Боевой состав самолетов авианосца типа форрестол. Авианосец форрестол

День 29 июля 1967 года для моряков с авианосца «Форрестол» поначалу мало чем отличался от других дней того лета. Шла полным ходом война в Индокитае, и пилоты готовились к очередным рейдам на Северный Вьетнам. В тот раз на задание должны были вылететь 12 штурмовиков «Скайхок», семь истребителей «Фантом» и два самолета-разведчика «Виджилент». Подготовка шла обычным порядком, пока в 10.53 по местному времени вдруг не взорвался подвесной топливный бак одного из «Скайхоков».

Пламя мгновенно охватило не только этот самолет, но и пару соседних. Над «Форрестолом» взвилось облако черного дыма.Аварийные команды сразу же приступили к тушению пожара. Поскольку разлившееся и горевшее на палубе топливо вплотную приблизилось к другим самолетам, пришлось столкнуть их за борт. Туда же полетели и подготовленные к подвеске боеприпасы. Но не все. Часть из них все же взорвалась, образовав в летной палубе солидные дыры. Через них огонь стал распространяться по внутренним помещениям авианосца. Борьба со стихией продолжалась почти сутки.

Когда пожар был наконец потушен, казалось, что «Форрестол» вышел из жесточайшего сражения. Из десяти его палуб шесть были повреждены.
От разрыва авиабомб в броневой полетной палубе образовалось семь пробоин, диаметром до семи метров каждая. В огне полностью сгорели 29 самолетов. Еще 42 машины были серьезно повреждены. Погибли 134 человека, 64 получили ожоги и ранения. Ущерб, причиненный пожаром, составил 135 млн долларов в ценах того времени. В переводе на сегодняшний курс это более 1,5 миллиарда долларов.

Диверсия? Но авианосец находился достаточно далеко от берега, чтобы на него могли проникнуть боевые пловцы. Ракета с берега? Тоже маловероятно - вьетнамцы в то время располагали лишь зенитными ракетами.

П.С.
Просматривая журнал камрада нашла интересную переписку по поводу этой истории (пардон, но источник не дам). Тем более, что один из авторов, пишущий о Маккейне, давно проживает в США.

Маккейна.., врага Америки, который единственный из живых потопил целый американский авианосец, и Америка его простила, но лучше бы не прощала, так как его авантюры похоронили столько денег, сколько хватило бы на постройку не одного авианосца.
29 июля 1967 во время пожара на «Форрестоле» Маккейн чуть было не погиб. Случайно выпущенная неуправляемая ракета поразила его самолёт(по другой версии Маккейн выпустил ракету), который готовился к взлёту с палубы. Ему удалось спастись, спрыгнув на палубу. В последующем за взрывом пожаре погибли 134 и ранены 62 моряка ВМС США. Были безвозвратно утеряны более 20 самолетов. Маккейн был ранен шрапнелью в ноги и грудь. После того, как «Форрестол» был отправлен в ремонт,
Папа адмирал, говарят, помог ему выкрутиться. Для другого смертного,такая ошибка, это "смерть" в карьере

Американсий авианосец «Форрестол», названный в честь первого министра обороны США , пятые сутки нес боевую вахту у берегов Вьетнама в Тонкинском заливе. С утра пилоты готовили самолеты ко второму вылету. В тот раз на задание должны были вылететь 12 штурмовиков «Скайхок», семь истребителей «Фантом» и два самолета-разведчика «Виджилент».

В 10.53 по местному времени из подкрыльевой кассетницы одного из самолетов вдруг самопроизвольно запустился неуправляемый реактивный снаряд Mk 32 Zuni. Ракета не взорвалась, и, возможно, это происшествие не обернулось бы трагедией, но она угодила в подвесной топливный бак «Скайхока». Бак сорвало с крыла, вылившееся на палубу топливо моментально воспламенилось. Из-за жара начали взрываться топливные баки других самолетов, пламя охватило палубу. Над «Форрестолом» взвилось облако черного дыма.

Затем стали взрываться бомбы.

Первая рванула спустя всего полторы минуты после начала пожара. Это была бомба старого образца AN-M65, сорвавшаяся с подвески одного из самолетов. Сам самолет разнесло на куски взрывом, осколки убили большую часть пожарной команды и пробили топливные баки стоявших рядом самолетов.

Всего взорвалось девять бомб. Из-за взрывов в палубе образовались большие отверстия, и горящее топливо потекло вниз, на палубу ангара и в жилые помещения.

Аварийные команды начали тушить пожар сразу же. Пилоты сталкивали за борт уцелевшие самолеты, сбрасывали боеприпасы.

Пожар у полетной палубы удалось потушить только через полтора часа, в нижних отсеках огонь взяли под контроль к двум часам дня, а полностью потушить пожары команде удалось лишь на следующее утро. «Форрестол» выглядел так, словно пережил жесточайшее сражение: шесть из десяти палуб были повреждены, диаметр пробоин на полетной палубе доходил до семи метров.

Вечером к авианосцу подошло госпитальное судно, чтобы забрать пострадавших.

Всего в пожаре погибли 134 человека, был ранен 161. Огонь и соленая вода уничтожили при тушении 21 самолет, еще 42 были серьезно повреждены.

Самолет, в который попала сорвавшаяся ракета, принадлежал будущему сенатору Джону у, тогда — 31-летнему пилоту.

Как и другие пилоты, он готовился к вылету. Он как раз забрал шлем у своего приятеля Тома Отта, который помогал ему протереть стекло, когда ракета угодила в самолет.

«В следующее мгновение «Зуни» ударила в топливный бак моего самолета и разорвала его, поджигая 200 галлонов (757 л. — «Газета.Ru») топлива, выплеснувшегося на палубу, сбивая мои бомбы. Тома Отта я больше никогда не видел», — писал Маккейн в мемуарах Faith of My Fathers.

Маккейн выскочил из кабины самолета, добежал до носа, забрался на заправочную штангу и прыгнул вниз с высоты трех метров.

«Когда я прокатился сквозь стену огня, мой костюм загорелся. Я сбил пламя и побежал к правому борту так быстро, как мог.

Куски горячей шрапнели от взорвавшейся бомбы вонзились мне в ноги и грудь. Вокруг меня был хаос.

Самолеты горели. Куски тел, обломки корабля и самолетов падали с палубы. Пилоты кидались в огонь, загнанные огнем в угол люди бросались за борт. Другие ракеты проносились по палубе. Взрывы проломили палубу, и огонь распространился ниже», — описывал он катастрофу.

Корабельный лазарет был заполнен сгоревшими заживо людьми. Кто-то еще издавал тихие стоны, кто-то уже молчал и не двигался. «Они не кричали от агонии, потому что их нервные окончания были сожжены», — вспоминал Маккейн.

Почему же сорвалась ракета?

Механизм запуска подразумевал, что сначала ее нужно перевести из транспортного в боевое положение, затем вытащить чеку, которая блокирует пусковой механизм, и лишь затем при нажатии пусковой кнопки можно было запустить ракетный двигатель.

Но человеческая лень сыграла свою роль. Оружейники на палубе попросили своих коллег со склада сразу переводить ракеты в боевое положение, а уже потом поднимать их на палубу — на складе это делать проще, чем на продуваемой палубе под рев взлетающих самолетов. Самим же оружейникам оставалось лишь выдернуть чеку. Так ракета на полном боевом взводе и оказалась на самолете, который только ожидал своей очереди на взлет.

Чеку, вероятно, выдернуло сильным порывом ветра. Для запуска же оказалось необязательно нажимать кнопку — он мог произойти и из-за скачка напряжения при переключении самолета с внешнего источника электроснабжения на внутренний.

Допускались и другие версии — например, диверсия или атака с берега. Но они были отброшены как маловероятные.

Авианосец больше не мог продолжать летные операции — ему требовался капитальный ремонт. Его проводили на верфи Норфолка до февраля 1968 года. В море «Форрестол» вышел лишь в апреле. Общий ущерб составил $72 млн, а корабль получил пренебрежительную кличку Fire Stall — Огненное Стойло.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Эта статья была размещена в качестве комментария к статье – .

День 29 июля 1967 года для моряков с авианосца «Форрестол» поначалу мало чем отличался от других дней того лета. Шла полным ходом война в Индокитае, и пилоты готовились к очередным рейдам на Северный Вьетнам. В тот раз на задание должны были вылететь 12 штурмовиков «Скайхок», семь истребителей «Фантом» и два самолета-разведчика «Виджилент». Подготовка шла обычным порядком, пока в 10.53 по местному времени вдруг не взорвался подвесной топливный бак одного из «Скайхоков». Пламя мгновенно охватило не только этот самолет, но и пару соседних. Над «Форрестолом» взвилось облако черного дыма.

Аварийные команды сразу же приступили к тушению пожара. Поскольку разлившееся и горевшее на палубе топливо вплотную приблизилось к другим самолетам, пришлось столкнуть их за борт. Туда же полетели и подготовленные к подвеске боеприпасы. Но не все. Часть из них все же взорвалась, образовав в летной палубе солидные дыры. Через них огонь стал распространяться по внутренним помещениям авианосца. Борьба со стихией продолжалась почти сутки.

Когда пожар был наконец потушен, казалось, что «Форрестол» вышел из жесточайшего сражения. Из десяти его палуб шесть были повреждены. От разрыва авиабомб в броневой полетной палубе образовалось семь пробоин, диаметром до семи метров каждая. В огне полностью сгорели 29 самолетов. Еще 42 машины были серьезно повреждены. Погибли 134 человека, 64 получили ожоги и ранения. Ущерб, причиненный пожаром, составил 135 млн долларов в ценах того времени. В переводе на сегодняшний курс это более 1,5 миллиарда долларов.

Но почему произошел взрыв? Ответ на этот вопрос должна была дать комиссия под руководством контр-адмирала Форсайта Мейси. Немалую помощью адмиралу и его помощникам оказала видеопленка съемки, которую вел на палубе штатный оператор авианосца.

Но он направил камеру в нужную сторону уже после того, как на палубе прогремел взрыв. А что послужило его причиной?

Диверсия? Но авианосец находился достаточно далеко от берега, чтобы на него могли проникнуть боевые пловцы. Ракета с берега? Тоже маловероятно - вьетнамцы в то время располагали лишь зенитными ракетами.

Опросив оставшихся в живых свидетелей, адмирал пришел к выводу, что первопричиной взрыва была все же ракета. Но не с берега, а с одного из своих же штурмовиков. Она сорвалась и ударила по баку впереди стоящего «Скайхока».

Но почему произошел самопроизвольный запуск? Ведь разработчики ракеты утверждали, что на этот случай предусмотрена двойная блокировка. Во-первых, ракету нужно перевести из транспортного в боевое положение. Во-вторых, вытащить чеку, которая блокирует пусковой механизм. И лишь после этого при нажатии пусковой кнопки в кабине происходит запуск ракетного двигателя.

Но ракета все-таки запустилась. Как? В конце концов комиссии Мейси удалось разгадать эту загадку. Оказалось, все дело в рационализации. Человек по своей природе ленив и не любит делать лишнюю работу.

Поэтому оружейники на палубе попросили своих коллег, работавших на складе, заранее переводить ракеты в боевое положение, а уже потом поднимать их на палубу. В спокойной обстановке склада делать эту операцию сподручнее, чем на продуваемой палубе, при реве взлетающих самолетов.

На палубе оружейники после подвески лишь выдергивали чеку за привязанную к ней ленточку. «Но это же мог сделать за них и ветер», - к такому заключению пришли эксперты комиссии. И ракета на самолете, еще только ожидавшем своей очереди на взлет, оказалась на полном боевом взводе. Обычно же взвод, то есть выдергивание чеки, производилось непосредственно перед стартом.

Но почему все-таки ракета запустилась? Ведь пилот, будучи в здравом уме, не мог нажать пусковую кнопку, находясь еще на палубе. Нельзя сделать этого и случайно - кнопка прикрыта особым колпачком, который нужно специально приподнять…

Ответа на этот вопрос комиссия так и не нашла. И в своих рекомендациях лишь указала на недопустимость всякого рода рационализации, связанной с боеприпасами.

Казалось бы, трагедия у берегов Вьетнама должна была насторожить командование флотом и хоть чему-то научить моряков. Однако ЧП на американских авианосцах продолжались и после того, как «Форрестол» восстановили.

Так, например, серьезный инцидент произошел 14 января 1969 года. Жертвой пожара стал атомный авианосец «Энтерпрайз». Как и на «Форрестоле» за 18 месяцев до этого, на «Энтерпрайзе» шла подготовка самолетов к вылету. В 8.15 по местному времени первая волна самолетов взмыла в небо. К взлету готовилась следующая группа. Но подняться в воздух им не удалось.

На сей раз взрыв произошел из-за того, что какой-то разгильдяй припарковал рядом со штабелем ракет «Зуни» тягач. От его горячего выхлопа опять-таки произошел самозапуск одной из ракет. Она опять-таки врезалась в топливный бак стоявшего рядом штурмовика, и дальнейшее почти в точности напоминало сценарий событий на «Форрестоле».

Разве что в дополнение ко всему на «Энтерпрайзе» был еще и фейерверк из ракет «Зуни», которые хаотично разлетались во всех направлениях.

Последствия пожара

Итогом трагедии стала гибель 27 моряков и летчиков. Еще 343 человека были ранены.

Американский флот потерял 15 самолетов, стоимостью 5-7 млн. долларов каждый. Еще в 6,4 млн. долларов был оценен ущерб, нанесенный кораблю…

Непосредственным предшественником авианосцев типа «Forrestal » является заложенный 18 марта 1949 года, но так и недостроенный авианосец CVA-58 «United States ». Этот боевой корабль создавался как носитель реактивных истребителей и тяжелых стратегических бомбардировщиков и имел две угловые палубы и четыре паровые катапульты, обеспечивающие одновременный взлет четырех самолетов, расположенных под углом к диаметральной плоскости.

Однако в этом же году ВМС США потерпели драматическое поражение от своих же военно-воздушных сил, которым удалось доказать конгрессменам, что создавать одновременно стратегическую авиацию и авианосцы носители стратегических бомбардировщиков Америке не по карману. Вследствие этому стала отмена постройки авианосца «United States » через четыре дня после его закладки. Также политиками был наложен своеобразный мораторий на последующую закладку новых авианосцев , который просуществовал до начала боевых действий в Корее.

Война в Корее еще раз доказывала, что она может иметь характер локальных военных конфликтов между странами, опирающимися на любую поддержку противоборствующих крупных держав, поэтому по мнению американских военных специалистов стратегические бомбардировщики для такой цели не подходили. Лучше их справятся легкие самолеты фронтовой авиации на прекрасно защищенных аэродромах. Для этой функции как раз подходили тяжелые многоцелевые авианосцы , позволяющие быстро осуществлять маневр многочисленными авианосными соединениями и в течение длительного времени выполнять свои задачи.

Первым таким авианосцем в серии из четырех стал CVA-59 «Forrestal ». был заложен на верфи «Newport News Shipbuilding »14 июля 1952 года, а поступил на вооружение 1 декабря 1955 года. На этом же судостроительном предприятии 10 августа 1954 года был построен однотипный корабль CVA-61 «Ranger ». Остальные авианосцы CVA-60 «Saratoga » и CVA-62 «Independence » на верфи «New York Navy Yard » в апреле 1956 года и 10 января 1959 года соответственно. Изначально эти корабли классифицировались как ударные авианосцы и имели обозначение CVA (Carrier Vessel Attack ), но в 1975 году их уже отнесли к многоцелевым авианосцам и получили наименование CV (Carrier Vessel ).

авианосцы типа «Forrestal»

авианосец «Forrestal» CVA-59

авианосец « USS Saratoga» CVA-60

авианосец «USS Ranger» CVA-61

авианосец «USS Independence» CVA-62

В настоящее время все четыре авианосца типа «Forrestal » исключены из боевого состава флота, но два из них «Ranger » и «Independence » еще числятся в резерве.

Авианосец «Forrestal » разрабатывался с учетом размещения на нем до 90 реактивных самолетов с максимальной массой до 35 тонн. В проектно-технической документации был учтен опыт второй мировой войны, а в основу проекта заложены многие технические решения несостоявшегося авианосца CVA-58 «United States ». Также предусматривалась возможность модернизации боевых кораблей этого класса.

Авианосец «Forrestal » представляет собой корабль со сплошной полетной палубой и шестиярусной надстройкой.

Корпус корабля спроектирован с учетом требований обеспечения высокой живучести и мореходности. Он имеет острые носовые обводы в районе ватерлинии, широкую кормовую оконечность с плоским, слегка закругленным транцем и характерный форштевень, повторенный впоследствии на многих американских авианосцах.

Практически все конструкции выполнены из стали. Броневая сталь использована при изготовлении полетной палубы и переборок бортовой конструктивной защиты. Эта защита состоит из пяти продольных броневых переборок, доведенных до четвертой палубы и простирающихся по всему кораблю, включая и район носовых погребов боезапаса, где она также состоит из нескольких переборок. Общая ширина отсеков бортовой конструктивной защиты достигает до 7 м, в то время как суммарная толщина бортовой брони и продольных броневых переборок составляет 150 мм.

Образованные переборками отсеки заполняются топливом, водой или специальным пористым наполнителем. Обеспечению непотопляемости способствует разделение корпуса водонепроницаемыми переборками на ряд главных водонепроницаемых отсеков с мощными водоотливными системами.

На авианосце «Forrestal » оборудована односторонняя угловая палуба, которая оснащена четырьмя катапультами и аэрофинишером. Взлетная палуба, а также расположенные под ней три палубы, включая ангарную, изготовлены из броневой стали. В зоне старта летательных аппаратов предусмотрены меры по защите палубы от чрезмерного нагрева. В частности, там установлены алюминиевые панели, внутри которых циркулирует охлаждающая жидкость. Полеты обеспечиваются автоматической всепогодной системой вывода и посадки самолета на палубу SPN-42. Система включает станцию радиолокационного сопровождения, аппаратуру стабилизации, навигационную РЛС и пульт отображения воздушной обстановки и управления ею.

Система позволяет одновременный вывод на посадку двух самолетов с интервалом 20 секунд. После подключения бортового оборудования самолета с корабельным комплексом система автоматически наводит летательный аппарат на корабельную тормозную систему. Одновременно предусмотрена возможность управления посадкой самим летчиком или управляющими полетами. Такая система позволяет в два раза увеличить количество посадок самолетов в темное время суток при одновременном повышении их безопасности.

Под взлетной палубой находится закрытый ангар общей площадью 18000 кв. метра, что значительно повысило качество технического обслуживания самолетов. Для подачи самолетов из ангара на полетную палубу используются четыре самолетоподъемника, которые относятся к типу бортовых, то бишь размещены по периметру полетной палубы. Благодаря этому удалось сохранить полезную площадь, а также практически избежать создания помех при перемещении самолетов и вертолетов по полетной палубе.

Из-за размещения в ангаре большого количества авиационного топлива, боеприпасов и запасов кислорода ангар является объектом повышенной пожароопасности. Для локализации возможного пожара предусмотрено разделение ангара на несколько автономных отсеков с помощью огнестойких штор, а также использование пожарных систем, брандспойтов, пеногонного оборудования и системы орошения. Все это оборудование было использовано 29 июля 1967 года, когда вследствие случайного пуска неуправляемая ракета с штурмового самолета А-4, стоявший на полетной палубе, взорвалась и горящее топливо проникло в ангар. Ситуацию усугубило то, что загорелись стоявшие на полетной палубе самолеты и начал детонировать боезапас. Борьба с пламенем длилась 13 часов. В результате инцидента погибло 134 человека. Авианосец удалось спасти, и после проведения восьмимесячного ремонта корабль вернулся в боевой состав ВМС США.

пожар на борту авианосца «Forrestal»

ликвидация пожара

Авианосец «Forrestal » имеет относительно небольшую шестиярусную надстройку, которая расположена в средней части корабля со значительным сдвигом к правому борту. Она используется для размещения флагманского командного поста, ходовой, штурманской и оперативной рубок, постов управления полетами, радиосвязи и РЛС, а также других служебных помещений. В надстройке находятся походные каюты командира корабля и флагмана.

Авианосцы типа «Forrestal » имеют обычную четырехвальную котлотурбинную главную энергетическую установку, включающую четыре эшелона машинно-котельных отделений. В состав каждого эшелона входят главный турбозубчатый агрегат и два котла. Считается, что такая компоновка позволила сократить протяженность машинно-котельных отделений до 20 процентов от длины корабля, а их объем - до 5,5 процентов объема корпуса. На ходовых испытаниях «Forrestal » развил мощность 281460 л. с. и скорость хода 32,8 узла. В качестве движителей использованы пятилопастные гребные винты диаметром 6,4 м.

В соответствии с проектом, на кораблях была размещена электроэнергетическая установка в составе восьми турбогенераторов мощностью по 1500 кВт и трех дизельгенераторов мощностью по 1000 кВт. Запас топлива для авиагруппы составляет 2,84 миллионов литров бензина и 2,97 миллионов литров керосина. Погреба авиационного боезапаса вмещают 1650 тонн бомб и ракет.

Радиоэлектронное вооружение авианосца типа «Forrestal » неоднократно модернизировалось. В 90-х годах в его состав входили: система отображения тактической обстановки и управления, РЛС поиска воздушных целей, всепогодные системы вывода и посадки самолетов, навигационные РЛС, станции спутниковой системы связи, РЛС зенитных ракетных и артиллерийских комплексов, а также аппаратуры навигационной системы и системы активного и пассивного радиоэлектронного противодействия и противоторпедной защиты.

Создание авианосцев типа «Forrestal » стало важным этапом в истории развития авианесущих кораблей. Заложенные в них основные конструктивные решения оказались настолько прогрессивными, что повторяются с небольшими изменениями во всех последующих американских , включая и суперсовременные атомные типа «Nimitz ».

в порту Bremerton (слева на право) «USS Ranger» (CV-61), «USS Independence» (CV-62), «USS Constellation» (CV-64)

Технические характеристики авианосца CVA-59 «Forrestal»:
Водоизмещение - 80643 тонн;
Длина - 326,1 м;
Ширина - 39,6 м;
Осадка - 11,3 м;
Энергетическая установка - паротурбинная мощностью 280000 л. с.;
Дальность плавания - 8000 миль;
Экипаж - 3126 человек;
Экипаж авиагруппы - 2089 человек;
Морская пехота - 72 человека;
Вооружение :
Зенитные ракетный комплекс «Sea Sparrow » - 3 пусковые установки по 8 ракет;
Артиллерийский комплекс Mk-15 «Vulcan Phalanx » 20 мм - 3 артустановки по 6 стволов;
Авиагруппа :
Самолеты F-14A - 20;
Самолеты F /A-18 - 36;
Самолеты EA-6B - 4;
Самолеты S-3A - 4
Вертолеты SH-60F - 4;

День 29 июля 1967 года для моряков с авианосца «Форрестол» поначалу мало чем отличался от других дней того лета. Шла полным ходом война в Индокитае, и пилоты готовились к очередным рейдам на Северный Вьетнам. В тот раз на задание должны были вылететь 12 штурмовиков «Скайхок», семь истребителей «Фантом» и два самолета-разведчика «Виджилент». Подготовка шла обычным порядком, пока в 10.53 по местному времени вдруг не взорвался подвесной топливный бак одного из «Скайхоков». Пламя мгновенно охватило не только этот самолет, но и пару соседних. Над «Форрестолом» взвилось облако черного дыма.

Аварийные команды сразу же приступили к тушению пожара. Поскольку разлившееся и горевшее на палубе топливо вплотную приблизилось к другим самолетам, пришлось столкнуть их за борт. Туда же полетели и подготовленные к подвеске боеприпасы. Но не все. Часть из них все же взорвалась, образовав в летной палубе солидные дыры. Через них огонь стал распространяться по внутренним помещениям авианосца. Борьба со стихией продолжалась почти сутки.

Когда пожар был наконец потушен, казалось, что «Форрестол» вышел из жесточайшего сражения. Из десяти его палуб шесть были повреждены. От разрыва авиабомб в броневой полетной палубе образовалось семь пробоин, диаметром до семи метров каждая. В огне полностью сгорели 29 самолетов. Еще 42 машины были серьезно повреждены. Погибли 134 человека, 64 получили ожоги и ранения. Ущерб, причиненный пожаром, составил 135 млн долларов в ценах того времени. В переводе на сегодняшний курс это более 1,5 миллиарда долларов.

Но почему произошел взрыв? Ответ на этот вопрос должна была дать комиссия под руководством контр-адмирала Форсайта Мейси. Немалую помощью адмиралу и его помощникам оказала видеопленка съемки, которую вел на палубе штатный оператор авианосца.

Но он направил камеру в нужную сторону уже после того, как на палубе прогремел взрыв. А что послужило его причиной?

Диверсия? Но авианосец находился достаточно далеко от берега, чтобы на него могли проникнуть боевые пловцы. Ракета с берега? Тоже маловероятно — вьетнамцы в то время располагали лишь зенитными ракетами.

Опросив оставшихся в живых свидетелей, адмирал пришел к выводу, что первопричиной взрыва была все же ракета. Но не с берега, а с одного из своих же штурмовиков. Она сорвалась и ударила по баку впереди стоящего «Скайхока».

Но почему произошел самопроизвольный запуск? Ведь разработчики ракеты утверждали, что на этот случай предусмотрена двойная блокировка. Во-первых, ракету нужно перевести из транспортного в боевое положение. Во-вторых, вытащить чеку, которая блокирует пусковой механизм. И лишь после этого при нажатии пусковой кнопки в кабине происходит запуск ракетного двигателя.

Но ракета все-таки запустилась. Как? В конце концов (комиссии Мейси удалось разгадать эту загадку. Оказалось, все дело в рационализации. Человек по своей природе ленив и не любит делать лишнюю работу.

Поэтому оружейники на палубе попросили своих коллег, работавших на складе, заранее переводить ракеты в боевое положение, а уже потом поднимать их на палубу. В спокойной обстановке склада делать эту операцию сподручнее, чем на продуваемой палубе, при реве взлетающих самолетов.

На палубе оружейники после подвески лишь выдергивали чеку за привязанную к ней ленточку. «Но это же мог сделать за них и ветер», — к такому заключению пришли эксперты комиссии. И ракета на самолете, еще только ожидавшем своей очереди на взлет, оказалась на полном боевом взводе. Обычно же взвод, то есть выдергивание чеки, производилось непосредственно перед стартом.

Но почему все-таки ракета запустилась? Ведь пилот, будучи в здравом уме, не мог нажать пусковую кнопку, находясь еще на палубе. Нельзя сделать этого и случайно — кнопка прикрыта особым колпачком, который нужно специально приподнять...

Ответа на этот вопрос комиссия так и не нашла. И в своих рекомендациях лишь указала на недопустимость всякого рода рационализации, связанной с боеприпасами.

Казалось бы, трагедия у берегов Вьетнама должна была насторожить командование флотом и хоть чему-то научить моряков. Однако ЧП на американских авианосцах продолжались и после того, как «Форрестол» восстановили.

Так, например, серьезный инцидент произошел 14 января 1969 года. Жертвой пожара стал атомный авианосец «Энтерпрайз». Как и на «Форрестоле» за 18 месяцев до этого, на «Энтерпрайзе» шла подготовка самолетов к вылету. В 8.15 по местному времени первая волна самолетов взмыла в небо. К взлету готовилась следующая группа. Но подняться в воздух им не удалось.

На сей раз взрыв произошел из-за того, что какой-то разгильдяй припарковал рядом со штабелем ракет «Зуни» тягач. От его горячего выхлопа опять-таки произошел самозапуск одной из ракет. Она опять-таки врезалась в топливный бак стоявшего рядом штурмовика, и дальнейшее почти в точности напоминало сценарий событий на «Форрестоле».

Разве что в дополнение ко всему на «Энтерпрайзе» был еще и фейерверк из ракет «Зуни», которые хаотично разлетались во всех направлениях.

Итогом трагедии стала гибель 27 моряков и летчиков. Еще 343 человека были ранены.

Американский флот потерял 15 самолетов, стоимостью 5—7 млн. долларов каждый. Еще в 6,4 млн. долларов был оценен ущерб, нанесенный кораблю...