Картины из бересты своими. Методическое пособие "Береста
Самым древним, а потому самым используемым материалом для картин и других художественных изделий является береста. Прочность, доступность, лёгкость в обработке сделали её популярным материалом в народном творчестве. Она, если присмотреться, декоративна сама по себе. Поэтому, наверное, она обрела такую популярность среди народных умельцев.
Её сбор производят обычно весной, надрезая кору спиленных деревьев диаметром не меньше двадцати сантиметров. Также поступают в такой ситуации, когда ствол лежит. И в том и в другом случае, по возможности, её снимают кольцами, не разрезая её вдоль. Наросты и другие неровности для картин на бересте лучше сохранить. Они придадут картине из бересты неповторимость и колоритность.
После её необходимо и разделить руками на несколько слоёв. Сушат её сложив стопкой и положив между листами газеты.
Для подобных картин
береста
является фоном, на котором будет основное изображение — . Делают его обычно из коры деревьев, высушенных мха, цветов, разной травы, наклеивая на основу при помощи клея ПВА.
Аппликация «Березка» из бересты своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»Назначение мастер-класса. Данный мастер-класс будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям, творческим людям. Мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста.
Аппликация может стать хорошим подарком, украсить интерьер.
Цель: изготовление аппликации из бересты.
Задачи:
1.Познакомить с техникой аппликации из бересты.
2.Вызвать интерес к работе с берестой.
3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материалы и приспособления:
Береста, ножницы, шило, клей «Момент» или ПВА, картон, шаблоны.
Изделия из бересты известны с давних времен. Существует много способов обработки бересты. С мастер-классами по плетению из бересты солонки, браслета можно познакомиться здесь.
Мастер-класс по изготовлению цветов из бересты можно найти здесь
Бересту нужно заготавливать с поваленных деревьев, ни в коем случае не наносить вред природе! Для плетения крупных изделий бересту заготавливают на лесозаготовках, с деревьев, которые выделены под спил.
Сегодня предлагаю изготовить аппликацию из бересты.
Береста – уникальный природный материал с очень интересной бархатистой фактурой. Поверхность бересты красива сама по себе, множество горизонтальных темных полосок (чечевичек) делают ее необычной. Природная окраска коры имеет множество оттенков от золотисто-медовых до красновато-коричневых, все они удачно сочетаются друг с другом.
Именно эту особенность бересты можно использовать при создании различных картин, панно. Особенность изготовления аппликации из бересты – метод подбора деталей аппликации (кусочков бересты). Такой метод подбора пластинок бересты, отличающихся по цвету, текстуре, называется интарсией. Для выполнения аппликации из бересты необходимо знать некоторые особенности и свойства бересты. Так светлые части рисунка на темном фоне кажутся крупнее, а темные на светлом фоне – мельче истинных размеров. Особое значение для аппликации имеет подбор рисунка. Возможности текстуры и цвета бересты ограничены, поэтому аппликация не должна состоять из большого количества мелких деталей. Берестяной рисунок не должен быть слишком крупным, так как работа получиться грубой; и не слишком мелким, что может сделать процесс трудоемким и невыразительным. Существует несколько подходов к изготовлению аппликаций. Некоторые мастера предлагают наклеивать кусочки бересты на бумагу, затем вырезать детали аппликации. После чего составлять композицию. Я предлагаю приклеивать детали аппликации сразу на фон.
Последовательность изготовления аппликации:
1.Подготовить необходимые материалы и приспособления. Подобрать бересту различных оттенков, по толщине материал должен быть, как лист офисной бумаги.
2.Из бересты белого цвета вырезаем небо.
3.Приклеиваем вырезанную бересту к верхней части картона.
4.Методом подбора пластинок бересты подклеиваем бересту в тех участках, где необходимо.
5.С помощью шаблонов вырезаем 3 детали «поверхности земли».
Примечание: бересту необходимо подобрать оттенков, отличающихся по цвету.
Для эстетичного оформления краев каждой детали аппликации используем шило вместо карандаша.
6.Приклеиваем деталь «Земля 1» к нижней части картона.
7.Выше детали «Земля 1» приклеиваем деталь «Земля 2» . Детали 2 должна располагаться внахлёст с деталью 1.
8.Выше детали 2 приклеиваем деталь «Земля 3» по такому же принципу, как детали 1 и 2.
9.Вырезаем 3 детали «леса». На границе «неба и земли» приклеиваем деталь «Лес 1».
10.На деталь «Лес 1» приклеиваем деталь «Лес 2».
11.Приклеиваем деталь «Лес 3».
12.Вырезаем белый «ствол» березки. В правой части аппликации приклеиваем деталь «Ствол» березки.
13.Вырезаем и приклеиваем деталь «Крона» березки.
14.За лес зашло солнце. Вырезаем и приклеиваем солнце над лесом.
15.Из бересты желтого цвета вырезать полоски шириной 1,5 сантиметра (для рамки).
16.Приклеить рамку со всех сторон. Аппликация готова.
17.С изнаночной стороны приклеить ниточку.
18.Теперь можно украсить интерьер.
19.Другой вариант аппликации. В этой аппликации подобрана береста других оттенков.
БЕРЕСТЯНАЯ РАДОСТЬ
Представить Россию без берёзовых лесов, также как без колоколен, колодцев с журавлями, бревенчатых изб, просто не возможно. Там, где есть берёза, естественным образом развито и рукоделие – берестяной промысел.
Чего только не делают из этого удивительного материала – бересты! Предметы быта, украшения, одежду, обувь, посуду…
Вот и я, наконец, пришла к бересте, благо – берёзовых лесов в Поволжье хватает.
Береста – замечательный антисептик, поэтому в коробах и туесах молоко и другие продукты хранятся довольно долго. В старину, когда с антисептиками были большие проблемы, в комнате, где должна была разродиться молодка, поджигали берёзовый дёготь или топили печь берёзовыми поленьями. Воздух становился практически стерильным!
Итак, наступило лето… Вы загорелись идеей освоить бересту. С чего начать?
Вначале заготовим инструменты. Нужен будет удобный нож-косяк, а также бечёвка.
Лето – понятие растяжимое, поэтому уточним – бересту (или берёсту) собирать лучше всего в конце мая и весь июнь. В нашем Поволжье и в июле ещё можно пособирать.
От того, в каком месте растёт берёза, может напрямую зависеть цвет бересты. Чем больше солнца досталось дереву, тем желтее будет оттенок материала.
Выбрать нужно дерево, на котором менее всего выражены чёрные пятна (полоски). Это так называемая отдушка, через которое дерево дышит, потому что береста – очень плотная кора.
Как правило, лучше всего береста отслаивается с южной стороны.
Выбрав белую полоску бересты на дереве, делается небольшой надрез. Слишком большие пласты собирать с одного дерева нельзя – оно может заболеть и даже погибнуть!
Сделав надрез, подденьте отслоившийся кусок бересты рукой или специальной деревянной лопаточкой.
Хочу предупредить неискушённых в этом деле мастеров – берёзы бывают … жадными! Да-да, не удивляйтесь! Я с такими сталкивалась множество раз. Даже если вы с трудом снимете кору, расщепить её будет практически невозможно!
Снятые листы складывают, чередуя – лицевую сторону к лицевой и изнаночную к изнаночной.
Обвязав бечёвкой снятую кору, привозите домой. Береста не любит пересыхания также, как любая кожа. Поэтому, по горячим следам, её нужно будет расщепить на тонкие, пластичные пласты, из которых вы будете что-то мастерить.
Я на следующий же день после сбора обрабатываю бересту. Зацепив ногтем или небольшим ножом (можно канцелярским), снимаю слой за слоем. Снятые полоски раскладываю по размерам и убираю в пакеты, мешки. Более тонкие полоски подойдут для изготовления более изящных вещей, допустим, бижутерии.
Попадаются такие красочные берестяные кусочки, что их оставляю в первозданном виде – на них можно будет рисовать картины! Загляните в интернет, и вы увидите великолепие и разнообразие берестяных картин!
Бересту я храню на чердаке дома, под прессом (кусок доски, кирпичи). Её можно хранить и под кроватью, лишь бы не дать ей пересохнуть. Почувствовали, что кора становится ломкой – увлажните её влажной тряпочкой.
Итак, береста готова!
Для работы заготовим:
- стамески по дереву,
- электровыжигатель,
- канцелярский нож,
- дырокол
- и… вашу фантазию!
Вначале и мне было страшновато, но как говорится – глаза боятся, а руки делают. Но так бывает всегда при освоении нового материала. И руки, и душа должны к нему привыкнуть. Уверяю вас, если вы станете работать с берестой, она вас не разочарует! Этот природный материал буквально излучает свет. От него исходят непередаваемое ощущение уюта и тепла. Береста пришлась по душе и моим воспитанникам, особенно мальчишкам.
И последний штрих к вышесказанному – запаситесь не только терпением, но и…маслом ! Береста очень любит масло. Можно пользоваться или льняным, или растительным.
Готовое изделие я протираю тряпочкой или губкой, слегка смоченной в масле. Излишек масла на следующий день исчезнет, а изделие приобретёт приятный солнечный оттенок.
Солонка, тарелочка, подвеска, очелье из бересты прослужат намного дольше, если они смазаны маслицем.
Желаю всем творческих успехов и вдохновения при работе с таким замечательным материалом, как береста!
Мастер-классы:
Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .
Еще интересно:
Посмотрите также:
Кукла Северная берегиня
Народная тряпичная кукла Северная берегиня
Мастер-класс от Ирины Калининой.
В истории России н...
Тряпичная кукла Бессонница
Людмила Евсеева прислала нам еще один мастер-класс по народной кукле, спасибо ей большое! Мастер-кла...
Кукла Кузьма и Демьян
Сегодня, 14 ноября, церковный праздник - день памяти бессеребренников и чудотворцев Космы и Дамиана,...
Разделы: Внеклассная работа
Классы: 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10
Ключевые слова: береста , корка банана , мох , построение композиции , миниатюра , инструменты и материалы для работы
Цель методического пособия: познакомить детей с интересным древним природным материалом – берестой. Доказать его значимость в изготовлении как старинных предметов быта, так и в создании современных картин, панно и других изделий, применяемых в жизни и в быту. Научить работать с этим материалом.
Задачи:
Развивающие:
- Расширить представление ребенка о многообразии природных материалов, не требующих больших затрат при их заготовке, и при изготовлении работ с использованием этих материалов
- Развить фантазию и воображение, чувство меры и вкуса при работе с данным материалом
- Развить чувство прекрасного при выполнении картин, пейзажей и чувство ответственности за сохранение окружающей среды (парки, сады, скверы, лес и т.д.)
Образовательные:
- Научить детей работать с берестой и другими природными материалами
- Доказать, что из отдельных кусочков бересты, листьев, лепестков, можно создать целую картину, натюрморт, пейзаж и т.д.
- Научить детей наблюдать за природой, видеть красивое, собрать нужный материал в природе, создать свой замысел в картине.
Воспитывающие:
- Сформировать вкус, чувство меры, соизмерение цвета, формы, отдельных частей (элементов картины).
- Сформировать у обучающегося оценку собственной деятельности и деятельности товарища.
- Воспитать чувство взаимопомощи, сопереживания и ответственности за работу.
- Привить культуру труда – аккуратность в работе и любовь к своему делу.
Заготовка бересты.
Подготовка ее к работе и применение в создании картин
Писатель В.И. Белов в своей книги “Лад” пишет: “ Береста, вероятно, самое древнее и самое распространенное северное сырье, использовавшееся всевозможными мастерами”.
И действительно из бересты можно сделать цветы для панно или в композицию, пейзаж, рамку, паспарту и т.д. Этот материал легко расслаивается на очень тонкие, но прочные слои самой разной окраски: от белой до темно-коричневой (до 40 оттенков). Это позволяет создавать композиции только из одной бересты, а возможно добавить и другие природные материалы, такие как засушенные листья, мох, цветы, лепестки и т.д. Из более грубой коры, покрытой темными пятнами, можно сделать такие элементы пейзажа, как горы, заснеженную землю с проталинами и т.д. Из более тонких кусочков выкладывают небо, землю, воду и т.д.
Бересту собирают в лесусо спиленных берез полосами шириной не менее 20 см или снимают цилиндром со стволов берез, пролежавших долгое время в валежнике (рисунки снятия бересты). Рис. 1 – полосками (применяют этот способ для снятия бересты в плетении корзин, туесков, обуви для изготовления ремней и т.д.). Рис. 2 – для картин и панно.
Дома кору следует проварить в эмалированной кастрюле 10 минут, чтобы уничтожить личинки короедов. Потом распрямить, расслоить по возможности на тонкие пластинки и положить по отдельным цветовым оттенкам в конверты под пресс, предварительно высушив пластинки. Далее держать в книге или коробки в горизонтальном положении под прессом. Расслоить можно и после просушивания. Не страшно, если кусочки будут маленькими. Главное – найти нужные оттенки: желтые, оранжевые, белые и т.д. (в зависимости от сюжетного замысла).
Основой для картины может служить не только картон, но и части стволов деревьев, доски, шпон. На основу приклеивают бересту и др. материал как описано далее. Работу начинаем с верхнего левого угла (края), двигаясь направо, перекрывая кусочком бересты или листа последующий кусочек бересты или листа на 1/3. Намазываем клеем только серединку пластика бересты или листа.
Особенности техники аппликации из бересты
Цвет бересты может “играть” в зависимости от вашего художественного вкуса, замысла работы, настроения автора. Однако есть неизменное: для дальнего плана работы применяются мягкие, приглушенные тона. Ближний план предполагает использование насыщенных, интенсивных красок. Конечный переход от первых ко вторым должен быть плавным, постепенным.
В непосредственной зависимости находятся цвет и толщина пластин бересты. Приглушенный, мягкий окрас чаще всего бывает у тонких полупрозрачных пластин. Именно их удобнее всего применять в тех фрагментах, которые изображают “глубину”, перспективу пейзажа. Аппликация из бересты не может быть охарактеризована только набором правил - есть исключения.
Что же касается колорита, то ограничимся только одним из основных замечаний: цвета картины должны быть объединены, связаны. Упрощая идею связи цветов, Ренуар заметил: “Если у вас на кисти краска, то ею надо пройтись по всей “картине”, включая и небо, если это даже черная краска...”. Мы советуем принять, естественно, лишь идею цветового единства (в том числе в аппликации из бересты). Что же касается приемов реализации этой идеи, то можно полагаться исключительно на уровень художественного вкуса автора работы.
В работах из бересты следует избегать применения толстых пластин (за исключением переднего плана пейзажа) и подкрашивания материала. Что касается подкрашивания материала, то здесь интересно заметить: береста для картины прекрасна не только своей структурой и мягкими пастельными красками, но и удивительным свойством излучать свечение. Оно оказывает благотворное влияние на человека, удивляет и радует его. Если на пластину бересты нанести краску, свечение пропадает. Работы становятся яркими, выразительными, но в то же время в них пропадает главное - их теплота, мягкость, дыхание.
Для колорита в картинах из природного материала помимо бересты применяется дополнительный природный материал (мох, крошево из засушенных листьев и цветов, корка банана, травы, солома).
Заготовка листьев и цветов для картин. Корка банана. Чешуя лука, чеснока
Собирают материал в сухую погоду. Сушат в старых книгах или газетах, ежедневно меняя листы-вкладыши. Цветы, плоды перекладываем ватой или бумагой для впитывания лишней влаги. Сушим под прессом. Сохраняем в коробках в темноте.
Корки банана – снимают мякоть ножом до просвечивания, сушат в книге под прессом или в газетах, меняя вкладыши ежедневно. В засушенном виде корка банана имеет коричневый цвет, похожа на замш и вырезается с калькой по контуру предмета (ваза, скульптура, дома, стволы деревьев, заборы и т.д.)
Корки дыни, тыквы, арбуза – тонкие слои засушиваются в книге (для вазочек, плодов, натюрмортов). Кожура яблок срезается с яблока. Мякоть убирается сушится в книге.
Стебли чеснока, чешуйки чеснока, лука - для вазочек, для водных бликов (водоем, пруды, речки и т.д.).
Материалы, необходимые для выполнения картины – миниатюры из бересты и засушенных листьев и цветов и методики их подготовки к работе
Эскиз работы.
Из книги, с репродукции, с фотографии, в черно-белом или цветном изображении; возможно перевести сюжет на кальку или пергаментную бумагу по размеру основы. Эскиз (сюжет) может быть задуман и автором.
Картон толщиной 1 мм. Стандартные размеры (под рамку со стеклом) для миниатюры: 6х9 см, 10х10 см, 10х15 см, 15х15 см, 9х12 см (для работ из бересты); для работ из засушенных листьев и цветов: 15х21 см, 18х24 см, 24х30 см, 21х30 см, 30х30 см.
Калька или пергамент для сюжета (по формату основы и для деталей).
Тонкие разноцветные пластинки подбираются по цвету: от 9 до 15 оттенков (белый, розовый, оранжевый, желтый, коричневый, серый и т.д.) в зависимости от сюжета. Бересту лучше снимать весной со спиленных берез и проварить в кастрюле на маленьком огне 10 мин., затем остудить, расслоить в мокром состоянии и каждый пластик (слой) положить в конверт под пресс, предварительно разложив по цветовым оттенкам.
Корочка от банана.
Снять мякоть банана острым ножом до просвечивания. Засушить в газете, в книге под прессом. Засушенная корка должна быть коричневого цвета (от светло - коричневых оттенков до черного). Лучше иметь для отдельных деталей (скульптура, здания и т.д.) пластик, корки, увлажненный, чтобы вырезать с калькой было удобнее.
Засушивается под прессом, 2-3 вида: ярко-зеленый – для хвои, деревьев - ели, сосны и т.д., голубовато – серый, лишайниковый и т.д. в зависимости от сюжета.
Листья деревьев
Зеленый и оттенки зеленого цвета (для деревьев весной, летом и травы); желтый – для осенних деревьев, коричневые – поздняя осень, зима.
Лепестки цветов
засушить под прессом (ярко- красные, малиновые и т.д. – в зависимости от сюжета). Крошево – готовится с помощью грубой резиновой губки и шила (прием прокалывания) или крошатся лепестки цветов руками.
Крошево используется для создания в картине цветников, бордюров, газонов, травы и т.д. Для цветочной картины цветы засушиваются в книге или в газетных листках под прессом, ежедневно меняя газетные листы. Махровые цветы прокладываются ватой (головки разбираем на отдельные части – середина, лепестки, цветоножка) и также засушиваются под прессом.
Фрукты, овощи
Для картин с букетами и натюрмортами. Вырезаются с калькой из кожуры яблок, апельсина, грейпфрута, корки арбуза, дыни, тыквы.
Инструменты для работы
- Металлический пинцет (лучше иметь 2 штуки: 1 – большой, другой – маленький) с острыми длинными кончиками без зубцов и шипов.
- Ножницы (2 шт.) с прямыми кончиками. Одни большие, другие маленькие – маникюрные, с прямыми лезвиями, острые.
- Шило для прокалывания листьев или крупную иглу.
- Губка резиновая пористая для прокалывания листьев и лепестков (для деревьев, кустарников).
- Клей ПВА (“Силакра – Люкс” 0, 5 кг банка) или прибалтийский (в тубах – 300 г.)
- Клеенка (для стола).
- Рамка подбирается в конце выполнения работы. Не должна быть главной, должна дополнять работу, а не отвлекать. Подбирается по цвету, ширине, толщине багета, по фактуре.
Последовательность выполнения работы и технология выполнения
Вырезать картонную основу в зависимости от формата эскиза.
Положить эскиз (копию) сюжета перед собой. Нанести линию горизонта (линия, разделяющая небо и землю). При этом берется узкая полоска бересты, соломы или полоска от корки банана и приклеивается на основу (под прессом сушится 2 минуты).
Выкладывается небо. Из пластиков бересты или листьев белого тополя, малины, мать – и – мачехи (серых оттенков). Начинаем работу с верхнего левого угла и двигаемся вправо, перекрывая последующим листиком на 1/3 предыдущий с учетом света и тени (свет солнца, луны, состояния погоды и временного состояния дня, суток). Листья можно отрывать и приклеивать кусочками до линии горизонта. Кладем работу под пресс, вкладывая основу в бумажную папку или под картонный лист (2-3 мин.)
Выкладываем землю (воду, поляну т.д.) Можно использовать ровный однотонный пласт бересты или шпона, а затем по отдельным деталям воссоздавать сюжет. А возможно сделать фон отдельным выкладыванием пластиков бересты (в зависимости от сюжетного рисунка), по мере удаления или приближения предметов, учитывая объем картины, ярусность или план. Небо должно быть светлее, чем земля, вода. Кладем основу под пресс (5-10 мин.).
Отдельные детали картины (скульптуры, здания, мосты, соборы, ограждения, деревья, люди, животные, вазы цветов и т.д.) переводятся на кальку с эскиза, аккуратно вырезаются вместе с калькой и приклеиваются к картине (техника аппликации). Также выполняются дороги, плиточные покрытия и т.д. с учетом света и тени.
Каждый приклеенный предмет (если дом, то по деталям) кладется под пресс или хорошо приклеиваются руками, пальцами.
По окончанию работы четко изображаются на переднем плане – цветники, газоны, камни, разделительные линии плиток и покрытий, ступеньки и другие строительные конструкции (можно использовать хлопчатобумажные нити по цвету, соответствующему изображению).
По окончанию выполнения всех работ кладем основу под легкий пресс – книгу или под утюг не более чем на 15-20 мин.
Моем стекло в рамке. Вставляем в рамку.
Петли для рамки делаем в зависимости от размера картины. Миниатюрные работы – картины имеют 1 петлю (скрепка вшивается между двумя картонками по центру верхнего края рамки). С подклеенной и пришитой петлей работа остается под прессом на ночь (или на 6-8 часов) для того, чтобы покрывающий ее картон плотно приклеился к деревянной рамке.
Литература.
- Бунич О.Н., Зиновьев И.В., Поддубный В.Ф., Хохлов Н.П. “Флористика”. - М.: изд-во “Эллис – Лак”, 1996.
- Волков Н.Д. Художественная студия в школе. – М.: “Просвещение”, 1993.
- Аксенов В.С. Рисунки и живопись. – М.: Изд-во “Изобразительное искусство”, 1993.
- Стецюк В. Г. Картины из цветов. – М.:. Изд-во “Культура и традиции”, 1999.
Работы учащихся-победителей международных и городских выставок
“Пискарёвский мемориал”
Панно под стеклом. Материалы: береста, корка
банана, засушенные листья малины, крошка из
листьев и лепестков цветов розы, шпон, мох (венки),
нить.
Краснощёкова Дарья, 9 лет
“Дорога жизни. Памятник Цветок жизни”
Панно под стеклом. Материалы: береста, листья
белого тополя, шпон, засушенные листья (крошка),
мелкие цветы, лента (галстука).
Галицкий Дмитрий, 8 лет
“Дорога жизни. Памятник Разорванное
кольцо”
Панно под стеклом. Материалы: береста, шпон,
корка банана, засушенные листья петрушки, кора
берёзы, мох, нитки (венки).
Каргапольцева Дарья, 10 лет
“Хорошее настроение”
Панно под стеклом. Материалы: засушенные
листья малины, цветы, листья рогоза, чешуи лука,
солидаго.
Разумнов Артемий, 7 лет
“В Летнем саду цветёт сирень”
Панно под стеклом. Материалы: береста, корка
банана, засушенные листья, мелкие цветы,лепестки
цветов.
Никитина Алла, 9 лет
“Утро в сосновом бору”
Панно под стеклом. Материалы: береста, корка
банана, засушенные листья, мох, войлок, мелкие
цветы,лепестки цветов.
Краснощекова Дарья, 10 лет
“Стыковка космических кораблей”
Панно под стеклом. Материалы: черная бумага,
береста, нить х/б, манная крупа.
Абдуганиев Умед, 11 лет
“В космическом пространстве”
Панно под стеклом. Материалы: черная бумага,
береста, нить х/б, манная крупа, мох, лишайник.
Солодовникова Елена, 11 лет
“Цветочный ветер”
Панно под стеклом. Материалы:, засушенные
листья, травы, мелкие цветы,лепестки цветов, кофе.
Каргапольцева Дарья, 11 лет