Докажите что общение является видом деятельности. Общение как вид деятельности человека
Понятие общения всплывает не только в науках об обществе и человеке, но и в естественных науках. С точки зрения обществознания , общение - это способ передачи информации от одного человека другому. Это также процесс установки и эволюции контактов между людьми или группами людей.
Общение - это такой вид совместной деятельности человека, без которого невозможен любой другой вид совместной деятельности. Общение сопровождает многие виды труда.
Уникальность общения как вида деятельности заключается в следующем. Практически все виды деятельности строятся по принципу субъект-объект, то есть человек воздействует и модифицирует объект, - то, на что направлена его деятельность. Общение обычно строится по принципу субъект-субъект , то есть равноправное взаимодействие двух индивидов.
Функции общения.
В структуре общения психологи выделяют три стороны - восприятие, коммуникация и взаимодействие . Отсюда можно вывести три основные функции общения .
- Перцептивная функция. Она же - аффективно-коммуникативная . Проявляет эмоциональную сферу человека, его отношение к тому, что его окружает.
- Информационно-коммуникативная функция . Функция обмена информацией. Именно эту функцию чаще всего ассоциируют с понятием общения.
- Интерактивная функция . Она же - регуляционно-коммуникативная . Функция организации совместной деятельности.
Цели и виды общения.
Целей общения человека множество, но все они делятся на два типа:
- Общение как средство достижения какой-то другой цели , которая к общению отношения не имеет. Например, спросить у прохожего, как пройти на автовокзал, имеет реальную цель - не опоздать на автобус, и эта цель не связана напрямую с общением.
- Общение как самоцель . Когда вы звоните другу поболтать, ваше общение - это самоцель.
- Когнитивное . Обмен информацией.
- Эмоциональное. Обмен эмоциями. Эмоциональное заражение - то, благодаря чему возможен такой вид общения. Пример - рассказать кому-нибудь анекдот, чтобы поднять настроение.
- Мотивационное. Чаще всего цель такого общения - переубедить кого-либо, уговорить, агитировать и т.д.
- Деятельностное. Обмен умениями и навыками. Любая спортивная секция или кружок любителей пения - пример деятельностного общения.
- Материальное. Обмен материальными ценностями.
В качестве вывода можно заключить, что столь сложная деятельность, как общение,
В психологической теории деятельности общение рассматривается как один из ее видов. Оно имеет ту же структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствующей потребности и побуждается отвечающим ей мотивом, включает действия, направленные на имеющие смысловое отношение к мотиву цели. В каждом возрастном периоде общение имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно-мотивационной сферы.
Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Родившись, ребенок не может сам удовлетворить ни одной своей потребности - его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят, ему показывают яркие игрушки. Вырастая и становясь все больше самостоятельным, он продолжает зависеть от взрослого, который учит его ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из кубиков, отвечает на все его «почему?».
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1-2 месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком) должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.
Таким образом, в первый год жизни полноценное общение со взрослым является жизненно важным. Недостаточное или не соответствующее потребностям общение отрицательно сказывается на развитии и позже, причем проявление этого негативного влияния на разных возрастных этапах имеет свою специфику. Каждый возраст, принося новые возможности и новые потребности, требует особых форм общения.
М.И. Лисина изучала, как изменяется общение ребенка со взрослым человеком на протяжении детства. Она выделяла четыре формы общения (табл. 1.1).
1. Ситуативно-личностное общение, характерное для младенчества. Оно зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения. Ребенка привлекает личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.
2. Ситуативно-деловое общение. В раннем возрасте ребенок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности может быть реализована в совместных действиях со взрослыми. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно-деловым.
Прочитаем информацию
.
Общение
как философское понятие - специфический для субъектов способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми.
Общение классифицируют по
1. используемым средствам общения
:
- непосредственное - общение, которое происходит с помощью естественных органов (руки, голова, голосовые связки и т.д.).
- опосредованное - общение, которое происходит с использованием специальных средств и орудий (приспособленных или изобретенных)
- прямое - общение, которое предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга.
- косвенное - общение, которое осуществляется через посредников (других людей).
- общение между реальными субъектами (между двумя людьми)
- общение реального субъекта с иллюзорным партнером (человек с животным)
- общение реального субъекта с воображаемым партнером (подразумевается общение человека со своим внутренним голосом)
- общение воображаемых партнеров (литературные персонажи)
- диалог
- обмен мнениями в виде монолога или реплик
- социализации - формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности.
- познавательная - познание людьми друг друга.
- психологическая - осуществление определенного воздействия на психологическое состояние человека.
- отождествления (противопоставления) - выражение причастности человека к группе: «Я - свой» или «Я - чужой».
- организационная - организация совместной деятельности людей.
Коммуникация - процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает), а обратная связь между субъектами отсутствует.
Общение как вид деятельности
Общение - вид деятельности, в процессе которой происходит обмен информацией между равноправными субъектами деятельности, а также обмен идеями и эмоциями.Структура общения :
- субъект - тот, кто является инициатором общения (человек, социальные группы, слои, сообщества, человечество в целом).
- цель - то, ради чего у человека возникает необходимость в общении.
- содержание - та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому.
- средства - способы передачи, переработки, расшифровки информации (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.).
- получатель информации - тот, кто принимает информацию (человек, социальные группы, слои, сообщества, человечество в целом).
- общение - элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, эти два понятия тождественны, т.е. между ними можно поставить знак равенства.
- общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т.д.
- общение и деятельность - это противоположные понятия, две разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать и без деятельности.
1. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. - М. : Эксмо, 2008. 4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М. : АСТ: Астрель, 2008. 2. Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 3. Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2007.
Рассматривая общение как психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения является для нас термин коммуникативная деятельность.
Так, по мнению Г.М. Андреевой, они могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека; общение может выступать как сторона деятельности, а последняя - как условие общения; наконец, общение интерпретируется как особый вид деятельности. Андреева ратует за наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, при котором «общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда)».
Структура общения (по Андреевой):
Коммуникативная (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами).
Интерактивная (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями).
Перцептивная (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).
4. Общение и речь.
Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.
Итак, речь - это познавательный психический процесс, который заключается в совокупности произносимых и воспринимаемых человеком звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
В речи выражается психология отдельного человека. Речь является индивидуально своеобразной, в которой выражается психология отдельно взятого человека, а язык один для всех.
Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.п. Со словом же связано и представление о предмете или явлении.
Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация - общение состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств.
Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.
Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков - элементов разной сложности (звуков, слогов, слов и предложений) - безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека.
5. Структура и средства общения.
Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника; перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
К средствам общения относятся:
1. Язык - система слов, выражений и правила их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка, если я говорю слово "стол", я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, - это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка; но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный "субъективный" смысл - поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.
2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
3. Мимики, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
4. Жесты как средства общения могут быть общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения (кивок головой, пожатие плечами), или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.
5. Расстояние общения зависит от культурных и национальных традиций, от "степени доверия" к собеседнику.
В процедуре общения выделяют следующие этапы
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или спросить информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в общение.
2. Ориентировка в целях общения (в своих целях и целях собеседника), во внешней ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника; иногда ориентировка сводится к минимуму - люди общаются почти автоматически, готовыми фразами, не выбирая наилучших в данных условиях способов общения; иногда, если человек попадает в новую ситуацию с малознакомым собеседником, ему приходится ориентироваться в обстановке не только до общения, но и во время него, чутко следя за реакциями собеседника, "подстраиваться к нему", на ходу нащупывать наиболее эффективные способы общения.
4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно он скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться (решает как говорить, как себя вести).
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установленной обратной связи, корректировка направления, стиля, методов общения.