. Старое представление о том, что передвижение птиц проходит, как правило, на больших высотах (500-1600 м над уровнем моря), вызывало сомнения. Однако астрономические наблюдения показали, что, по всей вероятности, максимальная высота полета птиц достигает 2000 и даже 3000 м. В какой-то степени это получило подтверждение при использовании радаров. Выяснилось, что перелеты весной протекают на больших высотах, чем осенью, что птицы ночью летят на больших высотах, чем днем. Воробьиные птицы, например зяблики, летят на высотах несколько меньших, чем 1500 м; более крупные воробьиные, например дрозды,- на высоте 2000-2500 м. Кулики летят на высоте около 1500 м. Хотя полет является основным и наиболее характерным способом передвижения птиц, им свойственны и другие весьма разнообразные способы движения.

Общеизвестные подразделения птиц на водных, наземных, древесных указывают на известные различия этих групп и в отношении движения.