Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности краткосрочного курса кружка «Музыкальная мозаика. Анализ пооп до мозаика методическая разработка на тему Особенности реализации программы

Обзор ПООП ДО "Мозаика". В презентации представлена информация о разработчиках программы, пилотных площадках для проведения апробации, её цели и задачи, возрастной диапазон воспитанников, а также особенности данной программы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обзор программы « МОЗАИКА» Воспитатель: Норская Надежда Николаевна Рыбинск 2015

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» Разработчик программы «Мозаика»: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (ТОГИРРО). Авторы-составители: Белькович Виктория Юрьевна, Гребёнкина Наталья Валентиновна, Кильдышева Ирина Африковна Рецензенты: Т.В. Волосовец – к.п.н., профессор, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования; В.И. Загвязинский – д.п.н, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ Н.Г. Милованова – д.п.н., профессор кафедры андрагогики ТОГИРРО; С.Н. Фокеева – к.п.н., доцент, заслуженный учитель РФ.

Апробация и внедрение Программы «Мозаика» Программа «Мозаика» прошла апробацию в 2011-2012 гг. в семи ДОО – пилотных площадках Тюменской области. Этапы апробации 1. Установочно-аналитический этап 2. Преобразовательно -технологический этап 3 . Заключительный этап В результате апробации и внедрения Программы получены результаты: Для ДОО Для воспитанников ДОО Для педагогов Для родителей

Содержание программы рассчитано на детей от 2 до 7 лет. целью Программы «Мозаика» является: расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста. Программа «Мозаика» направлена на реализацию следующих задач: обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка; приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства; развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; реализация вариативных образовательных программ; соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.

Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических­ условий: личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми; полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми; разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту и опирающихся на усвоение культурных средств деятельности в определённом возрасте; разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии с возрастом; возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей (законных представителей)) образовательных программ, педагогических технологий и видов деятельности.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ «МОЗАИКА» В приложении к программе представлены: - примерное комплексно-тематическое планирование для разных возрастных групп, - список изданий ПМК « Мозаичный ПАРК » для педагогов и детей, - перечень оборудования, - глоссарий.

Особенности программы «МОЗАИКА» Отсутствие жёстко регламентированных форм организации детей Обеспечение оптимального двигательного режима (свободное перемещение ребёнка) Гибкий режим, позволяющий ребёнку включаться в режимные моменты без нарушения психофизиологического комфорта

Составляющие модели образовательного процесса: совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная детская деятельность и взаимодействие с родителями Организация образовательного процесса по принципу «клуба по интересам» с обеспечением развивающего (обогащающего) психолого-педагогического сопровождения Максимальная минимизация «бумажного» планирования (высвобождение времени для непосредственного взаимодействия воспитателя с детьми и родителями) Возможность организовать инклюзивное образование детей с ОВЗ Особенности программы «МОЗАИКА»

неделя - временной период планирования формулировка последовательных обучающих и развивающих задач, (специфических) на этот период, решение которых предполагается в совместной деятельности, во время режимных моментов, ситуациях повседневного общения с детьми подбор оптимальных форм взаимодействия и способов деятельности с детьми определение основных понятий для усвоения детьми корректировка (пополнение) предметно – развивающей среды коррекция развития (индивидуально или для всей группы) Алгоритм последовательного планирования

ПРОГРАММА «МОЗАИКА» Образовательная деятельность строится в соответствии с: комплексно-тематическим планированием по значимым событиям социальной жизни и окружающего мира; принципом интеграции (образовательные задачи интегрируются и способствуют созданию целостного образовательного процесса). Комплексно-тематическое планирование разработано для каждой возрастной группы. Каждый месяц имеет свою интегрирующую тему. Например: сентябрь – «ХОДИТ ОСЕНЬ ПО ДОРОЖКЕ». Тема месяца определяет темы недели. Например: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛИСТЬЯ», «ТУЧКИ И ДОЖДИК» и т.д.

Комплексно-тематическое планирование – конкретное, вариативное, интегрирующее. Тема недели в каждый последующий год расширяется, углубляется, обобщается. Например, тема «Я И МОЯ СЕМЬЯ»: младшая группа – «МАМА И ПАПА»; средняя группа – «БАБУШКИ И ДЕДУШКИ»; старшая группа – «ДЕТИ В СЕМЬЕ»; подготовительная к школе группа – «РОДСТВЕННИКИ». ПРОГРАММА «МОЗАИКА»

В комплексно-тематическом планировании для каждой недели (тематического модуля): 1) приведен примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности; 2) перечислены игры, книги, развивающие тетради, изданные в рамках ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» , которые решают образовательные задачи данной недели. Воспитатель самостоятельно определяет виды образовательной деятельности и издания ПМК ДО «Мозаичный ПАРК». ПРОГРАММА «МОЗАИКА»

РОЛЬ ВЗРОСЛОГО

Доброжелательное уважительное отношение всех со всеми. Конструктивный диалог с родителями (квалифицированное консультирование, конкретность рекомендаций). Стремление к бесконфликтному общению (демонстрация эффективных способов разрешения конфликтов). Внимательное наблюдение за ребёнком, своевременное реагирование. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными Создание эмоционально комфортной образовательной среды

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ «МОЗАИКА» «МОЗАИКА» ─ это современная отечественная программа, которая даёт конкретный педагогический инструментарий в условиях модернизации дошкольного образования. «МОЗАИКА» создаёт образовательное пространство, которое предполагает объединение педагогов, детей и их родителей в единое содружество. «МОЗАИКА» предлагает педагогам широкий набор педагогических технологий для построения индивидуальной образовательной траектории развития ребёнка.

Принципы и подходы к формированию и реализации Программы «Мозаика» Основными принципами к формированию и реализации Программы «Мозаика» являются следующие: 1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека. 2. Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства. 3. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. 4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. 5. Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. 6. Вариативность организации дошкольного образования. Программа «Мозаика» разработана на основе культурно-исторического и системно- деятельностного подходов, являющихся методологией ФГОС ДО.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мозаичный ПАРК» создаёт полноценную информационно-образовательную среду для реализации программы «Мозаика» и включает: пособия оборудование Игры, книги, развивающие тетради


Семинар по теме «ФГОС КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА»

Целевой раздел программы «Мозаика»

Пояснительная записка

Цели и задачи реализации Программы «Мозаика»

Ц елью Программы «Мозаика» является расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.

Программа «Мозаика» направлена на реализацию следующих задач :

Обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;

Приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства;

Развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;

Реализация вариативных образовательных программ;

Соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.

Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий :

Личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;

Полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми;

Разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту и опирающихся на усвоение культурных средств деятельности в определённом возрасте;

Разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии с возрастом;

Возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей (законных представителей) образовательных программ, педагогических технологий и видов деятельности.

Программа может быть реализована в разных формах дошкольного образования.

Принципы и подходы к формированию и реализации Программы «Мозаика»

Основными принципами к формированию и реализации Программы «Мозаика» являются следующие:

1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.

2. Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.

3. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

5. Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

6. Вариативность организации дошкольного образования.

Программа «Мозаика» разработана на основе культурно-исторического и системно-деятельностного подходов , являющихся методологией ФГОС ДО.

Планирование и принципы образовательной деятельности

Планирование строится на анализе достигнутых успехов всей группы и индивидуально каждого ребёнка.

Планирование образовательного процесса строится с учётом следующих принципов:

Принцип последовательности;

Принцип интеграции;

Комплексно-тематический принцип.

Планирование и организация работы с детьми дошкольного возраста осуществляются на основе модели ступенчатой интеграции постижения образов окружающего мира по соответствующим темам.

Модель состоит из четырёх структурных единиц:

увидеть (наблюдение за миром);

услышать (звуки окружения);

обыграть (телом, умом, лицом - пантомима, пластика);

создать (самостоятельная деятельность).

Приоритетные направления деятельности

Программа «Мозаика» решает задачи развития детей в пяти образовательных областях:

Социально-коммуникативного развития; познавательного развития; речевого развития; художественно-эстетического развития;

Физического развития. В программе представлены особенности развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы «Мозаика» в виде целевых ориентиров дошкольного образования: показатели развития детей в соответствии с возрастом

Представлены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования.

На основе данных целевых ориентиров в Программе «Мозаика» сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп. Дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) произведена в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Цели и задачи образовательной деятельности

в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях

В образовательных областях под каждую задачу предложены формы работы с детьми с описанием образовательного эффекта (воспитательный, развивающий, обучающий).

Для каждой возрастной группы по всем образовательным областям прописаны:

Задачи образовательной деятельности;

Интегральные показатели освоения программы.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ

По созданию условий для успешной интеграции детей дошкольного возраста с проблемами в развитии осуществляется решение следующих задач:

Организация работы по абилитации (социализации, адаптации, коррекции) детей с нарушениями развития в интегративной среде дошкольных образовательных учреждений различных видов;

Организация помощи семье ребёнка с нарушениями развития, социально-психологической работы с семьёй в процессе интеграции их детей в дошкольном учреждении.

(со специальными образовательными потребностями)

I, II виды - дети с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие;

III, IV виды - дети с нарушениями зрения: незрячие, слабовидящие;

V вид - дети с нарушениями речи;

VI вид - дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

VII вид - дети с задержкой психического развития;

VIII вид - дети с нарушениями интеллекта (умственно-отсталые).

В особую группу относят детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы; с нарушениями поведения (с девиантным поведением); со сложными недостатками в развитии (с комплексными нарушениями).

Модели интеграции в соответствии с особенностями детей и возможностями дошкольного образовательного учреждения (кадровыйпотенциал, нормативно-правовое, материально-техническое и научно-методическое обеспечение процесса интегрированного образования).

Организационные модели дошкольного обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.

Блоки педагогического процесса можно представить в следующем виде:

1. Блок специально организованного обучения в форме занятий,

совместной деятельности воспитателя с детьми.

2. Блок самостоятельной деятельности детей.

3. Блок взаимодействия родителей с детьми.

Организационные модели дошкольного обучения и воспитания детей с проблемам и интеллектуального развития.

Организационные модели дошкольного обучения и воспитания детей с ранним детским аутизмом.

Организационные модели дошкольного обучения и воспитания детей с ранним детским аутизмом

Группа кратковременного пребывания для детей с выраженным аутизмом (1-2 варианты РДА по классификации О.С. Никольской)

Группы компенсирующего обучения для детей с умственной отсталостью и для детей с выраженным аутизмом (1-2 варианты РДА по классификации О.С. Никольской)

Группы компенсирующего обучения для детей с ЗПР и для детей с РДА (2-4 варианты РДА по классификации О.С. Никольской)

Группы комбинированной направленности для нормально развивающихся детей и детей с лёгкими формами РДА (3-4 варианты РДА по классификации О.С. Никольской)

Организационные модели дошкольного обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Организационные модели дошкольного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

Примерное планирование занятий педагога-дефектолога в группе детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет.

Педагогическая и психологическая диагностика личностных образовательных результатов детей

Оценка индивидуального развития ребенка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

Оптимизации работы с группой детей.

На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в Программе «Мозаика» сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп (см. раздел «Пояснительная записка»).

Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путём наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания педагогических ситуаций, тестовых заданий, бесед с родителями (низкоформализованные методы оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми). Высокоформализованные методы оценки используются специалистами: педагогами-психологами, логопедами.

Требования к проведению диагностики. Мониторинг проводится в конце года на основе заполнения диагностических листов, содержащих показатели освоения программы для каждого возраста (см. пример такого диагностического листа).

Интерпретация показателей

Показатель сформирован (достаточный уровень) - наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым.

Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) - проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры.

Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения Программы.

Показатель не сформирован (недостаточный уровень) - не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «недостаточный уровень», то в процессе мониторинга предполагается проведение комплексного диагностического обследования педагогом-психологом (использование высокоформализованных диагностических методов, проективных методик). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). По результатам этой оценки составляются индивидуальные программы и рекомендации по коррекции развития ребёнка.

Способы и направления поддержки детской инициативы

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка. Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка. Задача педагога - помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой - педагог может решить собственно педагогические задачи. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.

Требования к развитию и поддержке игровой деятельности.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с родителями воспитанников

В этом разделе представлены: основные направления и формы взаимодействия с семьями; содержание взаимодействия с семьями по образовательным областям. Родителей необходимо ежедневно информировать о деятельности детей за прошедший день. Такая информация является эффективным механизмом вовлечения родителей в процесс образования детей. Например, ежедневный мини-отчёт оформляется для родителей как объявление «Чем сегодня занимались» (см. пример мини-отчёта).

Организационный раздел

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Издательская продукция создаётся по образовательным областям , выделенным в ФГОС ДО. Методические материалы и средства обучения и воспитания ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» полностью соответствуют примерному комплексно-тематическому планированию настоящей Программы (см. приложения 1-5), в котором (в графе формы и средства работы) указывается, какие именно издания, игры, оборудование используются при организации образовательной деятельности (для каждой тематической недели как единицы комплексного содержательного планирования). ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» реализует преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС ДО и создаёт единую образовательную среду с системой НОО «Начальная инновационная школа» (издательство «Русское слово»), а так же является преемственным и с другими системами НОО.

Руководителям организаций, методистам, воспитателям предлагаются: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика». Разработчики: Департамент образования и науки Тюменской области, Тюменский областной государственный институт развития регионального образования(ТОГИРРО). Рецензенты: Т.В. Волосовец, В.И. Загвязинский,Н.Г. Милованова, С.Н. Фокеева;

Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие;

Научно-методическое обеспечение ФГОС ДО: теоретические основы и новые технологии: социально-коммуникативное развитиедошкольников;

познавательное развитие дошкольников;

Научно-методическое обеспечение ФГОС ДО: теоретические основы и новые технологии:речевое развитие дошкольников;

Научно-методическое обеспечение ФГОС ДО: теоретические основы и новые технологии:физическое развитие дошкольников;

Научно-методическое обеспечение ФГОС ДО: теоретические основы и новые технологии: художественно-эстетическое развитиедошкольников;

Играем, дружим, растём: сборники игр: группа раннего возраста, младшая группа (3-4 года), средняя группа (4-5 лет), старшая группа (5-6 лет), подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Методическое пособие «Кабинет педагога-психолога в детском Саду», ч. 1, 2.

Детям разных возрастных групп предлагаются к нижки-игры «Мозаика развития» Это система развивающих книг-пазлов, организующих деятельность детей по направлениям развития: социально-коммуникативному, речевому, познавательному, физическому в игровой, занимательной форме с элементами конструирования. В этой серии представлена единая система познавательного материала с постепенным усложнением для всех возрастных групп ДОО.

Методическое пособие содержит конспекты игровых занятий с вопросами, заданиями, играми, обеспечивающими социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое и творческое развитие дошкольников. В серии представлено 36 книжек-игр (см. приложение 6 «Перечень изданий ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» ).

Книжки-игры «Отгадай, поиграй» адресованы детям группы раннего возраста и младшей группы. Представляют собой книжки-пазлы с загадками, с сюжетными рисунками, с пазлами-отгадками. В серии представлено 13 книжек-игр (см. ).

Серия «Готовимся к школе!». Комплект развивающих тетрадей по подготовке детей к школе - для самостоятельной деятельности ребёнка, совместной деятельности со взрослым, детей друг с другом. Методические рекомендации содержат программу, тематическое планирование, конспекты занятий, методические разъяснения к заданиям, дополнительные материалы. В серии представлены 26 развивающих тетрадей (см. приложение 6 «Перечень изданий ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» ).

Серия «Английский для дошкольников» содержит комплекс учебных пособий, развивающих тетрадей и других материалов, необходимых для проведения занятий с детьми. В серии представлены 22 компонента развивающих материалов (см. приложение 6 «Перечень изданий ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» ).

Обеспеченность оборудованием для развивающей предметно-пространственной среды

Оборудование для развивающей предметно-пространственной среды полностью соответствует примерному комплексно-тематическому планированию настоящей Программы (см. приложения 1-5), в котором (в графе формы и средства работы) указывается, какое именно оборудование используется при организации образовательной деятельности (для каждой тематической неделикак единицы комплексного содержательного планирования).

Перечень оборудования, обеспечивающего реализацию Программы «Мозаика», представлен в приложении 7.

Характеристика жизнедеятельности детей в группах

В группах сокращённого дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной должна оставаться образовательная деятельность, осуществляемая: во-первых, в процессе организации различных видов детской деятельности, во-вторых, при выполнении режимных моментов. В группах компенсирующей и комбинированной направленности образовательная деятельность детей с ОВЗ должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией нарушений в физическом и (или) психическом развитии детей. Примерные режимы дня представлены для каждой возрастной группы с учётом наиболее часто встречающегося режима работы дошкольной организации - 12-часового.

Организация адаптационного периода;

Педагогические, психологические, здоровьесберегающие требования к организации образовательного процесса;

Перечень нормативных и нормативно-методических документов и научно-методических литературных источников;

Глоссарий;

Приложение:

Приложение 1. Примерное комплексно-тематическое планирование: группа раннего возраста (третий год жизни)

Приложение 2. Примерное комплексно-тематическое планирование: младшая группа (четвёртый год жизни)

Приложение 3. Примерное комплексно-тематическое планирование: средняя группа (пятый год жизни)

Приложение 4. Примерное комплексно-тематическое планирование: старшая группа (шестой год жизни)

Приложение 5. Примерное комплексно-тематическое планирование: подготовительная к школе группа (седьмой год жизни)

Приложение 6. Перечень изданий ПМК ДО «Мозаичный ПАРК»

Приложение 7. Примерный перечень оборудования, обеспечивающего реализацию Программы «Мозаика»наПрограмма

Его целью является углубление общего образования и развитие личности каждого ученика. Практическая реализация этой... искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач : развитие способности к эмоционально...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Осы»

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности краткосрочного курса кружка

"Музыкальная мозаика"

Составила:

Денисова Елена Владимировна,

учитель музыки

МБОУ «СОШ № 2 г. Осы».

Пояснительная записка

«Прекрасное пробуждает доброе»

Д.Б. Кабалевский

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы определяют содержание образовательной области «Искусство» по предмету «Музыка» на достижение целей:

Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

Развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

Обогащение знаний о музыкальном искусстве;

Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности

А так же задач:

Развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

Понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

Освоение музыкальных жанров - простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

Изучение особенностей музыкального языка;

Формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также - творческих способностей детей.

1. Актуальность.

Необходимость введения музыкального искусства во внеурочной деятельности обусловлено тем, что оно является весьма действенным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания. В современных условиях развития общества, модернизации воспитательно-образовательного процесса в России особую актуальность приобретает работа в начальных звеньях системы. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего школьного возраста. Не все дети талантливые, но все способные.

Игра на детских музыкальных инструментах не только приобщает детей к занимательному и сложному музыкальному исполнительству, но и хорошо подготавливает и влияет на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение, рождает уверенность в свои возможности у детей, а значит, активизируется интерес к занятиям музыкой. Игра на музыкальном инструменте всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, а желание играть в оркестре настолько велико, что дети не замечают той большой учебной работы, которая проводится в процессе музицирования и от которой они не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. В процессе изучения курса внеурочной деятельности музыкального искусства - школьники осваивают основы индивидуального исполнительства, развивается художественный вкус и расширяется музыкальный кругозор, формируются навыки музицирования и приобретают опыт сценического выступления. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые учащийся мог бы выразить своё настроение, своё чувствование музыки. Приобретается опыт осознания своего «я» и значимости и поведения в социуме.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музыкальная мозаика» составлена на основе программы «Играем в оркестре на слух» М. А. Трубниковой, которая во многом перекликается с целями и задачами по предмету «Музыка». Целью программы является обучение детей подбору мелодий по слуху и игре на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре)

Программа курса отличается принципиально новой методикой обучения детей игре на музыкальных инструментах, строящейся на подборе мелодий по слуху. Наряду с развитием музыкального слуха (тембрового, звукового, мелодического) и чувства музыкального ритма в программе комплексно решены вопросы общего развития ребенка как личности. Музыкальный репертуар программы составляют произведения классической, современной и народной музыки. Программа «Играем в оркестре по слуху» высокоэффективна как в отношении развития основных музыкальных способностей, так и расширении сферы музыкальной деятельности, способствующей развитию памяти, образного мышления, внимания, преодоления скованности, застенчивости.

Новизна: программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Предусматривает дифференцированный личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку. Значение инструментального музицирования в решении данной проблемы велико.

Специалисты справедливо подчеркивают, что музыкальные инструменты не имеют себе равных по быстроте и легкости обучения на них, в особенности в совместном исполнении, где лица с крайне ограниченными природными способностями могут принимать участие и постепенно развивать свой слух».

Во-первых, игра на музыкальных инструментах препятствует возникновению у детей барьера неполноценности. Во-вторых, позволяет успешно развивать у детей звуковысотный, тембровый и ладовый слух.

В третьих, совместное музицирование развивает воображение, память, волю, чувство эмпатии, ответственность за общее дело, коллективизм. М.А.Трубникова в своей программе «Играем в оркестре на слух» отмечает, что игра на детских музыкальных инструментах является одним из любимых и перспективных видов музыкальной деятельности детей.

Игра по слуху - эффективный метод развития не только музыкального слуха, но и системы музыкальности в целом и единственный продуктивный путь обучения игре в оркестре. Основными условиями становления деятельности подбора мелодии по слуху являются: предварительное накопление детьми необходимых музыкально-слуховых представлений; индивидуальные занятия с ними на одном чисто настроенном звуковысотном музыкальном инструменте, а затем - перенос приобретённых способов действий на другие инструменты.

Формирование деятельности подбора мелодии по слуху состоит из двух этапов: подготовительного и основного. На подготовительном этапе у детей происходит формирование музыкально-слуховых представлений. Второй - основной этап подбора мелодий по слуху на музыкальных инструментах имеет три ступени: ориентировочно-тембровую, ритмическую и мелодическую.

2. Цель и задачи курса.

Целью курса является воспитание художественного вкуса учащихся и развитие культуры, а также практическая работа над развитием музыкальных способностей детей. Сформировать интерес к общению с оркестровой музыкой, закрепить и обобщить знания учащихся об оркестре и о роли дирижера в нем.

Задачи: Образовательные: Знать: Определение состава оркестра, роль дирижера в оркестре, что такое партитура, названия произведений звучавших на занятии.

Уметь: Различать звучание отдельных музыкальных инструментов оркестра, Читать простейшие ритмические партитуры; Участвовать в коллективной исполнительской деятельности игры на музыкальных инструментах.

Воспитательные: эмоционально-ценностное отношение к музыке; музыкальный вкус обучающихся; слушательскую и исполнительскую культуру; потребности к самостоятельному общению с музыкой; интерес к музыкальной культуре.

Развивающие: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческого, воображения, ассоциативного мышления, творческой активности.

Главная же задача - обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и, тем самым, заинтересовать их музыкой, вызвать желание музицировать самостоятельно, как на музыкальных занятиях, так и в быту. Большое значение имеет начальный этап обучения. Очень важно с первого занятия заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание научится играть, используя его естественную любознательность. Поэтому, первое занятие нужно попытаться сделать в виде маленького праздника или какого - либо открытия. Ведь многие инструменты дети уже наверняка видели, но не все знали и слышали, что на них можно играть, исполняя настоящую музыку.

Заинтересованность детей в обучении игре на музыкальных инструментах нужно постоянно поддерживать. Успешность этого обучения зависит от согласованности всех форм музыкальных занятий детей. На занятиях они получают объём знаний и навыков, накапливают репертуар, который дети охотно, с большим удовольствием и гордостью демонстрируют на праздниках и развлечениях.

В ходе достижения этих целей, решаются музыкальные и воспитательные задачи:

Коллективное музицирование

Накопление музыкально слуховых впечатлений.

Совершенствование музыкального слуха.

Овладение оркестровыми и ритмическими навыками.

Воспитание музыкально-эстетического вкуса.

Воспитание организованности, умение работать в коллективе.

Развитие слуха, внимания, памяти.

Расширение музыкального кругозора.

Развитие музыкально- творческих данных.

3. Структура курса.

Курс включает следующие разделы:

1. Музыкально-творческая установка.

2. Исследование музыкальных инструментов и приёмы игры на них.

3. Работа над ритмом.

4. Работа с элементарной оркестровой партитурой. Составление своих схем-партитур музыкального произведения.

5. Работа над ансамблем.

4. Особенности реализации программы.

Программа рассчитана на групповое, краткосрочное обучение игры в оркестре детей 8 лет, срок реализации 1 год. Общий курс занятий по музыкальному искусству во 2 классах, что составляет 34 часа в год и 1 час в неделю (8ч+8+10+8). Группы детей меняются каждую четверть, так ка это модуль. Группа учащихся составляет от 10-15 человек. Состав оркестра определяют сами учащиеся, которые записались, по желанию в разные кружки модуля и меняется по четвертям:

первая четверть-первая подгруппа учащихся из разных 2 классов

вторая четверть-вторая подгруппа учащихся 2 классов

третья четверть- третья подгруппа учащихся 2 классов

четвёртая четверть-четвёртая подгруппа.

Получается что в течении года, все учащиеся вторых классов школы попробуют поиграть в оркестре, чтобы самоопределиться что ему ближе, лучше, к душе.

Групповые занятия проводятся по школьному расписанию каждый вторник по 35 минут. Этот краткосрочный курс программы предусматривает основу исполнительской деятельности которого составляет музыкальные инструменты детского оркестра, партию фортепиано, которую исполняет учитель и фонограммы(плюсы и минусы) произведения, на аудио аппаратуре, а так же компьютере.

Автором даны примерные возрастные этапы обучения игры по слуху. Каждый педагог, в зависимости от степени способности и развития детей, может по-своему выстраивать эту систему. Я предлагаю свой алгоритм работы с произведением:

Алгоритм работы над произведением:

Слушаем музыкальное произведение.

Поём мелодию песни или муз. произведения или потешки на слух.

Играем свой вариант, с подбором муз. инструментов.

предлагаю мелодию, или звуки вместе подобрать по слуху (на звуковысотных инструментах).

Добавляем партии других инструментов.

Исполняем разные варианты, меняя партии и меняя инструменты.

Раздаю им партии, которые предлагаются в партитуре произведения, возможно и в упрощённом варианте, это зависит от подготовленности групп.

5. Планируемые результаты.

В результате изучения курса в кружке «Музыкальная мозаика», ученик должен овладеть следующими предметными результатами:

1. Овладеют приёмами игры на элементарных музыкальных инструментах.

2. Научатся играть, вместе ориентируясь на дирижёрский жест.

3. Узнают элементы музыкальной грамоты.

4. Овладеют и расширят свои навыки игры в оркестре.

5. Научатся исполнять свою сольную партию в произведении.

6. Сумеют выразительно исполнять музыкальное произведение.

7. Участие в исполнении музыкальных произведений на концерте.

8. Получат опыт индивидуальной и групповой творческой деятельности.

9. Расширят умения и навыки интонирования музыки и ее исполнения с помощью элементарного музицирования;

10.Научатсявключаться в процесс импровизаций ритмических и инструментальных.

11. Подбирать инструменты, подходящие для исполнения в музыкальном произведении по слуху.

12. Смогут определять строение простых произведений.

13.Смогут узнавать по виду и звучанию музыкальные инструменты.

14. Смогут определять на слух двухдольность, трехдольность, четырёхдольность.

15. Освоят оркестровые партии музыкальных произведений.

16.Сформируются навыки правильной концертной постановки музыкального произведения.

Учёт УУД проводится в следующих формах:

1.Фотоотчёт, видеоотчёт.

2. Концерты, участие в школьных мероприятиях.

3. Исполнение оркестровых музыкальных произведений, как части урока.

6. Структура занятий

1. Познавательная часть (знакомство с музыкальными терминами и понятиями, связанными с курсом кружка: оркестр, дирижёр, партии, партитура, жест и т.п.)

2. Подготовительная часть (исследование музыкальных инструментов. Свободное музицирование. Приёмы игры на музыкальных инструментах. Сюжетно-ролевые игры»Весёлый оркестр», «Дирижёр» и т.п. Ритмические игры, упражнения, направленные для развития чувства темпа, ритма, тембровых представлений)

3. Индивидуальная работа (разучивание отдельных тем, партий с детьми, играющими на мелодических инструментах или игра небольшими группами по 1-2-3человека).

4. Накопление репертуара (Разучивание новых произведений. Работа над ансамблем и строем. Музыкально-творческая деятельность. Исполнение выученного музыкального материала и повторение старого материала). Исполнение и повторение партий всего репертуара. Выступление на уроках, как части урока, учащимися входящими в состав группы, на концертах. Включение выступлений учащихся в план работы школы.

5. Репертуар: Л.Книппер «Полюшко-поле», В.Моцарт «Менуэт», С.Рахманинов «Итальянская полька», Р.Шуман «Смелый наездник, Р.Н.П. «Во саду ли, в огороде», П.Чайковский «Камаринская». Репертуар может меняться, дополняться на усмотрение руководителя, из-за разного состава групп учащихся.

6.Итог- контроль предусматривает выступление учащихся на мероприятиях и концертах школы, класса, части урока музыки.

7. Календарно-тематический план.

Деятельности учащихся

Практика

контроль

Вводное занятие (исследование инструментов, приёмы игры, игра-исполнение песенок-попевок).

Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

(ложки, бубны, свистульки, трещотки, металлофон)

П.Чайковский «Камаринская»

(ложки, бубны, свистульки, трещотки, металлофон, треуголник)

Л.Книппер «Полюшко-поле

(Барабаны, треугольники, бубны)

С.Рахманинов «Итальянская полька»(бубны, металлофон, маракасы, колокольчики)

Р.Шуман «Смелый наездник»

(кастаньеты, палочки, ложки, маракасы, бубен, металлофон)

В.Моцарт «Менуэт»

Повторение партий всего репертуара:

1)Л.Книппер «Полюшко-поле»,

2)В.Моцарт «Менуэт», 3)С.Рахманинов «Полька»

4)Р.Н.П. «Во саду ли, в огороде»

5) Р.Шуман «Смелый наездник

6) П.И.Чайковский «Камаринская»

Выступление на уроках, мероприятиях и концертах класса и школы. Показ опыта работы учащихся для родителей.

Примерный итог-контроль

Концерт для бабушек и дедушек, посвящённый Месячнику пожилого человека с р.н.п. «Во саду ли, в огороде».

Новогодняя ёлка

Нашим мамам.

4 состав: Весенние забавы

Видеоотчёт,

фотоотчёт

8.Планируемые результаты по ФГОС:

Предметные: Знать/ понимать правила поведения на занятии, владеть первоначальными навыками, участвовать в коллективном музицировании.

Личностные: эмоционально-нравственная отзывчивость на музыкальное произведение.

Регулятивные УУД: Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Познавательные УУД: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД: Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

9. Литература:

1.Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.
2.Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.
3.Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.
4.Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.
5.Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.
6.Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г. 7.Ветлугина Н.А. Воспитание музыкального слуха. - М., 1993

8.Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1990г. 9.Лаптев И.Г. Оркестр в классе. - М., 1994г.

10.Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.- Р-н-Д. 2002

11.Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера,2010. - 128 с.


Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» Разработчик программы «Мозаика»: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (ТОГИРРО). Рецензенты: Т.В. Волосовец – к.п.н., профессор, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования; В.И. Загвязинский –д.п.н, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ Н.Г. Милованова – д.п.н., профессор кафедры андрагогики ТОГИРРО; С.Н. Фокеева –к.п.н., доцент, заслуженный учитель РФ.


ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» разработана для детей от 2 до 7 лет: группа раннего возраста (третий год жизни);младшая группа (четвёртый год жизни);средняя группа (пятый год жизни); старшая группа (шестой год жизни); подготовительная к школе группа (седьмой год жизни).


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ «МОЗАИКА» В приложении к программе представлены: - примерное комплексно-тематическое планирование для разных возрастных групп, - список изданий ПМК«Мозаичный ПАРК»для педагогов и детей, - перечень оборудования, - глоссарий. Программа включает три основных раздела целевой содержательный организационный


Смещение акцента с подготовки к школе на социализацию ребёнка; - решение образовательных задач во время игр, познавательно- исследовательской и продуктивно- творческой деятельности детей; - гибкое проектирование предметно-развивающей среды, создание ситуации выбора; - формирование личностных качеств, необходимых для жизни в быстро меняющихся условиях; - новые механизмы взаимодействия с родителями. Реализация основных принципов ФГОС дошкольного образования:


Особенности программы «МОЗАИКА» Отсутствие жёстко регламентированных форм организации детей Обеспечение оптимального двигательного режима (свободное перемещение ребёнка) Гибкий режим, позволяющий ребёнку включаться в режимные моменты без нарушения психофизиологического комфорта


Примерный распорядок дня в соответствии с режимом пребывания детей в ДОО Режимные моменты Деятельность детей воспитателя Приём детей Утренняя разминка Завтрак Организация игровой, познавательной, продуктивной, творческой деятельности с детьми Прогулка Возвращение с прогулки Обед Подготовка ко сну


Особенности программы «МОЗАИКА» Составляющие модели образовательного процесса: совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная детская деятельность и взаимодействие с родителями Организация образовательного процесса по принципу «клуба по интересам» с обеспечением развивающего (обогащающего) психолого- педагогического сопровождения Максимальная минимизация «бумажного» планирования (высвобождение времени для непосредственного взаимодействия воспитателя с детьми и родителями) Возможность организовать инклюзивное образование детей с ОВЗ


Алгоритм последовательного планирования неделя - временной период планирования формулировка последовательных обучающих и развивающих задач, (специфических) на этот период, решение которых предполагается в совместной деятельности, во время режимных моментов, ситуациях повседневного общения с детьми подбор оптимальных форм взаимодействия и способов деятельности с детьми определение основных понятий для усвоения детьми корректировка (пополнение) предметно – развивающей среды коррекция развития (индивидуально или для всей группы)


ПРОГРАММА «МОЗАИКА» Образовательная деятельность строится в соответствии с: -комплексно-тематическим планированием по значимым событиям социальной жизни и окружающего мира; -принципом интеграции (образовательные задачи интегрируются и способствуют созданию целостного образовательного процесса). Комплексно-тематическое планирование разработано для каждой возрастной группы. Каждый месяц имеет свою интегрирующую тему. Например: сентябрь – «ХОДИТ ОСЕНЬ ПО ДОРОЖКЕ». Тема месяца определяет темы недели. Например: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛИСТЬЯ», «ТУЧКИ И ДОЖДИК» и т.д.


ПРОГРАММА «МОЗАИКА» Комплексно-тематическое планирование – конкретное, вариативное, интегрирующее. Тема недели в каждый последующий год расширяется, углубляется, обобщается. Например, тема «Я И МОЯ СЕМЬЯ»: младшая группа – «МАМА И ПАПА»; средняя группа – «БАБУШКИ И ДЕДУШКИ»; старшая группа – «ДЕТИ В СЕМЬЕ»; подготовительная к школе группа – «РОДСТВЕННИКИ».


ПРОГРАММА «МОЗАИКА» В комплексно-тематическом планировании для каждой недели (тематического модуля): 1) приведен примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности; 2) перечислены игры, книги, развивающие тетради, изданные в рамках ПМК ДО «Мозаичный ПАРК», которые решают образовательные задачи данной недели. Воспитатель самостоятельно определяет виды образовательной деятельности и издания ПМК ДО «Мозаичный ПАРК».






Создание эмоционально комфортной образовательной среды Доброжелательное уважительное отношение всех со всеми. Конструктивный диалог с родителями (квалифицированное консультирование, конкретность рекомендаций). Стремление к бесконфликтному общению (демонстрация эффективных способов разрешения конфликтов). Внимательное наблюдение за ребёнком, своевременное реагирование. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными


ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ «МОЗАИКА» «МОЗАИКА» это современная отечественная программа, которая даёт конкретный педагогический инструментарий в условиях модернизации дошкольного образования. «МОЗАИКА» создаёт образовательное пространство, которое предполагает объединение педагогов, детей и их родителей в единое содружество. «МОЗАИКА» предлагает педагогам широкий набор педагогических технологий для построения индивидуальной образовательной траектории развития ребёнка.


Развивающие эффекты: Комплексное развитие базовых психических процессов, лежащих в основе познания Развитие детской инициативы, самостоятельности, ответственности Формирование умения аргументировать свой собственный выбор Развитие индивидуальных способностей и природных задатков


Эффекты социализации: Апробация различных социальных ролей. Навыки работы в коллективе, в группе. Обогащение личного опыта: - освоение различных способов деятельности; - приобретение коммуникативных навыков. Привычность ситуации выбора. Способность ориентироваться в меняющейся предметной среде и действовать по ситуации. Возможность выбирать то, что наиболее интересно, и удовлетворять свои познавательные потребности.