Которая получая информацию о состоянии. “Каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды” - как его реализовать? Создание системы качества

Понятие и виды экологических прав граждан.

Под экологическими правами человека понимаются признан­ные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспе­чивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

Основные права закреплены в Конституции:

1. право на благоприятную окружающую среду,

2. право на достоверную информацию о ее состоянии

3. право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" частично воспроизведены конституционные экологические права, но в ухудшенном варианте. Согласно ст. 11 анализ закрепленных в законодательстве экологических прав, т.е. прав человека на природу или связанных с природой, позволяет объединить их в следующие группы:

Права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счет ресурсов природы. К ним относятся право на благоприятную окружающую среду и права на природопользование (водопользование, недропользование, лесопользование).

Права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды . права на охрану здоровья (ст. 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ст. 37), а также на радиационную безопасность

Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды .

ü право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,

ü на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением,

ü на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде

ü создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

ü принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды

Право на обращение с целью получения информации о состоянии окружающей среды.

Гражданам принадлежит право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране.

Информация – любые сведение, независимо от формы их представления.

Объектом отношений, возникающих в ходе реализации права граждан на экологическую информацию, выступает сама экологическая информация , в составе которой могут содержаться сведения:

О состоянии земли, почвы, недр, воды, атмосферного воздуха, флоры и фауны, природных комплексов;

Об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей; о химических, физических и биологических воздействиях на состояние и объекты окружающей среды и их источниках;

О деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты и человека;

О мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных;

О деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством Российской Федерации.

Гарантиями прав граждан служат своевременность предоставления официальными органами экологической информации, ее достоверность и полнота.

Так, достоверной признается не искаженная экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и иные субъекты права в пределах их компетенции.

Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления или иной собственник (владелец) информационных ресурсов.

Своевременной может быть признана информация, передаваемая лицу, обратившемуся за ней, в максимально короткие сроки с момента запроса и обязательно - до истечения срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. В случае, если официальные органы не ответили в течение 1 месяца на запрос граждан о получении информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, граждане в такой ситуации вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган или в суд.

КОАП РФ (статья 8.5) предусматривает административную ответственность за «сокрытие или искажение экологической информации». (Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию).

РРС г. Уфы

УДК 621.317.3

ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ И ПАРАМЕТРАХ СЛОЖНЫХ ТЕПЛОЗАВИСИМЫХ ОБЪЕКТОВ

В. Г. Гусев, А. Ю. Демин, Т. В. Мирина

Рассмотрены вопросы создания измерительных систем для оценки параметров сложных теплозависимых объектов. Обсуждены результаты исследований.

Ключевые слова: измерительные системы, измерительные преобразователи, диагностика, теплозависимые объекты, заданная электрическая мощность.

Под теплозависимыми объектами понимаются те устройства, параметры которых зависят от мощности, с которой на них воздействуют, и времени, в течение которого наступает состояние термодинамического равновесия в системе, т. е. от энергии, затрачиваемой на получение нового состояния объекта. В число их входят как температурно-зависимые элементы, так и устройства с нелинейными вольтамперными характеристиками (ВАХ). По существу, термины "нелинейность" и "теп-лозависимость" характеризуют одно и тоже свойство физического тела. Любой реально существующий объект с нелинейной ВАХ относится к числу теплозависи-мых, а у любого теплозависимого объекта присутствует нелинейность в ВАХ. На понятийном уровне различие в этих терминах имеет количественный характер.

При быстронаблюдаемых проявлениях говорят о нелинейности у объекта, а при медленных - о температурной зависимости. В данной статье этого различия не делается, а используется единый термин "теплоза-висмый объект" вне зависимости от промежутка времени, в течение которого свойства объекта выявляются. Причем феноменологические причины проявления тепловой зависимости или нелинейности не рассматриваются.

В реально существующих теплозависимых объектах, к числу которых относятся полупроводниковые приборы, устройства, содержащие жидкости, а также живые системы и организмы, необходимо оценивать параметры, характеризующее их состояние или соответствие заявляемым свойствам и характеристикам. С помощью их проводится сертификация и определяется пригодность для использования по определенному назначению. В биологических объектах по значениям параметров пытаются проводить определение причин, из-за которых возникли отклонения от нормального функционирования организма, т. е. выполняется диагностика, основанная на принципах наибольшего правдоподобия.

Для получения информации о состоянии сложных систем обычно рассматривается их эквивалентная схема и создается измерительная цепь, с помощью которой можно оценить значение или диапазон изменений зна-

чений того элемента, который наиболее важен для оценки свойств или состояния данного объекта.

В случае теплозависимых объектов задача усложняется тем, что стабильные и воспроизводимые результаты можно получить только в случае, если энергетические режимы, создаваемые измерительными цепями будут стабильными и неизменными для любого объекта этого типа, и переходные процессы установления состояния, обусловленного энергетическим взаимодействием объекта с измерительной цепью, заканчиваются к моменту получения результата. Последнее говорит о том, что наступило состояние термодинамического равновесия, при котором наблюдается баланс между вносимой в объект внешней энергией и энергией, отбираемой от него. Только при равновесии и определенности с термодинамическим состоянием системы можно получить воспроизводимые результаты, и появляется возможность количественно оценивать и нормировать значения соответствующих параметров.

В технических объектах проблему теплозависимос-ти параметров обходят путем внесения в них при измерениях минимального количества энергии, которая могла бы изменить их основные свойства, и стабилизацией условий, в которых осуществляется их оценка. Применительно к объектам живой природы это сделать значительно сложнее из-за большого динамического диапазона, в котором проявляется чувствительность к внешнему воздействию (до 1012), неопределенности с пороговым значением, после которого теплозависи-мость начинает проявляться, большого количества артефактов, искажающих получаемую информацию. Без учета реально существующей теплозависимости у технических устройств и особенно у живых объектов получить объективную и воспроизводимую информацию об их параметрах или состоянии не представляется возможным.

Поясним высказанную мысль примером. На протяжении 1960-1990 годов специалисты в области электроники пытались создать диагностические приборы, с помощью которых оценивалось бы состояние точек акупунктуры (ТА), используемых для иглотерапии. По их параметрам должны были проводить диагностику и

66 _ Бепвогв & Вувгетв № 8.2009

О 100 200 3 00 I, мкА

Рис. 1. Вид ВАХ кожного покрова (1) и в точке акупунктуры (2)

I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-

100 300 600 900 1200 Р, мкВт

0 300 600 900 1200 Р, мкВт б)

Рис. 2. ВАХ в точке акупунктуры (а) и для кожного покрова (б), перестроенные в координатах Я = f(Р)

оптимизировать схемы лечения. Проводились многочисленные конференции, защищались докторские диссертации, выпускались и выпускаются приборы для оценки электропроводности ТА и диагностические системы, созданные на их основе. Но признания у научной медицинской общественности они не получили из-за плохой воспроизводимости получаемых результатов. Сейчас ясно, что положительные результаты и не могли быть получены вследствие того, что любой живой организм есть сложная нелинейная теплозависимая система. Так, ВАХ участка между двумя электродами, полученные в режиме термодинамического равновесия, в том числе и с измерительной цепью, имеют вид, пока-

занный на рис. 1. Причем кривая 1 характеризует ВАХ для кожного покрова, а кривая 2 - для точки акупунктуры .

ВАХ, перестроенные в координатах Я = /(Р), где Я - сопротивление зоны между электродами, Р - электрическая мощность, рассеиваемая на данном участке, приведены на рис. 2. Здесь видно, что значение сопротивления между двумя электродами существенно меняется в зависимости от электрической мощности, рассеиваемой при измерениях измерительной цепью. Так, электрическое сопротивление в ТА меняется от 510 кОм при мощности рассеяния Р = 50 мкВт до 41 кОм при мощности Р = 1980 мкВт. Для кожного покрова вне ТА сопротивление изменяется от 1400 кОм при Р = 35 мкВт до 5700 кОм при Р = 275 мкВт и 70 кОм при Р = 2800 мкВт.

Оценочные значения сопротивлений в одной из точек акупунктуры, полученные путем обработки данных, приведенных в работе , представлены в таблице. Приведенные данные наглядно показывают, что для теплозависимых объектов получаемые результаты сильно вариабельны и зависят от электрической мощности, при которой была проведена их оценка. Следовательно, какое-либо нормирование значений электрических параметров теплозависимых объектов возможно и рационально только для случаев, когда четко определено значение электрической мощности, участвующей в процессе взаимодействия с ним. Причем, если результат получен в течение малого времени взаимодействия с измерительной цепью при меньшей длительности установления параметров, чем необходимо для установления состояния термодинамического равновесия, то полученные данные будут характеризовать то состояние термодинамического равновесия в системе, которое существовало до момента подключения измерительной цепи. Через промежуток времени, определяемый собственными свойствами объекта, произойдет процесс установления нового состояния термодинамического равновесия. Полученные данные будут характеризовать свойства объекта при новом термодинамическом состоянии равновесия.

Отсюда вытекают следующие выводы:

Параметры теплозависимого объекта следует определять с помощью технических средств, которые вно-

Значения сопротивлений в ТА и вне зоны ТА в зависимости от значения электрической мощности Р (Р = О/)

В точке цзу-сан-ли Вне точек акупунктуры

Р,мкВт R, кОм Р,мкВт R, кОм

300 330 171 2100

552 130 230 2300

1260 39 950 3800

1980 41 1020 283

сят в объект постоянное известное термодинамическое возмущение;

Длительность термодинамического возмущения должна быть такой, чтобы в объекте установилось состояние термодинамического равновесия, следовательно, получаемые результаты в течение определенного времени будут зависеть от значения энергии А = Р-1, которая введена в теплозависимый объект.

Только при учете этих обстоятельств можно создать устройства, позволяющие получать стабильную воспроизводимую и метрологически надежную информацию о свойствах теплозависимого объекта или его состояния.

Однако если теплозависимый объект имеет достаточно сложную внутреннюю структуру, то объема информации, получаемого с помощью технических средств, работающих в режиме заданного значения электрической мощности взаимодействия с объектом измерений, будет недостаточно для однозначной трактовки причин возникших отклонений, т. е. идентификации основных показателей "черного ящика", которым является объект исследований. Для повышения достоверности проводимой оценки необходимо использовать операции взаимодействия объекта с источником, обеспечивающим рассеивание в нагрузке неизменного усредненного значения электрической мощности (при этом частота воздействия может варьироваться). Это даст определенность и воспроизводимость электрического режима, в котором получена информация о параметрах теплозависимого элемента.

Дополнительную информацию о состоянии тепло-зависимого объекта дают измерения свойств объекта в режиме холостого хода электродов и при их замыкании накоротко, при котором измеряется электрический ток, протекающий в цепи. При использовании совокупности этих режимов, проводимых в определенной последовательности, можно получить большой объем информации о параметрах и состоянии теплозависимых объектов. Причем метрологическая надежность информации будет значительно больше, чем сейчас получают при использовании традиционных подходов и применяемых методов. Для получения максимального объема информации о свойствах теплозависимого объекта, который в общем случае может относиться к числу электрически активных, целесообразно проводить оценки в режимах:

Холостого хода измерительны

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

  • ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ЛОКАЛЬНОГО КВАЗИРЕЗОНАНСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИООРГАНИЗМ

    ГУСЕВ ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ, МИРИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА - 2004 г.

  • Задача. Много лет Кировский сельский строительный комбинат (ССК) сгружал с барж на берег р. Вятки песок. Место складирования -- село Красное (в черте г. Кирова) расположено во втором поясе зоны санитарной охраны городского водозабора.

    Кировский городской комитет по охране природы предписал ССК изменить технологию доставки песка и отказал в согласовании выделения земельного участка для складирования песка. Администрация Нововятского района отказала ССК в отводе земли для указанной цели.

    • -- на каких юридических основаниях осуществляется хозяйственная деятельность в селе Красном;
    • -- что делает ССК для охраны окружающей природной среды;

    Руководство ССК в течение года на эти и повторные аналогичные запросы Общества и гражданина С. не ответило, в связи с чем они подали исковые заявления (раздельно) в суд по месту нахождения ответчика о защите права на получение экологической информации.

    В принятии исковых заявлений судом было отказано.

    Бывший заместитель председателя Общества гражданин К. (к тому времени в Обществе не работающий) также запросил информацию у ССК и, не получив ответа, предъявил ССК иск о предоставлении информации, ссылаясь на ст. 24 Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.

    Какие права граждан и общественного объединения нарушены?

    Имеются ли юридические основания для защиты нарушенных прав в судебном порядке?

    В какой форме должна производиться защита права на информацию: в форме производства по жалобе на действия должностных лиц или в форме искового производства?

    Какие шаги Вы посоветовали бы предпринять гражданам, их объединениям в данной или аналогичной ситуации для наиболее эффективной защиты их экологических прав?

    Решите дело.

    Решение

    Ст. 42 КРФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию, о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Кроме того, для защиты нарушенных прав в судебном порядке имеется следующие основания:

    Статьей 3) предусмотрен основной принцип «соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством»

    Статья 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ ). Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды

    1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

    разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

    за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

    оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

    организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

    обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

    участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

    обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

    организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

    организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

    подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

    предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

    осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

    2. Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

    Статья 24 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) .

    1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли - продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом.

    Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.

    • 2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей .
    • 3. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

    Следовательно, лучше всего и законодательно весомее защищать право граждан на информацию в форме искового производства.

    Для наиболее эффективной защиты их экологических прав следует обратиться с жалобой или с заявлением о привлечении виновных лиц к административной ответственности в вышестоящие инстанции прокуратуры и суда.

    экологический право информация среда

    Литература

    • 1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М.: Юристъ, 1999. 688 с.
    • 2. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. М.: Юристъ, 1996. 624 с.
    • 3. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 448 с.
    • 4. Экологическое право России: Учебник / под ред. В.Д. Ермакова, А.Я. Сухарева. М.: ИМПЭ, 1997. 478 с.
    • 5. Комментарий к Закону РСФСР “Об охране окружающей природной среды” / отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 382 с.
    • 6. Маковик Р.С. Экологическое право. Определения, схемы, комментарии. М.: Манускрипт, 1996. 88 с.

    Продолжает эколого-правовое просвещение граждан и представляет вашему вниманию очередную инфографику на тему «Открытость экологической информации».

    В первую очередь необходимо разобраться, что из себя представляет экологическая информация и в чем выражается её открытость. Согласно экологическому справочнику экологическая информация - это «любая информация в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о состоянии элементов окружающей среды; факторах, оказывающих или способных оказать воздействие на элементы окружающей среды; состоянии здоровья и безопасности людей; условиях жизни людей; состоянии объектов культуры, зданий и сооружений». Открытость этой информации предполагает беспрепятственное получение сведений о состоянии окружающей среды общественностью, а также возможность принимать участие в решении экологических проблем.

    В российском законодательстве, в отличие от справочников, отсутствует определение экологической информации, а нормы, регулирующие ее получение, носят скорее формальный, декларативный характер. Тем не менее, вопрос получения экологической информации крайне важен. В первую очередь потому, что право на ее получение закреплено в статье 42 Конституции РФ.


    Более того, сокрытие, искажение или непредоставление экологической информации могут привести к административной и даже уголовной ответственности в отношении лиц, которые обязаны ее предоставить.

    Какого же рода экологическую информацию и в каком виде ее должны предоставлять? Сведения об этом можно найти в Федеральном законе №7 “Об окружающей среде” от 10 января 2002 года и в более, чем 30 специальных федеральных законах. Экологическая информация, на которую вы имеете право, согласно этим документам должна обладать тремя неотъемлемыми характеристиками - быть полноценной, достоверной и своевременной. Не вдаваясь в долгие размышления на эту дискуссионную и подчас спорную тему, мы решили сразу же рассказать вам - где экологическую информацию искать.

    Ознакомиться с существующей информацией можно во многих источниках. Как госорганы, так и СМИ публикуют новые законы и документы в сфере охраны окружающей среды. Во многих госорганах есть электронные приемные, куда вы уже самостоятельно можете направить обращение, если необходимой вам информации в открытом доступе вы не находите. К основным источникам экологической информации можно отнести:

    - Министерство природных ресурсов и его ведомства (Росприроднадзор , Федеральная служба по надзору в сфере природопользования , Федеральное агентство по недропользованию , Федеральное агентство водных ресурсов , Федеральное агентство лесного хозяйства );
    - Росгидромет - основной орган, который занимается мониторингом окружающей среды;
    - Ростехнадзор , Россельхознадзор , Роспотребнадзор ;
    - справочные системы Консультант Плюс и Гарант . Они частично предоставляют бесплатный доступ, однако для доступа ко всей базе документов необходима платная подписка. Эти системы включают в себя законодательство по всем отраслям, в том числе и из сферы экологии;
    - порталы и разделы открытых данных. Существуют порталы федерального уровня, например, государственный или портал Открытого правительства , а также порталы открытых данных в отдельно взятых регионах и частные;
    - Росреестр , на сайте которого публикуется информация, связанная с мониторингом земель и землеустройства, в том числе тех, которые входят в состав заповедников, национальных парков и т.п.
    - «Российская газета» , которая оперативно публикует последние изменения в федеральном законодательстве. Документы регионального уровня публикуются в областных и местных изданиях;
    - в региональных и муниципальных ведомствах.
    Также важную информацию могут публиковать компании и организации, которые так или иначе работают в сфере природопользования.

    Безусловно, получить необходимую экологическую информацию иногда немного проблематично, хотя право на нее и прописано в законе. Необходимо терпение как для того, чтобы найти на некоторых запутанных сайтах нужную информацию, так и для того, чтобы дождаться ответа, если вы направляли интересующие вопросы через приемные (в среднем срок рассмотрения обращения 30 дней).

    При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Pоссийской Федерации от 01.04.2015г. No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Движением "

    Работа по организации оперативного обслуживания начинается с того, что сотрудник оперативного подразделения, получивший в оперативное обслуживание отрасль (зону, линию работы) должен знать, сколько и каких предприятий (учреждений, организаций) находится на обслуживаемой территории. Далее сотрудник приступает к анализу состояния оперативной обстановки. В общем плане в содержание оперативной обстановки включаются следующие группы факторов:

    географические;

    климатические;

    экономические;

    социально-демографические;

    криминогенные;

    наличие оперативно-розыскных и иных сил и средств, которыми располагает субъект анализа.

    Указанная совокупность характеристик используется в основном управленческими структурами. Для оперативного состава правоохранительных органов, как правило, необходим анализ оперативной обстановки на обслуживаемом объекте (группе объектов), территории либо линии работы. В этой связи содержание оперативной обстановки существенно сужается и включает лишь следующие факторы:

    Социально-экономическая характеристика;

    Криминогенная обстановка;

    Силы и средства оперативного сотрудника правоохранительного органа.

    В результате анализа оперативной обстановки на определенной территории сотрудник должен получить следующую информацию:

    1. По социально-экономической характеристике:

    экономический потенциал (количество предприятий, учреждений, организаций, направленность их хозяйственной деятельности);

    производственные и иные связи; предпринимательская активность населения;

    положение социально слабо защищенных категорий граждан; уровень собираемости налогов;

    наличие и состояние коммуникаций и т.п.

    2. По криминогенной обстановке:

    Структура, уровень, динамика и удельный вес преступности;

    Наличие и характер деятельности лиц, представляющих оперативный интерес;

    Распространенность административных правонарушений; криминологическая характеристика лиц, совершающих правонарушения;

    Состояние сохранности собственности; условия, способствующие совершению преступлений и т.п.;

    3. Силы и средства оперуполномоченного правоохранительного органа:

    Наличие и качественная характеристика конфиденциальных сотрудников;

    Перечень субъектов, с которыми взаимодействует оперуполномоченный, и формы взаимодействия;

    Техническая вооруженности оперативного сотрудника и т.д.

    Выявлению и раскрытию фактов замаскированных хищений наркотикосодержащего сырья и готовых наркотических средств на предприятиях, занимающихся их изготовлением, переработкой, хранением и реализацией, способствуют изучение:

    Технологии производства, порядка учета, расходования, транспортировки, хранения этих средств;

    Данных в отношении материально-ответственных и иных лиц, имеющих непосредственный доступ к наркотикам, источников их материальной обеспеченности, ее соответствия получаемым доходам; образа жизни, связей, наличия судимостей и других материалов, свидетельствующих о вероятной преступной деятельности проверяемых;

    Материалов ревизий хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, рекламаций на поставки сырья и готовой продукции; других документов, касающихся производства, приобретения, хранения, уничтожения, отпуска и расходования наркотиков;

    Структуры и порядка осуществления охраны предприятий, учреждений, организаций и иных объектов, осуществления пропускного режима на них;

    Порядка подбора и расстановки кадров, имеющих непосредственное отношение к операциям с наркотиками.

    Сотрудники подразделений правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий на объектах производства и хранения наркотиков должны быть нацелены на выявление:

    Наркоманов, потребителей наркотиков См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006., лиц, ранее судимых за хищения государственной собственности и преступления, связанные с наркотическими средствами, среди материально ответственных и иных лиц, имеющих доступ к наркотикам;

    Рецептов, выписываемых на вымышленных больных и лиц, которым не предписано медицинское потребление наркотических средств;

    Случаев замены наркотиков в ампулах и иных емкостях другими средствами;

    Фактов присвоения наркотиков за счет их фиктивного списания на научные исследования или лечение онкологических или других категорий больных;

    Подложных документов на уничтожение наркотикосодержащих медикаментов с просроченными сроками хранения и фактов присвоения таких лекарств;

    Оперативной и иной информации о появлении в незаконном обороте на обслуживаемой территории партии наркотических средств и принятие мер к установлению их количества, объемов, периодичности появления, особенностей маркировки, расфасовки, упаковки.

    Таким образом, правильная организация оперативной работы на указанных объектах в целях проведения профилактических и оперативно-розыскных мероприятий не может быть обеспечена без тщательного изучения особенностей их производственной деятельности, знания контингента работающих, которым доверены операции с наркотическими средствами, состояния сохранности государственной собственности на том или ином предприятии.

    Кроме вышеперечисленных предприятий, занимающихся производством, хранением, распределением и использованием наркотических средств, подразделения правоохранительных органов осуществляют оперативное обслуживание и других объектов и территорий, к которым относятся:

    Акционерные общества, агропромышленные комплексы, занимающиеся культивированием конопли;

    Населенные пункты, где неоднократно фиксировались незаконные посевы запрещенных к возделыванию культур;

    Населенные пункты, расположенные вблизи массивов дикорастущей конопли;

    Районы, прилегающие к транспортным коммуникациям, расположенным вблизи от мест культивирования либо дикого произрастания наркотикосодержащих растений;

    Предприятия по переработке См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006., хранению, производству наркотикосодержащего сырья.

    Их оперативное обслуживание имеет своей задачей выявление фактов незаконных посевов мака и конопли, установление лиц, прибывающих в данную местность с целью хищений наркотикосодержащих растений с засеянных плантаций либо заготовки дикорастущей конопли для дальнейшего кустарного изготовления наркотиков, скупщиков сырья и кустарно изготовленных наркотиков.

    Оперативное обслуживание территорий и объектов обеспечивается совокупностью следующих организационных мер:

    Изучение, анализ, оценка оперативной обстановки на закрепленной территории или ее отдельных частях;

    Определение режимов оперативного обслуживания конкретных объектов и территорий;

    Организация системы сбора информации, представляющей оперативный интерес;

    Планирование оперативно-розыскных и иных мероприятий по предупреждению и раскрытию преступлений, связанных с наркотиками.

    Комплексный анализ и оценка сложившейся обстановки позволяет оперативным работникам правоохранительных органов принимать адекватные решения для осуществления взаимодействия между различными службами и подразделениями.

    Оперативное обслуживание объектов и территорий невозможно без планирования и осуществления целого комплекса негласных мероприятий, основу которого составляет работа по подбору и расстановке негласного аппарата.

    Положительных результатов в борьбе с наркобизнесом добиваются там, где умело организуют работу по подбору и расстановке негласных источников информации. Это способствует созданию стабильного негласного аппарата, могущего оказать эффективную помощь в борьбе с наркопреступностью.