Развитие инновационной деятельности в апк крыма. Инновационный потенциал АР Крым: проблемы и императивы развития Инновационная деятельность предприятий крыма

На современном этапе развития мировой экономики в связи с усилением глобализации и активизацией процессов регионализации, повышение конкурентоспособности национальных экономических систем и регионов становится приоритетной задачей экономического развития. В условиях евроинтеграции Украины актуальной является проблема формирования и реализации региональной инновационной политики, необходимость рассмотрения которой, продиктована развитием регионов как структурных единиц государства, имеющих стратегическое значение для развития страны, являясь ее экономической и социальной базой.

Стратегия инновационного развития АР Крым на период до 2015 года, предусматривает один из основных принципов - устойчивое инновационное развитие региона. В соответствии с данной стратегией, экономическая политика должна быть направлена на достижение стабильного уровня конкурентоспособности региона. Реализация данной стратегии требует создания эффективного механизма управления инновационной деятельностью, с учетом региональных инновационных приоритетов, которые не противоречат государственным и отвечают особенностям производственного, ресурсного, кадрового и научного потенциала. Следовательно, важнейшей стратегической целью инновационной деятельности является повышение конкурентоспособности экономики.

Инновационная экономика в регионе формируется под влиянием двух основных факторов: 1) создания условий для перехода на инновационный путь развития и 2) появления мотиваций у субъектов рынка для активизации инновационных процессов. Следовательно, инновационная политика региона включает такие основные цели как: формирование долгосрочных конкурентных преимуществ; развитие инновационного потенциала; стимулирование инновационных процессов; создание благоприятного инвестиционного климата. Основой разработки инновационной политики на региональном уровне является комплексное исследование имеющегося инновационного потенциала и результатов его реализации. Под региональным инновационным потенциалом следует понимать совокупность научно-технических, материально-финансовых, кадровых, институциональных и иных ресурсов региона, используемых для инновационной деятельности. Уровень развития инновационного потенциала отражает эффективность инновационной деятельности, при этом анализ показателей необходим для формирования действенной инновационной стратегии региона.

Важнейшим показателем восприимчивости экономики к новым достижениям является инновационная активность предприятий. В соответствии со статистическими данными за 2009г. в АР Крым одно из одиннадцати промышленных предприятий было инновационно активно, тогда как в Европейских странах – каждое второе предприятие. По уровню инновационной активности АР Крым занимает 21 место среди регионов Украины. Инновационной деятельностью в 2010 году занималось 37 промышленных предприятий или 11,1% общего количества исследуемых (в 2009г. – 9,2%). Инновационную продукцию в 2010 году реализовали 18 промышленных предприятий. Объем реализованной продукции составил 163,0 млн.грн или 1,1% общего объема промышленной продукции (в 2009г. – 174,5 млн. грн и 1,4% соответственно). Согласно статистическим данным, начиная с 2006 года, начинается значительное падение объема реализации инновационной продукции, в связи с сокращением выпуска инновационной продукции, обусловленное наличием ряда факторов, сдерживающих развитие инновационных процессов в регионе.

Анализ динамики и структуры удельного веса предприятий и их отраслевой принадлежности в инновационной деятельности, позволяет определить приоритетные для государственной поддержки виды экономической деятельности предприятий, формирующие ядро инновационного развития региона. В структуре отраслей инновационно активных предприятий более 80% занимает перерабатывающая промышленность, где практически в равных долях (с небольшим преимуществом в разные годы) преобладают предприятия машиностроения (ремонт и монтаж машин и оборудования) и пищевой промышленности (основной являются предприятия виноделия). Анализ статистических наблюдений в сфере инвестиций, аналогично показывает, что промышленность является одной из наиболее инвестируемых отраслей экономики АР Крым. Несмотря на то, что ежегодно на развитие промышленности автономии направляется от 20 до 30% всех капитальных вложений, – на инновации используются только 2-3%. Вместе с тем, износ основных фондов приблизился к 60%, а уровень их обновления колеблется в пределах 4%.

В современных условиях процесс развития инновационной деятельности значительно зависит от объема финансирования, в свою очередь, дефицит собственных и привлеченных средств у субъектов инновационной деятельности и неприемлемые условия предоставления кредитов, сдерживают данный процесс. Анализ структуры объема финансирования инновационной деятельности, позволяет констатировать, резкое сокращение финансирования в 2009г. по всем видам источников, средства из госбюджета отсутствовали полностью, а в 2010г. увеличение на 13%, и полное отсутствие финансирования со стороны иностранных инвесторов. Данные тенденции крайне негативно влияют на развитие инновационной деятельности региона, так как недостаточность финансирования приводит к распылению имеющихся средств и их нерациональному использованию.

Одной из важнейших составляющих инновационного потенциала является кадровое обеспечение научной и научно-технической деятельности. В АР Крым наблюдается относительно невысокий кадровый потенциал и нестабильная динамика измения показателей научно-технических кадров, данная ситуация требует создания со стороны государства благоприятных экономических и организационных условий, для привлечения большого количества невостребованного научного потенциала.

В результате проведенного статистического анализа следует, что негативных тенденций в инновационном развитии региона значительно больше, чем позитивных, что говорит о низкой эффективности государственной инновационной политики в регионе. Механизм реализации государственной инновационной политики должен быть, прежде всего, направлен на эффективную организацию системы государственной поддержки научной и научно-исследовательской деятельности, обеспечивающей оперативное и постоянное продвижение научно-технических разработок во всех направлениях и сферах деятельности региона; содействовать поиску разнообразных форм и источников финансирования и непрямого стимулирования исследований; максимально стимулировать и оказывать поддержку инновационному предпринимательству различных форм собственности, а также содействовать эффективному взаимодействию отечественных и иностранных инвесторов, заинтересованных работать в экономике регионе. Чрезвычайно важным является формирование эффективной инновационно-инвестиционной стратегии региона заключающейся в выявлении наиболее эффективных источников финансирования инновационной деятельности. Для стимулирования инновационной активности предприятий, необходимо создание льготного налогообложения, благоприятных условий для внедрения инвестиционных проектов, подразумевающих минимизацию рисков и способствующих повышению личной заинтересованности предприятия. Инвестирование в развитие региональной инновационной инфраструктуры, обеспечивающее научно-техническое развитие региона и реализацию инновационной деятельности. Создание благоприятного инвестиционного климата, повышающего инновационную привлекательность региона для иностранных инвесторов.

Литература

1. Инновационная деятельность промышленных предприятий / Экономический доклад // ГУ статистики в АР Крым. - Отдел статистики науки, инноваций и обследовании предприятий сферы услуг. – Симферополь. – 2010.

2.Наукова діяльність в Автономній Республіці Крим /(статистичний збірник). – Сімферополь: Головне управління статистики в Автономній Республіці Крим, 2011.- 266с.

«НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ (на материалах промышленных предприятий Крыма) Абибуллаев М.С. ...»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ПРЕДПРИЯТИЙ

(на материалах промышленных предприятий Крыма)

Абибуллаев М.С.

Таврический национальный университет им. В И. Вернадского

В настоящее время все большее количество предприятий осознают

огромную роль инноваций в успешной организации своей деятельности,

завоевания новых рынков, усилении конкурентных преимуществ. Предприятия

стараются в силу своих возможностей обновлять основные фонды, внедряя новые технологии в производство, выпускать новые виды продукции, обновлять перечень предоставляемых услуг, повышая их качество. Государственные органы управления Украины также осознают важность инновационной деятельности как фактора ускорения экономического роста в Украине. Эта проблема находится в сфере внимания как органов законодательной власти (принят Закон Украины «Об инновационной деятельности» ), так и исполнительной власти, которая разрабатывает стратегии инновационного развития всей страны и отдельных ее регионов. Проблемы инновационного развития отдельных предприятий и экономики в целом актуальны и для стран с развитой экономической системой. Это подтверждается огромным количеством научных трудов, посвященных указанным проблемам, а также наличие в этих странах специализированных научно-практических журналов.



Как отечественные, так и зарубежные ученые уделяют значительное внимание проблемам влияния инновационных структур (технопарков) на развитие экономики и инновационно-инвестиционной политике регионов , активизации инновационной деятельности в отдельных отраслях и предприятиях , а также заняты разработкой научных основ анализа инновационной деятельности и оценки ее эффективности. Во некоторых научных работах изучаются различные подходы к управлению инновационным развитием субъектов хозяйственной деятельности .

Экономистами предлагаются различные модели, характеризующие поведение инновационных фирм на различных рынках .

Отдельное внимание в исследованиях уделяется проблемам изучения инновационной деятельности с точки зрения различных экономических теорий:

классической, неоклассической, эволюционной .

Необходимо отметить, что в исследованиях инновационной деятельности уделяется незначительное внимание оценке инновационного развития отдельных предприятий или их группы по одному виду экономической деятельности, а именно как деятельность предприятия, связанная с созданием или внедрением чего-либо нового повлияло на его положение на рынке. По данным официальной статистики можно лишь заключить – сколько было потрачено денежных средств на инновационную деятельность, сколько было произведено и реализовано инновационной продукции и др. Но эти показатели не представляют возможность сделать законченный вывод о месте предприятия на рынке выпускаемой продукции или отдельного вида экономической деятельности в контексте инновационного развития.

До сих пор остается не разработанным механизм оценки инновационного развития предприятий, использование которого могло бы дать четкую картину об инновационной деятельности предприятий в региональном разрезе или по конкретному виду экономической деятельности. Результаты такой оценки необходимы, на наш взгляд, прежде всего предприятиям для разработки адекватных стратегий своего развития, а также органам регионального управления для разработки политики в сфере инновационной деятельности.

Обзор теоретических основ изучения инновационной деятельности , позволяет сделать вывод, что инновационное развитие предприятий наиболее корректно рассматривать с точки зрения эволюционной теории, ведь эволюция является одной из форм развития.

Сторонники данной экономической теории говорят об эволюции деятельности предприятий, как об эволюции биологических систем, т.е. под предприятием понимается некоторая «живая» система. Предприятия в процессе взаимодействия на рынке вырабатывают некий «генофонд» (опыт и навыки поведения), который помогает «выживать» им на рынке и в будущем.

Основным фактором выживания предприятий на рынке по мнению основоположника эволюционной экономической теории Й. Шумпетера является инновационная активность предпринимателей .

Интересным с позиций эволюционной теории является то, что экономические субъекты изменяются во времени, в отличии от базовых неоклассических концепций, утверждающих, что субъекты остаются неизменными в рамках описываемых процессов. Так, например, при увеличении объемов продаж неоклассическое предприятие не изменяется качественно, а изменяет только свои количественные характеристики. Согласно эволюционной теории процесс увеличения объема производства сопровождается и осуществляется благодаря накоплению опыта – производственного и коммерческого.

Таким образом, при исследовании инновационного развития предприятий необходимо учитывать подходы различных экономических теорий. На наш взгляд, эволюционный подход интересен тем, что он пытается объяснить качественную природу инновационного развития предприятий.

Изучение инновационной деятельности предполагает наличие соответствующей методики. В этой связи представляет интерес методика оценки уровней инновационного развития. Такая оценка может быть полезной при обосновании изменений на определенных рынках, циклов спадов и подъемов в экономике, роли инновационной деятельности в отраслевом или региональных разрезах и т.п. Нами предлагается методика, которая может позволить оценить (при наличии соответствующих исходных данных) уровни инновационного развития отдельных предприятий . В результате использования данной методики можно оценить инновационное развитие предприятий на рынках определенного товара, место предприятия среди конкурентов, что может позволить разрабатывать адекватные инновационные стратегии.

При расчете индекса инновационного развития используются следующие показатели: показатели расходов на инновационную деятельность (Iин.расх.), инновационного продукта (Iин.прод.), собственных средств финансирования инновационной деятельности (Iсобст ср-ва.), новой техники и технологии (Iнов. тех.) и уровня образования персонала (Iобр. перс).

Использование простой средней для нахождения индекса инновационного развития, на наш взгляд, не будет адекватно отображать действительную ситуацию по отношению к инновационному развитию. Скорей всего, необходимо использовать формулу средней взвешенной, придав отдельным показателям определенные веса. Для определения степени значимости показателей, используемых при оценке инновационного развития, необходимо использовать метод экспертных оценок. В качестве экспертов могут выступить наиболее активные в инновационном плане предприятия, осуществляющие деятельность либо на определенном рынке, либо в масштабах отдельного региона. Для нахождения значимости указанных показателей в 2004 г. нами совместно с Главным управлением статистики АРК проведено обследование промышленных предприятий Крыма, результатом которого явилось определение весов для каждой группы показателей, входящих в оценку инновационного развития.

Таким образом, индекс инновационного развития предприятий будет выглядеть следующим образом:

n1` I ин. расх. + n2 I ин.прод. + n3 I собст.ср в + n4 I нов.тех + n5 I обр.перс I и. р. =, n1 + n 2 + n3 + n 4 + n5 где ni – соответствующие веса для каждого показателя индекса инновационного развития, найденные экспертным путем.

Промышленным предприятиям Крыма, занимающихся инновационной деятельностью, были разосланы специальные анкеты для определения значимости показателей для расчета обобщающего индекса инновационного развития. В данной анкете руководителям или ответственным за инновационное направление деятельности предприятий предлагалось по пятибалльной шкале оценить значимость факторов инновационной деятельности и мотивов, побуждающих проводить инновационную деятельность.

Руководство промышленных предприятий АРК высоко оценило наличие собственных средств для проведения инновационной деятельности как фактора, влияющего на инновационную активность предприятия (средняя оценка 4,46 балла). Также высоко оценены такие факторы как наличие квалифицированного персонала и собственной стратегии по завоеванию рынка (средняя оценка 4,46 и 4,62 балла соответственно). На уровне 3,5 баллов были оценены такие факторы как возможность привлечения государственных ресурсов, кредитов и других инвестиций для инновационной деятельности. Достаточно низко предприятия оценили такой фактор как наличие научно-исследовательской базы.

Среди мотивов, побуждающих предприятия проводить инновационную деятельность руководство предприятий достаточно высоко оценило техникотехнологическую группу. Так, на уровне 4,5 баллов оценены мотивы, связанные с повышением гибкости производства, снижением расхода сырья и материалов, снижением потребления энергии. Высоко руководство оценило мотивы, связанные с персоналом предприятий: недостаточное количество квалифицированного персонала как мотив был оценен в 4,1 балла, а уменьшение расходов по заработной плате в 3,85 балла. Тем не менее, предприятия стремятся не связывать себя с профессиональными умениями и навыками персонала: уменьшение зависимости от профессиональных знаний работников благодаря накоплению в компьютерных базах данных «ноу-хау»

оценено как мотив в 3,38 балла.

Менее 3,5 баллов руководители предприятий оценили такие мотивы как уменьшение напряженности труда, улучшение мер по охране труда, меры по охране окружающей среды.

Результаты расчета индекса инновационного развития промышленных предприятий по статистическим данным 2003 г. выявили интересную картину.

С одной стороны, абсолютные показатели инновационной деятельности промышленных предприятий АРК имеют сильные различия: отдельные предприятия имели большие по сравнению с другими предприятиями отрасли инновационные расходы, некоторые предприятия использовали совершенно различные источники финансирования, совершенно различной за исследуемый период была структура инновационных затрат. Также резко отличались объемы реализованной инновационной продукции.

С другой стороны, индекс инновационного развития промышленных предприятий по основным видам экономической деятельности по проведенным расчетам находится в окрестности значения 0,2. Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровни инновационного развития различных отраслей промышленности за 2003 г. являются практически одинаковыми. При этом необходимо отметить, что уровни инновационного развития промышленных предприятий АРК являются достаточно низкими.

Для подтверждения этого, нами были подобраны показатели, участвующие в расчете индекса инновационного развития, соответствующие максимально возможной инновационной активности в промышленности. Для такого предприятия мы получили индекс инновационного развития равный 0,34.

Таким образом, индексы инновационного развития промышленных предприятий АРК более чем в 1,5 раза меньше потенциально возможных.

Рассчитанные индексы инновационного развития позволяют сделать один очень важный вывод. Если по указанной методике рассчитывать индексы инновационного развития для промышленных предприятий внутри определенного вида экономической деятельности, то можно проводить сравнение между инновационным развитием отдельных предприятий. Такое сравнение может дать возможность разрабатывать соответствующие инновационные стратегии. Кроме того, необходимо иметь в виду теоретические предпосылки о том, что инновационное развитие дает потенциальные преимущества в конкурентной борьбе между предприятиями. Причем эти преимущества являются наиболее значимыми для скорейшего завоевания рынка.

Проведенный расчет индексов инновационного развития для различных видов экономической деятельности в промышленности показал, что если бы это были предприятия одной отрасли, то они обладали бы примерно одинаковыми возможностями в сфере инновационной деятельности. К сожалению, нам не удалось получить соответствующую информацию о деятельности предприятий одной отрасли и рассчитать соответствующие индексы. Однако, это возможно сделать региональным органам управления экономикой (Министерство экономики, Главное управление статистики в АРК и др.). Но, даже полученная информация позволяет сделать вывод о том, что руководителям предприятий, органам государственного и регионального управления предстоит значительная работа по активизации инновационного развития промышленных предприятий.

Отдельно хотелось бы остановится на возможностях использования результатов оценки инновационного развития руководителями предприятий.

Индекс инновационного развития, даже если он рассчитан в целом для одной отрасли, может служить отправной информационной точкой для ускорения инновационного развития. Каждое предприятие может самостоятельно рассчитать индекс инновационного развития и сравнить свой индекс инновационного развития с индексом в целом по отрасли. Это даст возможность руководителю предприятия: во-первых, определить свое место среди предприятий отрасли в контексте инновационного развития, а значит оценить свои конкурентные преимущества, и во-вторых, разработать соответствующую стратегию дальнейшего завоевания рынка. Кроме этого, руководитель предприятия, по результатам расчета индекса инновационного развития, может детально изучить его структуру, и выявить какие показатели занижают его значение, а какие повышают. Другими словами, руководитель предприятия может выявить слабые места, тормозящие инновационное развитие его предприятия.

Рассчитав индекс инновационного развития по периодам, можно наблюдать его изменения, а также изменения структурных элементов индекса в динамике, и вносить соответствующие коррективы в стратегию деятельности предприятия.

Таким образом, можно сформулировать следующие основные выводы. В теории изучения инновационного развития предприятий необходимо определить направления использования положений классической, неоклассической экономических теорий и положений теории эволюционной экономики, а также определить возможность их совместного использования. В масштабах регионов или отдельных видов экономической деятельности требуется оценить уровни инновационного развития, что поможет разрабатывать предприятиям адекватные инновационные стратегии, а руководству регионов корректировать экономическую политику.

Список литературы

1. Закон України «Про інноваційну діяльність», № 40-IV від 04.07.2002 р.

2. Абибуллаев М.С. Теоретико-методические основы оценки инновационного развития предприятий // Стратегія економічного розвитку України, 2004. - №15. – С. 80-87.

3. Винарчик П. Спасение идей: Й. Шумпетер и ключевые проблемы противоборствующих экономических теорий // Вопросы экономики, 2003. С. 15-27.

4. Данько М. Проблеми прогнозування інноваційно-технологічного розвитку економіки // Економіка України, 2000. №5.- С.35-40.

5. Ілляшенко С.М. Управління інноваційним розвитком суб’єктів господарської діяльності у нестабільному ринковому середовище: Дис. докт.

екон. наук: 08.06.03. – Суми, 2000. – 412 с.

6. Кабалина В., Кларк С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях // Вопросы экономики. - №7, 2001. - С.19-33.

7. Маевский В. Эволюционная теория и технологический прогресс // Вопросы экономики, 2001. - № 11. – С. 5- 16

8. Патон Б. Інноваційний шлях розвитку економіки України // Вісн.

НАН України, 2001. - №2.- С.11-16.

9. Поляков С.Г., Степнов И.М. Модель инновационного развития предприятия // Инновации, 2003. - № 2-3(59-60). – С. 36-38.

10. Семиноженко В. Технологические парки Украины: первый опыт формирования инновационной экономики // Экономика Украины, 2004. - №1. – С. 16-21.

11. Metcalfe, J. Stanley - Evolutionary economics and creative destruction/ J. Stanley Metcalfe.- London: Routledge, 1998 (The Graz Schumpeter Lectures).XII, 153 p, il.

12. Nelson R., Winter S. An Evolutionary Theory of Economic Change. – Harvard University Press, 1984.

13. Schumpeter J.A. Thorie de l"Evolution Economique, Recherches sur le Profit, le Crdit, l"Intrt et le Cycle de la Conjoncture. – Librairie Dalloz. – Paris, 1935.

Abibullayev M. Some Aspects of Innovational Development of the Enterprises.

The summary: in article the theoretical bases of study innovational development of the enterprises, technique of an estimation innovational development are opened. On materials innovational activity of the industrial enterprises analysis is spent, and also the results of interrogation of the chiefs of the enterprises under their attitude to innovational development are submitted.

Key words: innovation, innovational development, industrial enterprise.

Похожие работы:

«УДК 338.45 В.А. Васяйчева* УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В статье рассматривается вопрос управления предприятиями топливной промышленности в условиях динамично развивающейся конкурентной среды. Выделяются основные направления для повышения их конкурентоспособности на основе внедрения новых информационных технологий. Ключевые слова: конкурентоспособность предприятий, топливная промышленность, инновационная активность, новые информационные технологии. В...»

«Проблемы экономики. 2014. № 4 (62). c.22-27 ИНТЕГРАЦИЯ МОДУЛЕЙ ЛОГИСТИКИ И ФИНАНСОВ ПРИ ВНЕДРЕНИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ SAP ERP к.т.н., доц. Степанов Дмитрий Юрьевич [email protected], [email protected] Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА) Аннотация: рассматриваются типовые бизнес-процессы логистики и финансов на примере системы SAP ERP. Предлагается архитектура интеграции модулей для рассмотренных...»

«УДК 338.45 Надобников Е.В. Принципы формирования и последовательность оценки конкурентного технологического потенциала предприятия Одной из основных тенденций развития современной экономики является ее переход от индустриального к информационному типу. Поэтому в настоящее время наблюдается глобальный процесс интеллектуализации производственных процессов в мире, выражающийся в конкурентной борьбе за интеллектуальные ресурсы, информацию и знания. Современное положение России на мировых товарных...»

«Образ российского бизнеса на международной арене Образ российского бизнеса на международной арене Информационно-аналитический обзор №423 17 август 2010 Образ российского бизнеса на международной арене Имиджевые риски В условиях современного мирового финансового и экономического кризиса особенно важен образ российского производителя как внутри страны, так и за рубежом. На настоящий момент имидж российского бизнеса в большинстве стран западного полушария преимущественно отрицательный. Причиной...»

«УДК 658:368 ББК 65.291 У 50 Л.К. Улыбина Кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар. E-mail: [email protected]. О.А. Окорокова Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар. E-mail: [email protected]. Эволюционирование системы оценки платежеспособности страховой организации (Рецензирована) Аннотация. В статье раскрыто понятие...»

«-1Годовой отчет ГНЦ РФ ОАО НПО «ЦНИИТМАШ» за 2009 отчетный год Москва 2010г Годовой отчет ОАО НПО «ЦНИИТМАШ» за 2009 отчетный год -2СОДЕРЖАНИЕ 1. Преамбула..3 2. Обращение председателя совета директоров ГНЦ РФ ОАО НПО «ЦНИИТМАШ».4 2. Обращение генерального директора ГНЦ РФ ОАО НПО «ЦНИИТМАШ».7 3. Общие сведения.8 4. Основная деятельность.11 5. Корпоративное управление.25 6. Ответственность перед обществом.32 7. Безопасность и экология.33 8. Глоссарий..33 Годовой отчет ОАО НПО «ЦНИИТМАШ» за 2009...»

«Оглавление Введение Глава 1 Теоретические основы финансирования инвестиционной деятельности 1.1 Сущность и формы инвестиционной деятельности организации. 5 1.2 Формирование инвестиционной стратегии предприятия 1.3 Факторы развития инвестиционной деятельности российских предприятий Глава 2 Анализ источников инвестиционной деятельности ООО «Автовояж» 2.1 Экономико-организационная характеристика ООО «Автовояж». 40 2.2 Анализ финансового состояния организации 2.3 Анализ источников финансирования...»

«Латвийский университет: мы готовы создавать новые ценности Профессор Марцис Аузиньш, ректор Латвийского университета Уже не в первый раз мир, а вместе с ним – и Латвия находятся на серьезном распутье, когда необходимо сделать решающий выбор, ясно сказав, по какому пути мы пойдем в будущем. В контексте глобальных перемен все большую актуальность приобретает не только вопрос благополучия отдельных индивидов и стран, но и устойчивого и сбалансированного развития, основанного на современных идеях и...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Хаирова Э.А.
Культура народов Причерноморья. - 2012. - №219. - С.98-100.

Постановка проблемы. Мировая экономика XXI века характеризуется термином «глобальная экономика знаний», или «инновационная экономика», главными факторами формирования и развития которой, становятся знания и человеческий капитал.

В современных экономических условиях, характеризующихся усилением глобализации и активизацией процессов регионализации, повышение конкурентоспособности национальных экономических систем и регионов становится приоритетной задачей экономического развития и определяется эффективностью научно-технической и инновационной деятельности. В условиях перехода экономики Украины на инновационный путь развития, актуализируется проблема формирования и реализации региональной инновационной политики.

В отечественной экономической литературе проблемам формирования национальной и региональной инновационных систем посвящены труды таких ученых как: З.О. Адаманова, Л.Л. Антонюк, Н.В. Апатова, В.С. Савчук, Н.Я. Петраков, СВ. Кортов, Н.Бекетова, В. Подколзина, А. Шабарова, Л. Шаховской.

Целью статьи является рассмотрение основных аспектов развития инновационной деятельности в АР Крым, разработке мероприятий по совершенствованию системы управления инновационной деятельности в АР Крым.

Результаты исследования. Мировой опыт свидетельствует, промышленно развитые страны совершили свой прорыв на мировой рынок, прежде всего через развитие инновационной деятельности и мобилизацию интеллектуальных ресурсов. В условиях глобальной экономической конкуренции главенствующие позиции занимают государства, обеспечивающие наиболее благоприятные условия для инновационной деятельности и применяющие наиболее эффективные методы управления инновационными процессами. Успешность инновационной деятельности определяется, прежде всего, эффективностью реализации государственной инновационной политики.

Формирование инновационной модели развития региона происходит под действием общемировых и национальных тенденций, с учетом региональных инновационных приоритетов, не противоречащих государственным и соответствующих особенностям производственного, ресурсного, кадрового и научного потенциала. В этой связи, инновационную систему региона можно рассматривать как подсистемы инновационного сектора страны и социально- экономической сферы региона. Следовательно, создание инновационной системы предполагает формирование комплекса научных, техническо-технологических, социально-экономических, правовых условий для устойчивого развития экономики, повышения жизненного уровня населения на основе трансформаций экономики региона и создания конкурентоспособной продукции. Исходя из этого, основными целями инновационной политики региона являются:

Перманентное наращивание конкурентных преимуществ,
- активизация инновационных процессов,
- повышение уровня развития инновационного потенциала,
- создание благоприятного инвестиционного климата,
- повышение инновационной активности.

Развитие региона на основе инноваций является важнейшим фактором его конкурентоспособности. В общем виде, инновационный процесс можно представить как механизм повышения инновационной активности, включающий в себя наличие действенной региональной инновационной системы, для реализации имеющегося инновационного потенциала в сложившихся условиях, с целью создания востребованных инновационных продуктов, их дальнейшей успешной коммерциализации и как следствие повышение конкурентоспособности региона.

Разработка стратегии региональной инновационной политики, должна, прежде всего, соответствовать приоритетам социально-экономического развития региона в целом. Основными направления стратегии социально-экономического развития АР Крым на 2011-2020 гг. являются :

1) реформирование санаторно-курортного и туристического сектора, в частности всесторонняя реализация потенциала санаторно-курортного лечения и туризма за счет внедрения инновационных технологий в рекреационную деятельность;
2) формирование агросектора ХХI века, предполагающего развитие высококачественного сельскохозяйственного производства на базе современных наукоемких и экологически чистых технологиях;
3)модернизация отраслевой структуры промышленности, предполагающая создание конкурентоспособной промышленности на основании использования передовых достижений науки и техники в производственной деятельности;
4) развитие транспортного потенциала, включающего повышение уровня, качества и диверсификации транспортных коммуникаций;
5) создание условий для повышения уровня жизни населения.

Инновационное развитие экономики АР Крым, с учетом основных направлений социально-экономического развития, предполагает :

Усиление инновационной ориентации экономики, увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции, курортно-реакционных услуг и развития социальной сферы;
- экологизацию производства, сбалансированное использование и восстановление рекреационных и других природных ресурсов;
- ускорение развития приоритетных отраслей экономики, обеспечивающих население и рекреационно-туристический комплекс высококачественными продуктами питания, товарами и услугами, расширение их экспортных возможностей.

Основой разработки инновационной политики на региональном уровне является комплексное исследование имеющегося инновационного потенциала, его динамику, результатов реализации. Уровень развития инновационного потенциала отражает эффективность инновационной деятельности, определяет приоритетные направления развития экономики региона (табл. 1).

Таблица 1.

Показатели инновационной деятельности АР Крым в период 2005-2010гг..

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Количество инновационно активных предприятий, ед. 33 24 33 40 31 37
Объем реализованной инновационной продукции, млн. грн. 932,2 557,9 624 280,1 174,5 163
Объем затрат на инновационную деятельность, млн.грн 93,6 90,2 185 225,6 129,8 146,7
Объем затрат на исследования и разработки в промышленности, млн. грн 1,5 2,8 9,4 12,3 21,2 12,7
Удельный вес реализованной инновационной продукции в объеме промышленной,% 14,5 7,9 6,5 2,3 1,4 1,1
Доля промышленных предприятий, внедряющих инновации, % 6,6 6,1 8,7 9,9 6,8 6,9
Количество выполненных научно-технических работ, ед. 2996 3053 1545 1304 1019 1005
Удельный вес инновационно активных предприятий АР Крым в общем объеме предприятий Украины, % 11,9 11,2 14,2 13,0 12,8 13,8

Характеризуя развитие инновационной деятельности в АР Крым, следует отметить, что до начала кризисных явлений 2008 г. наблюдается позитивная тенденция инновационного развития, но по результативности, в сравнении с лидирующими регионами Украины, Крым значительно отстает. За последние годы, экономика региона продолжает медленно наращивать утраченные показатели инновационного развития, однако принимая во внимание то, что износ основных фондов в АР Крым с каждым годом увеличивается и продолжает использоваться устаревшая материально-техническая база, сокращая при этом результативность производства, необходимо безотлагательно активизировать процесс инновационной деятельности, посредствам реализации действенной государственной инновационной политики.

Важнейшим показателем инновационности экономики является инновационная активность предприятий, среди факторов, сдерживающих инновационные процессы на предприятиях, выделяют такие как :

Недостаточность собственных денежных средств (44,5%),
- высокая денежная стоимость инновационных затрат (34,8%),
- наличие более конкурентоспособных организаций (20,3%),
- недостаточность государственного финансирования (19,4%),
- недостаточность внешнего финансирования (16,3%) и другие (табл.2).

Таблица 2.

Распределение факторов, сдерживающих инновационные процессы в АР Крым .

Фактор Число случаев в % от общего их количества, когда предприятие указало на предлагаемый фактор
Недостаточность средств в пределах организации или группы 44, 5
Инновационные затраты слишком высокие 34,8
На рынке преобладают хорошо оснащенные организации 20,3
Недостаточное государственное финансирование 19,4
Недостаточное финансирование с источников за пределами организации 16,3
Трудно найти партнеров по сотрудничеству 16,3
Нет надобности, так как нет спроса на инновации 8,8
Недостаточно квалификационного персонала 7,5
Отсутствует точная информация о спросе на инновационные товары (услуги) 6,6
Недостаточно информации о рынках 5,3
Недостаточно информации о технологиях 4
Нет надобности, так как недавно были внедрены инновации 1,8

Следовательно, для предприятий автономии, наиболее значимым сдерживающим фактором инновационного процесса является нехватка финансирования, причем всех источников: собственных, государственных и иных привлеченных средств.

АР Крым обладает значительным научно-техническим и инновационным потенциалом для развития инновационной деятельности, однако, вследствие накопившихся нерешенных проблем, в частности увеличения разрыва между наукой и производством; затянувшаяся трансформация административно-командного управления экономикой в рыночную систему хозяйствования; отсутствие льгот и преференций, а также благоприятных условий для финансирования инновационной деятельности; отсутствие последовательного и системного характера проведения инновационного менеджмента в регионе, инновационное развитие региона становится крайне затруднительным.

С учетом региональных инновационных приоритетов, анализа развития инновационной деятельности АР Крым и рассмотрением существующих проблем развития инновационной деятельности в регионе, для интенсификации и эффективности инновационной деятельности необходимо проведение следующих мероприятий:

Формирование региональной системы управления инновационной деятельностью;
- формирование эффективной инновационно-инвестиционной стратегии для развития рекреационно-туристического комплекса – как базовой отрасли экономики региона;
- формирование кластеров «инновационной активности» - как эффективного инструмента активизации инновационной деятельности.

В сложившихся экономических условиях развития АР Крым, одним из основных стратегических приоритетов, является формирование региональной инновационной системы, обладающей развитой инфраструктурой и эффективным механизмом регулирования. Эффективное управление инновационным процессом необходимо для реализации следующих мероприятий:

Координации научных исследований,
- стимулировании инновационной активности,
- усовершенствовании законодательной базы,
- целевом финансировании,
- регулировании международного сотрудничества и пр.

Совершенствование системы управления инновационной деятельностью должно быть основано на создании систем соответствующих органов управления инновационными процессами в АР Крым. Основными элементами которого, по нашему мнению, могут быть:

Региональный инновационный фонд – ведущий орган по интенсификации инновационной деятельности региона;
- региональный венчурный фонд, осуществляющий поддержку инновационного бизнеса;
- региональный центр инновационного развития;
- центр инжиниринга и трансферта технологий;
- совет научно-технической деятельности;
- центр технологических исследований;
- фонд поддержки малого и среднего бизнеса;
- центр маркетингово-аналитических исследований и экспертизы;
- агентства по привлечению инвестиций.

Главным моментом в формировании региональной системы управления инновационной деятельностью является определение основополагающей роли государства в осуществлении финансовой поддержки и внедрении организационных и нормативно-правовых мероприятий.

С учетом специфики нашего полуострова, разработанная правительством программа социально-экономического развития Крым на 2011-2020 гг., определяет одним из важнейших стратегических приоритетов - эффективное функционирование рекреационно-туристического комплекса и формирование его на инновационной основе как основной отрасли экономики республики. Важным в данном направлении является формирование эффективной инновационно-инвестиционной стратегии региона, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата, повышающего инновационную привлекательность региона для иностранных инвесторов, реформирование налогового законодательства для активизации инвестиционной деятельности, актуализация инвестирования в кадровый потенциал, для повышения интеллектуального потенциала региона.

Инновационным направлением развития туристической отрасли в Крыму должно стать создание курортополисов в прибрежных городах. Организация курортополисов, предусматривает создание свободных экономических зон, и способствует развитию инфраструктуры городов, активизации инвестиционной деятельности, а, следовательно, улучшению инвестиционного климата. В связи с этим целесообразно предоставить Южном берегу Крыма (ЮБК) статус туристическо-рекреационной зоны, свободной от налогов и имеющей различные виды льготного налогообложения, способствующей появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии гостеприимства, отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

Обязательным условием развития региональной инновационной модели АРК является использовании кластерной стратегии. Характерная для инновационного кластера коммуникационная сеть создаст благоприятные условия для диффузии новых технологий и основывается с учетом комбинации внутренних возможностей и внешних стимулов участников для активизации инновационной деятельности. Осуществление структурных преобразований региона на основе развития кластеров заключается в формировании инновационных кластеров как целостной системы создания новых продуктов и технологий, взаимосвязанных между собой и сконцентрированных в определенном экономическом пространстве. Целесообразным является создание следующих кластеров «инновационной активности»:

Промышленных парков (Бахчисарай, Джанкой, Красноперекопск),
- агропромышленных комплексов (Красногвардейское, Джанкой),
- наукоемких кластеров (Симферополь, Севастополь).

Выводы. В результате проведенного исследования выявили основные аспекты развития инновационной деятельности в АР Крым, определили приоритетные мероприятия для активизации инновационного процесса в регионе, в частности касающиеся усовершенствования системы инновационного менеджмента в регионе, создания эффективной инновационно-инвестиционной стратегии, формирования инновационных структур в туристической отрасли, развития экономики региона на основе кластерной стратегии. Проведение данных мероприятий направлено на активизацию инновационного развития региона, повышение его конкурентоспособности, улучшению социально-экономического положения и обеспечения устойчивого развития.

Источники и литература

1. Крым в условиях глобализации мировой экономики: монография / под ред. проф. А.М. Клейменова. – Симферополь: КРП «Изд-во «Крымучпедгиз», 2008. – 196 с.
2. Наукова діяльність в Автономній Республіці Крим: стат. зб. – Сімферополь: Голов. упр. статистики в АРК, 2011. – 266 с.
3. Организация территориальных инновационных структур (полисов): [Электронный ресурс] // Труды Крымской Академии Наук. – Режим доступа: http://www.crimea.edu
4. Резник В.Г. Внедрение инновационных технологий – путь повышения конкурентоспособности малых предприятий Крыма / В.Г. Резник // Наука и бизнес. Проблемы развития малого инновационного предпринимательства: материалы науч.-практ. конф. – Симферополь: Минэконом АРК, 2008. – 131 с.
5. Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minek-crimea.gov.ua
6. Тухбатуллина А.Б. Региональная инновационная система как основа формирования кластеров в регионе / А.Б. Тухбатуллина // Социально-экономические явления и процессы. – 2008. - №4(012). - С.79-82.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Севастопольский национальный технический университет

Аспекты развития инновационной деятельности в АР Крым

Крикунова А.А., студент;

Аблаев Р.Р., ассистент

Постановка проблемы. Мировая экономика XXI века характеризуется термином "глобальная экономика знаний", или "инновационная экономика", главными факторами формирования и развития которой, становятся знания и человеческий капитал.

В современных экономических условиях, характеризующихся усилением глобализации и активизацией процессов регионализации, повышение конкурентоспособности национальных экономических систем и регионов становится приоритетной задачей экономического развития и определяется эффективностью научно-технической и инновационной деятельности. В условиях перехода экономики Украины на инновационный путь развития, актуализируется проблема формирования и реализации региональной инновационной политики.

В отечественной экономической литературе проблемам формирования национальной и региональной инновационных систем посвящены труды таких ученых как: З.О. Адаманова, Л.Л. Антонюк, Н.В. Апатова, В.С. Савчук, Н.Я. Петраков, СВ. Кортов, Н. Бекетова, В. Подколзина, А. Шабарова, Л. Шаховской.

Целью статьи является рассмотрение основных аспектов развития инновационной деятельности в АР Крым, разработке мероприятий по совершенствованию системы управления инновационной деятельности в АР Крым.

Результаты исследования. Мировой опыт свидетельствует, промышленно развитые страны совершили свой прорыв на мировой рынок, прежде всего через развитие инновационной деятельности и мобилизацию интеллектуальных ресурсов. В условиях глобальной экономической конкуренции главенствующие позиции занимают государства, обеспечивающие наиболее благоприятные условия для инновационной деятельности и применяющие наиболее эффективные методы управления инновационными процессами. Успешность инновационной деятельности определяется, прежде всего, эффективностью реализации государственной инновационной политики.

Формирование инновационной модели развития региона происходит под действием общемировых и национальных тенденций, с учетом региональных инновационных приоритетов, не противоречащих государственным и соответствующих особенностям производственного, ресурсного, кадрового и научного потенциала. В этой связи, инновационную систему региона можно рассматривать как подсистемы инновационного сектора страны и социально - экономической сферы региона. Следовательно, создание инновационной системы предполагает формирование комплекса научных, техническо-технологических, социально-экономических, правовых условий для устойчивого развития экономики, повышения жизненного уровня населения на основе трансформаций экономики региона и создания конкурентоспособной продукции. Исходя из этого, основными целями инновационной политики региона являются:

перманентное наращивание конкурентных преимуществ,

активизация инновационных процессов,

повышение уровня развития инновационного потенциала,

создание благоприятного инвестиционного климата,

повышение инновационной активности.

Развитие региона на основе инноваций является важнейшим фактором его конкурентоспособности. В общем виде, инновационный процесс можно представить как механизм повышения инновационной активности, включающий в себя наличие действенной региональной инновационной системы, для реализации имеющегося инновационного потенциала в сложившихся условиях, с целью создания востребованных инновационных продуктов, их дальнейшей успешной коммерциализации и как следствие повышение конкурентоспособности региона.

Разработка стратегии региональной инновационной политики, должна, прежде всего, соответствовать приоритетам социально-экономического развития региона в целом. Основными направления стратегии социально-экономического развития АР Крым на 2011-2020 гг. являются :

1) реформирование санаторно-курортного и туристического сектора, в частности всесторонняя реализация потенциала санаторно-курортного лечения и туризма за счет внедрения инновационных технологий в рекреационную деятельность;

2) формирование агросектора ХХI века, предполагающего развитие высококачественного сельскохозяйственного производства на базе современных наукоемких и экологически чистых технологиях;

3) модернизация отраслевой структуры промышленности, предполагающая создание конкурентоспособной промышленности на основании использования передовых достижений науки и техники в производственной деятельности;

4) развитие транспортного потенциала, включающего повышение уровня, качества и диверсификации транспортных коммуникаций;

5) создание условий для повышения уровня жизни населения.

Инновационное развитие экономики АР Крым, с учетом основных направлений социально-экономического развития, предполагает :

усиление инновационной ориентации экономики, увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции, курортно-реакционных услуг и развития социальной сферы;

экологизацию производства, сбалансированное использование и восстановление рекреационных и других природных ресурсов;

ускорение развития приоритетных отраслей экономики, обеспечивающих население и рекреационно-туристический комплекс высококачественными продуктами питания, товарами и услугами, расширение их экспортных возможностей.

Основой разработки инновационной политики на региональном уровне является комплексное исследование имеющегося инновационного потенциала, его динамику, результатов реализации. Уровень развития инновационного потенциала отражает эффективность инновационной деятельности, определяет приоритетные направления развития экономики региона (табл.1).

Таблица 1 - Показатели инновационной деятельности АР Крым в период 2005-2010 гг. .

Показатели

Количество инновационно активных предприятий, ед.

Объем реализованной инновационной продукции, млн. грн.

Объем затрат на инновационную деятельность, млн. грн

Объем затрат на исследования и разработки в промышленности, млн. грн

Удельный вес реализованной инновационной продукции в объеме промышленной, %

Доля промышленных предприятий, внедряющих инновации, %

Количество выполненных научно-технических работ, ед.

Удельный вес инновационно активных предприятий АР Крым в общем объеме предприятий Украины, %

Характеризуя развитие инновационной деятельности в АР Крым, следует отметить, что до начала кризисных явлений 2008 г. наблюдается позитивная тенденция инновационного развития, но по результативности, в сравнении с лидирующими регионами Украины, Крым значительно отстает. За последние годы, экономика региона продолжает медленно наращивать утраченные показатели инновационного развития, однако принимая во внимание то, что износ основных фондов в АР Крым с каждым годом увеличивается и продолжает использоваться устаревшая материально-техническая база, сокращая при этом результативность производства, необходимо безотлагательно активизировать процесс инновационной деятельности, посредствам реализации действенной государственной инновационной политики.

Важнейшим показателем инновационности экономики является инновационная активность предприятий, среди факторов, сдерживающих инновационные процессы на предприятиях, выделяют такие как :

недостаточность собственных денежных средств (44,5%),

высокая денежная стоимость инновационных затрат (34,8%),

наличие более конкурентоспособных организаций (20,3%),

недостаточность государственного финансирования (19,4%),

недостаточность внешнего финансирования (16,3%) и другие (табл. 2).

Таблица 2 - Распределение факторов, сдерживающих инновационные процессы в АР Крым .

Число случаев в % от общего их количества, когда предприятие указало на предлагаемый фактор

Недостаточность средств в пределах организации или группы

Инновационные затраты слишком высокие

На рынке преобладают хорошо оснащенные организации

Недостаточное государственное финансирование

Недостаточное финансирование с источников за пределами организации

Трудно найти партнеров по сотрудничеству

Нет надобности, так как нет спроса на инновации

Недостаточно квалификационного персонала

Отсутствует точная информация о спросе на инновационные товары (услуги)

Недостаточно информации о рынках

Недостаточно информации о технологиях

Нет надобности, так как недавно были внедрены инновации

Следовательно, для предприятий автономии, наиболее значимым сдерживающим фактором инновационного процесса является нехватка финансирования, причем всех источников: собственных, государственных и иных привлеченных средств.

АР Крым обладает значительным научно-техническим и инновационным потенциалом для развития инновационной деятельности, однако, вследствие накопившихся нерешенных проблем, в частности увеличения разрыва между наукой и производством; затянувшаяся трансформация административно-командного управления экономикой в рыночную систему хозяйствования; отсутствие льгот и преференций, а также благоприятных условий для финансирования инновационной деятельности; отсутствие последовательного и системного характера проведения инновационного менеджмента в регионе, инновационное развитие региона становится крайне затруднительным.

С учетом региональных инновационных приоритетов, анализа развития инновационной деятельности АР Крым и рассмотрением существующих проблем развития инновационной деятельности в регионе, для интенсификации и эффективности инновационной деятельности необходимо проведение следующих мероприятий:

формирование региональной системы управления инновационной деятельностью;

формирование эффективной инновационно-инвестиционной стратегии для развития рекреационно-туристического комплекса - как базовой отрасли экономики региона;

формирование кластеров "инновационной активности" - как эффективного инструмента активизации инновационной деятельности.

В сложившихся экономических условиях развития АР Крым, одним из основных стратегических приоритетов, является формирование региональной инновационной системы, обладающей развитой инфраструктурой и эффективным механизмом регулирования. Эффективное управление инновационным процессом необходимо для реализации следующих мероприятий:

координации научных исследований,

стимулировании инновационной активности,

усовершенствовании законодательной базы,

целевом финансировании,

регулировании международного сотрудничества и пр.

Совершенствование системы управления инновационной деятельностью должно быть основано на создании систем соответствующих органов управления инновационными процессами в АР Крым. Основными элементами которого, по нашему мнению, могут быть:

региональный инновационный фонд - ведущий орган по интенсификации инновационной деятельности региона;

региональный венчурный фонд, осуществляющий поддержку инновационного бизнеса;

региональный центр инновационного развития;

центр инжиниринга и трансферта технологий;

совет научно-технической деятельности;

центр технологических исследований;

фонд поддержки малого и среднего бизнеса;

центр маркетингово-аналитических исследований и экспертизы;

агентства по привлечению инвестиций.

Главным моментом в формировании региональной системы управления инновационной деятельностью является определение основополагающей роли государства в осуществлении финансовой поддержки и внедрении организационных и нормативно-правовых мероприятий.

С учетом специфики нашего полуострова, разработанная правительством программа социально-экономического развития Крым на 2011-2020 гг., определяет одним из важнейших стратегических приоритетов - эффективное функционирование рекреационно туристического комплекса и формирование его на инновационной основе как основной отрасли экономики республики. Важным в данном направлении является формирование эффективной инновационно-инвестиционной стратегии региона, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата, повышающего инновационную привлекательность региона для иностранных инвесторов, реформирование налогового законодательства для активизации инвестиционной деятельности, актуализация инвестирования в кадровый потенциал, для повышения интеллектуального потенциала региона.

Инновационным направлением развития туристической отрасли в Крыму должно стать создание курортополисов в прибрежных городах. Организация курортополисов, предусматривает создание свободных экономических зон, и способствует развитию инфраструктуры городов, активизации инвестиционной деятельности, а, следовательно, улучшению инвестиционного климата. В связи с этим целесообразно предоставить Южном берегу Крыма (ЮБК) статус туристическо-рекреационной зоны, свободной от налогов и имеющей различные виды льготного налогообложения, способствующей появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии гостеприимства, отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

Обязательным условием развития региональной инновационной модели АРК является использовании кластерной стратегии. Характерная для инновационного кластера коммуникационная сеть создаст благоприятные условия для диффузии новых технологий и основывается с учетом комбинации внутренних возможностей и внешних стимулов участников для активизации инновационной деятельности. Осуществление структурных преобразований региона на основе развития кластеров заключается в формировании инновационных кластеров как целостной системы создания новых продуктов и технологий, взаимосвязанных между собой и сконцентрированных в определенном экономическом пространстве. Целесообразным является создание следующих кластеров "инновационной активности":

промышленных парков (Бахчисарай, Джанкой, Красноперекопск),

агропромышленных комплексов (Красногвардейское, Джанкой),

наукоемких кластеров (Симферополь, Севастополь).

Выводы. В результате проведенного исследования выявили основные аспекты развития инновационной деятельности в АР Крым, определили приоритетные мероприятия для активизации инновационного процесса в регионе, в частности касающиеся усовершенствования системы инновационного менеджмента в регионе, создания эффективной инновационно-инвестиционной стратегии, формирования инновационных структур в туристической отрасли, развития экономики региона на основе кластерной стратегии. Проведение данных мероприятий направлено на активизацию инновационного развития региона, повышение его конкурентоспособности, улучшению социально-экономического положения и обеспечения устойчивого развития.

управление инновационная модель активизация

Библиографический список использованной литературы

1. Крым в условиях глобализации мировой экономики: монография / под ред. проф.А.М. Клейменова. - Симферополь: КРП "Изд-во "Крымучпедгиз", 2008. - 196 с.

2. Наукова діяльність в Автономній Республіці Крим: стат. зб. - Сімферополь: Голов. упр. статистики в АРК, 2011. - 266 с.

3. Организация территориальных инновационных структур (полисов): [Электронный ресурс] // Труды Крымской Академии Наук. - Режим доступа: http://www.crimea.edu

4. Резник В.Г. Внедрение инновационных технологий - путь повышения конкурентоспособности малых предприятий Крыма / В.Г. Резник // Наука и бизнес. Проблемы развития малого инновационного предпринимательства: материалы науч. - практ. конф. - Симферополь: Минэконом АРК, 2008. - 131 с.

5. Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minek-crimea.gov.ua

6. Тухбатуллина А.Б. Региональная инновационная система как основа формирования кластеров в регионе / А.Б. Тухбатуллина // Социально-экономические явления и процессы. - 2008. - №4 (012). - С.79-82

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и принципы, формирование инновационной политики. Государственная поддержка и текущее состояние инновационной деятельности. Инструменты и федеральные программы в сфере государственной инновационной политики. Создание инновационной системы.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2008

    Роль государства в регулировании инновационной деятельности. Цели и приоритеты инновационной политики. Методы государственного управления инновационной политикой в Беларуси. Приоритетные задачи и направления инновационного развития РБ на 2011-2015 гг.

    контрольная работа , добавлен 29.06.2011

    Сущность инноваций и инновационной деятельности. Анализ регулирования и поддержки инновационной деятельности в России. Полезные примеры зарубежного опыта для российской инновационной деятельности. Перспективы развития инновационной деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2012

    Принципы построения эффективной модели управления инновационной деятельностью в условиях кризиса: системный и динамический подходы; проявление необходимости и случайности. Организация инновационной деятельности: показатели, источники финансирования.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2013

    Инновации и конкурентоспособность предприятия. Организационные формы реализации инновационной деятельности. Расчет экономического эффекта. Разработка предложений по совершенствованию управления инновационной деятельностью ОАО "Пинский мясокомбинат".

    курсовая работа , добавлен 22.04.2013

    Причины, которые сдерживают развитие инновационной деятельности в России. Изменения в федеральном законодательстве, направленные на развитие государственной поддержки в этой области. О состоянии и перспективе активизации инновационной деятельности.

    доклад , добавлен 24.02.2009

    Правовые основы инновационной деятельности в Республике Казахстан. Цели и задачи развития национальной инновационной системы. Технопарки - основополагающий элемент создаваемой в республике национальной инновационной системы. Значение венчурных инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2011

    Организация инновационной деятельности предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Республике Беларусь. Планирование развития инновационной деятельности на примере ОАО "Гомельстройматериалы".

    курсовая работа , добавлен 29.11.2010

    Уровни технологического развития и технологические уклады, структура и проблемы национальной инновационной системы России. Выбор стратегических приоритетов научно-технического и инновационного развития. Правовое обеспечение инновационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    Анализ инноваций, инновационной деятельности и управления. Понятия инновации и инновационной деятельности. Технология управления инновационным процессом. Элементы организационного обеспечения управления эффективностью инновационной деятельности.

Докладчиком по концепции создания кластера выступил член Общественного совета при Министерстве энергетики Российской Федерации, эксперт Консультативного совета Комитета Государственной Думы по энергетике, руководитель секции «Наука, инновации и подготовка кадров в области энергосбережения» Научно-экспертного совета при Рабочей группе по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Совета Федерации Сергей Кренц.

На конференции присутствовали представители ведущих НИИ в области инноваций Республики Крым и города Севастополя, представители образовательных учреждений, участвующих в подготовке специалистов и управленцев для инновационных компаний региона, представители инновационных компаний Республики Крым и Севастополя.

В своём докладе Сергей Кренц отметил, что для Республики Крым внедрение механизмов активизации инновационной деятельности субъектов предпринимательства во всех сферах хозяйствования рассматривается как важнейшее условие структурной перестройки экономики, создания привлекательного инвестиционного имиджа, решения социальных вопросов Республики Крым.

Осознавая приоритетность развития курортно-рекреационной сферы, следует отметить, что базовую основу экономики Республики Крым составляют предприятия промышленности, транспорта, связи и ТЭК, обеспечивая порядка 40 % поступлений в бюджеты всех уровней. Республика Крым имеет достаточно развитую инфраструктуру промышленного производства — это 275 предприятий добывающей отрасли, машиностроения, судостроения и судоремонта, пищевой и химической промышленности, производства и распределения электроэнергии, газа, тепла и воды.

Анализ инновационной деятельности в сфере промышленности за последние 10 лет показал, что в производство внедрено порядка 400 новых прогрессивных технологических процессов, из них третья часть — ресурсосберегающие (117). Объём реализованной инновационной продукции за данный период составил около 12 млрд рублей.

Наибольшее число инновационно-активных предприятий составляют предприятия машиностроения. «Завод «Фиолент», ОАО «Симферопольский завод пластмасс», ОАО «Пневматика», Феодосийский казённый оптический завод, ООО «Керченский стрелочный завод», ОАО «Машиностроительный завод «СЭЛМА», УПП УТОС «Крым Пак».

Производственникам нужны не просто идеи и научные разработки, а конкретные технологии, конструкторская документация и опытные образцы с показателями, способными обеспечить мировую конкурентоспособность товаров.

О прорыве в высокотехнологической сфере можно будет говорить только тогда, когда научные учреждения и высшие учебные заведения будут считать эту работу одной из главных задач, когда предприятия займутся выпуском новой продукции на основе новых знаний, когда полноценным связующим звеном на всех этапах производства инновационного продукта станет организованная инновационная инфраструктура.

Нужна система отбора и экспертная оценка предложений учёных и специалистов. Это позволит организовать разработку инновационных проектов и бизнес-планов, понятных и привлекательных для инвесторов.

Создание благоприятных условий для вложения инвестиций в промышленное производство рассматривается как приоритетное направление промышленной политики Республики Крым.

В сфере промышленного производства необходимо сформировать портфель инвестиционных и инновационных проектов, которые направлены на коренную реконструкцию и модернизацию производств, внедрение новых технологических процессов и энергосберегающего оборудования.

Создание регионального инновационно-промышленного кластера в области промышленных технологий, производства строительных материалов, возобновляемой и распределённой энергетики в Республике Крым будет в значительной степени способствовать развитию и перевооружению действующих промышленных производств в Республике Крым, решению остро стоящих перед предприятиями задач по снижению зависимости от импорта, производству восстановительных ремонтов, внедрению высокотехнологичных наукоёмких производств, развитию возобновляемой и распределённой энергетики.

В соответствии с решениями Правительства РФ, кластерный подход, обеспечивает конкурентный потенциал развития региона, высокий уровень кооперации крупных корпораций и организаций ОПК, с одной стороны, с микро-, малым и средним бизнесами, научными организациями ФАНО и РАН, ВУЗами — с другой стороны. Существует большой технологический, научный и образовательный задел в области промышленности, производства строительных материалов, возобновляемой и распределённой энергетики.

Основные цели создания инновационнопромышленного кластера Республики Крым:

1. Привлечение инвестиций, как иностранных, так и отечественных для осуществления инвесторами производственной, научно-исследовательской, инновационной и другой предпринимательской деятельности, не запрещённой законодательством Российской Федерации на основе организации производственной инфраструктуры, а также на основе разработанного специального законодательства, которое будет регламентировать деятельность кластера, включая предоставление некоторых определённых льгот.

2. Развитие инновационной деятельности, отвечающее приоритетам в сфере развития промышленности и услуг, направленной на создание конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.

3. Создание новых рабочих мест, повышение уровня заработной платы.

Принципиально важным для успешного и устойчивого развития инновационного кластера является наличие мощного научно-исследовательского ядра, способного обеспечить разработку собственной инновационной продукции

Характерными чертами создаваемого кластера могут стать: предоставление коммуникаций всех типов, необходимых для организации производственного процесса; наличие производственных, складских и офисных помещений в пределах территории кластера (возможно наличие гостиницы); профессиональная и эффективная система организации подъездных путей, мест стоянки грузового и легкового автотранспорта, зон погрузки- выгрузки, контрольно-пропускных зон и др.; система организации работы кластера, в том числе предоставление различных видов услуг компаниям-резидентам инновационно-промышленного кластера, в том числе информационно-консалтинговых и юридических; поддержка развития кластера местными органами самоуправления и исполнительными органами власти; близость основных транспортных коридоров (автомагистрали, железная дорога, аэропорты, трубопроводы и т.д.); наличие приемлемо-профессионального уровня и стоимости рабочей силы; возможность подведения необходимых коммуникаций; близость к сырью и материальным ресурсам.

Приоритетность создания производственной деятельности кластера будет определяться в рамках действующего законодательства Российской Федерации в сфере кластерной политики, а также инвестиционной и инновационной деятельности.

Для Республики Крым актуальны следующие направления: ресурсосберегающие технологии и новые источники энергии; машиностроение и приборостроение; микроэлектроника; развитие химических и биотехнологий; высокотехнологичное развитие сельского хозяйства и переработки сельско-хозяйственной продукции; строительство, производство строительных материалов и средств малой механизации; медицинское оборудование и технологии; производство товаров бытового назначения и продукции для курортнорекреационной сферы. Принципиально важным для успешного развития инновационного кластера является наличие мощного научно-исследовательского ядра, охватывающего достаточно широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований, способных обеспечить разработку инновационной продукции.

Рассмотрение основных факторов обеспечения инновационного роста высокотехнологичных отраслей России на имеющихся примерах позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях может быть эффективной поддержка перспективных производств. Требуется государственная поддержка фундаментальных исследований, основных научноисследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), процесса обновления производственной базы посредством бюджетного финансирования и государственного заказа на соответствующую продукцию. Правительственные решения должны обеспечивать благоприятные условия для развития и продвижения продукции инновационных кластеров, технологических платформ.

Формирование кластерной системы России, её ориентированность на экономическую эффективность, инновационную специализацию постепенно начинает оказывать влияние на формирование стратегии развития России. Вместе с тем надо понимать, что система российских инновационных кластеров будет эффективна и востребована в полной мере лишь тогда, когда будут реализовываться крупные проекты развития в масштабах страны. При этом в первую очередь должны быть востребованы собственные научные, производственные, кадровые ресурсы России.

По итогам обсуждений предложенного проекта по организации кластера в области промышленных технологий, производства строительных материалов, возобновляемой и распределённой энергетики в Республике Крым было принято решение обратиться к главе Республики Крым С. В. Аксенову с просьбой поддержать идею создания кластера и выступить с ходатайством перед Министерством промышленности и торговли российской Федерации о предоставлении проекту статуса «пилотного» и выделении финансирования на организационные расходы по созданию кластера.