Зеланд избыточный потенциал. Зеланд

«Много хочешь – мало получишь». Эта детская дразнилка имеет под собой основания. Только я бы ее перефразировал так: «Чем сильнее хочешь, тем меньше получишь».

«Много хочешь – мало получишь». Эта детская дразнилка имеет под собой основания.

Только я бы ее перефразировал так: «Чем сильнее хочешь, тем меньше получишь» .

Когда вы чересчур сильно хотите что-либо получить, так, что готовы все поставить на карту, вы создаете огромный избыточный потенциал, нарушающий равновесие. Равновесные силы отбросят вас на линии жизни, где предмета вашего желания нет и в помине.

Если обрисовать картину поведения человека, одержимого желанием, на энергетическом уровне, то это будет выглядеть примерно так .

Кабан пытается поймать синюю птицу. Он очень хочет ее заполучить и при этом облизывается, громко хрюкает и роет землю от нетерпения. Естественно, птица улетает. Если же ловец прогуливается рядом с синей птицей с безразличным видом, тогда у него очень велики шансы схватить ее за хвост.

Можно выделить 3 формы желания:

Первая форма – это когда сильное желание переходит в твердое намерение иметь и действовать. Тогда желание исполняется. Потенциал желания при этом рассеивается, потому что его энергия уходит на действие.

Во второй форме – это бездеятельное томительное желание, которое представляет собой избыточный потенциал в чистом виде. Он висит в энергетическом поле, и в лучшем случае, бесполезно расходует энергию страждущего, а в худшем, притягивает разные неприятности.

Самой коварной является третья форма, когда сильное желание переходит в зависимость от предмета желания . Высокая значимость автоматически создает отношение зависимости. Отношение зависимости порождает сильный избыточный потенциал, вызывающий столь же сильное противодействие равновесных сил. Обычно устанавливаются отношения примерно такого рода:

    «Если я этого добьюсь, мое положение станет намного лучше».

    «Если я этого не добьюсь, моя жизнь теряет всякий смысл».

    «Если я это сделаю, я себе и всем покажу, чего стою».

    «Если я это не сделаю, грош мне цена».

    «Если я это получу, будет очень здорово».

    «Если я это не получу, будет очень плохо».

Включаясь в отношения зависимости от предмета желания, вы будете вовлечены в такой бурный водоворот, где просто выбьетесь из сил в борьбе за желаемое. В конце концов, вы ничего не добьетесь и откажетесь от своего желания. Равновесие восстановлено и равновесным силам абсолютно безразлично, что вы от этого пострадали. А произошло это из-за того, что вы слишком хотели, чтобы желание исполнилось. Желание оказалось на одной чаше весов, а все остальное на другой.

Исполнению подлежит только первая форма, когда желание превращается в чистое намерение, свободное от избыточных потенциалов. Все мы привыкли, что в этом мире за все надо платить, ничто не дается даром.

На самом деле мы расплачиваемся только за избыточные потенциалы, которые сами же создаем. В пространстве вариантов все бесплатно.

Коль уж мы выражаемся в таких терминах, в качестве оплаты за исполнение желания выступает отсутствие значимости и отношений зависимости. Для перехода на линию жизни, где желаемое превращается в действительность, достаточно лишь энергии чистого намерения. О намерении мы поговорим позже.

А сейчас только отметим, что чистое намерение – это единство желания и действия при отсутствии значимости . Например, свободное намерение сходить в киоск за газетой, является чистым.

Чем выше для вас значимость события, тем вероятнее провал.

Если вы придаете очень большое значение тому, что имеете, и очень дорожите этим, тогда скорей всего равновесные силы это у вас отнимут. Если то, что вы хотите получить, тоже много для вас значит, тогда скорей всего вы это не получите.

Необходимо снизить планку значимости, важности.


Например, вы без ума от вашей новой машины.

Вы сдуваете с нее пылинки, бережете, ухаживаете, боитесь поцарапать, в общем, лелеете и боготворите. В результате создается избыточный потенциал. Ведь это вы наделили машину таким большим значением. А на самом деле в энергетическом поле ее значимость равна нулю.

В результате, и к сожалению, равновесные силы вскоре найдут для вас обормота, который покалечит вашу машину. Или вы сами, будучи чересчур осторожными, куда-нибудь не впишетесь.

Стоит вам перестать боготворить свою машину и начать относиться к ней обыкновенно, как опасность для нее резко снизится. Относиться обыкновенно – вовсе не означает беспечно. Вы можете безупречно ухаживать за машиной, не делая из нее идола.

Есть и другой аспект сильного желания иметь.

Существует мнение, что если очень захотеть, то всего можно добиться. Казалось бы, можно предположить, что очень сильное желание вынесет вас на ту линию жизни, где оно исполняется. Однако это не так.

Если ваше желание перешло в зависимость, своего рода психоз, истеричное стремление добиться своего во что бы то ни стало, значит, вы в душе не верите в его исполнение, а следовательно, транслируете излучение с «сильными помехами».

Если нет веры, вы стараетесь изо всех сил себя убедить, нагнетая потенциал еще больше. На «дело всей жизни» может быть бесполезно потрачена вся жизнь. Единственно, что здесь можно сделать – это снизить значимость цели. Идти к своей цели, как в киоск за газетой.

Сильное желание избежать чего-либо является логическим продолжением недовольства окружающим миром или собой. Чем сильнее ваше желание избежать, тем мощнее избыточный потенциал.

Чем больше вы этого не хотите, тем больше вероятность столкновения. Равновесным силам безразлично, как будет достигнуто равновесие. А достигнуто оно может быть двумя способами: либо отвести вас от столкновения, либо столкнуть.

Лучше сознательно отказаться от неприятия, чтобы не создавать потенциал. Но это еще не все. Когда вы думаете о том, чего не хотите, вы излучаете энергию на частоте той линии, где это обязательно случится. Вы всегда получаете то, чего активно не хотите.

Происходит буквально следующая картина. Человек находится на торжественном приеме в посольстве, все кругом чинно, благовоспитанно, уравновешенно. И вдруг он начинает дико размахивать руками, топать ногами и отчаянно кричать, что не хочет, чтобы его сию минуту вывели отсюда.

Естественно, появляется охрана, чудака берут под руки, он сопротивляется и вопит, но его немедленно выводят вон.

Это слишком утрированная картина для реальности, но на энергетическом уровне все происходит с интенсивностью такой же силы.

Рассмотрим еще один пример. Допустим, вас среди ночи будит шум от соседей. Вы хотите спать, вам завтра на работу, а там веселье в самом разгаре.

Чем сильнее вы будете хотеть, чтобы они там заткнулись, тем больше вероятность того, что это будет продолжаться еще долго. Чем больше вы будете злиться, тем неистовей будет веселье. Если вы их возненавидите в достаточной степени, можно гарантировать, что такие ночи будут повторяться все чаще и чаще.

Для решения данной проблемы можно применить метод провала или гашения маятника. Гашение будет в том случае, если вы отнесетесь к ситуации с иронией. А можно вообще игнорировать, не проявлять никаких эмоций и интереса. Тогда будет провал маятника, да и потенциал не возникнет.

Пусть вам принесет спокойствие сознание того, что у вас есть выбор, и вы знаете, как им воспользоваться. Вскоре соседи угомонятся. Вот так это работает, можете проверять.

Теперь вы можете проанализировать, в чем вы сами завысили значимость и какие проблемы в результате получили. Если дела совсем плохи, плюньте на значимость, стряхните с себя отношения зависимости и упрямо транслируйте положительную энергию.

Чем хуже сейчас, тем лучше. Так можно оценить ситуацию, если вы считаете, что потерпели крупное поражение. Радуйтесь! В данном случае равновесные силы на вашей стороне, потому что их задача компенсировать плохое хорошим. Все время плохо быть не может, как не может быть все время хорошо.

На энергетическом уровне это выглядит примерно так. На вас напали, обругали, отобрали все, избили, а потом всучили мешок с деньгами. Чем больший урон вы понесли, тем больше найдется денег в мешке. опубликовано

© Вадим Зеланд

  • «Если я этого не добьюсь, то я неудачник!».
  • «Если я этого не сделаю, то всё потеряет смысл!».
  • «От этого зависит вся моя жизнь!».

Самая опасная вещь, которая может подстерегать вас на пути к цели – это избыточный потенциал. Вы сами невольно создаёте его, когда слишком сильно чего-то хотите, когда готовы поставить на кон буквально всё, когда вам что-то слишком ВАЖНО. Избыточный потенциал в – это чрезмерное напряжение в энергетическом поле, которое возникает под действием сильной мысленной энергии, когда вы завышаете важность чего-либо. В результате образуется энергетический «перепад давления», неоднородность, локальное возмущение.

А, поскольку всё в мире должно быть в гармонии, тут же возникают , направленные на устранение этого дисбаланса. Как правило, они просто отбрасывают вас как можно дальше от предмета вашего вожделения – на другие линии жизни, где реализовать вашу цель невозможно.

Мы предлагаем вам подробно изучить ситуации, в которых может возникнуть избыточный потенциал, а также ознакомиться с советами и . Статья целиком и полностью базируется на книгах , автора книг о Трансерфинге реальности.

Ситуации, в которых возникает избыточный потенциал

  • Вы слишком сильно чего-то хотите, и это желание переходит в навязчивую мысль, вожделение и даже зависимость.
  • Вы слишком сильно чего-то НЕ хотите, боитесь и всячески пытаетесь этого избегать.
  • Вы не контролируете свои негативные эмоции, будь то гнев, раздражение, зависть – они выходят из-под контроля и захлёстывают вас с головой.
  • Вы не владеете своими чувствами, такими как любовь, радость, восторг, энтузиазм – и проявляете их безо всякой меры, теряя возможность мыслить и действовать адекватно.
  • Вы испытываете слишком сильное недовольство, восхищение, презрение, осуждение, тщеславие, вину, превосходство.
  • Вы идеализируете кого-либо или что-либо, преклоняетесь перед ним, переоцениваете его достоинства.
  • Вы неосознанно реагируете на провокации маятников, поддаётесь беспокойству и страху, по привычке выражаете недовольство или впадаете в уныние.
  • Вы живёте как во сне, действуя по сценарию, который вас ведёт, и не управляете своей жизнью, играя по правилам маятников.
  • Вы часто испытываете стресс по любому поводу и всё принимаете слишком близко к сердцу.

Важность – избыточный потенциал в чистом виде

Техники для снижения важности в Трансерфинге

№2. Осознанно выбирайте своё отношение к происходящему

Чаще задавайте себе вопрос: «Насколько серьёзно я воспринимаю себя и окружающую реальность? Насколько мне важно то, что происходит?». Если любая мелочь способна выбить вас из колеи, любое незначительное событие волнует вас и вызывает бурю эмоций – повышайте осознанность. Ваш Внутренний Смотритель не должен спать. Именно он поможет вам регулярно снижать важность и чувствовать гармонию – гармонию с собой и с окружающим миром.

У вас может возникнуть сомнение: «А стоит ли 24 часа в сутки держать эмоции под строгим контролем? Так можно стать совсем бесчувственным!». Дело в том, что Трансерфинг не призывает вас полностью отказываться от эмоций и тем более бороться с ними. И ни в коем случае не призывает подавлять свои эмоции и чувства. Он предлагает просто изменить ваше отношение к происходящему. Ведь эмоции и избыточные потенциалы – всего лишь следствие, следствие некорректного отношения к ситуации, когда вы завышаете важность. Но Трансерфинг всё время говорит о выборе. У вас есть право выбора. В том числе – вы можете осознанно выбирать своё отношение ко всему в этом мире. Именно это умение – первый шаг на пути к управлению реальностью и достижению вашей цели.

№3. Действуйте

Самый простой способ не создавать избыточный потенциал (или рассеять его, если он уже образовался) – это действовать. Вадим Зеланд пишет, что избыточный потенциал, особенно тревоги и беспокойства, очень легко растворяется в действии. Чем сидеть на месте и переживать, заламывать руки или нервно барабанить пальцами по столу – лучше начните делать хоть что-нибудь. Не ждите, не бойтесь, не придумывайте в своём воображении пугающие картины – просто действуйте.

С избыточными потенциалами не нужно бороться. Да и вообще – не стоит слишком часто о них думать. Лучше переведите вектор своего внимания на вашу цель. Держите ваше намерение в фоновом режиме – и предпринимайте конкретные действия в физическом мире. Намерение всегда реализуется быстрее, когда вы движетесь вперёд. И на этом пути избыточные потенциалы рассеиваются сами собой.

№4. Войдите в равновесие с окружающим миром

Да, иногда это кажется практически невыполнимой задачей: расслабиться и довериться Вселенной, если на ваших плечах лежит груз ответственности и забот. Но это – в ваших интересах. Как только вы входите в равновесие с окружающим миром, ваша жизнь становится легче и приятнее, двери раскрываются перед вами будто сами по себе, а количество проблем уменьшается. Именно из состояния доверия и гармонии вы кратчайшим путём достигните вашей цели.

Если же вы относитесь к жизни как к борьбе, считаете, что мир суров и несправедлив, и всегда готовы к преодолению препятствий – так оно для вас и будет. Мир подстроится под такое ваше представление о нём, и будет словно намеренно «вставлять вам палки в колеса». А избыточные потенциалы будут постоянно тормозить вас. Помните, что согласно принципам Трансерфинга, окружающая реальность всегда соглашается с тем, что мы о ней думаем. Поэтому, как пишет Вадим Зеланд: «Не преодолевайте препятствия – снижайте важность». Относитесь к жизни проще.

№5. Будьте спонтанными, лёгкими – импровизируйте!

Готовитесь к очень ВАЖНОМУ событию? Не нагнетайте его важность ещё больше. Учитесь ко всему относиться с лёгкостью. Если сразу не получается – попробуйте поиграть в эту лёгкость. Войдите в роль беззаботного человека, у которого всегда всё легко получается, словно по мановению волшебной палочки. «Поймайте» это состояние. Разрешите себе быть спонтанным, ярким, дерзким, даже немного сумасшедшим. Смейтесь там, где другие переживают. Оставайтесь спокойными и осознанными, когда остальные «засыпают» в своих привычных реакциях. Если не знаете, что делать – импровизируйте. Как актёр на сцене, который забыл слова своей роли, но не растерялся и продолжил игру.

Есть ещё одна маленькая хитрость, которая поможет вам снизить важность и рассеять избыточный потенциал: сместите фокус вашего внимания с конечной желанной цели – и переместите его на сам процесс. Попробуйте наслаждаться процессом, даже если он малоприятен для вас. Живите в моменте «здесь и сейчас», не думайте о том, что произойдёт завтра. Откажитесь от внешней важности: «А вдруг не получится?!», а также от важности внутренней: «Я занимаюсь очень важным делом». Действуйте беспристрастно и с наслаждением, с лёгкостью и элементами импровизации, как будто вы – известный актёр, который порхает по сцене под аплодисменты целого зала восторженных зрителей!

Как только вы научитесь снижать важность и не создавать избыточные потенциалы – количество проблем в вашей жизни значительно уменьшится. Вы удивитесь сами, когда обнаружите: то, что раньше давалось таким трудом, вдруг как будто само «плывёт» вам в руки! Дело в том, что не позволяя равновесным силам и маятникам вмешиваться, вы обретаете свободу выбора и возвращаете себе право управлять своей жизнью. И легко реализуете все свои цели!

Вы прямо сейчас можете на практике освоить инструменты для снижения важности – и, наконец, освободиться от неё, приняв участие в онлайн-встрече . За 1,5 часа Вы:

  • узнаете, как и за счёт чего формируется важность;
  • освоите инструменты Трансерфинга реальности для снижения важности во всех областях жизни;
  • снизите свою важность и перестанете создавать избыточные потенциалы;
  • научитесь осознанно выбирать нужное эмоциональное состояние;
  • научитесь успешно действовать в стрессовых ситуациях;
  • освободитесь от препятствий на пути и начнёте легко и спокойно реализовывать свои цели!

приглашаем вас на новогодние программы трансерфинг центра!

Всё, что вы можете себе представить способно стать реальностью. Вселенная полна возможностей и готова предоставить их каждому, стоит лишь провозгласить своё намерение.

«Жизнь в Новом Времени», онлайн-встреча, новогодний ритуал

Это не обычная предновогодняя онлайн-встреча, это нечто гораздо большее. Вас ждёт световой голографический ритуал, связанный с энергией Нового Времени, в котором мы с вами уже живем!

Вас ждёт много практик и сюрпризов:

  • голографические световые ритуалы и техники;
  • новые практики формирования предстоящего успешного года;
  • слияние с энергиями Нового Времени!
Сотворите Ваш следующий 2020 год по своему усмотрению на этой предновогодней программе с ритуалами, энергетическими практиками и запуском Намерения!


Предновогодняя программа-ритуал «Год изобилия» в санкт-петербурге

Новый Артефакт с сюрпризом на 2020 год, который вы создадите на программе – символ богатства. На ритуале вас ждет работа с энергетическими центрами, вы зарядите свой Артефакт в атмосфере волшебства и мощного энергетического круга единомышленников!

Вас ждёт:

  • 3 часа новогоднего волшебства и практики Трансерфинга;
  • волшебный Артефакт с сюрпризом внутри;
  • постановка и запуск Намерения на изобилие и процветание при помощи ритуала;
  • инструкция, как использовать ваш Новый Артефакт в течение 2020 года;
  • живое общение с единомышленниками и тренером по Трансерфингу!
Программа пройдет:

1 Мотивация и эффективность деятельности

2 Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона

3 Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
Итак, прежде чем перейти к рассмотрению первого вопроса: мотивация и эффективность деятельности, давайте с Вами, вспомним понятие мотивации и разберемся с понятием эффективности деятельности.

Это следует сделать потому, что всякий разговор о чём – либо не может быть плодотворным, если заранее не разобраться в его предмете.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. При этом все определения мотивации можно отнести к двум направлениям:
1. Рассмотрение мотивации со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов.

Мотивация – это вся совокупность различных побуждений, мотивов, потребностей, интересов, целей, влечений и т. д., что в наиболее широком смысле подразумевает мотивацию поведения вообще.
2. Рассмотрение мотивации как динамического образования, как процесса, как механизма.

Мотивация – это внутренняя детерминация деятельности и поведения человека, а также психический процесс, преобразования внешних воздействий во внутреннее побуждение.
Давайте вспомним и понятия внешней и внутренней мотивации! Они нам понадобятся для лучшего понимания сути рассматриваемого вопроса.
Внешняя мотивация - конструкт для описания детерминации поведе­ния в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулиру­ют, находятся вне Я ( self ) личности или вне поведения.
Внутренняя мотивация - конструкт, описывающий такой тип детер­минации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри само­го поведения. Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощ­рений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ра­ди нее самой, а не для достижения каких-либо вне шн их наград. Такая дея­тельность является самоцелью, а не средством для достижения некой дру­гой цели.
В западной психологической литературе используются термины «экстринсивная мотивация» и «интринсивная мотивация».
Экстринсивная мотивация - это мотивация, обусловленная внешними условиями и обстоятельствами, а интринсивная мотивация - это мотивация внутренняя, связанная с личностными диспозициями .
Теперь перейдем к рассмотрению понятия эффективности…
Эффективный – дающий эффект, действенный.
Понятие «эффективность» рассматривается в рам­ках различных наук. Первоначально оно было наи­более разработано в праксеологии (учении о практи­ческой деятельности, правилах и методах эффектив­ной деятельности). Основные идеи этой науки о рациональной деятельности еще в 1913 году сфор­мулировал известный польский ученый Т. Котарбиньский. Он выделил два значения понятия эффек­тивности и постулировал, что «этот термин понима­ют как в широком, так и в узком значении. В широ­ком значении он охватывает всю совокупность поло­жительных признаков ее правильности, а правильная деятельность и эффективная деятельность - это одно и то же. Эффективность в узком смысле, иначе искусность, сноровка - это способность умело выполнять какую-либо практическую или близкую ей деятельность».

Понятие эффективности также выражает отношение результата деятельности к затратам общественного труда. С этой точки зрения наиболее эффективна деятельность, которая при неизменных затратах ведет к получению максимального результата, либо когда один и тот же результат получается при мини­муме затрат».

А.Л. Журавлёв , учитывая соотношение результата с затратами на его достижение, использует понятие «эффективность » деятельности .

Эффективность, прежде всего, отражает правильность направления, выбранного для достижения конечного результата (т. к. резуль­тат, даже хороший, может быть достиг­нут не совсем рациональным путем, с помощью затраты дополнительных усилий или ресурсов). Поэтому эффективность, отражает верность выбранного направления к достижению поставленной цели и конечный результат деятель­ности, в большей мере учитывающий способы его достижения (затраты).


Договорившись о предмете, перейдем к рассмотрению первого вопроса…
1 Мотивация и эффективность деятельности
Как мы с вами уже не раз говорили, одной из характеристик мотива является его сила.

Она влияет не только на уровень активности человека, но и на успешность этой активности, в частности - на эффективность деятельности.


С силой мотива связана его устойчивость. Если она проявляется ситуативно, «здесь и сейчас», то говорят об упорстве , если устойчивость характеризует мотивационную установку, то говорят о настойчивости.
Исторически изучение этого вопроса началось в первой четверти XX века в связи с исследованием влияния различной по силе стимуляции на уровень активности, силу эмоциональной реакции и эффективность научения.
При этом под мотивацией - понималось всякое стимулирующее воздействие на активность человека и животных, вплоть до введения фармакологических препаратов.

Было выявлено, и прежде всего опытами Йеркса и Додсона (1908) по различению двух яркостей, что чрезмерная стимуляция приводит к замедлению скорости научения.

В эксперименте давалась задача, предполагавшая три уровня различения ; предусматривались и три уровня стимуляции (мотивации ): сильный, средний и слабый удары электрическим током как наказание за ошибку.

В итоге были получены три кривых, которые показывают, что в каждом случае имеется оптимум мотивации, при котором научение является наиболее быстрым (см. рисунок ниже).


Полученные при этом результаты представлены на рис. 1.

По оси абсцисс от­ложены уровни силы электрического тока, по оси ординат - число проб, необходи­мых для достижения хорошего различения; три кривые соответствуют трем уров­ням трудности задачи.

Однако результаты свидетельствуют и о том, что оптимум мотивации зависит и от трудности выполняемой задачи .

В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации.

Вместе с тем, при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но вероятность их появления возникает при трудных задачах.


Таким образом, результаты эксперимента показывают, что в каждом случае имеется оптимум силы тока (мотивации ), при котором научение происходит быстрее всего.

Важно также еще раз подчеркнуть, что оптимум стимуляции зависит и от трудности задачи : чем она труднее, тем оптимум ближе к пороговой величине стимула.

Следовательно, при сложной задаче нужна слабая мотивация, а при легкой - сильная.
2 Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона
Законов фактически два.
Закон 1. По мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности, постепенно снижается.
Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.
Закон 2. Чем сложнее для человека выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.
Дела средней сложности лучше делать при среднем уровне мотивации.


Рис. 2. Схема, иллюстрирующая закон Йеркса-Додсона
Таким образом, законом Йеркса - Додсона в психологии называют зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Следовательно, существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации ).


Например: уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более баллов) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. То есть - очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим.
Во многих последующих исследованиях феномен получил экспериментальное подтверждение. В частности, было доказано, что с усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика – качество исполнения ухудшается.
   Эксперимент, повторенный на людях, продемонстрировал аналогичные результаты. В качестве экспериментального материала выступали задачи-головоломки, в качестве мотивирующего стимула - денежное вознаграждение (сумма награды за правильное решение, поначалу ничтожная, постепенно возрастала до весьма значительной). И вот что обнаружилось.
За чисто символический выигрыш люди работали «спустя рукава», и результаты были невысокими. По мере возрастания награды рос и энтузиазм; соответственно улучшались и результаты. Однако в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой величины, энтузиазм перерастал в ажиотаж, и результаты деятельности снижались. Таким образом, выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.
Похоже, авторы популярных самоучителей жизненного успеха плохо знакомы с психологией. Выдвигаемый ими лозунг «Сосредоточить всего себя на желанной цели» - не совсем точен. Цель, безусловно, нужно перед собой иметь, к ней нужно стремиться. Но при этом нельзя забывать, что одержимость целью может оказать и скверную услугу.
X. Хекхаузен показал, что сильномотивированные и мотивированные на успех склонны планировать свое будущее на больше промежутки времени.

Критика
Между тем, говоря об этом законе, необходимо сделать некоторые замечания.
1.

Выявленные закономерности приобрели широкую известность, как за рубежом, так и среди отечественных психологов. Однако справедливости ради, необходимо отметить, что они в значительной мере согласуются с законом оптимума-пессимума , который сформулировал русский физиолог Н. Е. Введенский (1905) и распространил его и на поведение человека.


Так, он писал, что одним из условий плодотворности умственного труда является соблюдение закона оптимума , под которым он понимал «мерность» и ритм работы.
Слишком быстро идущий человек скорее утомляется, писал Н. Е. Введенский, но и идущий слишком медленно - тоже (например, когда взрослый приспосабливается к детскому шагу). Порывистость в работе, внезапное ее усиление оказываются неблагоприятными для производительности. Но это, же правило справедливо и для высших видов нервно-психической и умственной деятельности.
Н. Е. Введенский понимал, и это особо следует подчеркнуть, что оптимум индивидуален для каждого человека.
2.
Далее, закон Йеркса-Додсона (впрочем, как и закон оптимума-пессимума), если учитывать экспериментальные данные, на основании которых он сформулирован, касается силы детерминации (стимуляции), силы внешних раздражителей, но не мотивации как внутреннего (психического) процесса и не силы мотива как внутреннего побудителя.
И все же очевидно, что этот закон и закон оптимума-пессимума имеют отношение и к самостимуляции, и к силе возникающих желаний, а следовательно, и к мотивации и мотиву.
Как отмечает Ж. Нюттен (1975), идея оптимума мотивации столь же стара, как и человеческая мысль. Поэтому психологи разных стран признавали, что интенсивная стимуляция отрицательно сказывается на нашей эффективности.

В справедливости этих рассуждений сомневаться не приходится, однако проблема состоит в том, что экспериментального подтверждения их очень мало. Все эксперименты сводятся к тому, чтобы создать условия, при которых человек захотел бы сделать нечто быстрее, лучше, но какова была у него при этом сила мотива (потребности, стремления, желания) сказать нельзя, так как она не измеряема напрямую , о ней можно судить только косвенно. Мы лишь предполагаем, что при усилении стимуляции (как правило, внешней, но лучше было бы - внутренней, исходящей от самого субъекта) увеличивается и сила мотива. В этом отношении и эксперименты Йеркса-Додсона не являются доказательством того, что речь в них идет о мотивах. Скорее всего, эффективность научения менялась в связи с различным уровнем тревоги, страха перед наказанием.

И все же, прежде всего практика подтверждает, что оптимум мотивации и силы мотива существует .
Например, имеются наблюдения, что школьники, которые отвечали на экзаменах хуже обычного, - это лица со сверхсильной мотивацией, отличающиеся завышенной самооценкой и неадекватным уровнем притязаний. На экзаменах у них ярко проявляются признаки эмоциональной напряженности.

3 Мотивирующий потенциал внешних факторов стимуляции
Под мотивационным потенциалом понимают силу того воздействия, которое оказывает на энергетику мотива данный стимул. Внешние и внутренние стимулы могут усиливать или ослаблять силу мотива.
На силу мотива могут влиять различные факторы, которые мы рассмотрим более подробно.
1. Похвала, моральное поощрение и порицание, наказания.
Вопрос о влиянии поощрения и наказания изучается психологами в ос­новном в связи с проблемой обучения, где они рассматриваются как положительное и отрицательное подкрепления.


  • одобрение вызывает повторение желательной реакции, а неодобрения – торможение нежелательной реакции, в связи с чем, первое действует сильнее, нежели второе (Э. Торндайк, 1935) Однако дальнейшие исследования этого вопроса выявили противоречивость получаемых результатов.
Например, было установлено, что повторное наказание при осуществлении какого-либо действия не мешает непреодолимому желанию прибегать к нему снова и снова. Лишь в том случае, если то или иное действие или предмет не удовлетворяет больше никакой позитивной потребности, индивид начинает терять к нему всякий интерес (В. Вудвордс, Г. Шлосберг, 1954);

  • похвала и порицание становятся действенными, если учитывать психологические особенности человека (Г. Томсон, С. Канникатт, 1944);

  • похвала и порицание оказывают стимулирующее воздействие только в том случае, если повторяются подряд не больше четырех раз . Длительно используемое порицание (впрочем, как и похвала) приводит к негативным последствиям как для эффективности труда, так и для развития личности (В. В. Маркелов 1972);

  • порицание часто отрицательно влияет на лиц со слабой нервной системой. Похвала действует на них положительно , а на лиц с сильной нервной системой почти не оказывает стимулирующего действия ;

  • публичная похвала очень хорошо оценивается людьми , в то время как публичное иронизирование вызывает самое отрицательное отношение . Что же касается выговора наедине , то больше половины людей реагируют на него позитивно;

  • отрицательная оценка оказывает положительное (стимулирующее) влияние, если она полностью обоснована и дана тактично , с учетом ситуации и состояния человека, его индивидуальных особенностей (А. Г. Ковалева, 1974).

Характерно, что самые худшие резуль­таты работы, по данным А. Г. Ковалева, обнаружились не у тех, кого порицали, а у тех, кого никак не оценивали. «Незамечаемые», т. е. никак не оцениваемые, люди начинали работать все хуже и хуже вследствие снижения силы мотива к выполняе­мой работе, так как считали, что она никому не нужна.


Естественно, оценка должна быть, как правило, адекватна действительным до­стижениям человека. Однако в ряде случаев для стимулирования активности ста­рательного, но не очень способного или неуверенного в себе человека следует по­хвалить его и за небольшие и даже мнимые успехи.
Здесь можно привести слова И.-В. Гёте, который писал, что, обращаясь с ближними так, как они того заслужи­вают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, будто они лучше того, что представляют в действительности, мы тем самым заставляем их становиться лучше.
Существенным моментом является регулярность и своевременность оценки ре­зультатов деятельности.
С этой точки зрения учет успеваемости в вузах только на основании сдачи экзаменов в зимнюю и летнюю сессии нельзя признать удачным, исходя из стимуляции учебной активности студентов. Отсутствие, как в школе, по­стоянных опросов с отметками расслабляет студентов, не делает необходимыми ре­гулярные самостоятельные занятия по учебникам и конспектам лекций.

2. Материальное поощрение (вознаграждение).
В промышленной психологии роль денежного вознаграждения признавалась и признается ведущей в стимуляции работника.

В связи с чем возникла концепция «экономического человека». Согласно этой концепции, величина заработка должна возрастать в соответствии с ростом производительности труда.


При этом было обращено внимание на следующие моменты:

  • если материальное вознаграждение остается на одном и том же уровне, оно снижает со временем свой мотивационный потенциал. Чтобы этот стимул сохранял свою эффективность, необходим рост величины вознаграждения;

  • использование материального вознаграждения более эффективно в том случае, когда выполняемая работа может измеряться количественно, и менее эффективно там, где результаты работы трудно выразить в точных показателях;

  • имеет значение, как часто человек получает вознаграждение – через короткие или длинные промежутки времени; во втором случае мотивационный потенциал вознаграждения снижается ;

  • стимулирующее воздействие вознаграждения различно в зависимости от отношения к деньгам людей.

Вместе с тем, существуют вполне убедительные доказательства того, что имеются более существенные побудители трудовой деятельности человека, чем заработная плата или, по крайней мере, что зарплата является не единственным средством усиления мотивов трудовой деятельности человека (например, моральное поощрение).


Вообще отношение к деньгам у людей разное, отсюда и стимулирующее воздей­ствие вознаграждения различно. П. Вернимонт и С. Фитцпатрик (P. Wernimont, S. Fitzpatrick, 1972) показали, что, наряду с положительным отношением к ним (деньги как мерило удачливости и благополучия, как социально приемлемый атри­бут бытия, как консервативная коммерческая ценность), у ряда лиц наблюдается и отрицательное отношение (деньги как моральное зло, как объект презрения).
3. Соревнование как стимулирующий фактор.
В работах по социальной психологии указывается на «эффект соперничества» : явное или воображаемое (заочный контакт) нахождение личности в контакте с другими пробуждает у нее дух состязательности, стимулирует ее деятельность (В. М. Бехтерев, Н. Трипплет, Ф. Оллпорт).
Экспериментальными исследованиями были выявлены следующие закономерности:

  • очное соревнование с соперником заметно улучшает результаты, но еще большее улучшение наблюдается в том случае, если одновременно соревнуются две команды (А. Ц. Пуни, 1959);

  • рабочая активность людей была больше даже при простой осведомленности , что в соседних помещениях люди выполняют ту же работу;

  • осведомленность о том, что люди выступают на соревнованиях. может увеличивать скорость работы, а ее точность, качество могут и снижаться.

  • дети, как правило, стимулируются при нахождении друг с другом в большей степени, чем взрослые. Особенно острое соперничество возникает между сиблингами, что приводит нередко не к улучшению, а к ухудшению результатов;.

  • играет роль и значимость присутствующих людей;

  • имеют значение и типологические особенности людей. Лица с сильной нервной системой больше стимулируются соревновательной обстановкой, чем лица со слабой нервной системой;

  • стимулирующая роль соперничества зависит и от знания результатов других (В. Д. Шадриков, 1982);

  • существенную роль играет уровень притязаний и самооценки: самолюбивые люди в большей степени стимулируются соревновательной ситуацией, больше «заводятся».

4. Влияние присутствия других людей (coaction effects ).
Еще В. М Бехтерев отмечал, что имеется три типа людей: 1) социально возбудимые, 2) социально тормозимые и 3) социально индифферентные . В дальнейшем это было подтверждено многими исследованиями.

В частности, было установлено, что:


  • многие люди работают хуже , когда чувствуют на себе чужой взгляд;

  • большое значение имеет степень сложности и прочность навыков, которые необходимо освоить в присутствии других: простые и прочные навыки в большинстве случаев выполняются лучше, а еще только осваиваемые и сложные по координации навыки могут выполняться хуже;

  • имеет значение и степень интеллигентности : чем она выше, тем в большей степени возбуждается человек в присутствии других, тем больше он не хочет «ударить лицом в грязь»;

  • высокотревожные люди скорее обнаруживают отрицательную реакцию на присутствие других (зрителей, болельщиков), чем низкотревожные, а лица с высоким уровнем притязаний на поддержку зрителей чаще всего реагируют положительно.
Этим подтверждается существование «эффекта аудитории» , который оказывает на мотивы людей как стимулирующее (усиление энергии человека в присутствии других людей называется фасилитацией ) , так и тормозящее влияние (ингибиция, например страх выступления перед аудиторией).
5. Влияние успеха и неудачи.
Значительное влияние на силу и устойчивость мотивов оказывает успешность деятельности человека.

Успехи воодушевляют его, а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит к удовлетворенности родом занятий, т. е. к стойкому положительному отношению к своей деятельности.

Неудачи приводят к возникновению состояния фрустрации, которое может иметь два исхода в плане влияния на силу и устойчивость мотива.

В одном случае неудачи, повторяющиеся неоднократно, вызывают у человека желание оставить эту деятельность, так как он полагает, что мало способен к ней .

В другом случае – при неудаче у человека возникает агрессивная реакция, направленная на внешние объекты, сопровождающаяся досадой, озлобленностью, упрямством, стремлением добиться намеченного, во что бы то ни стало, даже вопреки реальным возможностям. При этом неудача рассматривается как случайность из-за сложившихся внешних обстоятельств, В результате мотив усиливается , но действия, предпринимаемые человеком под его влиянием, часто носят импульсивный и иррациональный характер: они продолжают осуществляться даже тогда, когда уже не целесообразны.
Оценка успеха или неудачи самим человеком всегда субъективна. Она определяется имеющимся у человека уровнем притязаний, сравнением своего достижения с достижениями других и т. п. Поэтому то, что для одного человека является успехом, другим будет расценено как неудача.
Переживание успеха–неуспеха возникает только в тех случаях, когда человек связывает их со своим усердием, способностями , т. е приписывает себе достигнутый результат – «внутреннее приписывание» (Ф. Хоппе, 1930)
«Приписывания» нет при легких и трудных заданиях или при выполнении незнакомого задания, в отношении которого еще не сформировалась субъективная шкала трудности, когда успехи и неуспехи единичны, не приводят к изменению уровня притязаний и расцениваются как случайные, зависящие от ситуации или других людей («внешнее приписывание»).
Отсюда, возникла и идея "локуса контроля": внешнего, если человек считает свое поведение результатом действия факторов и сил, лежащих за пределами его власти и контроля (судьба, счастливый случай, действия других людей и т. д.), и внутреннего, когда человек полагает, что его поведение определяется им самим.
6. Социально-психологический климат в коллективе, группе значительно влияет на отношение человека к выполняемой им работе, на силу его мотива.


  • Освобождение от неукоснительного соблюдения формальных требований администрации,

  • возможность определять режим своей деятельности,

  • обсуждение всем коллективом общих вопросов,

  • дружеская атмосфера – все это способствуют удовлетворению потребности человека в уважении со стороны других, потребности считаться значимым членом группы, принадлежать этой группе, ставшей для него референтной.

Удовлетворенность социально-психологическим климатом в группе, коллективе значительно влияет и на общую удовлетворенность работой, создает устойчивость мотива к этой работе.
7. Влияние общественного внимания (моральных стимулов).
Согласно теории «человеческих отношений» (Э. Мэйо), даже минимальные проявления внимания и заботы к нуждам работников (например, улучшение освещения в рабочем помещении, моральное поощрение на собрании и т. п.) повышает производительность труда . Но особенно повышается мотивация , когда человек знает, что его труд нужен обществу.

Однако чрезмерное проявление общественного внимания может иметь и негативные последствия (может появиться, например, «звездная болезнь» со всеми ее отрицательными сторонами), которые меняют направленность личности, ослабляют устремленность к творческим достижениям.


Кроме того, повышенная ответственность людей с высокой тревожностью может привести к тому, что, излишне волнуясь, желая оправдать общественное внимание, человек может снизить эффективность своей деятельности.
8. Привлекательность объекта потребности.
Сила потребности и энергетика мотива определяются привлекательностью объекта, вызывающего потребность .

Привлекательность может значительно усиливаться в связи с таинственностью объекта или с запретом его использования .

В первом случае стимулируется потребность в восприятии и исследовании (Р. Батлер, 1953).

Во втором случае, запрет что-то открыть, посмотреть, попробовать приводит к стимуляции познавательной мотивации и часто к обратному результату вследствие возникающего у человека любопытства, появлению значимости запрещаемого вследствие приписывания "запретному" плоду положительной валентности.

Привлекательность другого человека обозначают термином аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) На основе ее возникает привязанность как личностная потребность в общении с этим человеком, как особая социальная установка на этого человека, как специфическое эмоциональное отношение к нему (симпатия и даже любовь или, наоборот, антипатия и ненависть).

Известно, что люди притягиваются друг к другу либо по сходству, либо по контрасту. Однако природа этого явления остается до сих пор невыясненной
9. Привлекательность содержания деятельности.

Деятельность может привлекать, интересовать человека с разных сторон.

Это может быть неизвестность , загадочность конечного результата (например, для ученого, путешественника, геолога, читателя детективов) или трудность решаемой задачи, которая «бросает вызов» самолюбию человека ("смогу или не смогу").

Очень часто, решая какую-либо задачу или проблему, человек испытывает удовольствие от напряжения и продуктивности деятельности, и, как следствие, у него повышаются сила и устойчивость мотива ее выполнения.


10. Наличие перспективы, конкретной цели.
В ряде исследований показано, что:

  • сила мотива и эффективность деятельности зависят от того, насколько ясно осознается человеком цель, смысл деятельности;

  • неопределенность будущего снижает мотивацию и целеустремленность;

  • близость цели , равно как и наличие представления о конечных результатах деятельности , сильнее побуждают к достижению этой цели;

  • длительное ожидание, откладывание на неопределенный срок удовлетворения потребности часто приводит к «охлаждению» человека, к потере желания, интереса. Тот же эффект оказывает и неясность цели, ее неконкретность ;

11. Прогноз и активность человека.

При выборе цели человек строит прогноз о вероятности ее достижения в данных условиях, при этом учитывается, естественно, прошлый опыт - положительный или отрицательный .


В зависимости от знака этого опыта эффективность деятельности может быть различной.
12. Функциональные состояния.
Имеется ряд состояний человека, которые резко уменьшают его мотивационный потенциал.

Так, при монотонности жизни, психическом пресыщении , утомлении исчезает желание выполнять работу , к которой вначале имелся положительный мотив.

Особенно сильно и длительно влияет на снижение мотивационного потенциала состояние депрессии , которое характеризуется отрицательным эмоциональным фоном (подавленностью, тоской, отчаянием) из-за неприятных, тяжелых событий в жизни человека и сопровождающееся чувством беспомощности, неуверенности в своих возможностях, чувством бесперспективности. Сила потребностей, влечений резко снижается, что приводит к пассивному поведению, безынициативности.

В то же время могут возникать некоторые навязчивые состояния (непроизвольно, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, представления или побуждения к действию), при которых мотивационный потенциал резко увеличивается

Большое влияние на снижение мотивационного потенциала оказывает «профессиональное выгорание».

Синдром «выгорания» (burnout ) представляет собой набор негативных психических переживаний, «истощение» от длительного воздействия напряжения в профессиях, которые связаны с интенсивными межличностными взаимодействиями, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.

Термином «выгорание» описываются характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами при оказании им профессиональной помощи (X. Фреденбергером, 1974).
Выделяют три главных компонента «выгорания» (В. Pelman, E. Hartman, 1982):

1. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе целиком.

2. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного, негативного и, даже циничного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся обезличенными и формальными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

3. Сниженная рабочая продуктивность (редуцирование личностных достижений) проявляется в снижении оценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности. Появляется безразличие к работе.

Быстрота возникновения «выгорания» зависит от личностных особенностей. Необщительные, застенчивые, эмоционально неустойчивые люди, импульсивные и нетерпеливые, с меньшей самодостаточностью, высокой эмпатией и реактивностью более склонны к развитию «выгорания».

Имеют значение и производственные факторы.

«Выгорание» развивается раньше, если работник:

а) оценивает свою работу как незначимую;

б) не удовлетворен профессиональным ростом;

в) испытывает недостаток самостоятельности, считает, что его излишне контролируют;

г) полностью поглощен своей работой (трудоголик);

д) испытывает ролевую неопределенность вследствие нечетких к нему требовании,

е) испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее порождает чувство своей ненужности).

Состояние «выгорания» развивается подспудно, в течение длительного времени. Поэтому целесообразно время от времени проводить обследование работников для выявления ранних симптомов этого состояния и предупреждения снижения мотива к выполняемой профессиональной деятельности.

Важность

Важность возникает там, где чему-то придается излишне большое значение. Это избыточный потенциал в чистом виде, при устранении которого равновесные силы формируют проблемы для того, кто этот потенциал создает. Существует два типа важности: внутренняя и внешняя.

Внутренняя, или собственная важность, проявляется как переоценка своих достоинств или недостатков. Формула внутренней важности звучит так: «я важная персона», или «я выполняю важную работу». Когда стрелка важности зашкаливает, за дело берутся равновесные силы — и «важная птица» получает щелчок по носу. Того, кто «выполняет важную работу», тоже ждет разочарование: либо работа будет никому не нужна, либо будет выполнена очень плохо. Существует еще обратная сторона, а именно, принижение своих достоинств, самоуничижение. Величина избыточного потенциала в обоих случаях одинакова, разница только в знаках.

Внешняя важность также искусственно создается человеком, когда он придает слишком большое значение объекту или событию внешнего мира. Формула внешней важности: «для меня большое значение имеет то-то», или «для меня очень важно сделать то-то». При этом создается избыточный потенциал, и все дело будет испорчено. Представьте, что вам необходимо пройти по бревну, лежащему на земле. Нет ничего проще. А теперь вы должны пройти по тому же бревну, перекинутому через крыши двух высотных домов. Это для вас очень важно, и вам не удастся убедить себя в обратном.

Волна удачи

Волна удачи образуется как скопление благоприятных для вас линий жизни. В пространстве вариантов есть все, и в том числе вот такие золотые жилы. Если вы попали на крайнюю линию такой неоднородности и поймали удачу, вы можете по инерции скользить на другие линии скопления, где следуют новые счастливые обстоятельства. Но если за первым успехом вновь пошла черная полоса, значит, вас зацепил деструктивный маятник и увел в сторону от волны удачи.

Выбор

Трансерфинг предлагает принципиально иной подход к достижению целей. Человек делает выбор, словно заказ в ресторане, не заботясь о средствах достижения. В итоге цель реализуется по большей части сама, независимо от прямых действий заказчика. Ваши желания не исполнятся. Ваши мечты не сбудутся. Но ваш выбор — это непреложный закон, и он будет неизбежно реализован. Суть выбора невозможно объяснить в двух словах. Весь Трансерфинг о том, что такое выбор и как его делать.


Единство души и разума

Разум имеет волю, но не способен управлять внешним намерением. Душа способна ощутить свою тождественность с внешним намерением, но не имеет воли. Она летает в пространстве вариантов, как неуправляемый бумажный змей. Для того чтобы подчинить воле внешнее намерение, необходимо добиться единства души и разума. Это состояние, в котором чувства души и мысли разума сливаются воедино. Например, когда человек наполнен радостным вдохновением, его душа «поет», а разум «удовлетворенно потирает руки». В таком состоянии человек способен творить. Но бывает, что душа и разум находят единство в беспокойстве, страхах и неприятии. Тогда сбываются худшие ожидания. Наконец, когда здравый рассудок твердит одно, а сердце противится, это значит, что душа и разум находятся в разладе.

Загадка Смотрителя

«Каждый человек может обрести свободу выбирать все, что захочет. Как получить эту свободу?» Человек не знает о том, что можно не добиваться, а просто получать желаемое. Звучит совершенно невероятно, но тем не менее это действительно так. Ответ на эту загадку вы узнаете, только прочитав всю книгу «Трансерфинг реальности» до конца. Не пытайтесь сразу заглянуть в последнюю главу, потому что ответ вам будет непонятен.

Знаки

Путеводными знаками являются те, которые указывают на грядущий поворот течения вариантов. Если надвигается нечто, способное оказать существенное влияние на ход событий, появляется знак, сигнализирующий об этом. Когда течение вариантов делает поворот, вы переходите на другую линию жизни. Каждая линия более-менее однородна по своим качествам. Поток в течении вариантов может пересекать разные линии. Линии жизни отличаются друг от друга своими параметрами. Перемены могут быть незначительными, но разница все же ощущается. Вот эту качественную разницу вы и подмечаете сознательно или подсознательно: будто что-то не так.

Путеводные знаки появляются только в том случае, когда начинается переход на другие линии жизни. Отдельные явления вы можете не заметить. Например, ворона каркнула, а вы не обратили внимания. Вы не почувствовали качественной разницы, значит, все еще находитесь на прежней линии. Но если что-то в явлении вас насторожило, значит, это знак. Знак отличается от обычного явления тем, что он всегда сигнализирует о начавшемся переходе на существенно отличную линию жизни.

Избыточный потенциал

Избыточный потенциал — это напряженность, локальное возмущение в равномерном энергетическом поле. Такая неоднородность создается мысленной энергией, когда какому-нибудь объекту придается избыточно важное значение. Например, желание — это избыточный потенциал, поскольку оно стремится притянуть вожделенный предмет туда, где его нет. Томительное желание иметь то, чего у вас нет, создает энергетический «перепад давления», который порождает ветер равновесных сил. Другие примеры избыточных потенциалов: недовольство, осуждение, восхищение, преклонение, идеализация, переоценка, презрение, тщеславие; чувства превосходства, вины, неполноценности.

Индуцированный переход

Катастрофы, стихийные бедствия, вооруженные конфликты, экономические кризисы развиваются по спирали. Сначала идет зарождение, потом раскрутка, все больше нагнетается напряженность, затем кульминация, эмоции уже пылают вовсю и, наконец, развязка — вся энергия распыляется в пространство, и наступает временное затишье. Примерно так же работает водоворот.

Внимание группы людей попадает в петлю захвата маятника, который начинает все сильнее раскачиваться, увлекая за собой на бедственные линии жизни. Человек откликается на первый толчок маятника — например, реагирует на негативное событие, принимает участие в завязке и оказывается в зоне действия спирали, которая раскручивается и затягивает, подобно воронке.

Явление затягивания в воронку определяется как индуцированный переход на линию жизни, где человек становится жертвой. Его отклик на толчок маятника и последующая взаимная подпитка энергией колебаний индуцируют переход на линию жизни, близкую по частоте к колебаниям маятника. В результате негативное событие включается в слой мира данного человека.

Координация важности

Не придавайте ничему избыточно важного значения. Ваша важность нужна не вам, а маятникам. Маятники управляют людьми, как марионетками, с помощью нитей важности. Человек боится отпустить нити важности, потому что находится во власти зависимости, которая создает иллюзию опоры и уверенности.

Уверенность представляет собой тот же избыточный потенциал неуверенности только с обратным знаком. Осознанность и намерение позволяют проигнорировать игру маятников и добиться своего без борьбы. А когда есть свобода без борьбы, тогда уверенность не нужна. Если я свободен от важности, мне нечего защищать и нечего завоевывать — я просто спокойно иду и выбираю свое.

Чтобы освободиться от маятников, необходимо отказаться от внутренней и внешней важности. Проблемы и препятствия на пути к цели также возникают как следствие избыточных потенциалов важности. Препятствия держатся на фундаменте важности. Если намеренно сбросить важность, препятствия рухнут сами.

Координация намерения

Реализация худших ожиданий у людей, склонных к негативизму, подтверждает, что человек способен оказывать влияние на ход событий. Каждое событие на линии жизни имеет два ответвления в пространстве вариантов — в благоприятную и в неблагоприятную сторону. Всякий раз, сталкиваясь с тем или иным событием, вы делаете выбор, как к нему относиться. Если вы рассматриваете событие как позитивное, вы попадаете на благоприятное ответвление линии жизни. Однако склонность к негативизму заставляет вас выражать недовольство и выбирать неблагоприятное ответвление.

Как только вас что-то раздосадовало, следом идет новая неприятность. Вот так и получается, что «беда никогда не приходит одна». Но череда неприятностей следует не за самой бедой, а за вашим отношением к ней. Закономерность формируется вашим выбором, который вы делаете на развилке. Анализируя степень своей склонности к негативизму, вы можете составить себе представление, куда вас уводит за всю жизнь такая вот вереница негативных ответвлений.

Принцип координации намерения звучит следующим образом. Если вы вознамеритесь рассматривать кажущееся негативным изменение в сценарии как позитивное, тогда все именно так и будет. Руководствуясь этим принципом, вы сможете добиться такого же успеха в позитивном, какого негативисты добиваются в своих худших ожиданиях.

Линия жизни

Жизнь человека, как и любое другое движение материи, представляет собой цепочку причин и следствий. Следствие в пространстве вариантов всегда расположено близко по отношению к своей причине. Как одно вытекает из другого, так и близлежащие секторы пространства выстраиваются в линии жизни. Сценарии и декорации секторов на одной линии жизни более-менее однородны по своему качеству. Жизнь человека размеренно течет по своей линии до тех пор, пока не происходит событие, существенно меняющее сценарий и декорации. Тогда судьба делает поворот и переходит на другую линию жизни. Вы всегда находитесь на тех линиях, параметрам которых удовлетворяет ваше мысленное излучение. Изменив свое отношение к миру, то есть свой мыслеобраз, вы переходите на иную линию жизни, с другими вариантами развития событий.

Информационная структура пространства вариантов при определенных условиях может материализоваться. Всякая мысль, так же как и сектор пространства, имеет определенные параметры. Мысленное излучение, «подсвечивая» соответствующий сектор, реализует его вариант. Таким образом мысли оказывают непосредственное влияние на ход событий.

Пространство вариантов служит шаблоном, оно определяет форму и траекторию движения материи. Материальная реализация движется в пространстве и времени, но варианты остаются на месте и существуют вечно. Каждое живое существо своим мысленным излучением формирует слой своего мира. Наш мир населяет множество живых организмов, и каждый вносит свой вклад в формирование реальности.

██ ██ Трансерфинг - это мощная технология управления реальностью. Стоит применить ее, и жизнь начнет меняться под ВАШ заказ. Цель при использовании технологии Трансерфинга не достигается, а реализуется по большей части сама. В это невозможно поверить, но только с первого взгляда. Идеи, изложенные в книге, уже нашли практическое подтверждение. Те, кто пробовали заниматься Трансерфингом, испытали удивление, граничащее с восторгом. Окружающий мир Трансерфера непостижимым образом меняется буквально на глазах.

Психология. Закон Йеркса-Додсона.

Нам с детства вдалбливают "было бы желание - будет и результат ", "если очень захотеть - можно в космос улететь ". Нас с самого детства приучают думать, что все зависит только от силы нашего желания, подразумевая при этом, что чем сильнее желание, тем гарантированнее будет результат .

Однако еще 1908 году американский психолог Роберт Йеркс в опытах с мышами и шимпанзе выявил интересную особенность. Он установил, что сила мотивации только на первых порах УВЕЛИЧИВАЕТ эффективность деятельности. Но чем мотивация становится сильнее, тем все больше и больше животные совершают ошибок, и эффективность деятельности ПАДАЕТ .

Исследования на людях показали аналогичные результаты.



Например, испытуемых просили решать головоломки, а в качестве стимула предлагали денежное вознаграждение. Причем сумма вознаграждения в эксперименте изменялась - от незначительных сумм до весьма приличных .

И вот что выяснилось.

За небольшое - символическое - вознаграждение люди работали "спустя рукава".

Но по мере увеличения суммы, рос энтузиазм, люди начинали стараться, что приводило к улучшению результатов.

Однако в какой-то момент, когда сумма вознаграждения становилась очень весомой, энтузиазм переро стал в ажиотаж, и эффективность деятельности резко снижалась .

В другом простом эксперименте 12-13 летних школьников попросили стукать ладонью по столу в быстром, но произвольном темпе. А затем дали задание стукать по столу как можно быстрее.

Парадоксально, но оказалось, что до 70% школьников на команду "стучать как можно быстрее", показывали результат хуже, чем при выполнении движения в свободном темпе. Со всей силы пытаясь стучать быстрее, они начинали стучать медленнее.

Подобным образом во множестве экспериментов было четко показано, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.

Итак, при сверхсильной мотивации мысль оказывается парализованной, человек лишается способности принимать разумные решения. В некоторых случаях сверхсильной мотивации даже наблюдается настоящая паническая реакция.

Вопрос касается не только похудения.

Сейчас, когда идут Олимпийские Игры в Лондоне, отчетливо видно, что чем сильнее спортсмен хочет достичь результата, тем меньше у него это получается. Современный спорт высоких достижений - это чистая психология, и пока что мы в этой борьбе психологий сильно проигрываем.

Например, не устаю поражаться, кто у нас принял решение пообещать спортсменам за золотую медаль 1 млн. долларов ? Ведь это обещание как раз и способно загубить выступление спортсмена. И губит.

Достаточно вспомнить выступление Российской сборной на Зимней Олимпиаде в Ванкувере в 2010 году.

Первое место в общекомандном зачете заняла Канада . Сколько власти Канады обещали своим спортсменам за золото? Достаточно скромно - за "золото" 20 тысяч канадских долларов (около 13,3 тыс. евро), за "серебро" - 15 тысяч, "бронза" - 10 тысяч долларов.

Второе место заняла Германия . Немцы обещали своим спортсменам такие премиальные: "золото" - 15 тысяч евро, серебро - 10 тысяч евро, бронзовый - 7,5 тысяч.

Третье место - США . Премиальные (в пересчете на евро) : "золото" - 18 тыс. евро, "серебро" - 10 тыс. евро, "бронза" - 7,5 тыс. евро.

Норвегия заняла 4-ое место после США. Размер премиальных: 80 тысяч крон (10 тысяч евро) за "золото", 50 тысяч крон за "серебро" и 30 тысяч крон за "бронзу".

И т.д.

На фоне этих скромных цифр , наши премиальные выглядят просто фантастически - 1 млн.долларов США (такая сумма за "золото" складывалась из премий, обещанных российским правительством, федерациями, губернаторами и частными фирмами).

Совсем не удивительно, что согласно закону Йеркса-Додсона эффективность наших спортсменов резко снизилась , а с борная страны заняла низкое место (11-е место) и завоевала наименьшее число золотых медалей за всю историю участия в зимних Олимпиадах. (Конечно, это не единственная причина поражения, но сумма таких вроде бы "мелочей" и привела к печальному результату).

А что самое поразительное, на проходящих сейчас летних играх в Лондоне ситуация повторяется. Опять обещание больших призовых психологически играет против наших спортсменов , не помогая, а мешая им выступать. Наши спортсмены должны выдерживать двойной психологический прессинг - и предстартовое волнение от выступления на Олимпиаде и преодоление сверхсильной мотивации. И с таким стрессом справляются далеко не все.

Пора уж бизнесменам, пришедшим порулить российским спортом, понять, что не все решается деньгами, и что бывают случаи, когда деньги только мешают.

Итак, первая часть закона Йеркса-Додсона говорит о том, что существует оптимум мотивации. Если мотивация ниже или выше этого оптимума, то эффективность деятельности резко снижается.

Но у этого закона есть и вторая часть : в ходе многочисленных экспериментов было выявлено, что чем сложнее деятельность, тем меньшая мотивация является оптимальной (рис.1 ).

Рис.1 Зависимость эффективности деятельности от уровня мотивации (http://faleev.com/files/lawyd.JPG ).

Если задача легкая и привычная, то повышение вознаграждения (т.е. повышение мотивации) достаточно долго ведет и к увеличению эффективности.

Однако, если задача трудная , а тем более новая, то даже небольшое повышение мотивации начинает МЕШАТЬ эффективности деятельности.

А это значит, что на трудных задачах мотивация должна быть МИНИМАЛЬНОЙ .

Как тут ни вспомнить один очень показательный пример из романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина". В романе Л.Толстой упоминает о службе князя Степана Аркадьича Облонского, который был начальником одного из присутственных мест в Москве.

Степан Аркадьич пользовался уважением сотрудников и прекрасно исполнял свою должность. Один из секретов успеха состоял, по словам Л. Толстого, "в совершенном равнодушии к тому делу, которым он занимался, вследствие чего он никогда не увлекался и не делал ошибок ". Это совершенно ГЕНИАЛЬНОЕ наблюдение писателя.

Конечно, Степан Аркадьич не был абсолютно равнодушен. Если само дело его не волновало, то он всё же был заинтересован в жалованье (как это подчёркивает писатель), т.е. мотивация у него была, но она была не очень высокой.

Таким образом, согласно закона Йеркса-Додсона секрет успеха в сложной деятельности - спокойное отношение к результату деятельност и.

Проще говоря, секрет успеха можно сформулировать так: "Делай что должен, и будь, что будет ".

Одна известная олимпийская чемпионка по плаванию говорила, что если ее ориентировать на конкретные секунды, на результат, то она не покажет лучшее время. Лучшее время она показывала тогда, когда была ориентирована не на секунды, а на правильное прохождение дистанции. Т.е. тогда, когда она, не думая о том, что будет, делала то, что должна.

Итак, подведем итог:

1. В простых задачах имеет смысл повышать мотивацию человека, ведь в простых задачах оптимум наступает достаточно поздно. Поэтому для п ростых задач справедливо : чем выше мотивация, тем лучше будет результат.

2. А в сложных задачах все наоборот: нужно ПОНИЖАТЬ мотивацию, т.к. повышенная мотивация будет портить результат.