Монополизм и монополистическая деятельность. Понятие и виды монополистической деятельности Понятие и признаки монополистической деятельности

Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Доминирующее положение на рынке - положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйственных субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»). Доминирующее положение на рынке занимает хозяйствующий субъект в случаях, если: 1)

доля его на рынке определенного товара превышает 50%, если не установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; 2)

доля его на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции»); 3)

совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции») (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйст-вующих субъектов менее чем 8%); 4)

в течение длительного периода времени относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен; 5)

реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»). Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Опасность доминирующего положения на рынке для торговли состоит в том, что доминирующее положение на рынке зачастую приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимонопольный орган при нарушении антимонопольного законодательства.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»): 1)

установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; 2)

изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; 3)

навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; 4)

не обоснованные экономически или технологически сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; 5)

экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; 6)

экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; 7)

установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги; 8)

создание дискриминационных условий; 9)

создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; 10)

нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

По своим видам монополистическая деятельность делится на: 1)

индивидуальную; 2)

коллективную; 3)

договорную; 4)

внедоговорную.

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида товаров. Коллективная монополистическая деятельность проявляется в заключении соглашений.

Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Допускаются соглашения: 1)

в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии; 2)

между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%. Федеральный закон «О защите конкуренции» допускает действия, бездействие, соглашения, согласованные действия, сделки, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить

конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться: 1)

совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; 2)

получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такое соглашение или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к: 1)

повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ; 2)

экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 3)

разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей; 4)

Монополистическая деятельность - это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Монополистическую деятельность можно подразделить на монополистическую деятельность субъектов хозяйствования и монополистическую деятельность органов управления.

Таким образом, монополистическая деятельность обладает рядом признаков, позволяющих отграничить ее от иной деятельности субъектов монополистической деятельности:

противоправность. Монополистическая деятельность в любой форме запрещена законодательством под угрозой применения различных видов юридической ответственности (экономической, административной, уголовной, гражданской). Следовательно, осуществление такой деятельности противоречить нормам права;

монополистическая деятельность может быть как активной, т.е. осуществляться путем совершения действий, так и пассивной, т.е. осуществляться путем бездействия;

специфический субъектный состав. Монополистическая деятельность может осуществляться только субъектами хозяйственной деятельности. Следовательно, ее субъектами не могут быть граждане, которые не являются индивидуальными предпринимателями;

антиконкурентный характер. Монополистическая деятельность направлена на ограничение, устранение или недопущение конкуренции на товарном рынке, защищая этим положение субъекта на товарном рынке и его монопольно высокие прибыли;

* монополистическая деятельность наносит вред, как другим субъектам хозяйствования, так и потребителю, потребности которого, в сущности, является осью всей предпринимательской деятельности.

Монополистическая деятельность субъектов хозяйствования может осуществляться как индивидуально(злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке), так и коллективно (соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции).

Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке представляет собой противоправное использование субъектом своего доминирующего положения на товарном рынке. Под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на республиканском или местном товарных рынках, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Все способы злоупотребления доминирующим положением можно разделить на четыре группы:

  • 1)действия против конкурентной среды. Например, создание препятствий для доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам;
  • 2)ценовые манипуляции. В частности, необоснованное и преднамеренное повышения цен. В этой связи вводится понятие монопольной цены, под которой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в соглашение хозяйствующими субъектами в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью - необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение.

Монопольные цены могут быть монопольно высокими, монопольно низкими и монополистически низкими.

Об установлении монопольно высоких цен могут свидетельствовать повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат и (или) получения монопольно высокой прибыли в результате преднамеренного сокращения объемов производства (реализации) при наличии устойчивого спроса или скрытого уменьшения объемов производства (реализации), т.е. преднамеренного снижения качества товара при формально неизменной величине выпуска (реализации); а также скрытое повышение цены [неизменность цены при снижении качества (основанием для констатации факта снижения качества товара является заключение Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь)] в целях компенсации необоснованных затрат и (или) получения монопольно высокой прибыли.

Признаками монопольно или монополистически низких цен могут служить создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других хозяйствующих субъектов становится экономически невыгодным; покупка (продажа) товара по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках, или по ценам, не обеспечивающим продавцу получения прибыли на среднеотраслевом (среднерегиональном) уровне или возмещения себестоимости, если это не предопределено рыночной конъюнктурой, а также не обусловленное конъюнктурой рынка повышение прибыли хозяйствующего субъекта, занимающего в качестве покупателя доминирующее положение на данном товарном рынке (или уровня заработной платы его работников), путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика;

навязывание потенциальным контрагентам кабальных условий сделок. Например, заключение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора;

дискриминация потенциальных контрагентов, т.е. применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

В законодательстве не определен исчерпывающий перечень способов злоупотребления доминирующим положением, поэтому антимонопольный орган квалифицирует деятельность субъекта хозяйствования, занимающего доминирующее положение на рынке, исходя из фактических обстоятельств.

В условиях конкурентной среды на товарном рынке же при отсутствии субъекта хозяйствования, занимающего доминирующее положение, возможно осуществление монополистической деятельности. Для этого субъекты хозяйствования могут договориться осуществлять в различных формах согласованную деятельность, создавая для этого объединения либо заключая соглашения. Следует отметить, что такие соглашения возможны как между конкурентами (горизонтальные соглашения), так и не конкурирующими субъектами, один из которых занимает доминирующие положение на своем товарном рынке (вертикальные соглашения).

Формой ценовых соглашений является сговор по определению цен на товары и оказываемые услуги, устанавливаемый в устном или письменном виде. Установление ценового сговора может происходить на любой стадии процесса производства и реализации прямо или косвенно. Формой ценовых соглашений является также обмен информацией в области цен. Многосторонний обмен информацией монополистами рассматривается как свидетельство сговора. Обмен информацией о текущих ценах или количествах является заменой формального соглашения о ценах.

Объектами ценовых соглашений являются цены и тарифы на товары и услуги, другие производственные ресурсы, промежуточную и конечную продукцию, внутренние, экспортные или импортные цены. Соглашения между продавцами могут выступать в виде фиксирования цен, договоренностей об их искусственном повышении или понижении, поддержания постоянного соотношения между ценами на взаимозаменяемые товары, скупки предлагаемых по низким ценам товаров, установления сроков и условий распространяемого на потребителей кредита.

Соглашения между покупателями заключаются по фиксированию либо искусственному назначению цен. Первый вид этого соглашения сводится к установлению покупателями цен, по которым они будут приобретать товары.

Монополистическая деятельность органов управления наиболее социально опасна, поскольку она осуществляется с использованием государственных властных полномочий. Выделяют следующие формы такой деятельности:

соглашения (согласованные действия) с другими субъектами хозяйственной деятельности;

незаконное ограничение деятельности субъектов предпринимательства;

дискриминация субъектов предпринимательства;

нарушение принципа свободы договора;

*создание препятствий возникновению и существованию конкурентной среды.

Этот перечень не является закрытым. Таким образом, антимонопольный орган, всесторонне оценив деяния государственных органов, может признать их монополистической деятельностью, если будут установлены все ее признаки.

Монополизм - это исключительное положение экономического субъекта, возникающее из права собственности или из обладания политической властью, дающей возможность диктовать свою волю всем прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке. Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели.

Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями, что является ошибкой, ибо он обусловлен не масштабами деятельности производителя, величиной его активов, а долей на рынке. Даже мелкие и средние предприятия бывают монополистами, а крупная корпорация может и не занимать монопольного положения. В нашей стране монополизм имеет происхождение принципиально иного рода, чем на Западе. В рамках командно-административной системы он базировался на государственной собственности и тотальном огосударствлении экономики, насаждался сверху, а не вырастал из конкуренции.

Монополизм на практике реализует деятельность хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением, которые направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. К ней относится:

  • 1. Существенное ограничение коммерческими структурами конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан путем:
    • изъятия товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен;
    • навязывания контрагенту условий договора, не выгодных для него, или не относящихся к предмету договора, или ненужных товаров и услуг;
    • выдвижения дискриминирующих условий, ставящих контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
    • создания препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
    • нарушения законодательно определенных правил ценообразования, назначение, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
    • экономически или технологически не обоснованного сокращения или прекращения производства товара, отказа либо уклонения от заключения договора с отдельными покупателями, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства; установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (ценовая дискриминация);
    • установления финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
    • соглашения между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если они приводят к установлению или поддержанию цен (в том числе на торгах), его разделу по тому или иному принципу и пр.
  • 2. Вмешательство или согласованные действия органов государственной власти, управления и т.п. в хозяйственную деятельность субъектов с целью ограничения или устранения конкуренции:
    • введение ограничений в отношении создания предприятий и фирм, установление запретов (ограничений), необоснованное препятствование осуществлению ими отдельных видов деятельности или производства определенных товаров;
    • установление запретов или ограничений в отношении продажи, покупки, иного приобретения, обмена товаров, их свободного перемещения в стране, в деле выбора поставщиков;
    • дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
    • экономически, технологически и прочее необоснованное определение, повышение, снижение или поддержание цен (тарифов);
    • раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, их ассортименту, по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
    • ограничение доступа на рынок, выхода с него или устранение хозяйствующих субъектов и пр.

Признаками ограничения конкуренции считаются:

  • сокращение на товарном рынке числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу;
  • рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями общих рыночных условий;
  • отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу, от самостоятельных действий на рынке;
  • определение общих условий обращения товара на рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями извне и пр.

Наиболее безопасной с точки зрения монополизации, по мнению западных экспертов, считается ситуация, когда на рынке действует 10 и более фирм. При этом крупнейшая из них не вправе держать в своих руках более 31% общего объема продаж, две - не более 44, три - 54, четыре - 64%.

Помимо ограничения речь может идти о недобросовестной конкуренции , под которой понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причиняющие (могущие причинить) убытки конкурентам или вред их деловой репутации.

Спектр видов деятельности, которые можно назвать нечестной, очень широк. К ним можно отнести:

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки конкуренту либо ущерб его деловой репутации;
  • введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара, его производителей;
  • некорректное сравнение при рекламе хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми конкурентами;
  • продажа, обмен товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг;
  • подделку чужих товаров и товарных знаков, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;
  • бойкот, т.е. изолирование хозяйствующего субъекта от привычных деловых отношений;
  • подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их на свою сторону;
  • промышленный шпионаж;
  • неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны без согласия ее владельца;
  • переманивание высококвалифицированных работников конкурентов;
  • демпинг (продажа товаров по бросовым ценам ниже себестоимости);
  • выпуск рекламы, в которой приводится сравнение с товарами или услугами конкурентов.

Таким образом, монополизм проявляет себя во многих формах, и побороть его основу - рыночную власть - с помощью декретов или всеобъемлющего контроля еще никому не удавалось. В лучшем случае эти попытки легко обходятся монополистами, в худшем - ведут к взаимопроникновению государственных и монополистических хозяйственных структур и коррупции. Единственный эффективный механизм ограничения монополии - это сам рынок, основанный на частной собственности, который в течение столетий исторического развития товарного производства был той реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики.

Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды, развитие малого предпринимательства, приватизация предприятий. Сюда относятся и все меры по демонополизации экономики, главная задача которой состоит в том, чтобы обеспечить всем участникам хозяйственной деятельности равную свободу вне зависимости от форм собственности, масштаба производства и сбыта продукции, места расположения предприятия.

В развитых странах государство противопоставляет монополизму все свое экономическое и политическое могущество, находит действенные методы и механизмы давления на монополистические структуры и формирования экономической и политической среды, которая поощряет конкуренцию.

В странах с развитой рыночной экономикой действуют законы о недобросовестной конкуренции, защищающие от подобных действий соперников.

предпринимательский право монополия государственный

Монополистическая деятельность - это правовая категория, означающая злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Основные правовые акты, регулирующие монополистическую деятельность:

1. Конституция Российской Федерации (статья 34).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (статья 10).

3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Сущность и содержание монопольного положения раскрывается через категорию доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке. Согласно ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ от 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

Доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

Доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Доминирующим признается также положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

Совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля, хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%);

В течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

Реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%.

Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливаются Правительством РФ. Условия признания доминирующим положения кредитной организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

Опасность доминирующего положения на рынке для торговли состоит в том, что доминирующее положение на рынке зачастую приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимонопольный орган при нарушении антимонопольного законодательства.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) не обоснованные экономически или технологически сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, перечень видов монополистической деятельности не является исчерпывающим и может включать в себя любые действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистическими.

Различают следующие основные типы монополий.

1. Монополии, создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства, которые создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий.

Существуют следующие разновидности монополий рассматриваемого типа: государственные монополии; естественные монополии.

Под государственной понимается монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Эти монополии устанавливаются в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.

Осуществление государственной монополии регламентируется федеральными нормативными актами.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 ФЗ «О естественных монополиях»). О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ от 21.08.1995. - № 34. - Ст. 3426.

Перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии, содержится в ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях»:

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

Железнодорожные перевозки;

Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

Услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

Услуги по передаче электрической энергии;

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

Услуги по передаче тепловой энергии;

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлении в электроэнергетике

Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит особый правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Органы регулирования естественных монополий могут применять следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

б) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст. 6 ФЗ «О естественных монополиях»).

2. Монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства, могут появиться в связи с победой в добросовестной конкуренции над определенным субъектом предпринимательства и выходом с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д. В данной ситуации субъект предпринимательства на определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного товара. При этом юридических ограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке и конкурировать между собой.

3. Монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами, могут также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. (п. 1 ст. 138 ГК РФ).

Субъект предпринимательской деятельности может занимать монопольное положение на рынке по использованию этих объектов, исходя из самого факта юридического признания за ним статуса их обладателя (например, обладатели патентов на изобретения, промышленные образцы или свидетельств о регистрации товарных знаков). Обладание правами на подобные объекты ставит субъекта предпринимательской деятельности в положение, при котором использование этих объектов всецело зависит лишь от его усмотрения.

Возможность занятия на рынке монопольного (доминирующего) положения вследствие обладания данными правами связана, прежде всего, с монопольным характером самих этих прав на указанные нематериальные блага (объекты права промышленной собственности). Обладатель имеет возможность монопольно обладать объектом, как используя его в своей деятельности, так и не делая этого (что является позитивной стороной права), а также запрещать всем другим лицам пользоваться им без специально выданного разрешения или лицензии (негативная сторона права). Возможность правообладателя отстранять всех остальных лиц от использования объектов промышленной собственности дает предпринимателям реальные преимущества в конкурентной борьбе и реальную возможность занятия монопольного (доминирующего) положения на рынке.

По своим видам монополистическая деятельность делится на: 1) индивидуальную; 2) коллективную; 3) договорную; 4) внедоговорную.

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида товаров. Коллективная монополистическая деятельность проявляется в заключении соглашений. Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

18.2. Понятие и виды монополистической деятельности на товарных рынках

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.

Таким образом. монополистическую деятельность можно классифицировать в зависимости от субъектного состава ее участников.

1. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов

Согласно ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» хозяйствующими субъектами признаются российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальнаямонополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке. В зависимости от целей злоупотребления могут проявляться в виде:

а) изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

б) навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий;

в) создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;

г) создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);

д) нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

е) установления монопольно высоких или монопольно низких цен;

ж) сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства

з) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

В исключительных случаях указанные действия могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от них, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В зависимости от субъектного состава различают:

а) соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов. Эти соглашения или согласованные действия могут быть направлены, например, на установление (поддержание) цен, скидок, надбавок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков).

б) соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком). Форма соглашений Законом не установлена, следовательно, они могут заключаться в письменном виде путем составления одного или нескольких документов; через устные договоренности на форумах, совещаниях; путем скоординированных и строго направленных действий, целью которых является ограничение конкуренции. Кроме того, объединениям коммерческих организаций, хозяйственным обществам и товариществам запрещается осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

2. Монополистическая деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

В зависимости от числа участников монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления делится на следующие разновидности:

1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется в форме издания актов или осуществление действий государственных органов и органов местного самоуправления, направленных на:

а) ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов;

б) создание дискриминирующих условий деятельности для отдельных субъектов;

в) создание благоприятствующих условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов путем предоставления им льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара;

г) введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

д) необоснованное создание препятствий осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

е) установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иное ограничение права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

ж) выдачу хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;

з) создание необоснованных препятствий для создания новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности и др.

2) коллективная, осуществляемая в форме соглашений (согласованных действий). Запрещается заключение соглашений государственных органов и органов местного самоуправления с другим органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом, если они могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Целями подобных запрещаемых соглашений может быть поддержание, повышение или снижение цен; раздел рынка; ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Рынок ценных бумаг. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

47. Основные виды товарных бирж Первая товарная биржа была учреждена еще в 1703 г., но объективные условия не способствовали ее развитию. Через двадцать лет волевым указом 1723 г. государь предписывал «приневолить» купцов к посещению этих новых коммерческих учреждений.В

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

Статья 31. Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается федеральным

Из книги Государственное и муниципальное управление автора Сибикеев Константин

34. Понятие безопасности и ее виды В соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446–I «О безопасности» безопасность– состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом жизненно важные интересы –

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

34. Методы прогнозирования на международных товарных рынках Прогноз конъюнктуры любого товарного рынка обычно разрабатывается на основе данных анализа и изучения показателей, которые могут помочь в определении тенденций развития производства и международной торговли

Из книги Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории автора Мизес Людвиг фон

6. Изменения в покупательной способности под действием денежных факторов и условий на товарных рынках Изменения покупательной способности денег, т.е. менового отношения денег и товаров и услуг, могут возникать или со стороны денег, или со стороны товаров и услуг.

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

5. Понятие безработицы, ее виды Понятие безработицы является важнейшей характеристикой рынка труда, поскольку позволяет анализировать динамику и распределение трудового фактора, а также проследить изменения в равновесии спроса на рабочую силу и предложения трудовых

Из книги Перед вызовами времени. Циклы модернизации и кризисы в Аргентине автора Яковлев Петр Павлович

Глава 3 Лицом к глобализму: Аргентина на товарных и финансовых рынках К концу XX в. либерализация внешней торговли стала частью «мантры» политических руководителей передовых индустриальных стран как левого, так и правого толка. Джозеф Ю. Стиглиц, нобелевский

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

81. Облигации: понятие, виды Кроме акций акционерные общества могут выпускать облигации. В отличие от акции облигация не дает права на управление акционерным обществом, это своего рода заемное обязательство акционерного общества, которое должно выплатить владельцу

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

10.5. Цены на мировых товарных рынках Оценка динамики цен и ее вклада в изменение доли отдельных групп товаров в мировом экспорте всех товаров представляет в отношении обрабатывающей промышленности более сложную задачу, чем в случае сырьевых товаров. Особенно это

Из книги Коммерческое право автора Горбухов В А

42. Виды монополистической деятельности По своим видам монополистическая деятельность делится на:1) индивидуальную;2) коллективную;3) договорную;4) внедоговорную.Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на

Из книги Операторы коммерческого учета на рынках электроэнергии. Технология и организация деятельности автора Осика Лев Константинович

Лев Константинович Осика Операторы коммерческого учета на рынках электроэнергии. Технология и организация

автора Смагина И А

4.1. Понятие и виды юридических лиц Понятие юридического лица определено в ст. 48 ГК РФ.Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 18. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

18.3. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках Под недобросовестной конкуренциейпонимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

21.1. Понятие и виды оценки К числу нормативно-правовых актов, регулирующих оценочную деятельность, относятся: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 18. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Определение понятия «конкуренция» дается в следующем нормативно-правовом акте:А. Гражданский кодекс РФ;Б. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г.